НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 5. 2020

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 5. 2020

2020.02.10

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 03 февраля по 07 февраля  2020 года

  

ЦБ снизил ключевую ставку: теперь 6%

Банк России на первом в этом году заседании совета директоров по денежно-кредитной политике снизил ключевую ставку еще на 0,25 процентного пункт. Отныне она составляет 6% годовых. Замедление инфляции происходит быстрее, чем прогнозировалось, констатировал Банк России в релизе по итогам заседания. В январе инфляция в России составила 0,4% Если ситуация будет развиваться по базовому прогнозу, то ЦБ допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. Напомним, в последние месяцы Банк России серьезно понизил ключевую ставку - с июня 2019 года, с учетом сегодняшнего решения, она упала на 1,75 процентных пункта. Регулятор опускал ставку с осторожным шагом 0,25 процентного пункта, кроме октября, когда понизил ставку сразу на 0,5 процентного пункта впервые за два года. Следующее заседание Банка России по денежно-кредитной политике, где будет обсуждаться уровень ключевой ставки, пройдет 20 марта 2020 года.

 

Регистрация ККТ по-новому – с 4 февраля

Приказ ФНС России  от 04.02.2020 № ЕД-7-20/69@

Изменения в формат обмена документами при регистрации ККТ внесла ФНС России своим приказом от 04.02.2020 № ЕД-7-20/69@. Как отмечается в сообщении ведомства от 05.02.2020, приказ изменил рекомендуемый формат информационного обмена пользователей ККТ с ФНС РФ через оператора фискальных данных при:

  • регистрации и перерегистрации ККТ;
  • снятии с регистрационного учета;
  • направлении сведений из отчета о регистрации ККТ и отчета об изменении параметров регистрации ККТ;
  • направлении сведений отчета о закрытии фискального накопителя;
  • подаче заявления пользователя о предоставлении фискальных документов;
  • уведомлении о присвоении регистрационного номера контрольно-кассовой техники.

Новые форматы вступили в силу с 4 февраля 2020 года. При этом автоматизированная система ФНС РФ продолжает полностью поддерживать предыдущую версию форматов, что позволит участникам информационного обмена перейти на новую версию плавно.

 

Срок представления отчетности по НДФЛ за 2019 год изменился

ФНС России напомнила, что налоговые агенты должны представить отчетность по НДФЛ за 2019 год не позднее 2 марта. Налоговые агенты – российские организации, у которых есть обособленные подразделения, представляют формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ в отношении своих работников в налоговый орган по месту учета таких подразделений. При этом если организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования и представила уведомление о выборе налогового органа до 31 января 2020 года, то она может представить указанную отчетность по месту своего учета либо учета одного из своих подразделений. С этого года порог минимальной численности работников, при которой налоговые агенты обязаны представлять соответствующую налоговую отчетность в электронной форме, снижен с 25 до 10 человек.

 

Как представлять декларацию по налогу имуществу при наличии нескольких объектов недвижимости в регионе

Письмо ФНС России  от 31.01.2020 № БС-4-21/1544

ФНС России в письме от 31.01.2020 № БС-4-21/1544 напомнила о возможности представлять налоговую декларацию в отношении нескольких объектов недвижимого имущества, по месту нахождения которых налогоплательщик состоит на учёте в субъекте РФ, в один из налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом региональный налоговый орган (п. 1.1 ст. 386 НК РФ). Необходимыми условиями для применения такого порядка являются определение налоговой базы по объектам недвижимости как их среднегодовая стоимость и наличие постановки на учёт налогоплательщика в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества. В Уведомление, которое должно быть представлено до 1 марта, вносится код выбранного налогового органа, в который будет представляться налоговая декларация в отношении всех объектов недвижимого имущества.

 

По автомобилям, находящимся в розыске, платить транспортный налог не надо

Письмо ФНС России  от 27.01.2020 № БС-2-21/112

Подпунктом 7 п. 2 ст. 358 НК РФ определено, что объектом налогообложения по транспортному налогу не являются транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 НК РФ. ФНС России в письме от 27.01.2020 № БС-2-21/112 разъяснила, что также транспортный налог прекращает взиматься только в случае, если транспортное средство снято с учёта в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением розыска транспортного средства, не объекта либо возникновения права на налоговую льготу) не установлено.

 

Жаловаться по установленной форме!

Приказ ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645

Приказом ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645 (зарегистрирован в Минюсте России 30.01.2020, регистрационный № 57335) утверждены форма жалобы (апелляционной жалобы), порядок заполнения формы жалобы, порядок представления жалобы и направления решения (извещения) по жалобе в электронной форме, а также форматы представления жалобы и решения (извещения) по жалобе (апелляционной жалобе) в электронной форме. Приказ вступает в силу по истечении трёх месяцев со дня его официального опубликования.

 

Обновлена форма налогового расчёта по доходам, выплаченным иностранным организациям

Приказ ФНС России от 19.12.2019 № ММВ-7-3/639

С 2020 года обязанности налогового агента по налогу на прибыль организаций распространены на индивидуальных предпринимателей. В связи с этим приказом ФНС России от 19.12.2019 № ММВ-7-3/639 (зарегистрирован в Минюсте России 28.01.2020, регистрационный № 57302)   обновлены форма Налогового расчёта о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, порядок заполнения, а также актуализирован формат представления расчёта в электронной форме. Приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования и применяется, начиная с представления за налоговый (отчётный) периоды 2020 года.

 

Как заполнить титульный лист 6-НДФЛ по закрытой «обособке»

Письмо ФНС  от 3 февраля 2020 года № БС-4-11/1617@.

ФНС сообщила, как заполнять титульный лист расчета 6-НДФЛ, если головная фирма сдает его за закрытое обособленное подразделение. Если организация закрыла свое обособленное подразделение и до закрытия не отчиталась по форме 6-НДФЛ, то этот расчет в отношении работников «обособки» нужно подать по месту учета головной фирмы. На титульном листе расчета в полях «ИНН» и «КПП» указывают реквизиты головной организации, а в поле «Код по ОКТМО» - ОКТМО закрытого обособленного подразделения. В поле «Форма реорганизации (ликвидации) (код)» пишут код «9» - закрытие обособленного подразделения, а по строке «ИНН/КПП реорганизованной организации» - реквизиты ликвидированной «обособки». В поле «Период представления» в отношении расчета, поданного по итогам года, указывают код «90» - год при реорганизации (ликвидации) организации. Об этом сообщила ФНС в письме от 3 февраля 2020 года № БС-4-11/1617@.


Медосмотр работника как служебная командировка

Письмо Минтруда России  от 22 января 2020 года № 15-2/В-137

Если для прохождения обязательного медосмотра работнику нужно ехать в другой город, то такую поездку можно считать служебной командировкой. Работодатель обязан проводить медосмотры сотрудников за свой счет. При этом на время прохождения медосмотра за работником сохраняется средний заработок

Минтруд России в письме от 22 января 2020 года № 15-2/В-137 разъяснил ситуацию, когда медучреждение, в котором проводится обследование работников, расположено в другом городе. Данную поездку можно рассмотреть как исполнение работником поручения работодателя вне места своей работы. То есть ее можно отнести к служебному командированию. Поэтому работодатель обязан возместить работнику, в частности, расходы по проезду, найму жилого помещения и суточные.


Компенсацию за поездки на личном авто при УСН платят по нормам

Письмо Минфина  от 15 января 2020 года № 03-11-11/1198

Компенсацию, выплаченную сотруднику за служебные поездки на его личном автомобиле, учитывают в УСН-расходах в пределах норм. Закрытый перечень расходов, которые можно учесть на УСН, приведен в статье 346.16 Налогового кодекса. В этом списке упомянуты расходы на компенсацию, которую выплачивают работникам за использование их личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок. Такие расходы учитывают в пределах норм, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 года № 92. Нормы компенсации за использование личного транспорта для служебных поездок

 

По мнению Минфина, выраженном в письме от 15 января 2020 года № 03-11-11/1198, этих норм должны придерживаться и организации, и ИП. Возмещение износа автомобиля, ГСМ, технического обслуживания и ремонта, в них уже учтено. Поэтому нельзя одновременно выплачивать компенсацию за использование транспортного средства и отдельно возмещать расходы, связанные с его текущей эксплуатацией.


Как ИП на УСН учесть покупку прав на ПО вскладчину с фирмой

Письмо Минфина  от 21 января 2020 года № 03-11-11/2932.

Если предприниматель на УСН приобрел исключительные права на компьютерную программу совместно с организацией, он может учесть свою долю в УСН-расходах. Письмо Минфина России от 21 января 2020 года № 03-11-11/2932. По общему правилу «упрощенцы» могут учитывать расходы на покупку прав на программы для ЭВМ и баз данных по лицензионным соглашениям с их правообладателями. А также расходы на обновление этих программ, веб-сайтов и баз данных (пп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). При условии, что затраты соответствуют общим критериям признания расходов – они обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому, если ИП на УСН приобрел исключительные права на компьютерную программу совместно с организацией, ничто не мешает ему учесть свою долю расходов при расчете «упрощенного» налога. Об этом сообщил Минфин в письме от 21 января 2020 года № 03-11-11/2932.


Компенсация затрат на связь "удаленщику" взносами не облагается

Главбух работает в компании удаленно на основании дополнительного соглашения к трудовому договору. Руководство хочет в договоре прописать фиксированные суммы компенсации расходов на связь: телефон и интернет. Облагаются ли фиксированные суммы страховыми взносами? Нет, не облагаются. От страховых взносов освобождены все виды компенсационных выплат, которые установлены федеральными, региональными и местными законами и связаны с выполнением «физиками» трудовых обязанностей (подп. 2 п. 1 ст.422 НК РФ). Компания обязана платить компенсацию, если работник использует для выполнения трудовых обязанностей личное имущество (ст. 164 ТК РФ). Поэтому такая выплата необлагается взносами, разъясняет УФНС по Санкт-Петербургу.

 

Реализация земли при применении ЕСХН

Письмо ИФНС от 27.12.2019 №СД-4-3/27083@

 Если сельскохозяйственный товаропроизводитель продал земельный участок единожды, для улучшения своего финансового положения, средства от такой продажи в общий доход ЕСХН учитывать не нужно. Налоговая служба в письме от 27.12.2019 №СД-4-3/27083@ ссылается на сложившуюся судебную практику по вопросу разовой реализации земли. В других, обобщенных, случаях доходы от продажи земельных участков сельскохозяйственными производителями включаются в общий объем доходов от реализации товаров.

 

Зарплату умершего работника НДФЛ не облагают

Письмо Минфина от 22 января 2020 года № 03-04-05/3420

Если зарплату выплачивают членам семьи умершего работника, НДФЛ с нее удерживать не нужно. В письме от 22 января 2020 года № 03-04-05/3420 Минфин сообщил, что зарплату, не полученную сотрудником ко дню его смерти, выдают членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении сотрудника на день его смерти (ст. 141 ТК РФ). Право на получение зарплаты умершего работника, не полученной им при жизни, принадлежит членам его семьи, проживавшим совместно с ним. А его нетрудоспособные иждивенцы имеют право на получение этих сумм независимо от того, проживали они совместно с умершим или нет (п. 1 ст. 1183 ГК РФ). К членам семьи работника относятся супруга, родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные) (ст. 2 СК РФ). Кроме этого, членами семьи могут быть признаны братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки, пасынки и падчерицы (гл. 15 СК РФ). Неполученную зарплату выдают в течение недели со дня, когда родственники принесли свидетельство о смерти и заявление на выплату. Имейте в виду, что не облагают НДФЛ не только зарплату работника, но и компенсацию за неиспользованный отпуск, если они являются наследуемыми суммами (п. 18 ст. 217 НК РФ).

 

УСН: расходы на лизинг при смене объекта налогобложения

Письмо Минфина России от 21.01.2020 № 03-11-11/2938

Статья 346.16 НК РФ разрешает налогоплательщикам при применении УСН с объектом «доходы минус расходы» уменьшать полученные доходы на арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество. При этом в случае перехода упрощенца с объекта «доходы» на объект «доходы минус расходы», затраты, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются. Это значит, что при переходе упрощенца с объекта «доходы» на объект «доходы минус расходы» он сможет учитывать в налоговой базе затраты на лизинговые платежи, произведенные после указанного перехода. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21.01.2020 № 03-11-11/2938.

 

НДФЛ: если доход получен не от источника дохода

Письмо Минфина России от 15 января 2020 года № 03-04-06/1053.

Если осуществляет выплату лицо, не являющееся источником дохода, то НДФЛ платить не надо. Налог на доходы физических лиц платят российские граждане, а также иностранцы, получающие доходы в России. За граждан налог перечисляют в бюджет фирмы и предприниматели, выплачивающие им доходы (п. 1 ст. 226 НК РФ). В данном случае фирма или предприниматель выступает в роли налогового агента. Они и есть источник дохода. Если такие фирмы и ИП не являются источниками дохода, перечисляемого ими налогоплательщику, они не признаются налоговыми агентами. Поэтому НДФЛ перечислять не обязаны. Об этом напоминает Минфин России в письме от 15 января 2020 года № 03-04-06/1053.

 

Кассовый чек можно направить по WhatsApp или Viber

 В Минфине сообщили, что электронный кассовый чек можно направить покупателю не только по SMS или электронной почте, но и через любой мессенджер. Как сказано в Законе о ККТ, кассовый чек можно направить покупателю следующими способами (п. 5.3 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ): в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты; на бумаге вместе с товаром, если при расчете за товар покупателю не был направлен кассовый чек в электронной форме; на бумаге при первом непосредственном взаимодействии клиента с продавцом, если при расчете за работы или услуги клиенту не был направлен кассовый чек в электронной форме. В письме от 25 декабря 2019 года № 03-01-15/101704 Минфин также добавил, что электронный кассовый чек можно направить покупателю не только по SMS или электронной почте, но и через любой мессенджер (например, WhatsApp, Viber, Telegram и др.)

 

Проверки филиалов включили в срок давности

Постановление АС Волго-Вятского округа от 16.12.19 № А11-8723/2017

При расчете трехлетнего срока, прошедшего после предыдущей неналоговой проверки, учитываются ревизии всех филиалов. К такому выводу пришел АС Волго-Вятского округа в своем постановлении от 16.12.19 № А11-8723/2017. Территориальное управление Роспотребнадзора провело плановую проверку одного из филиалов организации. Выявив нарушения требований технического регламента в части маркировки продукции, проверяющие оштрафовали компанию на 150 тыс. рублей (ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ). Организация обратилась в суд с требованием признать постановление о штрафе недействительным. Обоснование — Роспотребнадзор может проводить плановые проверки не чаще, чем раз в три года. Такое ограничение установлено статьей 9 Федерального закона от 26.12.08 № 294-ФЗ. А в данном случае с момента предыдущей проверки прошло менее трех лет. Суд поддержал организацию, указав на следующее. В отношении юридического лица осуществление плановых неналоговых проверок возможно не чаще одного раза в три года. При этом субъектом проверки является именно юридическое лицо, а не его филиалы или представительства, непосредственно включаемые в ежегодные планы проверок. Таким образом, установленный законом срок между плановыми проверками должен исчисляться с даты проведения последней плановой ревизии в отношении любого из филиалов, представительств такого юридического лица. В рассматриваемой ситуации в трехлетний период, который предшествовал осуществлению спорной проверки, в отношении юрлица (его филиалов) уже проводились плановые ревизии. Таким образом, управление допустило грубые нарушения порядка организации плановой выездной проверки. А это влечет признание ее результатов недействительными.

 

Оплату работы в выходные можно отнести в расходы

Письмо Минфина России  от 20 января 2020 года № 03-03-06/1/2340

Доплата сотрудникам за работу в выходной или нерабочий праздничный день учитывается в расходах по налогу на прибыль. Компания обязана оплатить сотруднику выход на работу в выходной или праздничный день. Причем с учетом положенных ему за эту работу компенсаций и премий. Напомним, по статье 153 Трудового кодекса работа в праздничные и выходные дни оплачивается в двойном размере. Перечень расходов на оплату труда приведен в статье 255 Налогового кодекса. К таким расходам, в частности, относят выплаты, связанные с условиями труда, повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни и сверхурочной работы. Поэтому Минфин России в письме от 20 января 2020 года № 03-03-06/1/2340 отмечает, если данные расходы экономически оправданы и документально подтверждены, то их можно отнести к расходам на оплату труда. Они тоже уменьшают облагаемую прибыль фирмы.

 

Взносы на суммы незачтенных пособий не доначисляются

Постановление  АС Западно-Сибирского округа от 20.12.19 № А27-13653/2019

На суммы излишне выплаченных пособий, которые ФСС не принял к зачету, доначислять взносы не нужно, следует из постановления АС Западно-Сибирского округа от 20.12.19 № А27-13653/2019. ФСС отказался принять к зачету расходы на выплату пособий из-за неправильного оформления больничных листов. На спорную сумму были начислены страховые взносы, пени и штрафы. В фонде решили, что, поскольку расходы были произведены с нарушением законодательства, то сумма недоимки в размере непринятого к зачету пособия должна облагаться взносами. Суд признал доначисление взносов неправомерным, указав на следующее. Ошибки при расчете пособий и неверное оформление листков нетрудоспособности влекут отказ в принятии расходов к зачету, а не отказ в выплате пособий. Факт непринятия к зачету расходов в виде выплат по обязательному социальному страхованию не придает им характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции, и не обязывает страхователя включать указанные суммы в базу для начисления взносов. Таким образом, фонд выставил требование о доначислении страховых взносов на суммы пособий, не принятых к зачету необоснованно.


Какие расходы на обучение можно учесть при УСН

Письмо Минфина России от 15.01.2020 № 03-11-11/1054

В своем письме от 15.01.2020 № 03-11-11/1054 Минфин России разъяснил, что вообще-то учесть в целях налога при УСН расходы на обучение работников можно. Вот только это должны быть расходы на обучение в целях освоения новых производств, цехов и агрегатов, а, к примеру, не на обучение сотрудников отдела маркетинга акробатическому рок-н-роллу (ст.346.16 НК РФ).И не забудьте - указанные расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены.

 

Налог по кадастровой стоимости: исправить никогда не поздно

Письмо Минфина России от 14.01.2020 № 03-05-04-01/881

Региональные нормативно-правовые акты, предусматривающие внесение изменений в Перечень объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

ФНС России письмом от 14.01.2020 № БС-4-21/340 распространила по системе письмо Минфина России от 14.01.2020 № 03-05-04-01/881, разъясняющего последствия внесения изменений в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Исходя из ответа можно предположить, что региональные власти исключили из перечня объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, объект, включённый туда, видимо, ошибочно. В п. 7 ст. 378.2 НК РФ предусмотрено, что власти субъекта РФ не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество определяют на этот период перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. В целях формирования перечня п. п. 3 - 5 ст. 378.2 НК РФ установлены критерии отнесения объектов недвижимого имущества к указанным объектам.

В п. 1 ст. 4 НК РФ установлено, что, в том числе, органы исполнительной власти субъектов РФ в предусмотренных налоговым законодательством случаях, в пределах своей компетенции, издают нормативные правовые акты, (которые не могут изменять или дополнять налоговое законодательство). Запрета на внесение региональными властями изменений в свой нормативный правовой акт, которым утверждён Перечень, в НК РФ не установлено. Так что, что в случае ошибочного включения объекта в Перечень, власти субъекта РФ могут его исключить.

До этого места всё ясно и понятно. Непонятно далее.

В соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты налогового законодательства, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, обратной силы не имеют. В силу п. 5 ст. 5 НК РФ это ограничение распространяется и на налоговые нормативно-правовые акты властей субъектов РФ.

На основании изложенного чиновники указывают, что нормативно-правовые акты уполномоченного органа, предусматривающие внесение изменений в Перечень, и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Но вот какая штука! Региональные власти могут исключить из Перечня ошибочно включённый туда объект, но они не могут добавить в Перечень ошибочно не включённый объект! Без учёта положений ст. 5 НК РФ. Если даже власти обнаружат этот объект и признают ошибкой его не включение в Перечень, такой объект исходя их его кадастровой стоимости станет облагаться налогом только со следующего периода после того, как будет выявлен. На страже этого стоит п. 10 ст. 378.2 НК РФ. И если кадастровая стоимость объекта будет определена уже после начала текущего налогового периода, то такой объект тоже не может облагаться налогом по кадастровой стоимости в этом текущем периоде. До начала нового налогового периода налог на имущество по этому объекту должен исчисляться в общем порядке, то есть по остаточной стоимости - пп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ.

Видимо, ценность этого письма состоит в предупреждении территориальных налоговых органов: региональные власти имеют право исключить объект недвижимости из Перечня объектов, облагаемых налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости, «задним» числом, и налогоплательщик получает право пересчитать сумму налога на имущество.

  

Проценты и раздельный учёт

Письмо Минфина России от 10.01.2020 № 03-07-14/216

Взысканные, в том числе по решению суда, суммы процентов за пользование чужими средствами по п. 1 ст. 395 ГК РФ не учитываются в раздельном учёте для целей определения суммы входного НДС, подлежащего вычету.

В письме Минфина России от 10.01.2020 № 03-07-14/216 чиновники разъясняют, что не все проценты, относящиеся к денежным долгам, должны участвовать в раздельном учёте входного НДС. Есть проценты по заёмным средствам, а есть проценты, начисляемые за пользование чужими деньгами.

В силу п. 4.1 ст. 170 НК РФ для целей раздельного учёта сумм НДС, не подлежащих и подлежащих вычету, пропорция, указанная в п. 4 ст. 170 НК РФ, определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, работ, услуг или имущественных прав, операции по реализации которых облагаются или не облагаются НДС, в общей стоимости отгрузки за налоговый период.

Подпунктом 4 п. 4.1 ст. 170 НК РФ установлены особенности расчёта пропорции по договорам займа. При определении стоимости услуг по предоставлению займа, которые не облагаются НДС на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, учитывается сумма доходов в виде процентов, начисленных налогоплательщиком в текущем периоде.

Как гласит ст. 809 ГК РФ, заимодавец имеет право на получение с заёмщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. Если это в договоре не прописано, то размер процентов определяется существующей в месте жительства или нахождения заимодавца ставкой банковского процента или ставкой рефинансирования на день уплаты заёмщиком суммы долга.

С другой стороны, в соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14 проценты, предусмотренные п. 1 ст. 395 ГК РФ, по своей правовой природе отличаются от процентов, подлежащих уплате за пользование займом. Поэтому при разрешении споров о взыскании процентов, суд должен определить, требует ли истец уплаты процентов за пользование денежными средствами, предоставленными в качестве займа, или требует ответственности за неисполнение или просрочку исполнения денежного обязательства по ст. 395 ГК РФ.

Чиновники в комментируемом письме высказали мнение, что если речь идёт именно о процентах, начисленных как мера ответственности, то они в раздельном учёте по НДС не участвуют.

Напомним, что контролирующие органы уже давно не требуют начислять на сумму процентов за пользование чужими средствами НДС – см. письма Минфина России от 04.03.2013 № 03-07-15/6333, от 05.10.2016 № 03-07-11/57924 и ФНС России от 03.04.2013 № ЕД-4-3/5875@. И комментируемое письмо, кстати, фактически дополняет эту точку зрения.

  

Ошибку агента в дате счёта-фактуры простят

Письмо Минфина России от 16.01.2020 № 03-07-09/1632

Счет-фактура, составляемый агентом, приобретающим услуги от своего имени для принципала, в котором указана дата его составления агентом, не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС покупателем-принципалом.

В письме Минфина России от 16.01.2020 № 03-07-09/1632 чиновники благожелательно сообщают, что ошибку агента в дате при перевыставлении счёта-фактуры принципалу они готовы простить.

Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счёт-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров, работ, услуг, имущественных прав сумм НДС к вычету.

На основании п. 1 Правил заполнения счёта-фактуры, применяемого при расчётах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, при составлении счёта-фактуры комиссионером или агентом, приобретающим товары, работы, услуги, имущественные права от своего имени, указывается дата счёта-фактуры, выставляемого продавцом комиссионеру или агенту.

Таким образом, НДС по приобретённым услугам, предъявленный агентом покупателю-принципалу в счёте-фактуре, в котором указана дата счёта-фактуры продавца услуг, принимается к вычету принципалом в общем порядке.

А если агент ошибочно проставил в перевыставленном счёте-фактуре дату его составления, а не дату из счёта-фактуры продавца? В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров, работ, услуг, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС. Так что при ошибке в дате перевыставленного счёта-фактуры предъявить к вычету входной НДС, содержащийся в нём, всё-таки можно.

Однако всё просто только в том случае, если счёт-фактура один. А ведь обычно бывает, что агент при приобретении товаров для принципала получает много счетов-фактур в течение отчётного периода. Так вот, п. 1 Правил заполнения счёта-фактуры позволяют агенту составить для принципала один счёт-фактуру по нескольким счетам-фактурам, составленным на одну дату, если товары, работы, услуги приобретены им для принципала у двух и более продавцов.

А может ли агент составить сводный счёт-фактуру на одного поставщика за отчётный период, соединив несколько счетов-фактур от него, оформленных на разные даты? Такая возможность прямо в Правилах заполнения счёта-фактуры не прописана. Следует учесть, что в таком случае дата в сводном счёте-фактуре неизбежно будет отличаться от дат первоначальных счетов-фактур, полученных от непосредственных поставщиков.

Судя по комментируемому ответу, чиновники однозначно трактуют изменение в дате первичного счёта-фактуры на дату составления перевыставленного счёта-фактуры как ошибку. В единичном случае, как видим, чиновники считают её несущественной. Как в налоговой инспекции отнесутся к ситуации, когда под такой «ошибкой» окажется сразу несколько счетов-фактур, предугадать трудно. 

 

Некачественное консультирование не является смягчающим обстоятельством

Письмо ФНС России от 17.01.2020 № ЕД-4-2/523.

Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения налогового законодательства, данных третьими лицами, не может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения.

Может ли введение налогоплательщика в заблуждение третьими лицами относительно его налоговых обязательств исключить вину или быть признано смягчающим обстоятельством при выявлении налогового правонарушения? Ответ на этот вопрос дан в письме ФНС России от 17.01.2020 № ЕД-4-2/523.

Кто могут быть эти третьи лица? Как правило, налоговики и налоговые консультанты.

Относительно разъяснений налоговиков можно посмотреть пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ. В перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, входит выполнение им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения налогового законодательства, данных ему или неопределённому кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции. Эти обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа. Смягчает наказание или вообще отменяет его выполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.

С консультантами всё намного хуже. С одной стороны, в силу пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, не является исчерпывающим. К таким обстоятельствам ст. 112 НК РФ отнесены иные, не указанные в данной статье обстоятельства, которые могут быть признаны таковыми судом или налоговым органом, рассматривающими дело.

Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения налогового законодательства, данных третьими лицами, не может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения. Взыскать с «нерадивого» консультанта убытки пострадавший налогоплательщик имеет право в рамках гражданско-правовых отношений. Этот вопрос в НК РФ не регулируется.

При этом в условиях современного налогового законодательства, изменяющейся судебной практики без налоговых консультантов налогоплательщикам не обойтись. Другое дело, что выбирать себе налогового консультанта нужно не исходя из наименьшей стоимости его услуг, а основываясь исключительно на его репутации.

  

Главное – реальность хозяйственных операций

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 23.01.2020 № Ф09-9691/19 по делу № А50-17644/2019, ООО «СИВА ЛЕС»

Статья 54.1 НК РФ не содержит запрет на проведение так называемой «налоговой реконструкции» налогового обязательства по налогу на прибыль путем установления расходной части расчётным путём.

По результатам проведения выездной налоговой проверки деятельности за период 2014 – 2016 г.г. вынесено оспариваемое решение о доначислении налога на прибыль в сумме 4 675 133 руб., НДС в сумме 5 456 466 руб., соответствующих пени и штрафа по ч. 3 ст. 122 НК РФ. Основанием послужили выводы инспекции о непринятии при исчислении налога на прибыль расходов налогоплательщика в сумме 30 313 437 руб., понесенных им в связи с приобретением товара (фанерный кряж, дрова технологические) у контрагента, а также соответствующих сумм налоговых вычетов по НДС.  По мнению налогового органа, контрагент является формальным звеном и обладает признаками «фирмы-однодневки» (его руководитель является «номинальным», по юридическому адресу контрагент не располагается, его фактический адрес не установлен и т.д.). По завершении финансово-хозяйственных взаимоотношений с налогоплательщиком контрагент ликвидирован и исключён из ЕГРЮЛ. 

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к верному выводу о том, что представленные инспекцией доказательства полностью подтверждают умышленное создание обществом фиктивного документооборота в отношении рассматриваемого контрагента при фактическом приобретении фанерного кряжа и дров технологических для целей поставок на фанерный завод у лесозаготовителей, не являющихся плательщикам НДС.

Суд кассационной инстанции находит выводы судов о незаконном применении обществом спорных налоговых вычетов по НДС в полной мере соответствующими положениям ст. 54.1, 171, 172 НК РФ. Однако окружной суд признал выводы нижестоящих судов о правомерности доначисления налога на прибыль ошибочными. 

Суды обеих инстанций, поддержав вывод налоговой инспекции, признали, что факт исполнения спорной сделки не тем лицом, от имени которого соответствующая сделка была оформлена, а иными лицами (лесозаготовителями), следует расценивать как отсутствие реальной хозяйственной операции, что является достаточным основанием не только для отказа в праве на вычет НДС, но и учёта соответствующих расходов по налогу на прибыль.   

Между тем подобное толкование положений ч. 2 ст. 54.1 НК РФ носит сугубо формальный характер: данная норма не устанавливает те последствия невыполнения указанных в ней требований, которые вменены налогоплательщику в рамках настоящего дела. Запрет на проведение так называемой «налоговой реконструкции» налогового обязательства по налогу на прибыль путем установления расходной части расчётным путём на основании подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ в рассматриваемой норме отсутствует.

Подход же, предложенный инспекцией (полное непринятие затрат при исчислении налога на прибыль), в ситуации, когда факты поступления товара налогоплательщику и последующей продажи им спорной продукции конечному потребителю налоговым органом в ходе проверки не опровергнуты, неизбежно влечёт искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль, поскольку обязательным условием признания понесённых организацией расходов является лишь  действительное (реальное) совершение тех хозяйственных операций, которые повлекли затраты налогоплательщика (ст. 247, 252, 313 НК РФ).

Кассация со ссылкой на п. 3 Постановления Пленум ВАС РФ от 12.10.2006 № 53, позицию Конституционного Суда РФ отметила, что выявление искажений сведений о фактах хозяйственной жизни предполагает доначисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, таким образом, как если бы налогоплательщик не злоупотреблял правом.

В целях установления истинного размера налогового обязательства налогоплательщика, представившего ненадлежащие подтверждающие документы, в п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» указано, что расходы по спорным операциям определяются налоговым органом на основании данных об аналогичных операциях самого налогоплательщика. Бремя доказывания того, что размер расходов, определённый налоговым органом по правилам подп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ, не соответствует фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на последнего, поскольку именно он несёт риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговым органом расчётного метода определения сумм налога. 

  

Когда недвижимость становится объектом налогообложения

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.01.2020 по делу № А56-25258/2019, ООО «Темпо Инвест»

Суды поддержали решение налогового органа о доначислении налога на имущество организаций по объекту недвижимости, фактически эксплуатируемому, но не принятому на учёт в состав основных средств.

По результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на имущество организаций за 2017 год обществу доначислен налог в сумме 12 960 716 руб. за период с 01.01.2017 по 31.05.2017. Основанием для доначисления послужил вывод инспекции, что ТРК «Охта Молл» использовался Обществом в предпринимательской деятельности, эксплуатировался по прямому назначению в течение всего 2017 года. Однако Общество обжаловало решение налогового органа в судебном порядке. По мнению общества, до 29.05.2017 первоначальная стоимость торгово-развлекательного комплекса (ТРК) не была сформирована, на нём проводились строительные, пусконаладочные работы, т.е. до этого времени он не отвечал признакам основного средства и не должен был учитываться при исчислении налоговой базы по налогу на имущество.

Суды установили, что ТРК отвечает признакам основных средств и приносит экономическую выгоду. Факт его эксплуатации подтверждается представленными в ходе проверки договорами аренды нежилых помещений, счетами-фактурами, выписками с расчётных счетов, подтверждающими перечисление данными организациями в пользу Общества платы за арендуемые помещения. Информация, размещённая в электронных средствах массовой информации, подтверждает состоявшееся 27.08.2016 открытие торгово-развлекательного комплекса.

Довод кассационной жалобы о несформированности первоначальной стоимости объекта отклонен на основании, в том числе:

- акта от 10.06.2016, подтверждающего что строительство ТРК выполнено в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией и действующими нормативно-техническими документами, объект принят от генерального подрядчика для получения разрешения на ввод в эксплуатацию;

- разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, полученного 08.07.2016;

- выписке из ЕГРН, согласно которой объект недвижимости введён в эксплуатацию по завершении строительства в 2016 году, 20.07.2016 проведён его кадастровый учёт.

Указанные документы опровергают позицию заявителя о несформированности первоначальной стоимости фактически эксплуатируемого объекта. Как правильно посчитали суды, сдача в аренду помещений подтверждает пригодность здания к эксплуатации в целом как единого инвентарного объекта.

Суды обоснованно посчитали, что ТРК с 01.01.2017 отвечал признакам основного средства, предусмотренным п. 4 ПБУ 6/01, следовательно, его надлежало принять к учету в качестве такового в соответствии с правилами бухгалтерского учета и учитывать при исчислении налоговой базы по налогу на имущество, в связи с чем доначисление Инспекцией налога на имущество за период с 01.01.2017 по 31.05.2017 правомерно.

  

Истребование документов имеет пределы

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.01.2020 по делу № А19-12651/2019, ООО «Орион»

Суды трёх инстанций не поддержали позицию налоговиков о том, что нормы законодательства о налогах и сборах не содержат запрета на истребование документов по нескольким сделкам с конкретными контрагентами, состоящими на учёте в иных налоговых органах.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля, вне рамок налоговых проверок, в связи с необходимостью получения информации обществу направлены требования о представлении документов (информации) по взаимоотношениям с рядом контрагентов, в том числе истребованы документы о конкретных сделках с конкретными контрагентами за период с 2015-2017 годы. По мнению налогового органа, факт постановки контрагентов общества в иных налоговых органах не влияет на порядок истребования документов. Также налоговым органом были истребованы внутренние документы общества, документы бухгалтерского учёта по взаимоотношениям с контрагентами за указанный период, что было обусловлено необходимостью исследования факта согласованности их действий.

Требования обществом получены и в установленные сроки в адрес налогового органа направлены ответы на них с сообщением о невозможности их исполнения по причине отсутствия правовых оснований для истребования перечисленных в них документов и информации, а также отсутствия части истребуемых документов в связи с их не оформлением.

Полагая, что в действиях общества содержатся признаки налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 129 НК РФ, инспекция привлекла общество к налоговой ответственности.

Посчитав свои права нарушенными, налогоплательщик обратился в суд. Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды исходили из доказанности факта незаконности и необоснованности обжалуемых решений.

Применив требования ст. 93.1 НК РФ, приложений № 15, 17 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@, принимая во внимание разъяснения, изложенные в п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, арбитражные суды установили, что требованиями запрашиваются документы по всем договорам за определённый период времени, а часть требований касается контрагентов, состоящих на учёте в иных налоговых органах.

Судами при анализе и оценке требований также установлено, что налоговый орган запрашивает внутренние документы общества, которые характеризуют деятельность самого общества и в составлении которых контрагенты участия не принимали (путевые листы, журналы их учета, структура и штатная численность общества с расстановкой работников, ведомости учета выдачи ГСМ, запчастей); сведения о деятельности самого общества: кем приобретаются материалы для производства работ, оказания услуг, кто их оплачивает, входит ли стоимость материалов в стоимость работ и др.), а также налоговым органом запрошен весь бухгалтерский учёт по всем взаимоотношениям с контрагентами за указанный в требованиях период (2015-2017 г.г.).

Суд кассационной инстанции указал, что арбитражные суды пришли к обоснованным выводам о том, что налоговый орган под прикрытием истребования документов по конкретной сделке фактически истребует документы по всем взаимоотношениям с контрагентом, то есть осуществляет мероприятия налогового контроля, которые проводятся в рамках налоговых проверок, а также о несоблюдении налоговым органом установленных законом требований к форме и содержанию требований, направленных инспекцией в адрес общества.