НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 30, 2019

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 30, 2019

2019.07.29

ГК «Фин-Аудит» Новости законодательства Новостная лента № 30, 2019

Для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 22 июля по 26 июля 2019 года

 

 

Центробанк снизил размер ключевой ставки

 

На заседании Совета директоров Центробанка от 26.07.2019 г. принято решение понизить ключевую ставку на 0,25 процентных пункта.

Новая ставка в размере 7,25 годовых должна применяться с 29.07.2019 г.

Напомним, 14.06.2019 г. Совет директоров ЦБ РФ снизил ключевую ставку с 7,75% до 7,5% годовых. На уровне 7,75% ключевая ставка сохранялась с 17.12.2018 г.

По ключевой ставке считают ряд выплат и платежей.

Во-первых, пени. Они равны 1/300 ставки за первые 30 дней просрочки, 1/150 ставки — за последующие дни (ст. 75 НК РФ). Исключение – предприниматели. Пени ИП начисляют исходя из 1/300 ключевой ставки за весь период просрочки.

Во-вторых, компенсацию за задержку зарплаты. Ее сумма составляет не менее 1/150 ставки за каждый день опоздания (ст. 236 ТК РФ).

В-третьих, проценты за несвоевременный возврат налога или незаконную блокировку счета — 1/365 ставки за каждый день (п. 9.2 ст. 76 и п. 10 ст. 78 НК РФ).

Также ставка имеет значение при выдаче займов (подп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ). У работника возникает материальная выгода, если вы выдали беспроцентный заем или под процент меньше 5 процентов (7,5% × 2/3).

Как отмечается в сообщении регулятора, снижение ставки связано с тем, что в России продолжается замедление инфляции. При этом слабая экономическая активность наряду с временными факторами ограничивает инфляционные риски на краткосрочном горизонте. По прогнозу ЦБ РФ, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к 4% уже в начале 2020 года.

Также ЦБ РФ допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на одном из ближайших заседаний Совета директоров. Следующее заседание, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 06.09.2019 г.

 

 

 

В отпуск за счёт работодателя

(Письмо Минфина РФ от 11.07.2019 г. № 03-03-06/1/51454)

 

К известно, с 01.01.2019 г. налогоплательщики вправе относить в состав расходов на оплату труда для целей обложения налогом на прибыль затраты, понесённые работодателем на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории РФ по договору о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников и членов их семей.

При этом должны быть соблюдены требования к договору о реализации туристского продукта, установленные в ст. 10 Федерального закона № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: договор заключается в письменной форме, в т. ч. в форме электронного документа, с туроператором или турагентом, о чём чиновники и напомнили данным письмом.

 

 

Если отсутствует первичный документ по обмену валюты

(Письмо Минфина РФ от 05.07.2019 г. № 03-03-06/1/49809)

 

Минфин России в письме от 05.07.2019 № 03-03-06/1/49809 разъяснил, что в случае если командированный сотрудник не может подтвердить курс конвертации рублей в иностранную валюту в связи с отсутствием первичного документа по обмену, то пересчёт суммы в иностранной валюте производится по официальному курсу, установленному Банком России на дату выдачи подотчётных сумм.

 

 

Увеличилось количество объектов предпринимательской деятельности – надо пересчитать патент

(Письмо ФНС РФ от 12.07.2019 г. № БС-4-3/13610@)

 

В своём письме чиновники ФНС сообщают, что для того, чтобы налоговый орган произвёл перерасчёт суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения, по ранее выданному патенту, налогоплательщику, при подаче заявления на получение патента с новыми показателями, следует сообщить налоговому органу сведения об имеющемся у него на этот же вид предпринимательской деятельности патенте (номер патента и дата его выдачи).

 

Кто сможет представлять единую декларацию по налогу на имущество организаций

(Письмо ФНС РФ от 12.07.2019 г. № БС-4-21/13701@)

 

С 01.01.2020 г. в соответствии п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом региональный налоговый орган. В своём письме налоговики разъясняют, что при представлении уведомления в период января—марта 2020 года порядок представления единой налоговой декларации может применяться в течение налогового периода 2020 года.

 

Снести, чтобы построить

(Письмо Минфина России от 03.07.2019 № 03-03-07/48905)

 

Затраты на приобретение объекта жилой недвижимости, подлежащего сносу, с целью строительства новых объектов на соответствующем земельном участке, а также затраты на осуществление работ по сносу такого объекта формируют первоначальную стоимость новых объектов.

В своём письме Минфина России от 03.07.2019 № 03-03-07/48905 чиновники разъясняют, что стоимость приобретения и затраты на снос объектов, находящихся на земельном участке, приобретённом для другого строительства, должны включаться в первоначальную стоимость вновь построенных объектов.

В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных в НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде расходов по приобретению или созданию амортизируемого имущества, за исключением расходов, указанных в п. 9 ст. 258 НК РФ.

По мнению чиновников, затраты на приобретение и снос объектов, мешающих новому строительству, не являются ничем иным, как затратами на сооружение новых объектов. Эта позиция была выражена ещё в письмах Минфина России от 23.05.2013 № 03-03-06/1/18418, от 07.03.2013 № 03-03-06/1/6914 и от 07.08.2015 № 03-03-06/45638.

В письме Минфина России от 15.12.2016 № 03-03-06/1/75343 чиновники рассматривали ситуацию с остаточной стоимостью объектов, которые принадлежали налогоплательщику и сносятся ради строительства новых объектов. И в этом случае чиновники решили, что в случае если ликвидация производится в процессе создания нового амортизируемого имущества, то остаточная стоимость ликвидируемого имущества включается в первоначальную стоимость создаваемого объекта. Есть ли альтернативная точка зрения? Да, есть. Как минимум, в части затрат на демонтаж сносимого объекта – см., например, постановления АС Поволжского округа от 29.06.2015 № Ф06-24788/2015 и АС Восточно-Сибирского округа от 17.11.2015 № Ф02-6011/2015 по делу № А78-11292/2013. Судьи полагают, что такие затраты можно включать в состав внереализационных расходов налогоплательщика – пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ.

 

 

Материальная выгода на процентах и НДФЛ: новая «вечнозелёная» тема

(Письмо Минфина России от 03.07.2019 № 03-04-06/48700)

 

Доходы в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заёмными средствами облагаются НДФЛ только при выполнении одного из условий, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ.

Об этом ещё одно письмо Минфина России с разъяснениями этой темы.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ НДФЛ облагается материальная выгода в виде экономии на процентах при использовании заёмных или кредитных средств, полученных от компаний или предпринимателей.

До 01.01.2018 года было только три исключения:

- материальной выгода, полученная от банков, находящихся на территории РФ, в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты;

- материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заёмными или кредитными средствами, предоставленными для решения «жилищного вопроса»;

- материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование заёмными или кредитными средствами, предоставленными банками, находящимися на территории РФ, в целях перекредитования средств, полученных для решения «жилищного вопроса».  

Сейчас же для исчисления НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах по заёмным средствам необходимо, чтобы ещё соблюдалось хотя бы одно из двух условий:

- или соответствующие заёмные или кредитные средства получены налогоплательщиком от компании или предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом налогоплательщика или с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;

- или такая экономия фактически является материальной помощью или формой встречного исполнения компанией или предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой за поставленные налогоплательщиком товары, выполненные работы или оказанные услуги.

Эти два новых условия появились благодаря Федеральному закону от 27.11.2017 № 333-ФЗ.

В комментируемом письме чиновники напоминают, что в случае если в отношении экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заёмными или кредитными средствами не соблюдаются указанные выше условия, то с 01.01.2018 года соответствующая экономия не признаётся доходом в целях налогообложения. (См., письмо Минфина России от 19.04.2019 № 03-04-05/28648).

Особенности определения налоговой базы по НДФЛ при получении доходов в виде материальной выгоды, предусмотренной в ст. 212 НК РФ, применяются, начиная с налогового периода 2018 года вне зависимости от даты заключения договора займа или кредита, то есть, в том числе, и по договорам, заключённым до 01.01.2018 – письмо Минфина России от 19.04.2019 № 03-04-05/28556.

Стоит вспомнить и письмо Минфина России от 06.12.2018 № 03-04-06/88379. Здесь чиновники обратили особое внимание, что одним из случаев, когда материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заёмными средствами, признается его доходом, является получение им заёмных средств при наличии у него трудовых отношений с компанией-заимодавцем. В этом случае получение материальной выгоды обусловлено наличием особых (трудовых) отношений между заёмщиком и заимодавцем на дату заключения договора займа.

В такой ситуации наиболее логичным выходом видится выдача займов работникам компании аффилированной с ней организацией. Во-первых, с такой организацией работники компании не являются взаимозависимыми, и, во-вторых, точно не состоят с ней в трудовых отношениях.

Правда, у налоговиков по этому вопросу может быть совсем другое мнение, и удастся ли отстоять такую налоговую схему на практике, (особенно если таких займов окажется подозрительно много), заранее невозможно предугадать.

 

 

Как учесть страховые взносы при совмещении спецрежимов

(Письмо ФНС России от 09.07.2019 № БС-3-3/6483@)

 

ИП, применяющий одновременно ЕНВД и УСН с объектом обложения «доходы» и использующий труд наёмных работников только в деятельности, облагаемой ЕНВД, вправе уменьшить сумму налога в связи с применением УСН на сумму уплаченных за соответствующий период страховых взносов в фиксированном размере без 50-процентного ограничения.

Можно сказать, что в данном письме ФНС России вышестоящее руководство занималось правкой разъяснений налоговиков на местах. Точнее, разбирало жалобу налогоплательщика.

ИП совмещает два спецрежима: УСН с объектом налогообложения «доходы» и ЕНВД. У него есть работники, но трудятся они исключительно в деятельности, облагаемой ЕНВД. ИП платит страховые взносы «за себя». Как ему вычесть сумму этих взносов из суммы начисленных налогов? 

Местная налоговая инспекция официально сообщила ему, что на основании п. 8 ст. 346.18 НК РФ он не имеет права распределять страховые взносы пропорционально долям доходов в общем объёме доходов, полученных при применении спецрежимов. Кроме того, он не может вычитать из авансовых платежей по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, страховые взносы «за себя». Разве это справедливо?

В ФНС России налогоплательщика поддержали: это, действительно, несправедливо и не соответствует нормам НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются ИП - как выступающие в качестве работодателей, так и не имеющие работников. В п. 2 ст. 419 НК РФ установлено, что если плательщик взносов относится одновременно к нескольким категориям, он исчисляет страховые взносы отдельно по каждому из оснований.

В соответствии с пп. 1 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ и пп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы», и плательщики ЕНВД уменьшают сумму налога, исчисленную за налоговый или отчётный период, на сумму обязательных страховых взносов, уплаченных, (в пределах исчисленных сумм), в данном периоде. При этом сумма соответствующего налога или авансовых платежей по нему не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов. (Напомним, что здесь имеются в виду и взносы, уплаченные ИП за работников, и взносы, уплаченные ИП «за себя» - см., например, письмо Минфина России от 17.07.2015 № 03-11-11/41342).

ИП, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму соответствующего налога на всю сумму начисленных ими «за себя» взносов.

Следовательно, ИП, применяющий одновременно ЕНВД и УСН с объектом обложения «доходы» и использующий труд наёмных работников только в деятельности, облагаемой ЕНВД, вправе уменьшить сумму налога в связи с применением УСН на сумму уплаченных за соответствующий период страховых взносов в фиксированном размере без 50-процентного ограничения, установленного в п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ.

Однако нужно учесть, что в силу п. 8 ст. 346.18 НК РФ и п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, совмещающие УСН и ЕНВД, обязаны вести раздельный учёт доходов и расходов, имущества, обязательств и хозяйственных операций по разным спецрежимам. В случае невозможности распределения расходов они распределяются пропорционально долям доходов в общем объёме доходов, полученных при применении указанных спецрежимов. В аналогичном порядке следует распределять суммы уплаченных страховых взносов.

Примерно такая же точка зрения была высказана чиновниками Минфина России в письме от 03.10.2014 № 03-11-11/49926. Там речь шла о сочетании сразу трёх спецрежимов: УСН, ЕНВД и ПСН. Причём работники трудились только в деятельности, переведённой на ПСН. Чиновники также предложили ИП произвести распределение взносов между спецрежимами, и долю, приходящуюся на ЕНВД и УСН, вычесть из начисленного налога по любому из этих спецрежимов. (См., также, письма Минфина России от 26.05.2014 № 03-11-11/24975 и от 10.08.2017 № 03-11-11/51316).

В общем, на текущий момент ситуация нам видится так. Уменьшить ЕНВД на всю сумму страховых взносов «за себя» нельзя. Нужно распределить сумму взносов между видами деятельности, облагаемыми по УСН и ЕНВД, исходя из сумм полученных в них доходов. А вот долю, которая приходится на деятельность, облагаемую по УСН, уже можно вычесть из единого налога при УСН без ограничений.

 

 

Скрытая обязанность раздельного учёта

(Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2019 № 309-КГ18-26166

по делу № А47-9881/2017, ООО «Уральская металлоломная компания»)

 

Верховный Суд выяснит, устанавливает ли Налоговый кодекс обязанность ведения раздельного учёта расходов, связанных с обычными видами деятельностью и получением дивидендных доходов.

По итогам выездной налоговой проверки за 2013-2015 г.г. инспекция пришла к выводу, что Обществом завышены расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли по налоговой ставке 20%, по причине отсутствия раздельного учёта доходов (расходов).

Помимо доходов от доверительного управления, облагаемых по ставке 20%, Общество в 2013 году получило доход от дочерних организаций в виде дивидендов, который облагался по ставке 0% (п. 3 ст. 284 НК РФ). Доля доходов, облагаемых по ставке 0%, составила 12,2% в общей сумме полученных Обществом доходов, что, по мнению налогового органа, в силу п. 2 ст. 274 НК РФ свидетельствует о наличии у налогоплательщика обязанности по ведению раздельного учёта доходов. Соответственно, расход, связанный с получением данного дохода, также подлежит учёту отдельно от расходов, связанных с получением доходов, облагаемых по общей ставке налогообложения.

По результатам проверки инспекция исключила часть расходов Общества за 2013 год по причине отсутствия ведения налогоплательщиком раздельного учёта расходов, относящихся к основной деятельности, и расходов, относящихся к доходам в виде дивидендов. Инспекция определила размер расходов пропорционально доле дохода Общества, полученного от конкретного вида деятельности в суммарном объёме всех доходов налогоплательщика. Судебные инстанции признали выводы налоговой инспекции законными.

В кассационной жалобе в Верховный Суд РФ Общество указало, что ст. 275 НК РФ устанавливает специальные правила определения налоговой базы в виде доходов от дивидендов без учёта каких-либо расходов. При этом предусмотренный налоговым законодательством специальный порядок расчёта налоговой базы по дивидендам соответствует экономической природе дивидендного дохода как пассивного, который является прямым следствием участия в капитале дочерней компании. В то же время необоснованное применение налоговым органом при определении налоговых обязательств Общества расчётного метода дополнительно подтверждает отсутствие установленного НК РФ порядка учёта расходов при налогообложении дохода в виде дивидендов. Форма декларации по налогу на прибыль организаций также не предполагает уменьшение дивидендного дохода на расходы. Общество сослалось на позицию Минфина России (от 31.05.2016 № 03-03-06/1/31315) и на наличие судебной арбитражной практики по вопросу отсутствия у налогоплательщика обязанности вести раздельный учёт расходов, связанных с обычными видами деятельности и получением доходов от участия в других организациях.

Верховный Суд РФ счел доводы Общества заслуживающими внимания для рассмотрения кассационной жалобы в Судебной коллегии по экономическим спорам.

 

 

 

ВОПРОС НЕДЕЛИ

 

Может ли организация учесть расходы на проезд работника в командировке на арендованном автомобиле?

 

ОТВЕТ:

 

Организация должна возместить работнику расходы на каршеринг в командировке, если это предусмотрено коллективным договором или локальным нормативным актом организации, например, Положением о командировках (ст. ст. 167, 168 ТК РФ, п. 11 Положения о служебных командировках).

В нормативных документах организации может быть установлено:

- в каких случаях работник может воспользоваться каршерингом (например, для проезда из аэропорта (вокзала) до гостиницы и обратно);

- какие расходы возмещаются работнику (стоимость бронирования и аренды, включая поездку и режим ожидания);

- какие расходы не возмещаются работнику (административные штрафы и штрафы за нарушение работником условий договора каршеринга, расходы на эвакуацию и спецстоянку автомобиля);

- перечень документов, которые должен представить работник по возвращении из командировки (распечатанные с сайта каршеринговой компании и (или) из личного кабинета работника договор, документы об оплате, детальный отчет о поездке и др.).

Расходы признавайте на дату утверждения авансового отчета (п. п. 16, 18 ПБУ 10/99, пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

Для целей бухгалтерского учёта платежи каршеринговой компании (без учета НДС) за бронирование и аренду автомобиля (включая поездку и режим ожидания) учитывайте:

- в расходах по обычным видам деятельности, если использование автомобиля связано с обычными видами деятельности организации – изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг (п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»);

- в прочих расходах - в ином случае (п. 4 ПБУ 10/99).

В прочих расходах также учитывайте, если возмещаете работнику платежи каршеринговой компании в виде:

- штрафов за нарушение условий договора каршеринга (п. 11 ПБУ 10/99);

- компенсации затрат (убытков) каршеринговой компании, например, в случае порчи или эвакуации автомобиля, а также на уплату административных штрафов (п. п. 4, 11 ПБУ 10/99).

Для целей исчисления налога на прибыль расходы на каршеринг в виде платы за бронирование и аренду (включая поездку и режим ожидания) учитывайте в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, при условии, что они являются экономически оправданными и документально подтвержденными (п. 1 ст. 252, пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Документами, подтверждающими расходы работника на каршеринг, являются (Письма УФНС России по г. Москве от 28.01.2019 N 13-11/011687@, Минфина России от 29.11.2010 N 03-03-06/1/742):

- договор каршеринга (ст. 643 ГК РФ);

- документы, подтверждающие оплату услуг каршеринга (кассовый чек или БСО, выписка с банковского счета) (п. 2 ст. 1.2 Закона о применении ККТ);

- документы, подтверждающие факт использования арендованного автомобиля в целях исполнения служебного поручения в период нахождения в командировке (например, служебная записка, в которой указана цель поездки, детальный отчет каршеринговой компании о поездке, скриншот страницы личного кабинета с маршрутом поездки).

Если возмещаете работнику расходы, связанные с нарушением им законодательства и (или) условий договора каршеринга, то такие расходы для целей исчисления налога на прибыль не учитывайте, так как они не признаются экономически оправданными расходами организации (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В частности, в расходах для целей исчисления налога на прибыль не учитывайте:

- административные штрафы (например. штраф за нарушение правил дорожного движения, за неправильную парковку (п. 2 ст. 270 НК РФ);

- штрафы за нарушение работником условий договора каршеринга (например, за порчу автомобиля, утерю документов, курение в салоне);

- расходы на эвакуацию и оплату спецстоянки автомобиля при нарушении работником правил парковки.

Также, в своём письме УФНС России по г. Москве от 28.01.2019 № 13-11/011687@, напоминает, что при наличии подтверждающих документов возмещение работнику расходов на аренду автомобиля признается компенсационной выплатой, связанной с выполнением трудовых обязанностей, которая освобождается от НДФЛ в общеустановленном порядке.

 

 

 

Коллеги! Удачной рабочей недели!

Ваш «ФИН-АУДИТ»