НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 30, 2020

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 30, 2020

2020.06.15

ГК «Фин-Аудит» Новости законодательства Новостная лента № 30, 2020

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 08 июня по 14 июня  2020 года

 

Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ освободил пострадавший малый и средний бизнес от налогов за 2 квартал

Примечание: поправки касаются любых ИП из пострадавших отраслей, в том числе, относящихся к крупному бизнесу.

Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ освобождает пострадавший бизнес от налогов за второй квартал этого года и вносит некоторые поправки в НК.

  1. Малые и средние пострадавшие организации, любые пострадавшие ИП, социально ориентированнные НКО (получающие субсидии и гранты) освобождаются от уплаты:
  • подлежащих уплате во 2 квартале ежемесячных авансов по налогу на прибыль, а также – ежемесячных авансов, исчисляемых из фактической прибыли – за месяцы второго квартала, а также квартального аванса за полугодие за вычетом уплаченного за 1 квартал. При этом неуплаченные авансы будут учитываться при расчете следующих как уплаченные;
  • акцизов, НДПИ за апрель-июнь;
  • водного налога, торгового сбора, ЕНВД за 2 квартал;
  • аванса по ЕСХН за полугодие, а также авансов по УСН, по НДФЛ (уплачиваемому ИП) за полугодие за вычетом аванса за 2 квартал. Неуплаченные авансы будут учитываться как уплаченные, в том числе, при расчете налога за год;
  • транспортного, земельного, налога на имущество за период владения объектами, используемыми в бизнесе, с 1 апреля по 30 июня 2020 года
  • плата за патент при ПСН рассчитывается без апреля, мая и июня 2020 года.
  1. Для этих же лиц устанавливается нулевой тариф всех страхвзносов с зарплат работников за апрель – июнь 2020 года.
  2. Пострадавшим ИП уменьшаются страховые взносы в ПФ, уплачиваемые за себя. Фиксированный размер в 2020 году составит 20 318 рублей. Это – снижение исходной суммы по взносам в ПФ (32448) на 1 МРОТ. При этом взносы в ФФОМС остаются на прежнем уровне. В итоге надо будет уплатить 28744 рубля в виде всех взносов "за себя" за 2020 год.
  3. От НДФЛ (который платят ИП на общей системе), от налога на прибыль и при УСН освобождена матвыгода при "прощении" долгов по условно-невозвратному льготному кредиту, полученному в течение 2020 года на возобновление деятельности.
  4. НДФЛ также не надо платить с суммы возвращаемого налога на профдоход за 2019 год.

ФНС обращает внимание: отменили только уплату, а посчитать налоги и отчитаться все равно надо. Никто не освобожден от уплаты НДС и НДФЛ с доходов работников!

Налоговая служба подчеркнула: "налогоплательщики не освобождены от представления налоговых деклараций с исчисленными суммами налогов". При этом для освобождения от уплаты налогоплательщику делать ничего не нужно. Налоговый орган самостоятельно обнулит все исчисленные в представленных декларациях суммы, и в вашем состоянии расчетов с бюджетом данные отражаться не будут.

 

Принят очередной антикризисный закон: арендаторам, родителям, малому бизнесу

(Федеральный закон от 08.06.2020 № 166‑ФЗ)

  1. С июня минимальные пособия по уходу за ребенком увеличены с 1500 до 6752 рублей. Это касается уволенных в период беременности или ухода за ребенком и ряда других лиц.
  2. Социальные НКО в форме фондов освобождаются от обязательного аудита за 2019 год (кроме ситуаций, когда аудиторская организация или индивидуальный аудитор начали исполнять договор до 1 мая 2020 года), а любые НКО смогут выбирать аудитора заочно.
  3. Малому и среднему бизнесу разрешается попозже платить большую часть админштрафов. На оплату отводится 180 дней. Это не касается штрафов за антикарантинные и "дорожные" нарушения.
  4. Увеличивается на 12130 рублей годовой вычет самозанятым. Эту меру ФНС реализует в виде бонусов, начисленных в приложении "Мой налог".
  5. Тем, кто по факту является малым или средним, но по каким-то причинам (например, не отчитался) не попал в реестр МСП, разрешено оказаться там во внеплановом порядке – для этого надо сдать недостающую отчетность за 2018 год до 30 июня.
  6. Арендаторам разрешено безубыточное расторжение договора аренды. Такое право привязано к списку пострадавших отраслей, но касается любого имущества (включая частное). Сначала арендатор может потребовать уменьшения платы. Если согласие в этом вопросе с арендодателем не достигнуто, то разрешено досрочно расторгнуть договор без неустойки, убытков или иных штрафных санкций. Обеспечительный платеж не будет возвращаться арендатору.
  7. У добросовестных арендаторов государственного и муниципального имущества появилась возможность пролонгировать договоры на выгодных условиях. Кроме того, если субъект МСП арендует такое имущество и выкупает его в рассрочку, то может обратиться за еще большим "размазыванием" сроков. 

 

ФНС России разъяснила порядок использования налогового бонуса для самозанятых

(Информаци ФНС РФ в специальном разделе сайта «Налог на профессиональный доход»)

В специальном разделе сайта ФНС "Налог на профессиональный доход" появились разъяснения для самозанятых.

Всем плательщикам налога на профессиональный доход предоставлен дополнительный налоговый капитал (бонус) в размере одного МРОТ (12 130 рублей). Эта мера поддержки предусмотрена Федеральным законом от 08.06.2020 № 166‑ФЗ.

Он действует до конца 2020 года и предназначен исключительно для уплаты налога на профессиональный доход (в том числе задолженности и пени по нему), начиная с июля.

Дополнительный налоговый бонус предоставляется всем зарегистрированным самозанятым гражданам, а также тем, кто будет регистрироваться в 2020 году.

Дополнительный налоговый бонус суммируется с неиспользованным налоговым бонусом, полученным при регистрации. Сумму налогового бонуса нельзя вывести на банковскую карту или использовать в других целях, в том числе для оплаты других налогов, например, за квартиру или транспорт.

Суммарный налоговый бонус в 2020 году уменьшает в полном объеме сумму начисленного налога, задолженности и пени до его полного использования. ФНС России обращает внимание, что налог за май, начисленный в июне, уплачивается по старой схеме с уменьшением ставки за счет полученного при регистрации неиспользованного налогового бонуса, а именно - уменьшает налоговую ставку на 1% в отношении доходов, полученных от физических лиц, и на 2% - в отношении доходов, полученных от юридических лиц и ИП. При этом дополнительный налоговый бонус пока еще учитываться не будет. Более подробные ответы на эти и иные вопросы размещены в специальном разделе сайта «Налог на профессиональный доход».

 

Самозанятые дождались поправок в закон о развитии малого и среднего предпринимательства

(Закон от 08.06.2020 № 169-ФЗ)

Закон от 08.06.2020 № 169-ФЗ распространяет государственную поддержку, предусмотренную для субъектов малого и среднего бизнеса, на самозанятых граждан. Документ содержит поправки в закон о развитии малого и среднего предпринимательства (от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Эти поправки распространяют на самозанятых перечисленные в законе меры государственной поддержки (финансовой, имущественной, информационной, консультационной и образовательной).

В частности вводится отельная статья 14.1, которая создает правовые основы для государственной поддержки физических лиц, не являющихся ИП и применяющих специальный налоговый режим для самозанятых «Налог на профессиональный доход». Одновременно закон содержит положения о включении мер поддержки самозанятых в государственные программы (подпрограммы), содержащие мероприятия, направленные на развитие МСП. Также закон предполагает ведение учета сведений о самозанятых гражданах, получивших государственную поддержку, в реестрах субъектов МСП – получателей поддержки.

  

Изменен порядок расчета больничных и пособий по уходу до 1,5 лет

(Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 175-ФЗ вступит в силу 19 июня 2020 года)

Правила расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет изменятся. Внесена поправка в Закон об обязательном социальном страховании № 255-ФЗ.

При расчете суммы пособия исходя из МРОТ будут учитывать районные коэффициенты. Установлено новшество при исчислении среднего заработка при расчете пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Новшества коснутся случая, когда работник за два предшествующих календарных года не имел заработка, или его средний заработок за этот период в расчете за полный календарный месяц был ниже федерального МРОТ на день наступления страхового случая (или МРОТ с учетом районных коэффициентов для соответствующих регионов).

Средний заработок в этих случаях нужно будет принимать равным федеральному МРОТ на день наступления страхового случая. В районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, этот средний заработок принимается в размере, равном МРОТ с учетом коэффициентов. При работе застрахованного на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний заработок для исчисления пособий определяется пропорционально продолжительности рабочего времени. Однако что касается пособия по уходу за ребенком, то во всех случаях оно не может быть меньше установленного минимального размера.

  

Как заполнить РСВ, учитывая нулевые взносы за второй квартал: ФНС дала коды

(Письмо ФНС РФ от 09.06.2020 № БС-4-11/9528@).

Код тарифа – 21, код для российских граждан – КВ. Малые и средние пострадавшие организации, любые пострадавшие ИП, социально ориентированнные НКО (получающие субсидии и гранты) освобождаются от уплаты ряда налогов за 2 квартал, также для этих лиц установлен нулевой тариф взноса за этот же квартал. Такой закон 172-ФЗ принят на этой неделе.

В форму и порядок заполнения РСВ официальных изменений, конечно, пока никто не вносил, поэтому ФНС письмом направила коды для применения указанного нулевого тарифа. Кстати, действует он как для зарплат в пределах годового лимита, так и сверх предельной базы.

Код тарифа плательщика страховых взносов будет "21".

Коды категории застрахованного лица:

  • КВ – физические лица, с вознаграждений которым исчисляются взносы согласно 172-ФЗ;
  • ВЖКВ – застрахованные в системе ОПС лица из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно проживающие в РФ, а также временно пребывающие беженцы, по которым также применяется нулевой тариф;
  • ВПКВ – иностранные или "бездомные" граждане (кроме высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие в РФ, чья зарплата также облагается по 172-ФЗ.

Эти коды применяются при представлении расчета за полугодие 2020 года Что касается освобождения от налогов – там система другая: налоговики ждут декларации с исчисленными к уплате суммами. Кому что можно не платить – пробивается по ИНН в новом сервисе ФНС.

Примечание: для малого и среднего бизнеса (не только пострадавшего) установлены пониженные тарифы, из-за которых ФНС уже давала другие временные коды (тоже начиная с расчета за полугодие), а также появились новые контрольные соотношения. Начиная с отчетности за 1 квартал форма расчета была обновлена и больше не менялась.

 

Некоторым не дают субсидии на работников, потому что расчетный счет открыт 6 лет назад

(Письмо ФНС РФ от 4 июня 2020 г. № БС-4-19/9246@).

ФНС ответила на вопросы инспекций – как оказалось, некоторые проблемы налоговиков перекладываются на получателей субсидии.

Речь идет о выплатах малым и средним пострадавшим в размере по 1 МРОТ на каждого работника, если их число по сравнению с мартом снизилось не более чем на 10% или не более чем на 1 человека.

Если ИП послал скан заявления через личный кабинет юрлица – заявление принимается в работу. Главное, чтобы оно было по форме. Путь поступления не столь важен. Если же не по форме – то ИП получит предложение ее соблюсти. Аналогичный ответ ФНС дала и на такой вопрос: "Что делать с заявлением, поступающим по ТКС, подписанным электронной подписью, и содержащим только заполненную форму (pdf или word) без скана подписи заявителя?"

И еще кстати немаловажно: надо податься в "свою" налоговую. В противном случае заявление рассмотрят как обращение и предложат направить заявление в "правильную" налоговую. То же самое – если заявление ошибочно отправилось через ЛК в виде обращения.

Следующий ответ вызывает недоумение. Оказывается, в базе ФНС есть сведения лишь о тех расчетных счетах, которые открыты с июля 2014 года. И если в заявлении на субсидию указан счет, открытый до июля 2014 года – в субсидии откажут. При этом предложат указать счет, реквизиты которого есть у налоговиков. ФНС полагает, что ничего страшного, что придется открыть новый счет. Заявление тоже надо будет подать повторно.

Вместе с тем, если ИП указал счет, открытый ему как физлицу, и если этот счет есть в базе ФНС, то заявление рассмотрят. Может ли это само по себе стать основанием для отказа в субсидии – ФНС прямо не сказала.

Если вдруг в заявлении указано сразу два месяца – инспектор должен их ввести в систему так, как написал заявитель. Правда, ФНС не ответила, каковы дальнейшие перспективы (ведь на субсидию за апрель надо податься в мае, за май – в июне – это предусмотрено постановлением).

Когда кто-то подал заяву сначала по ТКС, но потом решил, что этого недостаточно, и для верности подал еще и на бумаге: сначала примут решение по первому по времени поступления. Второе воспримут как корректирующее. Отказ по нему будет, только если по первому заявлению решение положительное

 

Льготные ставки страховых взносов не применяются взаимозависимыми лицами

(Письмо ФНС № БС-4-11/8321@ от 20.05.2020)

Если налоговыми органами будет установлено, что пониженные страховые взносы применяются взаимозависимыми лицами, права применять льготу по страховым взносам у таких компаний не будет.

Налоговая служба подчеркивает, что дробление бизнеса возможно только в том случае, если оно производится не с целью уменьшения налоговых обязанностей.

У представителей малого и среднего предпринимательства с 01.04.2020 появилось право отчислять страховые взносы по пониженным тарифам в части выплат, превышающих МРОТ. На такой порядок можно переходить с 1-го числа месяца, в котором сведения о компании занесены в реестр МСП, но не раньше 1 апреля 2020 года. При заполнении РСВ со льготными страховыми взносами нужно будет отразить код тарифа «20».

  

Социальная инфраструктура и налог на прибыль

(Письмо Минфина России от 12.05.2020 № 03-03-06/1/38161)

Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций только на расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность.

Минфин дал разъяснения по поводу учёта в целях налога на прибыль расходов на создание объектов социальной и иных инфраструктур, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность. (Такие «добровольно-принудительные» обязательства, которые инвесторы принимают на себя, чтобы получить от государства право на реализацию какого-то коммерчески интересного проекта).

В соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей, если иное не предусмотрено в гл. 25 НК РФ.

Федеральным законом от 26.07.2019 № 210-ФЗ в НК РФ был добавлен пп. 19.4 п. 1 ст. 265 НК РФ. С 01.01.2020 в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность. А датой признания таких расходов будет считаться дата передачи в государственную или муниципальную собственность объектов социальной инфраструктуры – пп. 11 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Чиновники разъясняют, что налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль только на расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность. При этом расходы на создание объектов иных инфраструктур, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

А что это за иные объекты инфраструктуры? А это можно понять из изменений, внесённых в порядок предоставления инвестиционного налогового вычета тем же федеральным законом. В качестве вычета (если такой вычет введён законом субъекта РФ) можно будет заявить не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры. При этом создание указанных объектов должно быть обязательством, предусмотренным условиями договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья.

 

Уплаченные поручителем проценты за кредит не учитываются в целях налогообложения прибыли

(Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.05.2020 по делу № А25-1871/2018, ООО «ЮгТрансСтрой»)

Сумма, уплаченная обществом как поручителем в порядке погашения задолженности другой организации — заёмщика перед банком по уплате процентов за пользование кредитом, не может относиться к числу внереализационных расходов общества, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, но может быть признана убытком в качестве безнадежного долга при соблюдении установленных условий.

Решением налогового органа, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки, обществу в том числе доначислен налог на прибыль организаций. Инспекция исключила из состава внереализационных расходов за 2014 год сумму 2 335 068 руб., уплаченную обществом как поручителем в порядке погашения задолженности другой организации - заёмщика перед банком по уплате процентов за пользование кредитом.

Общество обжаловало решение в судебном порядке. По мнению общества, поручительство – это не услуга, а способ исполнения обязательства, соответственно, сумма внереализационных расходов определена обществом правомерно как фактически понесённые в соответствующем налоговом периоде.

Суды установили, что для обеспечения выполнения заёмщиком своих обязательств по кредитному договору между обществом (поручитель) и банком заключён договор поручительства, согласно условиям которого общество приняло на себя обязательство отвечать перед банком за надлежащее исполнение заёмщиком обязательств по кредитному договору, включая возврат кредита, уплату процентов за пользование кредитом. В соответствии с договором поручительства и письмом заёмщика общество уплатило банку проценты по кредиту за декабрь 2014 года в сумме 2 335 068 руб., включив их во внереализационные расходы.

Суды правомерно признали обоснованной позицию инспекции, согласно  которой кредит получен не обществом, а другой организацией, и спорная сумма уплачена обществом в погашение  процентов не по своим долговым обязательствам и, соответственно, не могут относиться к числу внереализационных расходов общества, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ.  

Суды отметили, что в силу п. 1 ст. 365 Гражданского кодекса у общества в отношении заёмщика возникли регрессные требования, а у последнего – обязательства по уплате обществу долга. При этом положения подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ не относят к числу внереализационных расходы по уплате процентов по долговым обязательствам иного лица (а не самого налогоплательщика) в соответствии с договором поручительства.

Задолженность по договору поручительства не может быть признана заёмным обязательством (по кредитному договору). Отношения между должником и поручителем по операциям поручительства фактически являются разновидностью прочих услуг, связанных с финансовым посредничеством.

Уплаченные обществом в качестве поручителя за должника проценты за пользование кредитом можно отнести к внереализационным расходам для целей налогообложения прибыли, но лишь при наличии определённых условий, квалифицировав такие расходы в соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ как убытки, полученные налогоплательщиком в отчётном (налоговом) периоде, в частности, суммы безнадёжных долгов. При этом необходимым и достаточным условием для отнесения сумм регрессных требований поручителя к должнику на сумму произведённой уплаты банку к числу безнадёжных долгов является истечение срока исковой давности.

Однако, как установлено судами, в ходе процедуры банкротства заёмщика общество в установленном порядке не предъявило требования в сумме уплаченных процентов за пользование кредитом, произведённой за должника. При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для отнесения обществом в 2014 году в состав внереализационных расходов в качестве безнадёжного долга уплаченных обществом за должника процентов за пользование кредитом.

 

Убыток не подтвердить при отсутствии первичных документов

(Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.05.2020 по делу № А27-10868/2019, ООО «Водоснабжение»)

Представленные налогоплательщиком регистры налогового учёта в отсутствие первичных учётных документов, подтверждающих размер понесённого им убытка и период его возникновения, не могут быть признаны достаточными доказательствами несения подобных затрат, влекущих формирование убытка в заявленном налогоплательщиком размере.

По результатам выездной налоговой проверки решением налогового органа в том числе доначислен налог на прибыль организаций. Одним из оснований для принятия оспариваемого решения послужил вывод Инспекции о неправомерном уменьшении Обществом налоговой базы по налогу на прибыль за 2016 год на документально неподтвержденную сумму убытков прошлых периодов - 17 076 541 руб.

Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования в части уменьшения Обществом налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2016 год, суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения п 1 ст. 252, ст. 265, п. 8 ст. 274, п. 1, 2, 4, статьи 283 НК РФ, ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пришли к выводу о том, что Обществом доказано наличие убытка прошлых лет, который подлежал учёту при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Однако кассационная инстанция не согласилась с выводом судов.

Суд кассационной инстанции напомнил, что п. 4 ст. 283 НК РФ определено, что налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объём понесённого убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков. Исходя из правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12, требования п. 4 ст. 283 Налогового кодекса нельзя признать соблюденными в случае, если суммы убытка заявлены налогоплательщиком только на основании регистров налогового учёта и иных аналитических документов, без соответствующих подтверждающих первичных документов.

Кассационная инстанция считает обоснованным довод Инспекции, что поскольку возможность учесть суммы убытка носит заявительный характер и на налогоплательщика возложена обязанность доказать его правомерность и обоснованность. При отсутствии документального подтверждения убытка соответствующими документами, включая первичные учетные документы, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка, налогоплательщик несёт риск неблагоприятных налоговых последствий.

Суд учёл, что в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля на основании требования Инспекции Общество представило в налоговый орган копии документов в количестве 25 папок с описями, в которых содержались договоры, счета-фактуры, товарные накладные, платёжные поручения за 2014 год на общую сумму 79 101 093 руб. При этом общая сумма задекларированного убытка составляла 22 741 809 руб., а в декларации за 2016 год был заявлен убыток в сумме 17 076 541 руб.

Кассационная инстанция по данному эпизоду отменила принятые судебные решения и вернула дело на рассмотрение в суд первой инстанции, указав, что судом не проверена правомерность формирования убытка в заявленном Обществом размере. Суд рекомендовал при необходимости предложить Обществу систематизировать доказательства (первичные документы), обосновывающие сумму заявленного убытка; предложить сторонам произвести сверку относительно сумм, которые могут быть включены в состав убытка прошлого периода; разногласия сторонам подтвердить документально.