НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 49

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА №49

2016.12.12

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 49

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 05 декабря по 09 декабря 2016 года

С 2017 года налоговая получит право истребовать при камералке данные о не облагаемых взносами суммах

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года)

 

Закон об этом уже опубликован, но изменения начнут действовать с 1 января. Сейчас подобными полномочиями обладают ПФР и ФСС, которые проводят камеральные проверки расчета по страховым взносам.

Согласно поправкам при камеральной проверке расчета по страховым взносам инспекция сможет истребовать у юрлица сведения и документы, которые подтверждают:

- обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению взносами;

- обоснованность применения пониженных тарифов взносов.

Пока истребование инспекцией документов и сведений в рамках камеральной проверки допускается НК РФ только в некоторых случаях. Например, когда по проверяемому налогу юрлицо применило льготу.

Напомним, что сейчас камеральные проверки расчета по страховым взносам проводят не инспекции, а ПФР и ФСС. Они вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. После 2017 года по общему правилу камеральные проверки станет проводить налоговая, а фонды будут проверять лишь периоды, истекшие до 1 января 2017 года.

 

С 1 января для юрлиц будет ограничен размер переносимого убытка по налогу на прибыль

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года)

 

Величину убытка, которую можно перенести на текущий отчетный или налоговый период, ограничат с 1 января. Изменения касаются убытков, которые получены за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года. Сейчас таких ограничений нет.

В 2017 - 2020 годах налоговую базу за текущий период нельзя будет уменьшить на сумму убытков, полученных в предыдущих периодах, более чем на 50%.

Это ограничение не будет распространяться на базу, к которой применяются некоторые специальные ставки по налогу на прибыль. Например, ставки для организаций - участников региональных инвестиционных проектов.

Среди важных новшеств - отмена 10-летнего ограничения переноса убытков. Сумму убытка можно будет переносить на все последующие годы, а не только в течение 10 лет, как сейчас.

 

ВС РФ: если условие договора об оплате в иностранной валюте недействительно, нужно платить в рублях

(Постановление Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54 (размещен на сайте ВС РФ 23 ноября 2016 года)

 

Пленум ВС РФ развивает давнюю позицию ВАС РФ. Вывод Верховного суда касается случая, когда суд признает недействительным условие договора об иностранной валюте как средстве платежа.

Если можно предположить, что договор был бы заключен и без этого условия, то в остальной части он остается действительным. ВС РФ делает такой вывод, ссылаясь на положения ГК РФ. В случае когда сторона-плательщик пока не исполнила денежное обязательство по такому договору, его следует исполнить. При этом валютой платежа, по мнению Верховного суда, будет рубль.

Договоры с условием об оплате в иностранной валюте чаще заключают с зарубежными партнерами. Но если обе стороны - российские юрлица, т.е. резиденты РФ, то производить оплату в валюте нельзя. По общему правилу валютные операции между ними запрещены. Суд может, исходя из позиции ВС РФ, признать такое условие об оплате недействительным, а платить по факту нужно будет в рублях.

Подход ВС РФ развивает позицию ВАС РФ, сформулированную еще в 2002 году. Она касалась случая, когда согласно договору денежное обязательство выражается и оплачивается в иностранной валюте, однако такая оплата противоречит валютному законодательству. ВАС РФ посчитал, что исполнять это обязательство нужно в рублях, применяя п. 2 ст. 317 ГК РФ, только если суд при толковании договора не придет к иному выводу. Пленум ВС РФ не упоминает такую альтернативу.

 

С 2017 года юрлица смогут создавать больший резерв по сомнительным долгам, чем сейчас

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 405-ФЗ (вступает в силу 1 января 2017 года)

 

Изменения затронут порядок создания резерва по итогам отчетных периодов по налогу на прибыль. Закон с такими поправками недавно опубликован.

По новым правилам сумма создаваемого резерва не должна будет превышать большую из величин:

- 10% от выручки за предыдущий налоговый период;

- 10% от выручки за текущий отчетный период.

Сейчас сумма создаваемого по итогам отчетного периода резерва не должна превышать 10% от выручки за текущий отчетный период.

Нередко выручка за предыдущий налоговый период выше, чем за текущий отчетный период. Значит, и резерв станет больше. Это позволит учесть в расходах по налогу на прибыль большую сумму по сравнению с той, которую можно учесть сейчас.

Новшество особенно актуально при создании резерва за первый отчетный период года. В первом квартале компании не всегда удается заработать больше, чем за весь предыдущий год.

 

При длительной просрочке по недоимке, возникшей с октября 2017 года, пени будут повышенными

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 октября 2017 года)

 

Организации будут платить повышенные пени при длительной просрочке перечисления налога. Новые правила их расчета будут применяться к недоимке, образовавшейся с 1 октября 2017 года.

Если просрочка превысит 30 календарных дней, пени для организаций будут рассчитываться следующим образом:

- исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки;

- исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней или меньше юрлицо будет платить пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования, как и сейчас.

На данный момент процентная ставка пеней принимается равной 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей во время просрочки. Срок просрочки роли не играет.

С 2016 года ЦБ РФ не устанавливает самостоятельного значения ставки рефинансирования. Она равна ключевой ставке.

 

С 30 ноября налоги за организацию может перечислять любое лицо со своего счета

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренные положения вступили в силу 30 ноября 2016 года)

 

Закон, предусматривающий такие изменения НК РФ, опубликован на прошлой неделе.

Уплатить налоги за другое лицо можно было и прежде, но только в исключительных случаях. Например, за реорганизованное юрлицо перечислял налог правопреемник, за участников консолидированной группы налогоплательщиков - ее ответственный участник. Такой порядок сохранился и сейчас.

Новшество позволит:

- юрлицам перечислять налоги со своего счета за другие организации;

- директорам погашать налоговые обязательства организации за счет своих средств. Это может быть актуально при блокировке всех счетов юрлиц.

Важно, что лицо, которое платит налог за организацию, не вправе потребовать возврата из бюджета налога, уплаченного за налогоплательщика.

С 2017 года аналогичное новшество начнет действовать и для страховых взносов. Сейчас в Законе о страховых взносах такого положения нет.

 

Каждый регион сам решит, будет ли у юрлиц льгота по движимому имуществу

(Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года)

 

С 1 января вступают в силу положения НК РФ, которые наделяют субъекты РФ таким правом. Новшество касается движимых объектов, принятых с 2013 года на учет в качестве основных средств.

Сейчас льгота по налогу на имущество распространяется на движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, и применяется по умолчанию. По таким объектам юрлица не платят налог. Есть исключения: имущество принято на учет в результате реорганизации, ликвидации юрлица или передачи имущества между взаимозависимыми лицами.

С 2018 года льгота будет действовать на территории тех регионов, которые разрешат это своими законами.

Полномочия для принятия законов, разрешающих льготу, у властей регионов появятся с 1 января 2017 года. В условиях дефицитов региональных бюджетов, полагаем, найдутся субъекты, которые не примут закон о льготе.

 

Минфин: юрлицо может применить вычет НДС по имуществу после его отражения на счете 08

(Письмо Минфина России от 18.11.2016 N 03-07-11/67999)

В этом случае не нужно дожидаться, когда имущество будет отражено на счете 01 "Основные средства". К такому выводу ведомство уже приходило. Но позиция министерства непостоянна.

В 2015 году Минфин давал противоречивые разъяснения. Сначала он считал, что до момента отражения имущества на счете 01 заявить вычет нельзя. Позднее ведомство допустило возможность применить вычет уже после отражения имущества на счете 08.

Большинство судов подтверждают правомерность применения вычета НДС после учета объектов на счете 08.

Рекомендуем юрлицам узнать позицию своей инспекции по этому вопросу. Если применить вычет после того, как имущество поставлено на счет 08, не исключен судебный спор, шансы выиграть который достаточно высоки.

 

Продавец не выставляет авансовый счет-фактуру, если отгрузка была в течение 5 дней с даты предоплаты

(Письмо Минфина России от 10.11.2016 N 03-07-14/65759)

 

К такому выводу Минфин уже приходил. Однако ФНС с ним не согласна.

По мнению министерства, юрлицо вправе не выставлять покупателю счет-фактуру на предоплату, если отгрузит товары в счет этой предоплаты в течение пяти календарных дней. Этот срок надо отсчитывать со дня получения аванса. Вывод ведомства касается и выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав.

ФНС высказывала иное мнение. Продавец должен оформить счета-фактуры в двух экземплярах в каждом случае: при получении предоплаты и при отгрузке товаров, работ, услуг в счет этого аванса. Тот факт, что отгрузка произошла в течение пяти календарных дней после получения предоплаты, значения не имеет.

Обращаем внимание: разъяснения ФНС, а также разъяснения Минфина прежних лет были даны в период действия старых правил ведения журналов учета счетов-фактур. Эти правила были утверждены Постановлением N 914. Но выводы актуальны и при оформлении счетов-фактур по Постановлению N 1137.

Чтобы не было споров с инспекцией, лучше выставлять счета-фактуры как при получении предоплаты, так и при отгрузке.

Ни в НК РФ, ни в утвержденных Постановлением N 1137 правилах заполнения счетов-фактур нет положений, которые бы разрешали не выставлять авансовый счет-фактуру в такой ситуации.

 

Минфин напомнил, как исчислять срок возврата заявленной в декларации переплаты по налогу

(Письмо Минфина России от 09.11.2016 N 03-02-08/65564)

 

Этот срок начинает течь с даты получения заявления инспекцией. Его нужно отсчитывать не ранее чем с момента, когда завершилась или должна была завершиться камеральная проверка. Министерство уже делало такой вывод.

Позиция Минфина соответствует подходу Президиума ВАС РФ. Ведомство согласилось с ним еще в 2008 году.

Хотя ВАС РФ высказывался по редакции НК РФ, которая действовала до 2007 года, позиция актуальна и сейчас. Судьи продолжают ее применять.

Рекомендуем организациям подавать в налоговую заявление на возврат переплаты вместе с декларацией, в которой указана излишне перечисленная сумма налога. Если заявление не представлено, инспекция переплату не вернет.

Отказавшимся от печати юрлицам будет сложнее узнавать в ФСС о бывшем работодателе нового сотрудника

(Приказ Минтруда России от 15.11.2016 N 648н (вступает в силу 16 декабря 2016 года)

 

С 16 декабря согласно приказу Минтруда отказавшиеся от печати АО и ООО будут обязаны прикладывать к запросу в ФСС о прежнем работодателе сотрудника пакет документов.

К запросу придется приложить копии документов, которые подтвердят полномочия лица, поставившего подпись. Среди документов копия доверенности, а если лицо вправе действовать без нее - копия документа, подтверждающего такие полномочия. Полагаем, речь о копии устава.

АО и ООО, сохранившие круглую печать, продолжат заверять ею запрос. Для них появилось уточнение: печать не должна будет закрывать подпись. Заметим, что место для печати находится в запросе далеко от места для подписи. Поэтому такое правило, по сути, не поменяет то, как запрос оформляется сейчас.

Очевидно, сбор документов - более трудоемкое занятие, чем проставление печати. Значит, юрлицам, которые отказались от нее, с 16 декабря придется приложить больше усилий для оформления запроса по сравнению с организациями, продолжающими использовать печать.

Напомним, организации направляют в ФСС запрос о бывшем работодателе сотрудника, чтобы проверить данные из справки о его прежней зарплате. Справка нужна, чтобы страхователь правильно рассчитал пособие по болезни, а также по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Проверив сведения о прежнем работодателе, страхователь сможет избежать проблем с возмещением из ФСС расходов на выплату пособий. Например, если организация не существовала в отраженный в справке период, а новый работодатель использует данные из ее справки, в расчете пособия будет ошибка. Расходы на его выплату ФСС не компенсирует страхователю. Защититься от этого можно, направив запрос в территориальный орган ФСС.

 

ВС РФ: организация обязана перечислять взносы с выплат физлицу, если оно утратило статус ИП

(Определение ВС РФ от 11.11.2016 N 309-КГ16-14620)

 

Такой вывод следует из определения ВС РФ, которым отказано в передаче спора в Экономическую коллегию.

Если не уплатить взносы за период, когда контрагент-физлицо не имел статуса ИП, то с организации взыщут еще и пени.

Юрлицо заключило договоры перевозки с физлицами-предпринимателями. Организация проверила наличие у ИП статуса, получив от них свидетельства о регистрации в качестве предпринимателей.

После заключения договора информация о предпринимателях была исключена из ЕГРИП. Затем они снова зарегистрировались в качестве ИП.

Все это удалось установить территориальному органу ПФР. Он доначислил организации взносы с выплат физлицам-перевозчикам за период, когда те формально не вели предпринимательскую деятельность. Также юрлицу начислили пени и оштрафовали его.

Организация оспорила решение проверяющих в суде. Признать незаконным удалось только штраф.

Суд учел, что по условиям договора перевозки ИП должны были сообщить организации об утрате своего статуса, но не сделали этого. Судьи расценили это обстоятельство как свидетельство невиновности организации в неуплате взносов. А раз нет вины, то нет и штрафа.

Для суда имело значение и то, что при заключении договоров физлица представили свидетельства о регистрации ИП, свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, подписали документы как предприниматели. Все это суд принял во внимание, делая вывод об отсутствии вины юрлица.

Рекомендуем проверять статус ИП, которых организация привлекает для оказания услуг или выполнения работ. Это стоит делать не только в момент заключения договора, но и в момент его исполнения. А если договор заключен надолго, то проверка нужна хотя бы раз в год.

 

Минфин: юрлица могут применять разъяснения Минтруда об исчислении и уплате взносов и после 1 января

(Письмо Минфина России от 16.11.2016 N 03-04-12/67082)

 

Перечень выплат, не облагаемых страховыми взносами, с 1 января не изменится, напоминает Минфин. В связи с этим по вопросу исчисления и уплаты взносов нужно учитывать письма Минтруда, которые вышли до этой даты. То, что с 2017 года заниматься взносами будут налоговые органы, значения не имеет.

С января на вопросы юрлиц об уплате страховых взносов будет отвечать Минфин. Пока этим занимается Минтруд.

Минфин рассматривает поступающие ему вопросы до двух месяцев. Этот срок может быть продлен. А когда пора уплачивать взносы, ответ организации нужен оперативно.

Новое разъяснение Минфина фактически означает, что он согласен с Минтрудом по высказанным ранее выводам. Можно найти "старые" письма Минтруда и не задавать вопрос Минфину в таких случаях.

К примеру, актуален вопрос о начислении взносов на суммы, которые вместо суточных выплачивают работникам в однодневных командировках. Минтруд разъяснял, что эти выплаты не облагаются взносами, если:

- работник понес расходы, выполняя трудовые функции;

- есть документы, подтверждающие расходы сотрудника.

 

С 1 января юрлица смогут не представлять документы госоргану, если они запрошены до начала проверки

(Федеральный закон от 03.07.2016 N 277-ФЗ (рассмотренные положения вступают в силу 1 января 2017 года)

 

То же ограничение будет касаться и случаев, когда госорганы до проверки запрашивают у организации информацию. Поправки к Закону о защите прав юрлиц и ИП были приняты еще в июле.

Сейчас таких ограничений в этом Законе нет.

Поправки касаются и муниципальных проверок. Есть неопределенность с датой применения к ним новых правил. Ранее рассматриваемая норма менялась другим законом. Было установлено, что в отношении муниципальных проверок она действует с июля 2017 года. Рассматриваемым законом эта дата не изменена. Поэтому вопрос, с какой даты применять новые ограничения к муниципальному контролю, остается открытым.

Когда новшества вступят в силу, рекомендуем более активно пользоваться специальным онлайн-реестром (proverki.gov.ru), который ведет Генпрокуратура. В нем можно заранее узнать дату проверки. Это поможет впоследствии понять, законно ли требование проверяющего о представлении документов и информации.

В зависимости от сферы бизнеса можно постараться найти план проверок на сайте конкретного ведомства. Например, на сайте Ространснадзора (rostransnadzor.ru) есть график проверок транспортных компаний (rostransnadzor.ru/deyatel-nost/otchety/plan-provedeniya-planovy-h-proverok-yur).

 

 

ВОПРОС НЕДЕЛИ:

Как отражать в налоговом и бухгалтерском учете расходы на лицензию

Ответ:

 

Госпошлину за получение лицензии компания учитывает в расходах единовременно

За получение лицензии компания уплачивает госпошлину (например, п. 1 ст. 10 Закона N 99-ФЗ и п. 18 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ). Эта сумма учитывается в налоговых расходах единовременно на дату ее перечисления в бюджет независимо от срока, на который выдано разрешение (пп. 1 п. 1 ст. 264 и пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письма Минфина России от 22.05.2015 N 03-03-06/1/29535 и от 12.04.2013 N 03-03-06/1/12248). Ведь госпошлина является федеральным сбором (п. 2 ст. 8 и п. 10 ст. 13 НК РФ).

Если инспекторы настаивают на равномерном распределении госпошлины в налоговом учете, ссылаясь на ст. 272 НК РФ, компании приводят довод о том, что положения этой нормы касаются учета расходов, возникающих из гражданско-правовых договоров. Госпошлина за выдачу лицензии к таким видам сделок не относится (Постановления ФАС Центрального от 15.02.2012 N А35-1939/2010 и Московского от 20.12.2011 N А41-2253/11 округов).

Учтите, что в 2007 г. Минфин России считал, что расходы на уплату госпошлины за получение лицензии с определенным сроком действия нужно списывать равномерно в течение действия такой лицензии (Письмо от 16.08.2007 N 03-03-06/1/569). Сейчас финансисты поменяли свое мнение, суды на стороне компаний. Поэтому налоговых рисков нет.

Сумма госпошлины отражается в налоговом учете, даже если лицензию не выдали

Если уполномоченный орган откажет компании в выдаче лицензии, то уплаченную госпошлину ей не возвратят (Письма Минфина России от 27.09.2013 N 03-05-05-03/40158 и от 08.07.2011 N 03-05-04-03/47, Постановление Конституционного Суда РФ от 23.05.2013 N 11-П и Решение Арбитражного суда Омской области от 28.05.2013 N А46-1632/2013). Но это не повод отказываться от учета этой суммы в расходах. Ведь уплата госпошлины изначально направлена на получение дохода - осуществлять лицензируемую деятельность без лицензии нельзя (например, п. 1 ст. 14.16 КоАП РФ и п. 1 ст. 171 УК РФ).

Затраты по срочным и бессрочным лицензиям распределять на периоды их использования не нужно

При получении лицензии у компании возникают сопутствующие затраты - затраты на консультации, юристов, а также на услуги сторонних организаций по сбору информации и документов.

Такие суммы организация учитывает в составе прочих расходов (пп. 14, 15 и 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, Письмо ФНС России от 28.12.2011 N ЕД-4-3/22400).

Если компания применяет кассовый метод учета доходов и расходов, такие затраты она учитывает на дату оплаты. При методе начисления стоимость услуг, сопутствующих получению лицензии, отражается на раннюю из дат - на момент осуществления расчетов, дату предъявления документов или последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письма Минфина России от 22.05.2015 N 03-03-06/1/29535 и от 12.04.2013 N 03-03-06/1/12248).

Бухгалтерский учет

Уплаченная за лицензию госпошлина и стоимость услуг сторонней организации — это расходы по обычным видам деятельности. Списать такие затраты в бухучете можно, как и в налоговом учете, единовременно. Заметьте: относить стоимость лицензии или услуг сторонних компаний на расходы будущих периодов не надо. Такой вывод следует из пункта 65 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. Здесь сказано, что расходы учитывают в соответствии с правилами ПБУ. Вот, в частности, к расходам на лицензии и разрешения применимо ПБУ 10/99. Но в этом Положении нет требования признавать стоимость лицензий, разрешений в расходах будущих периодов.

ДЕБЕТ 68 субсчет «Госпошлина за лицензию» КРЕДИТ 51
— перечислена госпошлина за лицензию;

ДЕБЕТ 20 (44, 26) КРЕДИТ 68 субсчет «Госпошлина за лицензию»— поданы документы на получение лицензии.

Стоимость услуг сторонних компаний бухгалтер отражает так:

ДЕБЕТ 20 (44, 26) КРЕДИТ 76 — отражена стоимость услуг сторонней компании, участвующей в оформлении лицензии;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 76 отражен входной НДС со стоимости услуг сторонней компании, участвующей в оформлении лицензии;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19 — принят к вычету входной НДС;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 51- оплачены услуги сторонней компании.