НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 43, 2019

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 43, 2019

2019.10.28

ГК «Фин-Аудит» Новости законодательства Новостная лента № 43, 2019

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 21 октября по 25 октября 2019 года

 

Размер ключевой ставки опять понижен

(Информационное сообщение Банка России от 25.10.2019 г.)

Согласно решению совета директоров ЦБ РФ с 28 октября 2019 года применяется пониженная ключевая ставка в размере 6,5 % годовых.

В сообщении ЦБ РФ отмечается, что снижение ключевой ставки связано с замедлением инфляции, которое происходит быстрее, чем прогнозировалось ранее. Инфляционные ожидания также продолжают снижаться. ЦБ РФ ожидает, что по итогам 2019 года уровень инфляции составит 3,2–3,7%. В дальнейшем годовая инфляция останется вблизи 4%.

Это уже четвёртое снижение ключевой ставки за год. Так, размер установленной ключевой ставки в текущем году менялся следующим образом:

- с 17.12.2018 – 7,75 %;

- с 17.06.2019 – 7,50 %;

- с 29.07.2019 – 7,25 %;

- с 09.09.2019 – 7,0 %%

- с 28.10.2019 – 6,50 %

Регулятор также отмечает, что при развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом не исключено дальнейшее снижение ключевой ставки на одном из ближайших заседаний Совета директоров.

Следующее заседание Совета директоров ЦБ РФ, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 13 декабря 2019 года.

 

Справочно:

С 01.01.2016 вместо ставки рефинансирования при расчетах применяется ключевая ставка.

В частности, показатели ключевой ставки применяются при расчете:

- пеней за неуплату налогов (ст. 75 НК РФ);

- процентов за опоздание с возвратом налогов (ст. 78 НК РФ);

- процентов за незаконную блокировку или несвоевременную разблокировку счета (ст. 76 НК РФ);

 -компенсации за задержку заработной платы и других выплат сотрудникам (ст. 236 ТК РФ);

- материальной выгоды сотрудника от экономии на процентах (ст. 212 НК РФ).

 

Когда долг физлица-банкрота можно признать безнадёжным

(Письмо Минфина РФ от 14.10.2019 г. № 03-03-06/2/78528)

Минфин уточнил, в каком периоде задолженность гражданина, признанного банкротом, организация может включить в состав безнадёжной для целей налога на прибыль.

В своём письме от 14.10.2019 № 03-03-06/2/78528 чиновники отмечают, что статья 266 НК РФ разрешает причислить к безнадёжным долги гражданина, признанного банкротом, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в соответствии с законом о банкротстве (Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Согласно нормам этого закона, по итогам рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина.

После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Таким образом, вынесение арбитражным судом определения, на основании которого обязательства физического лица, признанного банкротом, считаются погашенными, является основанием для признания задолженности такого должника безнадежной.

 

Важна дата составления документа

(Письмо Минфина РФ от 08.10.2019 г. № 03-03-06/1/77295)

Минфин России в письме от 08.10.2019 № 03-03-06/1/77295 напомнил, что одной из дат осуществления расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) признаётся дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчётов (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Под датой предъявления налогоплательщику документов следует понимать дату составления указанных документов. При этом НК РФ не предусмотрено, что дата составления первичного учетного документа всегда должна рассматриваться как дата возникновения соответствующего расхода.

 

Изменились правила маркировки табачной продукции

(Постановление Правительства РФ от 26.09.2019 г. № 1250)

Данным постановлением вносятся изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 224 «Об утверждении Правил маркировки табачной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции», которым с 01 июля 2019 года на территории РФ запрещены производство и ввоз немаркированной табачной продукции. Кроме того, данные о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота табачной продукции должны передаваться в ИС «Честный знак».

1. Уточнены коды сигарет, которые следует маркировать. Ранее это были сигареты с кодом ТН ВЭД 2402 20. Этот код включал в себя сигареты, содержащие гвоздику (2402 20 100 0), и прочие сигареты (2402 20 900 0). Теперь под маркировку подпадают только сигареты с кодом 2402 20 900 0 (п. 1, 3, 4 постановления № 1250).

2. Введено правило, согласно которому маркировка табачной продукции, произведенная до 1 июля 2019 года (то есть в рамках эксперимента), будет считаться надлежащей, если сведения о маркировке отражены в ИС на эту дату (п. 2 постановления № 1250).

3. Введен срок для маркировки продукции полученными кодами и передачи уведомления об этом в ИС «Честный знак». Он составляет 20 рабочих дней с даты получения кода. Если полученные коды не были использованы в срок, они аннулируются. Кроме того, маркировка не будет зарегистрирована в ИС, если уведомление подано с нарушением срока (пп. «з», «и» п. 5 постановления № 1250). Ранее срок не был установлен.

4. Новые правила предполагают оплату полученных кодов до внесения сведений в ИС о маркировке продукции. Если на момент подачи уведомления о маркировке нет подтверждения оплаты, то в ИС это не зарегистрируют (пп. «з», «и» п. 5 постановления № 1250). Ранее коды оплачивались до их получения. Если не было подтверждения оплаты, оператор просто отказывал в выдаче кода.

5. Ограничен 30 календарными днями срок, в течение которого розничный продавец обязан передать в ИС данные о продаже продукции (пп. «о», «п» п. 5 постановления № 1250). Речь идет о самостоятельной передаче данных в ИС продавцом (например, когда у продавца нет договора с ОФД или он применяет ККТ в автономном режиме, подробнее о том, кто может это делать, см. статью).

Кроме того, изменен перечень сведений, которые подают в ИС участники оборота (см. п. 32, 56, п. 74 постановления № 224).

 

Когда ИП на УСН обязан учитывать в доходах поступления на личный счёт

(Письмо ФНС РФ от 17.10.2019 г. № БС-3-11/9055@)

Оплату за услуги ИП на УСН должен учитывать в доходах вне зависимости от того, на какой банковский счет такая оплата поступила: расчетный или иной. Такой вывод следует из письма ФНС от 17.10.2019 № БС-3-11/9055@.

Чиновники напоминают, что для целей налогообложения выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ понятие счета, используемое в практике налоговых правоотношений, распространяется на расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.

Учитывая изложенное, ИП на УСН при определении налоговой базы учитывает доходы, полученные в рамках предпринимательской деятельности от реализации услуг, поступившие как на текущий, так и на расчетный счет физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

 

Упрощён порядок расчётов при экспорте и импорте

(Федеральный закон от 16.10.2019 г. № 341-ФЗ)

С 27 октября 2019 года снимается ряд ограничений на порядок расчётов при внешнеэкономической деятельности.

Федеральный закон от 16.10.2019 г. № 341-ФЗ вносит изменения в Федеральный закон от 10.12.2003 г. № «О валютном регулировании и валютном контроле», смягчающие требования к участникам ВЭД.

Теперь разрешается использование переводного (трансферабельного) аккредитива. Это не нарушает требования по репатриации выручки, если резидент обеспечил зачисление экспортной выручки на свой счёт или на счета вторых получателей средств в уполномоченном банке в соответствии с условиями и в срок, предусмотренный внешнеторговым экспортным договором.

Помимо этого, закон признает правомерным нерепатриацию резидентом средств по внешнеторговому договору или договору займа в части сумм комиссионного вознаграждения, уплаченных банкам-корреспондентам за проведение операций по переводу денежных средств.

Напоминание о начале действия вышеназванных поправок ФНС РФ разместила 24.10.2019 г. на своём сайте www.nalog.ru.

ФНС также отмечает, что ранее Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» отменил ряд ограничений по предоставлению уведомлений об открытии, закрытии и изменении реквизитов счетов и вкладов в банках, расположенных за пределами России. Этим же законом предусмотрена поэтапная отмена требования о репатриации выручки по внешнеторговым контрактам.

 

Дополнены контрольные соотношения для показателей расчёта по страховым взносам, формы 6-НДФЛ и справок –НДФЛ

(Письмо ФНС РФ от 17.10.2019 г. № БС-4-11/21381@, Письмо ФНС РФ от 17.10.2019г. № БС-4-11/21382@)

Расчёт 6-НДФЛ необходимо представлять в налоговые органы по форме, утвержденной приказом ФНС РФот 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ (с учетом изменений и дополнений). Контрольные соотношения показателей для расчета по форме 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ содержатся в письме от 10.03.2016 № БС-4-11/3852@.

А письмом от 17.10.2019 № БС-4-11/21381@ ФНС РФ дополнила перечень применяемых контрольных соотношений двумя новыми междокументными КС № 3.1.1 и № 3.1.2.

Действующая форма расчета по страховым взносам утверждена приказом ФНС  РФ от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@.

При этом для проверки представленных работодателями расчетов применяются контрольные соотношения, которые приведены в письме ФНС РФ от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@.

Теперь письмом от 17.10.2019 № БС-4-11/21382@ дополнен перечень применяемых контрольных соотношений двумя новыми междокументными КС № 2.6 и № 2.7.

Указанные изменения представляют собой 2 междокументных контрольных соотношения, характеризующиеся отношением среднего размера выплат физическому лицу к МРОТ и средней заработной плате по субъекту РФ.

Если средняя заработная плата будет меньше МРОТ или средней отраслевой зарплаты, то это будет сигнализировать о возможном занижении налоговой базы по НДФЛ и базы для исчисления страховых взносов.

При несоблюдении новых контрольных соотношений налоговые органы направят работодателю сообщение о выявленных ошибках, противоречиях, несоответствиях с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.

 

О моменте определения налоговой базы по НДС при выполнении работ

(Письмо Минфина РФ от 27.09.2019 г. № 03-07-11/74445)

В своём письме от 27.09.2019 № 03-07-11/74445 чиновники Минфина РФ напомнили строителям, как решить одну проблему с начислением НДС. Предположим, что заказчик категорически отказался подписывать акт сдачи-приёмки работ. А вот подрядчик сумел добиться в суде решения, что условия договора он выполнил. В какой момент времени подрядчик должен исчислить НДС? 

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат: 

  • или день отгрузки или передачи товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • или день оплаты в счёт предстоящих поставок. 

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией работ признаётся передача права собственности на результаты выполненных работ одним лицом для другого лица. В соответствии с п. 1 ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, принять выполненную работу, а при обнаружении отступлений от договора немедленно заявить об этом подрядчику. Документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт сдачи-приёмки работ.

В п. 4 ст. 753 ГК РФ прямо предусмотрено, что при отказе одной из сторон от подписания акта сдачи-приёма в нём делается отметка об этом, и он подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приёмки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в том случае, когда мотивы отказа от подписания признаны им обоснованными.

Однако, исходя из п. 1 ст. 754 ГК РФ, суд обязан рассмотреть и претензии заказчика. Без этого рассмотрения одностороннее подписания акта никаких последствий не влечёт — п. 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51.

И если в итоге суд посчитает, что претензии заказчика неосновательны, то он вынесет решение о принятии работ заказчиком. Следует учесть, что  наличие некоторых недостатков в выполненных работах не является безусловным основанием для освобождения заказчика от их оплаты. (См., например, Определения ВС РФ от 23.05.2017 № 308-ЭС-176091 и от 22.12.2016 № 309-ЭС16-17949).

В общем случае, моментом определения налоговой базы по НДС при выполнении работ следует считать день подписания указанного акта сдачи-приёмки.

Если же акт не подписан из-за отказа заказчика, но суд признал факт исполнения договора, днём выполнения работ для целей НДС следует считать дату вступления в законную силу решения суда. (См., также письма Минфина России от 31.12.2014 № 03-03-06/1/68990, от 18.05.2015 № 03-07-Р3/28436, постановление ФАС Центрального округа от 04.08.2014 по делу № А48-2601/2013). 

Получается, что налоговая база по НДС при выполнении подрядных работ определяется на дату подписания акта сдачи-приёмки работ заказчиком, а при судебном разрешении спора с заказчиком - на дату вступления в законную силу решения суда.

 

Формальный недостаток требования

(Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.10.2019 № Ф09-6597/19  по делу № А50-34784/2018, ООО «Ростинвестлизинг»)

Отсутствие в требовании о предоставлении документов и информации указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования.

На основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ за рамками проведения налоговой проверки инспекция направила в адрес общества требование о предоставлении документов и информации в отношении сделок, заключенных им с конкретным контрагентом. Общество, посчитав, что данное требование не содержит информации о конкретных фактических обстоятельствах и контрольных мероприятиях, оправдывающих необходимость предоставления указанных в нём документов, письменно отказало в их предоставлении. Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения общества к ответственности на основании п. 1 ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 1250 руб. (с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, штраф уменьшен в четыре раза).

Общество обжаловало решение инспекции в суде. Суды трёх инстанций отказали в удовлетворении требований Общества.

На основании п. 1 и 2 ст. 93 НК РФ налоговые органы вправе истребовать документы (информацию) у контрагентов налогоплательщиков и иных лиц как в рамках проведения налоговой проверки (выездной или камеральной), в том числе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, так и за рамками её проведения. Вместе с тем федеральный законодатель разграничивает перечень сведений и документов, которые могут быть истребованы налоговым органом в том и в другом случае: если в рамках проведения налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать у контрагента налогоплательщика или иных лиц любые документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, то за рамками налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать только те документы (информацию), которые касаются конкретной сделки.

Суды, установив, что требование, направленное в адрес общества, касалось предоставления им ряда документов, имеющих отношение к конкретной сделке с его контрагентом, содержало все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы, пришли к обоснованному выводу о соответствии такого требования части 2 ст. 93.1 НК РФ.

Суды сочли, что часть 2 ст. 93.1 НК РФ, будучи направленной на то, чтобы не допустить случаи истребования информации от налогоплательщиков и иных лиц во внеслужебных целях, прямо не обязывает инспекцию указывать в требовании конкретные обстоятельства и мероприятия, в связи с которыми ею запрашиваются поименованные в нем сведения.

В результате, приходя к выводу о том, что отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования, поскольку данный недостаток носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены в п. 2 ст. 93.1 НК РФ (определение Верховного Суда РФ от 14.04.2017 № 310-КГ17-3551), суды правомерно отказали в удовлетворении требований общества.