НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 18, 2019

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 18, 2019

2019.05.06

ГК «Фин-Аудит» Новости законодательства Новостная лента № 18, 2019

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 29 апреля по 30 апреля 2019 года

 

05 мая 2019 г. вступил в силу новый порядок списания налоговых долгов

(приказ ФНС РФ от 02.04.2019 г. № ММВ-7-8/164@)

ФНС России приказом от 02.04.2019 № ММВ-7-8/164@ утвердила Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию. Новый приказ – от 02 апреля 2019 г. № ММВ-7-8/164@ – вступил в силу 05 мая, при этом полностью утратит силу приказ ЯК-7-8/393@, действующий с 2010 года. Также утвержден Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию указанных недоимки и задолженности. Документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации 23 апреля 2019 г.

Налоговики планировали внести поправки в действующий приказ в связи с тем, что теперь из ЕГРЮЛ юридические лица могут быть исключены из-за недостоверности данных (а не только при отсутствии «признаков жизни»). В новом приказе это входит в понятие «исключение из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа» (без уточнения, по какой причине оно состоялось).

Вообще, в новом порядке, в отличие от ранее действовавшего, нет перечня конкретных оснований, предусмотренных НК, для признания долгов безнадежными, а есть лишь отсылка на соответствующие нормы НК. По-прежнему приложение к порядку содержит перечни документов, необходимых для каждого случая «прощения» долгов. Сроки, в течение которых налоговики производят свои действия, не изменились.

Утверждённый Порядок распространяется на списание безнадежных к взысканию:

- недоимки и задолженности по пеням и штрафам, в том числе задолженности по налоговым санкциям за нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, которые до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 1 января 1999 года;

- процентов при изменении срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа и процентов при заявительном порядке возмещения из бюджета НДС;

- недоимки по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящиеся за организациями по состоянию на 1 января 2001 года, задолженность по пеням и штрафам;

- суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов плательщиков в банках, но не перечисленные в бюджет.

В приложениях приведены форма Справки о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, взыскание которых невозможно и форма Решения о признании безнадежными к взысканию и списании недоимки и задолженности.

 

Дополнительные тарифы пенсионных взносов при частичной занятости на «вредном производстве»

(письмо ФНС РФ от 05.04.2019 г. № БС-4-11/6360@)

В отсутствие ведения раздельного учёта выплат работнику за работу во вредных, тяжёлых и опасных условиях труда и за работу в нормальных условиях труда исчисление страховых взносов по доптарифам на ОПС осуществляется со всех начисленных в этом месяце выплат пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ на «вредном производстве».

Данным письмом ФНС России согласовала с Минфином России порядок начисления страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам в отношении выплат работникам, частично занятым во вредных или тяжёлых условиях труда. Иными словами, когда часть рабочего времени они трудятся на «вредном производстве», а часть – нет.

Согласно п. 2 ст. 428 НК РФ для работодателей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу сотрудников, занятых на видах работ, указанных в пп. пп. 2 - 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в общем случае применяется дополнительный тариф страховых взносов в ПФР в размере 6%.

Система расчёта, предложенная чиновниками в комментируемом письме, выглядит достаточно логичной.

Если в компании не ведётся раздельный учёт выплат работнику за работу во вредных, тяжелых и опасных условиях труда и за работу в нормальных условиях труда, то заработок работника за месяц для целей исчисления дополнительного тарифа делится на две части пропорционально времени, отработанному в разных условиях труда. При ведении раздельного учёта выплат дополнительным тарифом облагается только заработок, начисленный за непосредственную работу на «вредном производстве».

Если работнику производятся выплаты, не связанные с работой в тех или иных условиях труда – например, материальная помощь или оплата путёвки – то исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам с таких выплат производится пропорционально количеству фактически отработанного работником времени в разных условиях труда. (Отметим, что эта позиция согласуется с разъяснениями Минтруда России, изложенными в письме от 05.06.2013 № 17-3/10/2-3105).

Однако не стоит забывать один важный момент. Минтруд России уверен, что обязанность использования доптарифов связана с юридическим «закреплением» «вредной» должности за работником – см., например, письма Минтруда России от 17.06.2016 № 17-3/В-256 и от 06.07.2015 № 17-3/В-331. Так, есть ситуации, когда работники фактически не трудятся, но числятся на работе. В письме Минтруда России от 17.06.2016 № 17-3/В-256 чиновники указали, что выплаты работнику, занимающему должность на работе, поименованной в ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, но при этом фактически отсутствующему в связи с нахождением в учебном отпуске, отпуске без содержания и тому подобном, всё равно должны облагаться дополнительными тарифами. (См., также, письмо Минтруда России от 04.09.2014 № 17-3/В-424).

Единственное, что пока удалось «отстоять» от начисления доптарифов – это выплаты работникам во время простоев. То, что указанные взносы в этот период начислению не подлежат, решил Верховный Суд РФ в Определении от 24.09.2018 № 306-КГ18-10152. (Хотя Минтруд России в письме от 20.01.2015 № 17-3/В-14 имел как раз противоположное мнение).

 

Компенсация коммунальных платежей считается доходом

(Определение Верховного Суда РФ от 12.04.2019 № 304-ЭС19-3801, ИП)

Верховный суд напомнил, что компенсация коммунальных платежей арендатору учитывается им при определении предельного размера дохода при совмещении патентной и упрощенной систем налогообложения.

Налоговая инспекция доначислила индивидуальному предпринимателю единый налог по упрощенной системе налогообложения за 2013-2014 годы в общем размере 3 млн руб., а также пени – 0,7 млн руб. Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа об утрате заявителем права на применение патентной системы налогообложения в связи с занижением заявителем полученного дохода на суммы, перечисленные арендаторами предпринимателю за предоставленные коммунальные услуги, что привело к неполной уплате налога по УСН. (ИП применял УСН с объектом налогообложения «доходы». Также налогоплательщик в 2013-2014 годах применял ПСН по виду деятельности - сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих на праве собственности).

Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенного налоговой инспекцией решения ввиду превышения предельно допустимого размера дохода, полученного от осуществления деятельности по сдаче в аренду нежилых помещений. Оплачивая коммунальные и иные услуги, связанные с содержанием объектов аренды, предприниматель исполнял возлагаемую на него договорами аренды обязанность по предоставлению арендаторам имущества в состоянии, соответствующем его назначению. В связи с чем денежные средства по оплате этих услуг являются затратами, необходимыми для осуществления предпринимательской деятельности, которые не могут быть учтены при расчете налоговой базы по УСН ввиду избранного объекта налогообложения - доходы. Вместе с тем денежные средства, полученные от арендаторов в счет возмещения стоимости коммунальных услуг, являются доходом предпринимателя, с учетом которого общий доход от осуществляемой деятельности превысил предельный размер дохода, установленный п. 6 ст. 346.45 НК РФ. На этом основании суды пришли к правильному выводу об утрате заявителем права на применение ПСН, в связи с чем признали правомерным произведенное Инспекцией доначисление налога по УСН за 2013-2014 годы, а также суммы штрафных санкций и пени.

Вышестоящие суды также признали выводы налоговой инспекции законными.

Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 № 9149/10.

 

При каком условии услуги по таможенному оформлению грузов подпадают под нулевую ставку НДС?

(Письмо Минфина РФ от 19.04.2019 г. № 03-07-08/28420)

Минфин уточнил, какая ставка НДС применяется при оказании услуг по таможенному оформлению грузов.

В письме от 19.04.2019 № 03-07-08/28420 отмечается, что статья 164 НК РФ устанавливает нулевую ставку НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки, при которой пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами РФ.

В перечень транспортно-экспедиционных услуг в указанной статье включены в том числе услуги по таможенному оформлению.

Таким образом, нулевая ставка НДС применяется в отношении услуг по таможенному оформлению грузов, если они оказываются на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен в России, а другой - за ее пределами.

При оказании услуг по таможенному оформлению грузов, оказываемых в рамках договора на таможенное оформление, не являющегося договором транспортной экспедиции, такие услуги облагаются НДС по ставке 20%.

  

Как в расчёте по страховым взносам отражать доначисленное больничное пособие

(письмо ФНС РФ от 22.04.2019 № БС-3-11/3943@)

 ФНС в своём письме разъяснила, как в расчете по страховым взносам отражается пособие по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, доначисленное за предшествующий год.

Так, в письме отмечается, что по закону об обязательном страховании на случай временной нетрудоспособности (от 29.12.2006 № 255-ФЗ) сумма пособия по временной нетрудоспособности считается по данным о выплатах работнику, произведенных ему в течение 2 лет.

Если работник обратился за пособием к новому работодателю и не представил справку о сумме заработка у предыдущих работодателей, то пособие назначается только на основании имеющихся в компании сведений и документов. После представления работником указанной справки новый работодатель должен пересчитать назначенные работнику пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки.

Таким образом, при представлении работником справки о сумме заработка у прошлого работодателя организация обязана произвести на основании такой справки перерасчет больничного листа, доначислив пособие.

Например, в 2018 году на основании предоставленной работником справки о сумме заработка компания может произвести перерасчет суммы пособия по временной нетрудоспособности за 2017 год. Соответственно, в 2018 году работнику будет начислена недостающая сумма пособия.

ФНС уточняет, что в этом случае суммы дополнительно выплаченного пособия следует отразить в расчете по страховым взносам за тот квартал 2018 года, в котором такие дополнительные выплаты были произведены.

При этом работодатель не должен представлять уточненный расчет за тот период, за который больничное пособие пересчитывалось. Соответственно, если пересчитывалось пособие за 2017 год уточненный расчет за этот период представлять не надо.

 

 Срок доверенности «до» - значит включая

(Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2019 № 309-ЭС19-4991, ООО «НПО Инновационные газовые технологии»)

 Если срок доверенности определён в виде периода времени, течение срока должно начинаться на следующий день после дня её выдачи и истекает в конце дня, указанного в доверенности с предлогом «до».

Налоговый орган отказал уполномоченному представителю общества при рассмотрении 07.02.2018 материалов налоговой проверки, поскольку срок действия доверенности, выданной до 07.02.2018, на момент совершения указанного процессуального действия истёк.

Отказывая в удовлетворении требований общества, суды первой и апелляционной инстанций, применив положения ст. 431 ГК РФ, исходили из того, что 07.02.2018 полномочиями на представление интересов общества Т. не обладал, так как предлог «до» используется в значении «не включая дату, следующую после этого предлога».

Суд кассационной инстанции с выводами судов не согласился, указав, что если срок доверенности определен в виде периода времени, течение срока должно начинаться на следующий день после дня её выдачи и истекает в конце дня, указанного в доверенности с предлогом «до». Таким образом, указанная в доверенности дата - 07.02.2018 включается в срок, рассчитываемый при определении продолжительности действия такой доверенности.

При этом суд кассационной инстанции руководствовался положениями ст. 190, 194, 431 Гражданского кодекса РФ, ст. 3, 6.1 НК РФ, а также учитывал правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 № 185-О и в определении Верховного Суда РФ от 16.10.2018 № 304-КГ18-7786.

Вместе с тем, поскольку все возражения и доводы налогоплательщика по акту выездной налоговой проверки и дополнения к возражениям рассмотрены и учтены при вынесении окончательного решения, выводы нижестоящих судов не повлекли негативных последствий для общества и не привели к принятию незаконных судебных актов. На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции оставил принятые по делу судебные акты без изменения.