НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 6. 2020
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 6. 2020
для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста
за неделю с 10 февраля по 14 февраля 2020 года
Форма справки об уплате налогов изменится
Приказ ФНС от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@
Действующая форма справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов утверждена приказом ФНС от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@.
Сейчас в нее предполагается внести изменения - уведомление о подготовке соответствующего приказа опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА. Как поясняет ФНС, поправки в действующую форму справки обусловлены внесением изменений в пункт 4 статьи 31 НК РФ.
Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ дополнил указанную норму НК РФ положением, учитывающим возможность направления налоговыми органами документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Как не ошибиться с резервом по сомнительным долгам
Письмо Минфина России от 29 января 2020 № 03-03-06/1/5267
Сумму резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату, нужно сравнивать с суммой его остатка. Такой остаток определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. Если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше суммы остатка резерва предыдущего отчетного периода, то разница включается в состав внереализационных доходов. Если больше, то разница включается во внереализационные расходы в текущем периоде. Об этом напоминает Минфин России в письме от 29 января 2020 № 03-03-06/1/5267.
Новые контрольные соотношения РСВ
Письмо ФНС России от 7 февраля 2020 № БС-4-11/2002@
ФНС России подготовила новые контрольные соотношения для проверки расчета по страховым взносам. Чтобы проверить правильность заполнения формы, налоговики разработали контрольные соотношения между показателями отчетности по взносам. Они приведены в письме ФНС России от 7 февраля 2020 № БС-4-11/2002@.
Причина новых контрольных соотношений – новая форма РСВ. Напомним, что с отчетности за I квартал 2020 года введена форма РСВ, утв. приказом ФНC России от 18 сентября 2019 года № ММВ-7-11/470@. Новый РСВ нужно сдать не позднее 30 апреля 2020 года.
Изменен список патентных видов деятельности
Федеральный закон от 6 февраля 2020 года № 8-ФЗ
Федеральный закон от 6 февраля 2020 года № 8-ФЗ уточнил и дополнил виды деятельности, в отношении которых можно будет применять ПСН с 1 января 2021 года. С 2021 года в сферах растениеводства и животноводства можно будет применять ПСН.
Для предпринимателей, совмещающих оба вида деятельности, региональные власти введут единый патент. В результате такие ИП смогут оплатить один патент вместо двух. Услуги по перегонке и выпасу скота совмещением считаться не будут, поскольку они входят в состав услуг по животноводству. Кроме того, со следующего года услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий в перечне патентных услуг будут заменены на услуги в области фотографии.
Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству – на услуги в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых. А услуги поваров по изготовлению блюд на дому – на услуги по приготовлению и поставке блюд.
Запрос пояснений при камералке декларации – не всегда ошибка
Письмо Минфина от 15 января 2020 года № 03-02-08/1322
Если инспекторы обнаружат в декларациях или расчетах какие-либо ошибки, несоответствия или противоречия, они потребуют пояснений. На основании пункта 6 статьи 88 Налогового кодекса инспектор при проверке вправе затребовать документы и пояснения.
Представить пояснения нужно в течение пяти рабочих дней. Минфин России в письме от 15 января 2020 года № 03-02-08/1322 отмечает, что получение от налоговиков требования о представлении пояснений к декларации не говорит сразу об ошибке в ней. Можно по собственной инициативе отправить в инспекцию выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета или другие дополнительные документы.
Продажа валюты по выгодному курсу увеличивает доход на УСН
Письмо Минфина от 15 января 2020 года № 03-11-11/1310
При продаже иностранной валюты положительную курсовую разницу учитывают в доходах при УСН, а отрицательную в расходах – нет. Правило, которое действует при реализации иностранной валюты фирмами и ИП на УСН, напомнил Минфин в письме от 15 января 2020 года № 03-11-11/1310.
Если «упрощенец» продал иностранную валюту по курсу, который выше установленного Банком России, образовавшуюся положительную курсовую разницу учитывают в УСН-доходах.
Если же курс продажи ниже установленного Банком России, то отрицательную курсовую разницу в УСН-базе не учитывают. Связано это с тем, что закрытый перечень расходов при УСН установлен пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. В этом перечне не упомянута отрицательная курсовая разница, которая образовалась из-за отклонения курса продажи иностранной валюты от курса Центробанка.
Уплаченное по отмененным нормам назад не вернуть
Определение Верховного суда РФ от 15.01.2020 № 306-ЭС19-20428
Если Конституционный Суд РФ своим постановлением признал норму (ее положения) неконституционной, она утрачивает силу на будущее время. При этом суммы обязательных платежей, уплаченные до признания нормы (практики ее применения) неконституционной, не могут расцениваться как излишне уплаченные и возврату плательщику не подлежат.
Также эти платежи не являются убытками, подлежащими возмещению. Исключением могут быть только случаи, когда иной порядок исполнения прямо не предусмотрен самим постановлением КС РФ.
Такой вывод следует из определения Верховного суда РФ от 15.01.2020 № 306-ЭС19-20428. Обратной силой постановление КС РФ обладает только в отношении дел заявителей. Для иных лиц обратная сила применяется, если в их отношении налоговый орган принял решение о привлечении к ответственности, но эти решения еще не были исполнены на момент провозглашения постановления КС РФ. Пересмотр уже исполненных решений для лиц, которые непосредственно не фигурируют в разбирательствах КС РФ, не допускается вовсе. Это связано с тем, что до признания нормы неконституционной действует презумпция конституционности закона.
УСН-доходы получены в натуральной форме. Как учесть?
Письмо Минфина от 10 января 2020 года № 03-11-11/329
Как пояснили в Минфине, если в качестве оплаты за оказанные услуги «упрощенец» получил объект недвижимости, его нужно учесть по рыночной цене в момент получения.
Фирмы и ИП на УСН учитывают доходы по правилам, установленным пунктами 1 и 2 статьи 248 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). В налоговую базу включают доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также и внереализационные доходы. Доходы от реализации определяют на основании статьи 249 НК РФ.
Внереализационные доходы — на основании статьи 250 НК РФ. Доходы от реализации это выручка от продажи товаров, работ, услуг и имущественных прав (ст. 249 НК РФ). Выручкой считают все поступления в денежной и или натуральной формах.
Учет доходов фирмы и ИП на УСН ведут по кассовому методу. Это означает, что дата получения доходов это день поступления денег на счета в банках или в кассу или день получения иного имущества (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Доходы, полученные в натуральной форме, учитывают по рыночным ценам (п. 4 ст. 346.18 НК РФ). Если в качестве оплаты за оказанные услуги «упрощенец» получил объект недвижимости, отразить в учете доход нужно в момент получения этого имущества. Если в дальнейшем купленная недвижимость будет продана, то деньги от продажи нужно будет учесть в момент их поступления в кассу или на расчетный счет.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, сократили
Распоряжение Правительства РФ от 06.02.2020 №216-р
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержден распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 №792-р. До сих пор он включал в себя табачную продукцию, обувь, духи и туалетную воду, шины и покрышки, предметы одежды, белье постельное, столовое, туалетное и кухонное, молочную продукцию, а также фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки. Распоряжением Правительства РФ от 06.02.2020 №216-р из него исключены велосипедные камеры, покрышки и ободные ленты, а также велосипедные и авиационные шины.
На социальные выплаты работникам фирмы взносы не начисляют
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 января 2020 года № А56-11777/2019
По мнению суда, компенсацию стоимости занятий спортом, доплату к «детскому» пособию и оплату санаторно-курортного лечения работников страховыми взносами не облагают. Компания компенсировала работникам затраты на занятия фитнесом, стоимость санаторно-курортных путевок, а также доплачивала суммы к ежемесячному «детскому» пособию.
Все эти выплаты были предусмотрены коллективным договором фирмы. В ходе проверки контролеры из ПФР заявили, что с этих сумм нужно было заплатить страховые взносы. Основание - компенсации были выплачены в пользу работников организации, а значит, производились в рамках трудовых отношений.
Однако в поставлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 января 2020 года № А56-11777/2019 судьи в очередной раз указали чиновникам на их неправоту. Сам по себе факт наличия трудовых отношений с работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые организация им перечисляет, это оплата за труд.
Более того, оспариваемые выплаты стимулирующими не являются, от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы не зависят, а значит, к оплате труда не относятся. Поэтому облагать их страховыми взносами не нужно. Аналогичный вывод в отношении выплат социального характера Верховный Суд сделал в определении от 19 февраля 2016 года № 307-КГ15-19614.
Как учитывать расходы при смене объекта УСН 10.02.2020
Письмо Минфина России от 21.01.2020 №03-11-11/2938
При смене объекта на УСН расходы в налоговую базу можно включать только за тот период, когда объектом налогообложения были «доходы минус расходы». Минфин России в письме от 21.01.2020 №03-11-11/2938 разъясняет, что при применении УСН «доходы минус расходы» можно уменьшить полученные доходы на арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество. Но при смене объекта расходы в налоговом периоде, в котором применялся объект налогообложения «доходы», при исчислении налоговой базы не учитываются.
Также письма Минфина России: об учете расходов при смене объекта УСН - № 03-11-11/103503 от 30.12.2019; при переходе на УСН с других спецрежимов - № 03-11-11/100537 от 23.12.2019; при прекращении деятельности и новой регистрации - № 03-11-11/65270 от 26.08.2019.
На иностранного инвалида распространяются российские льготы по налогам
Письмо Минфина от 30 января 2020 года № 03-05-04-01/5656
Если человек является инвалидом согласно иностранному законодательству, он может претендовать на льготы по российским «имущественным» налогам. Налоговый кодекс предоставляет гражданам, имеющим I и II группу инвалидности, льготы по земельному налогу и налогу на имущество.
Налог на имущество в отношении одного объекта недвижимости каждого вида такие физлица не платят. Например, на единственную квартиру, единственный гараж и т.д. (пп. 2 п. 1 ст. 407 НК РФ). А при расчете земельного налога могут применить вычет в размере стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка (пп. 2 п. 5 ст. 391 НК РФ). В письме от 30 января 2020 года № 03-05-04-01/5656 Минфин подтвердил, что Налоговый кодекс не устанавливает ограничения по «имущественным» льготам физлиц. Поэтому такие льготы распространяются на граждан, получивших инвалидность I или II группы как в соответствии с законодательством РФ, так и согласно законодательству другой страны.
Дистанционщик едет в офис – это командировка
Письмо Роструда от 24.01.2020 № ПГ/37458-6-1
Поездка дистанционного работника в головной офис работодателя квалифицируется как служебная командировка.
Ведь командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
Дистанционной работой считается выполнение трудовых обязанностей вне места нахождения работодателя. Т.е. для дистанционщика рабочим местом может быть все, что угодно, но только не офис работодателя. На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Следовательно, если дистанционщик покинул свое рабочее место (где бы оно ни находилось) и отправился по рабочим делам в офис работодателя, считается, что он отправился в командировку. А значит, работодатель должен возместить ему расходы, связанные с этой поездкой, а также выплатить суточные.
Уведомление о единой «имущественной» декларации: какой налоговый период указывать
Письмо ФНС от 06.02.2020 № БС-4-21/1909@
В уведомлении о переходе на централизованное представление отчетности по налогу на имущество организаций нельзя в графе «Налоговый период» указывать 2019 год.
Напомним, что теперь организации вправе сдавать одну «имущественную» декларацию в отношении нескольких объектов недвижимости, находящихся в одном субъекте РФ и стоящих на учете в разных инспекциях. Чтобы воспользоваться этим правом, необходимо представить соответствующее уведомление в УФНС.
Так вот, налоговики напоминают, что соответствующие положения НК вступили в силу с 01.01.2020, т.е. в прошлом году они не применялись, а значит указывать в уведомлении в графе «Налоговый период» 2019 год неправильно.
Да это и не нужно. Ведь если представить такое уведомление до 02.03.2020 и указать в нем налоговый период 2020 год, то централизованный порядок представления декларации по налогу на имущество можно применять в течение всего 2020 года. Т.е. сдать единую декларацию можно будет и по итогам 2019 года, и за периоды 2020 года в случае ликвидации или реорганизации компании.
Обратите внимание, что уведомление с указанным в нем налоговым периодом 2020 год не дает оснований сдавать единую декларацию в 2021 году.
Налог не могут взыскать на основании СМС
Письмо Минфина от 30.12.2019 № 03-02-07/2/103098
Направление налоговиками СМС-сообщения о наличии задолженности не является основанием для взыскания этого долга.
Минфин напоминает, что неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязанности по уплате налога является основанием для направления должнику сотрудниками ИФНС требования об уплате налога. И если это требование не будет исполнено в установленный срок, налог может быть принудительно взыскан.
Как видим, направление СМС-сообщения в алгоритме действий налоговиков по истребованию долгов не фигурирует. Так что такое сообщение носит исключительно информационный характер.
Кто должен платить налог на имущество с объекта аренды
Письмо Минфина от 21.01.2020 № 03-05-04-01/2993 (направлено письмом ФНС от 23.01.2020 № БС-4-21/926)
По общему правилу, плательщиком налога на имущество организаций в отношении предмета аренды признается та сторона договора, у которой этот объект учтен в составе ОС. А как быть, если один и тот же объект «висит» как ОС и у арендатора, и арендодателя?
Такая ситуация может возникнуть в случае, когда одна из сторон договора аренды досрочно перешла на ФСБУ 25/2018, а вторая еще нет.
Как разъяснили Минфин и ФНС, в такой ситуации во избежание двойного налогообложения налог на имущество должен платить арендодатель.
Остается отметить, что эта дилемма, связанная с применением разных стандартов бухучета, возможна лишь в случае, когда речь идет об аренде имущества, налог по которому рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости.
Что касается «кадастровой» недвижимости, то с 01.01.2020 в НК закреплена норма, согласно которой налог на имущество с такого объекта должен уплачивать тот, кому это имущество принадлежит на праве собственности или праве хозяйственного ведения, независимо от применяемых правил бухучета.
Заполняем 6-ндфл по закрытой "обособке"
Письмо ФНС от 03.02.2020 № БС-4-11/1617@
Российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ в отношении работников этих подразделений в налоговый орган по месту учета таких подразделений. Если до закрытия обособленного подразделения справки 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ по этому подразделению не были сданы по месту учета, то головная организация представляет данную отчетность по закрытому обособленному подразделению в налоговый орган по месту своего учета.
В таком случае в справках 2-НДФЛ и расчетах 6-НДФЛ в полях «ИНН» и «КПП» указывается ИНН и КПП организации, а в поле «Код по ОКТМО» указывается ОКТМО закрытого обособленного подразделения. При этом в поле «Форма реорганизации (ликвидация) (код)» указывается код «9» «закрытие обособленного подразделения», а по строке «ИНН/КПП реорганизованной организации» указываются ИНН и КПП закрытого обособленного подразделения организации, разъясняет ФНС России в письме от 03.02.2020 № БС-4-11/1617@.
Ранее ФНС приводила аналогичные разъяснения в письмах от 12.12.2019 № БС-4-11/25600@ и от 23.12.2019 № БС-4-11/16516@. Теперь ФНС уточняет, что при представлении расчета по форме 6-НДФЛ за год по закрытому обособленному подразделению в поле «Период представления (код)» организация вправе указать код «90» (год при реорганизации (ликвидации) организации).
Бесплатная передача пробников потенциальным клиентам: что с НДС
Письмо Минфина от 30.01.2020 № 03-07-11/5569
В НДС-целях безвозмездная передача пробных партий материалов – это тоже реализация.
Объектом обложения НДС являются операции по реализации товаров (работ, услуг). А реализацией признается в том числе и передача права собственности на товары на безвозмездной основе.
Следовательно, при безвозмездной передаче пробных партий материалов потенциальным заказчикам нужно исчислить НДС. Налоговая база в данном случае определяется как стоимость передаваемых товаров, исчисленная исходя из рыночных цен.
Сроки хранения некоторых документов изменились
Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236
Росархив утвердил новый перечень типовых управленческих архивных документов. Важные изменения касаются сроков хранения различных документов компаний.
Так, в частности, изменения затронули сроки хранения следующих документов
- счета-фактуры нужно будет хранить 5 лет вместо 4 лет;
- книги учета доходов и расходов упрощенцы (организации и ИП) должны будут хранить всего 5 лет, а не постоянно, как предусмотрено сейчас;
- реестры сведений о доходах физлиц – 5 лет вместо 75 лет.
Помимо этого, изменились и сроки хранения кадровой документации:
- графики отпусков нужно будет хранить 3 года (сейчас 1 год);
- документы о дисциплинарных взысканиях – 3 года вместо 5 лет;
- заявки о потребности в привлечении иностранных работников – 1 год вместо 5 лет;
- документы о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда - пять лет, а не постоянно.
Также установлены сроки хранения для:
- уведомлений, предупреждений работников работодателем – срок хранения 3 года;
- журналов, книг учета инструктажа по охране труда (вводного и на рабочем месте) 45 лет.
- заявлений сотрудников о выдаче документов, связанных с работой – 1 год.
Соответствующий приказ Росархива вступает в силу с 18.02.2020.
КПП в заявлении на льготы по транспортному и земельному налогам: концепция поменялась
Письмо ФНС от 03.02.2020 N БС-4-21/1599@
ФНС отменила свое предыдущее разъяснение о порядке указания организациями КПП в заявлении о предоставлении льгот по транспортному и/или земельному налогам.
Напомним, что ранее ФНС разъясняла, что если у организации есть несколько «льготных» транспортных средств или земельных участков, по месту нахождения которых компании присвоены разные КПП, то по каждому из этих объектов нужно представить отдельное заявление.
Теперь налоговики сообщают, что у них появилась техническая возможность принимать и обрабатывать заявления о льготах, в которых указаны любые КПП. Т.е. организации могут спокойно указывать в одном заявлении в листе с информацией о льготе разные КПП, присвоенные по месту нахождения автомобилей или участков.
Авансовый отчёт: проверяем документы
Письмо Минфина России от 22.01.2020 № 03-03-06/1/3300
Если приложенные к авансовому отчёту подтверждающие документы (в том числе кассовые чеки) оформлены с нарушениями законодательства РФ, то расходы не учитываются для целей налогообложения прибыли.
Письмо Минфина России от 22.01.2020 № 03-03-06/1/3300 напоминает налогоплательщикам об очень серьёзных последствиях даже небольшой ошибки в первичных документах.
Представьте рядовую ситуацию: работник приложил к авансовому отчёту кассовые чеки. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли признаются расходы, подтверждённые документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Ценности, приобретённые сотрудником для компании, а также расходы, произведённые им по поручению компании, принимают к налоговому учёту на основании утверждённого авансового отчёта, накладных, а также документов, подтверждающих факт оплаты, в частности кассовых чеков.
Таким образом, если приложенные к авансовому отчёту подтверждающие документы оформлены с нарушениями законодательства РФ, то затраты по такому авансовому отчёту не учитываются для целей налогообложения прибыли как не имеющие надлежащего документального подтверждения.
Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать кассовый чек, указан в п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ. К числу обязательных реквизитов отнесены, в частности: наименование документа; порядковый номер за смену; дата, время и место проведения расчёта (например, при расчёте в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом); наименование организации-пользователя или ФИО ИП - пользователя; ИНН налогоплательщика - пользователя; применяемая при расчёте система налогообложения; признак расчёта (например, получение или возврат средств); наименование товаров, работ, услуг, их количество, цена в рублях за единицу с учётом скидок и наценок, стоимость с учётом скидок и наценок, с указанием НДС, (при наличии налога); сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам - (при наличии налога); форма расчёта (оплата наличными или в безналичном порядке), а также сумма оплаты.
По мнению чиновников, ошибка или недостоверность в любом из этих элементов делает чек недействительным! В случае если авансовых отчётов и приложенных к ним чеков ККТ много, то представьте, сколько времени должен затратить бухгалтер, чтобы всё это проверить!
Статья 54.1 НК РФ в действии
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.01.2020 по делу № А27-14675/2019, ООО «Сибирская инжиниринговая торговая компания»
Несоблюдение хотя бы одного из условий п. 2 ст. 54.1 НК РФ не позволяет налогоплательщику уменьшить налоговую базу на основании именно тех документов, при формировании которых допущены злоупотребления, но не лишает его права, а налоговый орган – обязанности, определить действительный размер экономически обоснованных расходов и учесть их в целях налогообложения.
По результатам проверки вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислен НДС в размере 3 034 191 руб., налог на прибыль организаций в размере 3 371 323 руб. Основанием послужил вывод налогового органа о создании формального документооборота с отдельными контрагентами с целью получения необоснованной налоговой выгоды, полагая, что все расходы по изготовлению и ремонту горно-шахтного оборудования в полном объеме сформировались у Общества по взаимоотношениям с взаимозависимым субподрядчиком, учтены инспекцией без замечаний в полном объеме и являются достаточными. При этом налогоплательщик возражал: если бы для выполнения работ было бы достаточно только расходов, официально проведённых по взаимоотношениям с субподрядчиком, то наценка общества при реализации оборудования и услуг по его ремонту конечным покупателям и заказчикам составила от 118% до 1715%, что очевидно не соответствует реальному рыночному уровню.
Посчитав нарушенными свои права и законные интересы, налогоплательщик обратился в суд.
Суд отметил, что те нормы налогового законодательства, на основании которых высшими судебными инстанциями были выработаны правовые позиции по вопросам необоснованной налоговой выгоды, не претерпели изменений, в т.ч. и с введением в действие ст. 54.1 НК РФ. Поэтому суд руководствуется указанными правовыми позициями, в т.ч. изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 04.07.2017 № 1440-О.
Выявление налоговым органом недобросовестных, в т.ч. умышленных действий налогоплательщика, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды:
- не снимает с налогового органа обязанностей по определению действительного размера налоговых обязательств налогоплательщика, хотя и возлагает на последнего риски, связанные с применением расчётного метода;
- не является основанием для искажения данного размера вследствие отказа в принятии расходов по соответствующим операциям при полном учёте связанных с ними доходов;
- не является основанием для применения не предусмотренных законом дополнительных санкций в виде неучёта расходов, отказа в применении надлежащей ставки налога;
- влияет на выбор основания привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения: п.1 ст.122 НК РФ (без умысла) или п.3 ст.122 НК РФ (при наличии умысла).
Со ссылкой на Письмо Минфина России от 13.12.2019 № 01-03-11/97904, письма ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ и от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@ инспекция настаивала, что введение в действие ст. 54.1 НК РФ является основанием для кардинального изменения судебной практики. В частности, налоговый орган не определяет расчётным путём объём прав и обязанностей налогоплательщика, допустившего искажение действительного экономического смысла финансово-хозяйственной операции.
Как отметил суд, введение ст. 54.1 НК РФ не сопровождалось изменением принципов правового регулирования в сфере налогообложения, введением дополнительных составов налоговых правонарушений и санкций, сужением полномочий налоговых органов. Не претерпело изменения и понятие объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций – он по-прежнему сформулирован как прибыль, т.е. доходы, уменьшенные на величину расходов, независимо от того, допущены ли злоупотребления при их оформлении при сохранении признаков реальности и экономической обоснованности расходов по существу.
По мнению суда, несоблюдение хотя бы одного из условий п. 2 ст. 54.1 НК РФ не позволяет налогоплательщику уменьшить налоговую базу на основании именно тех документов, при формировании которых допущены злоупотребления, но не лишает его права, а налоговый орган – обязанности, определить действительный размер экономически обоснованных расходов и учесть их в целях налогообложения.
Суд включил в предмет доказывания по делу вопрос о реальном размере расходов налогоплательщика, соответствующих учтённым им доходам. Судом была назначена судебная технико-экономическая экспертиза определения стоимости ремонтных работ по состоянию на дату их фактического проведения. Несмотря на несогласие Общества с применённой экспертами методикой, невключением в расходы транспортно-заготовительных расходов и отдельных видов работ, было установлено, что размер расходов, определённый по результатам судебной экспертизы, не превышает размер расходов, учтённых по взаимоотношениям с взаимозависимым субподрядчиком, что подтверждает факт самостоятельного выполнения субподрядчиком ООО всех работ по изготовлению и ремонту оборудования и полное отражение фактических затрат в легальном документообороте Общества.
Судом установлено, что расходы по сделкам со спорными контрагентами не имеют признаков фактического характера и экономической обоснованности, их оформление преследовало цель завышения расходов по налогу на прибыль организаций и налоговых вычетов по НДС, в связи с чем оснований для их учета в целях налогообложения не имеется.
О применении расчётного метода определения налогов
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.01.2020 по делу № А52-4145/2018, ООО «Нордикс-Балт»
В отсутствие первичных документов суды признали правомерным исчисление налогов расчётным методом на основании данных аналогичных налогоплательщиков, отобранных в совокупности с критериями объёма выручки, отсутствия у организаций филиалов, схожести условий деятельности по региональному и климатическому принципу.
По результатам выездной налоговой проверки деятельности за 2014 – 2016 г.г. принято решение которым Обществу, в частности, доначислено 13 589 380 руб. НДС, 458 546 руб. налога на прибыль организаций. В ходе проверки Инспекция выставила требование о представлении документов (информации), касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, в ответ на которое Общество уведомило о невозможности их представления в связи с тем, что документы (информация) сгорели 20.04.2017 во время пожара, в подтверждение чего предъявило справку, выданную отделом Управления МЧС России. Инспекция предложила Обществу в течение двух месяцев восстановить первичные бухгалтерские документы за проверяемый период, необходимые для расчета налогов.
В связи с непредставлением Обществом документов и отсутствием в Инспекции полного пакета документов по результатам истребования документов у контрагентов в ходе выездной налоговой проверки, суммы налога на прибыль за 2014-2016 годы, а также суммы НДС за 2014 год, подлежащие уплате в бюджет, в соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ были определены Инспекцией расчётным путем на основании данных четырёх отобранных аналогичных налогоплательщиков, в том числе двух (из пяти) предложенных Обществом.
Полагая решение Инспекции неправомерным, нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд. По мнению Общества, при применении расчётного метода необходимо учитывать, что аналогичный налогоплательщик должен соответствовать проверяемому по совокупности критериев, а не по какому-то одному.
Суды трёх инстанций отказали в удовлетворении требований Общества. Исходя из разъяснений Пленума ВАС РФ, изложенным в п. 8 постановления от 30.07.2013 № 57, применяя норму подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, судам необходимо учитывать, что при определении налоговым органом на её основании сумм налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджетную систему Российской Федерации, расчётным путем должны быть определены не только доходы налогоплательщика, но и его расходы.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.06.2010 № 5/10, при расчётном методе начисления налогов достоверное исчисление налогов невозможно по объективным причинам, поскольку налоги могут быть исчислены достоверно только при надлежащем оформлении учета доходов и расходов, в то время как применение расчётного метода предполагает исчисление налогов с той или иной степенью вероятности, так как основано оно, как правило, на неких усрёдненных показателях.
Как установлено судами, в проверяемом периоде основной заявленный вид деятельности Общества по ОКВЭД - 17.21 (производство гофрированной бумаги и картона, бумажной и картонной тары), фактически же Общество осуществляло производство картонной тары. Аналогичные налогоплательщики выбраны Инспекцией по критериям: фактически осуществляемые виды деятельности, входящие в ОКВЭД - 17.2 (производство из бумаги и картона); среднесписочная численность работников; объем выручки; наличие в собственности имущества; отсутствие филиалов; идентичность климатических условий.
Доводы Общества о его несогласии с тем, что данные организации признаны аналогичными налогоплательщиками, поскольку у отобранных организаций отличаются показатели среднесписочной численности работников, а также размер выручки и виды деятельности, был предметом исследования судов и правомерно отклонен.
Суды установили, что в совокупности с критериями объёма выручки, отсутствия у организаций филиалов, схожести условий деятельности по региональному и климатическому принципу, все отобранные налогоплательщики соответствуют критерию аналогичности.
Для установления суммы налога на прибыль организаций за проверяемый период, Инспекция определила расчётную выручку путем умножения среднего показателя выручки (дохода) от реализации на одного работника аналогичных налогоплательщиков на фактическую численность Общества. Расчётная сумма расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации, определена Инспекцией путём умножения фактической численности работников Общества на средний показатель суммы расходов, приходящийся на 1-го работника, исчисленной по данным аналогичных налогоплательщиков за соответствующий период.
Судами установлено, что аналогичным образом Инспекция правомерно осуществила расчёт НДС за 2014 год. При исчислении размера налоговых вычетов по НДС Инспекция исходила, в том числе из положения п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, где разъяснено, что на основании подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налогоплательщику не могут быть предоставлены налоговые вычеты по НДС, поскольку положениями п. 1 ст. 169 и п. 1 ст. 172 НК РФ установлены специальные правила приобретения налогоплательщиком права на указанные вычеты.
Что является нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки?
Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.01.2020 по делу № А19-11499/2018, ИП Бровченко Ю. О.
Невручение документов, положенных в основу оспариваемого решения, лишает предпринимателя возможности представить возражения на акт налоговой проверки по существу зафиксированных в нём нарушений, - решил суд.
По результатам выездной налоговой проверки предпринимателю доначислен налог, уплачиваемый при применении УСН, в сумме 1 861 336 руб., начислены пени и штраф. Предприниматель обжаловал решение в суде.
Суд кассационной инстанции вернул дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку суды не дали оценки доводам предпринимателя о невручении ему приложений к акту проверки, подтверждающих факты нарушений законодательства, выявленных налоговым органом, не выяснили, уклонялся ли он от их получения, было ли достаточно документов, представленных самим предпринимателем, для начисления оспариваемых сумм.
Судами установлено, что 20.11.2017 предпринимателю вручен экземпляр акта выездной налоговой проверки без приложений, а прилагаемые к акту документы, положенные в основу оспариваемого решения предпринимателю не вручены; от подписания акта и от получения извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки предприниматель отказался; в возражениях от 19.12.2017 на акт налоговой проверки предприниматель указал на неполучение им приложений к акту проверки, а также на отказ инспектора вручить ему 20.11.2017 в помещении налогового органа акт с приложениями.
Судами также установлено: налог предпринимателю доначислен на основании иных документов, полученных, в том числе от контрагентов предпринимателя; невручение указанных документов лишило налогоплательщика возможности представить возражения на акт проверки по существу зафиксированных в нем нарушений.
Удовлетворяя требования предпринимателя, суды трёх инстанций исходили из доказанности факта совершения налоговым органом нарушения существенных условий процедуры проведения проверки и рассмотрения ее материалов.
Судебные акты приняты со ссылкой на ст. 29, 89, 100, 101 НК РФ, разъяснения, данные в п. 73 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
Проблемы обслуживающего банка – проблемы налогоплательщика
Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2020 № 302-ЭС19-25457, ООО «Максимус+»
Осведомленность налогоплательщика об имеющихся проблемах у обслуживающего банка свидетельствует о его недобросовестности.
Обществом накануне отзыва у банка лицензии направлены платежные поручения на уплату авансового платежа по УСН сумму 3 500 000 руб. и страховых взносов на сумму 850 000 руб. Указанные денежные средства списаны с расчётного счета общества, но не поступили на счета по учету доходов бюджетов. Впоследствии общество обратилось в управление с заявлением о признании исполненной обязанности по уплате платежей в бюджет через проблемный банк. По результатам рассмотрения указанного заявления, управлением вынесены оспариваемые решения.
Суды, изучив представленные сторонами доказательства, пришли к выводу о наличии в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности, и, как следствие, отсутствии правовых оснований для признания обязанности по уплате спорных налогов исполненной.
При этом суды установили факт направления обществом спорных поручений в банк в отсутствие законодательно установленной обязанности по уплате налогов за указанные периоды и до наступления срока уплаты налога, взносов, в то время как досрочная их уплата ранее обществом не практиковалась. Как указал суд кассационной инстанции, при отсутствии налоговых обязательств выводы о признании исполненной обязанности по уплате налога и сбора не соответствуют п. 3 ст. 45 НК РФ.
Суды также пришли к выводу о подтверждении налоговым органом факта осведомленности налогоплательщика об имеющихся проблемах у обслуживающего банка.
Коллеги! Удачной рабочей недели!
Ваш «ФИН-АУДИТ»