НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 4, 2017

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 4, 2017

2017.02.06

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 30 января  по 03 февраля 2017 года

За справкой о состоянии расчетов по взносам юрлицу до 1 февраля нужно обращаться в ПФР или ФСС

 

(Письмо ФНС России от 19.01.2017 N БС-4-11/793@)

 

С 1 февраля справку о состоянии расчетов с учетом сведений о страховых взносах будет выдавать инспекция. Эта и иная полезная информация для плательщиков страховых взносов содержится в памятке, подготовленной ФНС. Памятку инспекции передадут плательщикам по ТКС.

В памятке ФНС есть общие сведения, например о сроках подачи расчета по взносам, размерах предельных величин базы для начисления взносов на 2017 год.

Обратим внимание на наиболее интересное пояснение ведомства:

- до 1 февраля 2017 года территориальные органы ПФР и ФСС выдают справки о состоянии расчетов по страховым взносам и проводят совместную сверку расчетов за период до 1 января 2017 года;

- с 1 февраля 2017 года налоговые органы будут предоставлять справки об отсутствии задолженности, о состоянии расчетов и акты совместной сверки с учетом сведений о страховых взносах.

Памятку ФНС выпустила в связи с тем, что с 1 января этого года страховые взносы администрируют налоговые органы. Однако взносы на травматизм по-прежнему контролирует ФСС.

 

Если товар используется только в не облагаемых НДС операциях, то правило о 5% юрлицо не применяет

 

(Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых во втором полугодии 2016 года по вопросам налогообложения)

 

В этом случае принять к вычету "входной" НДС нельзя. Такая правовая позиция ВС РФ включена в обзор, который ФНС разместила на своем сайте. Поэтому можно предположить, что ведомство придерживается подхода ВС РФ.

Судебный спор, который лежит в основе правовой позиции ВС РФ, касался такой ситуации.

Юрлицо приобрело материалы для выполнения работ, местом реализации которых не признается территория России. Доля совокупных расходов на реализацию таких работ в налоговых периодах составляла менее 5% общей величины расходов. Поэтому юрлицо воспользовалось правилом о 5% и приняло НДС к вычету в полном объеме.

Действия организации инспекция сочла неправомерными. С ней согласились и суды, которые рассматривали дело. Они указали, что правило о 5% не применяется к приобретенным товарам, которые используются только для операций, не облагаемых НДС или освобожденных от обложения данным налогом. "Входной" НДС должен учитываться в стоимости таких товаров.

С учетом того, что ФНС отразила эту позицию в обзоре, юрлицу рискованно спорить с инспекцией о вычетах НДС по товарам, которые используются исключительно в не облагаемой этим налогом деятельности, даже если соблюдается 5-типроцентный барьер.

 

ФНС пояснила, как указать порядковый номер сведений о физлицах при уточнении расчета по взносам

 

(Письмо ФНС России от 10.01.2017 N БС-4-11/100@)

 

Порядок заполнения расчета по страховым взносам не детализирует, какой показатель отражается в поле 040 раздела 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах", если требуется изменить или дополнить данные о физлицах. ФНС прояснила ситуацию.

Из нового письма ведомства следует, что порядковый номер сведений юрлицо вправе определять самостоятельно. Главное, чтобы нумерация шла в порядке возрастания в целом по организации.

ФНС считает, что не будет ошибки, если юрлицо воспользуется уникальным учетным номером, который присвоен работнику в учетной системе организации. Например, это может быть табельный номер.

Ведомство отмечает: организация при представлении уточненного расчета по страховым взносам в поле 040 раздела 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" вносит порядковый номер сведений о работнике, указанный в первичном расчете.

Напомним, что в уточненный расчет раздела 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" включается информация только по тем физлицам, в отношении которых вносятся изменения или дополнения.

 

Юрлицо вправе подать в инспекцию пояснения о применении льгот по НДС в виде реестра документов

 

(Письмо ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@)

 

ФНС рекомендовала форму такого реестра. Ведомство пояснило, как данные из реестра используются при применении нового подхода к камеральным проверкам деклараций по НДС, в которых отражены льготные операции. Этот подход позволит сократить объем документов, подаваемых юрлицами по требованию инспекций.

Реестр документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых льгот, - это таблица, в которую среди прочего вносятся:

- код операции. Полагаем, он указывается в соответствии с приложением N 1 к порядку заполнения декларации по НДС;

- сумма необлагаемых операций, отраженных в налоговой декларации (в рублях);

- наименование контрагента;

- тип, номер и дата подтверждающего документа.

К реестру организация должна приложить перечень и формы типовых договоров, которые она использует при осуществлении льготных операций.

ФНС пояснила, что на основании информации, содержащейся в реестре, налоговый орган истребует у организации документы только по некоторым льготным операциям.

Ведомство привело алгоритм, по которому инспекция определит объем истребуемых документов по каждому коду льготной операции. Не менее половины таких документов должны подтверждать наиболее крупные суммы.

Обращаем внимание, что если юрлицо не представит реестр или подаст его не по рекомендуемой форме, то предложенный в письме ФНС подход не действует.

Налогоплательщикам, которые применяют льготы по НДС, может быть выгодно подготовить реестр подтверждающих документов по рекомендованной ФНС форме. В этом случае при камеральной проверке декларации по требованию налоговых органов понадобится подавать меньше документов. Полагаем, без реестра инспекция затребует документы, которые касаются всех льгот, заявленных в декларации по НДС.

Напомним, что по НК РФ инспекция вправе при проведении камеральной проверки истребовать у налогоплательщика документы, которые подтверждают право на налоговые льготы.

 

 

ФНС пояснила, куда сдает расчеты по взносам крупнейший плательщик с обособленными подразделениями

 

(Письмо ФНС России от 23.01.2017 N БС-4-11/993@)

 

По мнению ФНС, правило НК РФ о том, что все налоговые декларации и расчеты нужно подавать в инспекцию по месту учета в качестве крупнейших, касается налогоплательщиков. Оно не распространяется на плательщиков страховых взносов.

Налоговое ведомство указало, что плательщики, отнесенные к крупнейшим, должны подавать расчеты по страховым взносам и перечислять эти суммы в инспекции по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений.

НК РФ установлено, что крупнейшие налогоплательщики представляют налоговые декларации и расчеты в инспекции по месту учета в качестве крупнейших. Однако ФНС не разрешила применять это правило к плательщикам страховых взносов, которые являются крупнейшими налогоплательщиками. Поэтому по взносам они по-прежнему должны отчитываться по месту своего нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений.

Ведомство отметило, что есть случай, когда подавать расчеты по страховым взносам и уплачивать взносы организация, имеющая обособленные подразделения, может только по месту своего нахождения. Это возможно, если она самостоятельно начисляет выплаты в пользу всех работников, в том числе сотрудников обособленных подразделений.

Необходимость разъяснений ФНС возникла в связи с тем, что уплата страховых взносов с 2017 года регулируется нормами НК РФ. Отметим, что взносы на травматизм контролирует ФСС.

 

Минфин пояснил нюансы учета организацией расходов на проезд командированного сотрудника

 

(Письмо Минфина России от 21.10.2016 N 03-03-06/3/61516)

 

Минфин рассмотрел ситуацию: работник после выполнения служебного поручения остался в месте командировки для проведения отпуска. В этом случае расходы на обратный билет организация не может учесть при расчете налога на прибыль. Подобные разъяснения ведомство давало и раньше.

По мнению Минфина, если сотрудник из командировки не возвращается, а остается для проведения отпуска, то окончанием командировки считается последний день перед отпуском. Это означает, что сотрудник возвращается к месту работы уже из отпуска, а не из служебной поездки. Затраты на оплату обратного проезда работника учесть в расходах нельзя, поскольку они не отвечают критериям признания расходов.

Аналогичную позицию ведомство занимало еще в 2014 году.

Однако в том же году были даны и другие разъяснения Минфина. В них изложен следующий подход: независимо от срока пребывания работника в месте командировки юрлицо все равно понесло бы затраты на оплату проезда туда и обратно. Стоимость обратного билета можно учесть в расходах, если дата выбытия работника из места командировки совпадает с датой на билете. Целесообразность понесенных затрат подтверждается разрешением руководителя организации на задержку работника в месте командировки. Обращаем внимание, что эти разъяснения касались в основном ситуации, когда работник оставался в месте командировки на выходные или праздничные дни.

С учетом последнего письма Минфина организации рискованно признавать в расходах стоимость обратного билета для командированного работника, который остался в месте назначения для проведения отпуска.

 

С 1 февраля детские пособия выросли на 5,4%

 

(Постановление Правительства РФ от 26.01.2017 N 88 (вступило в силу 1 февраля 2017 года))

 

Правительство установило коэффициент индексации 1,054 для пособий, среди которых:

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождении ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Так, с 1 февраля величина пособия при рождении ребенка составляет 16 350 руб. 33 коп.

При расчете детских пособий бухгалтерам нужно учитывать новый коэффициент индексации.

 

 

Минфин снова разъяснил, что после модернизации основного средства норму амортизации можно изменить

 

(Письмо Минфина России от 16.11.2016 N 03-03-06/1/67358)

 

Новую норму амортизации юрлицо вправе применять, если оно увеличило срок полезного использования модернизированного имущества. Аналогичное разъяснение Минфин давал в августе прошлого года. Хотя несколько предыдущих лет он придерживался другой точки зрения: норму амортизации изменить нельзя.

Ведомство указало, что при расчете налога на прибыль организация вправе начислять амортизацию по новой норме. Это возможно, если после проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения (далее - модернизация) был увеличен срок полезного использования основного средства. Именно с учетом этого увеличенного срока юрлицо и рассчитывает новую норму амортизации.

В августе прошлого года Минфин подобное мнение уже высказывал. Примечательно, что этого подхода министерство придерживалось и в 2012 году.

Однако в 2013 - 2015 годах ведомство считало иначе: при увеличении срока полезного использования основного средства после модернизации норма амортизации не изменяется.

Учитывая последние разъяснения Минфина, налогоплательщик вправе пересмотреть норму амортизации, когда срок полезного использования объекта после модернизации увеличен. Во избежание претензий проверяющих юрлицу лучше уточнить позицию своей налоговой инспекции по этому вопросу.

Напомним, что новый срок полезного использования не может выходить за границы, установленные для амортизационной группы, в которую объект ранее был включен.

Отметим, что в разъяснении Минфина не уточняется, какого метода амортизации оно касается. Полагаем, что выводы ведомства адресованы организациям, которые используют линейный метод.

 

Минфин считает, что блокировать счет юрлица из-за неподачи расчета по страховым взносам нельзя

 

(Письмо Минфина России от 12.01.2017 N 03-02-07/1/556)

 

В новом письме ведомство разъяснило, что в НК РФ нет оснований для приостановления операций по счетам организации из-за своевременного непредставления расчета по страховым взносам.

Согласно НК РФ налоговые органы вправе заморозить счета юрлица в банке и переводы его электронных денежных средств в определенных случаях. Например, если организация не представит налоговую декларацию в инспекцию в течение 10 рабочих дней после того, как пройдет срок ее подачи. Поскольку налоговая декларация и расчет по страховым взносам - разные документы, применить это правило при несвоевременной подаче расчета по взносам нельзя.

Полагаем, что аналогично рассуждал и Минфин.

Напомним, что за I квартал 2017 года по страховым взносам нужно отчитаться не позднее 2 мая. Такую информацию давала ФНС.

 

ВОПРОС НЕДЕЛИ:

Вопрос:

Об аннулировании записей в книге покупок.

Ответ:

Порядок внесения исправлений в книгу покупок предусмотрен пунктом 9 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137.

Так, при аннулировании записи в книге покупок (до окончания текущего налогового периода) по счету-фактуре, корректировочному счету-фактуре, в том числе в связи с внесением в них исправлений, показатели в графах 15 - 16 книги покупок указываются с отрицательным значением. При аннулировании записи из книги покупок (после окончания текущего налогового периода) по счету-фактуре, корректировочному счету-фактуре в связи с внесением в них исправлений используются дополнительные листы книги покупок за тот налоговый период, в котором были зарегистрированы счет-фактура, корректировочный счет-фактура до внесения в них исправлений.

При аннулировании записи из книги покупок (после окончания текущего налогового периода) по счету-фактуре, корректировочному счету-фактуре в случае, не связанном с внесением в них исправлений, необходимо также использовать дополнительные листы книги покупок за тот налоговый период, в котором были зарегистрированы эти счет-фактура, корректировочный счет-фактура.

Основание: Письмо Минфина РФ от 26 декабря 2016 г. N 03-07-09/77996