НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 42, 2019

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 42, 2019

2019.10.21

ГК «Фин-Аудит» Новости законодательства Новостная лента № 42, 2019

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 14 октября по 18 октября 2019 года

  

С 22 октября 2019 года начнёт действовать новый регламент проведения трудовых проверок

(Приказ Роструда РФ от 13.06.2019 г. № 160)

 22 октября 2019 года вступает в силу приказ Федеральной службы по труду и занятости от 13.06.2019 № 160 «Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной службой по труду и занятости федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (зарегистрирован в Минюсте РФ 10.10.2019 № 56195).

Регламент определяет правила проверок работодателей сотрудниками Роструда.

Проведение плановых и неплановых проверок осуществляется в отношении как организаций или ИП, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, так и физлиц, не являющихся ИП, но имеющих работников, в частности, для помощи по ведению домашнего хозяйства, с которыми заключены трудовые договоры.

Предметом таких проверок является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая проверки:

- полноты и своевременности выплаты зарплаты, расчета при увольнении, оплаты отпусков;

- соблюдения требований охраны труда;

- обеспечения доступности для работников-инвалидов специальных рабочих мест и условий труда;

- выполнения предписаний об устранении выявленных ранее нарушений и проведения мероприятий по предотвращению нарушений трудовых прав граждан.

Согласно документу, при осуществлении надзора сотрудники Роструда имеют право:

- беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения проверки работодателей;

- запрашивать и безвозмездно получать документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления надзора;

- расследовать несчастные случаи на производстве;

- изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя;

- предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений;

- направлять в суды требования о ликвидации организаций вследствие нарушения требований охраны труда;

- выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

- запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если они не соответствуют обязательным требованиям;

- составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы о привлечении виновных к ответственности;

- выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении обязательных требований и возмещении вреда, причиненного здоровью работников в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей.

Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, которые ревизоры могут запросить у работодателя в рамках проверки, приведен в пункте 13 Регламента. И данный список внушительный.

При этом, проверяющие вправе истребовать у организации или ИП документы, устанавливающие порядок индексации зарплаты, в том числе запросы работодателя о росте потребительских цен на товары и услуги.

Продолжительность каждой проверки Роструда не должна превышать 20 рабочих дней. А в отношении малого предприятия общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов, в отношении микропредприятия – 15 часов.

Результатом осуществления федерального государственного надзора являются:

- акт проверки;

- акт о невозможности проведения проверки;

- обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений;

- предписание о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;

- предписание об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

- предписание о запрете использования средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- протокол об административном правонарушении;

- направление в правоохранительные органы и в суд других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности.

 

За 2019 год декларацию по налогу на прибыль надо представить по новой форме

(Приказ ФНС РФ от 23.09.2019 г. № ММВ-7-3/475@)

Приказом ФНС России от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ (зарегистрирован в Минюсте России 14.10.2019, регистрационный № 56217) утверждены новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядок её заполнения и формат представления в электронной форме.

Новая форма декларации заменит действующую в настоящее время и утвержденную приказом от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@.

Изменение формы декларации вызвано новациями в порядке исчисления налога на прибыль организаций, в том числе введением инвестиционного налогового вычета.

Так, Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ ограничил с 01.01.2017 по 31.12.2020 перенос убытков, полученных в прошлых периодах, в размере не более 50% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. Также было отменено ограничение срока переноса убытков десятью годами, изменен подход к формированию налоговой базы консолидированных групп налогоплательщиков и определены новые ставки налога для зачисления в федеральный и региональный бюджеты.

Кроме того, Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ ввел инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль, а Федеральные законы от 03.08.2018 № 294-ФЗ и от 27.11.2018 № 424-ФЗ установили новые правила налогообложения международных холдинговых компаний (МХК).

Соответственно, новая форма декларации по налогу на прибыль учитывает все перечисленные изменения в законодательстве.

Новая форма декларации вступит в силу с 15 декабря 2019 года, и организациям придётся отчитаться по новой форме декларации, начиная с отчётности за налоговый период 2019 года.

  

Уточнены критерии отнесения налогоплательщиков к крупнейшим

(Приказ ФНС РФ от 27.09.2019 г. № ММВ-7-22/487@)

Приказом ФНС России от 27.09.2019 № ММВ-7-22/487@ внесены изменения в приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ и приказ ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@.

В частности, к организациям, подлежащим налоговому администрированию в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, относятся организации, у которых суммарный объем полученных доходов (для российских организаций, а также филиалов, представительств, иных обособленных подразделений иностранных организаций, ведущих бухгалтерский учёт, форма по ОКУД 0710002 «Отчёт о финансовых результатах» годовой бухгалтерской отчётности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340; для филиалов, представительств, иных обособленных подразделений иностранных организаций, не ведущих бухгалтерский учёт, раздел 5 налоговой декларации по налогу на прибыль иностранной организации, код строки 010 (символ строки, А) или лист 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, коды строк 010, 020) превышает 35 млрд руб.

  

Особенности представления отчётности по налогу на имущество крупнейшими налогоплательщиками

(Письмо ФНС РФ  от 04.10.2019 г. № БС-4-21/20332)

Налогоплательщики, отнесённые к категории крупнейших, представляют налоговую отчётность в отношении неотделимых капитальных вложений в налоговый орган по месту учёта в качестве крупнейших налогоплательщиков, указывая при её заполнении код по месту учёта крупнейшего налогоплательщика (213) и код территориального налогового органа, администрирующего начисленные в отношении неотделимых капитальных вложений суммы налога, подлежащие уплате в бюджет по соответствующему коду ОКТМО.

 

По какой ставке облагать земельный участок, переданный в аренду

(Письмо ФНС РФ от 03.10.2019 г. № БС-4-21/20140@)

ФНС России в своём письме от 03.10.2019 № БС-4-21/20140@, сослались на позицию, содержащуюся в письме Минфина России от 02.10.2019 № 03-05-04-02/75781, и разъясняют, что если земельный участок используется лицом, которому передан во временное пользование, при условии использования этого земельного участка по целевому назначению в соответствии с категорией и видом использования, в отношении указанного земельного участка применяется пониженная налоговая ставка.

Так, подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ установлена ставка 0,3%, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения или сельскохозяйственного использования.

 

С 2020 года организации смогут уплачивать НДФЛ и отчитываться по месту одного из обособленных подразделений

(Федеральный закон от 29.09.2019 г. № 325-ФЗ)

С 2020 года организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, смогут представлять налоговую отчетность по НДФЛ и перечислять удержанные суммы налога в бюджет по месту учёта либо самой организации, либо одного из её обособленных подразделений. Для этого организации необходимо уведомить о своем выборе налоговый орган. Если у организации есть несколько обособленных подразделений в другом муниципальном образовании (не в том, где зарегистрирована головная организация), то среди таких обособленных подразделений организация может выбрать также ответственное лицо.

 

Как исчислить НДС при утрате права на применение УСН

(Определение СКЭС Верховного Суда РФ от 30.09.2019 г. № 307-ЭС19-8085 по делу № А05-13684/2017, ИП Угрюмова Н.Ф.)

Верховный Суд пришёл к выводу, что при утрате права на применение упрощенной системы налогообложения НДС исчисляется посредством выделения налога из выручки с применением расчётной ставки налога.

Основанием для начисления сумм налогов (НДФЛ, НДС), пеней и штрафов послужил вывод налогового органа о том, что для сохранения права на применение УСН предприниматель использовал схему ухода от налогообложения, занижая налоговую базу путём искусственного включения в цепочку хозяйственных операций и создания фиктивного документооборота с формально обособленными, но фактически подконтрольными ИП Угрюмовым К.А. (сыном) и ИП Рудаковой О.Ф. (сестрой), также применяющими УСН, исключительно с целью перевода части своих доходов (выручки) от реализации горюче-смазочных материалов на данных лиц.

Суд первой инстанции поддержал налогоплательщика и исходил из отсутствия оснований для объединения деятельности трёх предпринимателей (их доходов, расходов, вычетов), поскольку ИП Угрюмов К.А. и ИП Рудакова О.Ф. самостоятельно вели хозяйственную деятельность и осуществляли реализацию ГСМ, вели учёт доходов и расходов на основании первичных документов, уплачивали налоги и не являлись подконтрольными заявителю.

Суд апелляционной инстанции признал, что фактически деятельность предпринимателя и его взаимозависимых лиц (ИП Угрюмова К.А. и ИП Рудаковой О.Ф.) является деятельностью единого хозяйствующего субъекта, общий доход от которой превысил предельно допустимый размер для применения УСН. Суд пришёл к выводу, поддержанному кассацией, об утрате предпринимателем права на применение УСН и необходимости уплаты налогов по общей системе налогообложения, в связи с чем признал решение инспекции частично законным.

Предприниматель не согласился с доначислением НДС к цене реализации, полагая, что для расчёта действительного размера налоговых обязательств по операциям реализации товара подлежит применению расчётная ставка НДС.

Судебная коллегия по экономическим спорам пришла к выводу, что по общему правилу при определении прав и обязанностей хозяйствующего субъекта, необоснованно применявшего специальный налоговый режим, как плательщика НДС, сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг) должна быть определена так, как если бы НДС изначально предъявлялся к уплате сторонним контрагентам в рамках установленных с ними договорных цен и полученной (подлежащей получению) от них выручки, то есть по общему правилу - посредством выделения налога из выручки с применением расчетной ставки налога. Данный вывод согласуется с п. 4 ст. 164 Налогового кодекса, согласно которому сумма налога должна определяться с применением расчётной ставки в тех случаях, когда это является необходимым в соответствии с главой 21 Налогового кодекса.

Верховный Суд отметил, что, определяя недоимку по НДС путем начисления налога по ставке 18% в дополнение к доходам предпринимателя без установления возможности переложения налога на покупателей, и не учитывая эти доначисления в составе расходов налогоплательщика, формирующих его профессиональный налоговый вычет, при определении недоимки по НДФЛ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ и постановление Президиума ВАМ РФ от 09.04.2013 № 15047/12), инспекция действовала непоследовательно.

При таком положении выводы суда апелляционной инстанции и суда округа о правомерности определения налоговой базы по НДС с применением ставки 18% в дополнение к доходам предпринимателя вместо выделения налога из полученной выручки с применением расчётной ставки 18/118 и правильности определения размера недоимки по НДС в оспариваемом решении инспекции не могут быть признаны обоснованными.

  

Заявить о праве на убыток можно и без декларирования

(Определение СКЭС Верховного Суда РФ от 30.09 2019 № 305-ЭС19-9969 по делу № А40-24375/2017, ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен»)

 Убыток прошлых лет должен быть подтверждён первичными документами, которые налоговый орган вправе истребовать в ходе налоговой проверки с учётом ограничения, установленного п. 5 ст. 93 НК РФ в отношении ранее представленных документов.

Одним из эпизодов, рассмотрение которого дошло до СКЭС Верховного Суда, является правомерность учёта убытка прошлых лет при определении действительной налоговой обязанности налогоплательщика по итогам выездной налоговой проверки.

Как указали суды первой и апелляционной инстанций, в ходе выездной проверки налоговый орган запросил, а общество представило документы, подтверждающие период образования и правомерность формирования убытка, начиная с 2008 года, в связи с чем суды пришли к выводу о том, что в рамках применения ст. 283 Налогового кодекса инспекция при доначислении соответствующих налогов была обязана скорректировать произведенные доначисления на сумму сформированного убытка.

По мнению кассации, у инспекции отсутствовала обязанность по учёту убытка прошлых налоговых периодов при определении суммы недоимки по налогу за периоды, охваченные проверкой, поскольку на требование о предоставлении первичных документов, подтверждающих размер сформированного убытка, налогоплательщик представил только регистры налогового учёта и оборотно-сальдовые ведомости, не представив при этом первичные документы.

Между тем, делая вывод об отсутствии у инспекции при определении окончательного размера недоимки обязанности по корректировке данного дохода на величину накопленного обществом убытка прошлых лет, суд округа не учел следующего.

Для отказа в применении положений ст. 283 Налогового кодекса должно быть установлено, что соответствующие расходы налогоплательщика, входящие в объём переносимого убытка, документально не подтверждены. Данное обстоятельство устанавливается в ходе налоговой проверки. При этом налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учёт законных интересов плательщиков налогов и недопустимость создания формальных условий для взимания налогов (Определения Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 14.03.2019 № 301-КГ18-20421, от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602, от 03.08.2018 № 305-КГ18-4557). Это означает, что при возникновении вопроса о переносе накопленного убытка прошлых лет налоговый орган в ходе проведения налоговой проверки обязан предоставить налогоплательщику реальную возможность подтвердить соблюдение требований п. 4 ст. 283 НК РФ (подтверждение первичными документами).

Как установлено судами, в ходе налоговой проверки инспекция направила обществу требование о предоставлении первичных документов, подтверждающих размер сформированного убытка, в ответ на которое налогоплательщик представил регистры налогового учета и оборотно-сальдовые ведомости. В сложившейся ситуации с учётом объёма документов, подтверждающих расходы налогоплательщика, объективной сложности их единовременного представления в короткий срок инспекция была вправе использовать полномочия, предусмотренные п. 1 ст. 93 Налогового кодекса, истребовав у налогоплательщика документы, отсутствующие у налогового органа (не представленные в ходе предыдущих проверок) и необходимые для проверки обоснованности конкретных расходов, указанных в регистрах налогового и бухгалтерского учёта. Однако данным правом налоговый орган не воспользовался.

При таких обстоятельствах вывод суда округа об отсутствии у налогового органа обязанности учитывать суммы накопленного обществом убытка при определении размера недоимки по налогу на прибыль за 2012 год не может быть признан законным.

В то же время суды первой и апелляционной инстанции в ходе рассмотрения дела не установили, в части каких именно статей затрат общество заявило о переносе убытка, и в каком объёме заявленный к переносу убыток в действительности подтвержден первичными учетными документами.

Принимая во внимание то обстоятельство, что суды трёх инстанций не дали должной оценки поведению инспекции и общества на стадии налоговой проверки при подтверждении размера переносимого убытка и не установили размер переносимого убытка, СКЭС Верховного Суда РФ отменила судебные решения и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

  

Спор о моменте определения подрядчиком налоговой базы по НДС

(Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.08.2019 г. № Ф05-12987/2019 по делу № А40-132759/2018, АО «Внешстройимпорт»)

 Моментом реализации результатов выполненных работ в целях определения налоговой базы по НДС следует считать дату составления ежемесячно подписываемых актов приёмки выполненных работ по форме № КС-2.

Суды рассмотрели спор о моменте определения налоговой базы по НДС по выполненным заявителем как подрядчиком (субподрядчиком) строительным работам. По мнению заявителя, налоговая база по НДС подлежит определению после сдачи объектов строительства и подписания актов приемки законченного строительством объекта по форме № КС-11, поскольку договорами подряда не была предусмотрена поэтапная реализация результатов выполненных работ, в связи с чем оформленные акты по форме № КС-2 и справки о стоимости по форме № КС-3 являются подтверждением выполнения промежуточных работ для расчётов между подрядчиком и заказчиком.

Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что моментом реализации результатов выполненных работ в целях определения налоговой базы по НДС следует считать дату составления ежемесячно подписываемых актов приёмки выполненных работ формы № КС-2.

Кассация указала, что суды пришли к обоснованному выводу о том, что акты по форме №КС-11 первичными учётными документами не являются, имеют обобщающий характер, поскольку составляются не между Обществом и его контрагентом как участниками хозяйственных отношений, в силу которых и возникла обязанность по налогообложению НДС, а уполномоченными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, эксплуатирующих организаций, заказчиков и иных лиц.

Составление и подписание участвующими сторонами акта о приёмке выполненных работ (по форме № КС-2) подтверждают, что работы приняты заказчиком в соответствии с договорными обязательствами, без претензий.

Судами верно указано на то, что акт приёмки законченного строительством объекта (форма № КС-11) является документом, необходимым для статистической, а не бухгалтерской отчетности, следовательно, ссылка налогоплательщика на данный документ, является необоснованной.