НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 24, 2020

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 24, 2020

2020.05.06

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 27 апреля по 01 мая 2020 года

 

Режим нерабочих дней продлен

Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 года № 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"

 

Президент России Владимир Путин объявил дни между майскими праздниками (т.е. 6, 7 и 8 мая) нерабочими днями.

При этом майские праздники останутся выходными праздничными днями. Напомним, что в этом году с учетом переноса выходными являются периоды с 1 по 5 мая (включительно) и с 9 по 11 мая (включительно). Следовательно, ближайший рабочий день после всех выходных и нерабочих – 12 мая.

Помимо этого, Правительству РФ и Роспотребнадзору поручено подготовить рекомендации по поэтапному выходу из режимов ограничений начиная с 12 мая. Соответствующие рекомендации должны быть разработаны уже к 5 мая. Также Президент поручил Правительству разработать очередной пакет неотложных мер поддержки экономики и граждан. Однако, о каких именно мерах в этот раз идет речь, пока неизвестно.

Официально опубликованный указ Президента РФ от 28.04.2020 № 294 у о продлении режима нерабочих дней установил, что период с 6 по 8 мая 2020 года включительно - это нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Однако, как и ранее, указ не распространяется на определенные организации, которые должны продолжить работу в нерабочий период.

  

Какие организации продолжат работать в нерабочие дни мая 2020 года

К работающим в нерабочий период организациям относятся:

  • непрерывно действующие организации;
  • медицинские и аптечные организации;
  • организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости;
  • организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения;
  • организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы;
  • организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам);
  • иные организации, определенные региональными органами власти исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ.

 

Правило переноса сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов и сдачи отчетности

Согласно нормам пункта 7 статьи 6.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ, в случаях, когда последний день срока уплаты налога (сбора, страховых взносов) или сдачи отчетности приходится на день, признаваемый в соответствии с указом Президента РФ нерабочим днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Это значит, что в общем случае регулируемые НК РФ сроки уплаты налогов (сборов, страховых взносов) и сдачи отчетности переносятся на 12 мая 2020 года.

 

Когда платить налоги

По общему правилу для организаций и ИП, которые не относятся к категории малого и среднего бизнеса, работающего в отраслях, наиболее пострадавших из-за коронавируса:

  • срок уплаты налога на прибыль за 2019 год переносится на 12 мая;
  • сроки уплаты авансовых платежей (за март и апрель, за 1 квартал 2020 года) по налогу на прибыль переносятся на 12 мая;
  • срок уплаты 1/3 платежа по НДС за 1-й квартал 2020 года переносится на 12 мая;
  • сроки уплаты УСН организациями ИП за 2019 год и авансового платежа за 1-й квартал переносятся на 12 мая;
  • сроки уплаты ЕСХН организациями ИП за 2019 год переносятся на 12 мая;
  • НДФЛ с зарплаты за март и апрель необходимо перечислить в бюджет 12 мая;
  • страховые взносы за март на обязательное пенсионное страхование (в том числе по дополнительному тарифу), обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование за март  - 12 мая;
  • ЕНВД за 1-й квартал 2020 года необходимо уплатить 12 мая;
  • ввозной НДС по операциям за март и апрель необходимо уплатить 12 мая;
  • НДФЛ по больничным и отпускным за март и апрель необходимо перечислить в бюджет 12 мая;
  • водный налог за 1-й квартал 2020 года необходимо перечислить в бюджет 12 мая.

Обращаем внимание, что ранее Минфин и ФНС предупреждали налогоплательщиков, что перенос сроков действует для организаций, не подпадающих под исключение в указе о режиме нерабочих дней.

Для предприятий малого и среднего бизнеса, занятых в наиболее пострадавших отраслях, установлены иные сроки уплаты налогов и страховых взносов, согласно правительственному постановлению от 02.04.2020 № 409.

 

Изменение в списке пострадавших видов деятельности по Челябинской области

Распоряжение правительства Челябинской области от 27.04.2020 г . № 276-рп

Внести в Перечень основных видов экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2020 года, имеющие право на продление в 2020 году установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков уплаты налогов, предусмотренных некоторыми специальными налоговыми режимами, утвержденный распоряжением Правительства Челябинской области от 17.04.2020 г. № 240-рп «Об утверждении Перечня основных видов экономической деятельности, которые осуществляют налогоплательщики по состоянию на 1 марта 2020 года, имеющие право на продление в 2020 году установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков уплаты налогов, предусмотренных некоторыми специальными налоговыми режимами», следующие изменения:

1) пункт 2 изложить в следующей редакции: «2. Культура, организация досуга и развлечений 90, 90.0, 90.01, 90.02, 90.03, 90.04, 90.04.1, 90.04.2, 90.04.3, 91.02, 91.04.1»;

2) дополнить пунктом 13 следующего содержания: «13. Розничная торговля непродовольственными товарами 45.11.2, 45.11.3, 45.11.31, 45.11.39, 45.19.2, 45.19.3, 45.19.31, 45.19.39, 45.32, 45.32.1, 45.32.2, 45.32.21, 45.32.22, 45.32.29, 45.40.2, 45.40.3, 47.19.1, 47.19.2, 47.4, 47.41, 47.41.1, 47.41.2, 47.41.3, 47.41.4, 47.42, 47.43, 47.5, 47.51, 47.51.1, 47.51.2, 47.52, 47.52.1, 47.52.2, 47.52.3, 47.52.4, 2 47.52.5, 47.52.6, 47.52.7, 47.52.71 47.52.72, 47.52.73, 47.52.74, 47.52.79 47.53, 47.53.1, 47.53.2, 47.53.3, 47.54 47.59, 47.59.1, 47.59.2, 47.59.3 47.59.4, 47.59.5, 47.59.6, 47.59.7 47.59.9, 47.6, 47.61, 47.62, 47.62.1 47.62.2, 47.63, 47.63.1, 47.63.2, 47.64 47.64.1, 47.64.2, 47.64.3, 47.64.4 47.64.5, 47.65, 47.7, 47.71, 47.71.1 47.71.2, 47.71.3, 47.71.4, 47.71.5 47.71.6, 47.71.7, 47.71.8, 47.72 47.72.1, 47.72.2, 47.73, 47.74, 47.74.1 47.74.2, 47.75, 47.75.1, 47.75.2 47.75.3, 47.76, 47.76.1, 47.76.2, 47.77 47.77.1, 47.77.2, 47.78, 47.78.1 47.78.2, 47.78.21, 47.78.22, 47.78.3 47.78.4, 47.78.5, 47.78.6, 47.78.61 47.78.62, 47.78.63, 47.78.7, 47.78.8 47.78.9, 47.79, 47.79.1, 47.79.2 47.79.3, 47.79.4, 47.82, 47.82.1 47.82.2, 47.89, 47.89.1, 47.89.2». 2. Настоящее распоряжение подлежит официальному опубликованию.

  

При исчислении страховых взносов по пониженным тарифам учитывается МРОТ в сумме 12 130 руб.

Информация ФНС России от 29.04.2020

С 1 апреля субъекты МСП исчисляют по пониженным тарифам страховые взносы с выплат работникам, которые по итогам месяца превышают МРОТ (на 01.01.2020 — 12 130 руб.).

ФНС России обращает внимание, что эта величина МРОТ является фиксированной. Её размер не увеличивается на районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые предусмотрены трудовым законодательством и являются частью оплаты труда работников.

Так, страховые взносы с выплат по итогам месяца, в том числе учитывающих такие коэффициенты и процентные надбавки, исчисляются следующим образом: в части выплат, превышающих МРОТ, — по совокупному тарифу 15%. (в т. ч. на обязательное пенсионное страхование — 10% (как в части выплат с начала года, не превышающих предельную величину базы, так и свыше её предельной величины), на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0%, на обязательное медицинское страхование — 5%); в части выплат менее, либо равным МРОТ — по совокупному тарифу 30%.

  

Кому предоставят субсидии из бюджета

Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576

Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Субсидии будут предоставляться на основании реестра, формируемого ФНС.

 Для включения в этот реестр необходимо направить заявление при соблюдении установленных условий.

В их числе:

  • получатель субсидии — организация не находится в процессе ликвидации или в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства;
  • по состоянию на 01.03.2020 отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности превышающая 3000 руб.;
  • количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% количества работников в марте 2020 г.

Размер субсидии будет определяться исходя из размера МРОТ (12 130 руб.) и количества работников организации в марте 2020 года.

 

ФНС опубликовала электронную форму заявления на зарплатные субсидии

Письмо ФНС от 27.04.2020 № БС-4-11/7080

Налоговики разработали электронный формат заявления, чтобы компании и предприниматели смогли получить зарплатную субсидию от государства .

Теперь будет проще и быстрее получить деньги на зарплаты сотрудникам за апрель и май.

Форма заявления на субсидию есть в постановлении Правительства от 24.04.2020 № 576. Заявление можно отправлять в электронном виде через ТКС или личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Также можно отправлять заявление через почту на бумаге.

Субсидию предоставляют отдельно за апрель и отдельно за май. Чтобы получить субсидию за апрель 2020 года, подайте заявление с 1 мая до 1 июня 2020 года, а за май 2020 года – с 1 июня до 1 июля 2020 года.

Инспекция проверит заявление на получение субсидии, а также самого заявителя на соответствие критериям, которые дают право на государственную помощь. Информацию о ходе рассмотрения заявления ФНС разместит на своем официальном сайте (п. 5 Правил из постановления № 576).

Если результат проверки отрицательный или заявитель нарушил сроки подачи заявления, то инспекция откажет в субсидии. Сообщение об отказе инспекция направит в электронном виде или по почте на бумаге в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее:

  • 18 мая – по заявлению на субсидию за апрель;
  • 18 июня  – по заявлению на субсидию за май.

При положительном результате проверки ФНС рассчитает размер субсидии, сформирует реестр на выплату государственной помощи и направит его в Федеральное казначейство. Сроки такие же, как и для направления заявителю сообщения об отказе в субсидии. По этому реестру казначейство выплатит субсидию компании или предпринимателю (п. 2, 6 и 7 Правил из постановления № 576).

  

При каких ОКВЭД можно получить господдержку для пострадавших в связи с коронавирусом отраслей

Бизнес получит господдержку в связи с коронавирусом, если основной ОКВЭД из ЕГРЮЛ или ЕГРИП совпадает с кодами из постановлений Правительства от 03.04.2020 № 434от 10.04.2020 № 479 и от 18.04.2020 № 540.  Коды надо сверять по состоянию на 1 марта 2020 года.

Если организация ведет деятельность из Перечня пострадавших отраслей, но этот бизнес не указан в ЕГРЮЛ как основной вид деятельности, льготы не положены.

 Менять ОКВЭД в апреле бессмысленно. Льгот по постановлению Правительства от 02.04.2020 № 409 не будет все равно.

Ситуация: как проверить, подходит ли ОКВЭД, если он не совпадает с ОКВЭД из Перечня пострадавших отраслей?

Когда в вашем ОКВЭД больше знаков, чем ОКВЭД из Перечня пострадавших отраслей, у вас есть право на льготы по постановлению Правительства от 02.04.2020 № 409.

В обратной ситуации, когда в вашем ОКВЭД меньше знаков, льгот не будет.

В ОКВЭД из ЕГРЮЛ или ЕГРИП должно быть минимум четыре цифры (п. 1.6 Требований из приложения 20 к приказу ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25). Четырехзначный код позволяет вести бизнес, который входит в подгруппы. Когда в Перечне пострадавших указаны две цифры ОКВЭД, в него включены все виды деятельности, входящие в данный класс. Если указаны первые три цифры, в Перечень входит весь подкласс.

Например, в Перечне есть ОКВЭД 93 («Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений»). К пострадавшим от коронавируса относят деятельность спортивных объектов с кодом 93.11, деятельность спортивных клубов с кодом 93.12, деятельность фитнес-центров с кодом 93.13 и т. д.

Рассмотрим обратную ситуацию: в ОКВЭД Перечня – пять цифр, в ОКВЭД организации – четыре. В этом случае на организацию не распространяются меры господдержки для пострадавших отраслей по постановлению Правительства от 02.04.2020 № 409.

В противном случае отсутствовал бы смысл детализации ОКВЭД в постановлении Правительства от 03.04.2020 № 434 большим числом знаков, чем по классу (по подклассу, группе, подгруппе или виду).

Допустим, у организации ОКВЭД 86.90 («Деятельность в области медицины прочая») вместо 86.90.4 из Перечня («Деятельность санаторно-курортных организаций»). Даже если организация занимается санаторно-курортной деятельностью, льгот не будет.

 

Срок сдачи бухгалтерской отчетности за 2019 год продлен до 12 мая 2020

Письмо Минфина и ФНС России от 30.04.2020 № 07-04-07/35323/ВД-4-1/7364@

Вышло совместное письмо Минфина и ФНС России от 30.04.2020 № 07-04-07/35323/ВД-4-1/7364@, в котором налоговики напомнили, что обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности за 2019 год должен быть сдан не позднее первого рабочего дня, если установленный день сдачи отчетности выпал на праздничный или выходной день.

С учетом нерабочих дней, объявленных Указами Президента РФ № 206, № 239, № 294, первым рабочим днем является 12 мая 2020 года.

На 12 мая перенесли сроки сдачи отчетности организациям, которые согласно ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ обязаны представлять один экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган в целях формирования ГИРБО. Для тех организаций, которые не должны это делать, срок сдачи отчетности согласно постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 продлен на 3 месяца. Как мы и писали ранее. На сроки сдачи отчетности не влияет работает организация или нет. Сроки сдачи бухгалтерской отчетности переносятся на 12 мая для всех организаций, кроме тех, для кого этот срок продлен до 30 июня 2020 года. 

 

Для кого отложили взыскание задолженности до 1 июня

Письмо ФНС от 27 апреля 2020 года № ЕД-20-8/53@

Для поддержки бизнеса ФНС России приостановила взыскание задолженности и применение соответствующих обеспечительных мер до 31 мая 2020 года включительно. Применение мер взыскания приостанавливается до 31 мая 2020 года для всех ИП и организаций.

В том числе для МСП и субъектов, осуществляющих деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Это значит, что ИП или организациям не пришлют требование с начисленными пенями и штрафами, не спишут задолженность и не заблокируют расходные операции по расчетному счету.

  

Можно ли ликвидироваться в нерабочем периоде?

Письмо Роструда от 9 апреля 2020 года № 0147-03-5

Если организация не работает в периоде, на который распространяется нерабочий режим по указам президента, ликвидироваться в эти дни она не может. Письмо Роструда от 9 апреля 2020 года № 0147-03-5. Как правило, ликвидация предприятия сопровождается принятием определенных решений и оформлением немалого количества документов. После того, как издан приказ о ликвидации, нужно письменно и персонально уведомить работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией. Сделать это нужно не позднее, чем за два месяца до увольнения.

Уведомить о ликвидации можно только тех сотрудников, которые продолжают работать. Уведомить сотрудников, которые не работают, не получится. А, значит, приступить к ликвидации организации в течение нерабочего месяца тоже. Компании, на которые распространяется режим нерабочих дней, в этом же периоде объявить простой с уменьшением зарплат работникам, не могут. Поскольку в нерабочие дни организация и так не функционирует, а за сотрудниками в нерабочие дни сохраняется зарплата.

  

Увольнение всех работников не поможет ИП на УСН 6% снизить налог

Письмо Минифна России от 27 марта 2020 года № 03-11-11/24497

Даже если ИП на УСН с объектом доходы уволит всех работников, уменьшить «упрощенный» налог на страховые взносы без ограничений он сможет лишь со следующего года.

По общему правилу фирмы и ИП на УСН с объектом «доходы» уменьшают сумму начисленного в отчетном периоде «упрощенного» налога на уплаченные в этом же периоде страховые взносы, в том числе «на травматизм» (пп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ). При этом налог не может быть уменьшен более чем на 50%. ИП, работающим без наемных работников, дано право уменьшать сумму налога на уплаченные фиксированные страховые платежи за себя без 50%-ного ограничения.

Отчетными периодами по УСН являются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (п. 2 ст. 346.19 НК РФ). Значит, даже если ИП уволит всех работников в I квартале 2020 года, уменьшить сумму УСН-налога или авансовых платежей по нему без ограничения он сможет только со следующего налогового периода - с 2021 года.

 

Рекомендации Роспотребнадзора для организаций

Письмо Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24

Роспортребнадзор рекомендует соблюдать дистанцию не только в магазинах и общественном транспорте, но и на рабочих местах.

Для этого ведомство разработало нормы, сколько сотрудников должно быть в помещении относительно площади:

  • до 50 кв. м - не более 5 человек;
  • до 100 кв. м - не более 10 человек;
  • до 200 кв. м - не более 25 человек;
  • свыше 200 кв. м - не более 50 человек.

На пропускных пунктах, в столовых и других общественных местах Роспотребнадзор советует держаться известной всем дистанции 1,5 м.  Для работников, у которых нет личного транспорта, рекомендуется доставка на работу и с работы транспортом предприятия. Такой транспорт должен дезинфицироваться (письмо Роспотребнадзора от 13.02.2020 № 02/2120-2020-32). По возможности, на входе/выходе (в т.ч. на проходных заводов) рекомендуется максимально упростить процедуру идентификации работников на КПП, соблюдение дистанции между гражданами не менее полутора метров, максимально разделить входы на территорию и в здания для работников разных производственных подразделений.

 

Непродовольственные магазины и кинотеатры освободили от арендной платы

Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2020 № 1155-р

Возможность получить временное освобождение от платежей по договорам аренды федерального имущества теперь распространяется на все отрасли, считающиеся наиболее пострадавшими от коронавируса.

Перечень таких отраслей установлен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434. Ранее перечень отраслей, которые могли рассчитывать на «арендные каникулы», был отдельно приведен в соответствующем правительственном распоряжении и был короче, чем периодически обновляющийся перечень пострадавших отраслей. Благодаря внесенным изменениям, право оформить временное освобождение от арендной платы получили, в частности, торговцы непродовольственными товарами, кинотеатры и стоматологические клиники.

Оформить «арендное» освобождение могут относящиеся к наиболее пострадавшим из-за коронавируса малые и средние предприятия, арендующие федеральное имущество. Освобождение предоставляется в отношении платежей за апрель – июнь 2020 года.

  

Сдачу отчетов СЗВ-ТД перевели на особый режим

Постановление Правительства РФ от 26.04.2020 № 590

Постановлением Правительства РФ от 26.04.2020 № 590 утверждены особые правила представления в ПФР сведений о трудовой деятельности работников. Напомним, ранее Правительство РФ утвердило временные правила регистрации безработных, в которых обязало работодателей представлять в ПФР информацию в случаях приема на работу и увольнения гражданина не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения).

Затем был принят Федеральный закон от 24.04.2020 № 136-ФЗ, который разрешил Правительству РФ устанавливать особые правила представления работодателями в ПФР сведений о трудовой деятельности работников. В связи с этим новый правительственным постановлением устанавливается, что работодатель должен сдавать в территориальные органы ПФР сведения о работающих у него гражданах (по форме СЗВ-ТД):

  • в случаях приема на работу и увольнения с 1 апреля 2020 год до дня вступления в силу данного постановления - не позднее рабочего дня, следующего за днем вступления в силу постановления правительства № 590;
  • в случаях приема на работу и увольнения работника - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений (после вступления в силу постановления № 590);
  • в случаях перевода на другую постоянную работу и подачи работником заявления о выборе формы ведения трудовой книжки - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место указанные действия.

Это значит, что особый порядок сдачи отчета СЗВ-ТД должен применяться в случаях приема на работу и увольнения работников. Отчет в этом случае надо будет сдать не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего кадрового приказа (распоряжения).

Такой порядок должен применяться со дня официального опубликования указанных особых правил, то есть постановления от 26.04.2020 № 590.

Если в период с 1 апреля 2020 года до официального опубликования постановления № 590 работодатель осуществлял прием на работу либо увольнения, то все отчеты СЗВ-ТД по таким работникам надо будет направить в ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем вступления в силу постановления № 590.

В отношении иных кадровых изменений (перевод на другую работу, подача заявления о выборе формы трудовой книжки) сохраняется прежний порядок сдачи отчета СЗВ-ТД. Согласно постановлению правительства, временные правила представления в ПФР сведений о трудовой деятельности работников будут действовать до 31 декабря 2020 года.

  

Если товар не поступил в Россию – НДС он не облагается

Письмо Минфина России № 03-07-11/31326 от 20.04.2020

Местом реализации товара считается территория РФ, если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на территории Российской Федерации. Дата отгрузки (передачи) товаров должна совпадать с датой первого первичного документа, который оформляется на покупателя или перевозчика. Если первичный документ на покупателя или перевозчика уже оформляется, а товар еще находится за границей, значит, реализация товара происходит за пределами РФ. Что из этого следует? НДС платить не надо.

  

Вычет НДС после применения ЕНВД

Письмо Минфина России от 03.04.2020 № 03-07-14/26364

Если объект основных средств (объект недвижимости), затраты на создание которого осуществлены в период применения ЕНВД, будет вводиться в эксплуатацию после перехода на общий режим налогообложения, то суммы НДС по таким затратам принимаются к вычету при условии, что указанный объект предназначен для осуществления операций, облагаемых НДС.

При переходе налогоплательщика с уплаты ЕНВД на общую систему налогообложения одним из возникающих вопросов является вопрос налогового вычета НДС. В письме Минфина России от 03.04.2020 № 03-07-14/26364 разъясняется, что если предстоящий переход очевиден, стоит несколько подождать с вводом в эксплуатацию объектов основных средств. (Да и вообще с расходами).

На основании п. 9 ст. 346.26 НК РФ при переходе налогоплательщика с уплаты ЕНВД на общий режим налогообложения суммы НДС по приобретённым товарам, работам, услугам, имущественным правам, которые не были использованы в деятельности, облагаемой ЕНВД, подлежат налоговому вычету.

В пп. 1 п. 2 и п. 6 ст. 171 НК РФ предусмотрено, что суммы НДС, предъявленные налогоплательщику подрядчиками при проведении ими капитального строительства, а также суммы НДС, предъявленные ему по товарам, работам, услугам, имущественным правам, приобретённым для выполнения строительно-монтажных работ, подлежат вычетам в случае их приобретения для операций, облагаемых НДС.

В связи с этим, в случае, если объект основных средств, затраты на создание которого произведены в период применения ЕНВД, будет вводиться в эксплуатацию после перехода на общий режим налогообложения, то суммы НДС по таким затратам принимаются к вычету, если построенный объект основных средств предназначен для облагаемых НДС операций. При этом право на указанные вычеты возникает в налоговом периоде, в котором налогоплательщик перешёл с ЕНВД на общий режим налогообложения.

Что касается основных средств, приобретённых (построенных) и введённых в эксплуатацию в период применения ЕНВД, стоимость которых сформирована уже с учётом сумм НДС, то в ст. ст. 171 и 172 НК РФ порядок получения вычетов НДС, относящегося к остаточной стоимости таких основных средств, не предусмотрен. И после перехода на общую систему налогообложения принять к вычету такой входной НДС нельзя. На это было обращено внимание в письме Минфина России от 19.02.2020 № 03-07-14/11618. В этом же письме финансисты напомнили, что если у налогоплательщика на момент перехода есть товары, приобретённые с входным НДС, и эти товары ещё не использованы, то при переходе на общую систему – в периоде перехода – этот входной НДС также можно предъявить к вычету.

  

Премия по итогам за год

Письмо Минфина России от 08.04.2020 № 03-03-06/1/27901

В случае если налогоплательщик не формировал резерв на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год, премии, выплачиваемые работникам за результаты работы за год, учитываются в целях налогообложения прибыли организаций в периоде их начисления.

Есть такие вопросы, которые налогоплательщики регулярно задают чиновникам, хотя точка зрения последних на этот вопрос не меняется. Такова и тема с учётом премий работникам по результатам работы за год, рассмотренная Минфином России в письме от 08.04.2020 № 03-03-06/1/27901.

Согласно п. 4 ст. 272 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходы на оплату труда признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда. Исходя из этого, вознаграждения работникам, в виде премии за результаты работы за год, учитываются в целях налогообложения прибыли в периоде начисления данных премий при условии их соответствия положениям ст. 252 НК РФ, (в случае, если налогоплательщик не формировал резерв на выплату ежегодного вознаграждения по итогам работы за год). См. также письмо Минфина России от 06.02.2017 № 03-03-06/2/5954 – там точно такой же ответ. Это означает, что суммы премии по итогам работы за прошедший год, начисленные в начале текущего, должны учитываться в налоговых расходах уже текущего налогового периода.

Добавим, что согласно п. п. 21 и 22 ст. 270 НК РФ расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, а также в виде премий, выплачиваемых за счёт средств специального назначения или целевых поступлений, не учитываются в налоговых расходах. Расходы работодателя, направленные на выплату премий работникам, могут быть учтены в целях налогообложения, если порядок, размер и условия выплаты предусмотрены локальными нормативными актами компании, содержащими нормы трудового права, и не указаны в ст. 270 НК РФ. (См., например, письмо Минфина России от 17.04.2017 № 03-03-06/2/22717).

Что делать с годовыми премиями работникам, если они уже успели уволиться? Главное, предусмотреть возможность начисления им премии за результаты работы за год в локальном нормативном акте – например, в положении о премировании. Чиновники указывают, что если локальными нормативно-правовыми актами компании, содержащими нормы трудового права, предусматриваются порядок и условия по выплате премии уволенному работнику, начисленной в результате наступления определённых оснований уже после его увольнения, но за период, когда он ещё состоял в трудовых отношениях с работодателем, то расходы в виде выплаты данной премии могут учитываться в налоговых расходах компании. (См., например, письмо Минфина России от 06.09.2018 № 03-03-06/2/63703).

  

Как учесть безнадёжный долг прошлого налогового периода

Письмо Минфина России от 06.04.2020 № 03-03-06/2/27064

По мнению Минфина России, организация вправе включить в налоговую базу текущего налогового периода сумму выявленной ошибки (искажения), которая привела к излишней уплате налога на прибыль организаций в предыдущем налоговом периоде, только в том случае, если в текущем налоговом периоде получена прибыль.

Вывод из письма Минфина России от 06.04.2020 № 03-03-06/2/27064 нам, честно говоря, непонятен. Речь идёт о ситуации, когда компания обнаружила факт наличия безнадёжной задолженности, относящейся к прошлым налоговым периодам, только в текущем периоде. Когда можно учесть сумму этого убытка?

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчётном или налоговом периоде, в частности, суммы безнадёжных долгов. В случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам - то суммы безнадёжных долгов, не покрытые за счёт средств резерва. (Для целей налогообложения прибыли основания отнесения задолженности к безнадёжной определены в п. 2 ст. 266 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчёт налоговой базы и суммы налога за налоговый или отчётный период, в котором выявлены ошибки или искажения, относящиеся к прошлым периодам, в тех случаях, когда они привели к излишней уплате налога.

Из указанного следует, что в случае обнаружения в текущем периоде документов, подтверждающих основания отнесения задолженности к безнадёжной, налогоплательщик вправе учесть её суммы, относящиеся к прошлым периодам, при определении прибыли текущего периода, но только если допущенные ошибки или искажения ранее привели к излишней уплате налога.

Таким образом, отмечают чиновники, компания вправе включить в налоговую базу текущего периода сумму выявленной ошибки, которая привела к излишней уплате налога на прибыль в предыдущем периоде, только в том случае, если в текущем периоде получена прибыль. Если же по итогам текущего периода получен убыток, то производится перерасчёт налоговой базы за период, в котором произошла ошибка.

Почему, в случае получения убытка в текущем периоде компания обязана подавать «уточнёнку», а не увеличить сумму текущего убытка? Каким путём чиновники пришли к такому выводу, непонятно. Если они формально ориентировались на слова «определение прибыли», то это, вообще-то, процесс. «Определение прибыли» может иметь итогом как прибыль, так и, увы, убыток.

Справедливости ради, по рассматриваемой теме нет единства и среди судей. Казалось бы, есть Определение ВС РФ от 19.01.2018 № 305-КГ17-14988 по делу № А41-17865/2016. Безнадёжная задолженность ошибочно не была включена в расходы в периоде, в котором истёк срок исковой давности. Она была учтена позднее - в периоде обнаружения ошибки. (Как раз на основании п. 1 ст. 54 НК РФ). Судьи решили, что это правильно. Главное, чтобы не истек трёхлетний срок, установленный в ст. 78 НК РФ.

Однако в постановлениях АС Поволжского округа от 16.05.2018 № Ф06-32143/2018 по делу № А65-15959/2017 и АС Московского округа от 26.07.2019 № Ф05-10167/2019 по делу № А40-43926/2018 судьи указали, что учесть сумму безнадёжной задолженности во внереализационных расходах можно только в том периоде, в котором истёк срок исковой давности. Поэтому нужно представлять уточнённую налоговую декларацию. А вот АС Северо-Кавказского округа в постановлении от 06.08.2018 № Ф08-5924/2018 по делу № А32-49572/2017 применил позицию ВС РФ.

В общем, попав в такую ситуацию, компании следует хорошенько подумать, как именно поступить. Пока наиболее безопасный вариант – действительно, подать «уточнёнку».

  

Непредставление документов налоговому органу обернулось штрафом

Определение Верховного Суда РФ от 01.04.2020 № 305-ЭС20-2471, ООО «ЭнергоСервис»

Налоговые органы при проведении проверок могут запрашивать у проверяемого налогоплательщика любые документы при условии, что они имеют отношение к предмету проверки, а непредставление запрошенных документов по существу является противодействием мероприятиям налогового контроля.

В период проведения выездной налоговой проверки Инспекцией было выставлено Обществу требования о представлении документов. Документы не представлены, в связи с чем решением налогового органа Общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 339 600 руб.

Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в суд.

Отказывая налогоплательщику в удовлетворении требования о признании решения недействительным, суды исходили из того, что требование было выставлено в соответствии с положениями НК РФ, его неисполнение влечет ответственность по ст. 126 НК РФ.

Суды верно установили, что требования о представлении документов налогоплательщиком фактически не выполнены, поскольку по истечении 10-дневного срока, указанного в спорном требовании, в нарушение п. 3 ст. 93 НК РФ Обществом не представлены документы в общем количестве 1698 шт. Доказательств невозможности представить истребованные документы или недостаточности времени для их сбора в деле не имеется.

Доводы Общества о том, что истребованные налоговым органом документы, в частности счета, не являются первичными документами бухгалтерского учета и законодательно не предусмотрена обязанность субъектов экономической деятельности хранить данный вид документа, были предметом оценки судов и правомерно отклонены как необоснованные.

Суды отметили, что налоговые органы при проведении проверок могут запрашивать у проверяемого налогоплательщика любые документы при условии, что они имеют отношение к предмету проверки, а непредставление запрошенных документов по существу является противодействием мероприятиям налогового контроля. Запрошенные налоговым органом документы относились к предмету проверки и имели значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки. Налогоплательщик не вправе оценивать обоснованность истребования налоговым органом у него документов (информации) и решать вопрос об отказе в их представлении.

В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Обществу отказано.

 

Не удалось доказать схему «дробления бизнеса»

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.03.2020 по делу № А13-18722/2017, ООО «Рандеву»

Приведённые Обществом причины (снижение корпоративного и лицензионного рисков, экономическая устойчивость малых форм бизнеса) признаны судами достаточными и разумным экономическим обоснованием ведения торговой деятельности через три независимо действующие организации, применяющие ЕНВД и УСН.

Оспариваемым решением Обществу доначислено и предложено уплатить 11 154 093 руб. налога на прибыль, 3 491 944 руб. НДС, пени и штрафы. Основанием послужил вывод Инспекции о необоснованном применении Обществом системы налогообложения в виде ЕНВД и УСН в условиях целенаправленного, формального «дробления бизнеса» с целью занижения численности работников путем их распределения с использованием взаимозависимых и подконтрольных организаций, применяющих ЕНВД и УСН. По мнению Инспекции, организации, являясь взаимозависимыми, осуществляли финансово-хозяйственную деятельность как единая сеть продовольственных магазинов, реализуя одинаковые (аналогичные) товары, в связи с чем доходы и расходы этих организаций правомерно объединены (консолидированы); действия этих организаций фактически прикрывали деятельность Общества в целях минимизации его налоговых обязательств и получения необоснованной налоговой выгоды; при суммировании численности работников взаимозависимы лиц установлено превышение ограничения, предусмотренного п. 2.2 ст. 346.26 и п. 3 ст. 346.12 НК РФ, в связи с чем Общество утратило право на применение ЕНВД и УСН.

Суды трёх инстанций, приняв во внимание наличие самостоятельности у взаимозависимых с Обществом организаций в ведении предпринимательской деятельности, наличие не связанных с налогообложением причин для соответствующей формы ведения бизнеса, удовлетворили заявленные требования Общества о признании решений налогового органа недействительными.

Довод о взаимозависимости Общества и двух взаимозависимых организаций (учредителем и руководителем всех организаций являлось одно физлицо) судами двух инстанций рассмотрен и правильно отклонен со ссылкой на п. 4 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. Президиумом ВС РФ 04.07.2018, исходя из того, что сам по себе факт взаимозависимости налогоплательщика и третьих лиц не является основанием для консолидации их доходов и для вывода об утрате права на применение специального налогового режима, если каждый из налогоплательщиков осуществляет самостоятельную хозяйственную деятельность. Взаимозависимость сама по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, а может иметь юридическое значение в целях налогового контроля только если установлено, что такая взаимозависимость используется как возможность для осуществления согласованных действий, не обусловленных разумными экономическими или иными причинами, чего в настоящем деле (с учетом представленных инспекцией доказательств) не усматривается.

Суды установили, что Общество и взаимозависимые организации являлись самостоятельными организациями, независимо друг от друга осуществляли предпринимательскую деятельность, имея собственное имущество, персонал, отдельные торговые площади с автономной (независимой от других торговых точек) системой торговли; закуп, хранение и реализация товара осуществлялись раздельно, единый отдел закупки отсутствовал; организации заключали договоры с целью осуществления своей уставной деятельности и самостоятельно исполняли свои обязательства по заключенным договорам, несли расходы на содержание, производили расчёты в результате хозяйственной деятельности через свои счета, самостоятельно осуществляли бухгалтерский и налоговый учёт, определяли объект налогообложения, налоговую базу, исчисляли налоги (ЕНВД и УСН) и представляли налоговую отчётность; их деятельность была разделена по территориальному принципу.

Приведённые Обществом причины (снижение корпоративного и лицензионного рисков, экономическая устойчивость малых форм бизнеса) признаны судами достаточными и разумным экономическим обоснованием ведения торговой деятельности через три независимо действующие организации.