«Табачная история»

Порядок маркировки табачной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.04.2018г. № 792-р

2019.03.15

В соответствии с Постановлением Правительства от 28.04.2018 г. РФ № 792-р с 01.03.2019 г. начинает действовать обязательная маркировка сигарет и табачных изделий.

В список товаров с обязательной маркировкой попали сигареты, сигары, сигариллы, папиросы, биди, кретек, т.е. весь табак, который имеет в ОКПД 2 код 12.00.11.

По закону с 01 марта 2019 года маркировка становится обязательной только для производителей. Это означает, что, начиная с марта, все новые пачки должны быть с кодом, а старые можно ещё некоторые время продавать, но конкретики в законе нет.

Если примут законопроект с отсрочками, розничные магазины смогут распродавать остатки сигарет без маркировки до 01 июля 2020 года. Но законопроект могут не принять, а в административном кодексе уже сейчас есть штрафы за продажу и хранение табака без маркировки. Как будут действовать правоохранительные органы, если законопроект не примут, неизвестно. Проблема исчезнет, если удастся продать все сигареты без маркировки до 01 марта 2019 года.

Минпромторгом России подготовлен Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции» (даты проведения общественного обсуждения: 14.02.2019 - 27.02.2019. Адрес электронной почты для приема заключений: gorbushinmm@minprom.gov.ru.)

 Предполагается:

  1.  С 01 марта по 30 июня 2019 года все производители, оптовые и розничные продавцы должны будут зарегистрироваться в системе маркировки.
  2.  С 01 июля 2019 года производители выпускают только маркированный табак. Магазины распродают остатки немаркированного табака, а информацию о продаже маркированных пачек передают в систему маркировки. Т.е. запрещается продажа маркированной продукции потребителям без отправки данных в систему маркировки.
  3.  Во втором полугодии 2020 года начнется регистрация оптового оборота маркированной продукции.
  4.  С 01 июля 2020 года можно продавать только маркированные сигареты и папиросы, а с 01 июля 2021 года — остальной табак.

 Чтобы присоединиться к системе маркировки надо подать заявку на сайте оператора системы маркировки Честный ЗНАК, выбрав свою торговую группу. Для регистрации нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. Это обязательное требование для работы в системе маркировки.

 

Предполагается, что реализация табачных изделий будет проводиться в полном объеме с помощью электронного документооборота.

Пока планы на 2020 год предварительные. Дата может быть перенесена после вступления в силу всех нормативных документов.

  

Как работает обязательная маркировка табачных изделий

Для идентификации каждой пачки сигарет применяется цифровой штрих-код DataMatrix – двухмерное обозначение, которое располагается на упаковке.

 

Данный идентификатор содержит:

  • криптографический код для проверки продукции, выданный Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ);
  • индивидуальный номер, по которому товар идентифицируется в едином каталоге;
  • GTIN, включает полную информацию о продукте, его изготовлении и самом производителе.

 Вся информация о продукте отображается в ИС МОТП — информационной системе, которую государство создало для контроля за оборотом табачных изделий.

 

Порядок обязательной маркировки выглядит следующим образом:

  • компания-производитель получает индивидуальный код в ЦРПТ для каждой пачки, блока или контейнера и наносит его на свою продукцию;
  • производитель при отгрузке товара через систему, предназначенную для электронной передачи документов (ЭДО) передает дистрибьютору универсальные передаточные накладные (УПД);
  • посредник проверяет маркировку и подписывает документы — теперь продукция числится уже у него на балансе (через систему ЭДО сведения о движении груза поступают в ИС МОТП);
  • аналогично предыдущей поставке блоки сигарет передаются в розничные магазины (все перемещения также отражаются в ИС МОПТ);
  • при продаже DataMatrix считывается при помощи обычного 2D-сканера, информация о проведенной сделке передается оператору фискальных данных (ОФД), который в свою очередь перенаправляет ее в единую информационную систему.

 Убедиться в подлинности присвоенного штрих-кода потребитель может при помощи специального приложения для планшетов и смартфонов «Маркировка».

 

Кому и как готовиться к обязательной маркировке сигарет

 Чтобы деятельность участников «табачного бизнеса» соответствовала требованиям законодательства, многим предстоит приобрести новое оборудование, перенастроить имеющуюся технику или установить дополнительное ПО.

 

Табачным компаниям потребуются:

  • дополнительное оборудование и программное обеспечение для работы с новой маркировкой;
  • промышленные принтеры для печати этикеток;
  • подключение к системе ЭДО, а также ежегодная оплата, которая зависит от объемов производства;
  • регистраторы эмиссии индивидуальных кодов (ЦРПТ предоставляет их бесплатно).

 

Оптовым поставщикам необходимы будут:

  • терминалы сбора данных, которые умеют считывать двумерные штрих-коды;
  • цифровая подпись (при отсутствии ее обязательно нужно получить);
  • регистрация в системе электронного документооборота.

 

Розничным магазинам для соответствия новым требованиям понадобятся:

  • двухмерные считыватели штрих-кодов;
  • терминалы для работы с данными;
  • регистрация в системе ЭДО.

 Ответственность за приемку и реализацию табачных изделий без маркировки полностью ложится на продавцов. Продукция в этом случае считается контрафактной.

Подписать УПД от поставщика нужно будет в течение трех рабочих дней с момента поступления товара и до момента продажи, отправки другой организации или возврата. Если УПД не подписан и табачная продукция не принята, то продавать ее нельзя, как и перемещать куда-либо или возвращать обратно поставщику.

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ (Информация с сайта Минпромторга России http://minpromtorg.gov.ru)