ЮРИДИЧЕСКИЙ И ФАКТИЧЕСКИЙ АДРЕС ВАШЕЙ КОМПАНИИ

Российская практика бизнеса такова, что юридический адрес, который компания указала при регистрации, очень часто не совпадает с тем адресом по которому она фактически ведет свою деятельность. И дело здесь не в том, чтобы кого-то обмануть или от кого-то спрятаться, - дело здесь в банальном предпринимательском расчете: предприниматель должен вести свою деятельность там, где в первую очередь ниже издержки, а во вторую – там, где они ближе к своим клиентам. Между тем государство, в лице налоговых органов, все больше внимания уделяет выявлению фиктивных адресов и адресов массовой регистрации. И аргумент налоговиков о том, что организация должна находиться по юридическому адресу, на много сильнее аргументов предпринимателей о предпринимательском расчете. Рассмотрим, к каким последствиям может привести факт отсутствия организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.

Фактический адрес

Фактический адрес — это тот адрес, по которому фактически находится организация. Фактический адрес иногда еще называют почтовым. Хотя на практике встречаются ситуации, когда у организации фактический и почтовый адреса различаются. В данном случае почтовый адрес выступает как адрес, на который приходит корреспонденция компании.

Обычно именно по фактическому адресу располагается руководящий орган и там же хранятся документы.

Очень часто фактический адрес не совпадает с юридическим. И в этом случае у организации могут возникнуть серьезные проблемы.

Юридический адрес

Юридическим адресом для хозяйствующего субъекта является его официальное местонахождение, то есть тот адрес, который указывается в учредительных документах и заявлении о регистрации. Законодательно термин «юридический адрес» не закреплен. Вместо него используется термин «место нахождения юридического лица». Однако на практике за адресом, указанном при регистрации закрепилось название – юридический. При этом суть от изменения названия не меняется — и в том, и в другом случае речь идет о том адресе, который указывается в ЕГРЮЛ и по которому с организацией будут связываться все государственные органы, включая налоговую инспекцию.

В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ местом нахождения налогоплательщика-организации является адрес его государственной регистрации в ЕГРЮЛ. При этом данная регистрация проводится по месту нахождения:

- постоянно действующего исполнительного органа (генерального директора, директора и т.п.) организации;

- иного органа или лица, которые имеют право действовать от ее имени без доверенности, если отсутствует постоянно действующий исполнительный орган.

Важной нормой, которая установлена в новой редакции ст. 54 ГК РФ, является возложение на юридическое лицо рисков последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также рисков отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Считается, что сообщения, направленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, получены юридическим лицом, даже если оно не находится по этому адресу.

Как налоговики должны реагировать на отсутствие налогоплательщика по юридическому адресу

В середине 2014 года Федеральная налоговая служба довела до своих территориальных налоговых органов следующее письмо – письмо ФНС от 25.06.2014 N СА-4-14/12088, в котором указала как следует действовать налоговикам на местах при выявлении недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица.

Как следует из письма, контроль за соответствием юридического адреса фактическому начинается с постоянного мониторинга адресов из ЕГРЮЛ. Если налоговая инспекция по месту учета юридического лица располагает сведениями о том, что юридический адрес не соответствует фактическому месту нахождения организации, то на должностных лиц организации может быть наложен административный штраф. Так, в соответствии с п.1 письма 25.06.2014 N СА-4-14/12088 при выявлении налоговым органом по месту учета юридического лица достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в виде представления в налоговый орган, осуществляющий (осуществивший) соответствующую государственную регистрацию юридического лица, документов, содержащих заведомо ложные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, документы в течение 5 рабочих дней направляются в регистрирующий орган для составления протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 14.25КоАП. Если функции регистрирующего органа и налогового органа осуществляются одним налоговым органом, то все мероприятия по выявлению нарушения и составлению протокола может выполняться одной инспекцией.

Материалы по нарушению могут направляться не только в суд для рассмотрения дела по факту предоставления заведомо ложных (недостоверных) сведений об адресе места нахождения, но и в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в рамках ст. ст. 170.1, 173.1, 173.2, 202, 327 УК РФ (п.2 Письма, Письма ФНС России от 28.01.2014 N СА-4-14/1215@).

Обратите внимание на письмо ФНС от 23.04.2014 N СА-4-14/7872, в котором федеральная служба дает рекомендации работникам территориальных налоговых органов, которые занимаются непосредственно регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как действовать в случае выявления поддельных или подозрительных документов при регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в случаях представления документов, содержащих заведомо ложные данные.

Следующим этапом по работе с проблемными адресами будет внесение данных о не соответствии в ЕГРЮЛ и направление в адрес юридического лица, его учредителей, лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, уведомление о необходимости представления в течение месяца в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе места нахождения организации.

Кроме наложения административных штрафов и внесении сведений о недостоверности адреса в государственный реестр, у налоговиков есть еще кое-что в арсенале.

Информация об установлении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица в 10-дневный срок доводится Налоговым органом до банков, в которых открыты банковские счета организации. Банкиры данное деяние могут квалифицировать как существенное нарушение договора банковского счета, что может служить основанием для расторжения банком договора банковского счета по решению суда (Письмо ФНС России от 23.12.2011 N АС-4-2/22130@).

Но самое главное, если организация никак не отреагирует на уведомление о необходимости представления достоверных сведений об адресе места нахождения, то ФНС России рекомендует инспекциям обращаться в суд с требованием о принудительной ликвидации юридического лица (п. 5 письма ФНС России от 25.06.14 № СА-4-14/12088).

На юридических лиц возложена обязанность в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сообщать об этом в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ). Поэтому при получении уведомления целесообразно, как минимум, письменно проинформировать инспекцию о реальном адресе компании. Более того, логично принять меры к внесению изменений в учредительные документы.

Ликвидация за ложный адрес, возможно ли?

Действующее законодательство содержит нормы, указывающие на возможность ликвидации юридического лица, и в том случае если инициатором выступает налоговый орган. В частности, в соответствии со статьи 61 ГК РФ Юридическое лицо может быть принудительно ликвидировано по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

С 1 сентября 2014 года вступили в силу изменения в Гражданский кодекс РФ, но несмотря на это возможность ликвидации юридического лица рассмотренные в комментируемом письме остались. Так, налоговики для того чтобы ликвидировать организацию будут использовать под.1 п.3 ст. 61 ГК РФ.

При этом принудительная ликвидация может быть осуществлена только на основе решения судебного органа. Но для суда нужны убедительные доказательства. Доказать необходимо сам факт представления ложных сведений, то есть, налоговые органы должны предоставить суду неопровержимые доказательства в рамках под.1 п.3 ст. 61 ГК РФ, что при создании юридического лица в регистрирующий орган были представлены недостоверные сведения, в частности заведомо неверные сведения об адресе создаваемого лица. Собрать доказательную базу может быть довольно сложно, так как не исключено, что на момент регистрации юридического лица с адресом проблем не было.

Но несмотря на возникающие сложности, ФНС России настоятельно рекомендует инспекторам обращаться в суды. В помощь нижестоящим органам ФНС приводит не только нормы положений законодательства о государственной регистрации, но и правовые позиции, выраженные в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. N 61.

Согласно письма от 25.06.2014 N СА-4-14/12088 для обращения в суд налоговикам необходимо выполнения следующие условия:

1. подтвердить факт того, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна — представители компании по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается;

2. в адрес организации направлялось уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений об адресе. Уведомление также отправлялось в адрес учредителей и лиц, уполномоченных действовать от имени компании без доверенности.

На наш взгляд под данные условия может попасть практически каждый бизнес.

К организации не может быть применена процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению налогового органа. Речь идет о том, что, если компания в течение 12 месяцев не сдавала отчетность и не осуществляла операций по банковским счетам, она может быть исключена из ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ). Проще говоря, если компания отчетность не сдает и движения по расчетном счету нет, то незачем осуществлять ее ликвидацию через суд. Налоговики могут просто исключить ее из ЕГРЮЛ, прекратив тем самым ее существование.

Как же поступить добросовестной организации.

Необходимо отметить, что рассмотренное письмо направлено, в первую очередь, на выявление сомнительных фирм, ведущих полузаконную деятельность. Наше государство уже не первый год борется с фирмами однодневками. Однако налоговикам уже даны законные права исключать из ЮГРЮЛ не существующие организации. Поэтому не исключено, что претензии могут быть предъявлены и серьезному бизнесу, который в силу экономических причин может часто менять свой адрес места нахождения.

Обратите внимание, сам по себе факт отсутствия организации по юридическому адресу не является основанием для ее ликвидации. Даже если фактический адрес не совпадет с юридическим, указанным в ЮГРЮЛ, то это является нарушением, которое устранимо. На это указывается в определении ВАС РФ от 16.03.10 № ВАС-2903/10.

Законодательство РФ прямо не разъясняет, в каком именно случае сведения об адресе считаются недостоверными. Однако, по мнению судей, недостоверным является такой адрес, который был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом (пункт 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 61). В постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 судьи привели признаки недостоверности адреса. В частности отмечено, что о недостоверности сведений об адресе юридического лица может свидетельствовать адрес массовой регистрации.

Для того чтобы принудительно ликвидировать юридическое лицо, организация должна неоднократно проигнорировать сообщения налоговиков о предоставлении реального адреса. На это указано в постановлении ФАС Поволжского округа от 12.05.12 № А55-10795/2011.

В любом случае, чтобы из-за адреса, не возникли проблемы с ведением бизнеса как минимум нужно, чтобы юридический адрес не был адресом массовой регистрации и по нему была возможность получать корреспонденцию. А самым лучшим вариантом будет приведение в соответствие фактического адреса с адресом, который указан в ЮГРЮЛ.

Российская практика бизнеса такова, что юридический адрес, который компания указала при регистрации, очень часто не совпадает с тем адресом по которому она фактически ведет свою деятельность. И дело здесь не в том, чтобы кого-то обмануть или от кого-то спрятаться, - дело здесь в банальном предпринимательском расчете: предприниматель должен вести свою деятельность там, где в первую очередь ниже издержки, а во вторую – там, где они ближе к своим клиентам. Между тем государство, в лице налоговых органов, все больше внимания уделяет выявлению фиктивных адресов и адресов массовой регистрации. И аргумент налоговиков о том, что организация должна находиться по юридическому адресу, на много сильнее аргументов предпринимателей о предпринимательском расчете.

Рассмотрим, к каким последствиям может привести факт отсутствия организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.