Бухгалтерский учет в теории и на практике: интервью с Ивановым Алексеем Евгеньевичем

2017.10.02

Бухгалтерский учет в теории и на практике, современный портрет студента-бухгалтера и востребованность данной профессии в настоящее время и в перспективе - об этом и не только  поговорим с нашим гостем кандидатом экономических наук, доцентом, заместителем заведующего кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита по научной работе ЮУрГУ, руководителем магистерской программы «Учет, налогообложение, анализ и аудит» Ивановым Алексеем Евгеньевичем.

- Алексей Евгеньевич, расскажите немного о себе, о том, как вы попали в сферу учета цифр и экономических расчетов. Что предопределило ваш выбор стать бухгалтером, а впоследствии и преподавателем бухгалтерских дисциплин?

На самом деле я не «настоящий сварщик» :) Как и у многих людей, связанных с учетом, у меня нет бухгалтерского образования. Когда в конце 90-х я закончил школу, в Кургане, где я тогда жил, очень круто считалось работать в налоговых органах. Следуя этой моде, я поступил в университет на специальность «Менеджмент» со специализацией в налогах и аудите. Слово «аудит» мне тогда ничего не говорило – я хотел стать большим начальником в налоговой инспекции. С детства мне очень нравилась математика за ее строгую логику и объективность, поэтому я хотел работать с цифрами. На самом деле готовили из нас больше управленцев, чем налоговиков, а дисциплины, связанные с управлением, далеко не столь логичны и последовательны как математика – этой ясности мне в менеджерской картине мира не хватало. И тут на третьем курсе у нас начался бухучет, который покорил меня тем, что, благодаря ему, я начал понимать процессы, происходящие в организации. Я понял, что именно учет – это язык бизнеса, который с математической строгостью поставляет информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Я точно не собирался становиться бухгалтером, но так сложилось, что именно в бухучете я лучше всего за годы своего обучения в университете поднаторел. Благодаря этому, в очень юном возрасте я получил кресло заместителя главного бухгалтера одного из челябинских заводов, на котором новый собственник полностью разогнал старую бухгалтерию и набрал новую. Простым бухгалтером я не проработал ни дня. Мои бухгалтеры посмеивались над тем, что я в силу отсутствия опыта не знаю многих нюансов: как правильно оформить первичку, в какую колонку разнести какие цифры и все такое прочее. Но в мои задачи это и не входило: мне, в первую очередь, нужно было отладить прозрачный процесс учета производственных затрат и калькулирования себестоимости, чтобы собственник понял куда деваются деньги, которые он вкладывает в завод. И, кажется, это у нашей команды получилось. После того, как процесс более-менее отладился, мне стало скучно, и я поддался еще одной моде – решил стать кандидатом наук. Мне казалось, что на визитке три заветные буквы к.э.н. будут хорошо смотреться. Совмещать аспирантуру с работой не получалось, и я решил уволиться с завода – тогда думал, что это временное решение. Но наука затянула и обратно я уже не вернулся. Оказалось, что заниматься научной работой, преподавать и консультировать мне нравится гораздо больше, чем ежедневно решать рутинные вопросы. А работа, мне кажется, должна приносить радость – ведь она занимает большую часть жизни.

- Основываясь на вашем личном опыте, анализируя успеваемость и отношение студентов к учебе, скажите трудно ли учиться по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит"?

Непросто. Но тяжело в учении – легко в бою. Здесь нужно быть готовым к тому, что постоянно придется иметь дело с цифрами и быстро усваивать большие объемы информации. На одном хорошо подвешенном языке выехать не получится – нужно терпение и усидчивость. В мою бытность студентом ЮУрГУ считалось, что труднее всего учиться на приборостроительном факультете – пока экономисты с менеджерами весело прогуливали лекции и пили пиво, пээсники торчали в библиотеке и корпели над чертежами. Вот, можно сказать, что студенты-бухгалтеры – это такие пээсникы среди экономистов. Но в обучении бухгалтеров очень велика роль преподавателя. Часто даже опытные преподаватели начинают обучать основам учета с бухгалтерских проводок. Это классическая ошибка, приводящая к тому, что многие выпускники колледжей и вузов, учившиеся на бухгалтера, совершенно не разбираются в бухучете. Они сразу не поняли ничего, потому что вместо теории получили методику. А методика без теории плохо усваивается. Это все равно что врачу объяснять, как скальпель правильно держать, не объяснив анатомию человека. Бухгалтерское самообразование тоже возможно только после определенного уровня понимания: большинство современных учебников по бухучету написаны бухгалтерами для бухгалтеров. Поэтому преподаватель основ бухучета должен быть таким вот переводчиком с бухгалтерского на русский и обратно.

- Какие бы качества вы выделили в человеке, обладая которыми ему прямо показана дорога в сферу бухгалтерского учета и аудита.  И объясните, почему?

Системность мировосприятия. Клиповое мышление здесь не подходит – бухгалтеру нужно видеть состояние предприятия в целом и понимать какие бизнес-процессы стоят за цифрами. Железную логику: в учете каждое действие влечет за собой определенные последствия. Профессиональное суждение бухгалтера без использования логики невозможно. Ну, и внимательность с усидчивостью – традиционные бухгалтерские добродетели.

- Как вы думаете насколько современная молодежь готова учиться вообще, и в частности, на бухгалтера. Профессия бухгалтер – это женская профессия? Какая  роль отводится мужчинам на этом поприще: как правило, мужской склад ума и характера все- таки предопределяет роль руководителя, как вы считаете?

Современная молодежь готова учиться. ЕГЭ ее, конечно, испортил, но это не главное. Проблема в том, что не всегда старшее поколение готово говорить на их языке. Нынешние студенты выросли со смартфоном в руке. Все, что им неизвестно, они «гуглят». Нужно просто подсовывать им верифицируемые источники информации, доступные в таком формате. Я на своих занятиях не пытаюсь переделать студентов. Я говорю: «Ок, нагуглил ты мнение диванного эксперта или нормативку столетней давности, и, основываясь на этом, посчитал налоги. А потом к тебе пришли люди в форме, и ты по статье 199 УК РФ поехал в некурортные места».

Обычно в этом месте студенты начинают гуглить, что же это за статья такая :) А потом я предлагаю альтернативу – бесплатные мобильные приложения «Консультант Плюс», «Гарант» и т.п. Дальше на всех практических занятиях студенты работают уже с ними. Мне кажется, если преподаватель с возрастом не «бронзовеет», а меняется вместе с окружающим миром, то он и обучает более эффективно. Это не только к обучению бухучету относится, но и ко всей системе образования. Что касается гендерной составляющей профессии… Я бы не стал говорить, что бухгалтер – это сугубо женское занятие. Но статистика – вещь суровая. Я как раз недавно читал интересное исследование по этому поводу. Так вот там говорится, что студентов и студенток, изучающих бухгалтерский учет, во всем мире примерно поровну. А вот среди профессионалов учета соотношение уже примерно 60/40 в пользу женщин. При этом на руководящих должностях в бухгалтерских фирмах уже мужчин гораздо больше. Видимо, женщины – лучшие исполнители, а нам делегируют всякие глупости вроде принятия решений :)

- Особенности обучения на вашей кафедре, использование новых походов к образовательному процессу и современных интерактивных практик, поддержания интереса у студентов к учебе? Чем сегодня ЮУрГУ может похвастаться перед потенциальными абитуриентами.

У нас на кафедре, можно сказать, уникальный сплав теории и практики происходит. С одной стороны, мы сильны в науке. На кафедре 6 докторов наук, каждый из которых занимается исследованиями, публикует научные статьи, учебники, участвует в конференциях, готовит новое поколение ученых от бухгалтерии. Когда преподаватель не учебник пересказывает, а имеет свой взгляд на предмет, основанный на собственных исследованиях, это интересно студенту. С другой стороны, мы – одни из немногих представителей академического сообщества, активно участвующих в разработке новых Федеральных стандартов бухгалтерского учета, которые Минфин планирует внедрять уже с 2019 г. То есть мы рассказываем студентам не только о сегодняшнем, но и о завтрашнем бухгалтерском учете из первых уст. Кроме того, кафедра является партнером крупнейшей за пределами МКАД российской аудиторско-консалтинговой группы – «Авуар». В рамках этого партнерства специалисты «Авуара» разбирают со студентами реальные кейсы из аудиторской и консалтинговой работы, студенты проходят в компании производственную практику, а преподаватели кафедры получают «полевой» опыт, участвуя в аудиторских проверках. В планах на этот год создание совместной лаборатории бухгалтерского учета, анализа и аудита, в стенах которой будут проводиться деловые игры с использованием новейших компьютеров и IT-технологий. Уже закуплено оборудование и идет ремонт помещений. В том числе, будем в этой лаборатории учить студентов работе с техническим будущим бухгалтерского учета – облачными технологиями. На примере разработанного в «Авуаре» сервиса «Генштаб» студенты будут получать представление о том, как работает удаленная бухгалтерия на аутсорсинге, когда клиент ставит задачи бухгалтеру через мобильное приложение, а бухгалтер в офисе отрабатывает эти задачи.

Так что мы стараемся быть на острие прогресса, чтобы студенту было интересно учиться и знания он получал не оторванные от реальности.

- В настоящее время для того, чтобы устроиться на работу требуется определенный опыт работы. Как его получить вчерашнему выпускнику и есть ли в ЮУРГУ какие- либо программы трудоустройства и помощь студентам в прохождении практики?

В ЮУрГУ есть подразделения, которые организуют практику студентов, но мы решили пойти своим путем. У нас сейчас есть четыре основные базы практик куда мы распределяем студентов. Возможно, этот список еще скорректируется, но вряд ли в сторону увеличения. Небольшое количество баз практик позволяет качественно организовать процесс их прохождения. Эти предприятия и учреждения заинтересованы в том, чтобы наши студенты «не отбыли свой срок», а научились реально полезным профессиональным навыкам. Почему? Потому что это их будущие работники. Тот же «Авуар» в связи с расширением бизнеса в области бухгалтерского аутсорсинга испытывает сейчас кадровый голод и нынешние четверокурсники, проходившие летнюю практику в компании, уже все «на карандаше». Поэтому у нас сейчас тот редкий случай, когда предложений о работе нашим выпускникам больше, чем самих выпускников.

- Многие считают, что итог карьеры рядового бухгалтера - это стать главным бухгалтером. Как вы считаете, должность главного бухгалтера - это венец карьеры?

Мир вокруг стремительно меняется, профессия бухгалтера – тоже. Главный тренд бухгалтерского учета во всем мире – это перевод его на аутсорсинг, т.е. передача функций штатной бухгалтерии специализированной компании. Современные аутсорсинговые компании организованы совершенно по другим принципам, нежели традиционная бухгалтерия. В них нет главного бухгалтера в привычном смысле этого слова. У аутсорсера много клиентов и, как правило, каждый бухгалтер работает с документацией нескольких организаций. Многие аутсорсеры используют классический проектный подход или его ответвления, пришедшие из мира IT-разработчиков: эджайл, скрам и т.д.

Такая организация работы, в принципе, не предполагает наличия главного бухгалтера. И, да, «бухгалтер» – не диагноз. Знание бухучета – это отличный фундамент для построения дальнейшей карьеры в области экономики и финансов. Любой топ-менеджер использует бухгалтерскую информацию для принятия решений, поэтому если в какой-то момент в бухгалтерии начинает давить «стеклянный потолок», всегда можно уйти в смежные отрасли.

- Как вы оцениваете перспективы профессии бухгалтера в связи с активной автоматизацией, роботизацией и интеллектуализацией различных бизнес-процессов посредством внедрения систем искусственного интеллекта?

На мой взгляд, это чересчур распиаренная тема. Причем именно в России. И связано это с тем, что у нас часто происходит подмена понятий. Если речь идет о тетеньках, которые первичку в 1С вбивают или ведут учет однотипных операций по участку бухгалтерии, то их действительно много, и их действительно заменят технологии, но это не бухгалтеры. На Западе таких работников называют "Bookkeeper", по-нашему "Счетовод". Так вот время счетоводов действительно ушло. Учить счетоводов - не задача даже для колледжей, потому что это в перспективе такая же востребованная профессия как, например, кучер или коммивояжер. Роботы уже выполняют многие рутинные операции бэк-офиса. Например, в соседнем Екатеринбурге есть передовая в этом плане компания «Кнопка», которая второй год активно использует роботов именно в бухгалтерской работе. Но специалистов, которые разбираются в тонкостях учета и способных "заточить" бухгалтерию под нужды конкретной фирмы, которые способны превратить бухучет в систему поддержки принятия управленческих решений, а бухотчетность - в правильно прорисованный портрет компании для внешних пользователей, в стране гораздо меньше. Спрос на них велик, а услуги недешевы. В том же забугорье таких специалистов величают "Accountant" или "Счетовед". Уверен, без счетоведов еще долго нельзя будет обойтись!

Спасибо за интересное интервью!