НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ - ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ

Достоверность данных бухгалтерского учета может вызывать сомнение, если хозяйствующий субъект либо не проводит инвентаризацию имущества и обязательств, либо подходит к ней формально. А ведь инвентаризации — это не только обязательная процедура перед составлением отечности, не только возможность привести в соответствие учетные данные с фактическим, но и эффективный управленческий инструмент, предназначенный для сохранности имущества. Так что же такое инвентаризация, какими документами регламентируется, какой порядок ее проведения – об о всем об этом, а также об ответственности за не проведение инвентаризации читайте в нашей статье.

Что такое инвентаризация


Инвентаризация - это проверка фактического наличия имущества организации, а также ее обязательств. 
Основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности, а также выявление неучтенных объектов;
- определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
- сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);
- проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния; 
- проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.
- проверка полноты отражения в учете обязательств.
 


Для обеспечения достоверности данных бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проведение инвентаризации является обязательным (кроме имущества, инвентаризация которого производилась не ранее 1 октября отчетного года) (п. п. 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, ч. 3 ст. 11, ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ). Поря-док проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.


 

Когда проводиться инвентаризация


Организация обязана провести инвентаризацию в каждом из следующих случаев (п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 27 Положения по бухучету N 34н):
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась, начиная с 1 октября отчетного года. При этом инвентаризацию ОС можно проводить раз в три года (п. 38 ПБУ 4/99);
- при смене материально ответственных лиц. В этом случае проводится инвентаризация только того имущества, которое было вверено материально ответственному лицу;
- при выявлении фактов хищения или порчи имущества. Инвентаризация проводится, когда необходимо установить, какое именно имущество и в каком количестве похищено (испорчено). В данном случае инвентаризация может быть выборочной, например при хищении со склада можно провести инвентаризацию только товаров, находящихся на складе. При этом если наименование и количество похищенного (испорченного) имущества достоверно установлено (например, у организации угнали автомобиль), инвентаризацию проводить не нужно;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;
- при ликвидации или реорганизации организации. 
Порядок и сроки проведения инвентаризации в других случаях устанавливаются руководителем организации. Он определяет, сколько раз в отчетном году и когда должна проводиться инвентаризация, утверждает перечень инвентаризуемых имущества и обязательств, а также решает вопрос о проведении выборочной проверки. Установленный руководителем порядок проведения инвентаризации может быть закреплен в учетной политике организации или в отдельном внутреннем акте организации.

 


Действующее законодательство не запрещает проводить инвентаризацию в любой удобный для организации день. Однако наиболее целесообразно назначать инвентаризацию на 1 число месяца, поскольку именно на эту дату по общеустановленному порядку выводится сальдо по всем синтетическим и аналитическим счетам бухгалтерского учета - формируются данные для составления сличительных ведомостей и выявления результатов инвентаризации. Если будет выбрано не 1 число месяца, а, например, 3 декабря, то возникает необходимость расчета на эту дату промежуточных итогов оборотов и сальдо по счетам, на которых учитываются инвентаризуемые в конкретном случае имущество или финансовые обязательства.


 

Порядок проведения инвентаризации


Правила и порядок проведения инвентаризации установлен специальным документом - Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. 
Результаты инвентаризации должны отражаться в учете согласно Методическим указаниям по учету тех или иных активов и обязательств, а также исходя из отдельных норм Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности. До утверждения новых федеральных и отраслевых стандартов бухгалтеру следует руководствоваться приведенными документами.

 


Обратите внимание, выявленные в ходе инвентаризации расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием активов и обязательств не квалифицируются как ошибки. В соответствии с ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" не являются ошибками пропуски при отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности. Таким образом на результаты инвентаризации (выявленные недостачи или излишки) данное ПБУ не распространяется.


 

Выявленные несоответствия фактических данных с учетными должны быть отражены на счетах бухгалтерского учета не позднее 31 декабря отчетного года. Другими словами, результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год. 

Инвентаризационная комиссия


Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. Требование о создании такой комиссии предусмотрено п. 2.2 Методических указаний.
Председателем комиссии может являться руководитель организации или его заместитель, в составе членов комиссии должен быть главный бухгалтер. По общему правилу в составе инвентаризационной комиссии должно быть не менее 3 человек. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации может служить основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. 
Поэтому в случае невозможности участия хотя бы одного из заранее утвержденных членов комиссии следует произвести замену, оформив это приказом руководителя.
Персональный состав инвентаризационной комиссии утверждается руководителем в организационно-распорядительном документе организации - приказе или распоряжении.

Документальное оформление 


Уже несколько лет формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не обязательны к применению. Тем не менее многие продолжают использовать унифицированные бланки. На практике это не всегда удобно, так как информации в обязательных бланках достаточно много, и она не всегда необходима.
Поэтому за основу можно взять документооборот по инвентаризации, описанный в Методических указаниях, а сами документы либо упростить, либо на их основе разработать другие. Главное, чтобы общий перечень документов был схожим, так как он уже опробованы годами и излишняя "рационализация" может привести к тому, что часть данных будет потеряна либо не зафиксирована должным образом, из-за чего могут возникнуть пропуски в годовой инвентаризации

Перед инвентаризацией, целесообразно, составить организационно-распорядительный документ о проведении инвентаризации, в котором будут указаны состав ревизионной комиссии, проверяемое имущество и обязательства, а также дата начала и окончания инвентаризации (это может быть приказ руководителя о проведении инвентаризации).

Сведения о наличии имущества и обязательств, установленные в ходе проверки, заносятся в инвентаризационные описи или акты. 
При инвентаризации могут быть выявлены расхождения, которые должны в последствии быть скорректированы в учете. Расхождения целесообразно фиксировать в отдельных документах, например, в сличительных ведомостях.
Причем для имущества, по которому наиболее вероятны отклонения (МПЗ, НЗП, ГП), можно ввести отдельные сличительные ведомости, а для отражения отклонений в расчетах - единую сличительную ведомость.
Руководителю на рассмотрение результатов проведенной инвентаризации необходимо представить единый документ - ведомость учета результатов. Для этого лучше взять форму ИНВ-26. 
В ней содержится итоговая информация о выявленных   инвентаризацией недостач или излишек, порчи имущества, количество активов, зачтенных по пересортице, списанных в пределах норм естественной убыли, отнесенных на виновных лиц, списанных сверх норм естественной убыли. Все сведения указываются в стоимостном выражении, а также приводятся номера счетов. 
Внесения изменения в бухгалтерский учет возможно только на основании приказа руководителя по результатам инвентаризации. Данный документ является итоговым распорядительным документом по проведенной инвентаризации и основанием для того, чтобы бухгалтерская служба отразила в учете исправительные проводки.

 


Форму данного документа организация утверждает и разрабатывает самостоятельно, а учитывая то, что решение принимается на основе ведомости учета результатов инвентаризации, не будет ошибкой повторить информацию содержащейся в ведомости.


 

Инвентаризируем активы и обязательства
Основным имуществом для инвентаризации является запасы – это и товары, и материалы, и готовая продукция. Для крупных компаний также характеры наличие внеоборотных активов, которые также подлежат инвентаризации. Есть еще один специфический актив, который характерен для производственных предприятий - это незавершенное производство (НЗП). 
Помимо активов инвентаризации подлежат обязательства хозяйствующего субъекта. Рассмотрим подробнее проведение инвентаризации по группам активов и обязательств.

Внеоборотные активы
По объектам ОС в ходе ревизии проверяется не только их наличие, но и их фактическое состояние. Кроме этого необходимо проверить возможность продолжения работы ОС в течение оставшегося срока использования. Ведь может оказаться так, что объект износился более запланированного, что может являться основанием для уменьшения оставшегося периода службы ОС.

Для оформления данных инвентаризации основных средств (зданий, сооружений, передаточных устройств машин и оборудования, транспортных средств, инструмента, вычислительной техники, производственного и хозяйственного инвентаря и т.п.)  может применится Инвентаризационная опись основных средств (форма N ИНВ-1).

Она составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами комиссии отдельно по каждому месту хранения ценностей и лицом, ответственным за сохранность основных средств. Один экземпляр передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а второй остается у материально ответственного(ых) лица (лиц). До начала инвентаризации от каждого лица или группы лиц, отвечающих за сохранность ценностей, берется расписка. Расписка включена в заголовочную часть формы.
Также могут оформляться следующие документы - инвентаризационная опись нематериальных активов (форма N ИНВ-1а), акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (форма N ИНВ-10).
Для отражения результатов инвентаризации основных средств, нематериальных активов могут применяться сличительные ведомости (формы N N ИНВ-18, ИНВ-19). В них отражаются результаты инвентаризации - расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей и актов.

 


На ценности, не принадлежащие, но числящиеся в бухгалтерском учете составляются отдельные сличительные ведомости.


 

Товарно-материальные ценности
В соответствии с п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию запасов, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей включает в себя производственные запасы, готовую продукцию, товары, прочие запасы.
Так же, как и другие виды активов, комиссии нужно пересчитать ТМЦ по местам хранения и материально-ответственным лицам. 
В связи с тем, что на складах может находиться значительный объем материальных ценностей, комиссия может не успеть проверить ее фактическое наличие за один день. Для таких случаев предусмотрены инвентаризационные ярлыки, отделяющие проверенное имущество от непроверенного. 

 


Инвентаризационный ярлык (форма N ИНВ-2) - применяется в тех случаях, когда по условиям организации деятельности инвентаризационная комиссия не имеет возможности в течение одного дня произвести подсчет материальных ценностей и записать их в инвентаризационную опись.


 

После того, как все остатки на складе и в цехах определены и данные о наличии готовой продукции внесены в ярлыки, комиссия обобщит их данные в инвентаризационной описи (форма N ИНВ-3). В ней также можно указать испорченную готовую продукцию.

После того, как все остатки на складе и в цехах определены и данные о наличии готовой продукции внесены в ярлыки, комиссия обобщит их данные в инвентаризационной описи (форма N ИНВ-3). В ней также можно указать испорченную готовую продукцию. 
Далее определяются расхождения с учетными данными и отражаются в сличительной ведомости, на основе которой принимается решение руководителем об отражении в учете результатов инвентаризации.
Также для инвентаризации ТМЦ могут использоваться следующие бланки: 
-Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, отгруженных (форма N ИНВ-4) применяется при оформлении инвентаризации стоимости отгруженных товарно-материальных ценностей.
-Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма N ИНВ-5), применяется при инвентаризации товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение. 
-Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (форма N ИНВ-6), применяется для выявления количества и стоимости товарно-материальных ценностей, которые в момент инвентаризации находятся в пути.

"Незавершенка"
 На практике такой актив как НЗП порой очень сложно проверить и оценить. В состав НЗП могут входить не только подвергшиеся частичной обработке активы, но и различные виды затрат, относящиеся к "незавершенке".

 


Один из документов по вопросам оценки НЗП, который можно по рекомендовать – это методические указания по инвентаризации и Положении по калькулированию (утв. Госпланом СССР, Госкомцен СССР, Минфином СССР, ЦСУ СССР 20.07.1970).


 

На отдельных производствах НЗП может представлять неоднородную массу или смесь сырья. п. 101 Положений по калькулированию рекомендует определять количество в НЗП основного вещества (ведущего элемента), а на его основе устанавливать количество всех видов сырья и материалов, входящих в состав НЗП. Для этого возможно потребуются различные технические расчеты в порядке, предусмотренном отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (п. 3.31 Методических указаний). 
При оценке НЗП по нормативной стоимости определяется количество и готовность находящихся в "незавершенке" МПЗ, а затем на основании технологических карт просчитывается доля приходящихся на них нормативных (плановых) расходов. 
Оценивая НЗП по прямым статьям затрат, бухгалтер должен распределить все осуществленные в отчетном периоде расходы между "незавершенкой" и готовой продукцией. Это можно сделать также исходя из соотношения стоимости МПЗ, относящихся к НЗП и ГП.

 


Как можно проверить правильность определения стоимости сырья и материалов, входящих в "незавершенку"? Для этого следует установить стоимость сырья и материалов, выданных в производство, и стоимость готовой продукции, а разница как раз и даст объем НЗП. Конечно, это слишком упрощенный рас-чет, он не учитывает производственный брак и возвратные отходы. Предложенный способ оценки НЗП является контрольным, он не освобождает от полноценной инвентаризации НЗП. 


 

Денежные средства и драгоценные металлы
Инвентаризация наличных денежных средств, разных ценностей и документов проводится комиссией, назначаемой приказом руководителя организации. Назначенная комиссия проверяет достоверность данных бухгалтерского учета и фактического наличия денежных средств, разных ценностей и документов, находящихся в кассе, путем полного пересчета.
Результаты инвентаризации оформляются Акт инвентаризации наличных денежных  средств
(ИНВ-15) в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии и лицами, ответственными за сохранность ценностей, и доводятся до сведения руководителя организации. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию организации, второй остается у материально ответственного лица.
Во время инвентаризации операции по приему и выдаче денежных средств, разных ценностей и документов не производятся.
Не допускается проведение инвентаризации при неполном составе инвентаризационной комиссии. Никаких подчисток и помарок в описях не допускается. Исправления оговариваются и подписываются членами комиссии и материально ответственным лицом.

Инвентаризация расчетов и обязательств
Проверке должны быть подвергнуты следующие бухгалтерские счета:
- 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
- 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
- 63 "Резервы по сомнительным долгам";
- 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам";
- 68 "Расчеты по налогам и сборам";
- 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";
- 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";
- 71 "Расчеты с подотчетными лицами";
- 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям";
- 75 "Расчеты с учредителями";
- 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами";
- 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

Инвентаризация расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами подразумевает проверку обоснованности числящихся на балансе сумм дебиторской и кредиторской задолженностей. Достоверно оценить правильность отражения сумм задолженности помогает сверка расчетов с названными лицами.
Помимо проверки правильности отражения сумм дебиторской (кредиторской) задолженности на счетах бухгалтерского учета выявляются просроченная задолженность (оценивается возможность создания в отношении нее резерва по сомнительным долгам), задолженность, по которой истек срок исковой давности.
Акт сверки позволяет не только выявить ошибки в ведении бухучета, но и избежать разногласий с контрагентами. Если дебитор организации подписывает документ, то он соглашается с состоянием расчетов и выражает готовность оплатить долг. 
Акт сверки с некоторыми другими оправдательными документами служит основанием для списания безнадежных долгов после окончания срока их исковой давности. 
Акт сверки необходим при обращении организации в суд с целью взыскания с контрагента долга за поставленные товары или оказанные услуги.

 


Акт сверки взаиморасчетов - это документ, который составляется с целью проверки и подтверждения взаимных расчетов между сторонами за какой-то период времени - месяц, квартал, год. Другими словами, это проверка отгрузок, оплат по конкретному контрагенту и выявление конечной суммы задолженности одной стороны перед второй на определенную дату.


 

Форму акта сверки взаиморасчетов организации разрабатывают самостоятельно. В законодательстве не предусмотрено унифицированной формы данного документа (Письмо Минфина России от 18.02.2005 N 07-05-04/2).

Что касается оформления результатов инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами, и кредиторами, то для этого можно  воспользоваться унифицированной формой акта N ИНВ-17 (утв. Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88). 
В ней приведены акт и справка (приложение к акту).
Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. 
Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается в комиссии.

Инвентаризация резервов по сомнительным долгам
Отдельно остановимся на инвентаризации счета 63 "Резервы по сомнительным долгам". Сразу обратим внимание на важный момент: создавать резервы по сомнительным долгам организация обязана по всей "дебеторке", в том числе по задолженности поставщиков и подрядчиков по выданным им авансам, задолженности работников и третьих лиц по предоставленным им займам.
Резерв создается в случае признания задолженности сомнительной. Критерии, при наступлении которых задолженность считается сомнительной, устанавливаются предприятием самостоятельно и отражаются в учетной политике. 
В ходе инвентаризации резервов по сомнительным долгам инвентаризационной комиссией анализируется каждая сумма, отраженная на счете 63 на предмет соответствия ее утвержденным критериям и на ее соразмерность.
Отметим, что суммы резерва по сомнительным долгам на конец отчетного года по результатам инвентаризации учитываются способом, принятым в организации:
- либо с присоединением неизрасходованных сумм резерва (созданного годом раньше) к финансовым результатам и одновременным созданием нового резерва;
- либо с пересмотром величины резерва, то есть с проверкой обоснованности сумм, которые числятся на счете 63, а при необходимости - с осуществлением соответствующих корректировок.

Инвентаризация расчетов по налогам, сборам, социальному страхованию
Инвентаризацию названных расчетов также можно проводить на основании справок, выданных налоговым органом и внебюджетными фондами. В настоящее время форма справки по состоянию расчетов с налоговой службой утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2014 N ММВ-7-6/245@. В запросе на предоставление справки необходимо указать дату, на которую организация хочет видеть состояние расчетов.   
Поскольку для целей составления бухгалтерской отчетности эта дата должна быть максимальна близка к отчетной, организация может сделать запрос о формировании справки о состоянии расчетов на 31 декабря. Аналогичным образом можно сверить расчеты с внебюджетными фондами. 
В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 29 Закона о страховых взносах органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны выдавать плательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по страховым взносам, пеням и штрафам. 
Если выявлены расхождения между данными, отраженными в учете организации, и информацией, полученной из налоговой или внебюджетных фондов, в учете делаются корректировочные записи. Основание - акт инвентаризации. 

Подотчетные лица


Инвентаризацию расчетов с подотчетными лицами целесообразно проводить на регулярной основе. Это связано с наличием норм трудового законодательства, ограничивающих права работодателей на удержание сумм задолженности работников из заработной платы.


 

Инвентаризация расчетов с подотчетными лицами заключается в сверке числящейся за работниками (за организацией) задолженности на предмет ее правильности отражения на счете 71. На крупном предприятии инвентаризация начинается, как правило, с проверки, не числится ли задолженность за уволенными сотрудниками (за организацией перед данными сотрудниками). Выявляются работники, вовремя не отчитавшиеся по выданным авансам, а также те, кому выдача денег под отчет не регламентирована руководством. По каждому из обнаруженных несоответствий принимаются надлежащие меры. Кроме того, п. 3.47 Указаний установлено, что при инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования и суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение).
Если за сотрудником числится задолженность, то она может быть с него взыскана, но с учетом требований трудового законодательства. Например, согласно ст. 137 ТК РФ работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника суммы своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой, а также в других случаях, не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, при условии, что работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Инвентаризация расчетов по кредитам и займам
Инвентаризация расчетов по кредитам и займам заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета 66 и 67. 
Инвентаризационной комиссией сличаются данные, отраженные на счетах учета с платежными документами. Более подробную информацию о сумме задолженности и сумме начисленных и уплаченных процентов можно получить, сравнив бухгалтерские регистры с документами, выданными   банком (выпиской   об   уплате   кредита, справкой об уплаченных процентах, графиком погашения задолженности и т.д.).
Обратим внимание бухгалтеров на то, что для составления бухгалтерской отчетности имеют значение срок, оставшийся до окончания действия кредитного договора, а также порядок уплаты процентов по долгосрочным кредитам и займам. Дело в том, что в бухгалтерском балансе обязательства делятся на долгосрочные и краткосрочные - в зависимости от срока погашения. Обязательства представляются как краткосрочные, если срок погашения по ним - не более 12 месяцев после отчетной даты. Все остальные обязательства являются долгосрочными.

Отражаем результаты инвентаризации
Результаты годовой инвентаризации должны быть отражены в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Излишки
Рыночная стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации, включается в состав доходов по состоянию на дату, на которую проводилась инвентаризация.
Рыночная стоимость имущества подтверждается одним из следующих документов:
- или справкой, составленной самой организацией на основе доступной информации о ценах на такое же имущество (например, из СМИ);
- или отчетом независимого оценщика.
Проводка будет такая:
Дт 01 (10, 41, 43, 50) Кт 91- Отражены излишки, выявленные при инвентаризации
В налоговом учете, как при общей системе налогообложения, так и при УСН рыночная стоимость имущества полной сумме отражается в доходах налогоплательщика (п. п. 8, 20 ст. 250, п. 1 ст. 346.15 НК РФ).

 


В случае дальнейшего использования имущество существуют особенности его учета в расходах.
В бухгалтерском учете в расходах отражается рыночная стоимость - если это МПЗ, - если ОС, то амортизация происходит в обычном порядке.
При уплате налога на прибыль в расходах отражается рыночная стоимость - если это МПЗ,  - если ОС, то амортизация происходит в обычном порядке, но амортизационная премия не применяется (в случае если она применяется налогоплательщиком)
«Упрощенцы» излишки ОС в расходах не учитывают, а излишки МПЗ могут списать в расходы только если в они будут реализованы (с учетом особенностей гл. 26.2 НК РФ).


 

Недостачи
В бухгалтерском учете недостачи, не покрытые зачетом при пересортице, отражаются на дату, по состоянию на которую проводилась инвентаризация (п. 4 ст. 11 Закона о бухучете).
Стоимость недостающих МПЗ относятся на затраты, связанные с производством или продажей, в пределах норм естественной убыли (пп. "б" п. 28 Положения по бухучету N 34н) следующими проводками:

Дт 94 Кт 10 (41, 43) - Списана стоимость утраченного имущества
Дт 20 (25, 26, 44) Кт 94 - Списана недостача в пределах норм естественной убыли

Стоимость недостач МПЗ сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег (пп. "б" п. 28 Положения по бухучету N 34н):
- если лицо, виновное в возникновении недостачи, установлено, - взыскивается с этого лица;
- если лицо, виновное в возникновении недостачи, не установлено, - списывается в прочие расходы.
В этом случае проводки будут следующие:

Дт 94 Кт 01 (10, 41, 43, 50) - Списана стоимость утраченного имущества
Дт 73 (76) Кт 94 - Стоимость недостач отнесена на виновных лиц
Дт 50 (51, 70) Кт 73 (76) - Стоимость недостач взыскана с виновного лица
Дт 91 Кт 94 - Сверхнормативная недостача списана в расходы

Для целей налога на прибыль стоимость недостающих МПЗ учитывается в материальных расходах в периоде выявления недостачи в пределах утвержденных норм естественной убыли (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ, Письмо Минфина от 06.07.2015 N 03-03-06/1/38849).
Сверх норм естественной убыли и недостач МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостач ОС, инструментов, денег и денежных документов стоимость недостающих ценностей обязан возместить виновное лицо. При этом отражается это в налоговом учете следующим образом. 
Стоимость недостач учитывается в расходах на одну из следующих дат (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ, Письмо Минфина от 27.08.2014 N 03-03-06/1/42717 (п. 1)):
- признания виновным суммы ущерба;
- вступления в силу решения суда о взыскании с виновного суммы ущерба.
 Одновременно в доходах необходимо учесть сумму ущерба, признанную виновным или присужденную судом (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В ситуации когда виновное лицо не установлено стоимость недостач учитывается в расходах на дату составления одного из следующих документов (пп. 5, 6 п. 2 ст. 265 НК РФ):
- или постановления о приостановлении предварительного следствия по уголовному делу в связи с тем, что лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено (Письма Минфина от 29.05.2015 N 03-03-06/1/31130, от 21.05.2015 N 03-03-06/1/29177, от 02.09.2014 N 03-03-07/43914, от 16.12.2011 N 03-03-06/4/149);
- или документа компетентного органа, подтверждающего, что недостача вызвана чрезвычайным происшествием. Например, при пожаре такими документами будут справка из органов противопожарной службы (МЧС), акт о пожаре и протокол осмотра места происшествия (Письмо УФНС по г. Москве от 25.06.2009 N 16-15/065190).
При УСН недостачи в пределах норм естественной убыли учитываются как материальные расходы в периоде их выявления, только если МПЗ были оплачены поставщику и не были учтены в расходах ранее (пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Недостачи МПЗ сверх норм естественной убыли и недостачи МПЗ, для которых такие нормы не утверждены, а также недостачи ОС, инструментов, денег и денежных документов упрощенцы в налоговых расходах учесть не могут (Письмо Минфина от 18.12.2007 N 03-11-05/303).

 

Пересортица
Пересортица - это одновременные недостача одного сорта и излишек другого сорта МПЗ одного и того же наименования (п. 5.3 Методических указаний по инвентаризации).
По решению руководителя организации недостачи и излишки можно зачесть в той части, в которой излишки покрывают недостачи. Но это, во-первых, относиться только к бухгалтерскому учету, а во-вторых, только если пересортица выявлена за один и тот же период у одного и того же материально ответственного лица, (п. п. 5.3, 5.4 Методических указаний по инвентаризации). 
Таким образом в бухгалтерском учете при зачете пересортицы стоимость зачитываемых недостач не отражается в расходах, а стоимость зачитываемых излишков - в доходах. Проводки делаются только в аналитическом учете:
Дт 10 (41, 43) Кт 10 (41, 43) - Выявленные недостачи зачтены в счет выявленных излишков
Стоимость излишков и недостач в части, не покрытой зачетом, учитывается в обычном порядке (п. п. 5.1, 5.2 Методических указаний по инвентаризации).
А вот в налоговом учете зачитывать стоимость недостач и излишков при пересортице нельзя.

 

Ответственность
В заключение отметим, что за непроведение инвентаризации, в том числе и перед сдачей годовой отчетности, ответственность законодательством прямо не предусмотрена.
В то же время на предприятие могут быть наложены санкции за недостоверность учета и отчетности, которые, будучи не подтвержденными фактическим наличием активов и обязательств, могут не отражать достоверное финансовое состояние хозяйствующего субъекта.
Так, искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10% является грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. За это предусмотрена административная ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ. За аналогичное нарушение есть и налоговые санкции, в частности за систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, НМА и финансовых вложений (п. 3 ст. 120 НК РФ).