НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 26, 2020
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 26, 2020
для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста
за неделю с 11 мая по 15 мая 2020 года
В Челябинской области губернатор 12 мая подписал закон о снижении в два раза ставки налога на имущество.
Закон Челябинской области № 138-ЗО от 12 мая 2020
Законом Челябинской области № 138-ЗО от 12 мая 2020 года внесены изменения в статьи 3 и 5 закона от 25 ноября 2016 года в части снижения ставки по налогу на имущество и предоставления дополнительных льгот.
Так, на налоговый период 2020 года ставка налога на имущество организаций снижена с 2,2% до 1,1% по 38 видам деятельности (стоматологическая практика, розничная торговля легковыми автомобилями, услуги в сфере туризма, деятельность в области демонстрации кинофильмов, спорта, отдыха и развлечений и пр.).
Исчисление налога на имущество организаций с применением ставки 1,1% производится налогоплательщиками самостоятельно, начиная со срока уплаты авансового платежа за 1 квартал 2020 года. По итогам налогового периода организациями в налоговые органы должна быть представлена декларация в срок не позднее 30 марта 2021 года, отражающая налоговую базу и исчисленную сумму налога на имущество организаций за 2020 год.
Кроме того, этим же законом установлен пакет документов для получения права на льготу для организаций, являющихся арендодателями объектов недвижимости (за исключением жилых помещений), снизивших арендную плату и предоставивших отсрочку по уплате арендной платы.
«Сумма налога на имущество организаций уменьшается на сумму, на которую была снижена арендная плата за 2020 год, но не более чем на 50% от суммы налога, подлежащей уплате. Воспользоваться правом на применение указанной льготы налогоплательщики могут начиная с момента уплаты авансовых платежей за 1 квартал 2020 года. По итогам налогового периода 2020 года вместе с налоговой декларацией налогоплательщики должны представить в срок не позднее 30 марта 2021 года документы, подтверждающие право на применение указанной льготы», — уточнили в УФНС.
Продление сроков и освобождение от налогов в документах по Челябинской области
Кроме того, в этом году продлен срок уплаты налогов (авансовых платежей) по налогу на имущество организаций, транспортному налогу и земельному налогу,
На имущество организаций за 2019 год — до 30 октября 2020 года, авансовых платежей за 1 квартал 2020 года — до 30 октября 2020 года, за 2 квартал 2020 года — до 30 декабря 2020 года. Право на указанные преференции имеют налогоплательщики, работающие по определенным видам деятельности, которые признаны пострадавшими от ограничений из-за коронавируса. (Постановления Правительства Челябинской области от 23.04.202 0 г. № 153- П)
Также законом Челябинской области от 9 апреля 2020 года внесены изменения в пункт 1 статьи 4 действующего закона «О транспортном налоге». В соответствии с новой нормой от уплаты налога освобождаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров автобусами в городском, пригородном и междугородном сообщении, перевозку грузов по автомобильным дорогам и перевозку неопасных отходов, включенные по состоянию на 1 марта 2020 года в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для организаций льгота представляется на налоговый период 2020 года (с уплаты авансов за 1 квартал 2020 года). Для индивидуальных предпринимателей льгота представляется в отношении налогового периода 2019 года. Получение носит заявительный характер.
Правила предоставления государственной субсидии изменены
Постановление Правительства РФ от 12.05.20 № 658
Правительство РФ изменило в порядок предоставления «зарплатных» субсидий малому и среднему бизнесу из пострадавших от коронавируса отраслей. Поправки внесены постановлением от 12.05.20 № 658.
Напомним, что организации и предприниматели, которые включены в реестр субъектов малого и среднего бизнеса по состоянию на 1 марта 2020 года и относятся к отраслям, наиболее пострадавшим из-за коронавируса, могут получить безвозмездную финансовую помощь в размере 12 130 руб. на каждого работника или на ИП без работников.
Порядок и условия выплаты такой субсидии утверждены постановлением Правительства РФ от 24.04.20 № 576. Согласно прежней редакции этого документа, субсидия предоставляется при соблюдении, в частности, следующих условий:
- у получателя субсидии по состоянию на 1 марта отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3 000 рублей;
- количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% от количества работников в марте 2020 года.
Теперь условие об отсутствии недоимки сформулировано так: у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года должна отсутствовать задолженность по налогам и взносам, которая в совокупности, то есть с учетом имеющейся переплаты по налогам и взносам, превышает 3 000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии.
Условие о численности работников тоже скорректировано. Согласно изменениям, количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, должно составлять не менее 90% от количества работников в марте 2020 года или может быть «снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года».
Еще раз о квартальных "авансах" по налогу на прибыль: свои разъяснения дала ФНС
Письмо ФНС от 13.05.2020 № СД-4-3/7843@
Налоговая служба рассказала, как воспользоваться "кризисной" мерой в виде повышения лимита по доходам.
На 2020 год в связи с пандемией лимит для перехода на уплату квартальных (не ежемесячных) авансов по прибыли увеличен с 15 до 25 млн рублей по доходам за квартал. Сделано это для всех отраслей, а не только для пострадавших.
ФНС разъяснила, как это применять: налогоплательщик, у которого за второй, третий, четвертый кварталы 2019 года и первый квартал 2020 года доходы от реализации не превысили в среднем 25 млн рублей за каждый квартал, переходит на уплату только квартальных платежей.
При составлении декларации за первый квартал 2020 года в этом случае не надо исчислять ежемесячные авансы на второй квартал 2020 года. Если декларация за первый квартал 2020 года года уже сдана с ежемесячными авансами, то можно подать уточненку, исключив их (в подразделе 1.2 раздела 1 уточненки указать нули).
Те, у кого за третий, четвертый кварталы 2019 года и первый, второй кварталы 2020 года доходы не превысят "новый" лимит, переходят квартальные авансы по итогам 1 полугодия 2020 года. У кого такой результат по доходам был лишь начиная с четвертого квартала 2019 года (и сохранился в этом году), переходит на квартальные платежи по итогам 9 месяцев 2020 года.
ФНС по этому поводу молчала довольно долго.
Кстати, тем кто платит авансы ежемесячно, начиная с апреля 2020 года, разрешено перейти на их расчет исходя из фактической прибыли в любой момент. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в учетную политику и уведомить налоговую.
ФНС обновила реестр малого и среднего бизнеса во внеочередном порядке
Те, кто не попал в реестр МСП в августе прошлого года, теперь получили шанс на "коронавирусные" льготы.
В единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства были дополнительно внесены сведения о 69 тысячах предприятий МСП, пишет ФНС.
Это 18 тысяч юрлиц и 51 тысяча ИП.
Данные налогоплательщики с опозданием, но представили отчетность и сведения о среднесписочной численности работников за 2018 год до 1 апреля 2020 года. Это позволило определить их статус для включения в реестр. В августе 2019 года указанные субъекты не были внесены в реестр МСП из-за отсутствия отчетности за 2018 год по состоянию на 1 июля 2019 года.
Наличие сведений о компании в реестре субъектов МСП, а также отнесение к числу пострадавших (список которых недавно обновлен) позволяет получить субсидию по 1 МРОТ на работника (о причинах, которые могут этому препятствовать, здесь, о последствиях "неправильной" подачи заявления – здесь), а также – отложить и рассрочить уплату налогов.
Кроме того, малый и средний бизнес имеет право на пониженные тарифы взносов.
Кстати, есть законопроект, согласно которому в реестр включат также тех, кто все еще не сдал нужную отчетность за 2018 год, но сделает это до 31 мая.
В список пострадавших вошли производство сувениров и торговля через автоматы
Постановление Правительства РФ от 12.05.2020 № 657
Кроме того, вместо двух подгрупп группы ОКВЭД 47.19 теперь в списке она сама (торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах).
Правительство внесло изменения в список отраслей, пострадавших от коронавирусноого карантина, то есть в свое постановление 434. Теперь туда вошли также:
- производство изделий народных художественных промыслов – ОКВЭД 32.99.8;
- торговля через автоматы – ОКВЭД 47.99.2.
Кроме того, две позиции
- торговля розничная большим товарным ассортиментом с преобладанием непродовольственных товаров в неспециализированных магазинах 47.19.1
- деятельность универсальных магазинов, торгующих товарами общего ассортимента 47.19.2 заменили одной: торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах, ОКВЭД 47.19 (постановление от 12 мая 2020 г. № 657).
По последнему пункту по существу, наверное, ничего не изменилось, ведь в группу 47.19 входят только две названные подгруппы, которые были включены в список изначально. Но можно сказать, что правка доказывает, что к пострадавшим можно отнести всех входящих в подкласс или группу. То есть, например, пострадавшими будут считаться и те, у кого основной ОКВЭД вписан как, например, 47.71 или 47.71.1, тогда как в списке указано лишь 47.7.
Напомним, что предыдущая правка списка включила в него почти всю непродовольственную розницу, а также позволила использовать его не только в целях кредитных каникул (как это было предусмотрено с самого начала), но и в других целях, например, налоговых. На последнее дала разрешение также ФНС.
Пострадавшим, относящимся к малому и среднему бизнесу, можно отложить и рассрочить уплату налогов, получить субсидии в размере 1 МРОТ на каждого работника, облегчить бремя по арендной плате (последнее касается не только малых и средних).
Кто платит НДС с предоплаты иностранцу - покупатель или продавец?
Письмо Минфина России от 20 апреля 2020 года № 03-07-08/31638
Финансисты объяснили, кому придется платить НДС, если российская фирма перечислила предоплату инофирме в счет оказания услуг.
Если российская организация приобретает товары, работы или услуги у иностранного продавца местом реализации которых является РФ, она сама должна исчислить и заплатить НДС. С условием, что «иностранец» не состоит на налоговом учете в России (п. 1. 2 ст. 161 НК РФ).
Ответ на вопрос кто платит НДС— иностранная компания, которая продает, или ее российский контрагент, который покупает — зависит от того, состоит ли инофирма или ее представительство на учете в российской налоговой инспекции.
На это в свое время указал Конституционный суд РФ в определении от 24 ноября 2016 года № 2518-О. Если иностранная организация состоит на налоговом учете в России, то НДС с суммы предоплаты платит именно она. Российский покупатель в данном случае налоговым агентом по НДС не признается и налог не перечисляет. Если не состоит – НДС с предоплаты придется платить налоговому агенту – российской компании.
Когда положена льгота по НДС при продаже СИЗ
Письмо ФНС от 30 апреля 2020 года № СД-18-3/668@
ФНС разъяснила, применяют ли льготу по НДС при продаже масок общего пользования, которые используют в качестве СИЗ для борьбы с коронавирусом.
Как сказано в Налоговом кодексе, ввоз на территорию РФ некоторых товаров не облагают НДС (п. 2 ст. 150, пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).
К таким товарам относятся медицинские изделия, на которые есть регистрационное удостоверение, выданное с правом ЕАЭС.
Удостоверение, выданное на период до 31 декабря 2021 года в соответствии с российским законодательством, также имеет силу для подтверждения льготы при ввозе (пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Перечень кодов медицинских товаров, освобождаемых от НДС при импорте, утвержден постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2015 года № 1042. В ФНС подчеркнули, что от уплаты «импортного» НДС при ввозе освобождают только те медтовары, на которые есть удостоверения Росздравнадзора. А также товары без такого удостоверения, но зарегистрированные в установленном порядке в стране-производителе (п. 10 постановления Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 430). Поэтому при ввозе масок общего пользования с кодом 13.92.29.190, не относящихся к медицинским товарам, НДС нужно платить в общем порядке.
На какие счета перечислят субсидии субъектам МСП
Письмо ФНС от 07.05.2020 № БС-4-11/7522@
На практике имеют место ситуации, когда индивидуальный предприниматель для получения доходов от предпринимательской деятельности использует свой личный текущий счет, — отмечает ФНС России в письме от 07.05.2020 № БС-4-11/7522@. Учитывая, что постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 не содержит ограничений по принадлежности расчётных счетов для перечисления средств получателям субсидий, ФНС России полагает целесообразным не устанавливать контроль на перечисление средств только лишь на расчётные счета, открытые индивидуальным предпринимателям. По мнению Службы, перечисление средств получателям субсидий может быть осуществлено также на текущие (рублевые) счета, открытые непосредственно физическим лицам.
Когда ИП на УСН может учесть НДС при уплате налога
Письмо Минфина от 21 апреля 2020 года № 03-07-14/32018
По мнению Минфина, ИП с объектом «доходы минус расходы» при расчете «упрощенного» налога могут учесть затраты на уплату «таможенного» НДС. По общему правилу организации и ИП на УСН не платят НДС (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). Но из этого правила есть исключения. Одно из них – при ввозе товаров в РФ импортеры, в том числе «упрощенцы», обязаны заплатить НДС на таможне, а также поставщикам товаров, предъявившим этот налог к оплате в их стоимости. Уплаченный на таможне НДС «упрощенец» с объектом «доходы минус расходы» может списать на расходы (пп. 11 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Но единовременно учесть этот налог в расходах получится не всегда. Дело в том, что расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитывают по мере реализации таких товаров (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). В письме от 21 апреля 2020 года № 03-07-14/32018 Минфин напомнил, что это же правило распространяется и на НДС, «сидящий» в стоимости товаров. Поэтому при расчете УСН-налога импортный НДС, уплаченный при ввозе товаров для перепродажи, списывают в расходы в общем порядке – по мере реализации этих товаров и при условии их оплаты продавцу.
Росстат не будет штрафовать в мае
Информация Росстата от 12 мая 2020 года
В мае 2020 года Росстат не будет штрафовать за несдачу отчетности. В связи с прекращением с 12 мая 2020 года режима нерабочих дней сбор отчетности от предприятий будет продолжен в обычном режиме. Однако в ряде регионов сохраняется режим повышенной готовности. Поэтому в мае 2020 года Росстат не будет применять статью 13.19. КоАП РФ за непредоставление респондентами первичных статистических данных или несвоевременное предоставление этих данных, либо предоставление недостоверных первичных статистических данных. Штраф составляет: от 10 000 до 20 000 руб. – для должностных лиц; от 20 000 до 70 000 руб. – для юридических лиц.
ИФНС не может списать излишне уплаченные налоги даже по просьбе переплатившего
Налоговая инспекция не может списать излишне уплаченные в бюджет налоги, если срок на их возврат налогоплательщику истек. К такому выводу пришла ФНС при рассмотрении жалобы.
Компания подала в инспекцию заявление о списании переплаты по налогу на прибыль организаций. При этом трехлетний срок на возврат (зачет) этой суммы истек и вернуть ее уже невозможно. Однако налоговый орган отказал ей в списании указанной суммы. Организация не согласилась с решением и обратилась с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Она посчитала, что НК РФ не определяет основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, со дня уплаты которых прошло более трех лет, а также не препятствует такому списанию.
ФНС разъяснила, что в налоговом законодательстве предусмотрено признание безнадежной и списание только недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Кроме того, в НК РФ предусмотрен механизм зачета и возврата сумм излишне уплаченного налога. Однако каких-либо оснований для списания излишне уплаченных сумм налогов в нем не предусмотрено. В рассматриваемой ситуации отказ в списании переплаты, срок на возврат которой истек, не несет каких-либо негативных последствий для налогоплательщика и не приводит к нарушению его прав и законных интересов. Поэтому ФНС поддержала решение инспекции.
Как изменятся зарплатные платежки с 1 июня 2020
Указание Банка России от 14 октября 2019 года № 5286-У
С 1 июня 2020 года при удержании из зарплаты алиментов в платежке указывают код вида дохода и взысканную сумму. Заработную плату работника можно уменьшить на сумму различных удержаний в пользу бюджета, организации, в которой он работает, а также третьих лиц. Но существует перечень доходов, на которые обращать взыскание по исполнительным документам нельзя. К ним, в частности, относятся (ст. 101 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ) суммы компенсаций командировочных расходов, суммы, выплачиваемые в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака, «детские» пособия т.д.
На практике приставы не могут точно определить, какой именно доход получил должник. И взыскивают долги за счет выплат, на которые обращать взыскание нельзя. Поэтому организации и ИП, выплачивающие доходы, в отношении которых установлены ограничения, с 1 июня будут вносить в платежки соответствующий код вида дохода (утв. Указанием Банка России от 14 октября 2019 г. № 5286-У).
Но это еще не все. Работодателям придется отражать в поручении сумму, взысканную по исполнительному листу (Федеральный закон от 21 февраля 2019 г. № 12-ФЗ). Банк России рекомендует отображать эту информацию в поле «Назначение платежа». Запись вносят так: символ «//», «ВЗС» (взысканная сумма), символ «//», сумма цифрами, символ «//». Если взысканная сумма - в рублях с копейками, рубли отделяют от копеек знаком тире « — ». Если же взысканная сумма выражена в целых рублях, то после знака тире указывают «00». Например, при взыскании 1000 рублей в платежке будет записано://ВЗС//1000 – 00//.
Отказать в принятии декларации стало проще
Приказ ФНС России от 8 июля 2019 года № ММВ-7-19/343@
С 5 мая 2020 вступил в силу новый регламент по приему налоговых деклараций и расчетов. По сравнению с прежним регламентом в новом документе содержится больше оснований для отказа в принятии налоговой отчетности.
Теперь инспекторы могут не принять декларацию, если подписавший ее директор:
- дисквалифицирован или лишен права заниматься бизнесом как ИП;
- умер;
- заявлял в суде свою непричастность к руководству организацией и у ИФНС имеется соответствующий вступивший в силу судебный акт;
- признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным в части представления и подтверждения достоверности отчетности;
- отмечен в ЕГРЮЛ записью о недостоверности сведений.
Кроме того, в новом регламенте определены основания, по которым инспекторы не примут расчет по страховым взносам. Это ошибки: в персональных данных; в расчетах выплат; в облагаемой базе; в сумме взносов по основному и дополнительному тарифам.
УСН компания после оплаты работнику медуслуг обязана удержать НДФЛ
Письмо Минфина России от 16.03.20 № 03-04-06/19819
Минфин России настаивает, если компания на УСН оплачивает работнику медуслуги, с этой суммы нужно удержать НДФЛ. Вышедшее в марте письмо Минфина России от 16.03.20 № 03-04-06/19819, в очередной раз закрепляет позицию чиновников о том, что НДФЛ не облагаются только медуслуги, которые оплачены за счет средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль компаний. А, поскольку УСН-компании налог на прибыль не платят, это норма законодательства на них не распространяется. Налоговым кодексом разрешено, не удерживать НДФЛ с сумм, оставшихся у компании после уплаты налога на прибыль, и направленных на оплату медуслуг для работников, их супругов, родителей, детей в возрасте до 18 лет, а также бывших работников, уволившихся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости. Речь идет о налоге на прибыль. Соответственно, поскольку компании на упрощенке, не являются плательщиками налога на прибыль, эта норма НК РФ на них не распространяется.
Протокол проверки СЗВ-М с указанием на ошибки можно считать уведомлением
Постановление АС Северо-Западного округа от 23 апреля 2020 года по делу № А42-9736/2019
По мнению судей, отчет СЗВ-М нужно исправить в срок, даже если ПФР направил протокол проверки без уведомления.
Компания направила сведения СЗВ-М в Пенсионный фонд по ТКС и получила протокол проверки отчетности с указанием на ошибки. Поскольку ошибки были исправлены с нарушением пятидневного срока, фонд фирму оштрафовал. Организация попыталась штраф оспорить, ссылаясь на то, что проверяющие должны были направить именно уведомление об устранении ошибок по установленной форме и приложить к нему протокол.
Однако судьи компанию не поддержали. Они указали: если ПФР обнаружил неточности в СЗВ-М и направил организации протокол проверки без уведомления, это не считается нарушением процедуры приема отчетности. Поскольку страхователь получил протокол проверки с подробной информацией о том, что неверные сведения не приняты и необходимо представить отчетность повторно, протокол можно одновременно считать и уведомлением. Так сказать, по типу «два в одном». А раз так, то штраф начислен правомерно.
На взысканные по суду с должника деньги нужно оформить кассовый чек
Письмо ФНС от 24 апреля 2020 года № АБ-4-20/6934@
При получении от покупателя денег за товар по решению суда продавец должен оформить кассовый чек. Об этом сообщила ФНС в письме от 24 апреля 2020 года № АБ-4-20/6934@. В пункте 1 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ установлено, что кассовую технику применяют все организации и ИП при осуществлении расчетов. В свою очередь расчеты это прием и выплата денежных средств наличными деньгами или в безналичном порядке за товары, работы, услуги (ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).
Если продавец получает от должника в добровольном или принудительном порядке деньги в качестве оплаты отгруженных ранее товаров, эта операция считается «расчетом» в целях ККТ. Соответственно, в таком случае нужно оформить кассовый чек. Если же продавец получает от должника компенсацию, то есть возмещение понесенных убытков, применять ККТ не нужно.
С 24 мая отменили медосмотры для офисных работников
Приказ Минтруда и Минздрава от 03.04.2020 № 187н/268н
Минтруд и Минздрав отменили обязательные медицинские осмотры для сотрудников, которые работают за персональным компьютером. Совместный приказ двух ведомств от 03.04.2020 № 187н/268н вступит в силу с 24 мая.
Чиновники внесли изменения в перечень вредных или опасных производственных факторов и работ, при которых нужно проводить медосмотры (приложение №1 приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н).
Согласно перечню, работа на ПК по считыванию и вводу информации – это опасный производственный фактор. Работники, которые проводят за компьютером в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени, подвергаются действию электромагнитного поля широкополосного спектра частот. Поэтому медосмотры сотрудников должны были проводиться 1 раз в 2 года.
Теперь эту норму уточнили. В новой редакции прописали частоты электромагнитного поля 5 Гц-2 кГц, 2 кГц-400 кГц, при превышении предельно допустимого уровня которых работа за ПК считается вредным фактором. После этих изменений офисная работа за ПК перестала считаться вредной и опасной работой. А значит, обязательные медосмотры сотрудников можно не проводить.
Уточнённая декларация не изменяет решение по проверке
Определение Верховного Суда РФ от 23.04.2020 № 308-ЭС20-3418, ООО «Агроком холдинг»
Подача уточнённой декларации, которая привела к образованию переплаты по налогу за проверенный налоговым органом в ходе выездной или камеральной проверки налоговый (отчётный) период, не может изменять результаты, отражённые в решении по налоговой проверке.
Оспоренным решением инспекции обществу отказано в зачёте (возврате) налога по мотиву отсутствия оснований для изменения начислений по решению, принятому по результатам выездной налоговой проверки за период с 01.01.2012 по 31.12.2013, а также для признания уплаченных по этому решению пеней по НДС излишне взысканными (уплаченными). По мнению общества, подача уточнённых налоговых деклараций за ранее проверявшиеся налоговым органом периоды, уменьшающих размер недоимки за эти периоды, влечёт пересчет пеней, начисленных и уплаченных по предыдущим периодам (за который поданы уточненный декларации).
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями ст. 23, 44, 45, 75, 78, 79, 89, 101, 101.2, 101.3 НК РФ, пришли к выводу о законности решения инспекции ввиду доказанности отсутствия оснований для возврата обществу из бюджета 28 450 738,20 руб. пеней, начисленных на недоимку по НДС, установленную вступившим в силу решением налогового органа по результатам выездной налоговой проверки.
Судебные инстанции исходили из того, что подача уточнённой декларации, которая привела к образованию переплаты по налогу за проверенный налоговым органом в ходе выездной или камеральной проверки налоговый (отчетный) период, не может изменять результаты, отраженные в решении по налоговой проверке. Вынесенное и вступившее в силу решение инспекции, в том числе в части начисленных недоимок, пеней и штрафов, подлежит изменению (отмене) только в порядке ст. 138 Налогового кодекса путем административного и судебного обжалования.
Суд округа поддержал выводы судов, отметив, что сама по себе уплата налога на прибыль в рассматриваемом случае (при одновременном наличии задолженности по акцизам, НДС и пеням по ним, превышающей размер переплаты) не свидетельствует о возникновении суммы переплаты, подлежащей возврату. Суд указал, что при подаче уточнённых налоговых деклараций по налогу на прибыль у налогоплательщика возникает право в будущем учесть переплату в порядке ст. 78 Кодекса. Однако такая переплата не может учитываться в отношении пеней, начисленных решением по выездной налоговой проверке за прошлые периоды.
Обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.
Срок для вычета НДС при признании сделки недействительной
Определение Верховного Суда РФ от 08.05.2020 № 301-ЭС20-5331, ЗАО «Стройинжиниринг»
При возврате товара в связи с признанием сделки по его продаже недействительной установлен специальный срок, в течение которого могут быть заявлены налоговые вычеты.
Оспоренные решения вынесены инспекцией по результатам камеральной проверки представленной обществом уточнённой налоговой декларации по НДС за четвертый квартал 2015 года, в которой общество заявило налоговый вычет в размере 3 813 142 руб. Основанием для вынесения решений и отказа в возмещении НДС послужили выводы инспекции о неправомерном применении обществом налогового вычета, заявленного в связи с возвратом основного средства (моторной яхты) после признания сделки по её продаже недействительной.
Руководствуясь положениями ст. 146, 153, 171, 172 Налогового кодекса РФ, ст. 167 ГК РФ, суды первой и апелляционной инстанций признали оспоренные решения инспекции законными и обоснованными, с чем согласился суд округа.
Суды правомерно указали на то, что главой 21 НК РФ прямо не предусмотрен порядок корректировки у продавца ранее исчисленного налога в случае признания сделки по реализации недействительной, в связи с чем также возможна корректировка налогооблагаемой базы в периоде реализации (4-й квартал 2012 года) вместо применение налоговых вычетов, предусмотренных п. 5 ст. 171 Кодекса, в периоде возврата имущества (4-й квартал 2015 года).Избранный налогоплательщиком способ корректировки налоговой базы в периоде реализации не должен повлечь нарушения интересов казны (определение Верховного Суда РФ от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602).
Общество, выбрав механизм корректировки налоговых обязательств через налоговые вычеты, должно соблюдать установленные порядок и условия применения вычета: уплата налога в бюджет по сделке при реализации, возврат товара, отражение в учёте операций по возврату, применение вычета не позднее одного года с момента возврата товара.
Суды пришли к выводу о том, что установленный в п. 4 ст. 172 Кодекса срок, в течение которого могут быть заявлены предусмотренные п. 5 ст. 171 Кодекса вычеты, истёк.
Довод общества о том, что в рассматриваемой ситуации подлежит применению установленный п. 1.1 ст. 172 НК РФ трёхлетний срок для применения налогового вычета, правомерно отклонен судом апелляционной инстанции так как оснований для неприменения специального порядка по налоговым вычетам, установленного п. 4 ст. 172 НК РФ, Кодексом не предусмотрено.
Как верно отметили суды, исходя из выбранного обществом механизма корректировки налоговых обязательств, подлежит применению специальный порядок реализации права на вычет по НДС, который не предусматривает решение вопроса о том, когда был уплачен налог, а также не продлевает срок, в течение которого НДС может быть предъявлен к вычету.
Обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ.