НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 9, 2019

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 9, 2019

2019.03.04

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 25 февраля по 01 марта 2019 года

 

Расчет пеней теперь зависит от даты, когда возникла недоимка

(Письмо Минфина России от 17.01.2019 № 03-02-07/1/1861)

Обращаем Ваше внимание на то, что правила для расчета пеней изменились с 27 декабря 2018 года, когда вступил в силу Федеральный Закон от 27.11.2018 года №424-ФЗ. Минфин уточнил, что использовать новые правила для расчета пеней для старой недоимки (которая возникла до 27 декабря 2018 года) нельзя. Теперь надо начислять проценты и за тот день, когда заплатили недоимку. У контролеров появился лимит на размер пеней по налоговому долгу: инспектор не вправе продолжать начислять пени после того, как их сумма стала равной самой недоимке.

Например, если в 2019 году обнаружится задолженность по НДС за 2 квартал 2018 года, то считать пени потребуется по старым правилам. Так как несмотря на то, что обнаружили задолженность после 27 декабря 2018 года, образовалась она раньше этого дня.

 

Если оплатили стоимость турпутевок для жены и детей сотрудника, то взносы не исчисляйте

(Письмо Минфина России от 15.01.19 № 03-04-06/1107)

С этого года компании смогут учитывать в расходах стоимость туристических путевок как для работников, так и их супругов либо детей (см. ниже «ВОПРОС НЕДЕЛИ»). НДФЛ и страховые взносы необходимо исчислить и удержать, если компания оплачивает отдых сотруднику и семье. НК не предусматривает освобождение от страховых взносов таких видов выплат. НО: взносы надо исчислять только со стоимости путевки для самого сотрудника. Его родственники не состоят с компанией в трудовых отношениях, а значит, со стоимости их путевок взносы не начисляйте!

 

Для компаний, которые получают госпомощь, изменили ПБУ 13/2000.

(Приказ Минфина от 04.12.2018 №248н «О внесении изменений в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»)

Изменился порядок раскрытия информации о госпомощи в бухгалтерском учете в связи с приведением правил бухучета госпомощи в соответствие с МСФО «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

Применять поправки нужно с 2020 года или раньше по желанию.

 

Налог на дорогие авто не всегда платят в повышенном размере

(Письмо ФНС России от 06.02.19 № БС-4-21/1933@)

Применять повышающий коэффициент к дорогому автомобилю нужно лишь в тех случаях, когда он числится в перечне Минпромторга. При этом ФНС предупреждает инспекторов, что недостаточно проверить марку авто в списке, надо изучить его спецификацию. Некоторые производители выпускают один и тот же автомобиль в разных версиях. Поэтому одна версия авто может оказаться в перечне, а другая версия с таким же двигателем, но с другим названием – нет.

 

Вычет «импортного» НДС можно подтвердить без платежки

(Письмо ФНС от 22.02.2019 № СД-4-3/3108@)

 Чтобы подтвердить право на НДС-вычет по ввозным товарам, указывать в книге покупок реквизиты налоговой платежки больше не требуется. Это связано стем, что с августа 2018 года ФТС проводит эксперимент по оплате таможенных пошлин и налогов через единый лицевой счет плательщика.

Таможенники самостоятельно списывают необходимые суммы со счета импортера без детализации по платежным документам. В этом случае реквизиты платежек в декларации на товары не указываются.

Как известно, получить вычет «ввозного» НДС импортер может на основании документа, подтверждающего уплату налога. Реквизиты этого документа указываются в книге покупок. Обычно таким документом является платежное поручение. Однако, как разъяснила ФНС, в случае, если налог был списан таможенниками со счета импортера, документом, подтверждающим уплату ввозного НДС, может быть декларация на товары. При этом в графе 7 «Номер и дата документа, подтверждающего уплату налога» книги покупок ставится прочерк. А в графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» следует указать сведения о регистрационных номерах деклараций на товары.

 

Ставка НДС в размере 10% по "Изделиям хлебобулочные сухие прочие или хлебобулочные изделия длительного хранения"

(Письмо Минфина от 13.02.2019 № 03-07-14/8570)

 Поскольку код 10.72.19 "Изделия хлебобулочные сухие прочие или хлебобулочные изделия длительного хранения" включает код 10.72.19.190 "Изделия хлебобулочные сухие или хлебобулочные изделия длительного хранения прочие, не включенные в другие группировки", при реализации данного вида товаров применяется ставка НДС в размере 10% 

 

Учет расходов в виде санкций за нарушение договорных обязательств

(Письмо Минфина от 15.02.2019 № 03-03-06/1/9525)

 Датой осуществления расходов в виде санкций за нарушение договорных обязательств, в случае если должник не признает такие санкции, является дата вступления в законную силу решения суда.

 

Рассмотрен вопрос о возможности подтверждения расходов в целях налога на прибыль кассовым чеком

(Письмо Минфина от 18.02.2019 № 03-03-06/1/10344)

 На основании пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

При этом с целью формирования данных налогового учета необходимо наличие надлежащим образом оформленных оправдательных документов, подтверждающих понесенные расходы.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события.

В соответствии со статьей 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением ККТ в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Таким образом, кассовый чек подтверждает факт расчетов, но не является документом, обосновывающим экономическую целесообразность факта хозяйственной деятельности.

Если же кассовый чек содержит дополнительные реквизиты, позволяющие идентифицировать факт хозяйственной деятельности организации, то при выполнении условий статьи 252 НК РФ такой чек может являться документом, подтверждающим экономическую обоснованность понесенных расходов.

 

Об НДС при осуществлении банком контроля целевого расходования денежных средств при проведении операций по расчетным счетам застройщиков

(Письмо Минфина от 30.01.2019 № 03-07-05/5134)

 В соответствии с пунктом 1 статьи 848 Гражданского кодекса Российской Федерации банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями, если договором банковского счета не предусмотрено иное. При этом на основании пункта 2 статьи 848 Гражданского кодекса законом могут быть предусмотрены случаи, когда банк обязан отказать в зачислении на счет клиента денежных средств или их списании со счета клиента.

Пунктом 1 статьи 18.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) установлено, что застройщик при направлении распоряжения обязан представлять в уполномоченный банк документы или копии документов, являющиеся основанием для составления распоряжения.

В свою очередь, на основании пункта 2 статьи 18.2 Федерального закона N 214-ФЗ уполномоченный банк при принятии распоряжения к исполнению контролирует соответствие назначения и размера платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных застройщиком и являющихся основанием для составления распоряжения, и требованиям статьи 18 Федерального закона N 214-ФЗ.

Следует отметить, что пунктом 3 статьи 18.2 Федерального закона N 214-ФЗ установлены случаи, при которых уполномоченный банк отказывает в проведении операции по расчетному счету застройщика.

В соответствии с пунктом 5 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что к банковским операциям относится открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. При этом отдельных операций по осуществлению банками контроля при проведении операций в составе банковских операций не поименовано.

Таким образом, выполнение уполномоченным банком действий в рамках возложенных на него законодательством обязанностей по контролю за соответствием назначения и размера платежа содержанию представленных застройщиком документов и требованиям статьи 18 Федерального закона N 214-ФЗ не соответствует определению услуги, установленному пунктом 5 статьи 38 Кодекса, и может рассматриваться как действие банка в составе услуги по открытию и ведению банковских счетов организаций, оказываемой уполномоченным банком клиенту.

Поскольку указанный контроль осуществляется при ведении банковского счета застройщика, на эти действия уполномоченного банка распространяется освобождение от налогообложения НДС, установленное подпунктом 3 пункта 3 статьи 149 Кодекса для осуществляемых банками операций.

 

В отношении работ (услуг) по технологическому присоединению, выполненных (оказанных) начиная с 01.01.2019, применяется ставка НДС 20% 

(Письмо МФ РФ от 5 февраля 2019 г. N 03-07-11/6620)

 В отношении работ (услуг) по технологическому присоединению, выполняемых (оказываемых) после 1 января 2019 года на основании договоров, заключенных до указанной даты, в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2019 года ставка налога на добавленную стоимость повышена с 18 до 20 процентов.

Согласно пункту 4 статьи 5 данного Федерального закона ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 1 января 2019 года. При этом исключений в отношении работ (услуг), выполненных (оказанных) после 1 января 2019 года на основании договоров, заключенных до указанной даты, не предусмотрено.

Таким образом, в отношении работ (услуг) по технологическому присоединению, выполненных (оказанных) начиная с 1 января 2019 года, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

 

Денежные средства, получаемые собственником объектов недвижимости от государственных предприятий и коммерческих организаций в рамках соглашений, предусматривающих компенсацию за изъятие этих объектов, являются, по сути, оплатой услуг по освобождению территории для строительства новых объектов, которые подлежат включению в НДС-базу

(Письмо Минфина от 19.02.2019 № 03-07-11/10284)

 Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Денежные средства, получаемые собственником объектов недвижимости от государственных предприятий и коммерческих организаций в рамках соглашений, предусматривающих компенсацию за изъятие этих объектов, являются по существу оплатой услуг по освобождению территории для строительства новых объектов, которые на основании указанной нормы Кодекса подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

 

ИП, у которого остаточная стоимость ОС, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, в отчетном (налоговом) периоде превысила 150 млн рублей, утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено такое превышение

(Письмо Минфина от 30.01.2019 № 03-11-11/5277)

 Согласно подпункту 16 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн рублей. В целях указанного подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Кодекса.

Согласно пункту 4 статьи 346.13 Кодекса, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 Кодекса и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 150 млн рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 Кодекса и пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.

В связи с этим налогоплательщик, в том числе индивидуальный предприниматель, у которого остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, в отчетном (налоговом) периоде превысила 150 млн рублей, утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено такое превышение.

Указанная позиция подтверждается пунктом 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018.

 

Применение ИП упрощенки, ЕНВД, ПСН предусматривает их освобождение от уплаты налога на имущество физлиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения, включенных в перечень административно-деловых и торговых центров

(Письмо Минфина от 29.01.2019 № 03-05-06-01/5013)

 Налоговым кодексом освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц предусмотрено пунктом 3 статьи 346.11, пунктом 4 статьи 346.26, пунктом 10 статьи 346.43, а также статьей 407.

Так, согласно пункту 3 статьи 346.11, пункту 4 статьи 346.26, пункту 10 статьи 346.43 Налогового кодекса применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, патентной системы налогообложения предусматривает их освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень административно-деловых и торговых центров, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса, утверждаемый субъектом Российской Федерации.

Таким образом, предусмотренные пунктом 3 статьи 346.11, пунктом 4 статьи 346.26 и пунктом 10 статьи 346.43 Налогового кодекса преимущества в виде освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц относятся к налоговым льготам, устанавливаемым Налоговым кодексом по налогу на имущество физических лиц.

Порядок предоставления всех налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц установлен пунктами 6 и 7 статьи 407 Налогового кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 407 Налогового кодекса физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах (т.е. налоговые льготы, установленные Налоговым кодексом, и налоговые льготы, устанавливаемые нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований), представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Одновременно сообщается, что предусмотренные пунктами 2 - 5 статьи 407 Налогового кодекса особенности (ограничения) применения налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц распространяются исключительно на налоговые льготы, установленные данной статьей Налогового кодекса, и не применяются в отношении налоговых льгот, установленных пунктом 3 статьи 346.11, пунктом 4 статьи 346.26 и пунктом 10 статьи 346.43 Налогового кодекса.