В новом году бизнес ждут изменения в налогообложении лома черных, цветных металлов и движимого имущества, а также новый МРОТ, который посилен далеко не для всех малых компаний

В новом году бизнес ждут изменения в налогообложении лома черных, цветных металлов и движимого имущества, а также новый МРОТ, который посилен далеко не для всех малых компаний

«От новых налогов бизнес просто стоит на ушах», — Татьяна Васильевна Ольховатская

2018.02.19

ГК «Фин-Аудит» Новости компании В новом 2019 году бизнес ждут изменения

Татьяна Васильевна Ольховатская, директор ГК «ФИН-АУДИТ»:

— С 2018 года бизнесмены работают по новым правилам налогообложения, в связи с чем нередко возникают острые моменты.

Так, огромный «восторг» предпринимателей вызвал новый порядок исчисления НДС при реализации лома черных и цветных металлов, вторичного алюминия. С нового года льготу по НДС исключили, но при этом обязанность по исчислению налога возложили на покупателя того самого лома независимо от того, на какой системе налогообложения он находится.

Получается, покупатели лома — организация либо предприниматель на «упрощенке», «вменёнке» или патенте (только ИП) обязаны исчислить НДС с покупки и заплатить его в бюджет. Если же покупатели применяют обычную систему налогообложения, то исчисленный налог они имеют право включить в состав налоговых вычетов. А покупатели лома теперь будут называться налоговыми агентами. Счета-фактуры на продажу лома продавцы, которые являются плательщиками налога на добавленную стоимость, составляют по стоимости лома без НДС, при этом делают отметку: штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

До тех пор, пока не вышло разъясняющее письмо Федеральной налоговой службы РФ, буквально все «ломовики» стояли на ушах. Дело в том, что в законе звучит слово «уплаченный» применительно к налоговым вычетам, а не исчисленный налог. Масло в огонь подливали различные мнения экспертов о том, что всем покупателям сначала нужно уплатить «живыми деньгами» исчисленный НДС с покупки лома, и лишь потом заявить его к налоговому вычету.

Законодатель планирует экстраполировать указанный порядок в будущем на покупателей всех товаров, работ, услуг, чтобы избежать потерь в бюджет из-за применения так называемых «технических» компаний второго, третьего и последующего уровней.

Пилотный проект покажет, насколько он эффективен, на примере продаж лома черных и цветных металлов, вторичного алюминия.

Во-вторых, нельзя обойти вниманием региональный МРОТ для всех работодателей Челябинской области, который вызвал большую шумиху. До 1 января 2018 года региональный МРОТ составлял 9700 руб. В средствах массовой информации неоднократно появлялась информация о том, что регион планирует увеличить данный показатель на 500 руб. до 10200 руб. Когда принимали региональный МРОТ, то и дело звучало, что предлагается 10400 руб., но губернатор предложил 10500 руб. Все эти бурные обсуждения были размещены в интернете.

Когда 9 января, в первый рабочий день после новогодних праздников, стали поступать звонки и письма от клиентов с просьбой разъяснить, какой же все-таки в Челябинской области установлен МРОТ, мы были в замешательстве. И только на следующий день в сети появилось обращение к работодателям Челябинской области о минимальной заработной плате в регионе в 2018 году, которое было утверждено решением Челябинской областной трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 28 декабря 2017 года.

Региональный МРОТ с 1 января 2018 года составляет величину, установленную федеральным законом от 28.12.2017 № 421-ФЗ, а именно 9489 рублей. Получается, что утром 28.12.2017 года был принят федеральный закон, а уж потом, ближе к вечеру, трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений приняла волевое решение об установлении такого же размера МРОТ на территории Челябинской области. Но при этом комиссия не забыла о том, что накануне Конституционный суд РФ рассмотрел вопрос о порядке применения районных коэффициентов, который ранее не был урегулирован. На вопрос, как начислять уральский коэффициент 15%: сверху МРОТ или можно его выделить в том числе в составе МРОТ, суд поставил жирную точку – однозначно начислять сверх установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Таким образом, легким движением руки региональный МРОТ на территории Челябинской области составил величину 10 912,35 руб. в месяц.

Всем работодателям необходимо привести в соответствие трудовые договоры с работниками, у которых заработная плата составляет меньшую величину, причем сделать это необходимо до 1 января 2018 года. Кстати, достаточно много малых предприятий обращаются с вопросами, как быть, так как они не могут обеспечить такой уровень МРОТа, а работники готовы получать и меньшую зарплату. Вопрос серьезный и напрямую затрагивает нарушение положений трудового законодательства, за что предусмотрена достаточно суровая ответственность — от 40 тыс. до 50 тыс. на организацию.

Очень интересно сложилась судьба льготы по налогу на имущество организаций по движимому имуществу. Дело в том, что льгота по движимому имуществу, введенному в эксплуатацию после 1 января 2013 года, была установлена налоговым кодексом. А с 1 января 2018 года по такому имуществу налоговый кодекс установил ставку налога 1,1% от среднегодовой стоимости. При этом льготу по движимому имуществу, купленному после 1 января 2013 года, предоставлено право устанавливать самим регионам, так как и сам налог является региональным.

Достаточно много регионов России решили не давать налогоплательщикам льготу на движимое имущество. Это и понятно, ведь движимое имущество составляет весьма высокую долю в общем объеме внеоборотных активов, а поступления в региональный бюджет необходимы. Только 15 процентов субъектов полностью или частично освободили движимое имущество от налогообложения или смягчили федеральную норму.

Наш регион подошел к вопросу предоставления льготы по движимому имуществу по-своему. Так, Законом Челябинской области от 27 декабря 2017 г. N 649-ЗО от уплаты налога в отношении  движимого имущества освобождаются предприятия малого и среднего бизнеса, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не находящиеся в процессе ликвидации или банкротства и не имеющие задолженности по налогам, сборам и страховым взносам в бюджеты.

То есть, если, например, на начало года малое предприятие имеет просроченную задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд, то оно автоматически теряет право на применение льготы.

Кроме того, от уплаты налога освобождаются лизинговые компании в отношении движимого имущества, переданного по договорам лизинга предприятиям малого и среднего бизнеса, сведения о которых внесены в единый реестр.

Поскольку для нашего региона остро стоит вопрос загрязнения окружающей среды, то законом установлено право на льготу по движимому имуществу для организаций, заключивших соглашение с органом исполнительной власти Челябинской области о реализации мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и не имеющих задолженности по налогам, сборам и страховым взносам. При этом сумма налога на движимое имущество организаций, исчисленная в отчетных периодах, в которых осуществлялась реализация указанных мероприятий, уменьшается на сумму понесенных в этих же налоговых периодах расходов при реализации данных мероприятий, но не более исчисленной суммы налога на имущество организаций.

Изменений в налоговое законодательство много, и это лишь наиболее важные для нашего региона. Очень много изменений по НДС, по налогу на прибыль, по другим региональным и местным налогам, по страховым взносам в социальные фонды. И, безусловно, отдельного внимания заслуживают изменения при осуществлении экспортных операций, так как значительное число компаний региона регулярно осуществляет поставки в Казахстан и Китай.

Оригинал статьи