НОВОСТНАЯ ЛЕНТА №50, 2019

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА №50, 2019

2019.12.16

ГК «Фин-Аудит» Новости законодательства Новостная лента №50, 2019

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 09 декабря по 13 декабря 2019 года

  

Центробанк снова понизил ключевую ставку

(Информационное сообщение Банка России от 13.12.2019 г.)

Ставка снижена на 25 п.п., до 6,25 % годовых, и это уже пятое снижение ключевой ставки в этом году.

 

В сообщении ЦБ РФ отмечается, что снижение ключевой ставки связано с замедлением инфляции, которое происходит быстрее, чем прогнозировалось ранее. Инфляционные ожидания также продолжают снижаться. ЦБ РФ ожидает, что по итогам 2019 года уровень инфляции составит 3,2–3,7%. В дальнейшем годовая инфляция останется вблизи 4%.

В текущем году действовали следующие размеры ключевой ставки:

- с 17.12.2018 – 7,75 %;

- с 17.06.2019 – 7,50 %;

- с 29.07.2019 – 7,25 %;

- с 09.09.2019 – 7,0 %%

- с 28.10.2019 – 6,50 %

- с 16.12.2019 – 6,25 %

Новый размер  ключевой ставки применяется в расчетах с 16 декабря 2019 года и действует, как минимум, до 07 февраля 2020 года. Именно тогда состоится следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет снова рассмотрен  вопрос об уровне ключевой ставки.

Пени по налоговому долгу компании считайте в размере 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки в течение первых 30 дней и 1/150 ключевой ставки начиная с 31-го дня.

Пени по налоговому долгу индивидуального предпринимателя и физического лица всегда считают по 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки.

 

Утверждён порядок представления годовой бухгалтерской отчётности

(Приказ ФНС РФ от 13.11.2019 № ММВ-7/1569@)

Своим приказом от 13.11.2019 № ММВ-7/1569@ ФНС России (зарегистрирован в Минюсте России 10.12.2019, регистрационный № 56754) утвердила Порядок представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее Порядок).

Приказ вступает в силу с 01 января 2020 года. Согласно Порядку обязательный экземпляр отчётности и аудиторское заключение о ней представляются в виде электронных документов. Исключением являются субъекты малого предпринимательства, которые вправе представлять обязательный экземпляр отчетности за 2019 год и аудиторское заключение о ней на бумажном носителе.

  

Смена собственника объекта, в том числе и реорганизация – не препятствие для применения оспоренной кадастровой стоимости

(Письмо ФНС РФ от 29.11.2019 № БС-4-21/24379@)

ФНС России выпустила письмо от 29.11.2019 № БС-4-21/24379@ «О применении для целей налогообложения объекта недвижимого имущества оспоренной кадастровой стоимости в случае перехода права на этот объект», которое направила территориальным налоговым органам вместе с письмом Минфина России от 27.11.2019 № 03-05-04-01/92306.

Минфин России напомнил, что в случае изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, вступившему в силу после 01.01.2019, изменённая кадастровая стоимость, внесённая в ЕГРН, учитывается в целях налогообложения с даты начала применения оспариваемой кадастровой стоимости, в т. ч. при переходе прав собственности иному лицу.

Министерство поддержало позицию ФНС России о правомерности уточнения налоговых обязательств реорганизованного юрлица его правопреемником при изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости, перешедшего правопреемнику.

  

Без счёта-фактуры права на вычет НДС не возникает

(Письмо Минфина РФ от 27.11.2019 г. № 03-07-11/92132)

Минфин России в письме от 27.11.2019 № 03-07-11/92132 в очередной раз разъясняет, что принятие к вычету сумм НДС покупателем при приобретении товаров за наличный расчёт в организации розничной торговли через подотчётное лицо для проведения официального мероприятия при условии, что товары приняты на учёт как представительские расходы и использованы в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость, без наличия счетов-фактур, выставленных продавцом, Налоговым кодексом не предусмотрено.

  

С 2020 года льготы по транспортному и земельному налогу носят заявительный характер

(Письмо ФНС РФ от 03.12.2019 г. № БС-4-21/24690@)

В данном письме ФНС России напоминает, что начиная с налогового периода 2020 года налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы по транспортному и земельному налогам представляют в налоговый орган заявление о предоставлении льготы.

По результатам его рассмотрения налоговый орган направляет налогоплательщику уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе в её предоставлении.

Налоговые органы с 01.01.2021 в целях обеспечения полноты уплаты налогов будут передавать (направлять) налогоплательщикам (их обособленным подразделениям) по месту нахождения принадлежащих им транспортных средств / земельных участков сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов (далее - Сообщение).

Сообщение будет составляттся на основе информации, имеющейся у налогового органа, в т.ч. результатов рассмотрения заявления о льготе.

Таким образом, если налоговый орган на дату составления Сообщения не обладает информацией о предоставленной налоговой льготе, в Сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы.

В дальнейшем в соответствии с п. 6 ст. 363 и п. 5 ст. 397 НК РФ налогоплательщик вправе в течение десяти дней со дня получения Сообщения представить в налоговый орган пояснения и (или) документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот, в частности заявление о льготе за соответствующий период, если ранее оно не направлялось.

  

Налоговый орган вправе запросить документы повторно

(Определение Верховного Суда РФ от 25.11.2019 № 304-ЭС19-21776 по делу А70-14472/2017, ООО «Сибирь»)

Повторное истребование у Общества копий документов не противоречит п. 5 ст. 93 НК РФ, поскольку Общество располагало запрошенными документами и могло представить их налоговому органу, а указанные документы необходимы для целей налогового контроля.

Спор по эпизоду привлечения общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса в связи с непредставлением им по требованию инспекции счетов-фактур, отражённых в книге продаж, на отгрузку товаров (работ, услуг) в адрес нескольких контрагентов дошёл до Верховного Суда.

По мнению налогоплательщика, у него отсутствует обязанность по повторному представлению запрашиваемых налоговым органом документов, поскольку оригиналы этих документов ранее были представлены в налоговый орган, однако Инспекция возвратила их в связи с приостановлением проверки согласно п. 9 ст. 89 Налогового кодекса.

При этом следует отметить, что налоговый орган не снял копии с оригиналов запрошенных повторно документов.

Отказывая в удовлетворении требований Общества по указанному эпизоду, суд кассационной инстанции, руководствуясь положениями ст. 93 Налогового кодекса, учёл, что налогоплательщик располагал запрашиваемыми документами и мог их представить налоговому органу.

Признавая обоснованными выводы суда первой инстанции о законности требования Инспекции о представлении документов, которые содержали сведения, необходимые для исчисления налога на прибыль и НДС и относились к документам, подтверждающим данные об объектах налогообложения, суд кассационной инстанции пришёл к выводу о том, что непредставление проверяемым лицом по требованию налогового органа сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 НК РФ.

В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ налогоплательщику отказано.

  

Суды определили действительную налоговую обязанность

(Определение Верховного Суда РФ от 27.11.2019 № 304-ЭС19-22145, ООО «Примекс-Кузбасс»)

 Суды, несмотря на признание направленности действий Общества на получение необоснованной налоговой выгоды путём создания формального документооборота в отсутствие реальных хозяйственных операций с контрагентами, определили налоговую обязанность налогоплательщика на основании расчётов налогоплательщика и налогового органа.

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации Общества по налогу на прибыль за 2016 год, по результатам которой составлен акт и вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе доначислено 4 228 582 руб. налога на прибыль. Основанием послужил вывод Инспекции о занижении Обществом налоговой базы в связи с неправомерным включением в состав расходов затрат по договорам на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающих территорий, заключенным с двумя контрагентами.

Считая решение инспекции незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.

Суды, руководствуясь положениями ст. 110, 122, 247, 248, 252 Налогового кодекса РФ, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", пришли к выводу о доказанности налоговым органом совокупности обстоятельств, свидетельствующих о направленности действий Общества на получение необоснованной налоговой выгоды путем создания формального документооборота в отсутствие реальных хозяйственных операций с заявленными в первичных документах контрагентами.

Судебные инстанции исходили из того, что контрагенты Общества не осуществляли и не могли осуществить предусмотренные договорами хозяйственные операции, в том числе по той причине, что обладают признаками номинальных организаций, не имеющих необходимых трудовых, материальных и технических ресурсов. При этом услуги были оказаны непосредственным заказчикам либо собственными силами и средствами налогоплательщика, либо взаимозависимой организацией, либо с привлечением физических лиц, которые налогоплательщиком официально не были трудоустроены.

На основании расчётов налогоплательщика и налогового органа судами установлён размер экономически обоснованных и реально понесённых заявителем расходов сумме 8 727 113,11 руб., чему соответствует налог на прибыль организаций в сумме 1 745 423 руб., в связи с чем суды признали решение Инспекции недействительным в части начисления 1 745 423 руб. налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафа, и отказали в удовлетворении требования Общества в остальной части. Расчёты были произведены исходя заработной платы уборщиков (без учёта НДФЛ И страховых взносов).

В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда налогоплательщику отказано.

  

Минпромторг утвердил типовые формы договоров для работы с маркированными товарами

(Приказы МинпромторгаРФ от 18.10.2019 № 3884, от 18.10.2019 № 3885)

Постепенно осуществляется переход на обязательную маркировку некоторых товаров.

Процедура маркировки выглядит так. Участник оборота товаров (производитель, импортер, продавец) направляет оператору (ЦРПТ) заявку на получение кодов маркировки с указанием сведений о товаре. Регистрируя информацию о товаре в информационной системе «Честный знак», оператор направляет в устройство регистрации эмиссии заявителя информацию о составе кодов маркировки. Далее наносится код. Чтобы получить доступ к устройству регистрации эмиссии, участник оборота должен направить заявку оператору и заключить с ним договор.

С 01 марта 2020 года маркировке подлежит обувная продукция под кодами 6401 – 6405 по ТН ВЭД и 15.20.11, 15.20.12, 15.20.13, 15.20.14, 15.20.21, 15.20.29, 15.20.31, 15.20.32 и 32.30.12 по ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Это различные типы обуви (в том числе галоши) вне зависимости от фасона и размера, конкретного назначения, способа производства или материалов (п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 05.07.2019 № 860).

 

Для целей маркировки обуви Минпромторг утвердил:

- типовую форму договора на оказание услуг по предоставлению кодов маркировки (приказ от 18.10.2019 № 3884);

- типовую форму договора по безвозмездному предоставлению устройства регистрации эмиссии путем удаленного доступа (приказ от 18.10.2019 № 3885).

При этом, добровольная маркировка обуви производится уже с 1 октября 2019 года (п. 3, 6 постановления Правительства № 860).

 

Кроме того, для участников оборота лекарственных средств утверждены:

- типовая форма договора на оказание услуг по предоставлению кодов маркировки (приказ Минпромторга России от 11.09.2019 № 3381);

- типовая форма договора по предоставлению устройства регистрации эмиссии на безвозмездной основе (приказ Минпромторга России от 05.09.2019 № 3326);

- типовая форма договора по предоставлению устройства регистрации эмиссии путем предоставления удаленного доступа к нему на безвозмездной основе (приказ Минпромторга России от 05.09.2019 № 3325);

- типовая форма договора по предоставлению регистратора выбытия лекарственных препаратов на безвозмездной основе (приказ Минпромторга России от 13.08.2019 № 2973).

 

Для участников оборота табачной продукции утвердили также:

- типовую форму договора на оказание услуг по предоставлению кодов маркировки (приказ Минпромторга России от 08.07.2019 № 2404);

- типовую форму договора по предоставлению устройства регистрации эмиссии (приказ Минпромторга России от 08.07.2019 № 2402);

- типовую форму договора по предоставлению устройства регистрации эмиссии путем предоставления удаленного доступа к нему на безвозмездной основе (приказ Минпромторга России от 08.07.2019 № 2401).

  

Налоговые органы вправе рассматривать материалы одной проверкидважды

(Определение Верховного Суда РФ от 12.11.2019 № 307-ЭС19-20073 по делу № А13-14941/2018)

Сам по себе факт повторного рассмотрения налоговым органом материалов проверки не является основанием для отмены вынесенного решения, даже если второе рассмотрение прошло за пределами сроков, установленных ст. 101 НК РФ.

Как разъяснили судьи Верховного Суда РФ, в некоторых случаях (к примеру, при смене руководителя проверяемой компании) ИФНС вправе по итогам первичного рассмотрения материалов проверки вернуться на предыдущие стадии и заново вручить налогоплательщику акт проверки, предоставить дополнительное время на подготовку возражений, а затем еще раз рассмотреть дело. Если при этом ИФНС никаких дополнительных контрольных мероприятий не осуществляет, то права налогоплательщика никак не нарушаются. Значит, нет оснований для отмены решения, принятого при повторном рассмотрении (определение от 12.11.2019 № 307-ЭС19-20073 по делу № А13-14941/2018).

  

Должна ли ИФНС провести зачет переплаты, которой более трех лет, по ранее поданному заявлению?

(Определение Верховного Суда РФ от 06.11.2019 № 305-ЭС19-15679 по делу № А40-14421/18-107-737)

По правилам п. 7 ст. 78 НК РФ налогоплательщик может подать заявление о зачете или возврате переплаты в течение трех лет со дня ее уплаты. Одновременно п. 5 этой статьи разрешает ИФНС самостоятельно (без заявления налогоплательщика) проводить зачет переплаты в счет погашения недоимок, но также в пределах трех лет.

Как разъяснил Верховный Суд РФ, совокупность этих норм означает, что какие-либо действия с суммой переплаты в принципе возможны только в пределах трех лет со дня ее образования. Поэтому налогоплательщик после подачи заявления о направлении переплаты в счет предстоящих платежей по налогам должен следить, чтобы вся переплата действительно была зачтена до истечения трех лет с момента ее образования. Иначе незачтенная сумма сгорит.

По прошествии трех лет с момента образования переплаты ИФНС уже не сможет проводить зачет в счет предстоящих платежей, даже если заявление было подано в установленный срок и по нему принято решение о зачете (определение от 06.11.2019 № 305-ЭС19-15679 по делу № А40-14421/18-107-737).

Поэтому если величина текущих налоговых обязательств не позволяет полностью зачесть всю переплату в течение трех лет с момента ее образования, нужно до истечения трехгодичного срока подать заявление о возврате остатка. Эти два способа распоряжения переплатой можно сочетать, то есть часть зачесть, а часть вернуть.

  

Как теперь считать численность для сдачи справок 2-НДФЛ?

(Письмо ФНС РФ от 09.12.2019 г. № БС-4-11/25215)

В 2020 году отчитаться по налогу на доходы физлиц нужно будет по новым правилам, так как изменился лимит численности, который дает право направить отчетность на бумаге.

Правила сдачи 2-НДФЛ изменены  Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ. Теперь больше компаний должны сдавать справки в электронном виде, и выбирать бумажный способ сдачи могут только те, у кого численность физлиц, получивших доходы в налоговом периоде, – до 10 человек. В 2019 году этот лимит составляет 25 человек.

В своём письме чиновники отвечая на вопрос налогоплательщика каким критерием численности (до 10 человек или до 25 человек) получателей дохода следует руководствоваться при представлении сведений за 2019 год ответили, что на бумаге сдать справки 2-НДФЛ могу налоговые агенты, у кого численность составляет 10 человек и менее.

И раз поправка действует с 01.01.2020 года, ФНС делает вывод, что представлять справки с учетом нового лимита численности надо уже за 2019 год.

Такие же правила для выбора способа сдачи отчетности действуют для расчета сумм налога на доходы физических лиц (6-НДФЛ). Налоговые агенты также должны ориентироваться на лимит в 10 человек вместо нынешних 25.  

  

ФНС штрафует за неверно указанный налоговый режим в кассовом чеке

(Письмо ФНС РФ от 28.10.2019 г. № ЕД-3-20/9349)

Отражение на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) налогоплательщиком - пользователем контрольно-кассовой техники системы налогообложения, отличной от применяемой будет являться основанием для штрафа.

Лучше перепроверить настройки кассы и убедиться, что указан верный режим применяемой системы налогообложения. Ошибиться в указании применяемой системы налогообложения в чеке можно тогда, когда совмещаете на одном аппарате разные режимы. Например, одну группу товаров продаете на ОСНО, а другую — на ЕНВД. Когда покупатель приобретает их, кассир должен пробить отдельные чеки на каждую группу, и при каждой транзакции нужно выбрать верный вариант.

Вид системы налогообложения, который налогоплательщик применяет при расчете, — обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности. При ошибке проверяющие посчитают это нарушением правил применения ККТ. Можно получить предупреждение, а можно и штраф: на компанию 10 000 руб., на руководителя или предпринимателя — 3000 руб. (ч. 4 ст. 14.5 КоАП).

Формально проверяющие вправе оштрафовать компанию за каждый неправильно оформленный чек. А в зависимости от ситуации налоговики могут ограничиться и одним штрафом.

Штраф за нарушение порядка работы с ККТ налоговики вправе выписать в течение одного года со дня, когда это произошло (ст. 4.5 КоАП).

Справочно:

В первом полугодии 2019 года ФНС выписала штрафов за ККТ-нарушения на общую сумму 151,5 млн руб. Подавляющее большинство из них — за неприменение ККТ. Такое нарушение привлекает внимание налоговиков в первую очередь, ведь минимальный штраф для предпринимателей — 10 000 руб., а для организаций — 30 000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП).

Штрафы за неправильное применение кассовых аппаратов не такие значительные, и налоговики их назначают гораздо реже. Например, если проверяющие обнаружат ошибку в оформлении чека, организация заплатит от 5000 до 10 000 руб. Предпринимателей и руководителей компаний за то же нарушение оштрафуют на сумму от 1500 до 3000 руб. (ч. 4 ст. 14.5 КоАП).