НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 37, 2020

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 37, 2020

2020.08.03

ГК «Фин-Аудит» Новости законодательства Новостная лента № 37, 2020

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 27.07  по 31.07  2020 года

  

Выплата работнику недействительна. Как вернуть НДФЛ?

Письмо Минфина России от 21.07.2020 № 03-04-06/63250

Если выплата работнику признана недействительной по решению суда, налоговый агент возвращает удержанный НДФЛ работнику. Для того, чтобы возвратить работнику излишне удержанные суммы налога, работодатель должен:

  • в течение 10 дней письменно сообщить работнику о том, что из его доходов излишне удержан налог;
  • получить от работника заявление о возврате излишне удержанной суммы НДФЛ с реквизитами банковского счета для перечисления.

Работодатель обязан вернуть излишне перечисленную сумму НДФЛ работнику в течение 3 месяцев со дня получения заявления.

  

«Слет» с УСН сделали плавным

Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ

Установлен переходный период для упрощенцев, которые не уложились в «доходный» и/или «численный» лимит для применения УСН.

По действующим сейчас правилам упрощенец теряет право на применение спецрежима, если его доход с начала года превысил 150 млн рублей и/или средняя численность его работников оказалась больше 100 человек.

Для тех плательщиков УСН, которые укладываются в эти лимиты, ничего не изменится и дальше. А вот для тех, чьи показатели превысили максимально допустимые, «слет» с УСН со следующего года будет более плавным.

Во-первых, лимиты, при превышении которых организации и ИП будут сразу утрачивать право на упрощенку, увеличены. «Доходный» лимит установлен на уровне 200 млн рублей, а лимит по численности работников – 130 человек. При превышении новых лимитов будет считаться, что бывший упрощенец перешел на ОСН с начала квартала, в котором произошло превышение.

Во-вторых, вводится переходный период для тех, чьи показатели оказались в интервале между старыми и новыми лимитами. Т.е. у кого доходы более 150 млн рублей, но менее 200 млн, и/или численность работников более 100 человек, но менее 130.

В таком случае упрощенец не утрачивает право на применение УСН, но начинает платить налог по повышенным ставкам:

- 8% для «доходной» УСН (вместо обычных 6%);

- 20% для УСН «доходы минус расходы» (вместо стандартных 15%).

Повышенные ставки будут применяться с того квартала, в котором доходы и/или численность работников упрощенца оказалась в пределах переходного интервала.

  

Нужно ли включать в НДС-базу предоплату в счет экспортных поставок

Письмо Минфина от 13.07.2020 № 03-07-08/60586

Суммы предварительной оплаты, получаемые организацией в счет предстоящих поставок на экспорт товаров, облагаемых НДС по нулевой ставке, в базе по НДС не учитываются.

Дело в том, что в НК прямо сказано, что в НДС-базу не включается оплата (частичная оплата), полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК облагаются НДС по ставке 0%.

А в этом пункте речь как раз идет о вывозимых на экспорт товарах.

  

ККТ в расчетах между организацией и самозанятым лицом

Письмо ФНС от 20.07.2020 № АБ-3-20/5322@

ККТ в обязательном порядке должны применять все организации и предприниматели, за исключением случаев, прямо установленных Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации". В качестве такого исключения установлен следующий случай: ККТ не применяется в расчетах с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и индивидуальными предпринимателями.

В связи с этим ФНС в письме от 20.07.2020 № АБ-3-20/5322@ разъяснила вопрос о том, надо ли применять ККТ при расчетах в безналичном порядке без предъявления электронного средства платежа между организацией и самозанятым лицом. По ее мнению, в расчетах между организацией и самозанятым, которые производятся без предъявления электронного средства платежа, ККТ применять не нужно, если у самозанятого лица есть статус индивидуального предпринимателя. Но в случае расчетов между организацией и самозанятым лицом, которое не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, ККТ применять надо.

 

От моратория на банкротство можно отказаться

Письмо ФССП России  от 17.07.2020 № 00072/20/132118.

Мораторий на возбуждение дел о банкротстве организаций, наиболее пострадавших от распространения коронавируса, введен сроком до 06.10.2020 года. В период действия моратория приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до его введения. При этом любое лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить об отказе от применения в отношении его моратория. Сведения об этом нужно внести в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве. На это обратила внимание ФССП России в письме от 17.07.2020 № 00072/20/132118.

  

Прогул или разрешение работодателя?

Определение ВС РФ от 13.07.2020 № 16-КГ20-5

Отсутствие на рабочем месте не считается прогулом, если есть уважительная причина. Однако некоторые причины отсутствия на работе, работодатель может уважительными не признать. Чтобы избежать трудовых споров, работодателю и работнику необходимо согласовать такие моменты заранее.

Пример – трудовой спор, который дошел до Верховного Суда Российской Федерации. Основанием для увольнения сотрудника послужило отсутствие его на рабочем месте, то есть имел место прогул. Однако работник обосновал свое отсутствие.

Причина такая: отсутствие согласовано с непосредственным руководителем (в компании сложилась практика досрочного завершения работником рабочего дня в день его рождения).

ВС РФ поддержал работника. Суд обратил внимание на такие моменты:

  • нужно проверить довод о том, что практика ухода работников в свой день рождения ранее окончания рабочего дня осуществляется с согласия руководителя;
  • необходимо проверить, учитывались ли при принятии решения об увольнении тяжесть дисциплинарного проступка, предшествующее поведение, отношение к труду, длительность работы в организации, наличие поощрений со стороны работодателя и ведомственных знаков отличия в труде.

  

Как определять итоговый показатель отчета о финансовых результатах

Письмо Минфина от 11 июня 2020 г. № 07-01-10/51101

Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н, предлагает два способа расчета величины чистой прибыли за отчетный период – балансовый способ и способ отсрочки. Показатель чистой прибыли является итоговой строкой отчета о финансовых результатах.

В письме Минфина от 11 июня 2020 г. № 07-01-10/51101 говорится, что ограничений для применения любого из способов расчета величины чистой прибыли за отчетный период в ПБУ 18/02 нет. Поэтому фирма вправе их изменять, но последствия изменения учетной политики нужно будет отразить в разделе 2 «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок» другого приложения к балансу - отчета об изменениях капитала. Напомним, что двумя способами нужно рассчитывать и величину текущего налога на прибыль:

 - по данным бухучета;

 - по данным налогового учета.

Если вы без ошибок ведете бухгалтерский и налоговый учет, в обоих случаях вы должны получить один и тот же результат. То есть каким бы способом вы ни пользовались, величина текущего налога должна равняться сумме, вписанной в налоговую декларацию.

  

Оценочное обязательство нужно исключать из налоговой базы по недвижимости

Письмо Минфина от 10 июля 2020 № 03-05-05-01/59977

Налог на имущество по «неторговой» недвижимости рассчитывают исходя из среднегодовой стоимости. Для этого используют остаточную стоимость объекта по данным бухучета на отчетную дату. Остаточная стоимость ОС на отчетную дату формируется исходя из первоначальной стоимости и начисленной в период его эксплуатации амортизации. Нужно быть готовыми к тому, что налоговики вправе проверить правильность исчисления налога. Если они выявят ошибки бухучета, которые привели к занижению налога на имущество, то компании грозят доначисление налога, пени и штраф. А собственнику невыгодно завышать остаточную стоимость. Это может произойти, если она включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с имуществом. То есть суммы оценочных резервов, формируемых в бухучете, например, на ликвидацию объекта недвижимости, если такая ликвидация предусмотрена законодательством РФ.

В целях налога на имущество остаточную стоимость нужно определять без учета таких затрат (п. 3 ст. 375 НК РФ в редакции Закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ). То есть при исчислении налога на имущество по такому объекту из его остаточной стоимости следует исключать величину оценочного обязательства. Если же на сумму оценочного обязательства в составе стоимости объекта начислялась амортизация, то исключаемая из остаточной стоимости величина оценочного обязательства должна быть уменьшена на амортизацию, начисленную на сумму этого оценочного обязательства. Иначе произойдет занижение налоговой базы .

  

Хоть деятельность и не ведется, а взносы заплатить придется

Письмо ФНС России от 10.07.2020 № БС-4-11/11215@

Оновной смысл: приостановка деятельности не освобождает от страховых взносов

Речь идет о фиксированных взносах. Соответствующий вопрос задал налоговикам оценщик, занимающийся частной практикой. Он-то, наверное, думал, что ему скажут, мол, на нет и взносов нет... Увы. «Обязанность по уплате страховых взносов у таких оценщиков возникает с момента приобретения статуса оценщика и до момента прекращения оценщиком занятия частной практикой», - ответили ему. Исчерпывающий перечень случаев, в которых оценщики, занимающиеся частной практикой, не исчисляют и не уплачивают фиксированные страховые взносы, определен в статье 430 НК РФ. Освобождение от уплаты страховых взносов оценщиков, не осуществляющих деятельность или приостановивших ее, указанной нормой НК РФ не предусмотрено.

  

Как заполнить статформу с учетом нерабочих дней

Письмо Росстата от 08.07.2020 № 07-07-2/3061-ТО

При заполнении формы статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» следует учитывать нестандартные нерабочие дни в 2020 году. На что нужно обратить внимание?

1.Если в объявленные президентом нерабочие дни с 30 марта по 8 мая, а также выходные 24 июня и 1 июля сотрудники фактически не работали, в графах 5 и 6 такие дни не включаются в отработанные часы. Часы удаленной работы в графы 5 и 6 заносятся. 2.Стимулирующие надбавки за труд в условиях распространения коронавируса учитываются в фонде начисленной персоналу зарплаты (графы 7, 8, 9). 3.Компенсационные и стимулирующие выплаты нужно включить в зарплату.

  

Отсрочка по НДС из-за коронавируса возможна

Письмо Минфина от 21.07.2020 № 03-07-11/63547

Отсрочку по НДС могут получить как организации, чья деятельность относится к пострадавшим из-за коронавируса отраслям экономики, так и все остальные организации. На это обратил внимание Минфин в письме от 21.07.2020 № 03-07-11/63547. В первом случае отсрочка предоставляется тем, кто соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409. Для удобства таких организаций ФНС запустила сервис, с помощью которого она может узнать, распространяются ли на нее правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов. Для проверки достаточно ввести всего один реквизит: ИНН или ОГРН. При положительном ответе пользователю предоставляются ссылки на заявление об отсрочке (рассрочке) и на обязательство соблюдения условий отсрочки. Для всех остальных организаций отсрочка по налогам предоставляется в общем порядке (ст. 64 Налогового кодекса). В таком случае отсрочка или рассрочка может быть предоставлена, если финансовое положение организации не позволяет уплатить налоги в установленные сроки, однако есть достаточные основания полагать, что она их уплатит в период действия рассрочки. Для получения отсрочки нужно обратиться в ФНС России через управление ФНС России по субъекту РФ по месту нахождения организации.

  

Отпускные можно выплатить ранее трехдневного срока

Письмо Роструда от 14.05.2020 № ПГ/20884-6-1

Трудовое законодательство не запрещает производить выплату отпускных в более ранний срок, чем три дня до отпуска. Размер отпускных (при очередном, дополнительном ежегодном или учебном отпуске) составляет величину среднего заработка.

Согласно ч. 9 ст. 136 ТК РФ оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала. В этот срок включаются и нерабочие дни (ч. 3 ст. 14 ТК РФ). Нужно учесть, что при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем оплата отпуска производится накануне этого дня. Выплата отпускных ранее трехдневного срока не будет считаться нарушением.

  

Минфин против снижения страховых взносов до 15 % для крупного бизнеса

Письмо Минфина от 10.07.2020 № 03-15-06/60164

В своем письме от 10.07.2020 № 03-15-06/60164 чиновники Минфина России дали суровую отповедь авторам предложения снизить до 15% ставку страховых взносов для крупных промышленных предприятий с небольшим оборотом (до 2 млрд рублей) в связи с распространением коронавируса. Комментируя данное предложение, Минфин напомнил, что в качестве одной из мер поддержки бизнеса власти приняли решение снизить тарифы страховых взносов с 30% до 15% в отношении части выплат работникам, превышающей МРОТ. Данная мера адресована только в отношении малого и среднего бизнеса.

Предложение снизить до 15% тарифы страховых взносов для плательщиков, не относящихся к малому и среднему бизнесу, министерство не поддерживает. Это связано с тем, что в сегодняшней ситуации расходы на социальные обязательства государства возрастают, а увеличение мер поддержки бизнеса приведет к существенному снижению поступлений сумм страховых взносов.

В Минфине также уверены, что дополнительные меры господдержки бизнеса не должны затрагивать систему обязательного социального страхования.

  

О "пустых" отчетах в Росстат писать не надо

Приказ Росстата от 16.07.2020 № 390

В Росстат можно направлять "пустые" отчеты. То есть отчеты, в которых значения соответствующих показателей не заполнены. При этом во всех представляемых отчетах такого вида должен заполняться исключительно титульный раздел формы, а в остальных разделах не должно указываться никаких значений данных, в том числе нулевых и прочерков.

Это правило распространяется, в том числе, на статистическую отчетность, предоставляемую по формам:

  • № П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности";
  • № П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы";
  • № 1-турфирма "Сведения о деятельности туристской фирмы";
  • № 1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению";
  • № П (услуги) "Сведения об объеме платных услуг населению по видам";
  • № 1-вывоз "Сведения о продаже (отгрузке) продукции (товаров) по месту нахождения покупателей (грузополучателей)";
  • № 8-ВЭС (услуги) "Сведения об экспорте (импорте) услуг во внешнеэкономической деятельности".

 Если показатели для заполнения форм статистической отчетности отсутствовали, то вместо "пустого" отчета можно было направить в Росстат официальное письмо об их отсутствии в отчетном периоде. Теперь этого делать не надо. Эта обязанность отменена Приказом Росстата от 16.07.2020 № 390. Он внес уточнения в порядок представления "пустых" статотчетов, оставив только необходимость направлять отчеты с незаполненными показателями.  

  

Период самоизоляции не включается в стаж для отпуска «по вредности»

Письмо Минтруда России от 18.10.2016 № 14-2/В-1045

Некоторые сотрудники-вредники из-за пандемии находились на самоизоляции. В этой связи у работодателя возник вопрос, включать ли этот период в стаж для отпуска по вредности.

В своем ответе Роструд ссылается письмо Минтруда России от 18.10.2016 № 14-2/В-1045. Общий смысл такой: особенности исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и опасными условиями труда, установлены частью 3 статьи 121 ТК РФ.

Согласно этой статье в стаж, дающий право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, включается только фактически отработанное время в соответствующих производствах и на работах с вредными и опасными условиями труда.

  

Помещение в здании: исходя из какой кадастровой стоимости исчисляется налог?

Если кадастровая стоимость помещений определена в соответствии с законодательством РФ, то база по налогу на имущество организаций уже не может определяться как доля кадастровой стоимости здания, где находятся эти объекты. К такому выводу пришла ФНС России после рассмотрения жалобы. Она установила, что в 2018 году кадастровая стоимость спорных помещений была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно, несмотря на превышение их кадастровой стоимости над стоимостью здания, налогоплательщик не вправе определять базу по этому налогу на основании п. 6 ст. 378.2 НК РФ. Указанный порядок применяется только в тех случаях, когда кадастровая стоимость помещения, расположенного в здании, законодательно не определена.

  

НДС-вычеты: трёхлетний срок – не для всех?

Письмо Минфина России от 14.07.2020 № 03-07-14/61018

Минфин России настаивает, что возможность предъявления НДС к вычету в течение трёх лет после принятия на учёт приобретённых товаров, работ, услуг распространяется не на все виды налоговых вычетов.

В письме Минфина России от 14.07.2020 № 03-07-14/61018 чиновники напоминают свою позицию по поводу возможности налогоплательщиков перенести вычет входного НДС «на будущее».

Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров, работ, услуг или уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ в случае приобретения этих товаров, работ, услуг для операций, облагаемых НДС.

В соответствии с п. 1.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные указанным п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трёх лет после принятия на учёт приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров, работ, услуг, или товаров, ввезенных им в Россию.

Что касается иных вычетов НДС, предусмотренных другими пунктами ст. 171 НК РФ, то право заявлять их в течение трёх лет в НК РФ не установлено. В связи с этим такие вычеты возможны только в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика будут выполнены соответствующие условия, предусмотренные ст. ст. 171 и 172 НК РФ. (См. также письмо Минфина России от 09.04.2015 № 03-07-11/20290).

Таким образом, чиновники отказывают в возможности перенести на будущие налоговые периоды такие вычеты входного налога, как, например, вычеты при приобретении электронных услуг у иностранных компаний; вычеты, положенные налоговым агентам, удержавшим НДС у продавцов; вычеты при возврате ранее проданного товара обратно продавцу; НДС, предъявленный подрядчиками при выполнении СМР; вычеты по расходам на командировки; вычеты с авансов.

Напомним, согласно п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров, работ, услуг, или уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ в случае их приобретения для операций, облагаемых НДС, после принятия товаров, работ, услуг на учёт и при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами.

Однако здесь далеко не всё так просто. В п. п. 27, 28 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 указано, что в силу п. 2 ст. 173 НК РФ положительная разница, образовавшаяся в результате превышения суммы налоговых вычетов над суммами исчисленного налога, подлежит возмещению из бюджета. При условии подачи налоговой декларации до истечения установленного трёхлетнего срока - со дня окончания соответствующего периода.

Так, налоговые вычеты, предусмотренные в п. 8 ст. 171 НК РФ и п. 6 ст. 172 НК РФ могут быть заявлены в налоговой декларации за любой из входящих в соответствующий трёхлетний срок налоговый период. Специальная норма из п. 1.1 ст. 172 НК РФ не отменяет и не изменяет общую норму, установленную в ст. 173 НК РФ. В ней говорится о возможности заявления вычета НДС в пределах трёхлетнего срока со дня окончания соответствующего периода. Указанная норма распространяется на все виды вычетов, если иное не установлено самим НК РФ. Эта трактовка законодательства была высказана в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2018 № 09АП-5676/2018. Показательно, что налоговики даже не пытались передать дело в кассацию. (См. также постановление АС Северо-Кавказского округа от 12.03.2018 по делу № 15АП-15365/2017).

  

Коронавирус и объекты ОПХ: ничего не изменилось

Письмо Минфина России от 26.06.2020 № 03-03-06/1/54934

Мероприятия, связанные с преодолением ситуации по распространению коронавируса, не влияют на порядок учёта расходов на содержание ОПХ для целей налога на прибыль организаций, предусмотренный в ст. 275.1 НК РФ.

Очень давно не было писем, посвящённых учёту деятельности объектов обслуживающих производств и хозяйств (ОПХ) при расчёте налога на прибыль в целом по компании. И вот в письме Минфина России от 26.06.2020 № 03-03-06/1/54934 снова всплыла эта тема. Налогоплательщик, видимо, спрашивал, нет ли каких-то послаблений для учёта убытка от использования объектов ОПХ из-за эпидемии?

Нет, - ответили чиновники в комментируемом письме. В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, ведущие деятельность, связанную с использованием объектов ОПХ, определяют налоговую базу по налогу на прибыль по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. В случае если подразделением налогоплательщика получен убыток по такой деятельности, то он признаётся для целей налогообложения при соблюдении условий, установленных в ст. 275.1 НК РФ.

Напомним, что для целей главы 25 НК РФ к ОПХ относятся: подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг, как своим работникам, так и сторонним лицам.

Понятно, почему возник такой вопрос. Из-за карантина, например, объекты социально-культурной сферы, которые были ранее безубыточными, вполне могли получить весомые убытки.

А теперь вспомним условия признания убытка, установленные в ст. 275.1 НК РФ:

- стоимость реализуемых товаров, работ, услуг должна соответствовать стоимости аналогичных товаров, работ или услуг, оказываемых специализированными компаниями, ведущими такую же деятельность;

- расходы на содержание объектов ОПХ не должны превышать обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов специализированными компаниями, для которых эта деятельность является основной;

- условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком не должны существенно отличаться от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными компаниями, для которых эта деятельность является основной.

Выполнив все эти условия, можно учесть убыток от деятельности подразделений ОПХ при расчёте налога на прибыль по всей компании в целом.

Если не выполняется хотя бы одно из указанных требований, то убыток, полученный налогоплательщиком от использования объекта ОПХ, всё равно можно учесть. Его можно перенести на срок, не превышающий десять лет, но направить на его погашение только ту прибыль, которая будет получена от деятельности этого объекта.

Так что, если объект был прибыльным до карантина, вполне может быть, что он станет прибыльным и после, и шанс учесть полученный убыток в целях налогообложения прибыли всё-таки есть.

  

Патент на разносную торговлю и фактический доход

Письмо Минфина России от 23.06.2020 № 03-11-11/54875

Размер фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг) при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением ПСН, не учитывается, - разъясняет Минфин России.

Письмо Минфина России от 23.06.2020 № 03-11-11/54875 посвящено вопросу применения патентной системы налогообложения (ПСН) в сфере разносной розничной торговли.

Налоговая база по ПСН определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению ИП годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого получен патент, устанавливаемого на календарный год законом субъекта РФ – п. 1 ст. 346.48 НК РФ.

Напомним, что разносная торговля - розничная торговля вне стационарной розничной сети путём непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице. К данному виду торговли относится торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек. Такое определение дано в пп. 12 п. 3 ст. 346.43 НК РФ.

В комментируемом письме разъяснено, что размер фактической выручки от реализации товаров, работ, услуг при определении налоговой базы по ПСН не учитывается. В соответствии с п. 2 ст. 346.53 НК РФ датой получения дохода в денежной форме является день выплаты дохода, в том числе путём перечисления дохода на счёт налогоплательщика. Доходом, полученным в рамках ПСН, являются денежные средства, поступившие на расчётный счет налогоплательщика с момента, когда ИП находился на ПСН, и до момента, когда истекло действие патента.

На наш взгляд, утверждение, что фактический доход ИП для применения патента вообще не имеет значения, несколько некорректно. Имеет. В силу пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ ИП считается утратившим право на применение ПСН, если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, превысили 60 000 000 руб.

И, согласитесь, как узнать сумму реального дохода ИП без ведения учёта? Предприниматели, применяющие ПСН, обязаны вести учёт доходов от реализации в Книге учёта доходов ИП, применяющего ПСН, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н (п. 1 ст. 346.53 НК РФ). В этой книге - в гр. 4 - отражаются доходы от реализации, полученные в связи с ведением предпринимательской деятельности, указанной в патенте, и определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ. (См., например, письма Минфина России от 25.01.2019 № 03-11-11/4350 и от 28.12.2018 № 03-11-12/96212).

Тем не менее, разносная торговля всё равно стоит особняком. Ведь при её применении не нужно использовать ККТ – см., например, письма Минфина России от 13.07.2018 № 03-01-15/49005 от 17.08.2018 № 03-01-15/58567. И, будем честны, ИП, занятый в разносной торговле, получающий оплату наличными, у себя в Книге учёта доходов может писать всё, что угодно. Всё равно это никто не сможет проверить при всём желании.

Видимо, законодатели, разрабатывая главу НК РФ о патентной системе налогообложения, пришли к выводу, что превысить 60 000 000 руб. в разносной торговле – это скорее что-то из области фантастики. Так что, практически, вполне можно обойтись только вменённым доходом.

  

Отказ в предоставлении документов неправомерен

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.07.2020 по делу № А56-56669/2019, ЗАО «Ремонтно-строительное управление 23»

Закон не предоставляет налогоплательщику полномочий для проверки оснований направления налоговым органом требования об истребовании документов.

Ссылаясь на п. 2 ст. 93.1 НК РФ, вне рамок налоговой проверки Инспекция направила Обществу требование о представлении документов и информации по перечню, касающихся его сделок с контрагентом.

Общество оспорило требование и действия Инспекции в судебном порядке, полагая, в частности, что документы были истребованы вне рамок налоговых проверок в связи с контролем информации о сделках, касающихся деятельности одного из контрагентов, однако контроль информации о сделках не отнесён Налоговым кодексом к мероприятиям налогового контроля; истребуемые документы не связаны с проверкой правильности исполнения сторонами сделки налоговых обязательств.

Суд первой инстанции признал оспариваемое требование признал его законным и отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований. Суды апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами суда первой инстанции.

Кассационная инстанция отметила, что из положений ст. 93.1 НК РФ не следует, что у налогоплательщика есть право отказать в предоставлении документов, поскольку предъявленное требование представляется ему необоснованным. Закон не предоставил налогоплательщику полномочий для проверки оснований направления налоговым органом требования об истребовании документов. Налоговое законодательство предусматривает возможность проведения в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля вне рамок проверки путём истребования информации относительно конкретной сделки. Документы (информация) относительно конкретной сделки могут быть истребованы налоговым органом вне рамок проверки на основании п. 2 ст. 93.1 НК РФ у участников этой сделки или иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

Суды установили, что оспариваемым требованием Инспекции документы и информация были запрошены у Общества вне рамок налоговой проверки в связи с обоснованной необходимостью получения информации относительно конкретных сделок, касающихся взаимоотношений Общества с контрагентом; требование Инспекции содержало все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы. Отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля, как верно отметили суды, не свидетельствует о недействительности требования, поскольку данный недостаток в оформлении спорного документа носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены в п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

  

Налогоплательщик вправе отозвать представленную налоговую декларацию

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.07.2020 № Ф06-63193/2020 по делу № А57-19706/2019, ООО «Саратовский молочный комбинат»

В отсутствие законодательно закреплённого запрета на отзыв ранее поданных деклараций, поданные уточнённые налоговые декларации, отозванные обществом в связи с их подачей по технической ошибке, не могут служить основанием для проведения их камеральной налоговой проверки.

Общество 28.12.2018 и 29.12.2018 представило уточнённые налоговые декларации по налогу на имущество организаций за 2015 год. Но 18.01.2019 обратилось в налоговый орган с заявлением об отзыве указанных деклараций, как ошибочно представленных. Налоговый орган уведомил общество о невозможности их отзыва и отсутствии оснований считать их ошибочно представленными. По результатам камеральной налоговой проверки обществу доначислен налог в сумме 3 607 737 руб., а также начислены пени и штрафные санкции. Основанием для вынесения указанных решений послужили выводы налогового органа о неправомерном заявлении обществом права на налоговую льготу. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к выводу о правомерности доначисления налога на имущество, в связи с тем, что у общества отсутствуют основания для применения заявленной льготы. Возможность отзыва ошибочно поданной декларации нормами Налогового кодекса не предусмотрена.

Суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции и указав, что нормы НК РФ не содержат запрета на отзыв налогоплательщиком ошибочно поданных им налоговых деклараций, признал решение налогового органа недействительным. По мнению суда, у налогового органа не имелось правовых оснований для проведения камеральных проверок отозванных налогоплательщиком уточнённых налоговых деклараций и вынесения по их результатам оспариваемых решений.

Суд округа согласился с выводом суда апелляционной инстанции о том, что в отсутствие законодательно закреплённого запрета на отзыв ранее поданных деклараций, поданные уточнённые налоговые декларации, отозванные обществом в связи с их подачей по технической ошибке, не могли служить основанием для проведения инспекцией камеральной налоговой проверки данных деклараций и вынесения соответствующего решения.

  

Отсутствие штрих-кода на декларации не делает её недействительной

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.07.2020 по делу № А75-18748/2019, ИП Мараданова С.З.

Действующим законодательством предусмотрен строго определённый перечень случаев, когда налоговый орган может отказать в принятии декларации; отсутствие штрих-кода, равно как и неверное его указание, не могут являться причиной отказа налогового органа в принятии декларации.

Предпринимателем в адрес Инспекции посредством почтовой связи были направлены налоговые декларации по ЕНВД за 1 - 3 кварталы 2018 года. Указанные декларации отклонены Инспекцией в связи с тем, что они представлены не по рекомендованной форме (без двухмерного штрих-кода, размещаемого на левом и нижнем полях листа), поэтому не подлежат автоматизированной обработке. Инспекция уведомила предпринимателя о необходимости внесения соответствующих исправлений в декларации для возможности их обработки налоговым органом. Уточнённые налоговые декларации по ЕНВД Предпринимателем в адрес Инспекции не представлены. Уплаченные суммы ЕНВД за 1, 2, 3 кварталы 2018 года в карточке расчетов с бюджетом не отражены, в связи с чем у Предпринимателя имеется переплата по ЕНВД.

Предприниматель, не согласившись с непринятием налоговых деклараций по ЕНВД, обратился с жалобой, а затем в арбитражный суд.

Суды, руководствуясь ст. 80 НК РФ, а также с учётом разъяснений, содержащихся в приказе Минфина России от 02.07.2012 № 99, письме ФНС России от 18.04.2014 № ПА-4-6/7440, пришли к выводу об отсутствии у Инспекции оснований для отказа заявителю в принятии деклараций по ЕНВД за 1-3 кварталы 2018 года (в целях налогового учёта (контроля) исчисления и уплаты данного налога).

Суды отметили, что действующим законодательством предусмотрен строго определённый перечень случаев, когда налоговый орган может отказать в принятии декларации. Отсутствие штрих-кода, равно как и неверное его указание, не могут являться причиной отказа налогового органа в принятии декларации. Поскольку в остальном представленные Предпринимателем декларации соответствовали составу показателей по утверждённой форме для налоговых деклараций по ЕНВД (обратное налоговым органом не доказано), оснований для отказа в принятии спорных деклараций у налогового органа не имелось.

  

Бесплатное питание работников: право на вычет НДС

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 07.07.2020 по делу № А09-6867/2019, ООО «Дружба»

Суды пришли к выводу, что организация питания работников непосредственно связана с производственной деятельностью налогоплательщика, обществом выполнены все условия для применения налоговых вычетов НДС.

Основанием для принятия оспариваемого решения в части доначисления НДС в сумме 548 902 руб., пени и штрафа послужил вывод инспекции о неправомерном применении обществом налоговых вычетов при приобретении продуктов питания, используемых для организации бесплатного питания работников общества.

Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность в сфере животноводства (свиноводства). В связи с необходимостью соблюдения ветеринарно-санитарных и санитарно-эпидемиологических требований в обществе был разработан комплекс мер по обеспечению биологически безопасного функционирования предприятия, в том числе принято решение об организации питания сотрудников котловым методом (по принципу «шведского стола») за счёт средств общества, без удержания из заработной платы. В целях обеспечения бесплатного питания работников общество закупало продукты питания, заявляло налоговые вычеты по НДС в 4 квартале 2015 года и 1-4 кварталах 2016 года, а также учитывало стоимость продуктов в составе расходов (прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией) при исчисления налога на прибыль.

Судами установлено, что предоставление бесплатного питания работникам было закреплено в протоколе общего собрания; организация питания сотрудников за счет средств общества обусловлена необходимостью соблюдения ветеринарно-санитарных и санитарно-эпидемиологических требований для обеспечения биологически безопасного функционирования общества и связана с процессом производства, в результате которого создается конечный продукт, реализация которого облагается НДС; факт приобретения продуктов питания, принятие их к учёту и дальнейшее использование только в целях организации бесплатного питания работников общества инспекцией не оспаривается, замечаний к оформлению счетов-фактур у инспекции не имеется.

Суды пришли к обоснованному выводу, что организация питания работников непосредственно связана с производственной деятельностью налогоплательщика, обществом выполнены все условия для применения налоговых вычетов, в связи с чем у инспекции отсутствовали основания для доначисления спорных сумм налога, пени и штрафа.

Также суды отметили, что единственным условием для правомерного включения в состав расходов сумм оплаты бесплатного питания является наличие в трудовом (коллективном, ином локальном акте организации) договоре положения о предоставлении работнику такого питания или соответствующее законодательное требование.