НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 41, 2019

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 41, 2019

2019.10.14

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 07 октября по 11 октября 2019 года

  

В 2020 году расчёт по страховым взносам будет предоставляться по новой форме

(Приказ ФНС РФ от 08.10.2019 г. № ММВ-7-11/470@))

 Приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@ (зарегистрирован в Минюсте России 08.10.2019, регистрационный № 56174) утверждена новая форма расчёта по страховым взносам, порядок его заполнения, а также формат представления расчёта в электронной форме. Приказ вступает в силу с представления расчёта за первый расчётный (отчётный) период 2020 г., но не ранее чем через 2 месяца после его официального опубликования.

 

 ФНС России прокомментировала новую форму декларации по налогу на имущество организаций

(Письмо ФНС РФ от 03.10.2019 г. № БС-4-21/20210@)

 В своём письме от 03.10.2019 № БС-4-21/20210@ ФНС России проинформировала об утверждении новых формы и формата декларации по налогу на имущество организаций, применяемых начиная с декларации за налоговый период 2019 г., но не ранее 1 января 2020 г.

В частности, в связи с отменой представления налоговых расчётов при сохранении обязанности по исчислению авансовых платежей по налогу раздел 1 Декларации дополнен строками, содержащими информацию об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, и об исчисленных суммах авансовых платежей по налогу. Также ФНС России обратила внимание, что Приложение № 6 к Порядку заполнении Декларации дополнено новыми кодами налоговых льгот.

 

Изменения в налогообложении имущества организаций в 2020 году

 (Федеральный закон от 29.09.2019 г. № 325-ФЗ)

 С 2020 года исключается условие учёта объектов недвижимости на балансе в качестве основных средств организации для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости. К таким объектам относятся административно-деловые, торговые центры (комплексы), нежилые помещения, объекты недвижимости отдельных иностранных организаций.

В настоящее время налог на имущество организаций рассчитывается по недвижимости административно-делового и торгового назначения на основе кадастровой стоимости, если эта недвижимость одновременно (п. 1, 2 ст. 374, пп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

- включена субъектом РФ в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ в Перечень объектов, облагаемых по такой стоимости;

- и учитывается в бухучете в качестве ОС и принадлежит организации на праве собственности или хозяйственного ведения либо получена по концессионному соглашению.

С 01 января 2020 года(п. 69, 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ) для налогобложения будет неважно, где в бухгалтерском учёте отражены деловые и торговые центры, а также помещения в них. Данная недвижимость, включенная в Перечень и принадлежащая организации на праве собственности или хозяйственного ведения либо полученная по концессионному соглашению, может числиться на любом счете:

- 01 «Основные средства»;

- 03 «Доходные вложения в материальные ценности»;

- 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

- 41 «Товары» и т.д.

Но, по-прежнему, с применением среднегодовой стоимости нужно будет облагать имущество, которое отражено у организации на счете 01 в качестве основного средства (пп. п. 1 ст. 374 НК РФ в новой редакции, пп. «а» п. 69 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Кроме того, субъекты РФ получили право дополнительно определять иные виды объектов недвижимости, которые будут облагаться налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости. Например, гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершённого строительства.

Если будут принят региональный нормативно-правовой акт об исчислении налога по кадастровой стоимости по ним и утверждена кадастровая стоимость таких объектов, то налог необходимо рассчитывать с применением такой стоимости (независимо от того, в каком качестве объект отражен в бухучете – ОС, товары и т.п.).

А если кадастровая стоимость по указанным объектам не будет определена в течение года, налог рассчитывается на основании среднегодовой стоимости (но только в том случае, если объект учтен в качестве основного средства). Это следует из пп. 2.1 и нового пп. 2.2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ (пп. «б» п. 70 ст. 2 Закона № 325-ФЗ) и новой редакции п. 1 ст. 374 НК РФ (пп. «а» п. 69 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

 

 Заявления организаций о предоставлении льготы по транспортному или земельному налогам будут рассматриваться налоговым органом в течение 30 дней со дня получения. По результатам рассмотрения заявления организация получит уведомление о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе.

  

Является ли поручительство услугой?

(Письмо Минфина России от 03.09.2019 № 03-15-06/67620)

 В своём письме Минфин России от 03.09.2019 № 03-15-06/67620 приравнял договор поручительства перед банком к гражданско-правовому договору на оказание услуг для целей исчисления страховых взносов.

Как считают чиновники, вознаграждение, выплачиваемое организацией-заемщиком поручителю, подлежит обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное и медицинское страхование как выплата по гражданско-правовому договору на оказание услуг.

Гражданин стал поручителем организации перед банком и за это вознаграждение. Нужно ли на сумму вознаграждения начислять страховые взносы?

В соответствии с п. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для компаний признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, в частности, по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги – совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Для налогообложения услугой признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ).

Исходя из этого, в Минфине РФ считают, что действия поручителя, установленные договором о выплате вознаграждения за поручительство, можно признать оказанием услуг и нужно на данное вознаграждение начислять страховые взносы.

Но ещё недавно - письмо Минфина России от 21.12.2018 № 03-15-06/93553 – чиновники объясняли, что согласно п. 1 ст. 361 ГК РФ по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Поэтому суммы процентов, выплачиваемые компанией по договору поручительства физическому лицу за его поручительство перед банком по её обязательствам, не подлежат обложению страховыми взносами как выплаты, произведённые не в рамках трудовых отношений, и не по гражданско-правовым договорам, поименованным в п. 1 ст. 420 НК РФ. (см. также, письмо Минфина России от 24.04.2017 № 03-15-06/24578).

Более обоснованную позицию по этому вопросу высказали судьи в Постановлении АС Дальневосточного округа от 26.07.2018 № Ф03-2816/2018. Они решили, что если гражданин сам занимается оформлением поручительства для компании, то он оказывает ей именно услугу.

При этом, судьи не отметили, что если гражданин только пассивно принимает на себя обязательство, (то есть не совершает вообще никаких действий, кроме выражения своего согласия), то и факта оказания «услуги» нет.

И получается, что в виду неоднозначной позиции Минфина России и недостаточного объёма судебной практики, с точки зрения начисления страховых взносов выплата вознаграждения за поручительство гражданина по обязательствам компании остаётся очень рискованной операцией.

  

Аренда жилья в командировках и НДФЛ

 (Письмо Минфина РФ от 06.09.2019 № 03-04-05/68979)

 Арендодатель декларирует доход и уплачивает НДФЛ самостоятельно, если источником дохода физического лица – арендодателя жилого помещения является командированный работник.

В своём письме от 06.09.2019 № 03-04-05/68979 Минфин России чиновники разъясняет, кто должен уплачивать НДФЛ, если командированный сотрудник сснимает жилье у частного лица.

Так как источником подлежащего налогообложению дохода физического лица – арендодателя жилого помещения является физическое лицо, не являющееся налоговым агентом, то применяются положения пп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 228 НК РФ. Предусмотрено, что физические лица, получившие вознаграждения от физических лиц и компаний, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключённых договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества, исчисление, декларирование и уплату НДФЛ в соответствии со ст. 228 НК РФ производят самостоятельно.

Таким образом, если командированный сотрудник сам нашёл себе место для проживания и самостоятельно рассчитался с хозяином жилья, то НДФЛ этот хозяин должен исчислять и удерживать сам. Компания налоговым агентом не является.

Но, когда компании регулярно посылают сотрудников в командировки, то могут заключить договор с арендодателем непосредственно от своего имени. В такой ситуации, как было указано в письме Минфина России от 27.08.2015 № 03-04-05/49369, российская организация, выплачивающая физическому лицу арендную плату за арендуемое у него жилое помещение, признаётся налоговым агентом в отношении таких доходов физического лица. Соответственно, она должна исполнять обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ в порядке, предусмотренном в ст. 226 НК РФ.

  

Расходы определены исходя из рыночных цен по аналогичным сделкам

(Постановление Восьмого апелляционного суда от 03.10.2019 г. № 08АП-12067/2019 по делу № А70-4647/2019, ООО «Прививка»)

 Суды двух инстанций поддержали налогоплательщика в споре по установлению реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль.

Апелляционный суд в споре фармацевтической компании с налоговиками поддержал налогоплательщика, требования которого по необоснованному доначислению инспекцией налога на прибыль были частично удовлетворены судом первой инстанции.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что фактически фармацевтические товары (вакцины) приобретались обществом у реальных поставщиков, и указанная в спорных сделках со спорным поставщиком фармацевтическая продукция имелась у общества в наличии и поставлялась дальнейшим покупателям по заключенным с ними государственным контрактам.

Установление этого факта позволило судам первой и апелляционной инстанций прийти к выводу о том, что даже при недостоверности документов, оформленных поставщиком, но реальности приобретения обществом фармацевтической продукции у иных поставщиков и отражении дохода от их дальнейшей реализации в целях исчисления налога на прибыль, расходы, связанные с приобретением продукции, должны учитываться исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичным сделкам.

В ходе судебного разбирательства были представлены расчёты реального размера понесённых налогоплательщиком затрат. При этом расчёт, представленный налоговым органом, был произведён исходя из ценовых предложений нескольких поставщиков аналогичной продукции, однако суд первой инстанции, пришёл к выводу о том, что следует считать рыночную стоимость спорного товара, основываясь на данных, предоставленных обществом, исходя из стоимости покупки товара у других поставщиков общества.

При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правомерный вывод, поддержанный и апелляционной инстанцией о том, что доначисление обществу налога на прибыль, соответствующих сумм пеней и штрафа в отношении приобретения фармацевтической продукции у «проблемного» поставщика не соответствуют реальному размеру налоговых обязательств общества, а решение инспекции в этой части обоснованно признано недействительным.

  

Как учесть ГСМ при расчёте налога на прибыль?

(Письмо Минфина РФ от 26.09.2019 г. № 03-03-07/74189)

 При исчислении налога на прибыль организации вправе учитывать расходы на топливо для служебного транспорта не по нормативам, установленным Минтрансом, а исходя из фактических затрат. Такой вывод следует из письма Минфина России от 26.09.19 № 03-03-07/74189.

Чиновники объясняют, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Указанные расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).

При этом непосредственно Налоговым кодексом РФ не предусмотрено нормирование расходов на содержание служебного транспорта, а также не установлены правила определения обоснованности таких расходов. В связи с этим, при определении обоснованности затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе (но не обязан) учитывать расходы на ГСМ в пределах норм, утвержденных распоряжением Минтранса от 14.03.08 № АМ-23-р, заявили в Минфине.

Таким образом, организации могут списывать затраты на топливо не по нормативам, а исходя из фактического расхода.

Важно! Нельзя игнорировать лимиты, уже разработанные самой же организацией. Если налогоплательщик установил норму расхода топлива, то списать затраты сверх установленного лимита не получится (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.15 № А53-24671/2014).

  

Когда можно принять к вычету НДС без счёта-фактуры?

(Письмо Минфина РФ от 16.09.2019 г. № 03-07-14/71091)

 В своём письме от 16.09.2019 №03-07-14/71091 чиновники Минфина РФ назвали случаи, когда бухгалтер вправе принять к вычету НДС без счета-фактуры.

По закону к вычету принимают суммы НДС, которые покупатель заплатил продавцу при приобретении товаров, работ или услуг. В таких случаях, основанием для вычета будет:

- счет-фактура, которую выставляет продавец в момент продажи товара или оказания услуг,

- документы, которые подтверждают факт оплаты сумм налога при ввозе товара в Россию,

- документы, по которым налоговый агент удержал и уплатил НДС в бюджет (п.1 ст. 172 НК РФ).

Но из этого правила есть исключения, которые касаются сделок, в результате которых НДС перечисляется непосредственно в бюджет:

- приобретение виртуальных услуг на через Интернет у иностранной компании, которая состоит на учете в российской ИФНС;

- проведение капитального строительства, монтажа и демонтажа основных средств, приобретение товаров для строительно-монтажных работ для собственного потребления и объектов незавершенного строительства;

- командировочные и представительские расходы, которые оплачивали сотрудники организации;

- реализация конфискованного и безхозного имущества по решению суда;

- аренда федерального и муниципального имущества;

- реализация товаров, услуг по договорам поручения, комиссии или агентским договорам с иностранными компаниями, которые не состоят на учете в ИФНС.

Во всех остальных ситуациях принять к вычету НДС без счета-фактуры нельзя.