НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 10, 2019
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 10, 2019
Для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста
за неделю с 04 марта по 07 марта 2019 года
Изменения в путевых листах
(приказ Министерства транспорта РФ № 152 от 18.02.2008, редакция от 01.03.2019)
С 1 марта 2019 г. Минтрансом изменены правила заполнения путевых листов. При несоблюдении новых правил нельзя будет подтвердить расходы на ГСМ, и возможны штрафы.
В правилах заполнения путевых листов три основных изменения.
Во-первых, оформлять один путевой лист на несколько поездок в разные рабочие дни или смены больше нельзя. По новым правилам их нужно будет оформлять перед каждым рейсом.
Во-вторых, сведения о медосмотре больше не нужно заверять штампом. Минтранс решил, что будет достаточно подписи медработника и его фамилии.
В-третьих, в путевом листе надо будет проставлять дату и время проведения предсменного контроля технического состояния транспортного средства.
Минфин уточнил правила для вычетов по НДС
(письмо Минфина РФ от 14.02.2019 № 03-07-11/9305)
По мнению Минфина, покупатель может воспользоваться вычетом НДС в том квартале, когда полученные активы были оприходованы, если выполняется одно условие - счет-фактура поступил в организацию до установленного срока подачи декларации за этот квартал. То есть до 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (включительно).
Например, товары, предназначенные для использования в налогооблагаемых операциях, организация получила и оприходовала 31 марта. А счет-фактура с выделенной суммой НДС по этим товарам был получен лишь 21 апреля. В этом случае организация может заявить о вычете предъявленной суммы НДС в декларации за 1 квартал.
Ставка НДС и госконтракт
(письмо Минфина России от 17.01.2019 № 03-07-11/1822)
Указанное письмо посвящено теме изменения ставки НДС с 01.01.2019. Так, по работам, выполненным после 1 января 2019 года на основании государственного контракта, заключённого до указанной даты, применяется ставка НДС 20%.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ ставка НДС в размере 20% применяется в отношении товаров, работ, услуг, имущественных прав, отгруженных, выполненных, оказанных, переданных начиная с 01.01.2019 года. При этом исключений в отношении работ, выполненных после указанной даты на основании государственных контрактов, заключённых до указанной даты в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», не предусмотрено.
Напомним, что в Информационном письме Минфина России от 28.08.2018 № 24-03-07/61247 чиновники допустили, что Законом № 44-ФЗ предусмотрена возможность внесения изменений в контракты, в том числе при изменении ставки НДС. При этом они сослались на п. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, допускающий возможность изменения существенных условий контракта.
Однако в письмах Минфина России от 08.11.2018 № 24-03-07/80187 и от 07.12.2018 № 24-01-08/88895 чиновники пришли к выводу, что ставка НДС к существенным условиям договора отношения не имеет. Согласно ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Размер налоговой ставки НДС под эти требования не подпадает.
Таким образом, ставка НДС может быть изменена путём заключения дополнительного соглашения сторон без изменения цены контракта.
В общем, всё шло к тому, что подрядчику, исполнителю работ пришлось бы доплачивать 2 добавочных процентных пункта НДС за счёт собственного дохода, но законодатели всё-таки пошли навстречу налогоплательщикам.
Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ ст. 112 Закона № 44-ФЗ дополнена п. 54. Там установлено, что до 01.10.2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключённого до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приёмка которых производится после 01.01.2019 года, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств указанное изменение может быть произведено в пределах доведённых в соответствии с бюджетным законодательством РФ лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Иначе говоря, поправки в контракт возможны, но вовсе не обязательны. И нетрудно догадаться, что если соглашения сторон подрядчику добиться не удастся, то платить 2-х процентную разницу ему придётся всё-таки за свой счёт.
Изменения в правилах торговли
(распоряжения Правительства от 28.04.2018 № 792-р)
С 1 марта 2019 г. без маркировки запрещено продавать сигареты и табачную продукцию. За продажу, перевозку или производство продукции без маркировки предпринимателя могут оштрафовать на сумму от 5000 до 10 000 руб., компанию — от 50 000 до 300 000 руб., а немаркированную продукцию конфискуют (ст. 15.12 КоАП). А если стоимость товаров без маркировки превысит 1,5 млн. руб., то руководителю или ИП грозит уголовная ответственность.
Какие еще товары нельзя продавать без маркировки в 2019 году: в списке 10 товарных групп. Это табак, духи, обувь, шины и пневматические покрышки, фотокамеры и лампы-вспышки, а также изделия легкой промышленности. К примеру, верхняя одежда из кожи, блузки, пальто, куртки, плащи, постельное белье. Срок для введения маркировки табачной продукции — 1 марта 2019 года, для обуви — 1 июля 2019 года, для остальных групп товаров — 1 декабря 2019 года.
УСН и компенсация
(письмо Минфина России от 22.01.2019 № 03-11-06/2/2885)
Минфин России настаивает, что сумма денежной компенсации, полученная правообладателем земельного участка за его изъятие для государственных нужд, учитывается в составе доходов при применении УСН в отчетном (налоговом) периоде её получения.
В данном письме чиновники продолжают настаивать, что компенсация за изъятие земельного участка для государственных нужд учитывается в доходах налогоплательщика, в том числе применяющего упрощённую систему налогообложения. Хотя в письме от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571 Минфин России разъяснил, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения налогового законодательства не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ и ВС РФ, налоговые органы при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения в составе доходов учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном в п. 1 и п. 2 ст. 248 НК РФ. При этом при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ. Доходы в виде компенсации за изъятие недвижимого имущества путём выкупа для государственных нужд в ст. 251 НК РФ не поименованы.
В связи с этим сумма денежной компенсации, полученная из бюджета правообладателем земельного участка за его изъятие для государственных нужд, облагается УСН.
Согласно п. 1 ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов признаётся день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества, работ, услуг, имущественных прав, а также погашения задолженности налогоплательщику иным способом - кассовый метод.
Финансисты давно и твёрдо придерживаются этой точки зрения – см., например, письма Минфина России от 11.07.2012 № 03-03-06/1/334 от 28.04.2014 № 03-03-06/1/19742, от 17.02.2016 № 03-07-11/8736 и от 09.04.2018 № 03-03-06/1/23095.
И их совершенно не смущает наличие Постановления Президиума ВАС от 23.06.2009 № 2019/09 по делу № А32-7432/2007-56/191-2008-56/23, где суд по этой проблеме высказался совершенно противоположным образом. Компенсация, выплачиваемая в случаях изъятия земельного участка для государственных нужд, не соответствует понятию дохода, приведённому в ст. 41 НК РФ. Она не приносит бывшему владельцу участка никакой экономической выгоды, ведь прекращение права собственности на земельный участок не зависит от волеизъявления его собственника. В связи с этим компенсация убытков, полученная при изъятии участка для государственных нужд, не подлежит налогообложению, так как взимание налога на прибыль в данном случае нарушает принцип полного возмещения убытков.
Хотя в письме от 07.11.2013 № 03-01-13/01/47571 Минфин России разъяснил, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения налогового законодательства не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ и ВС РФ, налоговые органы при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.
И ФНС России следует данному разъяснению и в своей работе учитывает судебные решения. В письмах ФНС России от 01.07.2015 № ГД-4-3/11409, от 16.07.2015 № ЕД-4-3/12506@, от 11.07.2017 № СД-4-3/13419@ и от 03.07.2018 № СД-4-3/12727@ налоговики прямо заявили, что налоговые инспектора на местах в рассматриваемом вопросе должны руководствоваться позицией ВАС РФ, а не Минфина России.
Уточнили правила оформления декларации по транспортному налогу
(письмо ФНС от 19.02.2019 № БС-4-21/2802)
Данным письмом ФНС напоминает, что нельзя сдать одну декларацию по транспортному налогу, если машины компании стоят на учете на территории разных налоговых инспекций.
Если компания по ошибке отчиталась за 2018 год не по местонахождению автомобилей, а по адресу головного офиса, исправьте ошибку. Сдавать единую декларацию за все машины имеют право только крупнейшие налогоплательщики.
Крупнейшие налогоплательщики отчитываются по транспортному налогу в ту инспекцию, где стоят на учете в качестве крупнейших.
Смартфон для директора: обоснованный расход?
(АС Волгоградской области от 04.02.2019 по делу № А12-38082/2018)
Очередной спор с налоговым органом, касающийся признания расходов по приобретению смартфонов в целях налогообложения прибыли и права на налоговый вычет по таким расходам, ещё раз подтверждает, что все расходы должны обосновываться.
За последние годы мобильная связи прочно вошла в повседневную жизнь. Казалось бы, ушли в прошлое претензии налоговых органов по расходам на мобильную связь. Но оказывается это не так.
Вот один пример из решения. Налоговым органом установлено неправомерное включение ООО «Энергокомплект» в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций, и в состав налоговых вычетов по НДС стоимости смартфонов, фактически не используемых в предпринимательской деятельности.
В далекие 2015-2016 гг. ООО «Энергокомплект» приобрело три смартфона марки iPhone Apple различных моделей, включив их стоимость в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций, а НДС со стоимости данных смартфонов – в состав налоговых вычетов по НДС.
Налоговый орган пришел к обоснованному выводу, что обществом не представлены документальные доказательства того, что затраты на приобретение указанных смартфонов являются экономически оправданными, и что они применялись в операциях, признаваемых объектом налогообложения НДС. В частности, Обществом не представлены документы, подтверждающие факт передачи сотрудникам смартфонов в пользование, в том числе договор о полной материальной ответственности работника, акт приема-передачи материальных ценностей работнику и др., а также документы, подтверждающие использование данных смартфонов в производственной деятельности организации.
Доводы заявителя о том, что смартфонами пользовались все сотрудники ООО «Энергокомплект», опровергается показаниям директора Общества, согласно которым смартфоны использовались директором, бухгалтером и учредителем Общества. В результате суд признал неправомерными вычеты НДС и расходы, связанные с приобретением смартфонов.
Таким образом, обязанность за налогоплательщиками не должны обосновывать все без исключения расходы очевидна и не нужно терять бдительность.
Добросовестный налогоплательщик: какой он?
(Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.02.2019 № Ф09-9446/18 по делу № А34-13591/2017, ООО «Ремстроймаш»)
Налогоплательщик доказал суду, что действовал добросовестно при выборе контрагентов, и отстоял право на получение вычета по НДС. Налоговая инспекция доначислила Обществу НДС, придя к выводу о получении им необоснованной налоговой выгоды в виде завышения налоговых вычетов по НДС по счетам-фактурам, выставленным от имени спорных контрагентов, не осуществляющих реальной финансово-хозяйственной деятельности, содержащим недостоверные сведения.
Вместе с тем факты принятия на учет и оприходования товара подтверждается представленными в материалы дела счетами-фактурами, товарными накладными, свидетельскими показаниями. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии реальных хозяйственных операций между налогоплательщиком и его контрагентами по договорам поставки, материалы налоговой проверки не содержат, равно как не содержат доказательств, свидетельствующих о наличии у Общества информации, позволяющего усомниться в добросовестности его контрагентов, установить наличие неисполнения налоговых обязательств. Вексельной схемы, кругового движения и обналичивания денежных средств налогоплательщиком, в результате чего выявился бы возврат в его адрес ранее направленных денежных средств либо перевод в наличную форму средств со счета в банке с целью их исключения из-под налогового контроля, не выявлено. Возвращение к заявителю денежных средств через цепочку последующих организаций, позволившее ему получить незаконную налоговую экономию и обогащение, инспекцией не доказано, согласованность в действиях контрагента с налогоплательщиком ею не установлена.
Налоговым органом ставятся под сомнение достоверность представленных документов и поставка товара именно спорными контрагентами. В то же время доказательств, свидетельствующих о поставке товара не названными контрагентами, а иными лицами, по иной цене либо на безвозмездной основе, в материалы дела инспекцией представлено не было. Суды верно указали на то, что отсутствие сведений о наёмных работниках, состоящих в штате спорных организаций-контрагентов не исключает возможности наличия договорных отношений с иными организациями, а также привлечения наёмных работников без надлежащего оформления. Кроме того, осуществление видов деятельности, связанных с посреднической оптовой торговлей не требует обязательного наличия персонала и складских помещений.
При заключении договоров налогоплательщик удостоверился в правоспособности контрагентов, их надлежащей государственной регистрации в качестве юридических лиц, о постановке на налоговый учет.
Суды пришли к выводу, что налогоплательщиком для целей налогообложения учтены операции в соответствии с их действительным экономическим смыслом, обусловленные разумными экономическими причинами и целями делового характера. Оснований считать, что сделки налогоплательщика являются экономически необоснованными, направленными лишь на получение необоснованной налоговой выгоды, в данном случае не имеется.