НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 39, 2019
НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 39, 2019
для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста
за неделю с 23 сентября по 27 сентября 2019 года
С 2020 года бухгалтерская отчётность представляется только в налоговый орган
(Информация ФНС РФ)
С 2020 года обязательный экземпляр годовой отчётности нужно будет представлять только в Налоговую службу для формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчётности (ГИР БО). В Росстат подавать её больше не нужно. Так, годовая отчётность будет сдаваться в электронном виде не позднее трех месяцев после окончания налогового периода. При этом для субъектов малого предпринимательства предусмотрен переходный период — на протяжении 2020 года они могут сдавать её на бумаге или в электронном виде. Полностью от представления отчётности освобождаются организации государственного сектора, Банк России и отчитывающиеся перед ним финансовые организации, религиозные организации, а также те компании, чья отчётность содержит сведения, относящиеся к государственной тайне. Кроме того, в ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская отчётность реорганизуемых или ликвидируемых юрлиц.
С 29 сентября 2019 при приёме на работу требуется новый документ
(Постановление Правления ПФ РФ от 13.06.2019 г. № 335п)
В России ввели новый документ для приема на работу. Новая форма действует с 29 сентября 2019 года. Без нее устроиться на работу уже не получится.
Напомним, выдача привычных «зеленых карточек» СНИЛС отменена с 01.04.2019 г.
Сведения об индивидуальном лицевом счете отражаются в электронном документе.
По идее, с этой даты вместо страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования по требованию гражданина должен выдаваться документ, подтверждающий регистрацию в системе ПФР (в бумажном или в электронном виде).
Однако форму и порядок оформления такого документа (АДИ-РЕГ) Пенсионный фонд утвердил только сейчас.
Поэтому с 01.04.2019 г. работник при приеме на новое место может предъявить работодателю по выбору:
- карточку СНИЛС, выданную до 01 апреля 2019 г.;
- документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального персонифицированного учета (Федеральный закон от 01.04.2019 г. № 48-ФЗ).
Так вот как раз уведомление – это тот самый документ, подтверждающий регистрацию. Форму уведомления ПФР утвердил только в июне, а официально опубликовал лишь 18.09.2019 г. Соответственно уведомление о регистрации в ПФР граждане смогут получать лишь после 29 сентября, когда постановление вступит в силу.
Новую форму уведомления из ПФР должны предъявлять все новые сотрудники. Обязательно требуйте ее, ведь без информации из этого уведомления вы не сдадите расчет по страховым взносам.
В уведомлении ПФР сообщит те же сведения о работнике, которые ранее были в карточке СНИЛС:
- ФИО;
- страховой номер;
- дату и место рождения;
- пол;
- дату регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Уведомление можно будет получить через личный кабинет гражданина на сайте ПФР, портал госуслуг, либо через в территориальный орган пенсионного фонда или МФЦ. Фонд будет формировать уведомления по запросу гражданина в электронной форме на основании сведений из индивидуального лицевого счета. Электронное уведомление можно будет получить с усиленной квалифицированной подписью должностного лица территориального отделения ПФР.
Когда сумма штрафов и неустойки облагается НДФЛ
(Письмо ФНС РФ от 17.09.2019 г. № БС-3-11/8161@)
В своём письме от 17.09.2019 № БС-3-11/8161@ ФНС России в письме разъяснила, что суммы штрафов и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей», не поименованы в ст. 217 НК РФ, соответственно, облагаются НДФЛ.
При этом Налоговая служба сослалась на п. 7 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 НК РФ, утвержденном Президиумом ВС РФ 21.10.2015, согласно которому предусмотренные законодательством о защите прав потребителей санкции носят исключительно штрафной характер. Их взыскание не преследует цель компенсации потерь (реального ущерба) потребителя.
Поскольку выплата сумм таких санкций приводит к образованию имущественной выгоды у потребителя, они включаются в доход гражданина на основании положений ст. 41, 209 НК РФ вне зависимости от того, что получение данных сумм обусловлено нарушением прав физического лица.
Утверждён новый регламент информирования налогоплательщиков
(Приказ ФНС РФ от 08.07.2019 г. № ММВ-7-19/343@)
Приказом ФНС России от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@ (зарегистрирован в Минюсте России 16.09.2019, регистрационный № 55942) утверждён новый регламент по бесплатному информированию налоговых агентов, налогоплательщиков и приёму налоговых деклараций (расчётов). В частности, расширен перечень случаев отказа в приёме документов для предоставления госуслуги по бесплатному информированию: инспекция не примет документы, если текст запроса не позволяет определить суть вопроса. Установлены основания отказа в бесплатном информировании. Всего таких оснований десять, в том числе, если запрос будет содержать подпись руководителя организации или ИП, снятого с учёта на основании сведений о государственной регистрации смерти, или подпись представителя организации, исключенной из ЕГРЮЛ.
Банк не вправе возобновлять операции по счетам налогоплательщика в отсутствие отмены запрета инспекцией
(Информация ФНС РФ от 13.09.2019 г.)
Банк был привлеч`н инспекцией к штрафу за неисполнение её решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Не согласившись с этим, кредитная организация обратилась с жалобой в ФНС России. Она указала, что получила определение Арбитражного суда, которое приостанавливает действие решения инспекции о привлечении к ответственности проверяемого налогоплательщика. ФНС России, оставив жалобу без удовлетворения, указала, что факт принятия судом обеспечительных мер, запрещающих инспекции принудительно взыскать задолженность, не может служить основанием для возобновления операций по счетам налогоплательщика. Банк обязан исполнять решение налогового органа о приостановлении операций по счетам до его отмены в соответствии с п. 9.1 ст. 76 НК РФ.
НДФЛ с аванса?
(Письмо Минфина России от 26.08.2019 г. № 03-04-06/65462)
Минфин России разъяснил, что при выплате заработной платы работнику за первую половину месяца, например, в середине этого месяца, удержание НДФЛ не производится, за исключением удержания ранее исчисленного налога в отношении иных ранее выплаченных доходов, налог с которых не был удержан или был удержан не полностью.
Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачётом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы НДФЛ.
В соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признаётся последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором. В случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход.
При выплате работодателем заработной платы работнику за первую половину месяца, например, в середине этого месяца, удержание НДФЛ не производится, за исключением удержания ранее исчисленного НДФЛ в отношении иных ранее выплаченных доходов, налог с которых не был удержан или был удержан не полностью.
Получается, что чиновники разрешили удерживать НДФЛ с аванса, если у работника есть какая-то задолженность по НДФЛ за предыдущие периоды.
Не смотря на то, что НДФЛ с аванса не взимается по той причине, что в этот момент доход у работника ещё не считается возникшим – п. 2 ст. 223 НК РФ и п. 4 ст. 226 НК РФ.
О праве застройщика на вычет НДС
(Определение Верховного Суда РФ от 09.09.2019г. № 309-ЭС19-14202 по делу № А76-6839/2018, ООО «Коммерческо-производственная фирма «СДС»)
Суды напомнили застройщику о порядке и сроке реализации его права на вычет НДС.
Основанием для доначисления спорных сумм НДС за 2015-2016 гг. в размере 16,3 млн руб. послужили выводы налогового органа о неправомерном предъявлении налогоплательщиком-застройщиком к вычету НДС, уплаченного при строительстве инвестиционного объекта.
Суды признали решение налогового органа законным и обоснованным. При этом суды исходили из того, что право на вычет со стоимости всего объекта возникло у застройщика только после расторжения инвестиционных договоров, поскольку в период их действия этим правом обладали инвесторы как приобретатели объекта в соответствующей части. Вопреки доводам налогоплательщика, доначисление по результатам выездной налоговой проверки ранее возмещенного НДС не свидетельствует о нарушении налогового законодательства и прав налогоплательщика исходя из правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 № 571-О, от 20.12.2016 № 2672-О. При этом в рамках выездной налоговой проверки были установлены новые сведения, ранее неизвестные налоговому органу, которые не были и не могли быть предметом исследования при вынесении решения и его оспаривании в суде.
Затраты прямые или косвенные?
(Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.09.2019 г. № Ф07-9238/2019 по делу № А05-7615/2018, АО «Котласский электромеханический завод»)
Суд разбирался с правомерностью квалификации налогоплательщиком расходов на электроэнергию, отопление, водоснабжение и газоснабжение косвенными для целей налогообложения прибыли.
В ходе налоговой проверки проверяющие установили, что налогоплательщик при определении налоговой базы по налогу на прибыль за 2013 - 2015 годы завысил на 5,7 млн руб. расходы в связи с неправильным распределением затрат для целей налогообложения на прямые и косвенные расходы. По мнению инспекции, Общество неправомерно единовременно отнесло расходы на электроэнергию, отопление, водоснабжение, газоснабжение, которые обеспечивают технологический процесс и потребляются производственными цехами предприятия, в состав косвенных расходов; спорные затраты подлежат учету в составе прямых расходов для целей налогового учёта. Три судебные инстанции согласились с выводом налоговой инспекции, что данные виды расходов являются прямыми.
Налоговый кодекс РФ относит к прямым расходам затраты, непосредственно связанные с производством товаров (выполнение работ, оказанием услуг) и не рассматривает этот процесс как зависящий исключительно от воли налогоплательщика.
Суды установили, что в проверяемый период основным видом деятельности Общества являлось производство продукции из металла и деревообработка. Оценив документы, касающиеся выпускаемой Обществом продукции и организационной структуры, сведений о применяемой технологии работ, суды подтвердили обоснованность утверждения проверяющих, что используемая налогоплательщиком электро-, теплоэнергия, вода, газ необходимы для функционирования производственных цехов и участков, непосредственно связаны с изготовлением продукции и являются неотъемлемой частью производственного (технологического) процесса. Поскольку спорные расходы прямо и непосредственно формируют стоимость продукции, выпускаемой Обществом, налогоплательщик не опроверг в ходе судебного разбирательства непосредственную связь затрат с основной производственной деятельностью, а также их невозможность отнесения к прямым расходам, не привел экономическое обоснование отнесение затрат к косвенным расходам, то они подлежат учету по мере реализации этой продукции (п. 2 ст. 318 НК РФ), а не единовременно.
Таким образом, отнесение спорных затрат в составе косвенных расходов противоречит положениям ст. 252, 254, 318, 319 НК РФ.
Экспортный ли НДС?
(Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.09.2019 г. № Ф03-3709/2019 по делу № А51-20082/2018, ООО «Феникс»)
Суды признали право российского экспортёра на вычет НДС по погрузо-разгрузочным работам, выполненным на территории Российской Федерации.
По результатам проведённой камеральной налоговой проверки декларации по НДС за 3 квартал 2017 года инспекция установила неправомерное завышение Обществом налоговых вычетов на сумму 56 663 руб. по погрузо-разгрузочным работам, в отношении рыбопродукции, реализованной на экспорт. Налоговый орган счёл, что указанные работы в соответствии с подп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ подлежат обложению НДС по ставке 0%, что исключает возможность применения Обществом вычетов по предъявленным счетам-фактурам.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд. Суды трёх инстанций разрешили спор в пользу налогоплательщика. Суды установили, что Общество, не являясь рыбодобывающей организацией, осуществляло экспорт мороженой рыбопродукции, в связи с этим закупало товар у российских предприятий на территории Российской Федерации. Для отправки на экспорт товар перегружался из холодильника в рефконтейнеры и доставлялся автотранспортом на территорию других портов, в частности, на территорию морских контейнерных терминалов (портов). По погрузо-разгрузочным работам налогоплательщику были выставлены счета-фактуры с выделенной ставкой налога в размере 18%. Впоследствии оплаченный налогоплательщиком НДС предъявлен к вычетам.
Указывая на то, что данные работы подлежат налогообложению НДС по ставке 0%, налоговый орган не учел следующее. Погрузо-разгрузочные работы осуществлены российскими обществами на территории Российской Федерации в портах, не являющихся местом убытия товара на экспорт; товаросопроводительные документы, оформленные по спорным операциям, не содержат указания на пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации, и иных сведений, предусмотренных п. 3.5 ст. 165 НК РФ. В связи с этим оснований для признания обоснованным довода инспекции о произвольном применении контрагентами налоговой ставки по НДС в размере 18%, учитывая место выполнения работ, не имеется. Более того, при принятии оспариваемого решения инспекция не учла разъяснения ФНС в письме от 14.06.2018 № СА-4-7/11482 «О направлении рекомендаций по вопросу применения вычетов по налогу на добавленную стоимость с учетом судебной практики».
Минфин разъясняет, как оформлять документы для подтверждения расходов по налогу на прибыль
(Письмо Минфина РФ от 20.08.2019 г. № 03-01-15/63722)
Минфин России неоднократно разъяснял, какими документами подтверждать расходы для целей налогообложения прибыли.
В очередном письме он напомнил, что для признания расходов подтверждающие документы должны быть оформлены в соответствии с законодательством РФ. Из этих документов должно быть четко и определенно видно, какие расходы произведены.
По действующим правилам расходы оформляются первичными учетными документами, установленными Федеральным законом о бухгалтерском учете, а при осуществлении расходов за наличный расчет – кассовым чеком.
Одним из обязательных реквизитов кассового чека является наименование товаров, работ, услуг. При этом, как указывает Минфин России, Федеральный закон № 54-ФЗ не содержит положений, конкретизирующих требования к указанному реквизиту (письма от 25.09.2018 № 03-01-15/68652, от 27.06.2018 № 03-01-15/44369).
Следовательно, из кассового чека не всегда четко видно, какие расходы произведены. Поэтому для выполнения этого требования при признании расходов наряду с кассовым чеком необходимо иметь иной первичный документ, конкретизирующий расходы.
Также Минфин обратил внимание, что обязательными реквизитами кассового чека являются наименование покупателя (клиента) (наименование организации), а также идентификационный номер налогоплательщика покупателя (клиента).
Поэтому если товар приобретается от имени организации, то в кассовом чеке должны быть заполнены указанные реквизиты на основании предъявляемой доверенности на совершение расчетов от имени организации.
Ранее, Минфин в своём письме от 30.04.2019 г. № 03-03-06/1/32212 пришел к выводу, что кассовый чек (даже, если он содержит все обязательные реквизиты первичного документа) не является документом, обосновывающим экономическую целесообразность факта хозяйственной деятельности. Поэтому, если действующим законодательством Российской Федерации для оформления конкретных операций установлены обязательные формы документов, то для подтверждения расходов должны применяться именно эти документы.
А ещё раньше Минфин признавал возможность подтверждать расходы кассовым чеком при условии, что он содержит дополнительные реквизиты, позволяющие идентифицировать факт хозяйственной деятельности организации (Письмо Минфина России от 18.02.2019 г. № 03-03-06/1/10344).