НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 22, 2019

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 22, 2019

2019.06.03

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 27 мая по 31 мая 2019 года

 

Бухгалтер не отвечает за искажения в бухгалтерской отчётности, если…

(Федеральный Закон от 29.05.2019г. № 113-ФЗ)

Административная ответственность за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в случае, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета. Такое дополнение внесено в ст. 15.11 КоАП РФ Федеральным законом от 29.05.2019 № 113-ФЗ.

 

Обновлена форма уведомления о невозможности представления документов

(Приказ ФНС РФ от 24.04.2019 № N ММВ-7-2/204@)

Данным Приказом, зарегистрированным в Минюсте России 27.05.2019 г. (регистрационный № 54746) утверждена форма и формат представления уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме. Напомним, что согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

 

Какой ОКТМО указывается в единой отчетности по налогу на имущество

(письмо ФНС РФ от 24.05.2019 г. № БС-4-21/9840)

В своём письме ФНС уточнила, какой код ОКТМО указывается в единой отчетности по налогу на имущество организаций.

Ведомство напоминает, что с 2019 года налогоплательщики, состоящие на учете в нескольких налоговых инспекциях в одном регионе, могут сдавать единую отчетность по налогу на имущество организаций. Соответствующие рекомендации даны в письме ФНС РФ от 21.11.2018 г. № БС-4-21/22551@.

Единую отчетность можно сдавать в одну из налоговых инспекций региона, где организация состоит на учете.

Упрощенный подход можно применять в отношении всех объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость. При этом в регионе не должны быть установлены нормативы отчислений от налога на имущество организаций в местные бюджеты.

Для применения упрощенного порядка сдачи отчетности в налоговый орган по субъекту РФ организация должна подать уведомление о порядке представления налоговых деклараций (расчетов) по налогу.

ФНС уточняет, что в подобных случаях в расчетах и декларациях по налогу на имущество организаций надо указывать код ОКТМО того муниципалитета, в налоговую инспекцию которого сдается единая отчетность.

 

Куда представлять налоговую отчётность при выбытии объектов недвижимости?

(письмо ФНС РФ от 16.05.2019 г. № БС-4-21/9108)

А данным письмом ФНС России разъясняет, что в случае наличия у налогоплательщика обязательств по исчислению налога на имущество организаций и (или) земельного налога и представлению налоговой отчетности по указанным налогам в отношении объектов недвижимости, права на которые прекращены, представление налоговой отчётности по соответствующему налогу осуществляется по местонахождению организации с указанием ОКТМО по местонахождению объекта налогообложения.

 

Налог на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости только по объектам, включенным в Перечень

(письмо ФНС РФ от 22.05.2019 г. № № БС-4-21/9551)

Своим письмом ФНС России напомнила, что налоговая база по налогу на имущество организаций может определяться исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в п. 1 ст. 378.2 НК РФ. К таким объектам отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, предназначенные или используемые для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Условием применения кадастровой стоимости в целях налогообложения указанных объектов является включение их в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ.

 

ФНС рассказала, как выплаты по ГПД отражаются в расчетах по страховым взносам

(письмо ФНС РФ от 15.05.2019 г. № БС-4-11/8976@)

Эксперты ФНС уточнили, надо ли вносить в приложение № 2 к разделу 1 расчета по страховым взносам выплаты физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Ведомство отмечает, что в базу по страховым взносам на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не включаются любые выплаты физическим лицам по договорам гражданско-правового характера. Это предусмотрено нормами подпункта 2 пункта 3 статьи 422 Кодекса.

Под указанный вид страхования подпадают лица, работающие по трудовым договорам.

Это значит, что любые выплаты физлицам по договорам гражданско-правового характера не должны отражаться в приложении № 2 к разделу 1 расчета по страховым взносам.

Однако в отношении этих же физических лиц компания может одновременно производить выплаты в рамках трудовых отношений. Эти выплаты включаются в базу по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Подобные выплаты необходимо отразить в приложении № 2 к разделу 1 расчета по страховым взносам.

 

Цена контракта не зависит от применяемой системы налогообложения

(письмо Минфина РФ от 15.05.2019 г.  № 24-01-07/34829)

В своём Информационном письме Минфин разъяснил, что с учетом положений Закона о контрактной системе, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим УСН, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта не предусмотрена. Налогоплательщики, применяющие УСН, не признаются плательщиками НДС. При этом в случае выставления ими покупателю счёта-фактуры с выделением НДС сумма налога подлежит уплате в бюджет в полном объёме.

 

Суд разбирался в вопросе права исполнителя-упрощенца на изменение цены государственного контракта на сумму НДС

(Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2019 № 309-ЭС19-2472 по делу № А60-8212/2018, ООО «СпецЭнергоСервис»)

Общество (исполнитель), применяющее упрощенную систему налогообложения, обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к таможне (заказчик) об изменении условий государственного контракта о цене и принятии его в редакции без учета НДС. Исковые требования Общества были удовлетворены судами первой инстанции и апелляции.

Однако суд кассационной инстанции, отменяя принятые по делу судебные акты, указал, что применение победителем аукциона специального налогового режима либо освобождение его от обязанностей налогоплательщика НДС не дает заказчику оснований снижать цену контракта при его заключении и исполнении на сумму НДС, заказчик обязан оплатить выполненные работы по согласованной цене (ст. 34, 54, 64, 70, 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и ст. 173, 346.11 НК РФ). Победитель – неплательщик НДС, заключивший контракт с условием включения в цену НДС, обязан в полной сумме перечислить полученный в цене НДС в бюджет, что не является ограничением участия в торгах.

Следовательно, указание в проекте контракта цены, включающей НДС, не противоречит действующему законодательству и не может рассматриваться как его нарушение, поскольку любой участник закупки вне зависимости от применяемой системы налогообложения вправе участвовать в закупках на условиях, определенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Верховный суд признал данный вывод правомерным.

Аналогичные выводы содержатся в Определениях Верховного Суда РФ от 01.10.2015 № 303- ЭС15-11466 и от 15.11.2017 № 308-ЭС17-13912.

 

При обратном выкупе товаров корректировочный счёт не составляется

(письмо Минфина РФ от 15.05.2019 г. № 03-07-09/34582)

Чиновники в своём письме указали на различия в оформлении счётов-фактур в случаях возврата товара и обратного выкупа ранее реализованного товара. При возврате товаров продавец выставляет корректировочный счёт-фактуру. Если товары, ранее приобретённые и принятые на учёт покупателем, в дальнейшем реализуются на основании договора купли-продажи (договора поставки), по которому покупатель выступает продавцом товаров, а бывший продавец — покупателем, то в отношении таких товаров выставляются счета-фактуры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 168 НК РФ.

 

О нюансах исправления счёта-фактуры

(письмо Минфина РФ от 06.05.2019 г. № 03-07-11/32905)

В данном письме Минфин России разъясняет, что исправленный счёт-фактура составляется продавцом по форме, действующей на дату, проставленную в счёте-фактуре, составленном до внесения в него исправлений. При этом исправленный счёт-фактура регистрируется продавцом в книге продаж. Исключением является случай выставления продавцом исправленного счёт-фактуры при обнаружении ошибок, не препятствующих налоговым органам идентифицировать показатели, поименованные в п. 2 ст. 169 Кодекса.

В случае если продавцом исправленный счёт-фактура, выставленный покупателю, в книге продаж не зарегистрирован и, соответственно, сведения этого счёта-фактуры в налоговую декларацию по НДС не включены, то у покупателя оснований для применения вычетов по налогу не имеется.

 

Списание безнадёжного долга физическому лицу

(письмо Минфина РФ от 08.05.2019 г. № 03-04-05/33751)

Дата фактического получения дохода определяется как день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику.

В данном письме Минфина России рассматривается ситуация, когда компания списывает безнадёжный долг гражданину, который признаётся взаимозависимым по отношению к ней.

В соответствии с п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признаётся экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности её оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с НК РФ об НДФЛ.

В случае со списанием долга, согласно пп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода определяется как день списания в установленном порядке безнадёжного долга с баланса компании, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику. В категорию взаимозависимых попадают физические или юридические лица, отношения между которыми определяют результаты их сделок. Критерии взаимозависимости определены в ст. 105.1 НК РФ.

Вроде бы всё понятно, но есть один вопрос, ясного ответа на который нет в нормах НК РФ.

Дело в том, что согласно п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, списание безнадёжного долга с баланса организации не является аннулированием задолженности. Эта сумма отражается за балансом в течение не менее пяти лет в целях наблюдения за возможностью её взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

В  Апелляционном определении ВС Республики Татарстан от 09.10.2017 по делу № 33-16262/17 судьи указали, что признание задолженности по договору безнадёжной к взысканию и списание её с баланса являются правом организации. Данное обстоятельство не влечёт для сторон договора изменения их гражданских прав и обязанностей. Признание задолженности безнадёжной и списание её с баланса организации на забалансовый счёт вызвано особенностями бухгалтерского учёта.

В связи с этим возникает вопрос. Предположим, что компания списала безнадёжный долг взаимозависимого гражданина с баланса, и гражданину пришлось уплатить НДФЛ. Затем обстоятельства изменились, гражданин свой долг всё-таки погасил. Даёт ли ему это право требовать возврата ранее взысканного с него НДФЛ?

Думаем, что – да. В соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачёте или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы.

 

Утверждена форма уведомления для вычета стоимости ККТ из патента

(приказ ФНС РФ от 18.03.2019 г. № ММВ-7-3/138@)

Данным Приказом утверждены форма, формат и порядок представления уведомления об уменьшении суммы патента на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники. Приказ от 18.03.2019 г. № ММВ-7-3/138@ официально опубликован 30 мая и вступит в силу через 10 дней после публикации.

Вычесть из налога, уплачиваемого при ПСН, можно расходы в размере 18 000 рублей на каждую единицу техники. При этом должны соблюдаться условия, указанные в п.1.1. статьи 346.51 Налогового кодекса.

Уведомление об уменьшении суммы налога можно подать лично, отправить по почте или по ТКС.

До появления утвержденной формы применялась рекомендованная (письмо ФНС России от 04.04.2018 г. № СД-4-3/6343@).

  

Как отчитаться по 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при закрытии обособленных подразделений

(письмо ФНС РФ от 22.05.2019 г. № Б-4-11/9619@)

 Организации с обособленными подразделениями сдают 2-НДФЛ и 6-НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений в ИФНС по месту учета таких подразделений.

При закрытии обособленного подразделения карточка Расчетов с бюджетом по НДФЛ подлежит передаче в налоговый орган по месту постановки на учет головной организации.

Учитывая изложенное, до завершения ликвидации (закрытия) обособленного подразделения такое обособленное подразделение представляет в налоговый орган по месту своего учета справки по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ за последний налоговый период, то есть за период времени от начала года до дня завершения ликвидации (закрытия) обособленного подразделения.

После завершения ликвидации (закрытия) обособленного подразделения и непредставления справок по форме 2-НДФЛ и (или) расчета по форме 6-НДФЛ за такое обособленное подразделение организация представляет справки по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ в отношении работников данного обособленного подразделения в налоговый орган по месту учета организации. При этом организация в справках по форме 2-НДФЛ и расчете по форме 6-НДФЛ указывает ИНН и КПП организации, а ОКТМО закрытого обособленного подразделения.

  

Инспекция может провести выездную проверку по отчетным периодам текущего года, считают в ФНС

(письмо ФНС РФ от 17.04.2019 г. № ЕД-4-2/7305)

В ходе выездной налоговой проверки инспекторы среди прочего вправе проверить отчетные периоды текущего года. Такой вывод следует из данного письма ФНС России.

В пункте 4 статьи 89 НК РФ сказано: в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение об организации проверки. В Федеральной налоговой службе считают, что данный пункт не запрещает проведение выездных ревизий по отчетным периодам того календарного года, в котором принято решение о проведении проверки.

В подкрепление своей позиции авторы письма сослались на определение Верховного суда РФ от 09.09.2014 г. № 304-КГ14-737. Суд подтвердил, что осуществление выездной проверки в отношении отчетных периодов текущего года не нарушает норм налогового законодательства.

 

НДС по внутрироссийским перевозкам экспортных товаров

(письмо Минфина РФ от 25.04.2019 г. № 03-07-08/30612)

Применение ставки НДС 0% или 20% в отношении услуг по внутрироссийской перевозке экспортных товаров зависит от условий договора.

Ситуация, рассмотренная в данном письме Минфина России, достаточно типична. Сначала один экспедитор доставляет экспортный товар до места, где будет проходить таможенное оформление, а затем другой экспедитор перевозит товар за границу. Какую ставку НДС применять?

В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ нулевая ставка НДС применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен данным подпунктом, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. При этом международной перевозкой товаров признаётся перевозка морскими, речными судами, судами смешанного плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автомобильными средствами, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ.

Следовательно, ставка НДС в размере 0% применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг при перевозке товаров между пунктами, один из которых находится на территории РФ, а другой - на территории иностранного государства.

В случае заключения договора на оказание услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию товаров, перемещаемых между двумя пунктами, находящимися на территории РФ, такие услуги подлежат обложению НДС по ставке в размере 20% на основании п. 3 ст. 164 НК РФ.

На практике заказчик перевозки и сопутствующих транспортно-экспедиторских услуг может быть один, а вот исполнителей заказа — несколько. И все они имеют право на применение нулевой налоговой ставки по НДС, если участвуют в отдельных этапах выполнения общего заказа. Этот вывод содержит п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.14 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». При этом действие пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, или заказчик транспортно-экспедиционных услуг, или иное лицо.

Таким образом, применение нулевой ставки НДС зависит от того, как именно будет заключён договор перевозки.

Если услуга по перевозке товара между двумя пунктами в РФ является частью общего заказа международной перевозки груза, то такая деятельность может претендовать на нулевую налоговую ставку. (Например, основной перевозчик нанимает субподрядчика).

Если же такая перевозка производится в рамках самостоятельного заказа, то тогда действительно придётся уплатить НДС по ставке в размере 20%.

  

В отсутствие фактических выплат страховые взносы не исчисляются

(Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.05.2019 № Ф04-1377/2019 по делу № А81-7427/2018, ООО «Ямал Транс Сервис»)

 Суды пришли к выводу, что незаконно исчислять страховые взносы расчётным путём исходя из МРОТ, если фактическая оплата не производилась.

Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного Обществом расчёта по страховым взносам за 2017 год, по результатам которой вынесено решение о привлечении Общества к ответственности за неуплату страховых взносов. Основанием для принятия решения послужил вывод, что в расчёте по страховым взносам не отражены возможные суммы выплат единственному участнику общества – генеральному директору исходя из минимального размера заработной платы. Общество не согласилось с решением инспекции и обратилось в арбитражный суд.

Признавая недействительным решение инспекции, суды трёх инстанций исходили из того, что налоговое законодательство не содержит положений, позволяющих инспекции при отсутствии у плательщика страховых взносов базы для начисления страховых взносов определять её расчётным путём исходя из минимального размера оплаты труда (МРОТ).

В облагаемую базу для исчисления страховых взносов включаются только фактически начисленные в пользу работников выплаты в рамках трудовых отношений или по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Суды, установив, что заработная плата генеральному директору не начислялась, выплаты или иные вознаграждения в рамках трудовых отношений не производились, пришли к выводу об отсутствии базы для начисления страховых взносов.

Выводы судов соответствуют правовым позициям, изложенным в информационном письме Президиума ВАС РФ от 12.07.2000 № 55 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации».