НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 16, 2019

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 16, 2019

2019.04.22

ГК «Фин-Аудит» Новости законодательства Новостная лента № 16, 2019

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 15 апреля по 19 апреля 2019 года

  

НДФЛ по дивидендам нарастающим итогом не считается

(Письмо Минфина РФ от 01.04.2019 № 03-04-06/22297)

Особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации установлены статьей 214 НК, а положения статьи 226.1 НК применяются в случаях, не урегулированных статьей 214 НК.

Об этом сообщает Минфин в данном письме, отвечая на вопрос по порядку исчисления НДФЛ в случае неоднократной течение года выплате дивидендов.

Пунктом 3 статьи 214 НК предусмотрено, что исчисление суммы и уплата налога в отношении дивидендов, осуществляются налоговым агентом, отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов.

Таким образом, положение пункта 12 статьи 226.1 НК, предусматривающее, что при выплате налогоплательщику налоговым агентом денежных средств более одного раза в течение налогового периода исчисление суммы налога производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога, к доходам в виде дивидендов не применяется.

 

Выплаты за сверхурочную работу, а также за работу в выходные и праздники должны начисляться «поверх» МРОТ

(Постановление Конституционного суда РФ от 11.04.2019 № 17-П)

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть менее минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 ТК РФ). Входят ли выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в состав заработной платы в целях сравнения ее с размером МРОТ? Нет, не входят. Такой ответ дал Конституционный суд в постановлении от 11.04.2019 № 17-П.

Суть спора заключалась в том, что сторожу организации был установлен должностной оклад в размере 4 268 рублей, то есть ниже МРОТ. При этом общий размер зарплаты с учетом оклада и доплат за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу превышал установленный законом МРОТ. И работник обратился в суд, так как посчитал, что работодатель должен был исчислить оплату фактически отработанного времени исходя из МРОТ, а затем к полученной сумме прибавить сумму оплаты в повышенном размере сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

 

Конституционный суд принял решение в пользу работника, отметив следующее.

 Вообще в силу статьи 129 ТК РФ заработная плата включает в себя:

- вознаграждение за труд, которое зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

- стимулирующие выплаты — доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.

Вместе с тем следует отличать выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, от компенсационных выплат иного характера (за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в местностях с особыми климатическими условиями). Сверхурочные, ночные и праздничные надбавки не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, которая исчисляется с учетом постоянно действующих факторов организации труда, производственной среды или неблагоприятных климатических условий и т.п.

Каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже МРОТ, так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В противном случае зарплата работников, привлеченных к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях. То есть работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день, оказывались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день.

С учетом изложенного суд пришел к следующему выводу. Взаимосвязанные положения статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса не предполагают включения в состав зарплаты, не превышающей МРОТ, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Другими словами, зарплата должна быть не меньше МРОТ. А надбавку за ночную и сверхурочную работу нужно начислять сверх минимального размера оплаты труда.

 

Учитывается ли в расходах НДС, доначисленный инспекцией в ходе проверки

(Постановление АС Поволжского округа от 21.02.2019 № Ф06-43969/2019)

При проверке налоговая инспекция пришла к выводу о неправомерности применения организацией УСН и доначислила налог на прибыль и НДС. При этом в расходах суммы доначисленного НДС учтены не были.

Судьи поддержали налогоплательщика, указав, что п. 19 ст. 270 НК РФ, запрещающий учитывать в расходах суммы предъявленного НДС, в данном случае не действует, ведь доначисленный инспекцией НДС организация покупателям не предъявляла, поэтому эти суммы можно учесть в составе прочих расходов на основании пп.1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Причем инспекции следует самостоятельно учитывать такие расходы при начислении налогов по результатам проверки.

  

ИП-патентный поверенный должен два раза платить фиксированные взносы

(письмо ФНС от 05.04.2019 г. № БС-3-11/3092@)

Патентный поверенный вправе осуществлять свою профессиональную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между патентным поверенным и работодателем (юридическим лицом).

Статьей 419 НК определено, что и ИП, и патентные поверенные, занимающиеся частной практикой, являются плательщиками страховых взносов.

При этом пунктом 2 статьи 419 НК предусмотрено, что, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 данной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

Таким образом, физическое лицо, одновременно относящееся к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию, то есть как ИП и как лицо, осуществляющее иную деятельность, указанную в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК.

Напомним, в аналогичной ситуации находятся, в частности, арбитражные управляющие.

 

Как облагается доход от продажи имущества, переданного в доверительное управление

(письмо Минфина РФ от 26.03.2019 № 03-04-07/20169)

На основании пункта 4 статьи 209 ГК собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

В случае если имущество, переданное в доверительное управление, использовалось доверительным управляющим в предпринимательской деятельности, доходы от продажи такого имущества не освобождаются от обложения НДФЛ.

Об этом сообщает Минфин в письме от 26.03.2019 № 03-04-07/20169, которое доведено до сведения письмом ФНС от 11.04.2019 г.  БС-4-11/6802.

 

ИФНС по крупнейшим налогоплательщиками может проводить повторные выездные налоговые проверки

(письмо ФНС от 11.04.2019 г. № СА-4-22/6844 @)

Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.

ФНС в своем письме сообщает, что межрегиональные ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам как вышестоящий налоговый орган наделены полномочиями по назначению повторной выездной налоговой проверки с целью контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, проводившего первоначальную проверку налогоплательщика.

Учитывая вышеизложенное, назначение МИ ФНС по крупнейшим налогоплательщикам как вышестоящими налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов, проводивших первоначальную проверку налогоплательщика, не противоречит положениям статьи 89 НК.

 

Разъяснено, в каких случаях не надо сдавать нулевые отчеты в Росстат

(Письмо Росстата РФ от 08.04.2019 г. № СЕ-04-4/49-СМИ)

Если в порядке заполнения статистической формы сказано, что она предоставляется только при наличии наблюдаемого события, то сдавать отчет с нулевыми показателями не требуется. Об этом сообщил Росстат в данном письме.

Авторы письма напоминают, что пункт 4 положения об условиях предоставления статистических данных (утв. постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 г. № 620) обязывает представлять статистические данные по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению. В самих указаниях по заполнению статистических форм, как правило, приводится порядок предоставления (непредставления) отчета в случае отсутствия соответствующих явлений в деятельности юридического лица. Так, может быть предусмотрена возможность сдачи «нулевого» отчета или отправки официального письма об отсутствии соответствующих показателей.

Ряд статистических форм, согласно указаниям по их заполнению, предоставляются в органы Росстата только «при наличии наблюдаемого события». Например, форма № 3-Ф заполняется, если имеется задолженности по заработной плате; форма № 1-ПР — в случае приостановки работы в отчетном месяце. Если задолженности по зарплате или приостановки работы в отчетном периоде не было, то представлять «пустые» отчеты по таким формам не требуется. Отсутствие отчета квалифицируется как отсутствие явления у респондента, пояснили в Росстате.

Иначе обстоит дело в ситуации, когда в указаниях по заполнению той или иной формы нет оговорки о том, что данные представляются исключительно при наличии наблюдаемого явления. В таком случае, респондент по умолчанию обязан представить в орган статистики либо «нулевой» отчет, либо официальное письмо об отсутствии показателей в отчетном периоде.

 

Уточнен порядок освобождения от транспортного налога при угоне автомобиля

(письмо ФНС РФ от 17.04.2019 г. № БС-4-21/7176@)

С 15 апреля 2019 года в НК РФ внесены изменения, уточняющие порядок освобождения от транспортного налога автомобилей, находящихся в розыске в связи с их угоном (кражей). Об этом предупреждает налогоплательщиков ФНС в данном письме.

Ведомство отмечает, что Федеральный закон от 15.04.2019 г. № 63-ФЗ предписал применять с налогового периода 2018 года новую редакцию пп. 7 п. 2 статьи 358 НК РФ.

Таким образом, «транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано, не являются объектом налогообложения. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со ст. 85 настоящего Кодекса».

Соответственно, теперь окончание розыска транспортного средства, не приведшего к его возврату законному владельцу, не повлечет возобновление налогообложения.

При этом сведения о возврате транспортного средства, находящегося в розыске, будут представляться в налоговые органы в виде документа от правоохранительных органов, ведущих или инициировавших розыск, либо в рамках информационного обмена между ведомствами.

 

Изменение налогового кодекса РФ с 15 апреля 2019 г.

(Федеральный закон от 15.04.2019 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах)

С 15 апреля 2019 года изменилась редакция Налогового кодекса РФ. Законодатели скорректировали порядок расчета налога на доходы физических лиц, упразднили четыре налоговые декларации, а также упростили взаимодействие налогоплательщиков с органами ФНС России.

Редакцию Налогового кодекса РФ с 16 апреля 2019 года изменил Федеральный закон от 15.04.2019 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», вступивший в силу со дня официального опубликования, за исключением отдельных положений. Поправки связаны с изменением порядка предоставления налоговых льгот семьям с детьми, а также упрощения взаимодействия с налоговыми органами для бизнеса и граждан. Также упразднены сразу несколько налоговых деклараций.

 

НДФЛ и инвестиционный налоговый вычет

Статьей 227 НК РФ скорректирован порядок расчета налога на доходы физических лиц. В частности, налогоплательщики-ИП по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев исчисляют сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей. Такие авансовые платежи они должны уплатить в соответствии с новой редакцией пункта 8 данной статьи, не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.

Новой редакцией пункта 4.1 статьи 271 НК РФ определено, что:

Субсидии, полученные на финансирование расходов, не связанных с приобретением, созданием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением амортизируемого имущества, приобретением имущественных прав, учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств.

В пункте 5 статьи 217.1 уточнен порядок определения налоговой базы по НДФЛ в случаях, когда доход от продажи объекта недвижимости меньше 70% его кадастровой стоимости. Теперь этот пункт изложен в такой редакции:

В случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем умноженная на понижающий коэффициент 0,7 кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества, или чем умноженная на понижающий коэффициент 0,7 кадастровая стоимость этого объекта, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода), в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи этого объекта принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответственно кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на этот объект недвижимого имущества, или кадастровой стоимости, определенной на дату его постановки в течение налогового периода на государственный кадастровый учет.

В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, отсутствует в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на этот объект, или на дату его постановки на государственный кадастровый учет (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода), положения настоящего пункта не применяются.

В соответствии с новой редакцией статьи 286.1 инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода может составлять в совокупности не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего инвестиционный налоговый вычет субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые в соответствии с российским законодательством могут находиться исключительно в федеральной собственности.

Пунктом 3 данной статьи определено, что сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, подлежит уменьшению на величину, составляющую 15% суммы расходов на создание объектов инфраструктуры, при условии, что в отношении таких платежей налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета, предусмотренного настоящей статьей.

Пункт 4 дополнен абзацем такого содержания:

Инвестиционный налоговый вычет в виде расходов на создание объектов инфраструктуры применяется по месту нахождения организации в отношении объекта инфраструктуры, создаваемого на территории субъекта РФ, который предоставил право на применение вычета в отношении этого объекта, или в прилегающей к этому субъекту РФ акватории, при условии, что организация и создаваемый объект инфраструктуры находятся на территории одного субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории.

 

Взаимодействие граждан и бизнеса с органами ФНС

Новой редакцией статьи 386 НК РФ устанавливается право налогоплательщика, состоящего на учете в нескольких налоговых органах на территории одного субъекта РФ, на представление единой налоговой отчетности по налогу на имущество организаций в один налоговый орган по выбору налогоплательщика. Определено, что:

Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта РФ представляется ежегодно до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется предусмотренный настоящим пунктом порядок представления налоговой декларации. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается. Форма уведомления о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта Российской Федерации утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

 

О налогообложении угнанных авто и уничтоженного имущества

Новой редакцией статьи 358 НК РФ определен порядок налогообложения транспортных средств, находящихся в розыске, или розыск которых прекращен. В частности, определено, что транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска до месяца возврата ТС лицу, на которое оно зарегистрировано, не подлежат налогообложению. Факты угона (кражи), возврата транспортного средства подтверждаются документом, выдаваемым уполномоченным органом, или сведениями, полученными налоговыми органами в соответствии со статьей 85 НК РФ.

Новой редакцией статьи 408 НК РФ устанавливаются порядок и основания прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, прекративших свое существование в связи с их гибелью или уничтожением. При этом налогоплательщику предоставляется право направить соответствующее заявление и документы в налоговый орган по своему выбору.

 

Упразднение налоговых деклараций

С 1 января 2021 года предусматривается, что налоговые декларации по транспортному и земельному налогам в налоговые органы не представляются за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды. Соответствующие поправки внесены в соответствующие статьи НК РФ.

 

Земельный налог для физлиц

С 1 ноября до 31 декабря продлен предельный срок для представления физическими лицами в налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет в размере величины кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, а также уведомления о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц. Поправки внесены в статью 391 НК РФ. Предусмотрены ограничения по земельному налогу в части роста налога только на 10% по сравнению с предыдущим налоговым периодом (годом).

Статьей 403 НК РФ устанавливается обязанность налоговых органов самостоятельно исчислить сумму земельного налога и налога на имущество физических лиц пенсионеров и лиц предпенсионного возраста с учетом соответствующей налоговой льготы, в случае если указанные лица не представили в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы. Кроме того, данная статья дополнена пунктом 6.1 следующего содержания:

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, указанных в пунктах 3 - 5 настоящей статьи, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 кв. метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 кв. метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка. Налоговый вычет, предусмотренный настоящим пунктом, предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (квартира, часть квартиры, комната, жилой дом, часть жилого дома) в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 6 и 7 статьи 407 НК РФ, в том числе в случае непредставления в налоговый орган соответствующего заявления, уведомления.

 

Льготы по НДС

Новой редакцией части 2 статьи предусмотрено освобождение от обложения НДС:

- передачи на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

- передачи на безвозмездной основе в государственную казну Российской Федерации объектов недвижимого имущества;

- передачи на безвозмездной основе имущества в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике.

В статье 149 НК РФ слова «в соответствии с Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ «О банке развития» заменены словами «в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»».

Статьей 170 НК РФ определено, что:

Для целей настоящего пункта, а также пункта 4.1 настоящей статьи к операциям, подлежащим налогообложению, относятся также операции по реализации работ (услуг), местом реализации которых в соответствии со статьей 148 НК РФ не признается территория Российской Федерации (за исключением операций, предусмотренных статьей 149 НК РФ).

Изменилась редакция ст. 171 НК РФ, в соответствии с ней налоговым вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) и (или) уплаченные им в соответствии со статьей 161 НК РФ либо при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в случае, если приобретенные товары и (или) товары, произведенные с использованием указанных товаров (работ, услуг), предназначены для дальнейшей передачи на безвозмездной основе в собственность Российской Федерации для целей организации и (или) проведения научных исследований в Антарктике.

Определено, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ, учитываются в их стоимости также в случаях приобретения (ввоза) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по реализации работ (услуг), предусмотренных статьей 149 НК РФ, местом реализации которых не признается территория РФ.