НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 34, 2020

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 34, 2020

2020.07.13

ГК «Фин-Аудит» Новости законодательства Новостная лента № 34, 2020

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 06.07 по 10.07.2020 года

  

Минтруд России разъяснил порядок оплаты за 24 июня и 1 июля

Письмо Минтруда от 17.06.2020 № 14–1/В-735

В письме от 17.06.2020 № 14–1/В-735 Минтруд России разъяснил порядок оплаты труда работников 24 июня и 1 июля 2020 г. За 24 июня, объявленное нерабочим днем с сохранением за работниками заработной платы, работник должен получить столько, сколько получил бы, если бы отработал этот день полностью (отработал норму рабочего времени при повременной оплате, выполнил норму труда при сдельной оплате). Работникам организаций, которые в силу специфики работы (непрерывное производство, медицинские учреждения) осуществляли трудовую деятельность в этот день, оплата производится в обычном, а не повышенном размере.

1 июля — нерабочий день с оплатой в соответствии с положениями, установленными ТК РФ применительно к оплате за нерабочие (праздничные) дни, оплачивается отработавшим этот день в двойном размере, а для тех, кто в этот день не работал, оплата труда за июль не снижается.

 

Утверждена новая субсидия для малого бизнеса: кто может её получить

Постановление Правительства от 02.07.20 № 976.

Предприятия малого и среднего бизнеса из ряда отраслей смогут получить еще одну выплату от государства. Деньги надо будет потратить на проведение мероприятий по профилактике коронавируса. Аналогичная мера поддержки предусмотрена для социально ориентированных некоммерческих организаций. Правила предоставления новой субсидии утверждены постановлением Правительства от 02.07.20 № 976.

 

Размер субсидии

Субсидия предоставляется единоразово и на безвозмездной основе. Она предназначена для проведения мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции. Выплата состоит из двух составляющих: на первоначальные и на текущие расходы. Величина выплаты на текущие расходы определяется как 6 500 руб., умноженные на число работников в мае 2020 года. На первоначальные расходы будет выделено 15 тысяч рублей. Предприниматели без наемных работников получат 15 тысяч руб.

Численность работников ФНС определит на основании сведений из формы СЗВ-М. 

 

Условия получения субсидии

Субсидия субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется при одновременном соблюдении следующих условий. 

  1. Основной вид деятельности получателя субсидии относится к следующим отраслям (по коду ОКВЭД 2):
  • 93 — деятельность в области спорта, отдыха и развлечений;
  • 96.04 — деятельность физкультурно-оздоровительная;
  • 86.90.4 — деятельность санаторно-курортных организаций;
  • 55 — деятельность по предоставлению мест для временного проживания;
  • 56 — деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков;
  • 95 — ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения;
  • 96.01 — стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий;
  • 96.02 — предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты;
  • 85.41 — образование дополнительное детей и взрослых;
  • 88.91 — предоставление услуг по дневному уходу за детьми.

Также на субсидию могут рассчитывать организации и ИП, сведения о которых ‎внесены в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей по состоянию на 10 июня 2020 года.

Узнать о том, какие ОКВЭД присвоены вашей организации или ИП, можно с помощью выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

2.    Организация или предприниматель включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 июня 2020 года. 

3.    Организация не находится в процессе ликвидации, в отношении нее не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ. Если на субсидию претендует предприниматель, то на дату получения выплаты он должен иметь статус ИП и должен состоять на учете в налоговых органах.

4.    У получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует задолженность по налогам и взносам, которая в совокупности (то есть с учетом имеющейся переплаты по налогам и взносам) превышает 3 000 рублей.

 

Как получить деньги

Для получения субсидии необходимо направить соответствующее заявление в период с 15 июля по 15 августа 2020 года включительно. Организации представляют заявление в инспекцию по месту нахождения, ИП — в инспекцию по месту жительства.

Заявление можно направить в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, либо в виде почтового отправления (форма заявления приведена в приложении № 2 к комментируемому постановлению № 976).

В течение 3-х рабочих дней со дня направления заявления налоговый орган рассчитает субсидию или направит налогоплательщику мотивированный отказ в ее выплате. При положительном решении налоговики направят расчет в Федеральное казначейство, которое должно перечислить налогоплательщику деньги не позднее следующих 3-х рабочих дней.

Обратите внимание: для подачи заявления через личный кабинет налогоплательщика — юридического лица необходима электронная подпись, выпущенная по новому ГОСТу.

 

Выплата заработной платы за счёт субсидии не освобождает от уплаты НДФЛ и страховых взносов

Письмо ФНС России от 06.07.2020 № БС-4-11/10821@

ФНС России в письме от 06.07.2020 № БС-4-11/10821@ разъяснила, что, учитывая, что при получении субсидии денежные средства переходят в собственность организации и могут быть распределены на любые расходы для осуществления деятельности, то суммы заработной платы, выплачиваемой за счет субсидии, учитываются при исчислении как НДФЛ, так и страховых взносов в общеустановленном порядке. Напомним, что порядок выплаты субсидии из федерального бюджета в размере 12 130 руб. на одного работника установлен постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576; такая субсидия предоставляется субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в наиболее пострадавших от пандемии отраслях.

 

Обновлены формы сообщений банка налоговому органу

Приказ ФНС России от 28.05.2020 № ЕД-7-14/354@

Приказом ФНС России от 28.05.2020 № ЕД-7-14/354@ (зарегистрирован в Минюсте России 03.07.2020, регистрационный № 58831) утверждены новые формы и форматы сообщений банка налоговому органу, предусмотренных п. 1.1 ст. 86 НК РФ. Обновление форм сообщений связано, в том числе с вступлением в силу изменений в Налоговый кодекс РФ, дополняющих перечень сведений, направляемых банками в налоговые органы. В частности, налоговые органы вправе запросить информацию не только об операциях по счету физического лица, включая выписки по счетам, к которым привязаны платежные карты, но с 1 апреля 2020 года и по электронным кошелькам физлица. Указанный приказ вступает в действие по истечении шести месяцев после его официального опубликования.

 

Расходы на тесты учитываются в налоге на прибыль

Письмо ФНС № СД-4-3/10479@ от 29.06.2020 Постановление Правительства РФ № 714 от 21.05.2020 Федеральный закон № 121-ФЗ от 22.04.2020

Отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, и учесть в налоге на прибыль можно оплату услуг по тестированию работников на наличие инфекции COVID-19 и иммунитета к ней.

Чтобы признать в прибыли расходы на тестирование, такое тестирование должно быть направлено на обеспечение нормальных (безопасных) условий труда. Кроме того, как и любые расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, они должны быть подтверждены документально.

Учет таких прибыльных расходов перекликается с новым видом прочих расходов, связанных с производством и реализацией. В подп. 48.12 п. 1 ст. 7 НК РФ указаны аналогичные расходы, разрешенные с 01.01.2020 - на приобретение медицинских изделий для диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции.

 

Материальные расходы производственного характера в налоге на прибыль

Письмо Минфина России № 03-03-06/1/46306 от 01.06.2020

Для услуг или работ производственного характера датой осуществления материальных расходов в налоге на прибыль нужно признавать дату подписания акта приемки-передачи услуг или работ. В отношении таких прибыльных расходов применяются специальные положения учета. Для материальных расходов по услугам (работам) производственного характера это будет дата подписания акта приемки-передачи (п. 2 ст. 272 НК РФ).

Напомним, что по общему правилу при методе начисления материальные расходы в прибыли нужно учитывать в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся исходя из условий договора, независимо от даты фактической оплаты. Если в договоре не прописан период сделки, а связь между доходами и расходами четко не определяется или определяется косвенным путем, расходы можно распределить самостоятельно.

 

Требование, в котором не указано конкретное мероприятие, не является незаконным

Постановление АС Северо-Западного округа от 15 июня 2020 г. по делу № А56-51770/2019.

Компания пыталась оспорить штраф за непредставление документов о контрагенте по требованию инспекции. В документе не было указано конкретное мероприятие налогового контроля, в рамках которого понадобились документы о контрагенте. Поэтому компания не стала его исполнять – и была оштрафована по статье 129.1 НК РФ. Как указали судьи, Налоговый кодекс не запрещает истребовать документы вне рамок налоговых проверок, например, с целью проверить первичные документы либо выявить риски налоговых правонарушений. А то, что в требовании не указано конкретное контрольное мероприятие, говорит «всего лишь» о формальном нарушении при составлении документа. Таким образом, штраф за непредставление документов по требованию, в котором нет ссылки на проведение налоговой проверки, признали правомерным.

 

Как платить НДФЛ по обособке?

Письмо ФНС России от 3 июля 2020 года № БС-4-11/10794@.

Сумму НДФЛ, подлежащую уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяют исходя из суммы дохода, выплачиваемого работникам этих подразделений. Если у компании есть обособленные подразделения (филиалы или представительства), налог уплачивают как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения ее подразделений. При этом НДФЛ по обособке начисляется и удерживается из сумм доходов работников этих обособленных подразделений, оформленных как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам (п. 7 ст. 226 НК РФ).

Об этом напоминает ФНС России в письме от 3 июля 2020 года № БС-4-11/10794@. Отметим также, если работник в течение месяца работает в нескольких обособленных подразделениях, НДФЛ с его доходов перечисляется в соответствующие бюджеты по каждой обосбке с учетом отработанного времени. Кроме того, в отношении работников этих обособленных подразделений по месту учета выбранного подразделения можно подавать 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.

 

Отсрочки по НДФЛ нет, платите вовремя

Из-за эпидемии коронавируса постановлением Правительства от 02.04.2020 № 409 были перенесены срока уплаты налогов и сдачи отчетности. Сроки уплаты налогов для компаний, признанных по ОКВЭД пострадавшими, перенесли на срок от 3 месяцев до 5 лет. НДФЛ это не касается. Кроме того, на налоговых агентов не распространяется статья 61 Налогового кодекса РФ «Общие условия изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа» согласно пункту 9. Поэтому, не стоит надеяться на перенос сроков уплаты НФДЛ, и рассчитывать на еще действующий мораторий на блокировки счетов и взыскания. Компании, которые откладывают уплату НДФЛ, сильно рискуют.

 

ФНС о начислении взносов при оплате питания, лечения, проезда, выплате матпомощи

Письмо ФНС России от 02.06.2020 № БС-4-11/9100

ФНС России в письме от 02.06.2020 № БС-4-11/9100 еще раз подтвердила свою позицию о том, что необходимо начислять страховые взносы в случае, если организация:

  • оплачивает работникам питание на основании коллективного договора;
  • оплачивает работникам стоимость путевок на санаторно-курортное лечение;
  • оплачивает стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно для работников, не проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях;
  • выдает материальную помощь работнику при выходе на пенсию.

Выплаты, не подлежащие обложению страховыми взносами, определены в ст. 422 Налогового кодекса. Этот перечень является исчерпывающим. Выплаты в виде оплаты стоимости путевок в оздоровительные учреждения, материальной помощи при выходе работника на пенсию, а также стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно работникам, не проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в нем не поименованы. Следовательно, указанные выплаты подлежат обложению страховыми взносами. При оплате стоимости питания работникам по инициативе работодателя применяется такое же правило. Но ФНС России обратила внимание на нюанс, который следует учитывать при этом. Если необходимость организовать питание работнику установлена на законодательном уровне (законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления), то выплаты по оплате стоимости питания или компенсация затрат работника на него, страховыми взносами не облагается.

 

Можно ли продлить отпуск, если заболел ребенок?

Письмо Минтруда от 17.06.2020 № 14-2/ООГ-8522

Минтруд в письме от 17.06.2020 № 14-2/ООГ-8522 разъяснил вопрос о том, можно ли продлить отпуск работнику, если в это время у него заболел ребенок. По общему правилу отпуск может быть продлен или перенесен на другой срок в случае болезни в этот период самого работника (ст. 124 Трудового кодекса РФ). Но если во время отпуска заболел ребенок, то ежегодный оплачиваемый отпуск продлению не подлежит, а больничный лист выдается и оплачивается со дня, когда работник, осуществляющий уход за ребенком, должен приступить к работе. Поскольку при заболевании ребенка в период, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) не нуждается в освобождении от работы, больничный лист выдается со дня, когда мать (иной член семьи, фактически осуществляющий уход за ребенком) должна приступить к работе. К этим периодам как раз относится период нахождения работника в ежегодном оплачиваемом отпуске (п. 41 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н). Однако, этот вопрос может быть урегулирован во внутреннем локальном акте организации. Например, в коллективном договоре. Если такой случай, как болезнь члена семьи, предусмотрен в коллективном договора в качестве основания для продления ежегодного оплачиваемого отпуска, то отпуск работнику может быть продлен.

 

Чтобы платить взносы по тарифу 15%, нужно быть в реестре МСП

Письмо ФНС от 2 июня 2020 г. № БС-4-11/9090@

ФНС напомнила, что платить страховые взносы по тарифу 15% вправе представители малого и среднего бизнеса при условии, что они внесены в единый реестр субъектов МСП. Письмо от 2 июня 2020 г. № БС-4-11/9090@. Пониженный тариф по страховым взносам установлен для малого бизнеса бессрочно. То есть он будет действовать и в 2021 году. Единственное условие – соответствовать критериям малого бизнеса и быть в реестре МСП. В 2020 году, в порядке исключения из-за эпидемии коронавируса, ставку взносов 15% разрешили применять не раньше 1 апреля 2020 года или с 1-го числа месяца, в котором сведения о предприятии внесены в реестр. В обычных условиях изменение ставки налогового платежа применяется с 1 числа налогового периода. Если фирма перестает соответствовать критериям малого бизнеса и «вылетает» из реестра, то и право на пониженную ставку страховых взносов она теряет. Это происходит с 1-го числа месяца, в котором произошло исключение из реестра. Важно помнить, что пониженный тариф применяется к выплатам свыше МРОТ. Все, что в пределах МРОТ, облагается взносами по общим тарифам и с учетом особенностей обложения некоторых выплат.

 

Когда можно перерегистрировать ККТ?

Письмо ФНС от 09.06.2020 № АБ-4-20/9555@

При регистрации ККТ в личном кабинете пользователя устанавливается максимально возможный срок действия ключа фискального признака установленной модели фискального накопителя. После его истечения экземпляр модели фискального накопителя исключается ФНС России из реестра фискальных накопителей. При этом согласно паспорту на фискальные накопители с максимальным возможным сроком действия ключа фискального признака 15 месяцев в случае реализации подакцизных товаров указанный срок действия ключа сокращается до 13 месяцев. В этом случае пользователь ККТ может подать заявление о перерегистрации ККТ в связи с установкой в нее нового фискального накопителя, в том числе до истечения максимально возможного срока действия ключа фискального признака. Такую рекомендацию для пользователей ККТ привела ФНС России в своем письме от 09.06.2020 № АБ-4-20/9555@. Также ФНС России напомнила, что фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет не менее 36 месяцев, может применяться пользователями при оказании услуг, а также теми, кто применяет УСН, ЕНВД и ПСН. Однако, это правило не может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями, которые: реализуют подакцизные товары; ведут сезонную (временную) деятельность; одновременно применяют УСН, ЕНВД и ПСН и общий режим налогообложения. Это же исключение распространяется на ККТ, не осуществляющей передачи фискальных документов в налоговые инспекции через оператора фискальных данных. Такие пользователи могут использовать фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет менее 36 месяцев и не менее 13 месяцев.

 

Компания обязана удерживать НДФЛ с арендной платы, даже если арендодатель признан банкротом

Определение Верховного суда РФ от 29.06.2020 № 301-ЭС20-3138

Признание предпринимателя банкротом не освобождает от НДФЛ получаемую им арендную плату (Определение Верховного суда РФ от 29.06.2020 № 301-ЭС20-3138). Суд признал, что организация необоснованно исключила из налоговой базы по НДФЛ арендные платежи, которые производились в пользу ИП после его признания банкротом. По итогам камеральной проверки уточненного расчета 6-НДФЛ инспекция пришла к выводу, что организация неправомерно уменьшила НДФЛ с доходов, выплаченных индивидуальному предпринимателю по договору аренды помещения. Организация решила, что средства за сдачу в аренду имущества, поступавшие на счет ИП после признания его банкротом, не могут быть отнесены к доходам физлица и признаны объектом обложения НДФЛ. ИФНС и суды признали такие действия организации незаконными и отметили, что несмотря на признание ИП банкротом его правоотношения с организацией по договору аренды не прекратились. Соответственно, выплачивая в этот период доход индивидуальному предпринимателю, организация как налоговый агент должна была самостоятельно удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. Судьи также отметили, что поступающие от арендатора денежные средства признаются доходом должника и могут быть направлены на погашение его задолженности перед кредиторами.

  

Срок проведения допмероприятий ограничен, а их количество – нет

Постановление АС Уральского округа от 23 июня 2020 г. № А34-2053/2019

Как оказалось, ограничение дополнительных контрольных мероприятий по времени – это норма, которая может быть нарушена, если инспекция проводит много таких мероприятий. А их количество ограничивать НК не требует. Главное, как считают судьи, - получить дополнительные доказательства, опровергающие или доказывающие фискальное правонарушение.

Суть спора. Инспекция неоднократно продлевала срок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля – почти на 9 месяцев. Фирма обратилась в суд. Но судьи указали, что хотя НК и ограничивает сроки проведения дополнительных процедур, их количество законодательно не ограничено. Главная задача допмероприятий – это разрешить сомнения, возникшие у проверяющих после того, как налогоплательщик представил дополнительные документы. Кроме того, мероприятия не дублировались. Каждый раз назначали новое, чтобы получить дополнительные доказательства и суметь, наконец, принять решение по материалам проверки. Такое решение было принято, и суды оставили его в силе.

  

Пункт о «безответственности» в договоре не спасет от наказания в случае неоплаты работ

Определение ВС РФ от04.06.2020 № 306-ЭС20-2351

Стороны прописали в договоре, что на заказчика нельзя наложить штрафные санкции за несвоевременную оплату. Но Верховный суд решил, что такой пункт не дает полного освобождения от ответственности. Компания-исполнитель договорилась с компанией- заказчиком, на подрядные работы. В одном из пунктов договора стороны прописали, что в случае несвоевременной оплаты выполненных работ исполнитель не вправе предъявлять заказчику штрафные санкции. Поэтому суды трех инстанций отказались взыскать с заказчика проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму долга (дело № А65-11516/2019). Тогда исполнитель подал жалобу в Верховный суд. Общество настаивает на том, что заказчик все же должен нести ответственность в рамках ст. 395 ГК, а пункт в договоре от такой ответственности не освобождает. Экономколлегия разобралась в деле и отменила решение об отказе во взыскании процентов. В этой части дело направили на пересмотр (определение ВС РФ от04.06.2020 № 306-ЭС20-2351 о передаче жалобы на рассмотрение экономколлегии, мотивировочная часть еще не опубликована).

  

Переделка основного средства: как определить срок полезного использования

Письмо Минфина России от 01.06.2020 № 03-03-06/1/46565

Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после его реконструкции, модернизации или технического перевооружения, но в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее был включён такой объект.

В письме Минфина России от 01.06.2020 № 03-03-06/1/46565 чиновники, как обычно, не сообщили, в чём, собственно говоря, заключался вопрос налогоплательщика, но можно предположить, что речь идёт о продолжении амортизации объекта основных средств после какой-то переделки.

На основании п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признаётся имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используется им для извлечения дохода. В п. 1 ст. 258 НК РФ установлено, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учётом Классификации основных средств, утверждённой Правительством РФ.

Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения такого объекта увеличился срок его полезного использования. При этом увеличение срока полезного использования объекта допускается в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено такое основное средство.

Это общеизвестные факты, а вот по вопросу отнесения основных средств к той или иной амортизационной группе Минфин России рекомендует обращаться в Минэкономразвития России. Рискнём предположить, что это может быть связано со следующим. Классификация основных средств, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002, изменялась Постановлениями Правительства РФ от 07.07.2016 № 640 и от 28.04.2018 № 526. Некоторые объекты переместились из одной амортизационной группы в другую. При покупке таких объектов, ранее бывших в употреблении, перед новым владельцем встаёт вопрос: в какую группу отнести такой объект – в новую или старую? Такой же вопрос, кстати, может встать и после проведения реконструкции или модернизации.

В письме Минфина России от 29.03.2012 № 03-03-06/1/165 рассматривался случай, в котором бывший в эксплуатации объект был новым собственником реконструирован, и по своим техническим параметрам начал относиться уже к другой амортизационной группе. Тогда чиновники решили, что это не имеет значения, и объект всё равно должен быть помещён в ту амортизационную группу, где он был у предыдущего собственника. А в письме Минфина России от 06.08.2019 № 03-03-06/1/59100 чиновники ответили, что налоговым законодательством РФ не предусмотрено дополнительных особенностей определения нормы амортизации основных средств, бывших в употреблении, амортизационная группа по которым изменилась вследствие внесения соответствующих изменений в утверждённую Классификацию основных средств.

Неужели теперь финансисты решили, что этот вопрос должен решаться в Минэкономразвития России? Или всё-таки речь идёт о чём-то совсем ином?

 

Срок уплаты налога и выходные дни

Письмо Минфина России от 17.06.2020 № 03-02-07/1/52105

Если установленный законодательством о налогах и сборах срок уплаты налога приходится на день, признаваемый выходным, нерабочим праздничным и (или) нерабочим днём, то днём окончания срока уплаты такого налога считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В письме Минфина России от 17.06.2020 № 03-02-07/1/52105 чиновники напоминают правила переноса срока уплаты налога, если его срок выпадает на выходной, нерабочий праздничный или нерабочий день.

В соответствии с п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ или актом Президента РФ выходным, нерабочим праздничным или нерабочим днём, то днём окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Напомним, что до внесения поправок Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ в НК РФ существовали только рабочий день, выходной день и нерабочий праздничный день - п. 6 и п. 7 ст. 6.1 НК РФ. Теперь оказалось, что нерабочий день может быть совсем и не праздничным. (А даже совсем наоборот). И установить такие дни имеет право Президент РФ своим актом. Поэтому и было добавлено такое понятие как «нерабочий день».

Очень жаль, конечно, что закон пришлось принимать в большой спешке. Потому что в противном случае, вполне возможно, законодатели решили бы проблему так называемых «региональных праздников» и связанных с ними выходных дней. Например, Законом Республики Татарстан от 19.02.1992 № 1448-XII «О праздничных днях и памятных датах Республики Татарстан» в республике установлены дополнительные нерабочие праздничные дни, в том числе День Конституции Республики Татарстан - 6 ноября. Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» соответствующие органы государственной власти в РФ вправе по просьбам религиозных организаций объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях. Право субъектов РФ устанавливать в своём регионе дополнительные нерабочие праздничные дни подтверждено в Постановлении Президиума ВС РФ от 21.12.2011 № 20-ПВ11.

Чиновники долго не могли разобраться, являются такие праздники поводом для переноса срока уплаты налога или нет – см., например, письма Минфина России от 27.01.2014 № 03-02-07/1/2783 и ФНС России от 31.10.2014 № СА-4-7/22585@.

В пользу налогоплательщиков уже были приняты постановления ФАС Поволжского округа от 09.06.2006 № А65-24021/2005-СА2-11 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.07.2006 № А58-8975/05-Ф02-3786/06-С1, где судьи пришли к выводу, что региональный праздничный день продлевает установленный налоговым законодательством срок для представления отчётности.

А ведь законодатели имели прекрасный шанс ещё в апреле этого года решить и эту проблему прямо в тексте НК РФ!

 

Коронавирус как обстоятельство непреодолимой силы

Письмо Минфина России от 17.06.2020 № 03-02-07/1/52124

Признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников независимо от типа их деятельности, условий её осуществления, - указал Президиум ВС РФ.

В письме Минфина России от 17.06.2020 № 03-02-07/1/52124 разъясняется, можно ли считать эпидемию короновируса обстоятельством непреодолимой силы? Это важно. Так, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка может быть предоставлена заинтересованному лицу в случае причинения ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

В п. 5.1 ст. 64 НК РФ установлено, что к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по данному основанию прилагается заключение о факте наступления в отношении налогоплательщика обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением. Также нужен акт оценки причинённого этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств. Эти документы должны составить местные власти или МЧС России.

Обратите внимание! В силу Закона РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Приложения к Постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 № 173-14 ТПП может выдавать заключение о наличии форс-мажора. Однако указанное заключение может быть расценено судом как мнение специалиста и не освобождает ответчика от предоставления дополнительных доказательств. (См., например, постановление 8-го арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по делу № А46-15913/2019).

Да, эпидемии можно квалифицировать как форс-мажор. Форс-мажорные обстоятельства - это такие события, которые «не являются обычными в конкретных условиях и которых нельзя избежать любому участнику гражданского оборота» - п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 № 7.

С одной стороны, Минпромторг России в письме от 25.03.2020 № 20618/08 сообщил, что согласно разъяснениям ФАС России и Минфина России распространение новой короновирусной инфекции является обстоятельством непреодолимой силы. Мэр Москвы своим Указом от 14.03.2020 № 20-УМ официально признал распространение коронавируса чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством. Во многих других регионах руководство выпустило нормативные акты о признании короновирусной инфекции форс-мажором.

С другой стороны, в Обзоре Президиума ВС РФ от 21.04.2020 указано, что признание распространения новой короновирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников независимо от типа их деятельности, условий её осуществления, в том числе региона, в котором действует организация. Поэтому существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учётом обстоятельств конкретного дела.

Например, можно ли под предлогом форс-мажора не исполнять обязательства перед контрагентами? Так, судьи указали, что не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

В общем короновирус, конечно, событие форс-мажорное, но автоматических последствий не влечёт.

  

Брак как основание для восстановления НДС

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.06.2020 по делу № А66-13144/2019, ООО «СКФ»

При реализации комплектующих, приобретённых и признанных непригодными для производства подшипников, в виде лома чёрных металлов (операции, освобождённой от обложения НДС в 2015 — 2016 годах,) общество обязано восстановить суммы НДС, ранее принятые к вычету, — решили суды.

По результатам выездной налоговой проверки оспариваемым решением Обществу доначислен НДС в сумме 5 316 824 руб. НДС, пени и штраф в связи с невосстановлением НДС, ранее принятого к вычету, в отношении забракованных комплектующих, списанных и реализованных как лом черных металлов, операции по реализации которого не подлежат налогообложению.

По мнению общества, невозможность использования забракованных компонентов для осуществления облагаемых НДС операций (производство подшипников) обусловлена не решением налогоплательщика, а наступлением неблагоприятных событий, не зависящих от воли заявителя. Следовательно, путём сдачи в металлолом были фактически утилизированы отходы производства, а не компоненты, специально приобретённые либо характер использования которых был изменён самим налогоплательщиком. Это свидетельствует об отсутствии обязанности налогоплательщика по восстановлению НДС.

Судами установлено, что часть комплектующих, признанных непригодными для производства подшипников, списана и реализована Обществом в виде лома черных металлов, то есть использована для осуществления операций, указанных в п. 2 статьи 170 НК РФ. Поскольку реализация лома была освобождена от обложения НДС в 2015 – 2016 годах, суды пришли к выводу, что Общество обязано восстановить суммы НДС, ранее принятые к вычету.

Довод Общества о том, что признание комплектующих браком, их списание и последующая реализация не образует основание восстановления налога, указанное в подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, поскольку приводит к прекращению физического существования этих объектов (в качестве товара), а не к их дальнейшему использованию в необлагаемой деятельности, получил надлежащую оценку судов и отклонен. Как верно указали суды, данная позиция Общества обоснована ссылками на определение СКЭС ВС РФ от 21.12.2018 № 306-КГ18-13567. Между тем в рассмотренном Верховным Судом деле произведено списание объекта основных средств по факту его порчи в результате чрезвычайного происшествия, т.е. приведенный Обществом судебный акт принят по обстоятельствам, отличным от обстоятельств настоящего дела.

Аргументы Общества относительно того, что входной контроль (проверка качества) компонентов является стадией производственного процесса, поэтому признание части комплектующих бракованной продукцией свидетельствует об их использовании в процессе производства подшипников, обоснованно не приняты апелляционным судом. Утверждение об экономической нецелесообразности приобретения комплектующих специально для сдачи в качестве лома и отходов черных и цветных металлов основано на ошибочном понимании п. 3 ст. 170 НК РФ, по смыслу которого при решении вопроса о восстановлении налогового вычета необходимо учитывать не экономический смысл приобретения товарно-материальных ценностей, а их фактическое использование.

Позиция Общества о возможной корректировке налоговых вычетов лишь в части стоимости металлолома, а не в размере, ранее принятом к вычету по приобретённым у поставщиков комплектующим, правомерно признана судами неосновательной с учётом установленных фактических обстоятельств данного дела.

  

Зачёт неотработанного аванса даёт право на вычет НДС

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21.06.2020 по делу № А15-1382/2019, ООО «Газпром газораспределение Дагестан»

Суды пришли к выводу, что поскольку обязательство по возврату предварительной оплаты прекращено произведённым между обществом и его контрагентом зачётом, общество правомерно предъявило к вычету спорную сумму НДС.

Основанием для принятия оспариваемого обществом решения налогового органа послужили выводы инспекции о неправомерном применении обществом налоговых вычетов по НДС за IV квартал 2017 года в сумме 26 855 721 руб. По мнению инспекции, в IV квартале 2017 года общество не осуществляло отгрузку товаров (выполнения работ, оказания услуг) в адрес контрагента и не имеет права на применение налогового вычета по «отработанным» авансам. Для применения налогового вычета по НДС необходимо изменение (расторжение) договора и возврат соответствующих сумм авансовых платежей.

Суды установили, что по хозяйственным операциям в рамках договоров между обществом и контрагентом оформлены счета-фактуры, которые отражены обществом в книге продаж, НДС (в т. ч. с авансов) начислен и уплачен в бюджет. 1 ноября 2017 года между обществом и контрагентом заключено соглашение о зачёте встречного однородного требования, на основании которого в счёт авансов, полученных обществом погашена дебиторская задолженность в сумме 176 054 169,61 руб. НДС принят к вычету и отражён в бухгалтерском учете, а также в налоговой декларации за IV квартал 2017 года.

Суды пришли к выводу, что поскольку хозяйственные операции, признаваемые объектом налогообложения, не состоялись, а обязательство по возврату предварительной оплаты прекращено произведённым между обществом и его контрагентом зачётом, общество правомерно предъявило к вычету спорную сумму НДС в соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ.

При этом суды учли разъяснения, содержащиеся в п. 23 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». В частности, налогоплательщик, выступавший продавцом, не может быть лишён предусмотренного абз. 2 п. 5 ст. 171 НК РФ права на вычет суммы налога, ранее исчисленного и уплаченного в бюджет при получении авансовых платежей, в случае изменения условий либо расторжения соответствующего договора, если возврат платежей производится контрагенту не в денежной форме.

Таким образом, если авансовые платежи возвращены налогоплательщиком без выполнения соответствующего объёма работ (неотработанный аванс), в целях приведения налоговой обязанности к действительному размеру ранее исчисленный к уплате в бюджет НДС подлежит корректировке посредством заявления сумм налога к вычету в течение одного года после отражения в учете соответствующих операций.