НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 32, 2020
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 32, 2020
для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста
за неделю с 22 июня по 28 июня 2020 года
С 1 ЯНВАРЯ 2021 ВСЕ БОЛЬНИЧНЫЕ БУДЕТ ВЫПЛАЧИВАТЬ ФСС НАПРЯМУЮ РАБОТНИКАМ
Пилотный проект, который действует в 77 регионах России, по выплате больничных работникам напрямую из ФСС, с 1 января 2021 года будет введен на всей территории России. Пилотный проект "Прямые выплаты" стартовал с 2017 года. А, с 1 января 2021 года механизм прямых планируется реализовать в оставшихся неохваченными регионах: в Краснодарском крае, Пермском крае, Московской, Свердловской, Челябинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург.
Таким образом, с 1 января 2021 года все регионы России включаются в проект прямых выплат. Это же предусмотрено и в Общенациональном плане восстановления экономики. Бухгалтерам больше не нужно будет выплачивать работникам пособие по временной нетрудоспособности и детские. Но, пока, сохранится обязанность, получить у работника и передать в фонд документы для назначения выплат. Вероятнее всего, с переходом на электронные больничные и эта обязанность сведется к подаче одного реестра.
ДОХОДЫ И РАСХОДЫ У ПОДРЯДЧИКА, ЕСЛИ ЗАКАЗЧИК ОТКАЗАЛСЯ ОТ ДОГОВОРА
(Письмо ФНС от 2 июня 2020 г. № ЕА-4-15/9054).
Если заказчик отказался от договора, он обязан оплатить выполненные работы и возместить убытки подрядчику. Полученные от заказчика суммы подрядчик должен учесть в доходах. А расходы, которые он понес в связи с частичным исполнением договора, при расчете налога на прибыль можно учесть во внереализационных расходах с учетом ограничений. Порядок возмещения затрат, связанных с отказом заказчика от договора подряда до момента сдачи работ, предусмотрен статьей 717 ГК РФ. Хорошо, если ситуация со взаиморасчетами при отказе от обязательств прописана в договоре. Если же этого нет, то заказчик обязан: пропорционально оплатить стоимость работ, исполненных до извещения о прекращении договора; возместить подрядчику убытки. При этом размер возмещения убытков ограничен разницей между договорной ценой и оплатой за исполненную работу. При этом оплаченные заказчиком убытки – это внереализационный доход у подрядчика по пункту 3 статьи 250 НК РФ.
А что делать с расходами, которые он понес в связи с работами по договору? Затраты на частично исполненную работу могут быть учтены в составе внереализационных расходов на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 265 НК РФ в сумме прямых затрат. То есть с учетом особенностей, установленных статьями 318 и 319 НК РФ об учете затрат при методе начисления и в незавершенном производстве.
С 12 ИЮНЯ ГИТ ПРИ ПРОВЕРКАХ БУДЕТ ТРЕБОВАТЬ БОЛЬШЕ ДОКУМЕНТОВ
(Приказ Роструда от 22 апреля 2020 г. № 103)
Перечень документов, которые будут требоваться при трудовых проверках, расширен. Изменение внесено в регламент проверок Роструда. Это вызвано новыми требованиями к работодателям о формировании сведений о трудовой деятельности.
В Административный регламент по проведению проверок Роструда от 13 июня 2019 года N 160 внесены изменения. В частности, из него исключено положение о том, что Роструд публикует годовой план проверок на своем сайте. Кроме этого, будут требовать документы, на основании которых в компании издаются приказы по личному составу, в том числе на прием и увольнение, и документы, участвующие в формировании информации о сотруднике, в том числе личной карточки по форме Т-2.
Это документы, подтверждающие соблюдение сторонами трудовых отношений обязательных требований. К ним отнесены: уведомления работников; должностные инструкции; трудовые книжки и (или) сведения о трудовой деятельности; бланки трудовых книжек и вкладышей в них; книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них; приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них; заявления работников; документы, представляемые при трудоустройстве; отказ в заключении трудового договора; договоры о полной материальной ответственности; приказы по личному составу; приказы о прекращении (расторжении) трудовых договоров и об увольнении работников; иные документы, на основании которых формируются сведения о трудовой деятельности и личная карточка формы Т-2. Эти документы ГИТ будет требовать в рамках проверок соблюдения трудового законодательства в части формированием сведений о трудовой деятельности. Обязанность формировать такие сведения введена с этого года.
ПОНИЖЕННЫЕ ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В ОТНОШЕНИИ СОВМЕСТИТЕЛЯ
(Информации от 22.06.2020 на официальном сайте ФНС)
Эксперты ведомства разъяснили, как применяются пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат совместителям. Налоговики напоминают, что Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ установил с 1 апреля 2020 года для субъектов малого или среднего предпринимательства пониженные тарифы страховых взносов в отношении части выплат работникам, превышающей МРОТ: на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10,0%; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования - 10,0%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 0,0%; на обязательное медицинское страхование - 5,0%.
При этом часть выплат гражданам, которая определяется по итогам каждого календарного месяца в размере меньшем или равном МРОТ, облагается по общеустановленным тарифам страховых взносов - 30%. В указанном законе не предусмотрено каких-либо исключений или особенностей для работников, работающих на половину или часть ставки. Это значит, что расчет страховых взносов по ним производится в указанном выше порядке.
CРОК ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ЗАРПЛАТНУЮ СУБСИДИЮ ЗА АПРЕЛЬ ПРОДЛЕН
(Постановление Правительства от 20.06.2020 № 894)
Получить субсидию на выплату зарплат могут организации и ИП, которые осуществляют деятельность в наиболее пострадавших из-за распространения коронавирусной инфекции отраслях. Правила предоставления субсидий утверждены правительственным постановлением от 24.04.2020 № 576 (с изменениями и дополнениями). Заявитель должен быть включен в реестр малого и среднего бизнеса и не иметь долгов по налогам, сборам и страховым взносам в сумме более 3 000 рублей. При этом ключевым является условие о количестве работников заявителя в месяце, за который выплачивается субсидия. Оно должно составлять не менее 90% количества работников в марте 2020 года или быть снижено не более чем на одного человека по отношению к этому числу. Возможность предоставления такой субсидии определяется по основному виду ОКВЭД по состоянию на 1 марта 2020 года.
Срок подачи заявок на получение зарплатной субсидии за апрель истек 1 июня 2020 года. Михаил Мишустин сообщил: «Отдельным постановлением правительства для компаний малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших отраслей мы продлеваем срок подачи заявлений на субсидии за апрель 2020 года. Теперь можно будет заявить об этом, как и за май, до 1 июля». По словам премьера, данная мера позволит получить зарплатную субсидию компаниям, у которых такое право появилось после расширения перечня наиболее пострадавших отраслей.
КОГДА ОТМЕНЯТ ДЕКЛАРАЦИЮ ПО УСН?
Декларацию по УСН отменят в июне 2021 года. Ранее планировалось, что декларацию для компаний, которые работают на УСН с объектом налогообложения доходы отменят в июле 2020 года. Госдумой уже был рассмотрен в первом чтении законопроект о внесении изменений в главу 26.2 Налогового кодекса. Но, дальнейшее рассмотрение закона ненадолго отложено. Новая дата отмены декларации по УСН вписана в план Правительства по восстановлению экономики РФ. Речь идет об отмене декларации для тех УСН компаний, которые работают с объектом налогообложения «доходы» и принимают денежные средства от клиентов через ККТ. Данные о наличной выручке компании налоговая инспекция будет получать в электронном виде от подключенных к системе онлайн касс. О поступлении денег, минуя онлайн кассы, компании смогут сообщать в личном кабинете либо проводить все поступления через кассу. В любом случае, компаниям, которые откажутся от сдачи отчетности придется вести свой личный кабинет на сайте налоговой. Это единственный способ, с помощью которого можно будет сообщить налоговикам о вычетах, положенных фирме по закону.
ФНС ЗАПУСКАЕТ НОВЫЙ РЕЕСТР МАЛОГО БИЗНЕСА
С 20 декабря 2020 года будет запущен Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки. Ведение реестра будет осуществляться Федеральной налоговой службой. Формат, на основе которого в него будут поступать данные, ФНС уже подготовила. Федеральный закон от 08.06.2020 № 169-ФЗ разрешил самозанятым получать государственную поддержку, предусмотренную для субъектов малого и среднего бизнеса. Документ внес поправки в закон о развитии малого и среднего предпринимательства (от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Также закон предполагает ведение учета сведений о самозанятых гражданах, получивших государственную поддержку, в реестрах субъектов МСП – получателей поддержки.
Этот реестр будет содержать сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, которым оказана поддержка федеральными, региональными и местными органами власти, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. В связи с этим ФНС подготовила новый электронный формат, который предназначен для представления федеральными, региональными и местными органами власти, а также корпорацией развития МСП и иными организациями сведений в ФНС о поддержке малых и средних предпринимателей, а также самозанятых. ФНС в своем сообщении также отмечает, что новый Реестр МСП-получателей поддержки является национальным проектом и создается для обеспечения открытости господдержки.
КОМПАНИИ, ПРИМЕНИВШИЕ ТАРИФ ПО ВЗНОСАМ 0%, НАЛОГОВИКИ ТЩАТЕЛЬНО ПРОВЕРЯТ
(Письмо ФНС РФ от 10.06.2020 № БС-4-11/9607).
ФНС в очередной раз дополнила контрольные соотношения для расчета по страховым взносам. Малые и средние предприятия пострадавших отраслей получили право применить нулевой тариф взносов за 2-ой квартал 2020 года. Компании, воспользовавшиеся этой льготой должны в РСВ указать код тарифа 21. Это станет «контрольной меткой» для налоговиков, и после сдачи отчетности они будут проверять, вправе ли была компания не заплатить страховые взносы за 2 квартал. Ранее ФНС разослала коды для тех, кто воспользуется правом «обнулить» страховые взносы за апрель, май, июнь: код тарифа – 21, код российского застрахованного – КВ.
УКАЗ О НОВЫХ ВЫПЛАТАХ НА ДЕТЕЙ В РАЗМЕРЕ 10 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ПОДПИСАН В.ПУТИНЫМ
Президент России Владимир Путин подписал указ о новой единовременной выплате на детей до 16 лет. Документ опубликован на сайте Кремля. Согласно указу, на каждого ребенка от 0 до 16 лет будет выплачено по 10 тыс. руб. При этом единовременная выплата не будет учитываться в составе доходов семей граждан при предоставлении им иных мер социальной поддержки.
Данным указом президент также поручил правительству обеспечить финансирование данной меры, а Пенсионному фонду — обеспечить ее реализацию. Гражданам, которые уже подавали документы на получение выплаты, делать это повторно не придется. Июльские средства будут начислены автоматически. Ранее глава государства в ходе телеобращения к россиянам заявил, что в июле граждане снова получат детские выплаты в рамках поддержки населения на фоне пандемии.? электронной и бумажной трудовой
ЗАРПЛАТНЫЕ СУБСИДИИ РАСПРОСТРАНИЛИ НА ТОРГОВЦЕВ «ПОДАКЦИЗОМ»
(Постановление Правительства РФ от 20.06.2020 № 899)
Разрешено выдавать зарплатные субсидии компаниям малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей, осуществляющим производство или реализацию подакцизных товаров. Ранее закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ о развитии малого и среднего предпринимательства устанавливал, что господдержка не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство или реализацию подакцизных товаров, а также добычу или реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ наделил Правительство РФ полномочиями предоставлять право на отдельные виды финансовой поддержки малым и средним предприятиям, осуществляющим кроме основной деятельности, производство (реализацию) подакцизных товаров и добычу (реализацию) полезных ископаемых. Теперь Правительство РФ внесло поправки в правила предоставления зарплатных субсидий, утвержденные правительственным постановлением от 24.04.2020 № 576 (с изменениями и дополнениями). Согласно новой редакции правил, зарплатные субсидии могут быть предоставлены, в том числе представителям малого и среднего бизнеса из пострадавших отраслей, осуществляющим производство или реализацию подакцизных товаров. Данная норма вступила в силу с 23 июня 2020 года.
НА КАКИЕ ЦЕЛИ МОЖНО ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ ИЗ КАССЫ?
(Письмо Центробанка от 4 июня 2020 г. № 45-19/5013)
ЦБ РФ указал, из каких источников деньги могут поступать в кассу минуя расчетный счет, и на какие цели их можно расходовать. К участникам наличных расчетов относятся юрлица, ИП и физлица. По общему правилу, согласно абзацу 1 пункта 1 Указания ЦБ № 5348-у, расчеты в наличной форме между его участниками разрешены только за счет наличности, поступившей в кассу с банковского счета. При этом расчеты с физлицом не должны иметь предпринимательской направленности (п. 1 ст. 861 ГК РФ). Из общего порядка имеются исключения (абз. 2 - 11 п. 1 Указания ЦБ № 5348-у). Они касаются разрешенных источников поступления денег в кассу, кроме расчетного счета, и возможностей их расходования на определенные цели.
Источники: выручка за реализованные товары работы и услуги; страховые премии; средства по договорам займов с МФО, ломбардами, кредитными сельскохозпотребкооперативами и потребкооперативами; возврат основной суммы долга, процентов, неустойки, штрафов и пени по договорам займов с указанными организациями; паевые взносы кредитных сельскохозпотребкооперативов и кредитных потребкооперативов.
Цели: заработная плата и соцвыплаты работникам; страховые возмещения по договорам страхования с физлицами, которые оплатили страховые премии наличными деньгами; выдача наличных денег ИП на личные и хознужды, не связанные с бизнесом; оплата товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; выдача под отчет; возврат средств за товары, неисполненные работы и услуги, оплаченные ранее наличными; выдача наличности по операциям в качестве банковского платежного агента (субагента); выдача и возврат займов, оплата процентов, неустоек, штрафов и пени по займам МФО, ломбардами в пределах 50 тыс. рублей за каждый договор (в сумме не более 1 млн. рублей в день); выдача и возврат займов и средств по договорам передачи личных сбережений, платы за их использование, а также погашение процентов, неустоек, штрафов и пени, выплата паенакоплений кредитным потребкооперативом, кредитным сельскохозпотребкооперативом в размере, не превышающем 100 тыс. рублей по каждому договору (паенакоплению) (не более 2 млн. рублей в день). В качестве примера. Кредитный сельскохозпотребкооператив при получении средств в кассу из указанных источников может выплатить наличными из кассы по одному договору займа сумму не более 100 000 рублей, но не более 2 000 000 рублей в день.
ЧТО РЕКОМЕНДУЕТ ВС ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ НДС-ВЫЧЕТА?
(Определение ВС от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2017).
Судьи сформулировали признаки недобросовестного продавца и дали рекомендации, как следует проверять поставщика, чтобы не лишиться НДС-вычета. Во-первых, покупатель должен проявлять должную осмотрительность при заключении договоров и проверять потенциальных контрагентов. Глубина проверки продавца, как отметили судьи, должна определяться в зависимости от конкретного договора. Если сделка разовая и незначительная, к примеру, закупка МПЗ, то можно ограничиться проверкой сведений по ЕГРЮЛ и сверкой паспортных данных руководителя. Если же договор крупный и длительный, то при выборе контрагента нужно оценить и условия сделки, и их коммерческую привлекательность и деловую репутацию и платежеспособность, чтобы минимизировать риск неисполнения обязательств. При крупной сделке покупатель должен проверить наличие у контрагента производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала, а также и соответствующего опыта.
Во-вторых, это проверка возможной фиктивности контрагента, когда за него всю работу выполняют другие лица. Так вот, если поставщик официально перепоручил выполнение обязательств по сделке третьему лицу на основании договора или соглашения, то за покупателем сохраняется право на вычет (п. 2 ст. 54.1 НК РФ). Другими словами, поставщик может вести реальную деятельность и не имея соответствующий ресурсов, но на основании реальных договоров с третьими лицами. Важно убедиться, что контрагент фактически осуществляет деятельность: заключает договоры, представляет бухгалтерскую и налоговую отчетность и платит налоги. Если же третье лицо действует без каких-либо правовых оснований, инспекция вправе отказать в вычетах.
Таким образом, снять вычеты инспекция может в случае, когда доказано, что покупатель знал или должен был знать о недобросовестном поведении продавца. А знать об этом можно в случае взаимозависимости или аффилированности сторон договора. То есть это третье обстоятельство, которое может может стать основанием для отказа в вычете НДС. Вывод ВС полезен мелким предприятиям и ИП. Теперь, боясь потерять вычет, можно и не отказываться от сделок с ними только потому, что у них нет ресурсов, требуемых для исполнения сделок. Главное - убедиться, что поставщик реально работает.
СЧЁТ-ФАКТУРА НЕ ПОДТВЕРЖДАЕТ РАСХОДЫ
(Письмо Минфина России от 02.06.2020 № 03-03-06/2/47120)
Счёт-фактура является обязательным документом, служащим основанием для принятия сумм НДС к вычету, а не документом, подтверждающим понесённые расходы.
В чиновники напоминают, что для учёта налоговых расходов наличие счёта-фактуры, как правило, не решает проблемы их документального подтверждения. В частности, для банков.
В соответствии с п. 5 ст. 170 НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам, работам, услугам.
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счёт-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров, работ, услуг, имущественных прав сумм НДС к вычету. Поэтому счёт-фактура является обязательным документом, служащим основанием для принятия сумм НДС к вычету, а не документом, подтверждающим понесённые расходы.
Счёт-фактура не относится к первичным учётным документам. (Хотя, например, в постановлении АС Центрального округа от 15.05.2018 № Ф10-1314/2018 было указано, что представленные обществом по финансово-хозяйственным операциям первичные учётные документы, включая счета-фактуры, соответствуют требованиям налогового законодательства для применения налоговых вычетов по НДС).
Придётся позаботиться о других документах. Так, если услуги были оказаны в электронной форме, то это может быть акт об оказании услуг, отчёт исполнителя, переписка с контрагентом, в которой содержатся соответствующие сведения. (См., например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 05.05.2017 № Ф04-908/2017). При приобретении товаров – товарный чек, товарные накладные, при выполнении работ или оказании услуг – акты.
Впрочем, если всё-таки хочется использовать возможности счёта-фактуры, то здесь можно вспомнить о таком документе как УПД. Он впервые был представлен широкой массе налогоплательщиков в совместном письме ФНС России от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@. УПД был официально согласован с Минфином России письмом от 07.10.2013 № 03-07-15/41644. Чиновники посчитали, что данные форм ТОРГ-12, М-15, ОС-1, товарный раздел ТТН могут быть объединены со счётом-фактурой. Соответственно, УПД можно оформлять, в том числе, отгрузку товаров с транспортировкой и передачей товара покупателю. Такой документ может одновременно служить целям и получения вычета по НДС, и подтверждения расхода в целях налогообложения прибыли. (См., например, постановления АС Центрального округа от 23.08.2018 по делу № А14-17540/2017, АС Московского округа от 16.11.2016 по делу № А41-65117/2016 и 17-го арбитражного апелляционного суда от 17.11.2016 № 17АП-14242/2016-АК).
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: ЧАСТИЧНЫМ ДОХОДАМ – ЧАСТИЧНЫЕ РАСХОДЫ
(письмо Минфина России от 22.05.2020 № 03-03-06/1/42773)
Доходы от частичного погашения приобретенного права требования, полученного по решению суда, учитываются в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся. При этом в составе расходов того же периода учитываются расходы по приобретению права требования долга пропорционально погашаемой части задолженности.
Чиновники разъяснили, как учитывать расходы на приобретение права требования, если впоследствии оно продано, а доход от продажи поступает по частям. Особенности определения налоговой базы при уступке и переуступке права требования установлены в ст. 279 НК РФ. Здесь – в п. 3 – указано, что при дальнейшей реализации права требования долга налогоплательщиком, купившим его, указанная операция рассматривается как реализация финансовых услуг. Доход от реализации финансовых услуг определяется как стоимость имущества, причитающегося этому налогоплательщику при последующей уступке права требования или прекращении соответствующего обязательства. При этом при определении налоговой базы можно уменьшить доход, полученный от реализации права требования, на сумму расходов по его приобретению. Выручка от реализации имущественных прав признаётся доходом от реализации. Она определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчётами за реализованные имущественные права.
В рассматриваемом письме налогоплательщик взыскивал с должника по приобретённому праву требования средства в судебном порядке. (Скорее всего, что первоначальный владелец права предпочёл продать его именно по этой причине, и, скорее всего, с большой скидкой; а теперь новый владелец «выбивает» долг).
Так вот, чиновники ответили, что особого порядка определения налоговой базы при уступке или переуступке права требования в случае взыскания долга через суд ст. 279 НК РФ не содержит. При этом, как считают в Минфине России, в случае если налогоплательщик получил от должника соответствующие суммы во исполнение судебного решения, то такие поступления следует рассматривать как частичное погашение приобретённого права требования.
Доходы от частичного погашения учитываются в том периоде, к которому они относятся. При этом, главное, в составе расходов того же периода учитываются расходы по приобретению права требования долга пропорционально погашаемой части задолженности по праву требования.
Эта позиция не нова. Она содержится также в письме Минфина России от 09.06.2018 № 03-03-06/1/39792. В этом письме чиновники отметили важную деталь. Если часть задолженности была прощена, то для целей налогообложения расходы по приобретённым правам требования в части, относящейся к прощённой задолженности, не будут учитываться на основании ст. 270 НК РФ как расходы, связанные с безвозмездной передачей имущества.
Можно ли из этого предположить, что если часть стоимости приобретённого права не получится взыскать с должника никаким образом, то и пропорциональную часть расходов на его приобретение тоже учесть в налоговых расходах не получится? Нет, в таком случае, по нашему мнению, в размере оставшихся не учтённых затрат образуется убыток, который учитывается в целях налогообложения прибыли - пп. 7 п. 2 ст. 265, п. 2 ст. 268 НК РФ.
АГЕНТ – ЛИШНИЙ
(Определение Верховного Суда РФ от 18.06.2020 № 306-ЭС20-7208 по делу № А65-7790/2019, ООО ««Камгэс-Инжиниринг»)
Заключение агентского договора не обусловлено разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), а единственным мотивом его заключения явилось намерение общества получить необоснованную налоговую выгоду.
Основанием для доначисления налогоплательщику НДС, соответствующих сумм пени и штрафов послужил вывод налогового органа о неуплате НДС в размере 16 759 016 руб. с агентского вознаграждения, полученного от контрагента, поскольку на сумму агентского вознаграждения завышены цены поставляемых товарно-материальных ценностей. Одновременно налоговый орган пришёл к выводу, что общество, используя гражданско-правовые инструменты, создал ситуацию, при которой заключение ряда договоров позволило обществу вернуть денежные средства, завуалированные под агентское вознаграждение, ранее уплаченные за поставку товаров.
Судами установлено, что одновременно с договором поставки товаров обществом с данным контрагентом был заключен агентский договор, по которому общество выступает в качестве субагента, а поставщик - агента. С учетом подп. 1 п.1 ст. 146 и п. 1 ст. 156 НК РФ общество обязано было исчислить НДС в размере 16 759 016 руб. с полученного агентского вознаграждения. Обстоятельства неуплаты НДС с сумм агентского вознаграждения заявителем не оспариваются.
Вместе с тем, начисляя НДС по агентскому вознаграждению, налоговый орган приводит доводы о том, что созданная ситуация позволила вернуть часть уплаченных денежных по договорам поставки товаров. Поскольку поставщик товаров не является производителем поставляемых товаров или официальным дилером, а приобретает их через посредника, фактически получая от непосредственных производителей. Суды указали, что факт получения товаров непосредственно от производителей, без участия посредников, свидетельствует о том, что был создан формальный документооборот; общество имело возможность заключить договоры непосредственно с поставщиками.
Судами отмечено, что само по себе приобретение товаров через посредников не может служить доказательством получения необоснованной налоговой выгоды, но в ситуации, когда целью заключения одного договора является завуалированный возврат денежных средств по другому договору, вина налогоплательщика в получении необоснованной налоговой выгоды становится очевидной.
Налоговым органом установлено, что часть денежных средств, уплаченных обществом поставщику (посреднику), была возвращена обществу, как ошибочно перечисленные, тогда как данная сумма являлась оплатой за поставленные товары и не являлась излишне уплаченной. Фактически для легализации возращенных денежных средств и был формально заключен агентский договор. согласно которому общество выступает в качестве субагента, поставщик - агента. По условиям договора субагент обязуется совершить фактические действия, направленные на продвижение реализуемого агентом оборудования, согласно представленным каталогам и прайс-листам, путём использования на реализуемых объектах оборудования агента. Субагент не оказывал услуги по продвижению реализуемого оборудования; поставка товара осуществлялась на указанный в договоре строительный объект.
Суды пришли к верному выводу о том, что заключение агентского договора не обусловлено разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера), а единственным мотивом заключения указанного агентского договора явилось намерение общества получить налоговую выгоду, которая в данном случае не может быть признана обоснованной.
Довод общества о наличии права на налоговый вычет был рассмотрен судами и обоснованно отклонен, поскольку материалами дела не подтверждается реальность вышеуказанных хозяйственных операций, отсутствуют основания для признания полученной заявителем налоговой выгоды обоснованной.