НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 36, 2019
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 36, 2019
Центробанк снова снизил размер ключевой ставки
Совет директоров Банка России 06 сентября 2019 года принял решение снизить ключевую ставку на 25 б.п., до 7,00% годовых.
Продолжается замедление инфляции, — отмечает Банк России. При этом инфляционные ожидания остаются на повышенном уровне. Темпы роста российской экономики по-прежнему складываются ниже ожиданий Банка России. Усилились риски существенного замедления мировой экономики. До конца года риски ускорения и замедления инфляции сбалансированы. В этих условиях и с учетом фактической динамики инфляции Банк России снизил прогноз годовой инфляции по итогам 2019 года с 4,2–4,7 до 4,0–4,5%. В дальнейшем, по прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция останется вблизи 4%. При развитии ситуации в соответствии с базовым прогнозом Банк России будет оценивать целесообразность дальнейшего снижения ключевой ставки.
Применение ККТ в расчётах с работниками зависит от условий трудовго договора
(Письмо ФНС РФ от 21.08.2019 г. № АС-4-20/16571@)
Если коллективным или трудовым договором предусмотрено удержание денежных средств из заработной платы сотрудника организации или ИП за услуги (работы, товары), оказанные самим работодателем, то расчёта в смысле Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ не возникает и, соответственно, обязанность по применению ККТ отсутствует, — разъяснила ФНС России в письме от 21.08.2019 № АС-4-20/16571@. Также не применяется ККТ и при удержании денежных средств из зарплаты сотрудника в счет компенсации затрат, понесенных в связи с осуществлением трудовой деятельности (приобретение бланка трудовой книжки, утрата или порча имущества и пр.). Вместе с тем в случае реализации товаров (работ, услуг), не предусмотренной трудовым договором, применение ККТ при осуществлении расчётов обязательно независимо от способа расчёта, в том числе посредством удержания денежных средств из заработной платы сотрудника.
Классификация основных средств или рекомендации изготовителя?
(Письмо Минина РФ от 21.08.2019 г. № 03-03-06/1/63956)
Минфин России в письме от 21.08.2019 № 03-03-06/1/63956 напомнил, что срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учётом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
При этом только в отношении тех видов основных средств, которые не указаны в Классификации основных средств, срок полезного использования может устанавливаться в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).
ФСС ввёл новый порядок приема отчетности от работодателей
(Приказ ФСС РФ от 22.05.2019 г. № 265)
ФСС утвердил новый порядок приема отчетности работодателей. Соответствующий приказ от 22.05.2019 № 265 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.
Новый административный регламент по приему отчетности вступает в силу с 08сентября 2019 года.
Действующий в настоящее время регламент, утвержденный приказом Минтруда от 05.11.2013 № 658н, с этой даты утратит свою силу. Соответствующий приказ министерства от 28.05.2019 № 361н также опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.
Напомним, до настоящего времени административный регламент приема расчета по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (форма 4-ФСС) утвержден приказом Минтруда от 20.03.2017 № 288н. Отдельно приказом Минтруда от 08.11.2017 № 774н утвержден порядок приема отчетности по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности за периоды до 2016 года включительно.
Теперь ФСС ввел единый Административный регламент приема документов:
- служащих основаниями для исчисления и уплаты страховых взносов;
- подтверждающих правильность их исчисления и своевременность уплаты.
В нём определены стандарты, сроки и последовательность административных процедур, осуществляемых территориальными органами ФСС, а также порядок их взаимодействия с работодателями.
Так, регламент устанавливает, что прием указанных документов осуществляется органами ФСС вне зависимости от места регистрации работодателя. Фактически это позволял и прежний регламент, но в нем речь шла о приеме отчетности в субъекте РФ.
В новом регламенте устанавливается, что отчетность может быть представлена:
- непосредственно в любой орган ФСС;
- через МФЦ;
- в электронной форме через Единый портал госуслуг;
- отправлена почтой.
При этом в документе отдельно регламентирован порядок приема отчетности через МФЦ и Единый портал госуслуг.
Новый порядок также предусматривает, что кроме самой отчетности работодатель должен подать заявление о предоставлении госуслуги. Форма такого заявления приложена к новому административному регламенту.
Работодатели ежеквартально обязаны отчитываться в ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Расчет подается по форме 4-ФСС. Форма утверждена приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381.
Справочно:
Сроки сдачи 4-ФСС установлены в соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Сроки зависят от формы сдачи расчета. Так, 4-ФСС на бумажном носителе сдается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Расчет в форме электронного документа сдается не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
При этом форма расчета зависит от количества работающих у страхователя сотрудников. Страхователи, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, сдают электронный 4-ФСС. Все остальные могут отчитываться на бумажном носителе.
Непредставление расчета грозит штрафом в размере 5% от исчисленной суммы страховых взносов за последние три месяца отчетного периода. Штраф не может быть более 30% начисленных взносов. Минимальный штраф составляет 1 000 рублей.
Изменён порядок уведомления об иностранных работниках
(Приказ МВД РФот 04.06.2019 г. № 363)
С 09.09.2019 г. работодатели и заказчики по договорам ГПХ, нанимающие иностранных граждан, должны будут уведомлять о заключении и расторжении с ними договоров по новым формам.
Бланки таких уведомлений и порядок их заполнения утверждены приказом МВД России от 04.06.19 № 363. Новые формы нужно будет применять с 09 сентября. С этой же даты утратит силу приказ МВД от 10.01.18 № 11, которым утверждены действующие формы.
Всего данным приказом утверждено 9 форм.
Среди новых бланков:
- ходатайство иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста (приложение № 1);
- уведомление об исполнении работодателями и заказчиками обязательств по выплате зарплаты (вознаграждения) иностранному гражданину (лицу без гражданства) – высококвалифицированному специалисту (приложение № 5);
- уведомление о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (приложение № 13);
- уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (приложение № 14).
Уведомление о заключении или прекращении с иностранцем договора
Напомним, что работодатели и заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранцев, обязаны уведомлять территориальные органы ФМС России о заключении и прекращении (расторжении) с такими работниками трудовых (гражданско-правовых) договоров. Это необходимо сделать не позднее трех рабочих дней с даты заключения (прекращения, расторжения) соответствующего договора (абз. 1 п. 8 ст. 13 от 25.07.02 № 115-ФЗ).
В отличие от прежних форм в новых формах уведомлений о заключении и расторжении договора не нужно будет указывать должность (профессию, вид деятельности) в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей по образованию (ОКСО), Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) или Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ). Достаточно указать ту профессию (специальность, должность, вид деятельности) которая указана в трудовом или гражданско-правовом договоре.
Кроме этого, теперь разрешается использовать «официальные» сокращения и аббревиатуры. При этом, как и прежде, не допускаются зачеркивания и исправления.
В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля. Если на основном бланке знакомест не хватает, нужно заполнить дополнительный лист (его форма приведена в комментируемом приказе). В дополнительном листе необходимо указать порядковый номер и наименование поля, в которое вносится недостающая информация, а также ФИО иностранного гражданина.
Уведомление и все дополнительный лист (ы) к нему, состоящие из двух и более листов, пронумеровываются и прошнуровываются. На последней странице проставляется заверительная запись.
Уведомление можно представить несколькими способами:
- подать на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на региональном уровне (районные отделы будут принимать уведомления на бумаге в том случае, если имеется соответствующее решение начальника регионального органа);
- отправить почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
- направить в электронном виде через интернет, в том числе через единый портал госуслуг, с использованием усиленной квалифицированной подписи (информация о возможности направлять электронные уведомления в районные отделения, как и перечень таких подразделений, размещается на сайте регионального органа).
За неуведомление МВД о принятии на работу (или увольнении) иностранца либо за нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ):
- для организаций — штраф от 400 000 до 800 000 рублей или приостановление деятельность на срок от 14 до 90 суток;
- для должностных лиц — штраф от 35 000 до 50 000 рублей.
Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей ответственность еще более жесткая. А именно:
- для организаций — штраф от 400 000 до 1 млн. рублей или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток;
- для должностных лиц — штраф от 35 000 до 70 000 рублей.
УСН и страховые взносы: противостояние продолжается
(Письмо Минфина РФ от 05.08.2019 г. № 03-15-05/58537)
Минфин России по-прежнему настаивает, что вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предусмотрен Налоговым кодексом только в отношении ИП, уплачивающих НДФЛ.
Письмом Минфина России от 05.08.2019 № 03-15-05/58537 чиновники продолжают напоминать, что обязательные страховые взносы для тех ИП, которые применяют УСН, будут больше, чем для тех, кто платит НДФЛ. Речь идёт, конечно, же о том пресловутом одном проценте взносов в ПФР, который исчисляется с суммы дохода ИП, превышающего 300 000 рублей за расчётный период – пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ.
Согласно пп. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ в целях применения положений п. 1 ст. 430 НК РФ для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. А там установлен только порядок определения дохода такими ИП! Ни о каких расходах речь не идёт!
Таким образом, в целях определения размера страхового взноса в ПФР за соответствующий расчётный период для ИП на УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от предпринимательской деятельности за этот расчётный период. Расходы, предусмотренные в ст. 346.16 НК РФ, в этом случае не учитываются.
Действительно, в НК РФ вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов в ПФР за соответствующий расчётный период предусмотрен только в отношении тех ИП, которые уплачивают НДФЛ. Подобного порядка для ИП на других налоговых режимах не предусмотрено.
Что касается Определения ВС РФ от 18.04.2017 № 304-КГ16-16937, то выводы о том, что принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», применимы в конкретном, рассматриваемом судом случае, на что и указывает сам суд.
И ддданное Определение ВС РФ принято в отношении исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, которые регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, действовавшим до 01.01.2017.
Чиновники не забыли обратить внимание, что вышеуказанную позицию Минфина России поддержал ВС РФ в своем решении от 08.06.2018 по делу № АКПИ18-273.
Всё понятно: позиция Минфина, который борется за интересы бюджета и внебюджетных фондов, понятна. Позиция налогоплательщиков, которые борются за свои личные интересы, тоже понятна. Непонятна позиция суда.
Чиновники не забыли упомянуть о решении по делу № АКПИ18-273, но «забыли» Определение ВС РФ от 19.02.2019 № 306-КГ18-25467, где суд снова занял сторону ИП!!
Получается, что данную ситуацию нужно как-то исправлять. Ведь законодательно установлена льгота по исчислению суммы страховых взносов для ИП, уплачивающих НДФЛ, при этом почему-то отказано в ней же всем остальным ИП.
Казус натуральной формы оплаты
(Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.08.2019 № Ф09-7577/18
по делу № А76-33183/2017, ООО «Строительные пески»)
Проверяющие безуспешно пытались доначислить налог на прибыль без учёта понесённых налогоплательщиком расходов по договору подряда с натуральной формой оплаты.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции о доначислении налога на прибыль за 2014 г. в размере 6,4 млн руб., начисления соответствующих пеней, штрафа. Инспекцией вынесено решение в связи с отсутствием надлежащего документального подтверждения понесённых Обществом расходов при исполнении взаимных обязательств по договору подряда по добыче строительного песка.
Согласно условиям договора оплата работ налогоплательщиком (заказчиком) произведена в натуре, а именно: путем передачи сырья по акту приёма-передачи подрядчику в полном объеме (100%), добытом подрядчиком, согласно акту обмера выполненных работ. Кроме того, подрядчик обязался реализовать переданное сырьё (в полном объёме) своими силами и за свой счет, а также уплачивать ежемесячно заказчику 20% от суммы реализации сырья покупателям за один календарный месяц. В дополнительном соглашении к договору стороны согласовали, что стоимость сырья определяется исходя из 250 руб. с учетом НДС 18% за 1 тонну.
В целях реализации договора подряда в период с мая по октябрь 2014 подрядчик передал заказчику результат подрядных работ (добытый песок) по актам приёма-передачи сырья. В свою очередь, заказчик для оплаты произведенных работ передал с мая по октябрь 2014 года подрядчику сырьё - песок по актам приёма-передачи. Судами установлено, что объёмы передаваемого в качестве результата работ и в качестве оплаты песка в актах как в адрес заказчика, так и в адрес подрядчика совпадают.
Из оспариваемого решения налогового органа следует, что передача песка налогоплательщиком в качестве оплаты за выполненные работы признана инспекцией доходом заказчика, передача исполнителем обществу результата работ не учтена в качестве расходов налогоплательщика.
Доводы инспекции о непредставлении налогоплательщиком первичных бухгалтерских документов, подтверждающих указанные расходы, судами трёх инстанций отклонены. Налогоплательщиком в адрес инспекции представлены акты приёма-передачи сырья, составление которых в подтверждение передачи результата работ было предусмотрено договором подряда. Отсутствие счетов-фактур на указанные работы не препятствует учёту расходов при налогообложении прибыли, который осуществляется на основании иных документов, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы налогоплательщика (плата за аренду земельного участка, электроэнергию, охрану, обслуживание трансформатора, аренду тепловой пушки), не учтенные налоговым органом, отвечают требованиям ст. 252 НК РФ, являются обоснованными, произведены для осуществления деятельности, направленного на получение дохода, а также документально подтвержденными.
При таких обстоятельствах суды единогласно пришли к выводу о наличии оснований для признания недействительным решения инспекции.