НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 14, 2019

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 14, 2019

2019.04.08

ГК «Фин-Аудит» Новости законодательства Новостная лента № 14, 2019

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 01 апреля по 05 апреля 2019 года

 

Компенсируя затраты поставщику, не включайте их в расходы по налогу на прибыль

(письмо Минфина РФ от 08.02.2019 № 03-03-07/7618)

В данном письме Минфин России определил, что возмещаемые контрагенту расходы не могут рассматриваться как расходы самой организации, в связи с чем не подлежат учету в расходах по налогу на прибыль.

 

Когда реализацию можно провести по ставке НДС 18%

(Письмо Минфина РФ от 21.03.2019 № 03-07-11/19114)

Минфин своим письмом поясняет, какую ставку НДС надо применять в случае, когда аренда состоит из постоянной и переменной частей, фактически оказанных в 2018 году. Так, ставка НДС в размере 20% применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года. И в связи с этим применение ставки НДС в размере 18% в отношении услуг по аренде, стоимость которых состоит из постоянной и переменной частей, фактически оказанных в 2018 году, закону не противоречит.

 

Расширился список работников, имеющих право на бесплатное питание

(приказ Минтруда РФ от 27.02.2019 № 152)

С 02 апреля 2019 г. вступили изменения, принятые приказом Минтруда РФ от 27.02.2019 № 125 н.

По новым правилам перечень производств, работа в которых дает право на бесплатное лечебно-профилактическое питание, дополнен разделом XI «Производство лития ртутным способом». Поэтому рассчитывать на бесплатное питание могут рабочие, руководители и специалисты, непосредственно занятые:

- в технологических процессах и производственных лабораториях производства лития и его соединений ртутным способом;

- ремонте, обслуживании и монтаже оборудования, измерительных приборов и средств автоматизации;

- ремонтно-строительных работах внутри промышленных зданий;

- процессах дегазации оборудования, производственных помещений и средств индивидуальной защиты

Сотрудникам работодатель обязан предоставлять рацион № 4 лечебно-профилактического питания.

Независимо от применяемой системы налогообложения со стоимости бесплатного питания не нужно платить НДФЛ и страховые взносы, если такое питание сотрудникам положено по закону. Не облагается НДФЛ и страховыми взносами стоимость питания в пределах норм, установленных постановлением Правительства от 07.12.2001 № 861.

 

Электронный СНИЛС

(Информация Минтруда России)

Федеральным законом от 01.04.2019 2019 года № 48-ФЗ исключена обязанность Пенсионного фонда России и его территориальных органов выдавать страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованным лицам. Теперь документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, по выбору физического лица может быть направлен ему в форме электронного документа, а также иным способом, в том числе на бумажном носителе почтовым отправлением. Ранее выданные страховые свидетельства сохраняют своё действие и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Сведения о СНИЛС, как и прежде, будут предоставляться гражданином при обращении за государственными и муниципальными услугами самостоятельно.

 

Когда имущество признается недвижимостью

(письмо ФНС РФ от 25.03.2019 № БС-4-21/5305@)

Данным письмом ФНС отмечает, что государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания её объектом недвижимости. Данный вывод содержится в Определении СКЭС Верховного Суда РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520. Для выявления оснований отнесения объекта имущества к недвижимости целесообразно исследовать: наличие записи об объекте в ЕГРН; при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие документов, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению; наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т. п.

 

Нарушение сроков выставления счета-фактуры – на повод для отказа в вычете НДС

(письмо Минфина РФ от 14.03.2019 № 03-07-11/16556)

 Напомним, что согласно п. 3 ст. 168 НК РФ счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). В то же время ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога не являются основанием для отказа в принятии к вычету НДС (п. 2 ст. 169 НК РФ). На этом основании Минфин России в данном письме разъясняет, что счета-фактуры, выставленные продавцом товаров после установленного срока, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

 

Мнфин рекомендует: Как документально подтвердить расходы

(письма Минфина РФ от 21.03.2019 № 03-03-06/1/19016, 03-03-06/1/19017, 03-03-07/19097)

 Минфин России напомнил, что налоговая база по налогу на прибыль организаций формируется на основе данных первичных документов. Требования к первичным документам установлены в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В частности, п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ предусмотрено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На этом основании расходы могут быть учтены в целях налогообложения, если подтверждающие документы оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации и из этих документов чётко и определенно можно установить, какие расходы были произведены.

 

Если срок использования исключительных прав менее года

(письмо Минфина РФ от 18.03.2019 № 03-03-06/1/17688)

В своем письме чиновники разъясняют, что в случае приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности на срок менее 12 месяцев указанные объекты не признаются в целях налогообложения прибыли нематериальными активами. Расходы на приобретение указанных исключительных прав могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии их обоснованности и надлежащего документального подтверждения (ст. 252 и 264 НК РФ).

 

 Изменены контрольные соотношения в декларация по НДС

(письмо ФНС России в письме от 19.03.2019 № СД-4-3/4924@)

Своим письмо ФНС России напоминает, что по итогам I квартала 2019 года декларация по НДС представляется по обновленной форме — с учётом изменений, внесённых приказом ФНС России от 28.12.2018 № СА-7-3/853@. В связи с этим обновлены и контрольные соотношения показателей декларации по НДС.

 

Можно ли установить срок полезного использования ОС исходя из рекомендации изготовителя?

(Письмо Минфина РФ от 21.02.2019 № 03-03-06/1/11416)

В налоговом учете стоимость амортизируемого имущества списывается путем начисления амортизации п. 1 ст. 256 НК РФ. Для ее начисления имеет значение срок полезного использования (СПИ), то есть период, в течение которого объект ОС служит целям деятельности налогоплательщика. По общему правилу СПИ налогоплательщик определяет самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию с учетом Классификации ОС (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1).

Данным письмом чиновники напоминают, что если основное средство не указано в амортизационных группах, то СПИ объекта налогоплательщик может установить самостоятельно согласно техническим условиям или рекомендациям изготовителя (п. 6 ст. 258 НК РФ).

 

Субсидия без НДС: без оговорки не работает

(письмо Минфина России от 07.03.2019 № 03-07-11/14901)

Для подтверждения включения (невключения) сумм НДС в состав финансируемых за счет субсидий затрат на оплату товаров (работ, услуг) могут использоваться, в частности, договоры о предоставлении субсидий, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление и содержащие соответствующую информацию.

На данный момент указанное письмо - единственное разъяснение, как правильно применять абзац 8 п. 2.1 ст. 170 НК РФ. Оно, конечно, не разъясняет «всё и вся», но, по крайней мере, даёт кое-какие ориентиры.

Федеральный закон от 27.11.2018 № 424-ФЗ внёс весьма существенное изменение в п. 2.1 ст. 170 НК РФ. В настоящее время, если субсидия официально выделена только на оплату самого товара, (работы или услуги), без учёта НДС, то налогоплательщик вправе принять входной НДС к вычету. Это возможно, если документами о предоставлении субсидий или бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров, работ, услуг, имущественных прав, без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога. И этом перечень соответствующих документов не установлен.

Чиновники указали, что, по их мнению, для подтверждения включения или не включения сумм НДС в состав финансируемых за счёт субсидий затрат на оплату приобретаемых налогоплательщиком товаров, работ, услуг могут использоваться, в частности, договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление и содержащие соответствующую информацию.

Как правило, в договоре о предоставлении субсидии указываются:

- цели, условия и порядок предоставления субсидии;

- сроки её перечисления;

- порядок возврата субсидии в случае нарушения условий её предоставления;

- основания и порядок для расторжения договора.

Исходя из логики чиновников, получается, что если в договоре ничего не будет указано об НДС, то налоговиками такая субсидия будет автоматически считаться предоставленной с учётом НДС. И входной налог с приобретённых за счёт этой субсидии товаров, работ или услуг нельзя будет принять к вычету полностью или частично. Поэтому именно получателю субсидии нужно побеспокоиться о том, чтобы оговорка об НДС в таком договоре всё-таки была.

 

НДФЛ : единовременно не значит единоразово

(Письмо Минфина РФ от 14.03.2019 № 03-04-06/16622)

 На основании п. 8 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения суммы единовременных выплат, производимых по одному основанию. При этом выплаты, производимые по какому-либо основанию с определенной периодичностью, не могут рассматриваться как единовременные.

В данном письме чиновники высказали свою версию относительно того, как должны облагаться НДФЛ выплаты материальной помощи детям погибших (умерших) сотрудников, которые им производит бывший работодатель.

Почему именно версию? Потому что финансисты в своём ответе как бы касаются тем, которые прямо в письме никак не обозначены.

Вот что они ответили. Согласно п. 8 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ суммы единовременных выплат, (в том числе в виде материальной помощи), производимых, в частности, работодателями членам семьи умершего работника. (См., также, письмо Минфина России от 26.10.2017 № 03-04-05/70419). Следует учитывать, что на основании п. 8 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения суммы единовременных выплат, производимых по одному основанию. При этом выплаты, производимые по какому-либо основанию с определённой периодичностью, не могут рассматриваться как единовременные. (См., также, письмо Минфина России от 24.07.2017 № 03-04-05/46847).

Однако, что-то такое «единовременная выплата»? Определения этого термина в НК РФ нет. В письме от 10.03.2009 № 3-5-04/249@ ФНС России в целях применения НДФЛ разъяснила это понятие следующим образом. В ст. 216 НК РФ установлено, что налоговым периодом по НДФЛ признаётся календарный год. Под понятие «единовременная материальная помощь» подпадает такая материальная помощь, которая предоставляется налогоплательщику на определённые цели не более одного раза в налоговом периоде по одному основанию. «Таким образом, суммы … помощи … производимые не чаще одного раза в календарном году, подпадают под действие абз. 5 п. 8 ст. 217 Кодекса и не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц».

Есть ещё и «неосторожная фраза» финансистов из письма Минфина России от 30.05.2013 № 03-04-06/19678: «…в случае принятия организацией решения о выплате материальной помощи способ выплаты (единовременно или периодическими платежами) на порядок освобождения от налогообложения не влияет».

Если рассматривать всё это вместе, то получается, что если компания ежегодно издаёт новый приказ о выделении детям погибшего сотрудника материальной помощи, то эту помощь можно считать выделяемой единовременно. А выплачиваться она может частями – даже ежемесячно. И в этом случае она не облагается НДФЛ.

Вот против этого, как видится, и направлено утверждение чиновников о недопустимости «определённой периодичности» выплат. Однако можно предположить, что в Минфине России несколько путают понятие «единовременно» с понятием «единоразово».

 

Ликвидация незавершённого строительства: в расходы – только демонтаж

(письмо Минфина России от 14.03.2019 № 03-03-06/2/16615)

 Минфин России возражает против признания внереализационным расходом стоимости незавершённого строительства при его ликвидации.

В сем письме чиновники продолжают утверждать, что при расчёте налога на прибыль учесть стоимость ликвидируемого объекта незавершённого строительства нельзя.

Исходя из ст. ст. 256 и 257 НК РФ, затраты капитального характера формируют первоначальную стоимость основного средства и списываются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, путём начисления амортизации.

Объекты незавершенного капитального строительства не подлежат амортизации в соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ. Кроме того, в п. 5 ст. 270 НК РФ установлено, что расходы по созданию амортизируемого имущества не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ указано, что в состав внереализационных расходов можно включить только расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства. На этом основании Минфин России в комментируемом письме делает вывод, что стоимость незавершённого строительства при его ликвидации не учитывается при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Ничего нового в этом утверждении, разумеется, нет – см., например, письма Минфина России от 07.05.2007 № 03-03-06/1/261, от 03.12.2010 № 03-03-06/1/757, от 23.11.2011 № 03-03-06/1/772 и письмо ФНС России от 27.08.2018 № СД-4-3/16501@.

А вот суды до настоящего время не имеют однозначного мнения.

Сначала позицию финансистов поддержал ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 12.03.2008 № Ф04-883/2008(1734-А67-34), Ф04-883/2008(464-А67-34) по делу № А67-1857/07. При этом ВАС РФ в Определении от 09.07.2008 № 8167/08 отказал в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ.

Однако ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 07.09.2010 по делу № А38-7141/2009 указал, что перечень внереализационных расходов для расчета налога на прибыль — пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ — не закрыт. И если запретить организации учитывать стоимость незавершённого строительства в налоговых расходах, то это поставит её в неравное положение с тем налогоплательщиком, кто выводит основные средства из эксплуатации. Ведь он имеет право включить в расходы сумму не учтённой в расходах амортизации. А это противоречит принципу равенства налогообложения, предусмотренному в ст. 3 НК РФ. Самое главное! Определением ВАС РФ от 20.01.2011 № ВАС-18063/10 вышестоящие судьи поддержали волго-вятских.

В постановлениях АС Западно-Сибирского округа от 15.03.2016 № Ф04-284/2016, АС Уральского округа от 18.01.2018 N Ф09-8546/17 и АС Северо-Западного округа от 22.01.2019 № Ф07-16106/2018 судьи поддержали налогоплательщиков.

В то же самое время АС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 29.09.2017 № Ф02-5060/2017 встал на сторону налоговиков. Раз объект незавершённого строительства так и не дошёл до стадии принятия его в состав основных средств, то затраты на строительство являются экономическим необоснованными и не могут быть включены в состав налоговых расходов из-за противоречия п. 1 ст. 252 НК РФ. Это решение иллюстрирует то, что обращение в суд в схожей ситуации не гарантирует положительный результат.