НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 39, 2026
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 39, 2026
для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста
с 28.09.2026 по 02.10.2026 года
С 1 ОКТЯБРЯ УСТАНОВЛЕН ПОРЯДОК ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТАВКИ 10% НДС ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ
(nalog.ru)
Теперь требуется наличие у налогоплательщика сведений о сертификате соответствия либо о декларации о соответствии.
Они отражаются в реестре выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, который ведется Росаккредитацией.
Обязанность представить сведения возникает только при получении требования от налогового органа. При этом представляются не оригиналы документов на бумажном носителе, а лишь сведения о них, в частности, номера и даты.
В случае истребования налоговым органом документа об оценке соответствия, оформленного в государстве-члене ЕАЭС, налогоплательщик представляет такой документ на бумаге.
При ввозе детских товаров в Российскую Федерацию и на иные территории под ее юрисдикцией импортеры представляют эти данные в таможенный орган вместе с декларацией на товары.
КАК ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТРАЖАТЬ КОД ПРИЗНАКА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА?
(nalog.ru)
В рамках проведения декларационной кампании по налогу на прибыль организаций по итогам девяти месяцев 2026 года обращаем внимание на необходимость корректного заполнения декларации.
Так, при заполнении листа 02 по реквизиту «Признак налогоплательщика (код)» необходимо корректно указывать код с учетом применяемой налоговой льготы. Их перечень приведен в верхней части данного листа.
Например, код 01 указывают налогоплательщики, не относящиеся к категориям, для которых предусмотрены специальные коды:
- код 02 – сельскохозяйственные товаропроизводители;
- код 03 – организации – резиденты особых экономических зон;
- код 17 – организации, ведущие деятельность в области информационных технологий, и другие.
Неправильный выбор кода признака налогоплательщика может привести к некорректному отражению в декларации сведений и необходимости последующего уточнения отчетности.
САМОЗАНЯТЫЙ МОЖЕТ СДАВАТЬ В АРЕНДУ МАШИНО-МЕСТО: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
(nalog.ru)
Плательщики НПД не могут сдавать в аренду машино-места. Так как доходы от передачи в аренду нежилых объектов не признаются объектом налогообложения НПД (п. 3 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ).
Закон разрешает им сдавать только жилые помещения – квартиры, комнаты и жилые дома.
Машино-место, даже если оно находится в жилом комплексе, относится к нежилой недвижимости.
ФНС ИЗМЕНИЛА ФОРМУ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
(Приказ ФНС от 27.08.2026 № ЕД-1-3/628@)
Приказом ФНС от 27.08.2026 № ЕД-1-3/628@ налоговики обновили форму декларации по налогу на прибыль, порядок её заполнения и формат подачи. Новшества применяются, начиная с декларации за первый отчётный период 2027 года.
Что изменилось в декларации по налогу на прибыль
Изменения не глобальные:
- обновили штрихкоды;
- уточнили содержание титульного листа;
- скорректировали лист 05.1, где отражаются сведения об операциях с цифровой валютой;
- добавили новые коды для доходов и расходов, которые не учитываются при расчёте налоговой базы или учитываются отдельно для ряда налогоплательщиков;
- предусмотрели особенности отражения налоговой базы и налога для участников международных групп компаний в листе 02.
Изменения в связи с отменой подачи декларации по налогу на прибыль по обособленным подразделениям
С 1 января 2027 года подавать декларации по месту нахождения обособленного подразделения больше не нужно. В связи с этим в декларации по налогу на прибыль:
- уточнили правила заполнения раздела 1 и приложения № 5 к листу 02;
- исключили устаревшие коды и реквизиты;
- на титульном листе скорректировали название поля, где ранее сообщали об изменении полномочий или закрытии обособленного подразделения.
ФНС СМОЖЕТ БЛОКИРОВАТЬ ПРОДАВЦА НА ВСЕХ МАРКЕТПЛЕЙСАХ СРАЗУ ЗА НАЛОГОВЫЕ НАРУШЕНИЯ
(nalog.ru)
В Госдуме находится законопроект Правительства РФ, который дает ФНС новый инструмент обеспечения исполнения налоговых обязанностей — централизованную приостановку продаж на маркетплейсах. Учитывая, что инициатор — правительство, ожидать существенных изменений при принятии не стоит: скорее всего, документ пройдет чтения быстро и в близком к текущему виде.
Кого коснутся изменения по маркетплейсам
В первую очередь — продавцов на маркетплейсах и подобных посреднических цифровых платформах. Но по факту нагрузка по контролю ложится и на бухгалтеров, обслуживающих таких клиентов, в том числе субъектов МСП: именно им предстоит отслеживать требования ФНС и не допускать ситуаций, приводящих к блокировке.
Основания для блокировки возможности продавца работать на маркетплейсе
Мера применяется при двух нарушениях:
- неявка налогоплательщика (или его представителя) в ФНС для дачи показаний в срок, указанный в уведомлении;
- непредставление документов или сведений по требованию налогового органа.
Важно: для применения меры не требуется доказанная неуплата налога. Достаточно процессуального нарушения — молчания или неявки.
Как заработает механизм блокировки продавца на маркетплейсах
ФНС направляет поручение одновременно всем операторам платформ, где размещены товары продавца.
Маркетплейс обязан приостановить прием заказов и скрыть карточки товаров в течение 2 дней с момента получения поручения.
После устранения нарушения (представление документов, явка в инспекцию) ФНС направляет поручение о возобновлении — также с 2-хдневным сроком исполнения для платформы.
Ответственность маркетплейсов
За неисполнение поручения ФНС оператору платформы грозит штраф — 100 тыс. рублей. Это значит, что маркетплейсы заинтересованы исполнять предписания налоговой без задержек и налагать блокировку оперативно.
Что делать продавцам, торгующим на маркетплейсах?
Некоторые меры можно отладить уже сейчас — если не поможет, то точно не повредит.
Отслеживать требования и вызовы ФНС. Убедитесь, что у вас настроено получение требований через ТКС или ЛК налогоплательщика. Пропущенный вызов на дачу показаний — прямой путь к блокировке.
Соблюдать сроки представления документов. В случае невозможности подготовить документы вовремя — нужно направлять уведомление о продлении срока.
Проверить полномочия представителей. Убедитесь, что у них есть действующая доверенность на представление интересов в ФНС, оформленная надлежащим образом. Иначе даже своевременная явка «не того» человека не засчитается.
При совмещении режимов — следить за корректностью отчетности. Большинство селлеров работают на УСН или ПСН. Ошибки в декларациях, расхождения с данными маркетплейсов могут спровоцировать требование документов, а далее — дать старт цепочке к блокировке.
ФНС РАЗЪЯСНИЛА, КОГДА НУЖНО ПРЕДСТАВЛЯТЬ УВЕДОМЛЕНИЕ ПО УСН, А КОГДА НЕТ
(nalog.ru)
Льгота, позволяющая ИП на УСН уменьшать налог на уплаченные страховые взносы, — одна из самых востребованных, но именно она чаще всего вызывает путаницу с уведомлениями об исчисленных суммах.
Нюансы уменьшения налога при УСН на страховые взносы
Каждый ИП обязан платить фиксированные страховые взносы на пенсионное и медицинское страхование. Если годовой доход превышает 300 тыс. рублей — дополнительно 1% от суммы превышения. Эти платежи и позволяют снизить авансовый платеж по УСН. Правила зачета зависят от объекта налогообложения:
- «Доходы» — налог уменьшается напрямую на сумму страховых взносов. Без сотрудников (за себя) — на всю сумму, с сотрудниками — не более чем на 50%.
- «Доходы минус расходы» — взносы включаются в расходы, что снижает налогооблагаемую базу. Но единый налог не может стать отрицательным: минимальный налог (1% от годового дохода) платится в любом случае.
Когда уведомление по единому налогу на УСН не нужно
Уведомление подается не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, срок уплаты — не позднее 28.
Уведомление представляется только, если исчисленный налог/авансовый платеж к уплате больше нуля (п. 9 ст. 58 НК РФ). Если, например, взносы полностью перекрывают начисленный аванс — налоговая обязанность равна нулю, и уведомление не требуется.
Когда уведомление по единому налогу на УСН обязательно
Если сумма налога превысила совокупную сумму уплаченных взносов — возникает обязанность перед бюджетом. Именно эту разницу нужно указать в уведомлении.
Пример: в 1 и 2 кварталах налог был меньше суммы взносов, ИП ничего не платил. В 3-ем квартале доходы выросли, и совокупный налог превысил остаток взносов. Разницу за 9 месяцев нужно отразить в уведомлении и сдать его не позднее 25 октября (в 2026 году - не позднее 26 октября, перенос с выходного дня).
Четвертый квартал — без уведомления по налогу на УСН
За четвертый квартал (по итогам года) уведомление подавать не нужно. Функцию информирования о сумме годового налога выполняет сама декларация по УСН.
Право выбора по использованию взносов в уменьшение налога на УСН
ИП вправе сам решать, как использовать взносы. Если предприниматель не уменьшал квартальные авансы в течение года, он может применить всю сумму фиксированных взносов единовременно — при расчете итогового платежа за год.
Совмещение УСН и патента
При совмещении УСН и ПСН предприниматель распределяет фиксированные взносы между режимами самостоятельно. Но одна и та же сумма взносов не может одновременно уменьшать налог и по УСН, и по стоимости патента. Если взносы уже пошли на снижение патента — повторно зачесть их по УСН нельзя.
КОГДА УПРОЩЕНЕЦ НА ПОНИЖЕННЫХ СТАВКАХ НДС МОЖЕТ ПРИМЕНЯТЬ СТАВКУ 0%?
(nalog.ru)
Плательщики УСН, выбравшие ставку НДС 5% или 7%, вправе применять нулевую ставку налога, но только по ограниченному перечню операций.
Какие операции упрощенца облагаются НДС по ставке 0%
По общему правилу ставка НДС 0% применяется упрощенцами, выбравшими ставки 5% (7%), если имеет место:
- экспорт товаров, в том числе в страны ЕАЭС;
- международные перевозки;
- транспортно-экспедиторские услуги при организации международной перевозки;
- реализация товаров дипломатическим представительствам и международным организациям.
Полный перечень приведен в пп. 1–1.2, 2.1–3.1, 7 и 11 п. 1 ст. 164 НК РФ. При экспорте в ЕАЭС ставка 0% применяется даже к товарам, которые по ст. 149 НК РФ освобождены от НДС (п. 3 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС, п. 1 ст. 7 НК РФ).
Отметим, что отказаться от нулевой ставки по НДС при экспорте в ЕАЭС налогоплательщик не может. Правила п. 7 ст. 164 НК РФ на эти операции не распространяются, а Протокол о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС такой возможности не предусматривает см. (Письмо Минфина от 09.01.2019 N 03-07-13/1/24).
Важный нюанс про «входной» НДС на УСН
При ставке 5% или 7% у плательщика УСН нет права на вычет «входного» НДС, предъявленного поставщиками, даже если эти товары и услуги использовались для производства экспортируемых товаров или работ, облагаемых по ставке 0%. Входной НДС списывается в расходы или включается в стоимость товаров.
Как упрощенцу подтвердить ставку НДС 0%
Применение нулевой ставки НДС любой налогоплательщик обязан документально подтвердить. Документы подаются одновременно с декларацией по НДС за квартал, в котором собран полный пакет. В него могут входить:
- договор (контракт) с контрагентом, на основании которого производится экспорт товаров, продукции, сырья или оказание услуг, выполнение работ;
- выписки банка, подтверждающие факт поступления выручки (если иное не предусмотрено законами государства-члена ЕАЭС);
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
- транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы;
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС.
При экспорте за пределы ЕАЭС налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган электронные реестры сведений из таможенных деклараций и контрактов (ст. 165 НК РФ, приказ ФНС от 26.12.2023 № ЕД-7-15/1003@).
Что будет, если не успеть с документами для подтверждения ставки 0%
Если в течение 180 дней с даты отгрузки документы не представлены, ставка 0% не применяется. НДС нужно исчислить по ставке 5% или 7% в том квартале, на который приходится день истечения этого срока (ст. 165 НК РФ, п. 5 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).
Когда подтверждающие документы всё же будут собраны, НДС пересчитывается по ставке 0%, а налог, уплаченный по ставке 5% или 7%, можно принять к вычету (еще раз заострим внимание на том, что этот вычет в связи с перерасчетом, другие вычеты упрощенцу на пониженных ставках НДС недоступны).
КАК МИНИМИЗИРОВАТЬ ОШИБКИ В ДОПП И ДЕКЛАРАЦИИ ПО КОСВЕННЫМ НАЛОГАМ
(Приказ ФНС России от 08.05.2026 № КЧ‑1‑3/299@, письмо ФНС России от 30.06.2026 № СД‑36‑3/5284@)
Налоговая служба напоминает о том, что обновлена форма налоговой декларации по косвенным налогам (утверждена приказом от 08.05.2026 № КЧ‑1‑3/299@ и разъяснена в письме от 30.06.2026 № СД‑36‑3/5284@). Сведения о ДОПП и внесенных обеспечительных платежах в СПОТ подлежат отражению в Разделе 4 указанной декларации. Также налоговики дают рекомендации по исключению ошибок при оформлении новой декларации и ДОПП.
Что обязательно отразить в декларации при работе со СПОТ
В Разделе 4 декларации необходимо указать сведения о ДОПП и внесенных обеспечительных платежах. Если ДОПП оформлен, налогоплательщик обязан представить:
- налоговую декларацию по НДС (по обновленной форме);
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Где найти инструкции и разъяснения по заполнению ДОПП
Актуальные материалы собраны на официальном сайте ФНС в разделе СПОТ: там размещены методологические документы, инструкции и ответы на частые вопросы. Дополнительно в Сервисе заявителя есть раздел «Вопросы и ответы» — в нем можно найти разъяснения по самым востребованным темам, в том числе:
- как правильно заполнить ДОПП;
- особенности переходного периода для поставок из Республики Беларусь (освобождение от уплаты — до 31.10.2026);
- порядок исправления ошибок;
- процедура возврата обеспечительных платежей.
Частые ошибки в ДОПП, которых стоит избегать
Практика показывает, что при оформлении документов нередко возникают типовые недочеты:
- пропуск двухдневного срока подачи ДОПП (срок — 2 календарных дня);
- ошибки в данных транспортного средства — госномерах, идентификаторах и прочих реквизитах;
- неверный расчет НДС для обеспечительного платежа;
- неточности в реквизитах самого обеспечительного платежа;
- незаполненный особый признак заявителя.
Чтобы минимизировать риски ошибок, перед отправкой ДОПП:
- тщательно сверяйте все данные с фактическими документами;
- используйте актуальные инструкции и официальные разъяснения ФНС;
- закладывайте временной запас на обработку документов и проведение платежей — это поможет уложиться в установленные сроки даже при непредвиденных задержках.
НОВЫЕ ПРАВИЛА ОТРАЖЕНИЯ АВАНСОВ ПО НДС С 1 АПРЕЛЯ 2026: КАК НЕ РАЗОЙТИСЬ С КОНТРАГЕНТОМ
(Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (новая редакция))
Как было до апрельских изменений
Продавец получал аванс, исчислял НДС и выставлял авансовый счет-фактуру в течение 5 рабочих дней. Покупатель вправе принять этот НДС к вычету. После отгрузки продавец начислял НДС с реализации и принимал к вычету авансовый НДС, а покупатель восстанавливал НДС с аванса и заявлял вычет по отгрузочному счету-фактуре.
Что изменилось с 1 апреля 2026
- Счет-фактура — новая строка 5б. Продавец заполняет ее при отгрузке в счет ранее полученного аванса: указывает порядковый номер и дату авансового счета-фактуры. При нескольких авансах — реквизиты всех, через точку с запятой.
- Книга покупок — новая графа 7а. Продавец заполняет при заявлении вычета авансового НДС: указывает номер и дату отгрузочного счета-фактуры.
- Книга продаж — новая графа 11а. Продавец заполняет при отгрузке в счет аванса. Данные должны полностью совпадать со строкой 5б счета-фактуры.
- Ставка НДС — 22%. В графах 14 и 17 книги продаж указывается ставка 22%, в графах 14а и 17а — расчетные ставки 20% или 18%.
Четыре типа расхождений между декларациями по НДС и как их устранить
С апреля 2026 года налоговики выделяют 4 типа расхождений между декларациями контрагентов.
- Строка 5б не заполнена. Продавец не указал реквизиты авансового счета-фактуры при отгрузке, а покупатель уже заявил восстановление НДС → расхождение формируется автоматически. Решение: заполнять строку 5б при каждой отгрузке в счет аванса.
- Графа 7а книги покупок не заполнена. При заявлении вычета авансового НДС обязательно указывать ссылку на отгрузочный счет-фактуру.
- Расхождение по графе 11а книги продаж. Данные в графе 11а должны синхронно совпадать со строкой 5б счета-фактуры.
- Неверная ставка при переходном авансе 20% → 22%. Аванс получен в 2025 году по ставке 20%, отгрузка в 2026 — НДС с реализации начисляется по ставке 22%. В строке 5б указываются реквизиты только авансового счета-фактуры.
Корректные коды видов операций
|
Действие |
Продавец |
Покупатель |
|
Выставление / вычет авансового счета-фактуры |
02 |
02 |
|
Восстановление авансового НДС |
22 (книга покупок) |
21 (книга продаж) |
Рекомендации налоговиков по выявлению расхождений с контрагентом
Сверяйтесь с контрагентами ежеквартально:
- совпадают ли реквизиты авансовых счетов-фактур в строке 5б у продавца и в графе 7а у покупателя;
- восстановил ли покупатель НДС с аванса после получения отгрузочного счета-фактуры.
Это сэкономит время на камеральной проверке и поможет избежать автоматических расхождений в декларациях.
ИЗ-ЗА ОШИБОК В УВЕДОМЛЕНИЯХ ПО ВЗНОСАМ И РСВ «ПЛЫВЕТ» САЛЬДО ЕНС – ЧТО ДЕЛАТЬ?
(nalog.ru)
Налоговики зафиксировали массовые ошибки при заполнении уведомлений – из‑за них на ЕНС налогоплательщиков некорректно отражается сальдо. Проблема чаще всего возникает из‑за несовпадения реквизитов в уведомлении и РСВ — КПП, КБК, ОКТМО или налогового периода. При этом уведомление не аннулируется автоматически при подаче расчета, поэтому есть риск «двойного» начисления сумм взносов.
Что делать, чтобы исправить ошибку на ЕНС
В УФНС посоветовали простой алгоритм действий — выбор зависит от того, где именно закралась неточность:
- если РСВ верный, а в уведомлении ошибка. Нужно подать уточненное уведомление с теми же реквизитами, что и в первичном документе, но указать в поле «сумма» ноль. Так обнулится ошибочное начисление;
- если уведомление заполнено правильно, а ошибка — в РСВ. Нужно подать уточненный РСВ с актуальными реквизитами;
- если уведомление верное, а расчет по страховым взносам (форма по КНД 1151111) вообще не сдавался. Нужно представить РСВ — без него данные на ЕНС не сойдутся.
Как в принципе не допустить ошибок в сальдо на ЕНС
Чтобы минимизировать риски неверного сальдо ЕНС, в ФНС советуют регулярно проверять корректность уже поданных уведомлений и РСВ. Если есть сомнения — можно проконсультироваться со специалистами налоговой.
ВВЕДЕН МОРАТОРИЙ НА ПРОВЕРКИ БИЗНЕСА, ПОСТРАДАВШЕГО ОТ АТАК
(Постановление Правительства РФ от 25.09.2026 № 1238)
Подписано и вступило в силу Постановление Правительства РФ от 25.09.2026 № 1238. Документ вносит изменения в постановление от 10.03.2022 № 336 и устанавливает дополнительно преференции для бизнесов, пострадавших от атак БПЛА, обстрелов и в иных подобных ситуациях.
Что именно предусмотрели для пострадавших от атак
Снизили административную нагрузку на бизнес, который восстанавливает объекты после атак (беспилотников и других средств огневого воздействия).
Срок действия: с 28 сентября 2026 года по 1 октября 2027 года.
Кого касается: коммерческие объекты, которые понесли ущерб в результате атак с 1 января 2026 года.
Что ограничивается: в отношении таких объектов не проводятся плановые проверки, а также ряд внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по Закону о госконтроле.
В ряде случаев проверки все же будут
Постановление предусматривает исключения. Внеплановые проверки допускаются в следующих случаях:
- по требованию прокуратуры;
- по поручению Президента РФ или Правительства РФ;
- если есть достоверная информация, что бизнес причиняет вред жизни и здоровью граждан, безопасности государства, работает без уведомления о начале предпринимательской деятельности или существует угроза возникновения ЧС;
- если предприниматель сообщил об устранении ранее выявленных нарушений — инспектору нужно это подтвердить (такую верификацию можно провести дистанционно, без визита на объект).
Кроме того, мораторий не распространяется на отдельные виды контроля. Проверки сохранятся в сферах:
- промышленной безопасности (в отношении опасных производственных объектов II класса опасности);
- безопасности гидротехнических сооружений (II класса);
- транспортной безопасности;
- сферы образования;
- энергетического надзора.
Как пострадавшему бизнесу воспользоваться возможностями моратория
Чтобы воспользоваться преференциями, бизнесу важно иметь документы, которые подтверждают факт повреждения объекта и его связь с атакой. Например, это могут быть: акты МЧС, справки, протоколы полиции и др. При необходимости документацию нужно предъявлять контролирующим органам.
МИНФИН АНОНСИРОВАЛ НОВЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПОПРАВКИ: ПАССИВНЫЕ ДОХОДЫ – ПОД ЕДИНУЮ ШКАЛУ НДФЛ, НДС С ТРАНСГРАНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ЗАПЛАТЯТ МАРКЕТПЛЕЙСЫ, РЕНТНЫЕ ОТРАСЛИ ПОДЕЛЯТСЯ СВЕРХДОХОДАМИ С БЮДЖЕТОМ
(minfin.gov.ru)
Министерство финансов вместе с бюджетным пакетом на 2027 год представило очередной проект поправок в НК РФ, цель которых — сделать систему налогообложения более справедливой и закрыть возможности для налоговой оптимизации. Ключевое изменение: ставка НДФЛ будет определяться объемом дохода, а не его типом.
В основную базу по НДФЛ войдут пассивные доходы
Сейчас доходы от дивидендов, процентов по вкладам, продажи имущества и операций с ценными бумагами облагаются по ставкам 13–15%. По проекту Минфина их включат в общую налоговую базу, где действует прогрессивная шкала — от 13 до 22%.
В перечень доходов, которые будут облагаться по общей шкале, войдут:
- дивиденды и доходы от участия в капитале;
- проценты по банковским вкладам;
- прибыль от сделок с ценными бумагами и цифровыми правами;
- доходы от продажи имущества и долей;
- поступления по договорам страхования и в порядке дарения.
Исключений пока запланировали всего два:
- вклады до 1 млн рублей — необлагаемый порог сохранится.
- доходы участников СВО — преференции по НДФЛ для них не отменяются.
Как полагает Минфин, новшества затронут не более 6% налогоплательщиков — примерно 4 миллиона человек.
ПИФы начнут платить налог на прибыль
Сейчас налогообложение доходов пайщиков происходит только при выплате средств, а сам ПИФ налог на прибыль не платит. Это позволяет откладывать уплату налогов на длительный срок и использовать ПИФы для структурирования активов.
Минфин предлагает ввести для ПИФов налог на прибыль с пассивных доходов по ставке 15%. При этом уплаченная сумма будет зачитываться при налогообложении пайщиков, чтобы избежать двойного налогообложения.
Трансграничная торговля: НДС и таможенный сбор для всех
Чтобы выровнять условия для российских и зарубежных продавцов, Минфин вводит два новых механизма:
- НДС по стандартной ставке 22% на товары электронной трансграничной торговли. Платить налог будут электронные торговые площадки как налоговые агенты.
- Таможенный сбор в размере 100 рублей за посылку — для товаров для личного потребления стоимостью до 200 евро, пересылаемых почтой из‑за рубежа.
Рентные доходы – плательщики поделятся налогом на сверхприбыль от роста цен
В горно-металлургическом секторе предлагается ввести налог на дополнительный доход, который компании получили из‑за роста мировых цен на сырье. Расчет будет вестись в рублях относительно базового уровня 2025 года:
- 30%— для твердых полезных ископаемых;
- 20%— для золота.
Под действие нормы попадут драгоценные и цветные металлы, удобрения и другие товары рентных отраслей, цены на которые в 2026 году существенно выросли. Цель — перераспределить часть рентного дохода предприятий отрасли в бюджет.
МИНФИН ВВОДИТ 10 НОВЫХ ИНДИКАТОРОВ РИСКА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗА ККТ
(minfin.gov.ru)
Как сообщается на сайте Минфина, с помощью новых индикаторов ФНС сможет точечно выявлять риск нарушений, не увеличивая административную нагрузку на добросовестный бизнес. На сегодняшний день при проведении контроля за применением контрольно-кассовой техники (ККТ), в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей контролирующие органы используют три индикатора риска. Соответствующий проект приказа подготовлен во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства РФ.
Разработанный Минфином России проект приказа расширяет этот перечень до десяти, делая акцент на установлении случаев неприменения ККТ в сфере розничной торговли и общественного питания. О наличии риска нарушения будут свидетельствовать высокая доля возвратов, операций коррекции и расходных операций, расчеты преимущественно или исключительно одним способом – наличными либо безналичными средствами, а также отсутствие по истечении определенного периода времени зарегистрированной в налоговых органах кассы или длительное отсутствие фискальных данных в информационной системе налоговых органов:
- Наличие зарегистрированной КТТ и отсутствие в течение 60 дней сведений о выставленных чеках.
- Доля возвратов составляет 30% и более.
- Чеки коррекции составляют 30% и более.
- Чеки с реквизитом «сумма по чеку (БСО) наличными» составляет 100 процентов от общего числа документов за последние 60 дней.
- Чеки с реквизитом «признак расчета» со значением «расход», составляют 50 процентов и более в течение 30 дней.
- Доля чеков, в которых реквизит «сумма по чеку (БСО) безналичными» больше нуля, составляет 100 процентов в течение 60 дней.
- Итоговая сумма расчетов по чекам, в которых реквизит «признак расчета» принимает значение «возврат прихода», составляет 80 и более процентов в течение 30 дней.
- Итоговая сумма расчетов с чеками коррекции за последние 90 дней, составляет 30 и более процентов.
- ККТ не зарегистрирована по истечении 90 дней с даты внесения реестр компании или ИП с ОКВЭД: 47.1, 47.2, 47.5, 47.7, 47.73.
- Контрольно-кассовая техника не зарегистрирована ИП в налоговых органах по истечении 180 календарных дней с даты начала действия патента.
НЕ ЗАДЕКЛАРИРОВАЛИ СДЕЛКУ С НЕДВИЖИМОСТЬЮ? НАЛОГОВАЯ ПОСЧИТАЕТ ДОХОД И НДФЛ ЗА ВАС
(nalog.ru)
В УФНС отчитываются о массовых проверках физлиц, которые не подали декларацию 3‑НДФЛ после продажи или получения в дар недвижимости. Речь идет о камеральных проверках, которые проводят без декларации, опираясь на данные Росреестра и нотариусов. Если «физик» получил такой доход и не задекларировал его – в налоговой все равно об этом узнают, проводят проверку и начисляют налог.
Как считают налог, если нет 3-НДФЛ от физлица, получившего доход
ФНС самостоятельно рассчитывает НДФЛ на основании имеющейся информации:
- если нет данных о цене сделки или объект продан дешевле 70 % кадастровой стоимости, в расчет берут 70 % от кадастровой стоимости;
- расходы на покупку не учитывают, но применяют стандартные вычеты: до 1 млн рублей — при продаже жилья, до 250 тыс. рублей — при продаже иного имущества;
- при дарении от неблизких родственников доход признают равным кадастровой стоимости объекта — понижающий коэффициент не применяется.
Что может сделать налогоплательщик по НДФЛ
Пока проверка не завершена, физлицо вправе:
- подать пояснения;
- представить декларацию 3‑НДФЛ с подтверждающими документами.
Это позволяет скорректировать расчет и избежать излишних начислений, пеней и штрафов.
СПРАВКУ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЫЧЕТА ПО НДФЛ МОЖНО ОФОРМИТЬ НА ЛЮБОГО ИЗ СУПРУГОВ
(nalog.ru)
В УФНС напомнили, что в браке имущество супругов по умолчанию считается общим (если только они не выбрали другой режим в брачном договоре). Это касается не только вещей и недвижимости, но и денежных поступлений: зарплаты, доходов от бизнеса и интеллектуальной работы, пенсий, пособий и прочих выплат.
Распоряжаются общим имуществом супруги сообща. Закон исходит из того, что, когда один из супругов совершает сделку, он действует с одобрения второго — это презумпция согласия.
Из правила о совместной собственности вытекает важное практическое следствие: супруги вправе заявлять социальные налоговые вычеты независимо от того, кто фактически оплатил расходы.
Для вычета по тратам, понесенным с 1 января 2024 года, понадобятся подтверждающие документы:
- справка об оплате образовательных услуг;
- справка об оплате медицинских услуг.
При этом неважно, чьи именно деньги пошли на оплату, — справки могут быть оформлены на любого из супругов. Их выдают образовательные и медицинские организации, а также ИП, ведущие такую деятельность. Достаточно подать заявление — это может сделать как сам налогоплательщик, так и его супруг (супруга).
СРОКИ ДАВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО НАРУШЕНИЯМ 115-ФЗ УДВОЯТ
(regulation.gov.ru)
На этом настаивает Росфинмониторинг, который уже подготовил поправки в статью 4.5 КоАП РФ.
Поправки предлагают вдвое – с 3 лет до 6 лет - увеличить срок давности привлечения к ответственности по части 4 статьи 15.27 и статье 15.27.3 КоАП РФ. Речь идет об ответственности за:
- неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом требований «антиотмывочного» законодательства, повлекшее легализацию преступных доходов, при условии что эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния;
- совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, полученными преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
В Росфинмониторинге пояснили, что действующего срока привлечения к ответственности на практике часто бывает недостаточно. Таким образом ограничивается возможность своевременного выявления и пресечения правонарушений, снижая превентивный потенциал этих норм и эффективность законодательного регулирования.
УДЕРЖАТЬ НЕОТРАБОТАННЫЕ ОТПУСКНЫЕ МОЖНО, А ЗАСТАВИТЬ РАБОТНИКА ИХ ВЕРНУТЬ ИЛИ ВЗЫСКАТЬ С НЕГО – НЕТ
(Онлайнинспекция.рф)
Работник отгулял полный отпуск в первый год работы, а потом уволился — имеет ли работодатель право взыскать деньги за неотработанные месяцы? С вопросом разобрался Роструд и вот какие заключения и рекомендации сделал.
Когда переплату по отпускным можно удержать при увольнении
При увольнении до окончания рабочего года, за который отпуск уже использован, работодатель вправе удержать из причитающейся зарплаты часть оплаты за авансом предоставленный отпуск (статья 137 ТК РФ).
Но здесь действует жесткое ограничение: удержать можно только ту сумму, которая укладывается в финальный расчет при увольнении.
Что делать, если выплат при увольнении не хватило
Если суммы «увольнительного» расчета недостаточно для полного удержания, остаток работник может возместить добровольно — но ключевое слово тут «может». Законодательство не обязывает его это делать.
Работодатель не имеет права:
- принудительно взыскать остаток;
- обратиться в суд с требованием о возврате неотработанных отпускных, не удержанных при увольнении.
То есть, работодатель может удержать, сколько получится, из последней зарплаты, а дальше — только добрая воля работника.
Когда удерживать что-либо вообще нельзя
Удержание за неотработанные дни отпуска не производится, если работник увольняется по основаниям, не зависящим от его воли:
- сокращение штата;
- ликвидация организации;
- иные причины, предусмотренные законом.
Если во время отпуска был больничный
Особые нюансы связаны с удержаниями в ситуации, когда сотрудник во время оплачиваемого отпуска ушел на больничный.
Если во время отпуска открыт больничный, отпуск продлевается на дни нетрудоспособности. Выплаченные отпускные за эти дни засчитываются за период продленного отпуска — удерживать их из зарплаты нельзя. Также работодатель не вправе удерживать пособие за первые три дня болезни.
НУЖЕН ЛИ ОТДЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР О МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРИ СОВМЕСТИТЕЛЬСТВЕ?
(Онлайнинспекция.рф)
Нужен ли отдельный договор о материальной ответственности, если работник устраивается по совместительству в ту же бригаду, разъяснил Роструд России.
Работник, который уже входит в бригаду с заключенным договором о коллективной материальной ответственности, устроился в эту же бригаду по совместительству. Ведомство считает, что в таком случае с работником необходимо заключить еще один договор о полной материальной ответственности.
Основание – статья 244 ТК РФ, согласно которой письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество. Поскольку работа по совместительству предполагает отдельные трудовые отношения, одного договора, заключенного по основному месту, недостаточно.
АЛГОРИТМ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТНИКА ПО РЕШЕНИЮ СУДА
(Онлайнинспекция.рф)
Решение суда о восстановлении работника в должности (по месту работы) должно исполняться немедленно, не дожидаясь вступления решения суда в силу или подачи апелляции (ст.396 ТК РФ).
Трудоустройство работника в другой организации не является препятствием для восстановления сотрудника в ранее занимаемой должности по решению суда. Если на месте восстановленного сотрудника уже работает другой человек, его придется уволить по п. 2 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (в связи с восстановлением прежнего работника).
Порядок действий:
- Издание приказа. В первую очередь. нужно отменить приказ об увольнении. В тексте приказа нужно четко прописать: отмену предыдущего приказа об увольнении; факт восстановления сотрудника в прежней должности; распоряжение о допуске к работе. С этим документом сотрудника нужно ознакомить под подпись.
- Фактический допуск к работе. Восстановление — это реальное возвращение человека на рабочее место. Работодатель обязан предоставить сотруднику все необходимое: доступ в офис, рабочее оборудование, технику и инструменты. С этого момента обязанность по восстановлению считается выполненной.
- Оформление документов. Запись об увольнении в трудовой книжке признается недействительной. По письменному заявлению сотрудника ему можно выдать дубликат, куда будут перенесены все записи, кроме той, что была аннулирована. Период, в течение которого человек был незаконно лишен работы, нужно отразить в табеле кодом «ПВ» (вынужденный прогул). Если за время отсутствия сотрудника в компании изменились правила внутреннего трудового распорядка или другие внутренние документы, с ними нужно ознакомить работника под подпись. Если изменений не было — повторное ознакомление не требуется. Важно понимать, что восстановление - это «откат» ситуации к моменту до увольнения. Все права и обязанности, прописанные в трудовом договоре, сохраняются в полном объеме.
РАСЧЕТ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ОТГУЛЫ БЕЗ ПРЕМИЙ И НАДБАВОК НЕПРАВОМЕРЕН
(Онлайнинспекция.рф)
Расчет компенсации за отгулы, основанный только на окладе, неправомерен, разъясняет Роструд России.
Согласно ч. 5 ст. 153 ТК РФ и правовой позиции Конституционного Суда РФ (Постановление от 28.06.2018 № 26-П), оплата за работу в выходной день должна включать все компенсационные и стимулирующие выплаты и не может быть ниже оплаты за обычный рабочий день.
Кроме того, при увольнении работнику, имеющему неиспользованные дни отдыха за работу в выходные, выплачивается разница между положенной оплатой (с учетом всех надбавок) и фактически произведенной оплатой за эти дни (ч. 6 ст. 153 ТК РФ). Требования коллективного договора, которые исключают стимулирующие и компенсационные выплаты из расчета оплаты за работу в выходные, не подлежат применению, если они ухудшают положение работника по сравнению с трудовым законодательством (ст. 9 ТК РФ).
КАК ОПЛАЧИВАЕТСЯ И ОФОРМЛЯЕТСЯ ПРОСТОЙ НА РАБОТЕ?
(Онлайнинспекция.рф)
Роструд рассмотрел ситуацию, когда работодатель отправил сотрудника домой без приказа о простое и решил платить меньше МРОТ, а спустя почти четыре недели вызвал на работу и сказал просто сидеть смотреть в окно за МРОТ.
Чиновники ведомства разъяснили, что во время простоя работник должен присутствовать на работе, поскольку это время не относится ко времени отдыха, которое работник вправе использовать по своему усмотрению. Необходимость присутствовать на рабочем месте в рабочее время в период простоя можно отразить в приказе о введении простоя. При этом работодатель вправе принять решение о том, что работники могут не присутствовать на время простоя на рабочем месте.
Однако во время простоя работники не исполняют свои обязанности, поскольку простой — это временная приостановка работы всех работников по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Если работник исполняет свои обязанности, то простой не имеет места. Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.
РОСТРУД РАЗЪЯСНИЛ О НОРМАХ ВЫДАЧИ СИЗ ПРИ ПОНИЖЕННЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ
(Онлайнинспекция.рф)
Работодатель вправе выдать работнику отдельный предмет спецодежды от пониженных температур, например, только куртку, а не полный костюм или комплект. Главное при этом, чтобы выбранный комплект СИЗ соответствовал условиям труда и требованиям безопасности, а решение было закреплено в локальных нормах.
Роструд России отметил следующее. Нормы разрабатываются работодателем на основе Единых типовых норм, с учетом результатов СОУТ и ОПР, мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии), требований правил по охране труда, паспортов безопасности при работе с конкретными химическими веществами и иных документов, содержащих информацию о необходимости применения СИЗ. Объем выдачи СИЗ, выдаваемых работникам в зависимости от профессии (должности), определен в Единых типовых нормах выдачи СИЗ работникам по профессиям (должностям).
При определении работодателем объема выдачи СИЗ, выдаваемых работникам на основании проведенных СОУТ и ОПР, работодатель использует Единые типовые нормы выдачи СИЗ в зависимости от идентифицированных опасностей, Единые типовые нормы выдачи дерматологических СИЗ и смывающих средств. Минтруд России в письме от 3 октября 2023 года № 15 2/ООГ-4553 отметил, что необходимо учитывать, что СИЗ, предусмотренные приложениями № № 1, 2 и 3 к Единым типовым нормам и включенные в Нормы, являются обязательными к выдаче работнику. СИЗ, предусмотренные приложением № 1 к Единым типовым нормам, являются минимальным объемом СИЗ, обязательным к выдаче. А СИЗ, предусмотренные приложениями № 2 и № 3, выдаются работнику исходя из необходимости применения СИЗ с учетом совокупности защитных свойств.
КОГДА УХОД С РАБОТЫ ЗА 20 МИНУТ ДО КОНЦА СМЕНЫ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАРУШЕНИЕМ
(Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.08.2026 № 88-24995/2026)
Очередное судебное решение напоминает работодателям, что прежде чем наказывать сотрудника за нарушение трудовой дисциплины, необходимо убедиться, что сами правила были четко установлены и доведены до работника.
Если локальные акты не определяют конкретное место и порядок использования обеденного перерыва, а запрет на выход за территорию не закреплен, увольнение или взыскание за отлучку могут быть признаны незаконными. Именно такая ситуация стала предметом рассмотрения Первого кассационного суда общей юрисдикции в определении от 25.08.2026 № 88-24995/2026.
Работник 29 октября и 2 ноября 2025 года покинул территорию предприятия в 7:41 и 7:46 соответственно, хотя по графику должен был находиться на рабочем месте до 8:00. Работодатель счел это самовольным уходом и применил два дисциплинарных взыскания в виде замечаний.
Суды установили: обеденный перерыв продолжительностью 30 минут работнику предоставлялся, но конкретное место для его использования и запрет на выход за территорию локальными актами не были определены. В ночное время пункты питания не работали. Работник сдал смену другому фельдшеру в 7:30, что подтверждено журналом передачи дежурств. Работодатель не доказал, что работник использовал перерыв в иное время, круглосуточный режим работы здравпункта не нарушен. Доказательств того, что перерыв использовался в другое время, работодатель не представил. Работник выиграл дело.
СОТРУДНИК РАБОТАЛ В РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК – СКОЛЬКО ЕМУ ПЛАТИТЬ
(Постановление КС РФ от 24.09.2026 № 55-П)
В некоторых субъектах РФ помимо федеральных выходных праздничных дней есть и региональные, установленные местными НПА. Бывает так, что сотруднику приходится выходить в такой день на работу. Как ее оплачивать? Как работу в праздничный выходной день или как обычный день, поскольку данный выходной не федеральный? Ранее суды отвечали на этот вопрос по-разному.
Конституционный суд принял единое для всех решение
КС РФ в постановлении от 24.09.2026 № 55-П разобрался с ситуацией и вынес вердикт:
- федеральные и региональные нерабочие праздничные дни в целях трудового законодательства равнозначны;
- в случае привлечения сотрудников к работе в дни, объявленные нерабочими праздниками законом субъекта РФ, действуют нормы ТК для случаев привлечения работников к работе в нерабочие праздничные дни.
ВАЖНО! КС РФ отметил, что право работника на повышенную оплату за работу в региональные праздничные дни не зависит от источника финансирования работодателя. То есть, единые нормы распространяется и на учреждения, финансируемые из федерального бюджета.
Как оплатить работу в региональный нерабочий праздничный день
Опираясь на Постановление КС РФ № 55-П, так же как и в федеральный праздничный выходной, по ст. 153 ТК РФ:
- либо в повышенном (как минимум двойном) размере. Отметим, что иные размеры могут быть закреплены в отраслевых соглашениях, ЛНА работодателя и др.;
- либо в одинарном размере плюс работнику предоставляется другой день отдыха. Напомним, такой день отдыха не оплачивается, но и в норму рабочего времени не включается.