НОВОСТНАЯ ЛЕНТА №2, 2020
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА №2, 2020
для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста
за неделю с 13 января по 17 января 2020 года
Стартовала Декларационная кампания 2020 года
(сайт www.nalog.ru)
До 30 апреля граждане должны отчитаться о доходах, полученных в 2019 году. Оплатить НДФЛ, исчисленный в декларации, необходимо до 15 июля 2020 года. Представить декларацию по форме 3-НДФЛ необходимо, если в 2019 году налогоплательщик, к примеру, продал недвижимость, которая была в собственности меньше минимального срока владения, получил дорогие подарки не от близких родственников, выиграл небольшую сумму в лотерею, сдавал имущество в аренду или получал доход от зарубежных источников. Отчитаться о своих доходах должны и индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица. Предельный срок подачи декларации 30 апреля 2020 года не распространяется на получение налоговых вычетов. Для их получения направить декларацию можно в любое время в течение года.
Снижен лимит выручки по ЕСХН для освобождения от уплаты НДС
(Информация ФНС России)
В 2020 году плательщики ЕСХН могут применить освобождение от НДС, если размер их дохода не превышает 90 млн рублей за год. В 2019 году эта сумма составляла 100 млн рублей. Организации и ИП, которые планируют использовать освобождение впервые, должны представить в налоговый орган по месту своего учета уведомление по утвержденной форме. Его необходимо подать не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого они будут использовать указанное право. Тем налогоплательщикам, которые представили уведомление в 2019 году и планируют продолжать использование права на освобождение в 2020 году, направлять документы в налоговый орган не нужно.
ФНС проинформировала о пределах раскрытия сведений для принятия НДС к вычету
(Информация ФНС России)
ФНС России разработала для представителей рынка АПК систему открытого информирования о налогоплательщиках, имеющих по данным «АСК НДС-2» несформированный источник по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету НДС. Такое информирование возможно только при наличии согласия самих налогоплательщиков и их поставщиков. Для этого компании направляют согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными по форме, утв. приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@. Рекомендации по ее заполнению содержатся в письме ФНС России от 09.10.2018 N ЕД-4-2/19656. В систему открытого информирования вошло более 15 тыс. компаний. Этот проект позволяет стимулировать добросовестную конкуренцию на рынке сельхозпродукции, помогает его саморегулированию, повышая налоговую дисциплину участников и обеспечивая условия для равных принципов ценообразования. (Информация ФНС России)
Для применения ставки НДС 0% вывоз товара обязателен
(Письмо Минфина России от 20.12.2019 № 03-07-14/99906)
При реализации российской организацией казахстанскому хозяйствующему субъекту товаров, которые не вывозятся с территории РФ, нулевая ставка по НДС и освобождение от акцизов не применяются.
В письме Минфина России от 20.12.2019 № 03-07-14/99906 чиновники напомнили налогоплательщикам, что экспортная операция – это не просто продажа товара иностранной компании, но и вывоз его с территории России.
Если, например, продать казахстанской компании товар на территории России, но товар так в РФ и останется, то НДС придётся исчислить и заплатить в обычном порядке.
Согласно п. 3 Раздела II Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014, нулевая ставка НДС применяется при экспорте товаров с территории одного государства ЕАЭС на территорию другого государства ЕАЭС налогоплательщиком того государства, с территории которого были вывезены товары. Для этого нужно представить в налоговый орган документы, предусмотренные в п. 4 Протокола:
- договоры (контракты), на основании которых производится экспорт товаров;
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счёт налогоплательщика-экспортера;
- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, с отметкой налоговой инспекции государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов;
- транспортные (товаросопроводительные) или иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
- иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки
НДС, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.
В соответствии с п. 2 Раздела I Протокола под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства - члена ЕАЭС на территорию другого государства - члена ЕАЭС. Соответственно, нет вывоза товара – нет нулевой ставки.
А как же тогда быть в случае самовывоза приобретённого иностранцами товара? На этот случай можно найти ответ в письме Минфина России от 15.03.2017 № 03-07-13/1/14652. Чиновники сообщили, что при экспорте товаров из РФ в Республику Беларусь и Республику Казахстан, вывозимых покупателями на условиях самовывоза, применяется нулевая ставка НДС при условии представления налоговикам документов, предусмотренных в п. 4 Протокола, в том числе копий товарно-транспортной накладных, полученных от покупателей товаров. Это означает, что для получения льготной ставки придётся запросить документы у покупателей.
Но самое главное, что вывоз товара с территории России за рубеж должен быть подтверждён
Рекомендованы новые форма и формат уведомления об изменении порядка уплаты налога на прибыль в региональный бюджет
(Информация ФНС России)
Напомним, что организации, имеющие обособленные подразделения, уплачивают налог на прибыль (авансовый платёж) в том числе по месту нахождения каждого обособленного подразделения исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, в порядке, установленном в п. 2 ст. 288 НК РФ. Аналогичный порядок предусмотрен в п. 6 ст. 288 НК РФ для консолидированных групп налогоплательщиков. ФНС России письмом от 26.12.2019 № СД-4-3/26867@ направила рекомендуемые машиноориентированную форму и формат представления уведомления об изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций в региональный бюджет для использования при выборе налогоплательщиками порядка уплаты налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ. Ранее изданные письма по данному вопросу не применяются.
Налог на прибыль: индивидуальные предприниматели теперь признаются налоговыми агентами
(Информация ФНС России от 10 января 2020г)
С 1 января 2020 года индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами по налогу на прибыль с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации. При выплате иностранной организации дохода, полученного в РФ, индивидуальный предприниматель обязан исчислить, удержать и уплатить налог на прибыль, а также предоставить в налоговый орган информацию о выплаченных иностранным организациям доходах и удержанных
Рекомендованы новые форма и формат уведомления об изменении порядка уплаты налога на прибыль в региональный бюджет
(Письмо ФНС России от 26.12.2019 № СД-4-3/26867@)
Напомним, что организации, имеющие обособленные подразделения, уплачивают налог на прибыль (авансовый платёж) в том числе по месту нахождения каждого обособленного подразделения исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, в порядке, установленном в п. 2 ст. 288 НК РФ. Аналогичный порядок предусмотрен в п. 6 ст. 288 НК РФ для консолидированных групп налогоплательщиков. ФНС России письмом от 26.12.2019 № СД-4-3/26867@ направила рекомендуемые машиноориентированную форму и формат представления уведомления об изменении порядка уплаты налога на прибыль организаций в региональный бюджет для использования при выборе налогоплательщиками порядка уплаты налога на прибыль организаций в бюджет субъекта РФ. Ранее изданные письма по данному вопросу не применяются /
На 2020 год изменили коэффициенты-дефляторы
(Приказ Минэкономразвития от 10.12.2019 № 793)
Минэкономразвития уменьшил коэффициенты-дефляторы на 2020 год. Приказ от 10.12.2019 № 793 будет действовать с 1 января 2020 года.
Вот так изменены коэффициенты:
Налог |
Старый коэффициент, по приказу № 684 |
Новый коэффициент, по приказу № 793 |
НДФЛ |
1,813 |
1,810 |
ЕНВД |
2,009 |
2,005 |
ПСН |
1,592 |
1,589 |
Торговый сбор |
1,382 |
1,379 |
Таким образом, ЕНВД вырастет в 2020 году не на 4,9%, а на 4,7%.
Напомним, индексация предельных величин доходов для УСН на коэффициент дефлятор заморожена. Поэтому коэффициент-дефлятор для УСН в 2020 году для определения предельной величины доходов не применяется.
Об особенностях налогообложения искусственной земли
(Письмо Минфина России от 19.12.2019 № 03-03-06/1/99597)
Учитывая, что искусственный земельный участок признается земельным участком после ввода его в эксплуатацию, то в целях налогообложения прибыли эти участки относятся к объектам, не подлежащим амортизации. При этом они не облагаются налогом на имущество, но в отношении таких участков исчисляется земельный налог.
В письме Минфина России от 19.12.2019 № 03-03-06/1/99597 снова затронута тема налогообложения искусственных земельных участков. Почему снова? Потому что в письме Минфина России от 21.03.2013 № 03-03-06/4/8955 чиновники уже рассматривали эту тему. И вот выясняется, что проблема для владельцев таких участков как была, так и осталась.
Федеральным законом от 19.07.2011 № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, находящихся в федеральной собственности…» регулируются отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства. Искусственным земельным участком является сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путём намыва или отсыпки грунта, или использования иных технологий, и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. После создания такого участка он начинает регулироваться также и земельным законодательством. Ввод такого участка в эксплуатацию является переводом земель водного фонда в земли категории, указанной в разрешении на создание искусственного земельного участка на водном объекте – п. 1.1 ст. 12 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ.
Однако это всё технические детали. В чём же состоит проблема?
Учитывая, что искусственный земельный участок признается земельным участком после ввода его в эксплуатацию, то в силу норм п. 2 ст. 256 НК РФ земельные участки относятся к объектам, не подлежащим амортизации. Поэтому расходы, связанные с созданием данных земельных участков, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль на протяжении всего срока их эксплуатации. Такие расходы могут быть учтены в целях налогообложения прибыли только в случае последующей реализации этого земельного участка (ст. 268 НК РФ).
Напомним, почему земельные участки не амортизируются? Ответ находится в п. 17 ПБУ «Учёт основных средств» ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н. Там указано, что не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются.
С этим можно согласиться, если речь идёт об участках, созданных самой природой. К их созданию человек действительно не прикладывал руки, вроде бы и амортизировать нечего. Однако разве имеет это хоть какое-то отношение к участкам, созданным полностью искусственным путём? Разве можно утверждать, что потребительские свойства таких искусственных участков не изменяются со временем?
Вообще-то это реальная экономическая проблема, так как создание таких искусственных объектов затрат требует много, а учесть их нельзя. Не так-то просто искать инвесторов под такие проекты. Думается, налоговое законодательство должно учитывать такие особенности.
А вот всё остальное уже просто. Искусственный участок облагается земельным налогом на основании гл. 31 НК РФ, но не облагается налогом на имущество организаций. А строения, которое возведены на этом участке, подлежат обложению налогом на имущество на основании гл. 30 НК РФ.
Медосмотр и страховые взносы
(Письмо ФНС России от 24.12.2019 № БС-3-11/10931@)
По мнению чиновников, если организация компенсирует работникам суммы их расходов по прохождению ими самостоятельно обязательных медицинских осмотров, такие суммы компенсации облагаются страховыми взносами.
Напомним, что согласно ст. ст. 212 и 213 ТК РФ и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, некоторые работодатели обязаны проводить за свой счёт и предварительные, и все последующие периодические медосмотры своих работников. Надо ли начислять на эти затраты обязательные страховые взносы?
В п. 1 ст. 420 НК РФ определено, что объектом обложения страховыми взносами для компаний признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.
Согласно п. 1 ст. 421 НК РФ база для исчисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных в п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ. В пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ поименованы все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат.
Налоговики сделали из этих положений два потрясающих вывода!
Первый: если работодатель организует проведение обязательных медицинских осмотров своих работников, то такие расходы компании не признаются объектом обложения страховыми взносами.
Второй: если работодатель компенсирует работникам суммы их расходов по прохождению ими самостоятельно обязательных медицинских осмотров, такие суммы компенсации облагаются страховыми взносами. Ведь в перечне, содержащемся в пп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ, такие компенсации не поименованы.
Где логика? Если компания напрямую оплачивает медикам проведение медосмотра работника, то оснований для начисления взносов нет. А если работник оплачивает этот же медосмотр фактически деньгами компании, то основания для начисления взносов внезапно появляются. Очевидно, что это странное требование нужно оспаривать в арбитражных судах, и тогда уже у налоговиков не будет оснований не признавать судебных решений.
При этом не помогла плательщику страховых взносов, задавшему вопрос, ссылка на Определение ВС РФ от 29.10.2019 № 306-ЭС19-9697 по делу № А12-24556/2018. По мнению ФНС России, указанное решение было вынесено в части положений, регулируемых Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, утратившим силу 01.01.2017, и значит, не актуально.
А что было указано? Что сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда. (См. также Постановления Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12, от 03.12.2013 № 10905/13, от 10.12.2013 № 11031/13 и Определение ВС РФ от 04.09.2017 № 303-КГ17-6952). Так ведь это общий принцип, и отмена Закона № 212-ФЗ на него никак не распространяется. Тем более, что текст главы 34 НК РФ практически воспроизвёл текст Закона № 212-ФЗ.
Минфин России напомнил, для кого аудит обязателен
Минфин России опубликовал Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности за 2019 год. Данный перечень структурирован в зависимости от организационно-правовой формы организации, осуществления определённых видов деятельности, наличия определённых финансовых показателей (выручка за предшествовавший отчётному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчётному года превышает 60 млн руб.), составления консолидированной отчётности. Также в перечень включены конкретные организации, отчётность которых подлежит обязательному аудиту. В их числе: Банк России, Агентство по страхованию вкладов, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».
Минфин России подготовил очередные рекомендации и аудиторам
Минфин России письмом от 27.12.2019 № 07-04-09/102563 направил рекомендации аудиторским организациям и аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчётности за 2019 год. Как обычно, рекомендации содержат раздел, посвящённый отдельным вопросам составления бухгалтерской отчётности. В частности, Минфин напомнил, что начиная с отчётности за 2019 год во всех отчётах, входящих в состав годовой бухгалтерской отчётности, все стоимостные показатели приводятся исключительно в тысячах рублей (ранее — в миллионах или тысячах рублей по выбору организации). Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчётности за 2019 год представляется организациями (за исключением субъектов малого предпринимательства) в налоговый орган в виде электронного документа по ТКС через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждённым ФНС России.
Оплата допотпуска «на личные дела» не облагается страховыми взносами
(Определение ВС от 30.12.2019 № 307-ЭС19-24127)
Работодателю, который на основании коллективного договора предоставляет работникам допотпуска, связанные с событиями в их личной жизни, не требуется начислять взносы с суммы оплаты таких отпусков.
Организация на основании коллективного договора предоставляла своим сотрудникам краткосрочные оплачиваемые отпуска в связи с бракосочетанием, рождением ребенка, юбилеями. А страховые взносы с сумм оплаты таких отпусков не начисляла. По итогам выездной проверки ФСС доначислил компании взносы на травматизм, поскольку, по мнению проверяющих, суммы оплаты таких допотпусков облагаются взносами как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.
Не согласившись с решением контролеров, организация обратилась в суд и выиграла дело. Судьи указали, что факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником сам по себе еще не говорит о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Спорные выплаты носят социальный характер и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 ТК. Следовательно, включать их в базу по взносам на травматизм не требуется.
Централизованное представление 6-НДФЛ: какой КПП указывать
(Письмо ФНС от 25.12.2019 № БС-4-11/26751@)
С 2020 года организации, имеющие несколько обособок на территории одного муниципального образования, вправе уплачивать НДФЛ и сдавать расчеты 6-НДФЛ по месту нахождения одного из этих ОП. Как в таком случае заполнять титульный лист расчета?
Как разъяснила ФНС, при представлении расчета 6-НДФЛ выбранным обособленным подразделением в строке «КПП» титульного листа расчета следует указывать КПП именно той обособки, по месту нахождения которой сдается «сборный» расчет.
Напомним, что представить в ИФНС уведомление о переходе в 2020 году на централизованную уплату НДФЛ и сдачу НДФЛ-отчетности можно до конца января.
Расходы командированного на выбор места в самолете можно учесть в налоговой базе
(Письмо Минфина от 27 декабря 2019 года № 03-04-00/102629)
Если командированный работник доплатил за выбор места в самолете, а организация возместила ему расходы, платить НДФЛ и страховые взносы с этих сумм не нужно. По общему правилу возмещение проезда работника к месту служебной командировки и обратно не облагают НДФЛ и страховыми взносами. Но зачастую пассажиры доплачивают авиакомпании за выбор удобного места в салоне самолета. Если работодатель возмещает работнику доплату за выбор места в самолете, чтобы учесть эти расходы в налоговой базе такая возможность должна быть прописана в локальных нормативных актах организации. Только в этом случае подобную компенсацию не нужно облагать НДФЛ и страховыми взносами, пояснил Минфин в письме от 27 декабря 2019 года № 03-04-00/102629. Кроме того, работник должен подтвердить расходы на выбор места документально.
Перенос убытков при расчете налога при УСН за 2019 год
(В письме от 17 декабря 2019 года № 03-11-11/98678 Минфин)
Убытки, полученные в прошлые годы, «упрощенец» может учесть или сразу всей суммой, или частично согласно очередности, в которой они получены. Полученные в течение нескольких лет убытки организация на УСН может перенести на следующий год. Но только те из них, которые были получены за периоды работы на УСН с объектом «доходы минус расходы».
Убыток можно переносить в течение 10 лет, которые следуют за годом его получения (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Если часть убытка прошлых лет уже учтена в текущем году, неперенесенную часть можно учесть целиком или частично в любой год из последующих 9 лет. Убытки, образовавшиеся в течение нескольких лет, переносят на будущие годы в той очередности, в которой они были получены. В письме от 17 декабря 2019 года № 03-11-11/98678 Минфин напомнил, что при расчете УСН-налога за 2019 год налоговую базу можно уменьшить на убытки прошлых лет так: учесть весь убыток сразу. Главное – чтобы позволил размер полученных в 2019 году доходов; учесть только часть убытка согласно очередности его получения.
Сроки по взносам на травматизм - в рабочих днях
(Федеральный закон от 27.12.2019 № 486-ФЗ)
Ранее сроки, предусмотренные в законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ для ФСС и работодателей в части предоставления уведомлений, справок, пояснений и иных документов, были указаны просто в днях, то есть без уточнения в рабочих или календарных. Новые поправки уточнили, что большинство подобных сроков исчисляется в рабочих днях. Так, по новым требованиям ФСС должен предоставить работодателю справку о состоянии расчетов по взносам, пеням, штрафам в течение 5 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса. Также 5 рабочих дней отведено ФСС на направление плательщику уведомления о принятом решении об уточнении платежа по взносам на «травматизм». Требования об уплате недоимки по взносам, пеням, штрафам по итогам проверки направляется в течение 10 рабочих дней с момента вступления в силу решения по результатам проверки. Решение о взыскании задолженности по взносам «на травматизм» (пеням, штрафам) за счет средств на счетах в банках по уточненным правилам направляется работодателю в течение 6 рабочих дней после вынесения.
При этом для принятия решения о предоставлении (либо об отказе в предоставлении) плательщику отсрочки или рассрочки по уплате взносов (пеней, штрафов) органам ФСС отводится 30 календарных дней. Работодателям для предоставления различных документов в ФСС теперь также установлены сроки в рабочих днях. Например, 5 рабочих дней предусмотрено на предоставление по запросу ФСС пояснений по материалам камеральной проверки и внесение исправлений в форму 4-ФСС. На предоставления документов, затребованных в ходе выездной проверки, отведено 10 рабочих дней со дня вручения требования. Уведомление о невозможности представить в надлежащий срок истребуемые при проверке документы необходимо подать в течение одного рабочего дня, следующего за днем вручения требования. Для письменных возражений по акту проверки по уточненным нормам отводится 15 рабочих дней с даты получения акта. Соответствующие поправки в закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве (от 24.07.1998 № 125-ФЗ) внес Федеральный закон от 27.12.2019 № 486-ФЗ.