ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН: ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА
Интернет-магазины - это предприятия и организации, осуществляющие торговлю через сеть Интернет. Продажа через интернет-магазины относится к электронной розничной торговле, осуществляемой через телемагазины и компьютерные сети (код по ОКВЭД - 52.61.2 или код по ОКВЭД2 - 47.91). В настоящее время продажа товаров через Интернет получила широкое распространение. Использование такой возможности существенно сокращает расходы продавцов (не нужно покупать торговые помещения, оборудование, нет необходимости пользоваться услугами посредников и т.д.), дает возможность установить доступные цены на реализуемые товары. Несмотря на всю "виртуальность", интернет-магазину необходимо вести реальный бухгалтерский и налоговый учет. Рассмотрим некоторые особенности учета интернет-торговли.
Продажа товаров дистанционным способом - это продажа по договору купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
На сайте интернет-магазина, с которого покупатели будут делать заказ, должна быть представлена информация не только о полном фирменном наименовании продавца и его местонахождении, но и данные о товаре: потребительские свойства, место его изготовления, цена, гарантия, срок годности, условия приобретения, способ оплаты и доставки (п.2 ст. 26.1 Закона N 2300-1, п.8 Правил продажи).
Варианты оплата товара
1. Наличными деньгами курьеру
Курьер доставляет заказанный товар и передает его покупателю вместе с накладной. Покупатель рассчитывается наличными денежными средствами. При этом курьер обязан выдать ему кассовый чек.
В п. 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ перечислены виды деятельности, при которых организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ. При этом освобождения от применения ККТ продавцов интернет-магазинов (в том числе с доставкой на дом) данной нормой не предусмотрено.
Таким образом, организация-продавец должна снабдить курьеров переносными кассовыми аппаратами, чтобы те, вручив товар покупателю, выбили чек.
Ранее многие интернет-магазины поступали следующим образом: чек выбивался непосредственно в офисе (на складе) продавца, а курьер в момент доставки передавал его покупателю. Правда, могло выйти так, что покупатель отказывался от товара и возникала необходимость оформления акта о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, и тем не менее такой вариант был широко распространен в интернет-торговле. Сейчас интернет-магазины отказываются от данной практики в связи с разъяснениями ФНС России, изложенными в Письме от 10.07.2013 N АС-4-2/12406@. Их суть заключается в следующем.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки в момент оплаты. Кроме того, с учетом позиции ВС РФ, изложенной в Постановлении от 11.05.2012 N 45-АД12-4, при наличных расчетах должна применяться исправная ККТ, а на выдаваемых покупателям кассовых чеках, отпечатанных ККТ непосредственно в момент оплаты товаров, время покупки должно совпадать с реальным временем. Расхождение времени покупки на выдаваемых чеках с реальным временем является нарушением требований ст. 2, 4 и 5 Федерального закона N 54-ФЗ, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию товаров дистанционным способом (в том числе через интернет-магазины), обязаны применять ККТ и выдавать покупателям кассовые чеки непосредственно в момент оплаты товаров. Выдача покупателям кассовых чеков, отпечатанных контрольно-кассовой техникой ранее чем за пять минут до реального времени осуществления наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт, а равно копий кассовых чеков не допускается.
2. С помощью расчетных банковских карт
Сегодня для большинства людей расплачиваться в магазинах за товар пластиковыми карточками (Visa и MasterCard) - привычное дело. Прием к оплате платежных карт в качестве средства оплаты товара, работ, услуг называется эквайрингом. Он осуществляется уполномоченным банком-эквайрером путем установки на предприятиях торговли платежных терминалов (POS-терминалов).
Существует также интернет-эквайринг - прием к оплате платежных карт через Интернет с использованием специально разработанного веб-интерфейса, позволяющего провести расчеты в интернет-магазинах. Как это работает на практике?
Роль терминала выполняет интернет-страница, на которую переходит покупатель, после того как выбрал товар и нажал кнопку "оплатить". На этой защищенной странице покупатель вводит данные своей банковской карты (как правило, номер карты, срок ее действия и код CVV/CVC-2, расположенный под магнитной полосой на обратной стороне карты). После этого данные уходят в процессинговый центр банка-эквайрера, чтобы оттуда отправиться в операционный центр международной платежной системы. О результатах операции банк или провайдер информирует и интернет-магазин, и покупателя. Если платеж прошел успешно, то с карточного счета покупателя списывается необходимая сумма, которую банк переводит на счет интернет-магазина. После подтверждения факта оплаты товара продавец осуществляет его доставку покупателю. Если платеж не состоялся, заказ аннулируется.
Преимущества данной формы расчетов заключаются в том, что оплата товара производится при приеме заказа, не требуется принимать наличные при доставке товара, оплата доступна круглосуточно.
Для осуществления подобных расчетов интернет-магазин заключает с банком договор интернет-эквайринга. Банк открывает магазину счет, на который покупатели перечисляют платежи по электронным картам. Выписку о произведенных платежах банк направляет на электронный адрес интернет-магазина.
Банк взимает плату за свои услуги: за подключение к системе электронных платежей, а также за перевод денежных средств (которая, как показывает мониторинг рынка, составляет порядка 3% для крупных компаний, а для мелких и средних 4 - 5%). Имейте в виду, что согласно правилам международных платежных систем, продавец не имеет права варьировать цену в зависимости от способа оплаты (например, установить более высокую цену при оплате карточкой, тем самым переложив расходы по оплате услуг банка на покупателя).
3. С помощью электронных денег
Практически каждый интернет-магазин предлагает своим покупателям оплачивать товары с помощью электронных платежных систем, к которым относятся "WebMoney", "Яндекс. Деньги", "CyberPlat" и др. Средством расчета в этих системах являются электронные деньги, которые хранятся в электронных кошельках.
Порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы регулирует Федеральный закон N 161-ФЗ.
Согласно ч. 19 ст. 3 данного Закона электронное средство платежа (ЭСП, электронный кошелек) - это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Использование ЭСП клиентом - юридическим лицом или ИП осуществляется с проведением его идентификации оператором электронных денежных средств в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ. Указанное ЭСП является корпоративным, и его использование осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 100 тыс. руб.
Система налогообложения для интернет-магазина
Продажа товаров через Интернет относится к категории "Розничная торговля, осуществляемая через телемагазины и компьютерные сети" (код ОКВЭД 52.61.2).
Компании, получающие доходы от реализации товаров через Интернет, применять ЕНВД не вправе. ФНС России считает, что компьютерная сеть Интернет не соответствует определению объектов торговли, установленному Государственным стандартом Российской Федерации Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения". Поэтому применение ЕНВД для интернет-магазинов не правомерно (Письмо от 18.01.2006 N ГИ-6-22/31@).
Применять патентную систему налогообложения при торговле через Интернет оснований также нет. Ведь использовать такой режим можно только в отношении розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, и розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.
При этом под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет и с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи (п. 3 ст. 346.43 и пп. 45 - 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ). По мнению Минфина России, реализация товаров через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети к такому виду деятельности не относится. А поскольку это не розничная торговля, то применять ПСН организация не вправе (Письмо от 22.11.2013 N 03-11-11/50540).
Таким образом интернет-магазин может выбрать одну из двух систем налогообложения:
- традиционную (общую) систему налогообложения;
- упрощенную систему налогообложения (УСН).
Традиционная система налогообложения предусматривает уплату всех налогов, а учет, соответственно, должен вести хорошо подготовленный бухгалтер. Общая система иногда выгоднее УСН, если доходы и расходы компании равны или у нее убытки. На УСН при любом объекте потребуется платить налоги, даже не имея прибыли. При объекте "доходы" вся выручка облагается по ставке шесть процентов, а при объекте "доходы минус расходы" с выручки надо платить минимальный налог в размере одного процента. На общей системе при убытках или нулевой прибыли не возникает дополнительной нагрузки. Для общей системы нет ограничений по размеру активов или численности персонала.
Упрощенная система налогообложения. Если интернет-магазин соответствует общим требованиям, указанным в ст. 346.12 Налогового кодекса (например, доходы не выходят за пределы установленной нормы, доля юридических лиц в уставном капитале не превышает 25 процентов), а выручка не превышает установленных пределов, то при таких условиях можно применять упрощенную систему налогообложения. УСН - это самый простой способ налогообложения для интернет-магазина, предприниматель может самостоятельно вести налоговый учет. УСН предусматривает меньший список налогов, чем при других системах налогообложения.
Если вы остановили свой выбор на УСН, то следует определиться с объектом налогообложения.
Объект налогообложения - доходы. Ставка налога - шесть процентов.
Интернет-магазин выплачивает в качестве налогов шесть процентов от суммы всех проданных товаров. Этот вариант подходит только для интернет-магазинов, которые не имеют торговых площадей для розничной торговли. Такой вариант выбирают, как правило, интернет-магазины, продающие товары собственного производства. Применять УСН с объектом "доходы" выгодно тем интернет-магазинам, у кого собственные задокументированные расходы составляют менее 60 процентов от себестоимости конечного продукта. В первую очередь это магазины, оказывающие услуги. Можно порекомендовать этот налоговый режим и недавно открывшимся интернет-магазинам. Минимум бухгалтерии и отсутствие объяснений с налоговой инспекцией по поводу того или иного расхода делают привлекательным этот вид УСН.
Обратите внимание, при объекте налогообложения «доходы» у налогоплательщика есть возможность уменьшить исчисленный налог на сумму уплаченных страховых взносов и пособий по временной нетрудоспособности, но не более чем на 50 процентов.
Объект налогообложения - доходы минус расходы. Ставка налога - 15 процентов.
В этом случае интернет-магазин уплачивает 15 процентов с чистой прибыли, т.е. из выручки вычитаются все расходы. Такой вариант оплаты налогов выгоден для организаций, которые имеют существенные расходы.
При объекте налогообложения «Доходы минус расходы» есть и большой минус: фиксированный минимальный налог, который придется платить, даже если вы в убытке.
Интернет-магазину, который продает значительную часть товара в кредит (например, продавцы крупной бытовой техники), также рациональнее выбирать УСН (15%). Комиссия банка может списываться в расходы, уменьшая таким образом налогооблагаемую базу.
Особенности бухгалтерского учета
Денежные средства, попавшие в электронный кошелек продавца, следует отражать на специальном субсчете "Электронные деньги" к счету 55 "Специальные счета в банках". В этом случае денежные средства из электронного кошелька будут отражены в форме бухгалтерского баланса по строке "Денежные средства и денежные эквиваленты".
Для учета расчетов с покупателем используется счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". При поступлении денежных средств на расчетный счет интернет-магазина необходимо произвести запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 55 "Специальные счета в банках".
Выручка от реализации товара включается в состав доходов от обычных видов деятельности. При этом производится запись по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" и кредиту счета 90 "Продажи", субсчет "Выручка".
Одновременно продажная стоимость товара списывается со счета 41 "Товары" в дебет счета 90, субсчет "Себестоимость продаж". Кроме того, производится сторнировочная запись по дебету счета 90, субсчет "Себестоимость продаж", и кредиту счета 42 "Торговая наценка" на сумму торговой наценки, относящейся к проданному товару (в случае если ведется учет по продажным ценам).
Сумма причитающегося электронной платежной системе (ЭПС) агентского вознаграждения (за вычетом возмещаемого НДС) признается расходом по обычным видам деятельности и отражается в составе расходов на продажу записью по дебету счета 44 "Расходы на продажу" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".