НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 29, 2017

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 29, 2017

2017.07.31

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста за неделю с 24 июля 2017 года по 28 июля 2017 года  

Обновили ПБУ 1/2008 «Учетная политика»

(Приказ Минфин России от 28.04.2017 № 69н)

Вместо принятия нового федерального стандарта Минфин России внес значительные изменения в старое ПБУ 1/2008 "Учетная политика". Приказ от 28.04.2017 № 69н официально опубликован 25 июля 2017 г. и вступит в силу через 10 дней после публикации.

Основные изменения касаются выбора способов ведения бухучета. В частности, указано, что если организация применяет упрощенные способы бухгалтерского учета, то в случае отсутствия в федеральных стандартах соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, она вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

Кроме того, из ПБУ убрано требование раскрывать в пояснительной записке существенные способы ведения бухгалтерского учета. Хотя само требование раскрывать её в бухгалтерской отчетности осталось.

Обновили ПБУ 3/2006   

Минфин РФ подготовил поправки в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте».

Обновленное ПБУ предполагает, что в случае отсутствия официального курса ЦБ пересчет будет производиться по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных ЦБ.

Кроме того, предусматривается, что в случае использования организацией активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, с целью хеджирования валютных рисков организация может учитывать курсовые разницы, связанные с такими активами и обязательствами, в порядке, определенном МСФО.

Методичка инспекторам для поиска преступного умысла

(ФНС № ЕД-4-2/13650@ от 13.07.2017 г.)

Для практического применения, по налоговым инспекциям, разослано подготовленное совместно со следственными органами письмо с подробными методическими рекомендациями о поиске и доказывания умысла, направленного на неуплату налогов. На двадцати листах описывается, как искать схемы и как их подтверждать актами налоговых проверок. 

Поскольку неуплата или неполная уплата сумм налога может быть результатом как виновных деяний (умышленных и по неосторожности), так и деяний, которые могут быть квалифицированы как невиновные, в методичке объясняется, что такое умысел.

Согласно приведенным примерам, непреднамеренная арифметическая (техническая) ошибка при исчислении налога не имеет признака виновности. Правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих деяний, хотя должно было и могло это осознавать. Например, к налоговому правонарушению привела низкая квалификация либо временная нетрудоспособность бухгалтера организации.

Умыслом же является совокупность действий налогоплательщика, направленных на построение искаженных, искусственных договорных отношений, имитация реальной экономической деятельности подставных лиц (фирмы-однодневки). В пример приведены схемы по «дроблению бизнеса», посреднические договоры, использование фирм-однодневок, взаимозависимых лиц и пр. Даны ссылки на конкретные судебные дела.

В методичке описывается алгоритм работы проверяющих должностных лиц налогового органа по закреплению в материалах проверки фактов наличия умысла, в частности, какие именно документы исследовать, кого из работников допрашивать и др. Приводятся даже термины, которые следует использовать. В частности, в рекомендациях написано:

"Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей."

При этом налоговым органам целесообразно ориентироваться на стиль изложения, принятый при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного процесса.

Для качественного сбора доказательств умысла налоговым органам рекомендовано проведение выездных налоговых проверок с участием сотрудников внутренних дел и следственных органов.

В конце методички приводится список вопросов, которые необходимо задавать сотрудникам и руководству проверяемых организаций.

Этот документ стоит изучить как бухгалтерам, так и руководителям организаций. Ведь таким рекомендациям будут следовать инспекторы, проводящие выездные проверки.

Оказывается, за дорогое авто можно платить небольшой налог

(Письмо ФНС № БС-4-21/10448@ от 01.06.2017)

В зависимости от года выпуска, исчисление транспортного налога производится с учетом повышающих коэффициентов в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн. рублей, от 5 до 10 млн. рублей, от 10 до 15 млн. рублей и от 15 млн. рублей (пункт 2 статьи 362 НК РФ).

Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей размещается ежегодно не позднее 1 марта на официальном сайте Минпромторга России.

Перечень является исчерпывающим. Транспортный налог исчисляется с учетом повышающего коэффициента только в отношении указанных в Перечне легковых автомобилей.

В связи с этим, по мнению ФНС России, если информация о легковом автомобиле отсутствует в Перечне (модель, марка, версия, специализация и другие параметры отличаются от указанных в Перечне), транспортный налог по этому автомобилю следует исчислять без учета повышающего коэффициента.

Внимание! По отсутствующему в Перечне автомобилю «Бентли Континенталь GT», в целях уточнения сведений о применении повышающего коэффициента к транспортному средству, ФНС России направлен запрос в Минпромторг России.

Является ли поездка дистанционного работника в головной офис организации командировкой?

 (Письмо Минтруда России № 14-2/ООГ-4733 от 09.06.2017.)

Чиновники отметили, что поездка работника, направляемого в командировку на основании письменного решения работодателя в обособленное подразделение командирующей организации (представительство, филиал), находящееся вне места постоянной работы, также признается командировкой.

При командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.

Вопрос о целесообразности ежедневного возвращения работника из места командирования к месту постоянного жительства в каждом конкретном случае решается руководителем организации с учетом дальности расстояния, условий транспортного сообщения, характера выполняемого задания, а также необходимости создания работнику условий для отдыха.

Для кого ФНС сократила срок камеральной проверки, чтобы возместить НДС быстрее

(Письмо ФНС России № ММВ-20-15/112@ от 21.07.2017)

Для целей ускорения камеральных проверок ФНС своим письмом № ММВ-20-15/112@ от 21.07.2017 дала ряд поручений региональным УФНС и ИФНС на местах.

Теперь срок проверки НДС-декларации с заявленной к возмещению суммой налога сократится с 3 до 2 месяцев.

ФНС внедрила программный комплекс АСК НДС-2, позволяющий применить риск-ориентированный подход при проведении камеральных налоговых проверок по НДС.

Сокращенная камеральная проверка будут проводиться только для тех налогоплательщиков, которые соответствуют ряду условий:

- сумма НДС, заявленная к возмещению из бюджета, не превышает совокупную сумму всех налогов, уплаченных за три года;

- 90% вычетов по НДС составляют суммы налога, предъявленные продавцами, которым присвоен низкий уровень налогового риска;

- отсутствие противоречий между сведениями в декларации налогоплательщика и сведениями из деклараций его контрагентов.

Новый способ камеральной проверки будет действовать в отношении налоговых деклараций по НДС, представленных после 01.07.2017 за налоговые периоды начиная с 2015 года.

Когда не нужно сдавать уточненную декларацию по 6-НДФЛ

(Письмо УФНС по г. Москва № 13-11/099595 от 03.07.2017.)

Если работник в начале года представил справку об обучении ребенка-студента для получения стандартного вычета по НДФЛ.  А в марте ребенка отчислили из учебного заведения. Однако об этом событии, работник принес справку только в июле. Нужно ли представить уточненный расчет по форме 6-НДФЛ за I квартал и полугодие? Предусмотрена ли в этом случае ответственность для организации или работника? Правомерно ли требовать от работников представления справки об обучении ребенка ежеквартально?

Как пояснили чиновники, в данной ситуации налогоплательщик утратил право на получение стандартного налогового вычета, с марта месяца.

Однако требование ежеквартального представления работником справки об обучении ребенка в возрасте до 24 лет для получения права на стандартный налоговый вычет НК не предусмотрено.

Поскольку пересчет налоговой базы по налогоплательщику будет произведен в июле и результаты перерасчета будут учтены в расчете по форме 6-НДФЛ за 9 месяцев, то уточненные расчеты по форме 6-НДФЛ за первый квартал и полугодие представлять нет необходимости.