БУХГАЛТЕРУ В ПРОИЗВОДСТВЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР

2018.11.15

Производители, импортеры товаров должны либо обеспечить самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, либо уплатить экологический сбор (п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, письмо Минфина России от 13.04.2015 N 03-02-07/1/20823).

Экологический сбор - это неналоговый доход федерального бюджета, уплачиваемый производителями и импортерами готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (п.п. 1, 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Внимание!

 

В целях обеспечения экологической безопасности за ввозимые или произведенные в РФ колесные транспортные средства уплачивается специальный утилизационный сбор (ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ). Не имеет отношения к экологическому сбору и плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которая является самостоятельной обязанностью организаций (Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

 

Перечень товаров установлен распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р. Он состоит из 46 товарных групп, например текстиль, одежда, тара, издательская печатная продукция, шины, стекло, аккумуляторы, компьютеры, офисное оборудование, бытовая техника. В отдельный раздел вынесена упаковка (47-54 группы). Для товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, сбор уплачивается только в отношении самой упаковки (п. 3 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Внимание!

 

Экологический сбор уплачивается в отношении готовых изделий и упаковки. Самостоятельно утилизирующие отходы компании, а также экспортеры и другие организации, вывозящие товары, которые подлежат утилизации, за пределы России, сбор не уплачивают. 

 

Уплата экосбора и отчетность.

Порядок взимания и исчисления экологического сбора, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм экологического сбора установлены Правилами взимания экологического сбора (утверждены постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073).

До 15 апреля года, следующего за отчетным периодом, в Росприроднадзор нужно уплатить экологический сбор и представить форму расчета его суммы (утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 N 488), обязательно приложив к нему копии платежных документов об уплате сбора (п. 10 Правил N 1073).

Рассчитывается экологический сбор умножением ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории РФ, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах (п. 6 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства.

Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р. Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2018 - 2020 годы установлены распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2971-р.

Санкции.

В случае невнесения, внесения не в полном объеме экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора в установленные сроки плательщику направляется требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета суммы экологического сбора. Если в течение 15 календарных дней со дня его получения задолженность не будет оплачена добровольно, администратор экологического сбора (Росприроднадзор) осуществляет взыскание задолженности в судебном порядке (п. 25 Правил взимания экологического сбора).

При этом непредставление или несвоевременное представление отчетности (представление недостоверных сведений) расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а следовательно является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 8.5 КоАП РФ (письмо Росприроднадзора от 09.01.2018 N АС-10-02-36/156).

Также Росприроднадзор вправе в судебном порядке прекратить деятельность, осуществляемую с нарушением законодательства РФ в области обращения с отходами (ст. 29 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Налогообложение и бухучет.

Сумму экологического сбора, начисляемую по мере выпуска в обращение соответствующих товаров, Минфин России рекомендовал учитывать по дебету счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции со счетом учета расчетов с бюджетом. В отчете о финансовых результатах сумму экологического сбора отражают в составе коммерческих расходов наряду с иными расходами на продажу (письмо от 28.12.2016 N 07-04-09/78875).

При налогообложении прибыли экологический сбор может быть учтен как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. См. письмо Минфина России от 28.04.2016 N 03-03-06/1/24779.

В соответствии с пп. 1 п. 7 статьи 272 НК РФ датой осуществления расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей признается дата их начисления. С учетом изложенных особенностей датой начисления сбора, по нашему мнению, признается дата возникновения обязательств, связанных с уплатой сбора в бюджет. Следовательно, сбор должен учитываться в составе прочих расходов того отчетного периода, в котором возникает соответствующая обязанность. См. письмо Минфина России от 23.10.2017 N 03-03-РЗ/69150, касающееся утилизационного сбора. На наш взгляд, эта логика может применяться по аналогии и к экологическому сбору, имеющему ту же природу, что и утилизационный сбор.