НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 31, 2019
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 31, 2019
для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста
за неделю с 29 июля по 02 августа 2019 года
Определена единая дата списания безнадёжного долга в целях НДФЛ
(Федеральный закон от 26.07.2019 г. № 210-ФЗ)
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ датой фактического получения дохода физического лица день списания безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику.
С 01 октября 2019 года указанная норма изложена в новой редакции: датой фактического получения дохода признаётся день прекращения полностью или частично обязательства налогоплательщика по уплате задолженности в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию. А это значит, что установлена единая дата списания безнадёжного долга для взаимозависимых и иных лиц.
Как определить численность работников при совмещении ПСН и ЕНВД?
(п. 17 «Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного суда Российской Федерации и Верховного суда Российской Федерации, принятых в первом полугодии 2016 года по вопросам налогообложения»)
При применении патентной системы налогообложения индивидуальный предприниматель вправе привлекать наёмных работников. При этом средняя численность наёмных работников не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым индивидуальным предпринимателем. Поскольку ограничение по численности не может распространяться на иные режимы налогообложения, то при совмещении ПСН с ЕНВД следует вести раздельный учет средней численности работников, занятых в видах предпринимательской деятельности, облагаемых в рамках ПСН и в рамках ЕНВД.
Требования главного бухгалтера по оформлению документов обязательны для всех работников
(Федеральный закон от 26.07.2019 г. № 247-ФЗ)
Федеральным законом от 26.07.2019 № 247-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». В частности, в новой редакции ст. 9 Закона № 402-ФЗ установлено, что требования в письменной форме главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта, либо лица, с которым заключён договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, представления документов (сведений), необходимых для ведения бухгалтерского учёта, обязательны для всех работников экономического субъекта.
«Энергоэффективная» льгота по налогу на имущество не применяется к нежилым зданиям
(Определение Конституционного суда РФ от 02.07.2019 г.)
Конституционный Суд РФ Определении от 02.07.2019 № 1832-О подтвердил, что льгота, которая освобождает объекты недвижимости высокого класса энергетической эффективности от налогообложения, не распространяется на нежилые здания, строения, сооружения. Ранее Верховный Суд РФ указал организации, что энергетические паспорта торгового центра не могут служить основанием для применения соответствующей льготы по налогу на имущество. Он подтвердил, что класс энергетической эффективности определяется (Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ) только в отношении многоквартирных домов и товаров (оборудования или иного движимого имущества). То есть льгота, предусмотренная п. 21 ст. 381 НК РФ, направлена на стимулирование использования современного энергоэффективного оборудования, повышение энергетической эффективности жилой недвижимости, но не предназначена для объектов коммерческого назначения.
Расходы на создание социальной инфраструктуры признаются в целях налогообложения прибыли
(Федеральный закон от 26.07.2019 г. № 210-ФЗ)
Федеральным законом от 26.07.2019 № 210-ФЗ с 01 октября 2019 года в перечень внереализационных расходов включены расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность — подп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ. Такие расходы признаются в налоговом учёте на дату передачи таких объектов.
На сайте ФНС России опубликованы наборы открытых данных компаний за 2018 год
(www.nalog.ru)
На сайте ФНС России размещены наборы открытых данных за 2018 год о среднесписочной численности работников компаний, специальных налоговых режимах, применяемых ими, а также об их участии в консолидированной группе налогоплательщиков. Информация из последних двух наборов также добавлена в сервис «Прозрачный бизнес».
Впервые эти сведения были размещены 01.08.2018 года. За это время к ним обратилось более 262 тысяч пользователей. Организации активно используют эту информацию в своих справочных и аналитических системах, а также в сервисах. Она помогает им выбирать надежных партнеров для успешной деятельности.
Чек ККТ не даёт права на вычет НДС
(письмо Минфина РФ от 08.07.2019 г. № 03-07-11/49983)
Минфин России настаивает, что вычет НДС на основании кассового чека невозможен.
Письмом Минфина России от 08.07.2019 № 03-07-11/49983 чиновники категорически подтверждают своё нежелание признавать чек ККТ документом, способным предоставить налогоплательщику право на вычет НДС.
В п. 1 ст. 172 НК РФ установлено, что вычеты сумм НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при реализации товаров, работ, услуг, или на основании иных документов, в том числе, в случае осуществления указанных расходов.
Согласно п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчётах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, при приобретении услуг по проезду к месту служебной командировки и обратно, а также найму жилого помещения в этот период, в Книге покупок регистрируются заполненные бланки строгой отчётности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включённые им в отчёт о служебной командировке.
Таким образом, основанием для вычета НДС, уплаченного при приобретении услуг по найму жилого помещения в период служебной командировки работников, являются счёт-фактура и документы, подтверждающие фактическую уплату налога, в том числе кассовый чек с выделенной в нем суммой НДС, или бланк строгой отчётности, оформленный на командированного сотрудника, в котором указан НДС. При этом кассовый чек не является основанием для вычета указанных сумм НДС и, соответственно, не подлежит регистрации в Книге покупок.
Ничего нового по сравнению с письмом Минфина России от 23.11.2018 № 03-07-11/84787.
При этом чиновники упорно игнорируют:
- Определение КС РФ от 02.10.2003 № 384-О, где указано, что счёт-фактура не является единственным документом для получения вычета, и для этого могут использоваться и другие документы;
- Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 № 17718/07, где судьи прямо указали на возможность заявить к вычету входной НДС и без счёта-фактуры по кассовому чеку на основании п. 7 ст. 168 НК РФ.
(См., также, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.09.2013 по делу № А56-4764/2013 и ФАС Московского округа от 23.08.2011 № КА-А41/7671-11 по делу № А41-19919/10).
Чиновники также игнорируют тот факт, что Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ, согласно которым бланк строгой отчётности приравнен к кассовому чеку – ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ.
В общем, в связи с незначительностью сумм вычета обращаться в арбитражный суд вряд ли целесообразно и остаётся только ждать, что чиновники рано или поздно признают возможность вычета НДС на основании чека ККТ.
Суд разрешил налоговикам изымать у налогоплательщиков системные блоки, флешки и диски
(Определение Верховного суда РФ от 10.07.2019 Г. № 305-ЭС19-11972
По делу № А40-36991/2018, ООО Холдинговая компания «ИнжСтройНадзор»)
Верховный Суд РФ отказался признавать незаконными действия налогового органа по выемке у налогоплательщика системных блоков, флэш-накопителей и иных электронных носителей информации, а также по копированию содержащейся в них сведений. Соответствующее решение закреплено в определении от 10.07.2019 № 305-ЭС19-11972.
Суд подтвердил, что налоговые органы при проведении выемки вправе не ограничиваться исключительно бумажными документами и могут изъять у налогоплательщика электронные носители информации.
Судьи пояснили, что статья 31 НК РФ разрешает налоговым органам требовать от налогоплательщика документы в электронной форме, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
При этом статья 93 НК РФ разрешает налоговым органам в случае отказа проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставления их в установленные сроки производить выемку необходимых документов.
В связи с этим налоговые органы при наличии объективных оснований вправе проводить выемку предметов и документов, своевременно не представленных налогоплательщиком по требованиям налогового органа. Соответственно, изымаемыми предметами могут быть системные блоки, флэш-накопители и иные электронные носители информации.
Справочно:
По общему правилу организации и ИП должны предоставлять запрошенные ИФНС документы в течение 10 дней. При невозможности представить в указанный срок запрошенных документов плательщик должен направить в ИФНС уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС от 24.04.2019 № ММВ-7-2/204@.
В уведомлении необходимо указать причины, препятствуют представлению документов (ЧС, утраты, изъятие правоохранительными органами и т.д.). Если налогоплательщик ранее уже предоставлял истребуемые документы, он может их повторно не направлять в ИФНС. Вместо документов в налоговый орган необходимо направить уведомление о том, что истребуемые документы (информация) были представлены ранее (п. 5 ст. 93 НК РФ).
При необоснованном отказе от предоставления документов ИФНС может произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). При изъятии подлинников документов с них изготавливают копии, которые передаются лицу, у которого они изымаются.
При невозможности изготовить копии ИФНС должна вернуть подлинники в течение 5 дней после изъятия. Не допускается выемка документов в ночное время, а также выемка документов, которые не имеют отношения к предмету налоговой проверки.
Налоговая инспекция вправе изъять документы налогоплательщика у взаимозависимой с ним организации
(Информация ФНС России)
Верховный Суд РФ подтвердил, что инспекция имела право изъять документы налогоплательщика у взаимозависимой с ним организации. В рамках выездной проверки инспекция изъяла документы и носители информации (жесткие диски, usb-накопители), которые принадлежали не только налогоплательщику, но и его контрагенту. Она посчитала, что их могли уничтожить или скрыть, так как вместе с несколькими организациями налогоплательщик являлся предполагаемым участником схемы уклонения от уплаты налогов. Контрагент проверяемой компании обратился в суд. Суды, отказав в удовлетворении требований, указали, что налоговый орган действовал в соответствии с законодательством (ст. 31, 94 НК РФ). Суды учли довод инспекции, что налогоплательщик и его контрагент занимают одни и те же офисы, одни и те же лица управляли денежными потоками и отвечали за бухгалтерский и налоговый учёт, из чего следовал вывод, что эти компании взаимозависимы.
Как документально обосновать расходы на ГСМ
(письмо УФНС по Москве от 09.07.2019 г. № 16-15/116577@)
УФНС по Москве уточнила, как компания может документально подтвердить расходы на приобретение ГСМ в целях налога на прибыль.
В письме от 09.07.2019 № 16-15/116577@ ведомство отмечает, что НК РФ не установлены конкретные виды документов, которые могут использоваться в качестве первичных учетных документов для подтверждения фактов хозяйственной жизни, а также порядок их оформления.
При этом статья 9 закона о бухучете (от 06.12.2011 № 402-ФЗ) устанавливает, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, определяемым руководителем организации. Также указанная статья содержит перечень обязательных реквизитов первичного документа.
Кроме того, обязательными к применению продолжают оставаться формы первичных учетных документов, утвержденные органами власти на основании других федеральных законов.
Одним из первичных документов, подтверждающих произведенные расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, является путевой лист. Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса от 18.09.2008 № 152. Этот порядок обязателен для применения организациями автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в том числе для подтверждения расходов в целях налогообложения прибыли.
Другие компании также вправе использовать путевые листы в качестве одного из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. При этом данный порядок необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения прибыли.
Вместе с тем налогоплательщики вправе использовать и иные документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства РФ, подтверждающие произведенные расходы и их связь с деятельностью, направленной на получение дохода.
Справочно:
Путевой лист в настоящее время является основным документом, подтверждающим расходы организации на приобретение ГСМ. Путевой лист должен оформляться на каждое транспортное средство, используемое для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа.
Он оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены. Но если в течение смены водитель совершает несколько рейсов, лист должен оформляться до начала первого рейса. В листе указывается тип транспортного средства, дата, время и показания одометра. Дата и время предрейсового контроля транспортного средства проставляются контролером, проводившим соответствующий контроль.
При этом Минфин все же допускает, что расходы на ГСМ можно подтвердить даже при отсутствии путевых листов (письмо от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).
Такие расходы можно подтвердить документами, в которых отражены данные приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС. Также могут использоваться любые иные системы навигации, позволяющие достоверно определить пройденный автотранспортным средством путь.
Пени – это не мера юридической ответственности
(Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2019 № 305-ЭС19-7439 по делу № А40-188022/2017, ПАО «Татнефть» имени В.Д. Шашина)
Верховный Суд напомнил, что правовая природа пени отлична от штрафных санкций и взимаются в целях компенсации потерь казны.
Верховный Суд РФ при рассмотрении дела о таможенных платежах напомнил, что пени взимаются в целях компенсации потерь казны, вызванных несвоевременным поступлением таможенных пошлин и налогов (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18).
Правовая природа взимания пеней как правовосстановительной меры, применяемой в целях компенсации потерь бюджета в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога, а не меры юридической ответственности за виновное поведение, также определена в ряде решений Конституционного Суда РФ (Постановления от 17.12.1996 № 20-П и от 15.07.1999 № 11-П, Определения от 04.07.2002 № 202-О, от 08.02.2007 № 381-О-П и от 07.12.2010 № 1572-О-О).
Изложенная в данных решениях правовая позиция не может не учитываться, поскольку налоги и таможенные пошлины выступают обязательными публично-правовыми платежами в бюджет, взимаемыми на основании ст. 57 Конституции РФ, и само по себе различие в классификации доходов бюджета (отнесение таможенных пошлин в состав неналоговых доходов) не свидетельствует о наличии оснований для придания пеням, взимаемым в соответствии с Законом о таможенном регулировании, характера штрафной санкции.
Таким образом, обязанность по уплате пеней является дополнительной (производной) по отношению к обязанности по уплате соответствующих таможенных платежей и возникает не по факту совершения того или иного нарушения таможенного законодательства, а в случаях, когда неуплата таможенных платежей привела к возникновению потерь в доходах бюджета, требующих компенсации. Следовательно, при оценке правомерности направления требования об уплате пеней должно приниматься во внимание не только неисполнение (несвоевременное исполнение) Обществом обязанности по уплате таможенных платежей, но и состояние расчетов плательщика с бюджетом в период между возникновением обязанности по уплате таможенных платежей и ее исполнением.
Следует признать правильным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для начисления Обществу пеней, поскольку на момент возникновения обязанности по уплате таможенных платежей в федеральном бюджете находились авансовые платежи, поступившие от Общества, превышающие по своему размеру величину произведенных Обществу доначислений, то есть состояние расчетов свидетельствовало об отсутствии потерь бюджета.