Тематические круглые столы на различные актуальные темы, касающиеся бухгалтерского учета и налогообложения

«Профессиональный эксперт-клуб» Тематические круглые столы на различные актуальные темы, касающиеся бухгалтерского учета и налогообложения. 1. Резервы по сомнительным долгам. Обязанность. Право. Критерии. Что нужно предпринять, чтобы обойти их создание. Документальное подтверждение. 2. Распределение общехозяйственных расходов, общепроизводственных расходов по вспомогательному производству и обслуживающему хозяйству для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета. В статье кратко расскажем о прошедшем мероприятии.

 


Компания «ФИН-АУДИТ» проводит тематические круглые столы в рамках «Профессионального эксперт-клуба». Круглый стол - это мероприятия с доступной и практичной информационной площадкой для обмена мнениями, выявления проблем и поиска совместных решений по различным актуальным темам бухгалтерского учета и налогообложения.

Наша компания в огромной степени заинтересована в налаживании конструктивного диалога с нашими клиентами и одной из форм сотрудничества мы видим в организации данных мероприятий, целью которых помимо обсуждения сложных бухгалтерских и налоговых вопросов, являются и обмен опытом, выработки профессионального суждения, а также знакомства с коллегами.


В этот раз за круглым столом обсудили проблематику по следующим вопросам:

- Резервы по сомнительным долгам. Обязанность. Право. Критерии. Что нужно предпринять, чтобы обойти их создание. Документальное подтверждение.

- Распределение общехозяйственных расходов, общепроизводственных расходов по вспомогательному производству и обслуживающему хозяйству для целей бухгалтерского учета и для целей налогового учета.

На круглый стол были приглашены представители бухгалтерских служб известных компаний Челябинска и Челябинской области. 

 

Вначале обсуждения Татьяна Васильевна поприветствовала всех и представила участников круглого стола друг другу, после перешла к обсуждению заявленных тем круглого стола.

Резервы по сомнительным долгам

Резервы по сомнительным долгам должны создаваться в бухгалтерском учете всеми организациями независимо от их организационно-правовой формы. Исключения — это кредитные организации и государственные учреждения. Обязанность по созданию резерва закреплена в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина от 29 июля 1998 г. N 34н).

Резерв создается, только в том случае если у организации есть сомнительная дебиторская задолженность, а сомнительной считается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Норма пункта 70 указанного Положения с учетом пункта 7 ПБУ 1/98 устанавливает возможность образовывать резервы только в тех случаях, когда по оценке организации реально существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Иначе, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 месяцев после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями (или иными предусмотренными законодательством способами), то она может не создавать резерв по данному долгу, т.е. не рассматривать его как сомнительный долг.


Таким образом, для того чтобы обосновано не создавать резервы в бухгалтерском учете и не боятся, претензий от аудиторов нужно иметь подтверждающие документы, из которого бы четко бы следовало, что долг не является сомнительным.

Посмотрите подробнее рекомендации Минфина, в котором он сказал следующее: «если в отношении просроченной дебиторской задолженности на отчетную дату имеется уверенность в погашении, то резерв по данному долгу не создается» (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).


Величина резерва сомнительных долгов является оценочным значением, соответственно при создании данного резерва нужно учитывать и положения ПБУ 21/2008 "Изменения оценочных значений".

Любая дебиторская задолженность, независимо от ее характера, например, выданные авансы, задатки, беспроцентные займы, задолженности по хозяйственным штрафам и процентам, в погашении которых организация сомневается, может быть признана сомнительной. Поэтому при создании резерва анализируется любая дебиторская задолженность, отраженная по дебету счетов 60, 62, 76.

К сомнительной задолженности можно отнести и задолженность, срок погашения которой еще не наступил, но есть основания полагать, что она не будет погашена в срок.

Среди документов, которые бухгалтера обычно подготавливают для создания резерва были выделены следующие: 

- договора с указанием сроков расчетов;

- первичные документы: накладные и акты;

- акт инвентаризации дебиторской задолженности;

- переписка с должником.

- бухгалтерская справка расчет для резерва.

 


При этом было обращено внимание на то, что в бухгалтерском учете нет четкого перечня документов необходимых для создания резерва. А что касается акта инвентаризации «дебиторки» и самой инвентаризации, то для целей бухгалтерского учета ни акт, ни инвентаризация не являются обязательными – абзац, указывающий на создание резерва на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности, утратил силу, - приказ Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н.


 

Интересный вопрос был поднят одним из участников «Как должен создаться резерв по тем договорам, по которым идут постоянные поставки?».

Татьяна Васильевна по этому поводу пояснила следующее – «Задолженность одного лица по нескольким счетам-фактурам должна рассматриваться как один долг, если такая задолженность исходя из условий договора имеет общий срок погашения.

Так если по условиям договора предусмотрена, например, ежедневная отгрузка товаров по отдельным счетам-фактурам, а их оплата предусмотрена одним суммарным платежом, то резерв может создаваться после истечения срока этого суммарного платежа на всю его величину.

А, если условиями договора предусмотрена оплата каждой отгрузки товара (счета-фактуры), то резерв создается по каждому не оплаченному в срок счету-фактуре».

 

Пункт 70 Положения по ведению бухгалтерского учета не устанавливает четких правил формирования резерва. Поэтому, организация имеет право в значительной части аспектов создания резерва определить данный порядок самостоятельно и отразить его в своей учетной политике.

Также участники обсудили вопросы ответственности за не создание резерва по сомнительным долгам.

Организация может быть привлечена к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации по ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании ст. 15.11 КоАП РФ установлена ответственность для должностных лиц организации в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, под которым понимаются:

- искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10%;

- искажение любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

Это означает, что уклонение от применения обязательных норм по созданию резерва по сомнительным долгам может привести к грубому нарушению правил ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, в случае неприменения положения п. 70 Положения должностные лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 15.11 КоАП РФ.

 


В рамках круглого стола по теме «Резервы по сомнительным долгам» было обсуждено много актуальных и спорных вопросов. Особенно интересно было послушать мнение руководителя аудиторской практики ГК «Фин-Аудит» Ольги Петровны, из которого участники узнали, не только как на практике создается данный резерв, но и то как обосновать перед аудиторами не создание резерва по сомнительным долгам. Эта информация действительно была интересна участникам круглого стола. 


Распределение общехозяйственных расходов, общепроизводственных расходов, вспомогательные производства.

 

Во втором часе круглого стола была затронута не менее интересная тема – это порядок распределения общехозяйственных расходов, общепроизводственных расходов, и организация учета вспомогательных производств.

Каждый из участников рассказал о своих особенностях производственного и технологического процесса. Интересно, что некоторые компании используют принципы организации производственного процесса по правилам бухгалтерского учета в рамках холдинговой структуры бизнеса (использование аналогов 25 и 26 счета их распределение на выпуск продукции (работ, услуг)).

 

В идеале учетная политика должна проговаривать все вопросы связанные с порядком формирования себестоимости, начиная от перечня прямых и косвенных расходов, оценкой остатков незавершенного производства и полуфабрикатов и заканчивая формированием себестоимости выпускаемой продукции. Все это может быть описано как в самой учетной политике, так и отдельными документами, являющимися неотъемлемыми приложениями к учетной политике. 

Что касается налоговой учетной политики то это тот регламент в котором должны быть прописаны выбранные вами варианты ведения налогового учета, предлагаемые налоговым кодексом, а также ваши особенности деятельности, которые влияют на порядок исчисления налога на прибыль. Для производственных предприятий это конечно же все вопросы связанные с порядком оценки НЗП, полуфабрикатов, готовой продукции. Во всяком случае если проверяющие заинтересуются вашим производством, то в первую очередь они будут искать ответы на свои вопросы именно в этом документе.

В бухгалтерском учете для определения себестоимости продукции (работ, услуг) организации, используют ПБУ 10/99 «Расходы организации», а в целях исчисления прибыли используют 25 главу НК РФ.

Нужно отметить, что ПБУ 10/99 – это бухгалтерский стандарт, устанавливающий общие правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций. А себестоимость продукции (работ, услуг) в значительной степени зависит именно от отраслевых особенностей – от состава и размеров учтенных затрат на производство, особенностей технологического процесса, структуры производства и прочих факторов, оказывающих влияние на размер и перечень расходов.

Нужно отметить, что на сегодняшний день «новые» отраслевые рекомендации по вопросам организации учета затрат приняты лишь немногими министерствами и ведомствами.

В соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации в зависимости от характера расходов, условий осуществления и направлений деятельности организации делятся на:

-   расходы по обычным видам деятельности;

-   прочие расходы.

С точки зрения формирования себестоимости продукции, интерес, конечно же, представляют именно расходы по обычным видам деятельности, так как именно они участвуют в процессе формирования таковой.

Все виды расходов могут классифицироваться по различным признакам:

- по составу,

- по экономическому содержанию,

- по местам возникновения,

и так далее.

Основным из перечисленных признаков, осуществленных организацией затрат, является экономическое содержание. В связи с чем, пункт 8 ПБУ 10/99 требует при формировании расходов по обычным видам деятельности обеспечить их группировку по следующим элементам:

-   материальные затраты;

-   затраты на оплату труда;

-   отчисления на социальные нужды;

-   амортизация;

-   прочие затраты.

 


В зависимости от объекта калькулирования можно выделить варианты ведения производственного учета:
позаказный,
попередельный,
попроцессный методы,
а также расчет себестоимости отдельных функций (Activity based costing, ABC2).

На выбор того или иного объекта калькуляции себестоимости влияет специфика бизнеса (поточное производство, мелкосерийное, учет по отдельным заказам). Позаказный метод применятся при изготовлении, например, уникального оборудования, при выполнении отдельных заказов. Попередельный метод более характерен для предприятий с серийным и поточным производством, когда изделие проходит несколько этапов обработки. При этом объектом калькулирования становится продукт каждого передела (стадии производства). Попроцессный метод свойственен объектам добывающей промышленности, но применяется также в отраслях с несложным технологическим циклом (например, в производстве асфальта).

При методе АВС учет затрат организован по отдельным функциям, операциям, выполняемым подразделениями компании. Например, руководство предприятия-автодилера намерено контролировать себестоимость по функциям – продажа автомобилей в коммерческом отделе или их техническое обслуживание в сервис-центре. Это может быть необходимо при принятии решения об аутсорсинге отдельных бизнес-функций. Кроме того, ABC позволяет точнее распределить косвенные расходы при расчете полной себестоимости.

Довольно часто методы расчета себестоимости применяются в сочетании. Например, возможен вариант позаказного метода калькулирования с неполным учетом затрат или попередельное калькулирование с использованием норм расхода сырья и материалов либо с учетом их фактического потребления.


Что касается налогового учета, то в налоговом учете как таковое понятие себестоимости отсутствует. Вместо этого применяется понятие «расходы на производство». Правда, суть дела это не меняет: и в бухгалтерском, и в налоговом учете следует определять расходы на производство продукции (работ, услуг) в соответствии с требованиями бухгалтерского или налогового законодательства.

Есть еще одна особенность: себестоимость продукции (работ, услуг) в бухгалтерском учете рассчитывается по каждому виду затрат и виду продукции, работ, услуг в отдельности. В налоговом учете допускается котловой метод учета расходов.

 

Если обратиться за помощью к справочно-информационным системам, то можно увидеть, что практически для каждой отрасли были разработаны индивидуальные методические рекомендации. Они применяются для целей составления сводной отраслевой отчетности, а также для целей управленческого и бухгалтерского учета, например:

- Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства (утверждена постановлением Госкомитета по архитектурной, строительной и жилищной политике от 23.02.1999 г. № 9);

- Отраслевая инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих предприятиях (утверждена приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 17.11.1998 г. № 371);

- Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью (утверждены приказом Госкомитета РФ по физической культуре и туризму от 04.12.1998 г. № 402);

- Типовые методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости научно-технической продукции (утверждены Миннауки РФ 15.06.1994 г. № ОР-22-2-46);

- рекомендации, инструкции, указания по другим отраслям (лесная промышленность, издательская деятельность и т.д.).

Вышеперечисленные типовые методические рекомендации, разработанные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 г. № 552 (далее – Постановление № 552), имели целью обеспечить единообразие принципов планирования, учета и калькулирования себестоимости по отраслевым предприятиям в соответствии с требованиями этого постановления. Они были обязательны для применения всеми предприятиями, осуществляющими свою деятельность в той или иной отрасли независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.

После отмены Постановления № 552, начиная с 2002 года, в Министерство финансов от предприятий поступали многочисленные обращения по вопросам организации учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и порядку исчисления себестоимости производимой продукции, выполняемых работ (услуг).

И Минфин в письме от 29.04.2002 г. № 16-00-13/03 «О применении нормативных документов, регулирующих вопросы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)» ответил следующее до завершения работы по разработке и утверждению министерствами и ведомствами соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), как и ранее, организациям надлежит руководствоваться действующими отраслевыми инструкциями (указаниями). Это указание касается требований, принципов и правил признания показателей в бухгалтерском учете.

Другими словами, законодатель говорит, что при исчислении себестоимости в бухучете предприятия могут пользоваться старыми отраслевыми инструкциями и сегодня.

  


Круглый стол прошел в уютной атмосфере нового офиса ГК «ФИН-АУДИТ». Как отметили участники, 2 часа обсуждений стали действительно полезными и прошли в приятной доброжелательно обстановке.