АУДИТ по МСА

Переход с 2017 года от российских стандартов на международные стандарты аудита (МСА) принес ряд серьезных изменений как для аудиторов, так и для аудируемых лиц

2018.01.30

Переход с 01.01.2017г от российских стандартов на МСА принес ряд серьезных изменений как для аудиторов, так и для аудируемых лиц. 

 Новые правила во взаимодействии аудитора и аудируемого лица при аудите по МСА:

1. Взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление 

«Лица, отвечающие за корпоративное управление» (ЛОКУ)— новый термин для российского аудитора.

На самом деле такие лица были и раньше, правда, назывались они в федеральных стандартах аудиторской деятельности представителями собственника. Главное в том, что у аудитора появились расширенные обязанности по взаимодействию с лицами, отвечающими за корпоративное управление.

Лица, отвечающие за корпоративное управление, — лицо (лица) или организация (организации), которые несут ответственность за надзор за стратегическим направлением деятельности организации и имеют обязанности, связанные с обеспечением подотчетности организации. К таким обязанностям относится надзор за составлением финансовой отчетности. Примеры: комитет по аудиту (для ПАО), совет директоров (наблюдательный совет) (для АО и ООО), участники (для ООО). 
Вопросы, о которых аудитор должен информировать лиц, отвечающих за корпоративное управление: 
— обязанности аудитора в отношении аудита финансовой отчетности; 
— планируемый объем и сроки проведения аудита; 
— значимые вопросы, выявленные в ходе аудита; 
— независимость аудитора. 

 2. Новый формат аудиторского заключения

Мнение аудитора теперь представлено в начале аудиторского заключения (ранее раздел «Мнение» был в конце). Данное изменение вполне логично и подчеркивает важность мнения аудитора в аудиторском заключении: основной вывод по результатам проведения аудита представлен в первом разделе. 

3. Ключевые вопросы аудита

В аудиторском заключении появился новый раздел «Ключевые вопросы аудита». Данный раздел обязателен только при аудите организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам. Раскрытие ключевых вопросов аудита может быть также предусмотрено законом или нормативным актом. Кроме того, раскрытие ключевых вопросов аудита возможно по решению аудитора. 
Как же определяются ключевые вопросы аудита и какая информация раскрывается по этим вопросам в аудиторском заключении? Ключевые вопросы аудита отбираются аудитором из числа вопросов, которые были доведены до сведения лиц, отвечающих за корпоративное управление). 
Определяя такие вопросы, аудитор учитывает: 
— области повышенного оцененного риска существенного искажения отчетности или значительных рисков; 
— значимые суждения аудитора в отношении областей финансовой отчетности, требующих применения значимых суждений руководства, включая оценочные значения, которые были определены как имеющие высокий уровень неопределенности оценки; 
— влияние на аудит значительных событий или операций, имевших место в течение периода. 

4. Непрерывность деятельности

В пересмотренных МСА особое внимание уделяется вопросу непрерывности деятельности аудируемого лица и раскрытию соответствующей информации в аудиторском заключении. 

Аудитор проверяет полноту раскрытия в финансовой отчетности информации о неопределенности в отношении непрерывности деятельности. Это относится к ситуациям, когда выявлены события и условия, которые могут вызвать сомнения в способности организации продолжать непрерывную деятельность, но на основании анализа планов руководства и рассмотрения иных аспектов был сделан вывод об отсутствии значительной неопределенности. 

5. Прочая информация

Аудиторское заключение теперь включает отдельный раздел, озаглавленный «Прочая информация» .
Аудитор должен ознакомиться с прочей информацией и рассмотреть ее, поскольку прочая информация, которая в значительной степени не соответствует сведениям, содержащимся в финансовой отчетности, или знаниям, полученным аудитором в ходе аудита, может указывать на то, что имеет место существенное искажение финансовой отчетности или прочей информации. 
Мнение аудитора не распространяется на прочую информацию, и, следовательно, аудитор не выражает аудиторское мнение и не формирует вывода с обеспечением уверенности в какой-либо форме в отношении этой информации. Тем не менее, если аудитор выражает мнение с оговоркой или отрицательное мнение, то он должен проанализировать последствия вопроса, послужившего причиной выражения модифицированного мнения, для подготовки заявления о прочей информации в аудиторском заключении. 

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ) обязательный аудит финансовой отчетности проводится, если:

  • организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  • ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг; 
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда; 
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн. руб.; 
  • организация представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерской (финансовой) отчетность; 
  • в иных случаях, установленных федеральными законами. Так, обязательной ежегодной аудиторской проверке на основании иных Федеральных законов подлежат: 
  • застройщики на основании п. 6 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; 
  • организаторы лотереи (за исключением организаторов лотереи, которые выступают от имени России, субъекта РФ или муниципального образования) и операторы лотереи на основании ст. 23 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях». 
  • жилищные накопительные кооперативы на основании ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах». Как указано там же, уставом кооператива может быть предусмотрено проведение аудиторской проверки один раз в два года, если сумма активов баланса кооператива не превышает на конец отчетного года 6 млн. руб. 
  • некоммерческие организации, которые получают доход от использования целевого капитала, не являясь собственниками этого капитала, если размер финансирования этого получателя дохода от целевого капитала за счет дохода от целевого капитала в течение отчетного года составляет более 5 миллионов рублей (на основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»).