МФО ПРИМЕТ НА РАБОТУ БУХГАЛТЕРА.
МФО ПРИМЕТ НА РАБОТУ БУХГАЛТЕРА
Что такое МФО
Правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности определяются Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".
|
Микрофинансовая организация - это юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного учреждения), некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющее микрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Закон N 151-ФЗ) (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона N 151-ФЗ). Под микрофинансовой деятельностью понимается деятельность юридических лиц, имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии со ст. 3 Закона N 151-ФЗ, по предоставлению микрозаймов (микрофинансированию) (п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 151-ФЗ). Под договором микрозайма понимается договор займа, сумма которого не превышает 1 млн руб. Порядок и условия предоставления микрозаймов устанавливаются микрофинансовой организацией в правилах предоставления микрозаймов, утверждаемых органом управления микрофинансовой организации (п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 8 Закона N 151-ФЗ). |
В результате анализа правового положения микрофинансовых организаций можно выделить следующие присущие им особенности.
1. Микрофинансовые организации могут быть как коммерческими организациями - хозяйственными обществами и товариществами, так и некоммерческими организациями - фондом, некоммерческим партнерством, автономной некоммерческой организацией, учреждением (за исключением бюджетного учреждения). Согласно ст. 5 Закона N 151-ФЗ учредительные документы некоммерческих организаций должны содержать положение о том, что микрофинансовая деятельность является одним из видов деятельности, осуществляемых некоммерческой организацией.
2. Законом установлено требование о том, что сведения о микрофинансовой организации должны быть внесены в Государственный реестр микрофинансовых организаций. Ведением этого Реестра в настоящее время занимается Федеральная служба по финансовым рынкам. Заявителю этот орган выдает свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в Государственный реестр микрофинансовых организаций.
3. Установлены определенные ограничения по осуществляемым видам деятельности.
- Микрофинансовая организация не вправе привлекать денежные средства физических лиц, за исключением учредителей, и лиц, предоставляющих денежные средства на основании договора займа в сумме 1 млн 500 тыс. руб. или более по одному договору займа с одним заимодавцем.
- Выдавать займы в иностранной валюте.
- Осуществлять любые виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
- Выступать поручителем по обязательствам своих учредителей, а также иным способом обеспечивать исполнение обязательств указанными лицами.
4. Микрофинансовая организация не вправе в одностороннем порядке изменять процентные ставки и порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров; применять к заемщикам - физическим лицам санкции за досрочный возврат микрозайма; выдавать заемщику микрозаем, если сумма обязательств заемщика перед микрофинансовой организацией по договорам микрозайма превысит 1 млн руб.
5. К финансовой устойчивости микрофинансовой организации установлены определенные требования. Это ограничения по совершению сделок при уменьшении имущества на 10 и более процентов балансовой стоимости активов МФО.
В соответствии со пп. 5 п. 4 ст. 14 Закона N 151-ФЗ ФСФР устанавливает экономические нормативы достаточности собственных средств и ликвидности для организаций, привлекающих денежные средства физических и юридических лиц.
Министерство финансов Российской Федерации во исполнение этих положений Закона утвердило Приказ от 30 марта 2012 г. N 42н "Об утверждении числовых значений и порядка расчета экономических нормативов достаточности собственных средств и ликвидности для микрофинансовых организаций, привлекающих денежные средства физических лиц и юридических лиц в виде займов".
6. В соответствии со ст. 15 Закона N 151-ФЗ микрофинансовые организации обязаны ежеквартально представлять в ФСФР документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2012 г. N 37н утверждены формы и сроки представления документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации.
Кроме этого, необходимо отметить, что микрофинансовые организации - это организации, оказывающие финансовые услуги. Но ни под действие Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ни под действие Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" эти организации не подпадают.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» под финансовой услугой следует понимать "услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав, открытие и ведение банковских счетов, привлечение банковских вкладов и другие".
Таким образом, на физических лиц - клиентов микрофинансовых организаций распространяется действие Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Особенности бухгалтерского учета в микрофинансовой организации
Начнем с того, что Микрофинансовые организации ведут бухучет по общим правилам. Применять упрощенную форму ведения бухучета они не вправе (ч. 4 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Суммы выедаемых микрозаймов признается финансовым вложением, которое учитывается на счете 58 "Финансовые вложения", субсчет 58-3 "Предоставленные займы", по первоначальной стоимости, равной сумме фактически переданных заемщику денежных средств (п. п. 2, 3, 8, 9 Положения по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденного Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Дебет 58-3 Кредит 50 (51) – выдан микрозайм.
Погашение заемщиками займов отражайте проводкой:
Дебет 50 (51) Кредит 58-3 – отражен возврат займа.
Доходами микрофинансовой организации являются проценты по выданным микрозаймам. За каждый истекший отчетный период проценты признаются в сумме, определяемой исходя из условий договора микрозайма (п. 6.1 ПБУ 9/99). Данные доходы являться доходами от обычных видов деятельности, поскольку выдача займов является основной деятельностью микрофинансовой организации (п. 34 ПБУ 19/02, п.4и5ПБУ 9/99).
Для расчетов с заемщиком по суммам причитающихся к получению процентов может использоваться счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Начисление и получение процентов отражаются проводками:
Дебет 76 Кредит 90-1 – начислены проценты в соответствии с договором микрозайма;
Дебет 50 (51) Кредит 76 – получены проценты от заемщика.
Микрофинансовая организация для ведения основной деятельности может привлекать кредиты и займы от других организаций, в том числе и от кредитных организаций. Данные операции отражаются следующими проводками:
Дебет 51 Кредит 66 (67) – получены кредиты на финансирование основной деятельности микрофинансовой организации.
Проценты по полученным кредитам являются расходами по основной деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Их начисление и уплату отражается следующими проводками:
Дебет 20 Кредит 76 – начислены проценты по полученным кредитам;
Дебет 76 Кредит 51 – уплачены проценты по полученным кредитам.
|
С одной стороны для микрофинансирования характерны большие процентные ставки. С другой стороны, велика доля непогашенных микрозаймов, проблемных или даже безнадежных к взысканию с должников. В итоге экономическая выгода от значительной доли процентных доходов МФО по методу начисления является иллюзорной. Управленческое решение может состоять в продаже долгов недобросовестных заемщиков коллекторским агентствам. |
В условиях рискованной деятельности МФО необходимо создавать резервы по счетам 58 и 76-1 соответственно:
- под обесценение финансовых вложений (Дебет 91-2 Кредит 59) по правилам разд. VI ПБУ 19/02;
- сомнительных долгов по дебиторской (процентной) задолженности заемщиков (Дебет 91-2 Кредит 63) согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Какие налоги платит МФО
С 1 января 2014 года микрофинансовые организации не могут применять упрощенную систему налогообложения. Данный вывод следует из нового подпункта 20пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, который был введен пунктом 7статьи 2 Федерального закона от 02.11.2013 № 301-ФЗ.
Плательщиками единого налога на вмененный доход МФО не признаются.
Таким образом, микрофинансовые организации исчисляют и уплачивают налоги в соответствии с общей системой налогообложения, тоесть МФО является плательщиком НДС и налога на прибыль, а также налога на имущество в случае наличия объекта налогообложения.
Налог на добавленную стоимость (НДС)
Операции по предоставлению займов в денежной форме, в том числе микрозаймов, НДС не облагаются (пп. 15 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ). При этом следует помнить о том, в силу п. 4 ст. 149 НК ФР в случае, если вы осуществляете операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), то вы обязаны вести раздельный учет таких операций. При условии, что МФО не ведет иную деятельность , такие ситуации могут возникать например, в случаях реализации прочего имущества или выдачи подарков сотрудникам.
В силу п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Каких-либо исключений для микрофинансовых организаций нормы п. 5 ст. 174 НК РФ не предусматривают. Следовательно, микрофинансовые организации обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговые декларации по НДС по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом - ст. 163 НК РФ).
Налог на прибыль организаций
Федеральным законом от 02.11.2013 N 301-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гл. 25 НК РФ дополнена ст. ст. 297.1 и 297.2 НК РФ, устанавливающими особенности определения доходов и расходов микрофинансовых организаций. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2014 г. (п. 3 ст. 5 Федерального закона N 301-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 297.1 НК РФ к доходам микрофинансовых организаций относятся доходы, предусмотренные ст. ст. 249 и 250 НК РФ и определяемые с учетом особенностей, предусмотренных ст. 297.1 НК РФ.
В общем случае проценты, получаемые по договорам займа, в налоговом учете включаются в состав внереализационных доходов организации (п. 6 ст. 250 НК РФ). Такие доходы признаются в составе доходов на конец соответствующего месяца, а также на дату прекращения обязательства (п. 6 ст. 271, абз. 2 п. 4 ст. 328 НК РФ).
В целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Это следует из п. 1 ст. 252 НК РФ.
Пунктом 1 ст. 297.2 НК РФ определено, что расходы микрофинансовых организаций, предусмотренные ст. ст. 254 - 269 НК РФ и непосредственно связанные с предоставлением займов и иной приносящей доход деятельностью, предусмотренной законодательством о микрофинансовой деятельности, учитываются для целей налогообложения с учетом особенностей, установленных ст. 297.2 НК РФ. В целях налогообложения указанные расходы признаются в порядке и на условиях, которые предусмотрены гл. 25 НК РФ. При этом расходы, осуществленные за счет средств целевого финансирования и целевых поступлений, при определении налоговой базы не учитываются.
К расходам микрофинансовых организаций в целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности, расходы в виде сумм страховых взносов по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика микрофинансовой организации, в которых эта организация является выгодоприобретателем, при условии компенсации данных расходов заемщиками. Основание - пп. 4 п. 2 ст. 297.2 НК РФ.
В отношении организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению займов (кредитов) (причем это основной вид их деятельности, предусмотренный уставом), существуют разъяснения Минфина России, в которых указано, что и для них эти доходы являются внереализационными (см., в частности, Письма Минфина России от 29.08.2008 N 03-03-05/97, от 07.12.2011 N 03-03-06/1/811, от 05.06.2008 N 03-03-06/4/41).
Такой подход, по сути, лишает микрофинансовую организацию такой категории доходов, как доходы от реализации, и, соответственно, возможности учесть в составе расходов в целях налогообложения прибыли, например, такие расходы, как расходы на рекламу, поименованные в последнем абзаце п. 4 ст. 264 НК РФ.
При этом абз. 4 п. 4 ст. 328 НК РФ установлено, что порядок признания доходов в виде процентов, описанный выше, по долговым обязательствам любого вида применяется и организациями, для которых операции с такими долговыми обязательствами признаются операциями реализации в соответствии с уставной деятельностью. То есть налоговое законодательство также не запрещает квалифицировать полученные проценты в качестве доходов от реализации.
В случае применения общего режима налогообложения МФО столкнется с необходимостью уплачивать налог на прибыль с процентов, не реальных к получению. Из них МФО может формировать резерв по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ). Но включать в сумму этого резерва задолженность по микрозаймам не рекомендуется (Письмо Минфина России от 12.05.2009 N 03-03-06/1/318).
Хотя из налогового законодательства следует, что сомнительным долгом признается любая задолженность, возникшая в связи с оказанием услуг. Почему же к ней нельзя отнести деньги, выданные клиентам МФО? Ведь у компании, реализующей товары, размер задолженности покупателя представляет собой себестоимость товаров, увеличенную на торговую наценку. А микрозаем - тот же товар...
Расходы на проценты за привлеченные средства в налоговом учете нормируются (ст. 269 НК РФ).
НДФЛ и Страховые взносы
МФО при выплате доходов физическим лицам является налоговым агентов и в общем порядке уплачивается НДФЛ с заработной платы своих сотрудников. Тоже касается и страховых взносов - они плататься в общеустановленном порядке в соответствии с законами от 24.07.2009 N 212-ФЗ и от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
А не возникает ли необходимость удержания у физического лица в НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, облагаются НДФЛ (п. 1 ст. 210, пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ)? Нет, в данном случае указанная материальная выгода не возникает, так как сумма процентов по займу, рассчитанная исходя из условий договора, заведомо превышает сумму процентов, исчисленную из расчета 2/3 ставки рефинансирования, установленной Банком России, на дату уплаты процентов по займу (пп. 1 п. 2 ст. 212, пп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ).
Но и это еще не все особенности исполнения обязанностей налогового агента для МФО. В случаях списания займов не реальных к взысканию по истечении срока исковой давности оказывается, что заемщик получил от МФО деньги безвозмездно. У такого физлица возникает доход, облагаемый НДФЛ (Письма Минфина России от 13.11.2007 N 03-11-04/2/274 и от 21 декабря 2007 года N 03-04-06-01/445, где под кредиторской задолженностью понимается сумма, в отношении которой организация выступает кредитором). А МФО, хотя и выступает источником этого дохода, удержать налог не имеет возможности. В итоге МФО предстоит направлять в налоговую инспекцию сообщения о сумме налогов по форме 2-НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ). Как известно, непредставление каждой такой справки грозит штрафом в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).
Кассовая дисциплина
Микрозаймы могут выдаваться как в наличной, так и в безналичной форме. В этой части каких-либо нормативных ограничений не существует.
Каких-либо специальных форм документов для регистрации наличных расчетов МФО (в отличие от ломбардов, применяющих особые бланки строгой отчетности) не предусмотрено. По общим правилам выдачу микрозайма удостоверяет расходный кассовый ордер, а его возврат и уплату причитающихся процентов - приходный кассовый ордер. Эти операции регистрируются в кассовой книге.
Но МФО, как правило, имеют множество территориально обособленных подразделений. Вправе ли каждое из них иметь свою кассу? Банк России в Письме от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255 разъясняет, что препятствий для этого не существует. Даже если МФО имеет единственный расчетный счет в банке, обслуживающий все подразделения.
Микрофинансовая деятельность не требует применения кассового аппарата. Это следует из п. 7 Письма ФНС России от 10.06.2011 N АС-4-2/9303@.
Надзор за МФО
Микрофинансовая организация обязана гарантировать соблюдение тайны об операциях своих заемщиков.
МФО обязаны ежеквартально представлять в территориальные органы ФСФР России документы, содержащие отчет о микрофинансовой деятельности и о персональном составе своих руководящих органов (ст. 15 Закона N 151-ФЗ). Формы и Сроки для этого утверждены Приказом Минфина России от 01.03.2012 N 37н (зарегистрировано в Минюсте России). Отчетность за I квартал, I полугодие, 9 месяцев календарного года представляется не позднее 45 дней по окончании отчетного периода, а за календарный год - не позднее 105 дней по его окончании.
Кроме того, МФО должна соблюдать экономические нормативы "достаточности собственных средств микрофинансовой организации" и "ликвидности микрофинансовой организации". Порядок расчета этих показателей и минимально допустимые значения для них установлены Приказом Минфина России от 30.03.2012 N 42н (зарегистрировано в Минюсте России). Соответствие этим критериям контролируют органы ФСФР.
Нарушения названных обязательных требований считаются административным правонарушением по ст. 15.26.1 КоАП РФ, которая предусматривает предупреждение или наложение штрафа на юридических лиц в размере от 10 до 30 тыс. руб.
Другая особенность деятельности МФО состоит в том, что они относятся к организациям, через которые осуществляется мониторинг за движением денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Поэтому МФО должны разрабатывать, утверждать в Росфинмониторинге и соблюдать правила внутреннего контроля. Требования к ним изложены в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2012 N 667.
А санкции за несоблюдение обязанностей, установленных Законом N 115-ФЗ, весьма серьезны (ст. 15.27 КоАП РФ).
Наконец, развешенные на всех столбах листовки с предложениями об экспресс-кредитовании являют собой классический образец недобросовестной рекламы (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2011 N 09АП-29800/2011 по делу N А40-83199/11-148-736). Штрафы по ст. 14.3 КоАП РФ составляют: для должностных лиц - от 4 до 20 тыс. руб., для юридических лиц - от 100 до 500 тыс. руб.