НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 16, 2017

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 16, 2017

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 16, 2017

2017.05.02

ГК «Фин-Аудит» Новости законодательства Новостная лента № 16, 2017

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста за неделю с 24 апреля 2017 года по 28 апреля 2017 года

Введен упрощенный механизм подтверждения освобождения от уплаты акциза

В связи с вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом 05.04.2016 № 101-ФЗ в статью 198 НК РФ, с 1 апреля 2017 года для подтверждения освобождения от уплаты акциза вместо копий таможенных деклараций и товаросопроводительных документов (полный пакет документов на бумаге) налогоплательщик вправе представить реестры в электронной форме.

Это связано с тем, что теперь правомерность освобождения от уплаты акциза будет проверяться налоговыми органами с помощью сопоставления данных Федеральной таможенной службы и электронных реестров налогоплательщика.

Такой алгоритм подтверждения освобождения от уплаты акциза является следующим шагом в развитии электронного документооборота, считает ФНС. Он уже знаком налогоплательщикам по аналогичной процедуре подтверждения нулевой ставки НДС. Таким образом, ФНС России продолжает переход от проверки самих документов к проверке значимых сведений из них.

Когда на вас не распространяются правила проведения инвентаризации

(Апелляционное определение Воронежского областного суда от 12.05.2016 N 33-3202/2016)

Взыскивая с гражданина, который работал у индивидуального предпринимателя в должности продавца-кассира, в пользу предпринимателя ущерб, суд не согласился с выводом о том, что истцом был нарушен порядок проведения инвентаризации, и указал, что истец осуществляет свою деятельность как индивидуальный предприниматель и уплачивает только единый налог на вменяемый доход, поэтому в силу статьи 6 Закона «О бухгалтерском учете» № от 06.12.2011 N 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета не является для него обязательным. В силу этих обстоятельств методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств не носят для него обязательного характера. Отсутствие иных установленных законом или иным нормативным правовым актом правил проведения инвентаризации не может свидетельствовать об обязательности применения предпринимателем указаний, ряд требований которых может быть неисполним для индивидуальных предпринимателей, не имеющих наемных работников.

Когда переходим на онлайн кассы

Как известно , онлайн-касса уже в момент расчета за товары, работы и услуги передает в налоговые органы информацию о произведенных расчетах - наименовании товаров (работ, услуг), сумме оплаты, ставке и сумме НДС (ст. ст. 1.1, 4, п. 6 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, Письма Минфина от 14.09.2016 N 03-01-15/53640, ФНС от 09.11.2016 N АС-2-20/1136@). Информация передается через специальную организацию - оператора фискальных данных, с которой нужно будет заключить договор (ст. 4.6, п. 3 ст. 5 Закона N 54-ФЗ). Список операторов фискальных данных размещен на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/fiscaloperators/) (Информация ФНС).

Применение онлайн-касс - обязательно с 01.07.2017. Но уже сейчас зарегистрировать в налоговых органах можно только онлайн-кассу (Письмо Минфина от 01.09.2016 N 03-01-12/ВН-38831, Информация ФНС). Реестр онлайн-касс размещен на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registries/reestrkkt/) (Информация ФНС).

Обычные ККТ, не обеспечивающие онлайновую передачу данных в налоговые органы, можно продолжать применять только до 01.07.2017. До этой даты вы, как и раньше, можете использовать обычную ККТ, если зарегистрировали ее до 01.02.2017 (п. 3 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, Письмо Минфина от 16.02.2017 N 03-01-15/8856).

До 01.07.2018 по-прежнему можно не применять ККТ (п. п. 7, 8, 9 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, Письма ФНС от 25.10.2016 N ЕД-4-20/20179, Минфина от 22.02.2017 N 03-01-15/10470, от 12.01.2017 N 03-01-15/694, от 27.12.2016 N 03-01-15/78348):

- при оказании услуг населению с выдачей БСО;

- плательщикам ЕНВД при соблюдении определенных условий;

- всем остальным организациям, которые могли не применять ККТ по Закону N 54-ФЗ в ред., действ. до 15.07.2016.

Предельные значения для определения сделок с заинтересованностью

Указание Банка России от 31.03.2017 N 4335-У «Об установлении предельных значений размера сделок акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, при превышении которых такие сделки могут признаваться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность»

 (Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2017 N 46460)

Указанием от 31.03.2017 N 4335-У Центробанк установил предельные значения размера сделок в зависимости от балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

Предельные значения установлены в соответствии с п.п.12 п.2 ст.81 «Заинтересованность в совершении обществом сделки» Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и абзацем

одиннадцатым п.7 ст. 45 «Заинтересованность в совершении обществом сделки» Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, признается сделка, в совершении которой имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества или лица, являющегося контролирующим лицом общества, либо лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания.

Положения о заинтересованности общества в сделке не применяется, если ее предметом является имущество, цена или балансовая стоимость которого составляет не более 0,1 процента балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату, при условии, что размер таких сделок не превышает предельных значений, установленных Банком России.

Предельными значениями размера сделок являются:

для обществ, балансовая стоимость активов которых по данным их бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату составляет не более 25 миллиардов рублей, - 20 миллионов рублей;

для обществ, балансовая стоимость активов которых по данным их бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату составляет от 25 миллиардов рублей до 100 миллиардов рублей, - 50 миллионов рублей;

для обществ, балансовая стоимость активов которых по данным их бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату составляет от 100 миллиардов рублей до 1 триллиона рублей, - 500 миллионов рублей;

для обществ, балансовая стоимость активов которых по данным их бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату составляет от 1 триллиона рублей до 2 триллионов рублей, - 1 миллиард рублей;

для обществ, балансовая стоимость активов которых по данным их бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату составляет более 2 триллионов рублей, - 2 миллиарда рублей.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Если налоговый агент не удержал НДФЛ и сообщил об этом в ИФНС, физлицу не надо сдавать декларацию 3-НДФЛ

(Письмо ФНС РФ  № БС-4-11/6723@от 10.04.2017)

Начиная с 2016 года применяются новые положения к правоотношениям по исчислению и уплате НДФЛ за налоговые периоды ( п. 6 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ).

В соответствии с новой редакцией п.п. 4 п. 1 ст. 228 НК исчисление и уплату НДФЛ в соответствии со статьей 228 НК производят физические лица, получающие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 Налогового Кодекса РФ.

Налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

На основании выше изложенного, с 01.01.2016 года. физическое лицо не обязано представлять декларацию по доходам, полученным при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами (в том числе с выплат штрафов физическим лицам, предусмотренных законодательством РФ), сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 НК.

Вместе с тем ФНС России обращает внимание, что пунктом 2 статьи 229 Кодекса установлено, что лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства (например, с целью получения налоговых вычетов).

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со статьей 217 Кодекса (за исключением доходов, указанных в пунктах 60 и 66 статьи 217 Кодекса), а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса.

Декларационной кампании по НДФЛ заканчивается

Отчитаться о своих доходах за 2016 год российские граждане обязаны до 2 мая 2017 года. Налоговую декларацию необходимо подать в налоговый орган по месту регистрации (месту жительства). При этом личное присутствие не обязательно.
Декларацию можно направить через своего представителя, по почте с описью вложения, послать по электронной почте либо передать через "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц. В последнем случае заполнить декларацию онлайн можно без скачивания специальной программы, уточняют в налоговой службе. Сервис позволяет автоматически переносить персональные сведения о налогоплательщике в декларацию, имеет удобные подсказки. Это помогает избежать ошибок.

На сайте ФНС есть возможность заполнения налоговой декларации и с помощью компьютерной программы "Декларация", которая находится в свободном доступе. Она поможет правильно ввести данные из документов, автоматически рассчитает необходимые показатели, проверит правильность исчисления вычетов и суммы налога, а также сформирует документ для предоставления в налоговый орган.

Успеть подать декларацию необходимо, если в 2016 году вы продавали имущество. К примеру, квартиру, находившуюся в собственности менее минимального срока владения.

Обязанность отчитаться о доходах есть также у тех, кто получал недвижимость, транспорт, акции, паи в дар от людей, не являющихся близкими родственниками, имел доход в виде выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей и других, основанных на риске игр, или доход от источников, находящихся за пределами России - например, от депозита в иностранном банке.

Задекларировать полученные в 2016 году доходы должны также индивидуальные предприниматели (не перешедшие на спецрежимы), нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие специалисты, занимающиеся частной практикой.

Непредставление налоговой декларации по налогу на доходы физлиц наказывается штрафом в пять процентов от неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня завершения декларационной компании. Правда, не более 30 процентов от суммы налога и не менее тысячи рублей. Если доход в декларации был "занижен" в стремлении сэкономить на налоге, нарушителя ждут более суровые санкции - штраф в 20 процентов от суммы налога.

Заплатить налог надо не позднее 17 июля 2017 года. За каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога начисляются пени. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка.

В большинстве случаев НДФЛ удерживается непосредственно при выплате физлицу дохода налоговыми агентами. В роли такого агента может выступать, к примеру, работодатель. В таких случаях декларировать полученный доход гражданину не нужно.
            Если налоговый агент не удержал налог при выплате дохода, с 1 января 2016 года декларацию предоставлять также не требуется. Налоговый орган самостоятельно направит гражданину уведомление на уплату налога. В этом случае подоходный налог нужно будет заплатить не позднее 1 декабря 2017 года.

Утверждена форма постановки на учет самозанятых лиц

(Приказ ФНС РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-14/270@)

ФНС РФ утвердила форму и формат уведомления физического лица об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.

1 января 2017 года без постановки на учет в качестве индивидуальных предпринимателей можно оказывать услуги репетиторства, присмотру за детьми и больными, уборке помещений. Самозанятые лица в течение двух лет освобождены от уплаты НДФЛ и уплаты страховых взносов.

Уведомление об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд можно подать в любой налоговый орган. Однако постановка на учет будет произведена в инспекции по месту жительства физического лица.

Разъяснения Министерства Финансов, как считать земельный налог при изменении категории земли

ФНС своим письмом № БС-4-21/7402@ от 19.04.2017 направила для использования в работе письмо Минфина России от 14.04.2017 N 03-05-04-02/22593 и копию Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 N 212-О с разъяснениями по вопросу расчета земельного налога в случае изменения категории земель или вида разрешенного использования земельного участка.

Исходя из указанных документов, изменение кадастровой стоимости, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по налогу (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В свою очередь, ставка по налогу устанавливается исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учтенных при определении кадастровой стоимости (пункт 2 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации). При исчислении налога за конкретный налоговый период применяется налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода.