НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 48, 2019

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 48, 2019

2019.12.02

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 25 ноября по 29 ноября 2019 года

  

Внесены изменения в закон Челябинской области «Об установлении налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения на территории Челябинской области»

 Согласно налоговому кодексу, регионам дано право устанавливать дифференцированные налоговые ставки процентов по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в двух случаях: если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, в пределах от 5 до 15 процентов; если объектом налогообложения являются доходы в пределах от 1 до 6 процентов.

 Изменения в закон Челябинской области «Об установлении налоговой ставки при применении упрощенной системы налогообложения на территории Челябинской области» разработаны с целью оказания поддержки субъектам малого и среднего бизнеса.

1.Данный законопроект предполагает снижение ставки налога для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, с 15% до 10%, за исключением налогоплательщиков, осуществляющих приоритетные для региона виды деятельности. Для налогоплательщиков, осуществляющих приоритетные для региона виды деятельности (в действующем Законе установлены 17 видов деятельности), ставка снижается с 10% до 7%. 

 Кроме того, в связи с отменой с 1 января 2020 года права на применение единого налога на вмененный доход и патентной системы налогообложения при реализации товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, и поддержки налогоплательщиков, работающих в данной сфере, в перечень видов деятельности добавляется еще три вида: торговля розничная обувью в специализированных магазинах, изделиями из меха в специализированных магазинах и лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).

Таким образом, ставка налога с 10% до 7% будет снижена для плательщиков, осуществляющих 22 вида экономической деятельности, у которых объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

2.Также проектом закона предусмотрено приведение вида деятельности «деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания (в части деятельности детских лагерей на время школьных каникул, туристических баз, лагерей, в том числе горных)» с целью снятия ограничения в отношении лиц оказывающих услуги по предоставлению мест для краткосрочного проживания и дополнения видом деятельности «деятельность по предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах» в соответствие с Общероссийским классификатором видом экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2).

Снижение ставки с 6% до 3% для налогоплательщиков, у которых объектом налогообложения являются доходы, при осуществлении таких видов деятельности, как сбор и обработка сточных вод; сбор, обработка и утилизация отходов; обработка вторичного сырья; предоставление услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов; деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания; деятельность по предоставлению мест для временного проживания в кемпингах, жилых автофургонах и туристических автоприцепах; научные исследования и разработки; производство изделий народных художественных промыслов; торговля розничная обувью в специализированных магазинах; торговля розничная изделиями из меха в специализированных магазинах; торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).

3.Право применять налоговую ставку в размере 3 процентов с 1 января 2020 года до 1 января 2022 года распространится на налогоплательщиков осуществляющих три вида деятельности, а именно: торговля розничная обувью в специализированных магазинах, торговля розничная изделиями из меха в специализированных магазинах, торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).

Налогоплательщики, осуществляющие остальные девять видов деятельности, вправе применять налоговую ставку в размере 3 процентов в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором налогоплательщик впервые обратился в налоговый орган за установлением указанной налоговой ставки.

4.Законом устанавливается ставка в размере 1% для организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых объектом налогообложения являются доходы, осуществляющих деятельность в сфере социального предпринимательства. Статус социального предпринимателя присваивается в соответствии с Федеральным законным от 26.07.2019 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в части закрепления понятий «социальное предпринимательство», «социальное предприятие». 

Законопроект  принят .Он вступает в силу с 1 января 2020 года.

 

Уточнён перечень недвижимости, облагаемой налогом по кадастровой стоимости.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ 

Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ была внесена неопределённость в перечень объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом на имущество организаций исходя из их кадастровой стоимости с 01.01.2021. Так, согласно подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ с нового года должны были облагаться налогом исходя из кадастровой стоимости иные объекты недвижимого имущества, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 НК РФ. Федеральным законом от 28.11.2019 № 379-ФЗ перечень иных объектов конкретизирован.

Таковыми являются жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершённого строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

  

ФНС разъяснила новые правила представления форм 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.

Письмо ФНС России от 15.11.2019 № БС-4-11/23242@

В письме от 15.11.2019 № БС-4-11/23242@ ФНС России напомнила, что Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ внесены изменения в порядок представления налоговыми агентами отчётности по НДФЛ.

С 1 января 2020 года налоговая отчётность по форме 6-НДФЛ и сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за 2019 год, при условии численности работников свыше 10 человек, подлежат представлению налоговым агентом в электронном виде. Указанные формы подлежат представлению не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Поскольку 1 марта 2020 года является выходным днём, формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ представляются не позднее 2 марта 2020 года.

  

Осторожно, самозанятые!

ФНС России и Роструд договорились об одновременных проверках работодателей, которые фактически нанимают самозанятых в качестве своих работников, оформляя их по гражданско-правовым договорам.

По закону самозанятые не имеют работодателя и не привлекают наёмных работников. Однако налоговые органы выявляют случаи, когда самозанятые, заключая с организациями или ИП договоры на оказание услуг, фактически работают у них. При этом работодатели минимизируют обязательства по уплате страховых взносов и не исполняют обязанности налогового агента по НДФЛ.

Выявление признаков трудовых отношений является основанием для проверки и привлечения работодателя к ответственности за нарушение трудового и налогового законодательства. В частности, в соответствии с КоАП предусматривается приостановление деятельности на срок до 90 суток. Кроме того, выплаченные самозанятым доходы, фактически получаемые в рамках трудовых отношений, подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами.

  

Для новой формы декларации по налогу на имущество – новые контрольные соотношения

Письмо ФНС России  от 15.11.2019 № БС-4-21/23253@

 ФНС России письмом от 15.11.2019 № БС-4-21/23253@ направила для использования в практической работе контрольные соотношения показателей формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций, утверждённой приказом ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@. Напомним, что отчитаться по новой форме декларации необходимо за налоговый период 2019 года, но не ранее 1 января 2020 года.

  

Отменяются 50-рублевые выплаты лицам, ухаживающим за ребенком до трех лет.

Указ Президента РФ от 25.11.2019 № 570

Президент РФ отменил 50-рублевые ежемесячные выплаты лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Пособия, которые уже назначены и еще будут назначены до даты вступления указа в силу, то есть до 1 января 2020 года, будут выплачиваться "до окончания установленных периодов выплаты" (указ от 25.11.2019 № 570).

Названные пособия были утверждены еще в 1994 году, и к их адресатам, помимо граждан, ухаживающих за ребенком, относятся также студенты в академотпуске по медицинским показаниям. Пособия, назначенные до 1 января 2020 года, будут продолжать выплачиваться.

  

ФНС сменила инструкции насчет электронной сдачи РСВ с учетом численности.

 Письмо ФНС России от 15 ноября 2019 г. № БС-4-11/23242@

 ФНС напомнила о большом налоговом законе 325-ФЗ, которым внесены важные правки в обе части НК, в том числе – по снижению лимита численности, при которой 2-НДФЛ, 6-НДФЛ и РСВ необходимо сдавать в электронном виде. Сейчас это касается работодателей, у которых более 25 человек (при меньшей численности разрешена "бумага"). Названный лимит уменьшен до 10 человек.

Расчет по взносам

В одном из октябрьских писем ФНС разъясняла, что новшество следует применять к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года, то есть к представлению РСВ начиная с отчетного периода за первый квартал 2020 года.

Теперь же служба утверждает (внося изменения в то письмо): те, у кого более 10 работников, должны сдавать электронный РСВ, начиная с расчетного периода по итогам 2019 года.

2-НДФЛ и 6-НДФЛ

В отношении отчетности по НДФЛ служба указала: с 1 января 2020 года 6-НДФЛ и 2-НДФЛ за 2019 год, при условии численности работников свыше 10 человек, подлежит представлению налоговым агентом в электронном виде.

Кроме того, указанным законом 325-ФЗ установлено, что 6-НДФЛ и 2-НДФЛ надо сдавать не позднее 1 марта (на месяц раньше, чем до сих пор). Это вступает в силу с нового года.

1 марта 2020 года является выходным днем, значит 6-НДФЛ и 2-НДФЛ надо будет сдать не позднее 2 марта, указала ФНС (письмо от 15 ноября 2019 г. № БС-4-11/23242@).

  

Если ИП оказывает услуги сам, ККТ ему не нужна.

Письмо Минфин России  от 29.10.2019 № 03-01-15/83288

Предприниматель не имеет работников, реализует товары собственного производства или выполняет работы сам. В таком случае он может не применять контрольно-кассовую технику. Отсрочка по применению ККТ действует до 01.07.2021.

Этот момент облегчает ведение предпринимательской деятельности определенной категории предпринимателей. Минфин России в письме от 29.10.2019 № 03-01-15/83288 не уточняет применение предпринимателями какого-либо налогового режима. Важно, чтобы предприниматель не заключал трудовых договоров с работниками, то есть все услуги и работы оказывал лично. Продавать промышленные товары в таком случае тоже нельзя.

 

Разъяснен порядок учета расходов на товары при УСН

Письмо Минфин России  от 6 ноября 2019 г. № 03-11-11/85434

В письме от 6 ноября 2019 г. № 03-11-11/85434 Минфин разъяснил порядок учета в целях УСН расходов на оплату товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. Датой получения доходов при применении УСН признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, (кассовый метод). Этот порядок установлен пунктом 1 статьи 346.17 Налогового кодекса. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

При этом расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов только после реализации. Поэтому учесть расходы по оплате товаров, приобретенных для дальнейшей реализации можно в том отчетном (налоговом) периоде, в котором была произведена реализация этих товаров покупателю.

 

При продаже искусственных шуб в 2020 году можно применять ЕНВД
Письмо Минфин России от 7 ноября 2019 г. N 03-11-11/85747

Внесенные изменения Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ в Налоговый кодекс с 2020 года не позволяют применять ЕНВД и ПСН при розничной торговле одеждой из натурального меха, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации.

На вопрос о возможности применения в 2020 г. ЕНВД и ПСН при розничной торговле одеждой, подлежащей обязательной маркировке, но не изготовленной из натурального меха, Минфин ответил утвердительно.

 В письме от 7 ноября 2019 г. N 03-11-11/85747 Минфин разъяснил, что к данным товарам относятся только предметы одежды из норки, нутрии, песца или лисицы, кролика или зайца, енота, овчины и иных видов меха. Если же продавец применяет ЕНВД и (или) ПСН и продает одежду, подлежащую обязательной маркировке, но которая не изготовлена из натурального меха, то продавец не утрачивает права на применение специальных налоговых режимов.

  

Две части одной зарплаты могут перечисляться на разные счета

Письмо Роструда от 10.10.2019 № ПГ/25780-6-1

Перевод заработной платы на разные банковские карты два раза в месяц не нарушает условие выплаты заработной платы, установленное в ст. 136 ТК РФ.

В письме Роструда от 10.10.2019 № ПГ/25780-6-1 рассматривается ситуация с выплатой зарплаты путём перевода на разные банковские счета два раза в месяц. Казалось бы, ответ положительный, но… Далеко не полный.

Порядок и сроки выплаты заработной платы установлены в ст. 136 ТК РФ. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Это условие не может быть ухудшено ни по соглашению сторон, ни на основании коллективного договора.

Роструд напоминает, что исходя из общепризнанных правил, норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на выплату заработной платы своевременно и в полном размере.

Чиновники в комментируемом письме полагают, что перевод заработной платы на разные банковские карты два раза в месяц не нарушает условие выплаты заработной платы, установленное в ст. 136 ТК РФ.

Перечисление заработной платы на банковский счёт производится по заявлению работника. Учитывая Определение КС РФ от 21.04.2005 № 143-О, для того чтобы выплата заработной платы в порядке безналичного расчёта являлась правомерной, необходимо соблюдение следующих условий:

  • перечисление заработной платы на два банковских счёта должно быть предусмотрено в коллективном или трудовом договоре;
  • наличие договора банковского счёта;
  • согласие сторон трудового договора;
  • указание работником счёта, на который работодатель будет перечислять заработную плату работника.

Однако остался не затронут самый главный вопрос! Могут ли эти счета быть в разных банках?

Дело в том, что в той же самой ст. 136 ТК РФ указано, что заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы или переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определённых коллективным или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы. Как видите, речь идёт только об одной кредитной организации! А из этого следует, что зарплата может выплачиваться на два разных счёта – например, по дебетовой и кредитной карте, (а это два разных счёта) – но главное, чтобы эти счета были в одном банке!

Увы, но в письме Роструда этот важнейший аспект не разъясняется никак, поэтому возникновение споров между работниками и работодателями по этой теме неизбежно.

  

Осмотр помещений контрагента неправомерен.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.11.2019 по делу № А69-3241/2018, ООО «Алгоритм»

Право налоговых органов истребовать у контрагента или у иных лиц документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, не распространяется на основание и порядок осмотра территорий и помещений.

Общество не согласилось с постановлением о проведении осмотра его территорий в рамках проведения контрольных мероприятий его поставщика, полагая, что постановление нарушает его права и законные интересы, и обратилось в арбитражный суд.

Первая инстанция поддержала налоговый орган, согласившись с тем, что осмотр помещений общества как покупателя товаров, работ, услуг проверяемого контрагента правомерен, поскольку проверяющими не могли быть применены иные способы получения информации для достижения целей налогового контроля, а осмотр был необходим для установления реальности сделок. Кроме того, поскольку налоговым органом не произведён осмотр территорий и помещений общества, то оспариваемое постановление не повлекло негативных последствий для налогоплательщика. Суд первой инстанции согласился, что постановление о проведении осмотра территорий, помещений вне рамок выездной налоговой проверки, осуществленное в ходе иных форм контроля, соответствует требованиям закона.

Однако апелляция и кассация встали на сторону налогоплательщика. По мнению судей, предусмотренное п. 1 ст. 93.1 и п. 2 ст. 93.1 НК РФ право налоговых органов истребовать у контрагента или у иных лиц документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, не распространяется на основание и порядок осмотра территорий и помещений, указанные в ст. 92 НК РФ.

Отказывая налоговому органу в удовлетворении жалобы, кассационная инстанция сослалась на правовую позицию, выраженную в решении ВС РФ от 10.06.2019 № АКПИ19-296. Эти решением признан недействующим абз. 7 письма ФНС от 16.10.2015 № СД-4-3/18072 в той мере, в какой данный абзац в системе действующего правового регулирования допускает проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля посредством осмотра помещений и территорий в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки, когда такие помещения и территории не используются проверяемым налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли) и не связаны с содержанием объектов налогообложения.

Сформулированные в указанном абзаце разъяснения относительно осмотра территорий и помещений устанавливают непредусмотренные НК РФ полномочия налоговых органов в отношении контрагентов проверяемого налогоплательщика, а также третьих лиц - участников сделки, они фактически через правоприменительную деятельность налоговых органов оказывают общерегулирующее воздействие на налоговые правоотношения, которые выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) п. 1 ст. 92 НК РФ во взаимосвязи с его ст. 31 и 82 и влекут изменение правового

  

Учет в прибыли отчуждения имущества при выходе участника из общества.

Письмо Минфин России  от 05.11.2019 № 03-03-06/1/84931

Участник вышел из состава участников в обществе. При этом он забрал имущество в счет оплаты действительной стоимости доли в уставном капитале. Как рассчитать при этом в налоге на прибыль доходы и расходы поясняет Минфин России в письме от 05.11.2019 № 03-03-06/1/84931.

Объект налогообложения налогом на прибыль - это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Это указано в ст. 247 НК РФ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации амортизируемого имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы на остаточную стоимость такого имущества. А с учетом положений ст. 247 НК РФ, прибыль формируется как дельта между действительной стоимостью доли и стоимостью выбывающего имущества.

 

Верховный суд дал разъяснения нижестоящим судам для обеспечения единообразного применения ими законодательства об уголовной ответственности, в частности за уклонение от уплаты налогов/взносов, а также сокрытия имущества, за счет которого должно быть произведено взыскание налоговой недоимки.

Постановление Пленума ВС от 26.11.2019 № 48

Среди прочего, ВС обратил внимание судов на то, что при расчете размера налога/сбора/взноса, образованного в результате уклонения от их уплаты, судьи должны учитывать только те налоги/сборы/взносы, их ставки и тарифы, которые были установлены законодательством для налогового (расчетного) периода, за который рассчитывается налог/сбор/взнос. Если, например, ставка налога была снижена задним числом, то расчет нужно делать с учетом этого обстоятельства.

 Кроме того, Верховный суд указал, что если плательщик не представил декларацию или включил в нее заведомо ложные сведения, но затем отказался от доведения своего злого умысла до конца, перечислив реальную сумму налога до истечения установленного срока его уплаты, то состав преступления, предусмотренный ст.198 или ст.199 УК РФ, отсутствует.