НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА 2025
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА 2025. Статья в журнале Nefti.net от 12.02.2025 г. Эксперт - директор ГК "ФИН-АУДИТ" Татьяна Васильевна Ольховатская
НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА 2025. Инструкция по выживанию применению.
Статья в журнале Nefti.net от 12.02.2025 г. https://neftinet.ru/3581-nalogovaya-reforma-2025
О том, какие изменения ждут предпринимателей, поговорили с директором компании «ФИН-АУДИТ» Татьяной Васильевной Ольховатской. Затронули наиболее острые темы – дробление бизнеса, «антиотмывочный» закон, федеральный инвестиционный налоговый вычет и не только.
Упрощенцам усложнили жизнь
– Татьяна Васильевна, что меняется в налоговом законодательстве?
– Главное изменение – с 2025 года компании, работающие по упрощенной системе налогообложения, обязаны платить НДС. Далеко не все бухгалтеры были к этому готовы – многие откровенно «плавают» в 21-й главе Налогового кодекса, не умеют составлять счета-фактуры и отражать их в 1С, вести книгу покупок и продаж, понимать суть 149-й статьи НК РФ (операции, не облагаемые НДС).
Федеральная налоговая служба выпустила две методички. Одна – по исчислению упрощенцами НДС, вторая – по налоговой амнистии при добровольном отказе от дробления бизнеса.
Эта специальная программа – часть налоговой реформы. Ее суть в том, что если в 2025–2026 годах бизнес добровольно откажется от серых схем, то может рассчитывать на списание доначисленных налогов, пеней и штрафов. Рекомендации в методичках под редакцией ФНС составлены емко, но при этом сформулированы довольно сложно, особенно в части порядка применения этой самой амнистии. Поэтому вопросов возникает еще больше.
Действия с дробями
– Чем сегодня опасно дробление бизнеса?
– Часто бывает, что специфика деятельности компаний различна либо они расположены в разных регионах, но собственник у бизнеса один. И этот факт для контролеров – как красная тряпка. Они склонны считать, что собственник намеренно раздробил бизнес и создал несколько юрлиц, чтобы остаться на упрощенке.
А если компании объединить, то порог для уплаты НДС превысит сумму 60 млн рублей и организации будут платить НДС. И соответственно, нести в федеральную казну уже совсем другие суммы. Фиксируется факт «умышленного» дробления бизнеса с целью увеличения налоговой нагрузки и выносится предписание объединить компании, чтобы в дальнейшем собственник платил налоги с одного юрлица.
Многие уже получили от налоговой «письма счастья». Приведу пример: клиент занимается сделками с недвижимостью и сдачей имущества в аренду, открыто два юрлица. Налоговая вынесла предписание объединить компании, чтобы остаточная стоимость основных средств превысила 150 млн рублей и собственник потерял право на упрощенку. Клиент к нам: «Спасайте». Составили для налоговой подробное пояснение, в котором объяснили, почему это самостоятельные юрлица и их нельзя объединять.
Мы постоянно консультируем бизнес. Организовываем семинары, рассказываем бухгалтерам о ключевых изменениях в законодательстве. С этого года, к примеру, существенно повысились госпошлины, введены многомиллионные штрафы за разглашение персональных данных. В феврале в нашем офисе на Салютной, 23б состоится очередной семинар, где будет много важных разъяснений, мы дадим рекомендации главным бухгалтерам по формированию годовой отчетности за 2024 год, особенно ждем компании, которые подлежат обязательному аудиту. Им теперь придется раскрывать много дополнительных сведений, в том числе о конечных бенефициарах – и не просто их ИНН указывать, а предоставлять паспортные данные.
– Разве это не персональные данные, о которых мы только что говорили?
– Согласно 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», на бенефициаров это правило не распространяется.
Продажа бизнеса
– Получается, в 2025 году будет еще тяжелее вести бизнес?
– Конечно. С 2025 года повышается ставка по налогу на прибыль до 25 процентов. Это тоже увеличение налоговой нагрузки на бизнес. Физлицам, кстати, также подняли налог на доходы, ввели пятиступенчатую шкалу. Раньше ставка по НДФЛ составляла 13 процентов и была единой для всех – и нищих, и супербогатых. С 1 января 2021 года доходы свыше 5 млн. рублей стали облагаться по налоговой ставке 15 процентов. А с 2025 года законодательно установлено пять ступеней повышения ставки в зависимости от дохода физлица – с 13 до 22 процентов.
Еще к важным изменениям в законодательстве я бы отнесла продажу бизнеса, когда один участник продает другому долю в уставном капитале. До 2025 года было так: если собственник владел долей бизнеса в течение пяти лет, впоследствии он мог продать ее за любые деньги – хоть за миллион евро –
и при этом не заплатить ни копейки налогов. С текущего года продажа доли бизнеса должна осуществляться по рыночной стоимости, которая определяется по чистым активам. Суммы свыше 50 млн рублей теперь облагаются налогом по ставке 22 процента.
Такие меры ведут к большей прозрачности – сейчас скрыть что-то от налоговой крайне сложно. Недавно обратился клиент: «Я решил свой основной бизнес передать бывшему сотруднику». Выясняю причины, в ответ: «Устал, хочу отдыхать». Раз устал, закрывай ИП и ложись на диван. Отдать чужому человеку доходный бизнес? Что-то здесь не вяжется. Оказалось, смысл в том, чтобы сохранить право на патент и упрощенку. Совет на будущее: когда речь идет о реструктуризации либо реорганизации бизнеса, на вопрос «зачем» нужно отвечать правильно. Не стоит говорить, что цель – сэкономить на налогах, ведь это просто хороший бонус к принятому управленческому решению. Лучше сказать: «Так экономически выгодно – издержек меньше, прирост выручки больше». Подразумевается, что за решением стоят расчеты, бизнес-план, анализ рынка, маркетинговые исследования, в конце концов. А не просто стремление снизить налоговую нагрузку.
В этом конкретном случае я посоветовала клиенту провести независимую оценку бизнеса и подписать с партнером соглашение о регулярных выплатах, пусть даже в рассрочку. Всё должно быть прозрачно, таким образом предприниматель демонстрирует, что продал один из видов бизнеса, потому что его стало достаточно трудно вести: кадровые неурядицы, постоянное повышенное внимание со стороны контролеров и пр. То есть продажи бизнеса требовал здравый смысл.
– Наверняка этот пример будет полезен. Многие до сих пор оформляют бизнес на жену, тещу, сотрудников в надежде, что это «работающая схема».
– У нас сейчас такое дело в арбитраже. Ответчики – муж с женой: у него ООО, жена – ИП, оба на упрощенке. Он занимается розницей, она – общепитом и частично розницей. Со временем супруга отказалась от торговли, передав все дела мужу, и с головой погрузилась в производство продуктов питания – ей была интересна выпечка, процесс создания кулинарных изделий. В пандемию спрос на продукцию вырос. Пришла налоговая и решила объединить их бизнесы, потому что они муж и жена. Супругов обвинили в том, что розницу они якобы с одного лица на другое перебросили специально, чтобы не платить налоги и сохранить упрощенку. Супруги работают с 1997 года, это абсолютно самостоятельные предприниматели, каждый из которых ведет свое направление бизнеса. Как можно было их схлопнуть? Это же пик несправедливости. Решение налоговой сейчас оспариваем в суде. При этом нужно понимать, что налоговые споры – очень тяжелый сегмент, поэтому лучше профилактировать такие ситуации.
Почему льготы не используете?
– Есть хорошие новости для предпринимателей?
– С 2025 года ряд компаний – плательщиков налога на прибыль получили право на федеральный инвестиционный вычет в размере 3%. Именно на такую величину может быть уменьшен платеж по налогу при условии, что эти средства будут инвестированы в развитие производства и создание научных разработок. Также для бизнеса на УСН, занятого в приоритетных и социально значимых для региона сферах экономической деятельности, на пять лет продлили налоговые льготы. Для предпринимателей на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» снизили ставку с 15 до 10 процентов – закон приняли в Челябинской области на ближайшие пять лет.
За льготами нужно следить. Как правило, их отдают на откуп главным бухгалтерам, у которых и без того забот хватает. Поэтому часто льготы отходят на второй план. У меня была на обслуживании такая компания: коммерческая служба не раз подходила к бухгалтеру на полусогнутых: «Марьванна, давайте льготу заявим – региональный инвестиционный вычет по налогу на прибыль». Она их посылала подальше – некогда. В итоге всё, нет больше этого главного бухгалтера. Отправили на пенсию с почестями.
Многие бухгалтеры даже не знают, какие льготы приняты у нас в Челябинской области, и, соответственно, их не применяют. Бизнесу сегодня и так тяжело, правильно ли в текущих условиях упускать легальную возможность сэкономить? Бухгалтерская служба не должна быть равнодушна к тому, что творится в компании.
Копают глубоко
– Вы на рынке уже без малого 24 года. Круг постоянных клиентов сложился. Есть время и возможность консультировать новые компании?
– Мы всегда рады новым клиентам, но только в случае, если они действительно уважают внешних консультантов. Ценят их труд, а не просто используют в своих целях. Часто к нам приходят из других компаний, в том числе аудиторских. И мы видим, что это «не наш клиент» – у них сформирован неправильный подход к консультированию и к аудиту, в частности. И этот подход нам уже не поменять.
К аудиторам нужно относиться как к мужу или жене – их нельзя так просто взять и бросить. Аудитор – как семейный врач, который знает очень много нюансов о вашей компании. Мы не просто бумажки выдаем, а вникаем в глубину проблематики. Если видим, что какая-то операция в компании проводится «искусственно» – без веской на то причины, просим от клиента адекватное объяснение. Потому что если мы это заметили, то и налоговая увидит. Словом, копаем глубоко. Некоторые клиенты подстраиваются, потому что понимают: мы желаем им добра. Но есть и те, кто воспринимает такой подход в штыки.
У нас в штате пять аттестованных аудиторов, все устроены по основному месту работы. Самому опытному специалисту 71 год – представляете, какой багаж за плечами? Мы даем бухгалтерам новые знания, своевременно информируем их об изменениях в законодательстве, защищаем клиентов в арбитражном суде. Недавно в компанию, с которой мы сотрудничали 20 лет, устроился экономист и нашептал директору: «Вы так долго работаете с одним аудитором, ничего нового он мне не скажет. Меняйте!» Очень жаль эту компанию, потому что мы действительно положили много усилий на ее успешное развитие. Когда уходят постоянные клиенты – это всегда боль.
– Еще жив стереотип, что аудиторов приглашают, когда не доверяют бухгалтеру?
– Бывает так, что бухгалтер боится за свое место, не уверен в себе и потому считает, что аудитор может оспорить его компетенции. Но это как минимум нарушает кодекс этики. Мы работаем только с отчетностью. Никаких доносов руководителю о некомпетентных сотрудниках не делаем. Уверены, что он способен самостоятельно сделать соответствующие выводы.
Гораздо важнее, чтобы бухгалтерская служба нас слышала и выполняла требования законодательства к раскрытию отчетности. Если сотрудники чего-то не понимают, выезжаем, «показываем на пальцах», к нам в офис приглашаем. Перед сдачей годовой отчетности я всегда читаю офлайн-семинар, рассказываю про каждую статью баланса, каждую статью отчета о финансовых результатах – как их детализировать, каким образом раскрывать в пояснениях.
По окончании аудита мы составляем заключение, а перед этим выносим всю проблематику на обсуждение под протокол с лицами, ответственными за корпоративное управление – в большинстве случаев это собственники компании, совет директоров, наблюдательный совет. Наши аудиторы действуют как юристы. Могут указать на какую-то уникальную сделку, которая не прошла одобрение и из-за которой у компании могут быть проблемы. Заметить коммерческий сговор, что само по себе уже является нарушением закона о конкуренции. Специалисты рассматривают вопросы широко и под разными углами, обозначают проблемные места, на которые нужно обратить внимание. До начала аудита мы также встречаемся с аппаратом управления, чтобы понять, какие вопросы волнуют его членов.
– Расскажите о планах на 2025 год.
– У нас будет много работы, особенно консалтинговой. Продолжим проводить обязательный аудит с клиентами, с которыми у нас заключен договор. К счастью, многие понимают, что менять аудиторов сейчас – шаг весьма сомнительный, особенно учитывая дефицит кадров в отрасли. Сегодня действует многоступенчатая система сдачи экзамена, немногие выдерживают испытания и получают аттестат аудитора. К тому же мало заиметь заветный документ, еще же нужен опыт. И мозги – я считаю, они должны быть у аудиторов с рождения. Бывает так, что мозгов нет, но при этом аттестат аудитора – в кармане. Таких аудиторов в одной компании называют «блаженными». Смешно, конечно, но это действительно так.
Сегодня, чтобы сдать экзамен, нужно знать международные стандарты аудита и финансовой отчетности, банковский учет, Налоговый и Гражданский кодекс. Раньше получить аттестат аудитора было гораздо проще. Вот так и появились специалисты, которые ходят со своими аттестатами, но никакую реальную работу не выполняют, потому что знаний у них нет. А директорам что делать? Им надо держать штат, иначе они потеряют статус аудиторской организации. Парадоксальная ситуация сегодня складывается на рынке аудита, конечно. Посмотрим, что будет дальше, – время покажет.