НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 28, 2020

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 28, 2020

2020.06.01

ГК «Фин-Аудит» Новости законодательства Новостная лента № 28, 2020

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 25 мая по 29 мая  2020 года

                                                    

Список пострадавших от коронавируса отраслей опять дополнили

Постановление Правительства РФ от 26.05.2020 №745

В перечень отраслей, признаваемых в наибольшей степени пострадавшими от эпидемии коронавируса, внесена деятельность в области СМИ и производства печатной продукции.

Теперь в списке появился новый раздел 12 «Средства массовой информации и производство печатной продукции». В него вошли следующие виды деятельности:

- Деятельность в области телевизионного и радиовещания (код ОКВЭД2 60);

- Деятельность сетевых изданий (код 63.12.1);

- Деятельность информационных агентств (код 63.91);

- Печатание газет (код 18.11);

- Издание книг (код 58.11);

- Издание газет (код 58.13);

- Издание журналов и периодических изданий (код 58.14).

Помимо этого, в разделе 1 «Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки» пункт «Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным транспортом (код 52.23.1)» была заменена пунктом «Деятельность вспомогательная, связанная с воздушным и космическим транспортом (код 52.23)".

  

Как искать свои коды ОКВЭД в списке тех, кому положены кредитные каникулы

Письмо Минфина от 13.05.2020 № 05-06-06/3/40054

Проверяя свою принадлежность к отрасли, в наибольшей степени пострадавшей от коронавируса, нужно помнить об особенностях структуры классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2).

Напомним, что претендовать на кредитные каникулы могут только те организации и ИП, которые относятся к МСП и ведут деятельность в отраслях, признанных пострадавшими от коронавируса. Перечень таких отраслей утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434. В этом перечне каждая отрасль (сфера деятельности) определяется кодами ОКВЭД 2.

Коды ОКВЭД 2 состоят из классов (XX), подклассов (XX.X), групп (XX.XX), подгрупп (XX.XX.X) и видов (XX.XX.XX).

Так вот, Минфин разъясняет, что в случае, когда в перечне приведен целиком класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки также включены в перечень.

  

Код ОКВЭД разрешат уточнять, чтобы «вписаться» в господдержку

Информация Минэкономразвития

Минэкономразвития внесло на рассмотрение правительства РФ предложение о возможности уточнения компаниями малого и среднего бизнеса вида деятельности по ОКВЭД.

Как все уже знают, большинство «противовирусных» мер поддержки предназначено для компаний, занятых в наиболее пострадавших от эпидемии коронавируса отраслях. Принадлежность к «льготной» отрасли определяется по основному виду деятельности согласно кодам ОКВЭД, указанным в ЕГРЮЛ/ЕГРИП (в редких случаях, например, для оформления льготного кредита, в расчет берутся и дополнительные виды деятельности).

Как заявил глава Минэкономразвития, сейчас в приоритете восстановление экономической жизни. В связи с этим предлагается предусмотреть возможность определения основного вида деятельности по коду ОКВЭД, уточненному субъектом МСП в ЕГРЮЛ/ЕГРИП в срок до 01.07.2020 внутри класса (подкласса), группы (подгруппы), которые включают в себя код ОКВЭД пострадавших отраслей. По предварительным оценкам, эта мера может расширить список получателей господдержки более чем на 200 тыс. субъектов МСП.

  

Установлен порядок публикации сведений об аресте имущества для уплаты налогов

Приказ ФНС России от 02.03.2020 № ЕД-7-8/136@

ФНС утвердила порядок размещения и состав сведений о применении способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов, взносов).

Согласно поправкам в НК, вступившим в силу с 01.04.2020, на сайте ФНС в свободном доступе будет размещаться информация о принятии решений о применении обеспечительных мер в виде залога/ареста имущества, запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества, а также информация об отмене/прекращении действия таких решений (п.4 ст.72 НК).

В связи с этим Налоговая служба утвердила порядок опубликования этих сведений.

Так, в состав размещаемой информации входит:

- ИНН и наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя);

- принятые обеспечительные меры;

- дата решения о принятии обеспечительных мер;

- дата решения об отмене обеспечительных мер с указанием оснований для отмены;

- дата прекращения действия обеспечительных мер с указанием оснований для прекращения;

- сведения об имуществе, в отношении которого приняты обеспечительные меры, и его индивидуальные признаки.

Установлено, что сведения размещаются в течение трех рабочих дней со дня принятия органом соответствующего решения. Обновление информации производится ежедневно в автоматическом режиме на основании данных информационных ресурсов налоговых органов.

  

Отчет о зарубежных счетах за I квартал: разъяснение ФНС

Письмо ФНС от 24.04.2020 № ВД-4-17/7012@

Отчитаться о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) за I квартал 2020 организации и ИП могут в течение 30 дней с момента прекращения мер ограничительного характера.

По общему правилу, представить отчет о движении денег на заграничных счетах нужно в течение 30 дней по окончании отчетного квартала. Т.е. по идее, за I квартал отчитаться нужно было не позднее 30 апреля.

Но как мы все прекрасно помним, апрель этого года был объявлен нерабочим. Как разъяснила ФНС, данное обстоятельство должно учитываться инспекциями при контроле за представлением юрлицами и ИП отчетов о движении денег по зарубежным счетам (вкладам). Соответственно, в связи со сложившейся ситуацией отчеты за 1 квартал могут быть представлены резидентами в течение 30 дней с момента прекращения мер ограничительного характера, то есть возвращения к обычному рабочему режиму.

Но нужно иметь в виду, что в случае нарушения срока предоставления отчетов, при решении вопроса о наличии или отсутствии вины резидента налоговики будут рассматривать документы и информацию, подтверждающие неисполнение обязанности по причине форс-мажорных обстоятельств, обусловленных в том числе «противокоронавирусными» мерами.

 

Больничное пособие по новым правилам: порядок расчета

Письмо Московского регионального отделения ФСС от 18.05.2020 № 14-15/7710-1932л

Московский Соцстрах привел пример расчета больничного пособия для случаев, когда период временной нетрудоспособности охватывает несколько календарных месяцев.

Напомним, что на период с 01.04.2020 по 31.12.2020 установлен временный порядок расчета больничного пособия. Основная «фишка» новых правил - если пособие, исчисленное по обычным правилам, в расчете за полный календарный месяц окажется меньше федерального МРОТ (12 130 руб.), пособие будет выплачено исходя из МРОТ. В этом случае пособие рассчитывается так: МРОТ делится на количество дней в календарном месяце болезни и результат умножается на число дней больничного в каждом календарном месяце.

Однако в законе, установившем новый «больничный» порядок, не уточняется, как рассчитывать пособие, если больничный открыт в одном месяце, а закрыт в следующем.

По мнению специалистов ФСС, в такой ситуации размер среднего дневного заработка для дней нетрудоспособности, приходящихся на разные календарные месяцы, нужно определять по каждому месяцу отдельно. Например: работнику выдан листок нетрудоспособности на период с 25.04.2020 по 15.05.2020. В расчетном периоде выплаты работнику, на которые начислены страховые взносы на ВНиМ, составили:

- в 2018 году - 114 880 рублей,

- в 2019 году- 135 600 рублей.

Средний дневной заработок за 2018-2019 г.г. равен 343,12 рублей ((114 880 рублей + 135 600 рублей)/730).

В расчете за полный календарный месяц сумма пособия составит:

апрель - 10 293,60 руб. (343,12 руб. x 30 дн.);

май - 10 636,72 руб. (343,12 руб. x 31 дн.).

Это меньше МРОТ, который равен 12 130 рублей. Значит, пособие необходимо исчислить исходя из МРОТ.

Размер дневного пособия исходя из МРОТ составляет:

апрель - 404,33 руб. (12 130 руб./30 дн.);

май - 391,29 руб. (12 130 руб./31 дн.).

Сумма пособия за период с 25.04.2020 по 15.05.2020 равна 8 295,33 руб. (404,33 руб. x 6 дн. + 391,29 руб. x 15 дн.).

  

Как заполнять 6-НДФЛ тем, для кого нерабочие дни – рабочие

Письмо ФНС от 15.05.2020 № БС-4-11/8000@

НДФЛ-агенты из перечня компаний, на которые не распространялся режим нерабочих дней, при заполнении 6-НДФЛ должны указывать стандартные сроки перечисления налога.

Напомним, что во всех Указах Президента РФ об установлении нерабочих дней (период с 30 марта по 8 мая включительно) приводился список организаций, на которые нерабочий режим не распространяется. На компании, попавшие в этот список исключений, не распространяется и перенос срока перечисления в бюджет удержанного НДФЛ.

Следовательно, для них датами уплаты НДФЛ, удержанного с мартовских и апрельских отпускных и больничных, являются 31 марта и 30 апреля соответственно. Именно эти даты и следует указать по строке 120 «Срок перечисления налога» раздела 2 расчета 6-НДФЛ.

А вот те налоговые агенты, которые в нерабочие дни действительно не работали, раздел 2 расчета 6-НДФЛ должны заполнять с учетом переноса сроков уплаты удержанного налога.

 

Срок неприменения мер взыскания налоговой задолженности продлён до 1 июля

Письмо ФНС от 26.05.2020 № ЕД -20-8/71@

Письмом от 26.05.2020 № ЕД -20-8/71@ ФНС России сообщила о продлении приостановления применения мер взыскания задолженности и соответствующих обеспечительных мер, установленных Налоговым кодексом, до 01.07.2020 в отношении всех налогоплательщиков — юридических лиц и ИП, в том числе в отношении налогоплательщиков, сведения о которых внесены в единый реестр СМП, а также осуществляющих деятельность в наиболее пострадавших от пандемии сферах. Исключение -случаи, когда будет установлено, что непринятие мер взыскания задолженности может повлечь сокрытие активов и (или) возможность совершения иных действий, препятствующих взысканию, а также в отношении лиц, заявивших отказ от применения в отношении них моратория на возбуждение дел о банкротстве в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В данных ситуациях меры могут быть применены только по согласованию с руководителем вышестоящего налогового органа.

 

Расчёт по страховым взносам представляется и при отсутствии выплат работникам

Письмо ФНС от 17.03.2020 № БС-4-11/4592@

ФНС России в письме от 17.03.2020 № БС-4-11/4592@ напомнила, что плательщик страховых взносов — организация, не осуществляющая выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в течение того или иного расчётного (отчётного) периода, обязана представлять в налоговый орган в установленный срок расчёт с нулевыми показателями. При этом к расчету следует приложить раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» с заполненными строками 010–180.

 

ФНС Росси разработала формы и форматы реестров таможенных деклараций для подтверждения ставки НДС 0%

Письмо ФНС от 15.05.2020 № ЕА-4-15/8011@

ФНС России письмом от 15.05.2020 № ЕА-4-15/8011@ в целях обеспечения возможности представления налогоплательщиками в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС в налоговые органы реестров, предусмотренных п. 15 ст. 165 НК РФ, в электронной форме направила рекомендуемые формы и форматы реестров. В письме также приведены порядки заполнения и представления реестров в налоговые органы в электронной форме.

 

Стимулирующие выплаты медикам не облагаются НДФЛ

Письмо ФНС от 19.05.2020 № БС-4-11/8216@

ФНС России письмом от 19.05.2020 № БС-4-11/8216@ направила для сведения и использования в работе письмо Минфина России от 15.05.2020 № 03-04-07/39728. Министерство разъяснило, что денежные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам в размерах, предусмотренных Правилами, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415, а также в размерах, предусмотренных Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 № 484, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета, освобождаются от обложения НДФЛ (п. 81 ст. 217 НК РФ). При выплате дополнительных выплат за счёт средств бюджета субъекта РФ (сверх установленных норм), такие выплаты облагаются НДФЛ.

 

В целях «прибыльной» ставки 0% внешний совместитель – не работник

Письмо Минфина от 08.05.2020 № 03-03-07/37453

Чтобы применять нулевую ставку по налогу на прибыль, медорганизация, среди прочего, должна соответствовать требованиям о численности работников. Причем, внешние совместители, в данном случае, за работников не считаются.

Напомним, что медорганизация вправе применять ставку налога на прибыль 0%, если:

- в штате организации непрерывно в течение налогового периода состоит не менее 15 работников;

- не менее 50% персонала являются медработниками, имеющими сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста.

Порядок определения численности работников в «прибыльных» целях НК не установлен. По мнению Минфина, для расчета численности может быть использован порядок определения списочной численности работников, установленный приказом Росстата от 22.11.2017 № 772. А согласно этому документу, сотрудники, принятые на работу по совместительству из других организаций, в списочную численность работников не включаются.

Отметим, что приказ Росстата № 772, на который ссылается Минфин, уже утратил силу. Однако в заменившем его приказе от 27.11.2019 № 711 вопрос об учете/неучете внешних совместителей в списочной численности решается точно так же.

 

Ведение деятельности в пострадавшей отрасли – еще не повод просить субсидию

Письмо ФНС от 20.05.2020 № БС-4-11/8235@

В целях получения зарплатной субсидии принадлежность к отрасли, особо пострадавшей от коронавируса, определяется по основному виду деятельности.

Ориентироваться нужно на вид деятельности по ОКВЭД, указанный в ЕГРЮЛ/ЕГРИП в качестве основного по состоянию на 01.03.2020. Т.е. если организация или ИП, ведет деятельность, которая включена в перечень наиболее пострадавших от коронавируса, но она указана в ЕГРЮЛ/ЕГРИП в качестве дополнительной, претендовать на субсидию компания (ИП) не может.

Впрочем, в скором времени ситуация может измениться к лучшему. Недавно Минэкономразвития предложил разрешить субъектам МСП уточнять код основного вида деятельности, чтобы попасть в программу господдержки.

 

Премия уволенном работнику: «прибыльный» расход или нет

Письмо Минфина от 08.05.2020 № 03-03-06/1/37404

Сумму премии, выплаченной работнику после увольнения, можно учесть в базе по налогу на прибыль. Но лишь при соблюдении определенных условий.

По общему правилу в день прекращения трудовых отношений сотруднику должны быть выплачены все суммы, причитающиеся ему за работу (в частности, зарплата за отработанное время и премии). Если приказ о премировании был издан уже после того, как трудовой договор с работником был расторгнут, включать его в этот приказ не нужно. Но есть исключение. Премировать бывшего работника можно, если ЛНА или коллективным договором установлен особый порядок выплаты премий уволенным сотрудникам.

Соответственно, если локальными нормативными актами организации предусмотрены порядок и условия начисления премий бывшим работникам за период, когда работник еще не был бывшим, расходы на выплату такой премии можно учесть при расчете налога на прибыль.

  

Как нерабочие дни влияют на средний заработок

Письмо Минтруда от 18.05.2020 № 14-1/В-585

Трудовое ведомство выпустило долгожданное разъяснение о том, как учитывать «президентские» нерабочие дни при определении среднего заработка.

Напомним, что Указами Президента РФ нерабочими днями с сохранением заработной платы был объявлен период с 30 марта по 8 мая включительно.

Как известно, Порядок исчисления средней заработной платы установлен статьей 139 ТК и Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922. Расчет среднего заработка работника производится исходя из фактически начисленной ему зарплаты и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

При этом в пункте 5, утвержденного Правительством РФ Положения, приведены периоды, исключаемые из расчета при исчислении среднего заработка. В частности, согласно подпункту «е», из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, в течение которого работник освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ.

По мнению Минтруда, эта норма распространяется и на президентские нерабочие дни. Т.е. время и суммы, фактически начисленные за нерабочий период, при исчислении среднего заработка не учитываются.

  

По Указу Президента - новый СанПин для работодетелей

СанПин 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»

Вышедшие из карантина компании обязаны соблюдать новый СанПин 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». Он утвержден постановлением Главного санитарного врача от 22 мая 2020 г. № 15. Согласно Указу Президента от 11 мая 2020 г. № 316, выход из карантина определяют региональные власти с учетом рекомендаций Роспотребнадзора и главных государственных санитарных врачей субъектов РФ. Согласно новому СанПин 3.1.3597-20, работодатели, которые приступили к работе, должны: дезинфицировать все рабочие места; обеззараживать воздух в офисе с использованием специального оборудования; запастись дезинфицирующими средствами; не допускать в офис сотрудников с температурой, кашлем и другими признаками заболевания. Как видите, практически ничего нового, кроме одного: требования нового СанПина обязаны соблюдать все компании и предприниматели (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ). А все письма Роспотребнадзора, выпущенные им до этого, носили рекомендательный характер. Эти правила будут действовать до конца 2020 года.
 

Кассовый чек для подотчетника: каким он должен быть

Информация ФНС

Если статус покупателя-«физика» как подотчетного лица организации не установлен, чек нужно пробить в порядке, предусмотренном для расчетов с обычным физлицом.

При наличных и безналичных расчетах между организациями и/или ИП кассовый чек должен содержать, в том числе следующие реквизиты:

- наименование покупателя - название организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;

- ИНН покупателя (КПП организации-покупателя указывать в чеке не требуется);

- сведения о стране происхождения товара (при расчетах за товар);

- сумму акциза (если необходимо);

- регистрационный номер таможенной декларации (при расчетах за товар, если необходимо).

Если покупку от лица организации совершает ее подотчетное лицо, идентификация покупателя как организации происходит на основании предъявленной подотчетником доверенности. Также тот факт, что расчет производится между организациями и/или ИП, подтверждается наличием договора.

Если никаких документальных подтверждений статуса физлица-покупателя как представителя организации нет, чек нужно пробить в том же порядке и с теми же реквизитами, как при расчетах с «человеком с улицы».

 

Схема не доказана

Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2020 № 306-ЭС20-2521 по делу № А06-8005/2018, ООО «НСО-Сервис»

Сам по себе факт взаимозависимости налогоплательщика и его контрагента не является основанием для консолидации их доходов и для вывода об утрате права на применение УСН данными лицами, если каждый из налогоплательщиков осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность.

Основанием для принятия решения в оспоренной части послужил вывод инспекции о неправомерном применении Обществом упрощенной системы налогообложения ввиду формального соблюдения законодательства посредством согласованных с взаимозависимым лицом действий, направленных на недопущение превышения предельных размеров дохода для применения специального налогового режима. По мнению инспекции, руководитель и учредитель Общества, зная о предстоящей сделке, о возможном превышении размера дохода, предоставляющего право на применение УСН, и необходимости перехода в связи с этим на общую систему налогообложения, создал для минимизации налогообложения   взаимозависимую организацию.

Суды трёх инстанций, руководствуясь положениями ст. 153, 162, 164, 264, 346.11, 346.12, 346.13 НК РФ, разъяснениями, изложенными в постановлениях Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 и от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (п. 17), пришли к выводу о недоказанности налоговым органом наличия в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности и направленности его действий на получение необоснованной налоговой выгоды посредством создания схемы «дробление бизнеса».

Судебные инстанции отметили, что создание взаимозависимой организации было экономически целесообразно для его учредителя и не связано с возможностью утраты обществом права на применение УСН. При этом рассматриваемые юридические лица созданы в разное время, задолго до того, как совокупный доход обществ стал превышать допустимое значение величины доходов, дающих право на применение УСН; являются самостоятельными субъектами экономической деятельности, имеют отдельные расчётные счета в разных банках, имущество, собственный штат сотрудников, ведут раздельный бухгалтерский учёт, осуществляют по результатам самостоятельной хозяйственной деятельности уплату налогов и сборов.

Налоговому органу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

 

Ничто не препятствует учёту расходов при продаже недвижимости, используемой до применения УСН

Определение СКЭС Верховного Суда РФ от 18.05.2020 № 304-ЭС20-1243 по делу № А70-829/2019, ИП Медведев С.Ю.

Само по себе то обстоятельство, что в период эксплуатации основных средств доходы предпринимателя облагались в рамках ЕНВД, не является препятствием для учёта расходов, понесённых при приобретении этих объектов, в случае их продажи.

Индивидуальный предприниматель обжаловал в судебном порядке решение инспекции, которым доначислена недоимка по налогу, уплачиваемому при применении УСН за 2017 год, в размере 160 316 руб., пени и штраф. Основанием для доначисления послужил вывод налогового органа о том, что предприниматель не имел права учитывать расходы на приобретение объектов недвижимости, которые приобретались им как физическим лицом до начала применения УСН и использовались для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках иного режима налогообложения (ЕНВД).

Суды трёх инстанций согласились с выводами налогового органа, указав, что спорные объекты недвижимости в качестве товара для последующей реализации предпринимателем не приобретались и подлежат отнесению к основным средствам; доход, полученный от продажи нежилых помещений, необходимо квалифицировать как связанный с предпринимательской деятельностью налогоплательщика и подлежащий налогообложению в рамках УСН. При этом затраты на приобретение объектов недвижимости нельзя учесть в составе расходов предпринимателя, так как данное имущество не использовалось им в предпринимательской деятельности, облагаемой по УСН.

Однако Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда отменила принятые судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Верховный Суд отметил, что глава 26.2 Налогового кодекса не содержит положений, которые бы ограничивали субъекта предпринимательства в возможности учёта расходов на приобретение основных средств при определении налоговой базы по УСН в зависимости от того, были ли эти расходы понесены физическим лицом до начала осуществления предпринимательской деятельности, либо до начала применения данного специального налогового режима. Вопреки выводам судов, само по себе то обстоятельство, что в период эксплуатации основных средств доходы предпринимателя облагались в рамках иного специального налогового режима (ЕНВД), не могло выступать препятствием для учёта расходов, понесённых при приобретении этих объектов, в случае их продажи, поскольку данный факт влечёт иные юридические последствия.

Если до реализации объекта основных средств налогоплательщик использовал его для ведения деятельности, облагаемой в рамках общего режима налогообложения или специального налогового режима (ЕНВД), расходы на приобретение такого объекта учитываются при определении налоговой базы по УСН не полностью, а в размере остаточной стоимости – разницы между ценой приобретения основных средств и амортизации за период применения общего режима налогообложения – начисленной по правилам, установленным главой 25 Налогового кодекса, а за период применения ЕНВД – по правилам, установленным законодательством о бухгалтерском учете (абзацы первый и последний п. 2.1 ст. 346.25 Налогового кодекса).

Судебная коллегия указала, что воля законодателя направлена не на лишение субъектов предпринимательства, применяющих УСН, права учитывать расходы по приобретению основных средств, доходы от использования которых облагались в рамках иного режима налогообложения, а на установление экономически обоснованного налогообложения, для чего эти расходы распределяются между налоговыми базами, формируемыми в связи с эксплуатацией и отчуждением основных средств, облагаемыми в рамках разных налоговых режимов соответственно.

При этом при оценке законности доначисления налогов по результатам налоговой проверки значение имеет правильность определения недоимки налоговым органом исходя из обстоятельств, которые были установлены в ходе налоговой проверки и давали основания для уменьшения суммы налога, а также обстоятельств, которые могли быть установлены при добросовестном исполнении своих обязанностей должностными лицами налогового органа и содействии налогоплательщика в их установлении (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 28.02.2020 № 309-ЭС19-21200).

В данном случае предприниматель последовательно указывал о необходимости учёта расходов на приобретение основных средств при определении его налоговой базы, заявив данные расходы в уточнённой налоговой декларации. То обстоятельство, что расходы на приобретение основных средств были отражены им в декларации в полном объёме, а не за вычетом подлежащей начислению амортизации, не могло служить основанием для определения инспекцией недоимки в размере, превышающем сумму налога, подлежащую уплате в бюджет на законном основании.

 

О пределах должной осмотрительности

Определение СКЭС Верховного Суда РФ от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2917, АО «Специализированная производственно-техническая база Звездочка»

Критерии проявления должной осмотрительности не могут быть одинаковыми для случаев ординарного пополнения материально-производственных запасов и в ситуациях, когда налогоплательщиком приобретается дорогостоящий актив либо привлекается подрядчик для выполнения существенного объёма работ.

Налоговый спор по эпизоду взаимоотношений с одним из контрагентов общества дошел до Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ.

Все судебные инстанции признали правомерным решение налогового органа, которым был в том числе доначислен НДС. Основанием для его доначисления послужил вывод инспекции о том, что представленные налогоплательщиком документы (счета-фактуры и товарные накладные поставщика) не подтверждают реальность поставки товаров контрагентом.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования общества по спорному эпизоду доначислений, исходил из того, что контрагент не имел необходимых условий для достижения результатов экономической деятельности, управленческого и технического персонала, транспортных средств и производственных активов, а также уплачивал минимальные платежи по налогу на прибыль организаций и НДС. По мнению суда первой инстанции, общество не проявило должной осмотрительности при выборе контрагента, поскольку налогоплательщик не истребовал рекомендацию, подтверждающую деловую репутацию, иные документы и доказательства реальной деятельности.

Суд апелляционной инстанции отметил, что контрагент не отражал спорные операции в налоговой отчётности. Поскольку в бюджете не сформирован источник вычета (возмещения) НДС, заявленного обществом, и отсутствуют доказательства проявления налогоплательщиком должной осмотрительности при выборе контрагента, по мнению апелляционного суда, произведённые инспекцией доначисления являются правомерными.

Суд округа согласился с выводом суда апелляционной инстанции об отсутствии у общества правовых оснований для применения налоговых вычетов по взаимоотношениям с контрагентом.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда, указав, что судами должным образом не учтены правовые позиции Конституционного Суда РФ, положения законодательства и сложившаяся судебная практика их применения, отменила судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При этом Судебная коллегия указала, что факт неисполнения обязанности по уплате НДС контрагентом налогоплательщика или (и) поставщиками предыдущих звеньев не может быть достаточным основанием, чтобы считать применение налоговых вычетов покупателем неправомерным. К обстоятельствам, подлежащим установлению при оспаривании правомерности применения налоговых вычетов по основаниям, связанным с отсутствием экономического источника для вычета (возмещения) НДС налогоплательщиком – покупателем, также относится реальность приобретения товаров налогоплательщиком для осуществления своей облагаемой налогом деятельности, и то, преследовал ли налогоплательщик – покупатель цель уклонения от налогообложения в результате согласованных с иными лицами действий, либо в отсутствие такой цели – знал или должен был знать о допущенных этими лицами нарушениях.

Названный подход к разрешению споров, связанных с получением необоснованной налоговой выгоды за счет вычета (возмещения) НДС, ранее также нашел отражение в пункте 31 Обзора судебной практики ВС РФ № 1 (2017), постановлениях Президиума ВАС РФ от 25.02.2010 № 12670/09, от 30.06.2009 № 2635/09, от 12.02.2008 № 12210/07.

Верховный Суд обратил внимание: несмотря на то, что суд апелляционной инстанции счёл реальным исполнение договора поставки, он не применил нормы п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 Налогового кодекса, являющиеся основанием для вычета сумм НДС, сославшись на то, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента, так как не обосновал критерии его выбора.

Согласно подходу, изложенному в постановлениях Президиума ВАС РФ от 25.05.2010 № 15658/09, от 20.04.2010 № 18162/09, от 12.02.2008 № 12210/07, проявление надлежащей осмотрительности предполагает, что при выборе контрагента субъекты предпринимательской деятельности, как правило, оценивают не только условия сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта; а при совершении значимых сделок, например, по поводу дорогостоящих объектов недвижимости, изучают историю взаимоотношений предшествующих собственников и принимают тому подобные меры.

Судебная коллегия сделала вывод о том, что критерии проявления должной осмотрительности не могут быть одинаковыми для случаев ординарного пополнения материально-производственных запасов и в ситуациях, когда налогоплательщиком приобретается дорогостоящий актив либо привлекается подрядчик для выполнения существенного объёма работ.