Налоговые преступления
Причины изменений в УПК РФ
Федеральный закон от 22.10.2014 N 308-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" разработан в соответствии с Указанием Президента РФ от 15.04.2013 N Пр-840 и с учетом результатов рассмотрения на заседании Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям (13 декабря 2012 г.). Данный закон затрагивает порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях.
До этих изменений, поводом для возбуждения уголовного дела о налоговых преступлениях, предусмотренных ст. 198 - 199.2 УК РФ, служили только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (от 06.12.2011 N 407-ФЗ). Иными словами, правоохранители могли возбуждать уголовные налоговые дела только по "наводке" налоговых органов. Представляется, что подобного рода либерализация оправданна только в том случае, если все налогоплательщики вдруг станут добросовестными. Однако ожидать этого, наверное, было бы слишком наивно. Поэтому практика применения данных изменений существенно затруднила использование в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел РФ в рамках борьбы с налоговой преступностью и показала очень низкую эффективность раскрытия налоговых преступлений.
Именно поэтому в октябре 2013 г. Президентом страны был внесен в Госдуму законопроект о возврате правоохранительным органам права возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. Законопроект был призван поменять общий порядок рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по налоговым преступлениям и существенно облегчить реализацию возможностей правоохранительных органов для документирования налоговых преступлений и установлении умысла в их совершении.
В первоначальном виде законопроект принят не был и в последствии был существенно доработан с учетом мнения бизнес-сообщества. Окончательный вариант изменений был представлен в Законе от 22 октября 2014 г. N 308-ФЗ.
Новый порядок
1. Дополнена ст. 144 "Порядок рассмотрения сообщения о преступлении" УПК РФ, согласно которым установлен новый порядок взаимодействия между следователем и налоговыми органами. При поступлении из органа дознания сообщения о налоговых преступлениях, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. По результатам рассмотрения материалов, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения:
- направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
- информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
- информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.
Кроме того, устанавливается, что после получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователь должен принять процессуальное решение. Уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или вышеприведенной информации при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
2. Расширены основания для возбуждения уголовного дела: отменено ограничение о необходимости направления полного пакета соответствующих материалов налоговыми органами. Соответственно, порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях упрощается.
3. Изменения коснулись ст. 28.1 "Прекращение уголовного преследования по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности" УПК РФ. Теперь суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа, прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налогового преступления, если до назначения судебного заседания ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме. Ранее уголовное преследование могло быть прекращено также дознавателем с согласия прокурора.
Под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, в данном случае понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов. Данное положение изменилось лишь по форме. Суть осталась прежней.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что новый порядок возвращает следователям право самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям, без участия налоговой инспекции. Хотя на законодательном уровне и прописан порядок обращения следователя в налоговый орган. И, собственно говоря, "совет" инспекторов в данном случае будет более чем уместен, поскольку ключевым элементом состава налоговых преступлений является именно размер налоговой недоимки. А кто как не налоговики лучше сможет разобраться в данном вопросе? С другой стороны, тут же имеется оговорка, что следователь при определенных обстоятельствах может возбудить уголовное дело и до поступления заключения (информации) от налогового органа. Иными словами, не исключено, что правоохранители в погоне за статистикой к этой части своих обязанностей отнесутся формально.
заключение, хотелось бы пожелать налогоплательщикам более внимательно подходить к оценке налоговых рисков, а главное - к оценке их возможных последствий.