НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 5, 2017

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 5, 2017

2017.02.13

ГК «Фин-Аудит» Новости законодательства Новостная лента № 5, 2017

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 06 февраля  по 10 февраля 2017 года

Налогоплательщикам нужно готовить убедительное обоснование цен по контролируемым сделкам

 

(Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2017 по делу N А40-123426/16-140-1066)

Такой вывод можно сделать из первого судебного акта, который касается правил проверки соответствия цен сделки их рыночному уровню. Дело рассматривал арбитражный суд г. Москвы.

Суд признал законным решение ФНС о доначислении недоимки по налогу на прибыль и пеней из-за того, что организация занизила цены по отношению к уровню рыночных цен.

Интересно отметить, что юрлицо полностью погасило задолженность после того, как налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании недоимки и пеней. Однако суд все равно рассмотрел дело. Это потребовалось, в частности, чтобы решить вопрос о распределении судебных расходов по уплате госпошлины.

Юрлицо поставило по ряду сделок нефть иностранной офшорной компании. Поскольку эта группа сделок оказалась контролируемой, организация представила в инспекцию уведомление о контролируемых сделках. При этом юрлицо в уведомлении не указало метод ценообразования. Кроме того, оно не представило документацию по контролируемой сделке, в том числе о методике определения цены каждой партии товара.

ФНС провела проверку цен и установила, что примененные в сделке цены не соответствуют рыночному уровню. Она доначислила недоимку и пени по налогу на прибыль. За взысканием этих сумм в суд обратился уже территориальный налоговый орган.

Налогоплательщик представил свои доводы по поводу ценообразования в сделке. В частности, он ссылался на то, что он является "малой нефтяной организацией" и не мог влиять на цены, по которым была продана нефть.

Суд установил, что все доводы юрлица противоречат фактическим обстоятельствам, документально не подтверждены и не соответствуют анализу и толкованию налогового законодательства в части трансфертного ценообразования.

Таким образом, налогоплательщик не представил убедительных для суда доводов, которые опровергли бы претензии ФНС.

С учетом первого судебного акта по спору о проверке правильности применения цен налогоплательщикам необходимо обратить особое внимание на обоснование ценообразования. При подготовке документации по контролируемым сделкам можно воспользоваться рекомендациями ФНС либо обратиться к налоговым юристам, которые специализируются в области трансфертного ценообразования.

 

ФНС пояснила, как определять дату фактического получения дохода в виде премии при заполнении 6-НДФЛ

 

(Письмо ФНС России от 24.01.2017 N БС-4-11/1139@)

 

Новое письмо ведомства дано в отношении премии, которую организация выплачивает работнику за выполнение трудовых обязанностей. Отметим, что в прошлом году ФНС выпускала другое разъяснение, и в нем не уточнялось, какой именно премии оно касается. Теперь ведомство учло подход ВС РФ 2015 года.

ФНС считает, что датой фактического получения дохода работника в виде премии за выполнение трудовых обязанностей по итогам работы за месяц признается последний день месяца, за который был начислен этот доход.

Если же организация выплачивает сотруднику премию за выполнение трудовых обязанностей по итогам работы за квартал или год, то следует ориентироваться на дату приказа о премировании. Последний день месяца, в котором он издан, признается датой фактического получения дохода.

Такие выводы ведомство делает с учетом Определения ВС РФ, которое вышло в апреле 2015 года.

Интересно, что в 2016 году ФНС придерживалась иной позиции: дата фактического получения дохода в виде премии определяется как день ее выплаты работнику, в том числе день перечисления на счета налогоплательщика в банке. Правда, одно из писем ведомства касалось премии к юбилею работника. А в другом разъяснении не уточнялось, относится ли оно в том числе к премии за выполнение трудовых обязанностей. Полагаем, что данный вывод общий, поэтому мог применяться к любым премиям работников.

Теперь налоговому агенту при отражении в форме 6-НДФЛ премии работнику за выполнение трудовых обязанностей нужно руководствоваться новыми разъяснениями ФНС. Как правильно заполнить форму при выплате другой премии, например к празднику, лучше выяснить в своей налоговой инспекции.

 

ФНС: в платежке на перечисление страховых взносов нужно указывать статус плательщика "01", а не "14"

 

(Письмо ФНС России от 03.02.2017 N ЗН-4-1/1931@)

 

Ведомство выпустило новое разъяснение по поводу указания юрлицами статуса плательщика в поле 101 платежного поручения при уплате страховых взносов. Совсем недавно ФНС совместно с ПФР и ФСС сообщали, что нужно применять показатель "14".

В новом письме ФНС, в частности, отметила: юрлица, которые производят выплаты физлицам, в поле 101 платежного поручения на перечисление страховых взносов должны указывать статус плательщика "01". Напомним, что этот показатель обозначает статус "налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо".

Свое решение ведомство объясняет тем, что кредитные организации не принимают платежки юрлиц со статусом "14". А чтобы устранить препятствия для использования этого кода, Банку России на доработку программного обеспечения понадобится более полугода.

 

 

Затраты на уничтожение товара с истекшим сроком годности юрлицо вправе включить в расходы по прибыли

 

(Письмо Минфина России от 13.01.2017 N 03-03-06/1/853)

 

Для этого необходимо, чтобы уничтожение или утилизация такого товара были предусмотрены законодательством, а затраты соответствовали критериям признания расходов.

В новом письме ведомство ссылалось на Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов. Оно рассматривало вопрос об утилизации пищевых товаров с истекшим сроком годности.

Минфин уже высказывал аналогичное мнение.

 

Двойной вычет на ребенка: юрлицу нужно запросить у работника документ о доходе его супруга

 

(Постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.12.2016 N по делу N А27-24958/2015)

 

К этому выводу можно прийти, анализируя Постановление АС Западно-Сибирского округа. Суд поддержал позицию инспекции: для предоставления двойного детского вычета работнику из-за отказа от этого вычета его супруга нужны в том числе документы, подтверждающие его доход.

Налоговый орган признал неправомерным предоставление работникам стандартных вычетов по НДФЛ на детей в двойном размере. Дело в том, что работодатель не представил инспекции документы, которые подтверждали бы факт получения вторым родителем налогооблагаемого дохода.

Организация посчитала, что достаточно заявления об отказе одного из родителей от вычета. Но суд указал, что это не так. Вывод суда основывается на том, что физлицо может отказаться от детского вычета, только если имеет на него право и это подтверждено документами.

Отметим, что физлицо вправе получить вычет на ребенка, если имеет, в частности, доход, облагаемый НДФЛ по ставке 13%. Причем это относится к ставке, которая предусмотрена п. 1 ст. 224 НК РФ. Кроме того, величина дохода физлица не должна превышать 350 тыс. руб. На эти условия предоставления вычета на ребенка указывал Минфин.

Таким образом, налоговому агенту, который предоставляет вычет на ребенка в двойном размере, необходимо запросить у работника, например, справку о доходах его супруга. По мнению Минфина, такую справку нужно требовать ежемесячно.

 

"Уточненки" по взносам за периоды 2010-2016 годов нужно сдавать в территориальные органы ПФР и ФСС

 

(Письмо ФНС России N БС-4-11/1304@, ПФ РФ N НП-30-26/947, ФСС РФ N 02-11-10/06-308-П от 26.01.2017)

 

Представлять уточненную отчетность плательщикам страховых взносов нужно по формам и форматам, которые действовали в соответствующем расчетном периоде. Такое пояснение дали ФНС, ПФР и ФСС в совместном письме.

В этом письме ФНС и фонды разъяснили и другие вопросы, например о сроках уплаты страховых взносов и оформлении платежных поручений на их перечисление.

 

Юрлицо вправе принять НДС к вычету независимо от того, в каком порядке пронумерованы счета-фактуры

 

(Письмо Минфина России от 12.01.2017 N 03-07-09/411)

 

Такой вывод Минфин сделал в новом письме. Аналогичное мнение в 2015 году высказывала ФНС.

Минфин рассмотрел следующую ситуацию: юрлицо нумеровало счета-фактуры в хронологическом порядке, и при этом возобновляло нумерацию каждый календарный месяц.

Ведомство указало, что право на применение вычетов по НДС не поставлено в зависимость от порядка формирования порядковых номеров счетов-фактур, которые выставляет продавец при реализации товаров, работ, услуг.

Такой же вывод в 2015 году делала и ФНС.

Отметим, что специальных правил нумерации счетов-фактур не содержат ни НК РФ, ни Правила заполнения счета-фактуры.

Обратим внимание, что еще в 2013 году Минфин рассматривал вопрос о возможности ежедневной нумерации счетов-фактур с первого порядкового номера, но не говорил о применении вычета НДС. В этом письме ведомство напомнило, что есть вид ошибок, которые не мешают юрлицу заявить вычет. Из анализа данного разъяснения можно сделать вывод, что покупатель вправе применить вычет НДС и по счету-фактуре, который выставила организация, возобновляющая нумерацию счетов-фактур ежедневно.

 

ПФР обновил формы документов для регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования

 

(Постановление Правления ПФ РФ от 11.01.2017 N 2п (вступает в силу 17 февраля 2017 года))

 

С 17 февраля страхователям нужно будет применять утвержденные постановлением ПФР формы документов персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования. Наряду с формами принята и инструкция по их заполнению. Действующие формы и инструкция утратят силу.

Среди принятых форм отметим следующие:

- "Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-1)";

- "Анкета застрахованного лица (АДВ-1)".

Из обновленной формы АДВ-6-1 исключены реквизиты для форм, которые новым постановлением ПФР отменены.

Форма АДВ-1 не изменилась. Уточнения затронули правила ее заполнения. Так, в реквизите "Гражданство" для граждан, не имеющих гражданства РФ, нужно указывать: лицо без гражданства.

Напомним, по общему правилу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования оформляется через страхователя, например если физлицо впервые устраивается на работу по трудовому договору и у него нет страхового свидетельства. Для оформления свидетельства на такого работника организация в течение двух недель с даты заключения договора передает в территориальный орган ПФР форму АДВ-1. Вместе с ней подается и форма АДВ-6-1.

 

Утверждена форма сообщения о наделении обособленного подразделения правом начислять выплаты физлицам

 

(Приказ ФНС России от 10.01.2017 N ММВ-7-14/4@ (вступает в силу 18 февраля 2017 года)

 

Форма принята приказом ФНС, который вступит в силу 18 февраля. Ее должны использовать российские юрлица - плательщики взносов для сообщения о наделении обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физлиц либо о лишении таких полномочий.

Форма сообщения, которое российские организации - плательщики страховых взносов должны направлять в инспекцию по месту своего нахождения, состоит из:

- страницы 001. В ней указываются в том числе наименование организации; количество обособленных подразделений, включая филиалы и представительства, по которым представляется сообщение; суть сообщения - наделение или лишение полномочий по начислению выплат и вознаграждений в пользу физлиц;

- страницы "Сведения об обособленном подразделении (филиале, представительстве)". Она заполняется отдельно по каждому обособленному подразделению, в отношении которого подается сообщение. Наряду с иными сведениями на этой странице отражается вид обособленного подразделения, наименование (при наличии) и место нахождения обособленного подразделения.

Среди прочего новым приказом ФНС утвердила порядок заполнения формы сообщения, формат представления документа в электронной форме.

Напомним, обязанность сообщать в налоговый орган о наделении обособленного подразделения, созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физлиц появилась у российских юрлиц - плательщиков страховых взносов с 1 января 2017 года. Информировать необходимо и о лишении обособленных подразделений таких полномочий. Исполнить эту обязанность нужно в течение одного месяца со дня наделения обособленного подразделения соответствующими полномочиями или лишения полномочий.

Отметим, что новая обязанность применяется только к созданным на территории РФ обособленным подразделениям, которые наделяются российской организацией полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физлиц после 1 января 2017 года.

 

Юрлицо вправе принять НДС к вычету, даже если счет-фактура выставлен позже пяти дней после отгрузки

 

(Письмо Минфина России от 23.12.2016 N 03-03-06/3/77429)

 

Минфин указал, что выставление счетов-фактур после установленного срока не относится к ошибкам, которые влекут отказ в вычете предъявленного покупателю НДС. Такое мнение ведомство уже высказывало. Аналогичный подход содержится и в Постановлении ФАС Поволжского округа.

Напомним, по НК РФ ошибки в счете-фактуре, которые не мешают инспекции установить продавца, покупателя, наименование и стоимость товаров, работ, услуг, имущественных прав, налоговую ставку и сумму НДС, не препятствуют получению вычета покупателем.

 

Минфин пояснил нюансы применения предельной величины прибыли КИК

 

(Письмо Минфина России от 16.01.2017 N 03-12-10/1290)

 

Сумму прибыли контролируемой иностранной компании, определенную по правилам НК РФ, контролирующее лицо не должно уменьшать на предусмотренные абз. 3 п. 1 ст. 25.15 НК РФ дивиденды для целей соотнесения прибыли КИК с пороговым значением. Речь идет о полученных КИК дивидендах, источником выплаты которых являются российские организации, если фактическое право на дивиденды имеет контролирующее лицо. Этот вывод следует из анализа разъяснения ведомства.

 

ВОПРОС НЕДЕЛИ:

Вопрос: Об определении срока полезного использования приобретенного ОС, бывшего в употреблении, в целях налога на прибыль.

 

Ответ: На основании Письма Минфина РФ от 27 июня 2016 г. N 03-03-06/1/37148 пунктом 7 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) установлено, что организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, в целях применения линейного метода начисления амортизации по этим объектам вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Если срок фактического использования данного основного средства у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ, или превышающим этот срок, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.

Согласно пункту 12 статьи 258 НК РФ приобретенные организацией объекты амортизируемого имущества, бывшие в употреблении, включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.

Таким образом, организация, приобретая бывшее в употреблении амортизируемое имущество, может самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов и начислять амортизацию до полного списания стоимости на основании первичных учетных документов.