НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 48, 2020

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 48, 2020

2020.10.19

ГК «Фин-Аудит» Новости законодательства Новостная лента № 48, 2020

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 12.10  по 16.10  2020 года

 

РАСХОДЫ НА МЕДИЗДЕЛИЯ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ COVID СЧИТАЮТСЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ

Письмо Минфина от 14.08.2020 №03-03-06/2/71542

Затраты на приобретение медицинских изделий для диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Об этом Минфин сообщил в письме от 14.08.2020 №03-03-06/2/71542. Статья «прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией», включает затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, в том числе – на приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты. Согласно подпункту 48.12 пункта 1 статьи 264 НК РФ к ним также отнесены расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Таким образом, затраты на приобретение таких медицинских изделий, могут включаться в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

 

НУЖНО ЛИ ПРИМЕНЯТЬ ККТ ПРИ РАСЧЕТАХ ЗА ЦЕННЫЕ БУМАГИ?

Письмо ФНС от 2 октября 2020 г. № АБ-3-20/6741@

При осуществлении расчетов за ценные бумаги применять контрольно-кассовую технику не нужно. Контрольно-кассовая техника, включенная в реестр ККТ, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов. Под термином «расчеты» понимается: прием (получение) и выплата денежных средств – как наличными, так и в безналичном порядке за товары, работы, услуги (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ). Законом предусмотрены также случаи, когда ККТ не применяется. ФНС России в письме от 2 октября 2020 г. № АБ-3-20/6741@ разъясняет, что при осуществлении расчетов за ценные бумаги ККТ не нужна. Однако при выплате вознаграждения за оказанные услуги кассу нужно применить.

 

НДФЛ ПРИ ВЫХОДЕ ИЗ ООО УЧАСТНИКА-НЕРЕЗИДЕНТА

Письмо Минфина от 02.10.2020 № 03-04-06/86502

Доходы физлиц – нерезидентов облагаются НДФЛ по налоговой ставке 30 %. При выходе из состава участников ООО физического лица, которое не является налоговым резидентом РФ, у организации возникает обязанность исчислить, удержать и уплатить НДФЛ с полной суммы полученного им дохода по ставке 30 %. При этом организация не может уменьшить доходы, которые получает физлицо при выходе из состава участников общества на расходы, которые оно произвело при приобретении этой доли. На это обратил внимание Минфин России в письме от 02.10.2020 № 03-04-06/86502.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ «ЗАРПЛАТНУЮ» СУБСИДИЮ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Письмо ФНС от 10.09.2020 №БС-4-11/14680@

ФНС в письме от 10.09.2020 №БС-4-11/14680@ ответила на вопрос, может ли получить субсидию на выплату зарплаты сотрудникам организация, находящаяся в процессе преобразования. Государство приняло ряд мер по поддержке малого и среднего бизнеса, среди которых – субсидия на частичную компенсацию затрат, в том числе на выплату зарплаты работникам. Получить субсидию могут организации, которые числятся в Едином реестре МСП ФНС по состоянию на 01.03.2020. Код их основного вида деятельности должен указывать на принадлежность к отраслям экономики, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции. Перечень таких отраслей приводится в постановлении Правительства РФ от 03.04.2020 № 434. Фирма может претендовать на субсидию, если по состоянию на 01.03.2020 у нее не было недоимки по налогам и сборам, превышающей в совокупности 3000 рублей с учетом имеющейся переплаты. Кроме того, занятость в том месяце, за который выдается субсидия, должна быть сохранена на уровне не менее 90% от количества работников в марте 2020 года. По мнению ФНС России, преобразованная фирма после изменения организационно-правовой формы имеет право на получение мер государственной поддержки, если она соответствует критериям, упомянутым выше. Запретов на получение помощи от государства в такой ситуации нет.

 

31 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА БУДЕТ НЕРАБОЧИМ ДНЕМ

Постановление Правительства РФ от 10 октября 2020 года № 1648

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о переносе выходных дней в 2021 году. Выходные дни, которые совпали с нерабочими праздниками, сдвинут для их более рационального использования. Нерабочие 2 и 3 января в следующем году выпадают на субботу и воскресенье. Поэтому их перенесли на 5 ноября (пятницу между Днём народного единства и выходными) и 31 декабря соответственно. Кроме того, выходной с субботы 20 февраля перенесли на понедельник 22 февраля, чтоб работники воспользовались тремя нерабочими днями подряд.

Как указано на сайте правительства, в следующем году россиян ожидают семь нерабочих периодов, когда праздничные и выходные дни соприкасаются: с 1 по 10 января, с 21 по 23 февраля, с 6 по 8 марта, с 1 по 3 и с 8 по 10 мая, с 12 по 14 июня и с 4 по 7 ноября. Ранее президент Владимир Путин назвал логичным шагом превращение 31 декабря в нерабочий день, но призвал не принимать таких решений в спешке. В 2020-м последний день года останется рабочим.

 

С 26 ОКТЯБРЯ 2020 ГОДА – НОВЫЕ ШТРАФЫ ЗА НЕПРАВИЛЬНОЕ ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ

Федеральный закон от 15.10.2020 № 341-ФЗ

Принят Федеральный закон от 15.10.2020 № 341-ФЗ. Он изменил меры административной ответственности за несоблюдение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов.

Теперь за такое нарушение может последовать штраф в размере: от 5 тыс. до 10 тыс. рублей – для организаций; от 3 тыс. до 5 тыс. рублей – для должностных лиц. Эти изменения были внесены в статью 13.20 КоАП РФ. Напомним, что ранее она устанавливала административную ответственность для должностных лиц организации в размере от 300 до 500 рублей, а штрафа для организации не предусматривала совсем. Новые размеры штрафов действуют с 26 октября 2020 года.

 

О ПРОХОЖДЕНИИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ, ЕСЛИ РАБОЧИЙ ДЕНЬ БОЛЕЕ 8 ЧАСОВ

Письмо Минтрудаот 01.10.2020 № 14-2/ООГ-15552

Минтруд еще раз обратил внимание на особенности освобождения сотрудника от работы в связи с прохождением диспансеризации, если продолжительность его рабочего дня более 8-ми часов. Так, работники при прохождении диспансеризации в порядке, предусмотренном законодательством в сфере охраны здоровья, имеют право на освобождение от работы на один рабочий день 1 раз в 3 года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

При предоставлении дней прохождения диспансеризации трудовое законодательство исходит из нормальной продолжительности рабочего дня (8 часов). В случае, когда продолжительность рабочего дня более 8 часов, оставшиеся часы должны быть отработаны сотрудником в последующий период с учетом соблюдения годовой нормы рабочего времени. Если работнику установлен суммированный учет рабочего времени, то при этом не учитываются периоды, когда он фактически не работает, в частности, во время прохождения диспансеризации. Таким образом, при предоставлении работнику времени для прохождения диспансеризации норма рабочего времени в учетном периоде за каждый день отсутствия на работе уменьшается на 8 часов.

Средний заработок на время прохождения диспансеризации должен сохраняться за работником за 8-ми часовой рабочий день. При этом сохранение среднего заработка при прохождении работником диспансеризации в выходной день Трудовым кодексом не предусмотрено. На это обратил внимание Минтруд в письме от 01.10.2020 № 14-2/ООГ-15552.

 

МИНФИН: ОПЛАТА ПИТАНИЯ РАБОТНИКОВ ОБЛАГАЕТСЯ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ

Письмо Минфина от 23 сентября 2020 г. N 03-15-06/83269

Оплата питания работникам на основе допсоглашений к трудовым договорам облагается страховыми взносами в общем порядке. Не облагаются страховыми взносами все виды компенсационных выплат. Главным условием их освобождения от страховых взносов является то, что все они должны быть установлены федеральным законодательством, законами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления и выплачены в пределах норм. Это установлено подпунктом 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса. Так как оплата питания работникам осуществляется работодателем за счет собственных средств на основе положений дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками, а не в соответствии с законодательством РФ, то стоимость такого питания облагается взносами как обычно. Так разъясняет Минфин России в письме 23 сентября 2020 г. N 03-15-06/83269.

 

КАК ДОЛГО ХРАНИТЬ ДОКУМЕНТЫ О ВОЗВРАТЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ?

Письмо ФНС от 05.10.2020 № СД-4-2/16167@

Статья 23 НК РФ обязывает налогоплательщика в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Данное требование касается, в том числе оригиналов документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов. Об этом напоминает ФНС России в письме от 05.10.2020 № СД-4-2/16167@.

 

КАКИЕ ЛЬГОТЫ ДЕЙСТВУЮТ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ С СОТРУДНИКАМИ-ИНВАЛИДАМИ?

Письмо Минфина от 22.09.2020 № 03-01-11/82904

О мерах господдержки и льготах в части уплаты налогов для организаций, имеющих в штате инвалидов Минфин рассказал в письме от 22.09.2020 № 03-01-11/82904.

В частности, не облагаются НДС товары и услуги, реализуемые:

  • общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %;
  • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 %;
  • учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • ГУП и МУП, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 %.

Что касается налога на прибыль, то организации, использующие труд инвалидов, общественные организации инвалидов, а также учреждения, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, вправе учитывать при определении налоговой базы расходы на цели социальной защиты инвалидов. Кроме этого, организации, использующие труд инвалидов, в которых инвалиды составляют не менее 50 % штата и доля расходов на оплату их труда — не менее 25 %, на основании самостоятельно разработанных и утвержденных программ могут создавать на срок не более 5 лет резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие соцзащиту инвалидов.

При этом отчисления в резерв не могут превышать 30 % полученной прибыли, исчисленной без учета указанного резерва.

Расходы по формированию резерва учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Также организации инвалидов (при соответствии определенным критериям) освобождаются от налога на имущество организаций.

Не являются объектом налогообложения по транспортному налогу автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные через органы соцзащиты.

Кроме того, организации инвалидов освобождаются от земельного налога. В письме Минфина отмечается, что вопросы, касающиеся предоставления дополнительных налоговых льгот по налогу на имущество организаций, земельному налогу и транспортному налогу для организаций, имеющих в штате инвалидов, могут быть урегулированы на региональном (местном) уровне.

 

СЧИТАЮТСЯ ЛИ КОМАНДИРОВКОЙ ПОСТОЯННЫЕ ПОЕЗДКИ ПО ДЕЛАМ ФИРМЫ?

Письмо Минтруда от 02.09.2020 г. № 14-2/ООГ-14185

Если работник в разъездах по делам фирмы или постоянно работает в пути, такие поездки не считаются служебными командировками.

На эту тему Минтруд России высказался письме от 02.09.2020 г. № 14-2/ООГ-14185. По мнению ведомства, важно различать служебные командировки и периодические поездки работников, которые связаны с основной работой. Эти поездки могут иметь разную продолжительность. Кроме того, для некоторых профессий регулярные поездки являются повседневной работой. Так работают водолазы, монтеры и техники судоходной обстановки пути, водители, курьеры, страховые и торговые агенты, сотрудники сервисных служб и корреспонденты СМИ.

Они имеют возможность ежедневно возвращаться после работы домой. Условие о разъездном характере работы должно быть закреплено в их трудовом договоре. Командировка - поездка в другую местность для выполнения служебного поручения по указанию работодателя. Работник отправляется в командировку в соответствии с приказом, в котором указывается длительность поездки, а также перечень задач, который необходимо выполнить сотруднику.

 

НОРМЫ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНОГО ТРАНСПОРТА ПЕРЕСМАТРИВАТЬ НЕ БУДУТ

Письмо Минфина от 02.10.2020 № 03-03-06/3/86372

Минфин не поддерживает предложение по установлению новых норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов для целей налога на прибыль.

Принятие положительного решения по указанному предложению приведет к потерям бюджетов, причем в большей степени к потерям бюджетов регионов (на сегодняшний день 85 % суммы налога на прибыль подлежит зачислению в бюджет субъекта РФ). Такой вывод следует из письма Минфина России от 02.10.2020 № 03-03-06/3/86372. Напомним, что расходы организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, учитываются на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Эти расходы можно учесть в пределах норм, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92, и с тех пор не пересматривались.

 

МОЖНО УПЛАТИТЬ ТОЛЬКО КВАРТАЛЬНЫЙ АВАНСОВЫЙ ПЛАТЕЖ, ЕСЛИ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ НЕ БЫЛО

Письмо Минфина от 05.10.2020 № 03-03-06/1/86651

Если у организации за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превысили в среднем 15 млн рублей за каждый квартал, она вправе по итогам отчетного периода уплатить только квартальный авансовый платеж по налогу на прибыль. (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса).

При применении в налоговом периоде 2020 года пункта 3 статьи 286 Налогового кодекса следует учитывать, что предельная величина доходов от реализации не должна превышать в сумме в среднем 25 млн рублей за каждый квартал (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ).

В случае если у организации за предыдущие четыре квартала выручка от реализации не превышала в среднем 15 млн рублей (25 млн рублей при применении пункта 3 статьи 286 Налогового кодекса в 2020 году) за каждый квартал или отсутствовала, то такие организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи. Такие разъяснения дал Минфин в письме от 05.10.2020 № 03-03-06/1/86651. При этом доходы, учитываемые в составе выручки от реализации, следует определять в порядке статьи 249 Налогового кодекса.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗЫ «ПЕРВИЧКИ» К УЧЕТУ НЕ ПРИНИМАЮТСЯ

Письмо Минфина от 02.10.2020 № 03-03-06/1/86376

Принятие к бухгалтерскому учету электронных образов первичных учетных документов Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) не предусмотрено.

На это обратил внимание Минфин в письме от 02.10.2020 № 03-03-06/1/86376.

Для целей налогового и бухгалтерского учета первичный учетный документ в виде электронного документа должен соответствовать требованиям бухгалтерского законодательства, а также законодательства, регулирующего порядок составления электронных документов и правила их подписания электронной подписью. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Обязательные реквизиты первичного учетного документа установлены в пункте 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ. Если первичный учетный документ составляется в виде электронного документа, он подписывается электронной подписью (п. 5 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Порядок использования электронных подписей регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

 

С НЕЗАКОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ФИКСИРОВАННЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ НЕ ВЗЫЩЕШЬ

Письмо ФНС от 05.10.2020 № БС-4-11/16209@

При ведении предпринимательской деятельности без официальной регистрации есть риск доначисления не только налога на доходы физлиц (НДФЛ), но и НДС.

А могут ли доначислить страховые взносы в фиксированном размере?

Ответ на этот вопрос дала ФНС в письме от 05.10.2020 № БС-4-11/16209@. Судя по вопросу, заданному ФНС, после проведения выездной проверки физическому лицу, не являющемуся ИП, вменили доход, квалифицированный как полученный от предпринимательской деятельности. Налоговики в письме указывают, что фиксированные страховые взносы должны уплачивать индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, зарегистрированные в установленном порядке. Исчисление взносов начинается с даты госрегистрации ИП и до момента его исключения из ЕГРИП. На основании решения, вынесенного в результате выездной налоговой проверки, госрегистрация ИП не производится. Таким образом, взносы доначислить нельзя. Более того, если их все-таки доначислят, уплаченные взносы не будут учтены на лицевом счету ПФР, потому что физлицо не является страхователем по пенсионному законодательству.

 

КОГДА РАБОТА ЗА ПК НЕ ТРЕБУЕТ ПРОХОЖДЕНИЯ МЕДОСМОТРОВ?

Письмо Минтруда от 08.07.2020 № 15-2/ООГ-1953

В письме от 08.07.2020 № 15-2/ООГ-1953 ведомство напоминает, что приказ Минтруда и Минздрава от 03.04.2020 № 187н/268н внес изменения в действующий перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утвержденный приказом Минздравосоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

В частности, в соответствии с подпунктом 3.2.2.4 обновленного перечня обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся при наличии на рабочем месте электромагнитного поля широкополосного спектра частот (5 Гц - 2 кГц, 2 кГц - 400 кГц) (при превышении предельно допустимого уровня).

В связи с этим, если сотрудники работают с персональными компьютерами, имеющими диапазон частот электромагнитных полей широкополосного спектра частот ниже указанного уровня, то данные работники не должны проходить предварительные и (или) периодические медицинские осмотры.

 

НУЖЕН ЛИ ОБХОДНОЙ ЛИСТ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ РАБОТНИКА?

Письмо Минтруда от 16.09.2020 № 14-2/ООГ-14959

Прекращение трудового договора оформляется приказом работодателя (ст. 84.1 Трудового кодекса). С ним работник должен быть ознакомлен под подпись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае когда приказ или распоряжение работодателя о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под подпись, об этом производится соответствующая запись.

 В день прекращения трудового договора необходимо выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (ст. 66.1 Трудового кодекса) у данного работодателя, а также произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 Трудового кодекса.

По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой. При этом обязанности по оформлению обходного листа при увольнении работника Трудовым кодексом не предусмотрено. На это обратил внимание Минтруд России в письме от 16.09.2020 № 14-2/ООГ-14959.

 

ОШИБКИ В ДОКУМЕНТАХ: КАК ПЕРЕРАСЧИТАТЬ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ?

Письмо Минфина от 21.09.2020 №03-03-07/82458

Ошибки при определении базы по налогу на прибыль нужно исправлять в текущем отчетном периоде.

Об этом Минфин сообщил в своем письме от 21.09.2020 №03-03-07/82458. Если в документах есть ошибки, относящиеся к прошлым налоговым периодам, в текущем периоде нужно сделать перерасчет налоговой базы за то время, в котором они были совершены. Если точно определить этот период нельзя, перерасчет делается тогда, когда ошибки выявлены. Перерасчет делается и в случае переплаты по налогу, причиной которой стали искажения информации.

 

КОГДА РАСХОДЫ НА ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПРИЕМ МОЖНО ОТНЕСТИ К ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИМ?

Письмо Минфина от 21.09.2020 №03-03-07/82582

Расходы на проведение приема можно учитывать при начислении налога на прибыль, если они соответствуют требованиям законодательства.

Об этом Минфин сообщил в письме от 21.09.2020 №03-03-07/82582. Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ, организация вправе уменьшить базу по налогу на прибыль за счет экономически обоснованных и документально подтвержденных затрат, направленных на получение дохода. К такой категории относятся расходы, связанные с производством и реализацией, в том числе представительские. Они включают оплату официального приема и обслуживание представителей других организаций, принимающих участие в переговорах, а также участников заседаний совета директоров или правления. Сюда же входят расходы на подготовку самой встречи (официального завтрака, обеда или ужина), доставка всех участников к месту ее проведения, услуги официантов и переводчиков, не состоящих в штате. При этом законодательство не устанавливает точно конкретный объем и состав расходов на проведение таких мероприятий. Несмотря на это, все расходы должны быть подтверждены документально в соответствующем порядке и экономически обоснованны.

 

КОМПЕНСАЦИЯ РАСХОДОВ НА ПРОЕЗД: ПЛАТИТЬ ЛИ НДФЛ?

Письмо Минфина от 28.09.2020 №03-04-06/84695

Если организация возмещает сотрудникам стоимость проезда к месту выполнения работ по ГПД и обратно, эти выплаты облагаются НДФЛ.

Об этом Минфин сообщил в письме от 28.09.2020 №03-04-06/84695. При определении базы по НДФЛ учитываются все доходы физлица в денежной и натуральной форме, в частности оплата за него организацией товаров, работ, услуг или имущественных прав, а также обучения, питания и отдыха. Перечень доходов, которые не подлежат обложению НДФЛ, приводится в статье 217 НК РФ. Среди них – государственные пособия, в том числе по временной нетрудоспособности, возмещение расходов на повышение профессионального уровня, социальные доплаты к пенсиям, страховые пенсии и фиксированные выплаты к ним. Компенсации стоимости проезда к месту работы и обратно нет в этом списке. Поэтому такие выплаты облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке.

 

ПОНИЖЕННЫЕ СТАВКИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДО 01.01.2023

Письмо Минфина от 11.08.2020 № 03-03-05/70201

Минфин в письме от 11.08.2020 № 03-03-05/70201 ответил на вопрос о сроках применения льготных ставок по налогу на прибыль организаций. Ставка по налогу на прибыль, который зачисляется в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий предприятий. Их перечень приводится в главе 25 НК РФ. К ним относятся, в частности, организации, имеющие статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технической деятельности. Пониженные ставки, установленные до вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", могут использоваться до даты окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2023. Применение таких ставок регламентируется законом субъекта РФ, в котором работает организация.

 

СУД ЗАБРАКОВАЛ ПОВТОРНУЮ ВНП ПОД ВИДОМ ДОПМЕРОПРИЯТИЯ

Постановление АС  от 15.09.2020 №Ф06-65169/2020

Арбитражный суд Поволжского округа (Постановление о т 15.09.2020 №Ф06-65169/2020) подтвердил решение суда первой инстанции и признал незаконными семь требований МИФНС к налогоплательщику о предоставлении документов (информации) уже после проведения выездной налоговой проверки.

Суды установили, что фактически налоговый орган под видом допмероприятий инициировал повторную ВНП.

Обстоятельства спора

В 2018 году Межрайонная ИФНС № 2 по Самарской области провела в отношении ООО «Линия В» выездную налоговую проверку (ВНП) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов в 2015 – 2017 годах. По итогам проверки налоговый орган составил акт, а вот решения не принимал. Тем не менее, в акте проверки МИФНС сделала выводы о наличии у общества налоговых правонарушений в виде занижения налога на добавленную стоимость (НДС) по операциям с четырьмя ООО. Налогоплательщик в возражениях на акт оспорил выводы налогового органа.

 В итоге инспекция вынесла решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля:

  • истребовать документы в соответствии со статьями 93, 93.1 Налогового кодекса;
  • допросить свидетелей в соответствии со статьей 90 НК;
  • провести экспертизу в соответствии со статьей 95 НК.

На основании этого решения МИФНС в июле 2019 года направила компании семь требований о представлении документов (информации). Налогоплательщик их оспорил в региональном Управлении ФНС, а затем пошел в суд.

По мнению Арбитражного суда Самарской области, которое поддержали суды апелляционной и кассационной инстанций, из анализа содержания оспариваемых требований и количества запрошенных у налогоплательщика документов, количественного и качественного анализа истребованных налоговым органом в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля документов, а также сравнительного анализа содержания акта проверки в части выявленных инспекцией нарушений по НДС и налогу на прибыль, инспекция фактически провела повторную ВНП, а не дополнительные мероприятия налогового контроля, установленные в статье 101 НК.

Обратите внимание. В рамках своих компетенций должностные лица налогового органа уполномочены самостоятельно определять необходимый объем контрольных мероприятий при проведении дополнительного налогового контроля после ВНП, однако, в то же время, они не могут выходить за допустимые пределы.

Так, налоговый орган не вправе указать в дополнении к акту налоговой проверки нарушения законодательства о налогах и сборах, ранее не отраженные в акте налоговой проверки, то есть сами дополнительные мероприятия налогового контроля должны соответствовать цели - уточнить обстоятельства, связанные с уже обнаруженными налоговыми правонарушениями.

В данном деле налоговый орган произвольно запросил документы за периоды, в которых не выявлены нарушения, а также применил метод, не соответствующий характеру дополнительных мероприятий, что не соответствует названной цели и справедливо квалифицировано судом как повторная выездная налоговая проверка, а не дополнительные мероприятия налогового контроля.

Суд указал, что объем затребованных по обжалуемым семи требованиям регистров бухгалтерского и налогового учета и копий первичных документов по оценке заявителя составляет не менее 30 тысяч листов формата А4, что соответствует 60-ти стандартным пачкам такой бумаги по 500 листов.

Как указал заявитель, его затраты на изготовление такого объема затребованных документов составят более 100 тысяч рублей.

Суд подчеркнул: Истребование такого объема документов соответствует проведению выездной налоговой проверки сплошным методом и не может соответствовать предмету проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, при том, что согласно акту проверки проверка проводилась выборочным методом.

Кассационный суд отметил, что истребование документов в рамках проведения уже именно дополнительных мероприятий налогового контроля не может быть произвольным.

Объем и содержание запрашиваемых документов должно быть обусловлено целями и задачами данных дополнительных мероприятий налогового контроля, а также с учетом необходимости соблюдения связи запрашиваемых документов с нарушениями, отраженными в акте проверки.

Обратите внимание. Интересно, что суды при рассмотрении этого дела в порядке статьи 81 АПК «неоднократно запрашивали у инспекции подробное правовое письменное обоснование необходимости истребования у налогоплательщика документов, запрошенных в рамках мероприятий налогового контроля».

 При этом были учтены доводы налогоплательщика о том, что МИФНС запросила документы за периоды, в которых не выявлены в акте проверки нарушения, а также подробные пояснения относительно истребованных доказательств, с указанием того, для каких конкретно целей запрашивался каждый из указанных в требовании документов. Однако в представленных пояснениях налоговый орган не обосновал правомерность истребования у налогоплательщика в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля документов за периоды, в которых не выявлены в акте проверки нарушения, и не представил подробные пояснения относительно истребованных доказательств, следует из решения суда.

Также суд обратил внимание, что в оспариваемых требованиях налогового органа в строке наименование мероприятия налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации)», было указано «в связи с выездной налоговой проверкой».

Но такая формулировка указана неверно и не соответствует действительности, поскольку ВНП была завершена.

Кассационный суд подытожил: Требования налогового органа были фактически направлены на истребование всех документов у налогоплательщика и проведения не мероприятий дополнительного налогового контроля в целях подтверждения или опровержения фактов зафиксированных в акте проверки нарушений, а фактически на проведение в отношении общества повторной выездной налоговой проверки, что является недопустимым и противоречит целям проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.

 

КАКИЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ-ДЕФЛЯТОРЫ БУДУТ В 2021 ГОДУ?

Проект Минэкономразвития

Подготовлен проект приказа, устанавливающего значения коэффициентов-дефляторов на 2021 год. Планируется, что в следующем году будут применяться следующие коэффициенты: для ПСН – 1,637; для целей торгового сбора –1,420; для УСН – 1,032; для НДФЛ – 1,864. Проект Минэкономразвития России размещен на сайте Федерального портала проектов нормативных правовых актов.

 

КАК ИСПРАВИТЬ ОШИБКУ В УВЕДОМЛЕНИИ О ПЕРЕХОДЕ НА УСН, ЕСЛИ ВЫБРАН НЕ ТОТ ОБЪЕКТ

Письмо Минфина от 10.09.2020 № 03-11-06/2/79549

ООО или ИП могут подать в налоговую новое уведомление, указав в нем иной объект налогообложения, и сделать это необходимо до 31 декабря.

Ведомство напомнило, что для перехода на УСН со следующего года в срок до 31 декабря текущего года необходимо подать в налоговый орган соответствующее уведомление, указав в нем выбранный объект налогообложения: "доходы" или "доходы-расходы".

НК не устанавливает каких-либо ограничений в возможности изменения объекта налогообложения. Поэтому, если уведомление о переходе на УСН уже подано, а объект необходимо сменить – можно подать уточнение такого уведомления, но не позднее 31 декабря года, в котором оно было подано.

Таким образом, организациям и ИП подавшим завление о переходе на УСН, но решившим изменить объект необходимо:

  •  подать в налоговую новое уведомление о переходе на УСН по форме N 26.2-1, указав в нем иной объект налогообложения;
  • письменно уведомить ФНС о том, что ранее поданное уведомление аннулируется (письмо от 10.09.2020 № 03-11-06/2/79549).

Аналогичные инструкции недавно звучали для вновь созданых фирм и ИП.

Обращаем внимание, что при подаче уведомления в налоговую лично, штамп инспекции и подпись инспектора проставляются непосредственно на самом уведомлении, а не на сопроводительном письме. Иначе, даже в суде можно не доказать смену объекта налогообложения.