НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 35, 2024

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 35, 2024

2024.09.09

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

с 02.09.2024 по 06.09.2024 года

ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ НА 2025 ГОД

(Закон 259 – ФЗ от 08.08.2024, Закон 176-ФЗ от 12.07.2024)

Размер фиксированных взносов

Установили размер фиксированных взносов на 2025–2027 годы. Рост ежегодно примерно на 4 тыс. в год.

Смотрите размер взносов в нашей таблице:

 

2024

2025

2026

2027

Взнос в совокупном фиксированном размере

 

49 500

 

53 658

 

57 390

 

61 154

 

Взносы 1%

1% с дохода свыше 300 000, но не более

277 571

1% с дохода свыше 300 000, но не более

300 888

1% с дохода свыше 300 000, но не более

321 818

1% с дохода свыше 300 000, но не более

342 923

Срок уплаты фиксированных взносов

Поменяли срок уплаты фиксированных взносов. Сейчас это 31 декабря.

С 2025 года платить фиксированные взносы за текущий год надо будет до 28 декабря.

Таким образом взносы за текущий год всегда будут подлежащими уплате в текущем году.

Однако в норме НК РФ про уменьшение налога на взносы по-прежнему осталась приписка о том, что взносы считаются подлежащими уплате в данном налоговом периоде, если срок их уплаты приходится на первый рабочий день следующего года. Между тем на практике таких ситуаций уже не будет.

Расчет взносов 1%

Уточнили порядок расчета взносов ИП 1%. В НК РФ наконец-то четко вписали, что при расчете взносов учитывают не доход, а доход за минусом расхода. Но эта новая норма касается только ИП на ОСНО. Для ИП на УСН ничего менять не стали.

Причем учитывать будут не все расходы (профвычеты). При расчете базы для взносов 1% не надо будет учитывать страховые взносы. То есть, для расчета одних взносов другие взносы не учитываются.

Будет ли такая же норма применяться для ИП на УСН, пока не понятно. Формально она действует только для ИП на ОСНО. Но также формально для ИП на УСН «доходы минус расходы» в НК РФ вообще никак не прописано право учитывать расходы при расчете базы для взносов.

Освобождение от фиксированных взносов

За некоторые жизненные периоды ИП могут не платить фиксированные взносы. Для этого надо подать заявление. Формально срок для подачи такого заявления не регламентирован, хотя понятно, что более чем за 3 года взносы не пересчитают.

Теперь такой срок указан в НК РФ. Подать заявление можно будет в срок не позднее 3 лет с даты возникновения права на освобождение от уплаты фиксированных взносов.

Учет взносов на УСН

ИП на УСН «доходы минус расходы» будут учитывать фиксированные взносы в расходах независимо от факта их уплаты. В расходы пойдут взносы, подлежащие уплате в текущем году.

Если срок платы переносится на первый рабочий день следующего года, то все равно они считаются подлежащими уплате в текущем году. Напомним срок уплаты взносов будет 28 декабря.

Взносы, уплаченные после 31.12.2024 за прошлые периоды можно будет включить в расходы в 2025–2027 годах.

IT-компании

Для IT-компаний изменили перечень профильных доходов, которые входят в расчет доли 70% для пониженных страховых взносов по тарифу 7,6%.

В профильные доходы включают оказание услуг в интернете на своем ПО, но есть такое исключение — реклама услуг такси и общепита. Сейчас такие услуги IT-компания в состав профильных доходов не включает, если заказчик услуг — организация. А если заказчик ИП, то формально можно считать это профильными доходами.

Эту лазейку из НК РФ убрали. Теперь не важно, кто заказчик — ИП или организация. ПО для рекламы готовой еды в любом случае не учтут в профильных доходах.

Еще в НК РФ внесли уточнение о доходах от ПО, разработанного другой фирмой или физлицом, входящими в одну группу компаний. По новой норме это лицо не может быть иностранной фирмой или иностранным гражданином, а также физлицом без гражданства.

Радиоэлектроника

Аналогичное ограничение по сотрудничеству с иностранцами ввели также для радиоэлектронных компаний.

Также для компаний сферы радиоэлектронной промышленности расширили перечень доходов, которые включаются в состав профильных для права на пониженный тариф взносов.

Будут учитывать такие доходы: от реализации произведенного организацией оборудования для производства электронной компонентной базы (электронных модулей), электронной (радиоэлектронной) продукции в соответствии с перечнем такого оборудования, утверждаемым Правительством.

НКО

Для НКО на УСН продлили срок применения пониженных взносов 7,6%. Ранее тариф действовал только до конца 2024 года. Теперь его можно применять еще 2 года — в 2025 и 2026 году.

Речь идет про НКО, которые ведут такую деятельность:

  • соцобслуживание граждан;
  • научные исследования и разработки;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • культура и искусство (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов);
  • массовый спорт (кроме профессионального).

Также продлили срок льготы и для благотворительных фондов.

Для централизованных религиозных организаций и религиозных организаций, входящих в структуру централизованных религиозных организаций, установили пониженный тариф взносов 7,6%.

Обрабатывающее производство

Для малых и средних компаний с кодами ОКВЭД из группы «Обрабатывающие производства» (перечень утвердит Правительство) ввели пониженные взносы 7,6% с выплат свыше МРОТ.

Применять пониженный тариф можно, если за предыдущий год профильные доходы были не менее 70%.

 

УТИЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ И МАТЕРИАЛОВ УМЕНЬШАЕТ НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ, ЕСЛИ ОНА ОБЯЗАТЕЛЬНА ПО ЗАКОНУ

(Письмо Минфина от 08.07.2024 № 03-03-06/1/63292)

На основании подп. 49 п.1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов входят другие расходы, связанные с производством и реализацией. К числу этих других расходов также можно отнести расходы на утилизацию товаров и материалов. Но есть условие: законодательством РФ должна быть предусмотрена обязанность по утилизации товаров и материалов организации. Такое разъяснение дает Минфин в своем письме.

 

ПРОЦЕНТЫ ПРИ ИЗЛИШНЕМ "ЗАЯВИТЕЛЬНОМ" ВОЗМЕЩЕНИИ НДС НАЧИСЛЯЛИСЬ НЕКОРРЕКТНО

(Письмо ФНС от 27.08.2024 N ЕА-4-15/9785@)

Счетная палата выявила соответствующие проблемы в программном обеспечении налоговиков. Например, взимаемые с налогоплательщиков проценты иногда задваивались.

Счётная палата обнаружила у налоговиков ошибку: в случае излишнего возмещения НДС в заявительном порядке программные средства налоговых органов замечены в некорректном расчёте процентов за пользование денежными средствами, излишне полученными налогоплательщиком из бюджета.

ФНС напоминает, что после принятия решение о возмещении в заявительном порядке и до того момента, когда принято решение об отмене решения о возмещении, начисляются проценты. А с момента принятия второго решения и до дня возврата в бюджет того, что получено излишне, компенсация потерь бюджета обеспечивается за счет пеней.

Неправильный расчёт имел место вследствие отсутствия в справочнике значения ставки рефинансирования, неверного определения количества дней для периода начисления процентов, задвоения начисленных сумм процентов. Также не было предусмотрено корректировки расчета после вынесения решений налоговым органом.

Теперь ФНС призвала налоговиков следить за таким расчётом и перепроверять его. В случае обнаружения ошибок можно подавать заявки на сайт техподдержки налоговой службы.

Также ФНС отметила, что норма о расчёте процентов не содержит указания на период времени их начисления, исчисляемый днями. Однако сложилась определённая правоприменительная практика, когда проценты начинают начисляться с третьего дня после принятия решения о возмещении (письмо от 27.08.2024 N ЕА-4-15/9785@).

 

КАК УЧИТЫВАТЬ РАСХОДЫ НА ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ ПРИ УСН

(Письмо Минфина от 29.07.2024 № 03-11-11/70455)

Минфин разъяснил, как в целях УСН учитывать расходы на таможенные платежи, уплаченные при ввозе импортных товаров, приобретаемых для последующей реализации.

Статья 346.16 НК РФ разрешает плательщикам УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, учитывать в составе расходов суммы таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ.

При УСН расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом согласно нормам статьи 346.17 НК РФ, расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров.

Таким образом, таможенные платежи, относящиеся к импортным товарам, приобретаемым для последующей реализации, учитываются в составе расходов при УСН по мере реализации этих товаров при условии их фактической оплаты продавцом.

 

РЕГИОНЫ МОГУТ СНИЖАТЬ СТАВКИ ПО УСН

(Письмо Минфина от 10.07.2024 № 03-00-07/64204)

Вопрос о снижении налоговых ставок по УСН для организаций и ИП относится к полномочиям субъекта РФ.

Ставки по УСН устанавливаются в размере:

  • 6% — для объекта «доходы»;
  • 15% — «доходы минус расходы».

Законами субъектов РФ в зависимости от категорий налогоплательщиков эти ставки могут быть понижены до:

  • 1% — для объекта «доходы»;
  • 5% — «доходы минус расходы».

Таким образом, предложения по снижению ставки УСН надо направлять не в Минфин, а региональным властям.

Напоминаем, что в Челябинской области соответствии с Законом Челябинской области от 25.12.2015 № 277-ЗО (ред. от 03.06.2022) ставка УСН по объекту Доходы минус Расходы с 2022 года в общем случае – 10 %, а для обрабатывающих производств (кроме производства подакцизных товаров), строительства зданий; строительства инженерных сооружений и еще некоторых видов деятельности ставка 7%.

 

ОТГРУЗКА И ОПЛАТА НА УСН ПРИШЛИСЬ НА РАЗНЫЕ ГОДА – 2024 И 2025. ЧТО ДЕЛАТЬ С НДС. МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ

Все ближе переходный период с УСН без НДС на УСН с НДС. Эксперты на интернет-бухгалтерских порталах рассуждают о том, как это будет выглядеть на практике.

Официальных разъяснений налоговых органов и Минфина пока нет.

Отгрузка в 2024, оплата в 2025

При получении в 2025 году оплаты за отгрузки ТРУ, произошедшие в 2024 году, начислять НДС плательщик УСН не должен. База по НДС рассчитывается либо на дату отгрузки, либо на дату аванса. То есть, если отгрузка произошла в 2024 году, а оплата – в 2025, то на момент отгрузки упрощенец еще не был плательщиком НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). А начислять НДС на момент постоплаты закон не требует.

Оплата в 2024, отгрузка в 2025

В 2024 году, на момент получения аванса, НДС начислять не нужно. С 2025 года плательщики УСН, которые не подходят под освобождение, начинают платить НДС. Значит, при отгрузке предоплаченных в прошлом году ТРУ нужно начислить налог по пониженной или обычной ставке на выбор, если вы уже понимаете, что не выполняете условия по освобождению от НДС на УСН с 2025 года.

Сразу появляется вопрос: такой НДС сверху или в том числе? Отвечать на него придется вместе с покупателем.

Если покупатель готов пойти на то, чтобы вы довыставите ему НДС «сверху», заключайте доп. соглашение об увеличении цены, добавляйте налог к авансу и получайте доплату.

Если у покупателя нет желания доплачивать вам НДС, остается:

  • извлечь НДС из уже согласованной цены с применением расчетной ставки, например, 5/105, если вы платите налог по ставке 5%;
  • доначислить налог сверху и заплатить его за свой счет.

В первом случае сумма НДС к уплате будет меньше. Но, по мнению экспертов, этот подход имеет определенные риски. ФНС, обнаружив подобную ситуацию, не преминет указать, что в 2024 году вы получали сумму без НДС и плательщиком НДС не являлись. Следовательно, считать НДС «в том числе» не можете.

Отметим, что похожая история рассматривалась Минфином в 2020-2021 годах, когда было много вопросов по переходу организаций и ИП на ОСНО из-за утрат права на УСН. Можно посмотреть обоснования, например, в письмах Минфина от 08.11.2021 № 03-07-09/89781, от 03.03.2020 №03-07-11/15710).

 

УТРАТИВ ПРАВО НА УСН В 2024 ГОДУ, МОЖНО ВНОВЬ ПЕРЕЙТИ НА УПРОЩЕНКУ В 2025 ГОДУ

(Сайт www.nalog.ru)

Со следующего года действуют новые лимиты по УСН – как для целей перехода на этот режим, так и для целей сохранения права на него.

Применять УСН смогут налогоплательщики, у которых:

  • доходы за год не превысят 450 млн рублей;
  • остаточная стоимость ОС составит не более 200 млн;
  • средняя численность работников — не более 130 человек.

Чтобы перейти на УСН с 2025 года, должны соблюдаться такие условия: 

  • доходы за 9 месяцев 2024 — не должны превышать 337,5 млн рублей;
  • остаточная стоимость ОС — не более 200 млн.

Если в 2024 году произошла утрата права на УСН, то вновь перейти на УСН с 01.01.2025 можно. При условии, что сумма дохода по итогам 9 месяцев 2024 года не превышает 337,5 млн рублей.

 

С 2025 ГОДА ОТМЕНИЛИ ЕЖЕКВАРТАЛЬНУЮ СДАЧУ ЕДИНОЙ УПРОЩЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ: ТРИ НОВЫХ СРОКА

(Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ)

Сейчас «нулевые фирмы» сдают единую упрощенную декларацию (ЕУД) ежеквартально 20-го числа. С 2025 года сдавать надо будет только один раз, когда прекратилась деятельность.

Сроки сдачи ЕУД смотрите в нашей таблице:

Ситуация

Срок сдачи с 2025 года

Налог на прибыль

До 20-го числа первого месяца второго квартала, следующего за налоговым периодом, в котором последний раз были операции.

Условно, если деятельность поставили на «стоп» в 2024 году, за 2024 год в марте сдаете декларацию по налогу на прибыль, затем сдаете ЕУД — до 21.04.2025 (20 апреля выходной), а по прибыли с 1 квартала 2025 уже не отчитываетесь.

Остальные налоги

До 20-го числа первого месяца второго налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором последний раз были операции

Например, объекты по НДС последний раз были в 4 квартале 2024, 1 квартал 2025 — нулевой. Первый месяц второго налогового периода — апрель. Значит, ЕУД сдается до 21.04.2025 вместо декларации по НДС за 1 квартал 2025, дальше нулевая отчетность не требуется.

Новые ООО и ИП

До 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в котором была создана организация, зарегистрирован ИП

Камеральная проверка ЕУД будет идти 3 месяца. Но проводить ее будут за налоговые периоды истекшего календарного года начиная с 1 февраля следующего года.

 

В 2024 ГОДУ БУХГАЛТЕРЫ ДОЛЖНЫ ОТДЕЛЬНО СЧИТАТЬ НДФЛ С ЗАРПЛАТЫ И ДИВИДЕНДОВ

(Письмо Минфина от 29.07.2024 № 03-04-06/70535)

С 2024 года ставка НДФЛ применяется к совокупности налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, а налоговым агентам предписано суммировать выплачиваемые физлицам доходы в целях применения ставки НДФЛ 13% или 15%. В числе прочего в п. 2.1 ст. 210 НК РФ указаны доходы от долевого участия (подп. 1) и основная налоговая база, включающая в том числе зарплату (подп. 9).

В то же время согласно п. 1 ст. 225 НК РФ расчет НДФЛ с дивидендов осуществляется с учетом особенностей, установленных пп. 2 и 3 ст. 214 НК РФ. А в п. 3 ст. 214 НК РФ установлено, что при определении налоговым агентом суммы НДФЛ с дивидендов российской организации в расчет совокупности налоговых баз для целей применения ставки 13 или 15% не включаются налоговые базы, указанные в подп. 2-9 п. 2.1 ст. 210 НК РФ. То есть можно сделать вывод, что база по доходам в виде дивидендов у налогового агента должна считаться отдельно от основной налоговой базы, к которой относится зарплата.

Получается, что по ставке 13% облагаются раздельно:

  • дивиденды в пределах 5 млн руб.;
  • зарплата и др. доходы — в пределах 5 млн руб.

Если совокупно эти доходы больше 5 млн, но каждый в отдельности не превышает этот порог, применять ставку 15% налоговому агенту не нужно.

Однако физлицам радоваться не стоит. Их доходы просуммирует ФНС. И уже она применит ставку 15% к совокупности дивидендов и зарплаты, если они вместе превысят 5-миллионный порог, и предъявит налог к доплате уведомлением.

Такая позиция согласована чиновниками (письмо Минфина от 29.07.2024 № 03-04-06/70535, письмо Минфина от 22.05.2024 № 03-04-07/47084, направлено письмом ФНС от 24.05.2024 № БС-4-11/5871@).

Напомним, что ранее УФНС давали противоречивые разъяснения по этому вопросу. 

 

С ДОХОДА ОТ ПРОДАЖИ ИМУЩЕСТВА В 2025 ГОДУ НАДО БУДЕТ ПЛАТИТЬ НДФЛ 15%

(Письмо Минфина от 02.08.2024 № 03-04-05/72474)

Минфин дал разъяснение по поводу ставок 13% с дохода до 2,4 млн рублей и 15% с дохода свыше 2,4 млн рублей.

Такие ставки прописаны в пункте 1.1 статьи 224 НК и применяются к налоговым базам, указанным в пункте 6 статьи 210 НК.

Это, в частности, такие налоговые базы:

  • по доходам от продажи и получения в дар имущества (кроме ценных бумаг);
  • по доходам по операциям с ценными бумагами;
  • по доходам в виде процентов по вкладам.

Все ставки по НДФЛ с 2025 года смотрите в таблице.

Норма НК для ставки НДФЛ

Ставка

Размер дохода, руб.

Налоговые базы

п. 1 ст. 224 НК

13%

до 2,4 млн

основная налоговая база, в том числе зарплата, выигрыши в лотерею, прибыль КИК, п. 2.1 ст. 210 НК 

15%

от 2,4 млн до 5 млн

18%

от 5 млн до 20 млн

20%

от 20 млн до 50 млн

22%

свыше 50 млн

п. 1.1 ст. 224 НК

13%

до 2,4 млн

продажа имущества, дивиденды, проценты по вкладам и т. д., п .6 ст. 210 НК 

15%

свыше 2,4 млн

п. 1.2 ст. 224 НК

13%

до 5 млн

доходы участников СВО, северные надбавки, п. 6. 1 и п. 6.2 ст. 210 НК 

15%

свыше 5 млн

п. 2 ст. 224 НК

35%

любая сумма

выигрыши, призы, экономия на процентах

п. 3 ст. 224 НК

30%

любая сумма

доходы нерезидентов

15%

любая сумма

проценты по вкладам нерезидентов

15%

любая сумма

дивиденды нерезидентов

5%

любая сумма

дивиденды по акциям МХК

п. 3.1 ст. 224 НК

13%

до 2,4 млн

нерезиденты: на патенте, ВКС, переселенцы, беженцы, заграничные дистанционщики

15%

от 2,4 млн до 5 млн

18%

от 5 млн до 20 млн

20%

от 20 млн до 50 млн

22%

свыше 50 млн

п. 5 ст. 224 НК

9%

любая сумма

проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.2007

п. 6 ст. 224 НК

30%

любая сумма

доход от ценных бумаг, учитываются на счете депо иностранного держателя

 

КАК НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РАССЧИТЫВАЮТ НДФЛ С ДОХОДОВ ПО БАНКОВСКИМ ВКЛАДАМ

(Сайт www.nalog.ru)

Эксперты УФНС по Республике Калмыкия разъяснили, как налоговые органы рассчитают НДФЛ с доходов по банковским вкладам.

В своем сообщении ведомство напоминает, что в 2024 году граждане должны будут впервые уплатить НДФЛ с доходов от банковских вкладов.

Представлять декларацию в отношении указанных доходов не требуется. Налоговые органы самостоятельно рассчитают сумму НДФЛ на основании данных, полученных от банковских учреждений, и укажут ее в сводном налоговом уведомлении, направляемом налогоплательщику. Уплатить налог необходимо в срок до 2 декабря 2024 года.

В УФНС уточняют, что НДФЛ рассчитают не с суммы депозита, а только с процентов, сумма которых превышает необлагаемый доход в размере 150 000 рублей. При этом если у вкладчика имеется одновременно несколько открытых счетов в банках, то процентные доходы таких вкладов суммируются.

Например, если сумма депозита в 2023 году составила 1,9 млн рублей с доходностью 10% годовых, то процентный доход по итогам года составит 190 000 рублей. Соответственно, НДФЛ нужно будет уплатить с суммы 40 000рублей (190 000 рублей — 150 000 рублей) по ставке 13%.

Таким образом, сумма налога составит 40 000 рублей / 100% * 13% =5 200 рублей.

 

ЭКСПОРТЕРАМ СНИЗИЛИ ЛИМИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ

(Постановление Правительства от 12.07.2024 № 953)

Экспортеры обязаны зачислять на свои счета в уполномоченных банках не менее 40% иностранной валюты, полученной по внешнеторговым контрактам.

Опубликовано постановление Правительства от 12.07.2024 № 953.

Ранее этот порог был 80%. В июне планку снизили до 60%. А в июле понизили до 40%.

Решение было принято с учетом стабилизации курса национальной валюты и достижения достаточного уровня валютной ликвидности, говорится на сайте кабина.

Требование об обязательной репатриации иностранной валюты и продаже валютной выручки введено в октябре 2023 года и касается экспортеров из топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности, зернового хозяйства. Эта мера действует до 30.04.2025.

 

ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ НЕЛЬЗЯ ПОЛУЧАТЬ НА ЧУЖУЮ КАРТУ

(Письмо СФР от 23.08.2024 № 14-20/39674)

Если сотрудница уходит в отпуск по уходу за ребенком, то пособие она будет получать на свою карту. На карту мужа – нельзя. СФР платит пособие на счет, указанный в сведениях о застрахованном лице. Напомним, эти сведения сдают работодатели. При несовпадении сведений о получателе пособия со сведениями о получателе, имеющимися в кредитной организации, банк отклоняет операцию. Кроме того, законодательство о соцстраховании не предусматривает зачисление пособия на банковскую карту третьих лиц.

 

ОРГАНИЗАЦИЯМ И ИП УПРОСТИЛИ ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ О КОНТРАГЕНТАХ

(Сайт www.nalog.ru)

ФНС расширила возможности сервиса для проверки контрагентов «Прозрачный бизнес». Напомним, сервис «Прозрачный бизнес» предназначен для проверки контрагентов и проявления должной осмотрительности. Сервис позволяет получить комплексную информацию о налогоплательщике и тем самым повысить защищенность при выборе контрагентов компании.

Теперь пользователи сервиса «Прозрачный бизнес» могут получать информацию о контрагентах в удобном формате PDF. Если ранее с этими данными можно было только ознакомиться, то теперь пользователи смогут сформировать PDF-документ, который, например, можно будет представить в пакете документов для участия в тендерах и аукционах.

Также внедрена функция бесшовного перехода к сервису «Предоставление копий учредительных документов», позволяющему снизить издержки при получении копии учредительных документов.

 

КОГДА НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ МОГУТ ПРИНУДИТЕЛЬНО ИСКЛЮЧИТЬ ИП ИЗ ЕГРИП

(Сайт www.nalog.ru)

Эксперты УФНС по Тверской области разъяснили, когда налоговые органы могут принудительно исключить индивидуального предпринимателя из ЕГРИП.

В своем сообщении ведомство напоминает, что налоговые органы вправе в одностороннем порядке исключать индивидуальных предпринимателей из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), если:

  • в течение 15 последних месяцев индивидуальный предприниматель не сдавал отчётность по налогам и сборам или прошло 15 месяцев после окончания действия патента ИП;
  • у ИП есть задолженность по налогам и сборам.

При этом данные условия должны выполняться одновременно. Соответственно, если у ИП имеется задолженность перед бюджетом, но при этом он сдавал декларации в срок, то из реестра его исключить нельзя. Также это невозможно, если он не отчитывался, но налоги и взносы платил вовремя.

При соблюдении указанных условий налоговый орган принимает решение о предстоящем исключении недействующего ИП из ЕГРИП и публикует его в «Вестнике государственной регистрации». Так о предстоящем исключении уведомляется не только ИП, но и заинтересованные лица. 

Если налоговым органом внесена запись о предстоящем исключении ИП из ЕГРИП, а предприниматель планирует дальше заниматься бизнесом, то в течение месяца после публикации он может подать возражение (мотивированное заявление) на предстоящее исключение.

Если такое заявление не поступило, то налоговый орган в течение двух недель принимает решение об исключении недействующего ИП из ЕГРИП. Исключение из ЕГРИП по решению налогового органа позволяет прекратить начисление страховых взносов, которые необходимо уплачивать независимо от того, ведет предприниматель деятельность или нет. Также прекращается обязанность по сдаче любых видов отчетности.

Вместе с тем принудительное исключение ИП из ЕГРИП не освобождает от уплаты уже имеющейся задолженности. Кроме того, после исключения ИП из реестра повторно зарегистрироваться в этом качестве можно только через три года.

 

МОЖНО ЛИ ЧЕРЕЗ СУД ОБЯЗАТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРОИНДЕКСИРОВАТЬ ЗАРПЛАТЫ

(Сайт Онлайнинспекция.рф)

Эксперты Роструда разъяснили, могут ли работники обязать работодателя через суд проиндексировать заработные платы, если они не индексировались 3 года и локальный нормативный акт об индексации зарплат не принят.

Ведомство отмечает, что согласно статье 134 ТК РФ, обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

  • самозащита работниками трудовых прав;
  • защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
  • государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • судебная защита.

Соответственно, работники вправе потребовать через суд проиндексировать заработные платы, поскольку отсутствие на предприятии локального нормативного акта, регулирующего порядок индексации заработной платы, является нарушением.

 

В ПОЛЬЗУ КОНТРАГЕНТА ВЗЫСКАНЫ ДЕНЬГИ ПО СУДУ – ЭТО НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТ РЕАЛЬНОСТЬ СДЕЛКИ В НАЛОГОВЫХ ЦЕЛЯХ

(Постановление ВС 306-ЭС23-24623 по делу А12-19911/2022)

Налоговики провели в организации (ООО "О") выездную проверку и обнаружили формальный документооборот с несколькими контрагентами. Организация занималась строительством, а контрагентов "привлекала" на некоторые субподрядные работы. В целом налоговики посчитали, что контрагенты не имели необходимых ресурсов, в то время как соответствующий штат работников имелся у самой проверяемой организации, также она обладала необходимым имуществом.

Одним из таких контрагентов было ООО "С". Объект строился для ООО "В". Допуск на объект имели только работники самого ООО "О", при этом данные сотрудники не числились в штате контрагента, контрагент не подавал на них сведения о по форме 2-НДФЛ, не платил этим людям зарплату. Сотрудники ООО "В" на допросе отмечали, что такая организация как ООО "С" им не известна. Встречная проверка ООО "С" не выявила никаких следов соответствующих работ. В целом деятельность контрагента связана с торговлей стройматериалами, и, более того, установлены признаки отсутствия фактической деятельности у ООО "С". Оно не платило за аренду, не имеет никакого имущества, транспортных средств, работников. В какой-то момент расчётные счета данной организации были заморожены. Также ООО "С" не является членом строительной СРО.

ООО "О" не в полном объёме восстановило НДС по авансам, которые платились в адрес ООО "С". Контрагент не сформировал источник возмещения НДС для ООО "О". Не сдавали налоговые декларации также контрагенты последующих звеньев, которые "привлекались" ООО "С".

Проверяемый налогоплательщик утверждал, что передавал необходимое оборудование данному подрядчику, однако документы об этом так и не были представлены в налоговый орган. В различных бумагах от обеих организаций фигурировал один и тот же представитель – гражданин З.

При этом в какой-то момент ООО "С" обратилось с иском в суд к ООО "О" с требованием об оплате за сделанные работы. Работы якобы не были приняты. При этом контрагент третьего звена взыскал с ООО "С" положенную ему сумму по суду. Суды также решили, что истец (ООО "С") имел материальную возможность выполнить весь объём строительно-монтажных работ и выполнил его. И это подтверждается самим фактом возведения объекта, исполнительной, строительно-технической документацией, журналами учёта лиц, допущенных собственником объекта к его строительству, платёжными документами контрагентов по закупке необходимых материалов, платежами в адрес экспертных, подрядных организаций, а также перепиской (дело А12-35558/2021).

Этот иск рассматривался в параллель со спором с налоговиками, но суды решили, что выводы налоговиков не имеют значения для разрешения спора о долге ООО "О" перед ООО "С". Так что деньги в пользу данного субподрядчика были взысканы по суду.

В свою очередь, по налоговому спору суды первой и апелляционной инстанции решили, что факт данного взыскания никак не влияет на выводы, связанные с налоговым спором. Доказательства, представленные налоговиками, выглядели убедительнее. Окружной суд (то есть, кассация) всё-таки принял во внимание факт взыскания и по данному контрагенту отменил решение налоговиков.

Но они отправились обжаловать это решение в Верховный суд. Там судьи указали, что неправильно считать результат рассмотрения гражданско-правового спора в качестве имеющего преюдициальное значение при разрешении вопроса о фактах, связанных с уплатой налогов. Решение по спору о взыскании имеет иной предмет, иное основание иска и не учитывает налоговые последствия.

В рамках налогового спора должны быть сами по себе исследованы и оценены доказательства. Такие действия находятся в рамках компетенции судов первой и апелляционной инстанции. Кассация не имеет права переоценивать доказательства, установленные в ходе рассмотрения в первых двух инстанциях. В данном же случае получилось так, что кассация как бы перечеркнула те доказательства. Верховный суд счёл решение суда округа неправомерным, отменил его и оставил в силе решение судов первой и апелляционной инстанций, а соответственно – также и решение.

После этого ООО "О" попыталось отменить взыскание денег в пользу ООО "С", подав на пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам. Но получило отказ. Так что, и деньги контрагенту отдаст, и расходы и вычеты по нему принять не сможет.

 

ПОПАЛ ПОД КРИТЕРИЙ ДЛЯ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ: ВС РФ НЕ ВИДИТ НАРУШЕНИЯ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

(Решение ВС от 18 апреля 2024 г. N АКПИ23-1033)

Истцы считали, что, устанавливая допустимые (нерискованные) нормативы расходов, ФНС фактически предписывает подгонять показатели деятельности под такие, которые были бы приятны глазу налоговиков. ИП вынуждены в этой ситуации повышать наценку. Но ВС РФ такое мнение не разделил.

Двое ИП обратились в ВС РФ, подвергнув сомнению право ФНС устанавливать критерии деятельности налогоплательщиков, относящие последних к тем или иным уровням налоговых рисков. Такие критерии установлены в соответствии с концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ММ-3-06/333@ от 2007 года.

Среди критериев есть такие: расходы ИП максимально приближены к сумме его дохода, доля профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ в общей сумме их доходов превышает 83%. ИП попросили ВС РФ признать этот пункт не действующим со дня принятия.

ИП считают, что из-за этого налоговики требуют от налогоплательщиков, в частности, явиться в налоговый орган для дачи пояснений. К тому же, это устанавливает для отдельных налогоплательщиков конкретный размер налогового вычета по отношению к полученным доходам. По мнению истцов, налоговое законодательство не предоставляет налоговым органам право устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами ИП. Истцы полагают, что, установив такое соотношение, ФНС вмешивается в предпринимательскую деятельность, поскольку вынуждает предпринимателей, не желающих попадать в зону налоговых рисков, вводить размер наценки, которая бы обеспечивала рентабельность, приятную для налоговиков.

ВС РФ указал, что вопрос планирования выездной проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков является предметом исключительного усмотрения налоговых органов. "Попадание" в критерий не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий. Это всего лишь указывает инспекции и самому налогоплательщику на высокую вероятность его включения в план выездных проверок.

Таким образом, установленные ФНС суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов проверок. Сам по себе факт соответствия этим критериям не является доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, как и факт назначения проверки.

ВС РФ не заметил нарушения прав.

Вопрос о целесообразности выездной проверки налоговики решают на основании комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Для проверок отбираются те, кто попал одновременно в несколько зон налоговых рисков. В случае несогласия предпринимателя с тем, что его затраты превышают установленный ориентир в 83%, ИП имеет возможность представить в налоговый орган контррасчёт и дать свои пояснения по нему. Так что оспариваемый акт не содержит правовых норм, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, решил ВС РФ.

ВС РФ также не согласился с мнением Минюста о том, что ФНС не вправе издавать акты типа этих критериев, которые сами по себе не являются нормативным актом, но влекут последствия как нормативный. Минюст также попытался сослаться по аналогии на положения двух законов о госконтроле (которым, видимо, оспариваемые критерии противоречат), но ВС РФ и тут парировал: данные законы к налоговой сфере не применяются.