НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 8, 2017

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 8, 2017

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 8, 2017

2017.03.06

ГК «Фин-Аудит» Новости законодательства Новостная лента № 8, 2017

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 27 февраля  по 05 марта 2017 года

ВС РФ пояснил нюансы признания контролируемой совокупности сделок с участием посредников

(Обзор практики применения отдельных положений раздела V.1 и ст. 269 НК РФ (утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017) (размещен на сайте ВС РФ 16 февраля 2017 года)

Эти нюансы, наряду с иными вопросами, Президиум ВС РФ затронул в Обзоре практики применения отдельных положений раздела V.1 и ст. 269 НК РФ.

В п. 5 Обзора указано, что взаимозависимость участников сделки может являться основанием для корректировки их доходов, прибыли, выручки по правилам раздела V.1 НК РФ, если по этой сделке соблюдается вся совокупность условий, при наличии которых она признается контролируемой.

К такому выводу Президиум ВС РФ пришел, рассмотрев следующий спор.

Юрлицо приобретало товары у контрагентов, не являющихся с ним взаимозависимыми. При этом поставляла товары упомянутым контрагентам взаимозависимая с юрлицом российская организация.

Налоговый орган посчитал, что данная совокупность сделок является контролируемой. В связи с этим юрлицу нужно было представить уведомление о контролируемых сделках (далее - уведомление).

Спор дошел до суда. Судьи пришли к выводу, что юрлицо не обязано было подавать уведомление. Объясняется это тем, что для совершаемых внутри России сделок взаимозависимых лиц установлен суммовой порог, при недостижении которого эти сделки не признаются контролируемыми. Этот суммовой порог должен применяться и для приравниваемой к контролируемым сделкам совершенной внутри России совокупности сделок с участием невзаимозависимых лиц.

Отметим, что к сделкам между взаимозависимыми лицами при определенных условиях приравнивается, в частности, совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг), совершаемых с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми.

Таким образом, рассмотренная правовая позиция пригодится, например, организации, приобретающей товар у невзаимозависимого посредника, который в свою очередь покупал товар у взаимозависимого по отношению к организации лица. Для того чтобы понять, является ли данная совокупность сделок контролируемой, нужно будет, в частности, определить, превышен ли суммовой порог доходов по сделкам. От этого зависит, подавать ли организации в налоговый орган уведомление.

 ПФР утвердил новые формы отчетности по персонифицированному учету, порядок их заполнения и формат

(Постановление Правления ПФ РФ от 11.01.2017 N 3п (вступает в силу 5 марта 2017 года)

Среди них - "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)" и "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)".

Форма СЗВ-СТАЖ среди прочего включает сведения:

- о страхователе, например, регистрационный номер в ПФР, ИНН, КПП;

- периодах работы застрахованных лиц. Указываются в том числе фамилия, имя, отчество работников, их СНИЛС;

- начисленных (уплаченных) страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.

Сведения по форме СЗВ-СТАЖ необходимо будет формировать в пакет документов и сопровождать формой ОДВ-1. В последнюю нужно будет вносить сведения о страхователе, которые передаются в ПФР для ведения персонифицированного учета. Например, данные о количестве работников, на которых представляются сведения по форме СЗВ-СТАЖ.

Напомним, впервые форму СЗВ-СТАЖ, а вместе с ней и форму ОДВ-1 организациям необходимо будет представить в территориальный орган ПФР в 2018 году, отчитываясь за 2017 год. По общему правилу сведения следует представлять ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом.

ФНС утвердила порядок изменения срока уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов

(Приказ ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@ (вступает в силу 4 марта 2017 года)

Приказ ведомства вступит в силу 4 марта. Действующий порядок с этой даты утратит силу.

Обновленный порядок, в частности, отличается от действующего тем, что его можно будет применять не только при изменении срока уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов, но и при отсрочке или рассрочке страховых взносов.

Уточнение, полагаем, потребовалось из-за передачи полномочий по администрированию страховых взносов (кроме взносов на травматизм) налоговым органам.

Так, обновлен рекомендуемый образец заявления лица, которое обращается в уполномоченный орган с просьбой предоставить отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит.

Этим образцом заявления сможет воспользоваться и плательщик страховых взносов, желающий получить, например, отсрочку уплаты страховых взносов. Действующий образец заявления не предусматривает строк, в которые можно было бы внести сведения о страховых взносах.

Отметим, что согласно обновленному порядку лицо, претендующее на изменение срока уплаты страховых взносов, должно обращаться в ФНС через управление ФНС по субъекту РФ по месту своего нахождения или через межрегиональную ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

 Начала действовать новая декларация по транспортному налогу

(Приказ ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@)

28 февраля вступил в силу приказ, утвердивший новую форму. Применять ее юрлица обязаны начиная с представления отчетности за 2017 год.

Напомним, в чем заключаются новшества вступившей в силу формы декларации. Так, изменения затронули второй раздел. А именно, ФНС, в частности, включила в форму новые строки:

- дата регистрации транспортного средства;

- дата прекращения регистрации транспортного средства (снятия с учета);

- год выпуска транспортного средства;

- код налогового вычета;

- сумма налогового вычета (в рублях).

Вступил в силу измененный порядок заполнения путевого листа

(Приказ Минтранса России от 18.01.2017 N 17 (вступил в силу 26 февраля 2017 года)

Данный порядок действует с 26 февраля.

Одно из изменений: в путевом листе нужно отражать дату и время проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Эти сведения вносит, в частности, контролер технического состояния автотранспортных средств и заверяет подписью, указывая фамилию и инициалы.

Напомним, что по Закону о безопасности дорожного движения организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств в порядке, установленном Минтрансом, должны юрлица и предприниматели, которые осуществляют перевозки, например, автомобильным транспортом.

Минфин разъяснил, куда сдает расчеты по страховым взносам крупнейший налогоплательщик

(Письмо Минфина России от 03.02.2017 N 03-15-06/5796)

В новом письме Минфин, в частности, сообщил, что крупнейший налогоплательщик представляет расчеты по страховым взносам в инспекцию по месту своего нахождения.

Кроме того, по мнению министерства, если у крупнейшего налогоплательщика есть обособленные подразделения, у которых имеются полномочия начислять выплаты работникам и уплачивать страховые взносы, то отчитываться нужно в налоговые органы:

- по месту нахождения организации;

- по месту нахождения таких обособленных подразделений.

Минфин объясняет этот вывод, в частности, тем, что в главе 34 НК РФ "Страховые взносы" нет никаких особенностей для представления расчетов по страховым взносам крупнейшими налогоплательщиками. На отсутствие упомянутых особенностей ведомство уже указывало в январе этого года.

Отметим, в январе 2017 года вопрос о том, куда сдает расчеты по взносам крупнейший налогоплательщик с обособленными подразделениями, разъясняла также налоговая служба. Мнения ФНС и Минфина совпадают.

 Минфин считает, что НДС по услугам почтовой связи без счета-фактуры принять к вычету нельзя

(Письмо Минфина России от 14.02.2017 N 03-07-11/8245)

В письме ведомство рассмотрело вопрос, когда работники приобретали услуги почты за наличный расчет. В кассовых чеках НДС был выделен отдельной строкой.

В новом письме Минфин обращает внимание, что в НК РФ есть особенности вычета следующих сумм НДС:

- сумм, которые уплачены налогоплательщиком непосредственно в бюджет;

- сумм, которые уплачены сотрудниками организации в составе командировочных и представительских расходов.

Полагаем, что особенности заключаются в том, что для принятия к вычету перечисленных сумм НДС не обязателен счет-фактура. Например, по услугам найма жилого помещения для командированного работника НДС можно принять к вычету, в частности, на основании бланка строгой отчетности с выделенной суммой налога.

Минфин заключает: НК РФ не устанавливает особенностей вычета НДС по услугам почтовой связи, поэтому без счетов-фактур применить вычет нельзя.

Отметим, что ведомство уже рассматривало вопросы о применении вычета НДС на основании кассовых чеков. Например, в январе этого года Минфин разъяснил, что налог по товарам, которые приобрела организация в розничной торговле через своих сотрудников, без счетов-фактур к вычету принять нельзя. При этом обоснование вывода ведомства аналогично тому, что и в новом письме.

Однако существует позиция, согласно которой организация вправе принять к вычету НДС без счета-фактуры при приобретении товаров, работ, услуг за наличный расчет у предприятия розничной торговли. Эту позицию занимают суды. Так, еще в 2008 году Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что при приобретении товаров, работ, услуг в розницу за наличный расчет право на вычет можно подтвердить кассовым чеком. Счет-фактура - не единственное основание для предоставления вычетов.

Таким образом, учитывая новые разъяснения Минфина, организация не вправе принять к вычету НДС по услугам почтовой связи на основании кассовых чеков с выделенной суммой налога. Противоположную точку зрения придется отстаивать в суд

 Заем работнику: банковская комиссия за зачисление суммы займа на карту не облагается НДФЛ

(Письмо Минфина России от 13.02.2017 N 03-04-06/7825)

Ведомство рассмотрело ситуацию: юрлицо заключило с сотрудником договор займа. Его сумма перечислена на банковскую карту. За эту операцию банк взял с юрлица комиссию.

Из письма ведомства следует: если договором займа предусмотрено, что заем предоставляется путем зачисления его суммы на банковскую карту физлица-заемщика, оплата работодателем комиссии банку за совершение такой операции не образует экономической выгоды для заемщика. Следовательно, у физлица не возникает объекта обложения НДФЛ.

Таким образом, организация не исчисляет НДФЛ при оплате комиссии банку за зачисление суммы займа на банковскую карту работника.

 Минфин разъяснил некоторые положения законодательства о налогообложении прибыли КИК

(Письмо Минфина России от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395)

Ведомство подготовило письмо по вопросам применения отдельных положений законодательства РФ о налогообложении прибыли КИК.

В новом письме Минфин, в частности, разъяснил, чем можно подтвердить суммы налогов, которые подлежат уплате КИК и ее обособленными подразделениями по законодательству иностранных государств. Это могут быть, например:

- сведения о сумме налогов, которые отражены в налоговой декларации, заверенной налоговым органом соответствующего иностранного государства;

- уведомление от налогового органа о величине исчисленного налога;

- платежные документы.

Напомним, подтверждение сумм налогов, которые уплачивает КИК по законодательству иностранного государства, необходимо российскому налогоплательщику - контролирующему лицу, чтобы уменьшить налог, исчисленный в отношении прибыли КИК. Такой налогоплательщик уменьшает сумму данного налога на определенную пропорционально доле своего участия в КИК величину следующих налогов:

- налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой КИК в России;

- налога, исчисленного в отношении прибыли КИК по законодательству иностранного государства и (или) РФ.

 ФНС: за непредставление в срок расчета по взносам приостанавливаются операции по счету юрлица

(Письмо ФНС России от 27.01.2017 N ЕД-4-15/1444)

Такой вывод следует из нового письма ведомства. При этом Минфин в январе сообщал, что из-за неподачи расчета по страховым взносам заморозить счет нельзя.

В письме ФНС рассмотрела вопрос организации о приостановлении операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств из-за непредставления в установленный срок расчета по страховым взносам.

Ведомство ответило, что с 1 января 2017 года в перечень лиц, на которых распространяются правила по приостановлению операций по счетам в банках и переводов электронных денежных средств, включены плательщики страховых взносов.

Отметим, в январе Минфин выпустил письмо, в котором сообщил следующее. Непредставление в установленный срок в налоговый орган расчета по страховым взносам не является основанием для приостановки операций по счетам плательщика страховых взносов. То есть разъяснение ФНС не совпадает с мнением Минфина.

Напомним, что за I квартал 2017 года по страховым взносам нужно отчитаться не позднее 2 мая. Такую информацию давала налоговая служба.

 Минфин сообщил, на какие дивиденды уменьшается прибыль КИК

(Письмо Минфина России от 10.02.2017 N 03-12-11/2/7395)

В письме, посвященном налогообложению прибыли КИК, Минфин затронул также вопрос уменьшения прибыли этой компании на дивиденды, которые она выплатила.

По мнению ведомства, уменьшение прибыли возможно как за счет распределения прибыли года, за который по личному закону КИК составляется финансовая отчетность, так и за счет нераспределенной прибыли прошлых лет (в том числе сформированной до 2015 года).

Отметим, прибыль КИК уменьшается на величину дивидендов, которые выплачены этой компанией. При этом НК РФ устанавливает, на какие именно дивиденды уменьшается прибыль. Это дивиденды, выплаченные КИК в календарном году, следующем за годом, за который по личному закону такой компании составляется финансовая отчетность. Кроме того, учитываются промежуточные дивиденды, выплаченные в течение финансового года, за который составляется финансовая отчетность.

Таким образом, руководствуясь новым письмом Минфина, контролирующее лицо уменьшает прибыль КИК в том числе на дивиденды, которые выплачены за счет нераспределенной прибыли, сформированной до 2015 года.

Минфин пояснил, как юрлицо определяет базу по налогу на прибыль при выходе из ООО

(Письмо Минфина России от 16.02.2017 N 03-03-РЗ/8695)

В письме ведомство рассмотрело ситуацию, когда участник при выходе из ООО получил сумму меньше своего первоначального взноса в уставный капитал.

Возникающая отрицательная разница между первоначальным взносом и доходом, полученным при выходе из ООО, не учитывается при определении базы по налогу на прибыль. Минфин объясняет этот вывод тем, что сумма в пределах взноса не участвует в формировании объекта налогообложения.

Полагаем, юрлицу, которое выходит из ООО и получает сумму меньше своего первоначального взноса в уставный капитал, нужно руководствоваться позицией Минфина. Полученная отрицательная разница не учитывается в расходах при расчете налога на прибыль.