НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 13, 2017

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 13, 2017

2017.04.10

для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста за неделю с 03 апреля 2017 года по 07 апреля 2017 года  


Возврат страховых взносов за периоды 2016 года и ранее производят фонды

(Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 марта 2017 г. № 03-15-05/12706)

Для возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, следует написать заявление в ПФР. Начиная с 1 января 2017 года сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном в НК РФ (п. 11 ст. 78 Налогового кодекса).

Ошибки, которые приведут к возврату расчета по страховым взносам из налогового органа

(Письмо ФНС России от 13 марта 2017 г. № БС-4-11/4371@ "О направлении Контрольных соотношений")

1. Не сходятся контрольные соотношения: если в целом сумма взносов по организации, которые начислены в пределах взносов от облагаемой базы на обязательное пенсионное страхование за каждый из трех месяцев отчетного периода не стыкуется с теми же взносами за тот же месяц отчетного периода по каждому застрахованному лицу (п. 7 ст. 431 Налогового кодекса). Данные в разделе 1 и разделе 3 должны стыковаться.

2. Неправильные персональные данные работников. Ошибки в ФИО, данных СНИЛС и ИНН (если есть) также приведут к тому, что расчет будет считаться непредставленным и его необходимо будет корректировать. Для этого нужно использовать проверочную программу, находящуюся на сайте ФНС России в разделе "страховые взносы"

Примечание: в отличие от ранее сдаваемой отчетности по страховым взносам, в новом расчете не нужно указывать сведения об уплаченных страховых взносах (только о начисленных). Отсутствуют строчки о сальдо на начало и конец отчетного (расчетного) периода. Данные сведения нужны были страховым фондам для формирования бюджета. Налоговикам они не нужны. У них есть карточка расчета с бюджетом на каждого плательщика страховых взносов, в которой они видят суммы уплаченных взносов 

Если проезд к месту командирования пришелся на выходные или праздничные дни, оплата проезда не считается доходом сотрудника


(Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 марта 2017 г. № 03-04-06/16282)

В случае, если дата, указанная в проездном документе, не совпадает с датой начала (окончания) командировки, то сумма возмещения организацией расходов работника по проезду до места командировки и обратно не облагается НДФЛ только в ситуации, когда работник остается в месте командирования, используя выходные или нерабочие праздничные дни.

Экономической выгоды он в данном случае не имеет. Аналогичный подход используется в случае выезда работника к месту командировки до даты ее начала.

Если сразу после окончания командировки работнику предоставляется отпуск, который он проводит в месте командирования, то в такой ситуации оплата организацией за сотрудника обратного билета со сроком приезда позднее окончания срока командировки, обозначенного в приказе о командировании признается его доходом, полученным в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 Налогового кодекса). Стоимость указанного билета подлежит обложению НДФЛ в полном объеме.

Таким образом, если работник убывает в командировку ранее даты, указанной в приказе о командировании (возвращается из командировки позднее установленной даты), оплата его проезда в некоторых случаях не может рассматриваться как компенсация расходов, связанных со служебной командировкой.

При импорте из стран ЕАЭС вычеты по НДС производятся по российскому законодательству


(Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 марта 2017 г. № 03-07-13/1/16783)

Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при импорте товаров из Республики Казахстан, а также других стран ЕАЭС, перемещаемых через границу России без таможенного оформления, принимаются к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 171-172 Налогового кодекса.

Примечание: порядок применения НДС в торговых отношениях государств-членов ЕАЭС установлен положениями Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

Если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства-члена ЕАЭС и налогоплательщиком другого государства-члена ЕАЭС, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, – собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, - комиссионером, поверенным или агентом (п. 13.1 раздела III "Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров" Протокола).

Суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена ЕАЭС с территории другого государства-члена ЕАЭС, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном законодательством государства-члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары (п. 26 раздела III Протокола.

Разработано уведомление о невозможности представления документов налоговому органу

(приказ ФНС России от 25 января 2017г. № ММВ-7-2/34@ "Об утверждении формы и формата уведомления о невозможности представления в установленные сроки документов (информации) в электронной форме"). 

С помощью этого документа налогоплательщики должны информировать налоговый орган о том, что возможность представить истребованные документы у них отсутствует.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение данного срока (10 дней), оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

Указанное уведомление может быть представлено в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя либо передано в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика. Лица, на которых в соответствии с п. 3 ст. 80 Налогового кодекса не возложена обязанность по представлению налоговой декларации в электронной форме, вправе направить уведомление по почте заказным письмом.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если у торгового или административно-делового центра определена кадастровая стоимость, то налогообложение всех помещений в нем исчисляется исходя из нее

(Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 марта 2017 г. № 03-05-04-01/13780)

Если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в региональный Перечень, утвержденный законом субъекта РФ, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне. А в случае, если определена кадастровая стоимость указанного здания (строения, сооружения), но при этом кадастровая стоимость помещения отсутствует, то налоговая база в отношении помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания (строения, сооружения), в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

Примечание! Налоговая база в отношении административно-деловых центров, а также торговых центров (комплексов) и помещений в них определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 Налогового кодекса, как кадастровая стоимость имущества (подп. 1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

При этом вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений п. 3-5 ст. 378.2 НК РФ высшим правительством субъекта РФ (п. 9 ст. 378.2 НК РФ).

В качестве условий признания зданий (строений, сооружений) административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) определены вид разрешенного использования земельного участка, и (или) назначение, разрешенное использованию здания (строения, сооружения), и (или) фактическое использование здания (строения, сооружения).

Перечень торговых и административно-деловых центров, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ должен установить не позднее 1 числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

Беспроцентный займ не признается доходом

(Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 марта 2017 г. № 03-03-РЗ/16846)

Материальная выгода, полученная организацией от беспроцентного пользования заемными средствами, не увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Кроме того, если займ был произведен между взаимозависимыми компаниями, то сделка не признается контролируемой и не влечет соответствующих налоговых последствий

Примечание! По долговым обязательствам любого вида доходом (расходом) признаются проценты, исчисленные исходя из фактической ставки, если иное не установлено ст. 269 Налогового кодекса (п. 1 ст. 269 НК РФ).

Если сделка совершена между взаимозависимыми лицами и признана контролируемой, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ, если иное не установлено ст. 269 НК РФ (абз. 3 п. 1 ст. 269 НК РФ).

В то же время с 1 января 2017 года сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Россия, вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки условиям, предусмотренным п.1-3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми (подп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

При возврате товара на чеке должен содержаться признак "возврат прихода"

(Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 марта 2017 г. № 03-01-15/11622)

При осуществлении возврата товара на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) необходимо указывать признак "возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, – возврат прихода". При этом кассовый чек с признаком возврата прихода формируется на ККТ того же хозяйствующего субъекта

Законодательно установлены следующие признаки расчета (п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ):

  • получение средств от покупателя (клиента) – приход;
  • возврат покупателю (клиенту) средств, полученных от него, – возврат прихода;
  • выдача средств покупателю (клиенту) – расход;
  • получение средств от покупателя (клиента), выданных ему, - возврат расхода.

Вместе с тем вопрос порядка ведения кассовых операций (выдачи денежных средств за возвращенный товар не в день покупки такого товара и документального оформления такой операции) находится в ведении в Банка России (ст. 34 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Кроме того, налоговики добавили, что ситуации возврата товара, аванса и предоплаты будут описаны в методических рекомендациях по описанию формирования кассовых чеков с использованием вышеупомянутого Приказа ФНС России. При этом методичку планируется разместить на официальном сайте налоговой службы.

Минфин России разъяснил, что при получении счета-фактуры по предварительной оплате (частичной оплате) до 25-го числа включительно месяца, следующего за налоговым периодом, в котором суммы такой оплаты перечислены продавцу, покупатель не вправе заявить к вычету суммы НДС, предъявленные продавцом по такому счету-фактуре.

(Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 марта 2017 г. № 03-07-09/17203).

В данном случае суммы налога принимаются к вычету в том налоговом периоде, в котором получены соответствующие счета-фактуры.

Пример: когда покупатель вправе заявить вычет с декабрьского аванса, если счет-фактуру поставщик датировал январем 2017 года, но покупатель получил счет-фактуру до срока сдачи декларации по НДС за 4 квартал 2016 года? Правомерно ли заявить вычет по декабрьскому авансу в декларации по НДС за 4 квартал, если покупатель получил счет-фактуру в январе до срока сдачи отчетности, то есть не позднее 25-го января 2017 года?

При получении счета-фактуры покупателем от продавца товаров (работ, услуг) после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги) приняты на учет, но до установленного ст. 174 Налогового кодекса срока представления налоговой декларации за указанный налоговый период покупатель вправе принять к вычету сумму НДС в отношении таких товаров (работ, услуг) начиная с того налогового периода, в котором указанные товары (работы, услуги) были приняты на учет. В свою очередь налоговая декларация должна быть представлена в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). Вместе с тем вычет налога, предъявленного по предварительной оплате (частичной оплате), данной нормой НК РФ не предусмотрен (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

При продаже алкоголя ККТ должна применяться в обязательном порядке

(п. 11 ст. 1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 261-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации)

ФНС России на своем официальном сайте напомнила, что с 31 марта 2017 года ИП и компании, занимающиеся розничной продажей алкоголя, в том числе при оказании услуг общественного питания, обязаны применять ККТ.

В то же время, если налогоплательщик заранее заключил договор на поставку фискального накопителя, однако по не зависящим от него причинам его не доставили вовремя, то такие налогоплательщики не привлекаются к административной ответственности. Детальные разъяснения по этому поводу финансисты дали в отдельном письме (письмо Минфина России от 27 марта 2017 г. № 03-01-15/17554).

Скорректированы документы для проверки правильности расходов страхователя при выплате детских пособий и больничных

(приказ ФСС России от 25 января 2017 г. № 10)

ФСС России утвердил формы документов, использующихся при осуществлении проверок правильности произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством В частности, были приняты следующие формы документов (всего – 11):

  • акт выездной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма 1);
  • акт камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма 2);
  • решение о проведении выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма 3);
  • решение о приостановлении проведения выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма 4);
  • решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (форма 7) и другие формы.

Примечание: Сейчас используются документы, утвержденные ФСС России в 2010 году (приказ ФСС России от 9 марта 2010 г. № 37).

ИП на ЕНВД, приобретающий электронные услуги у иностранной компании, является налоговым агентом по НДС.

(Письмо ФНС № СД-3-3/2110@ от 30.03.2017)

ИП на ЕНВД приобретает у иностранной организации услуги по онлайн-бронированию в отношении услуг по временному размещению и проживанию физических лиц (посетителей). ИП приобретает электронные услуги (услуги по онлайн-бронированию) у иностранной организации, с уплатой комиссии в качестве вознаграждения за такие услуги.

В соответствии с абзацем 12 подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации место реализации электронных услуг в целях налогообложения НДС определяется по месту осуществления деятельности покупателя.

Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 174.2 Кодекса к услугам в электронной форме относятся в том числе услуги по предоставлению через сеть Интернет технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями.

Таким образом, в случае если индивидуальный предприниматель зарегистрирован в Российской Федерации и приобретает у иностранной организации услуги по онлайн-бронированию, то местом реализации таких услуг признается Российская Федерация. Следовательно, такие электронные услуги облагаются НДС на территории Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что на основании пункта 9 статьи 174.2 Кодекса при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в российских налоговых органах, исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов.

С учетом изложенного индивидуальный предприниматель, приобретающий у иностранной организации электронные услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, обязан исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДС в качестве налогового агента.

Налоговый агент, не являющийся налогоплательщиком НДС, как следует из абзаца 2 пункта 5 статьи 174 Кодекса, вправе представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию на бумажном носителе.

ИП-работодатель не должен подавать заявление для регистрации в качестве страхователя

(Письмо  Федеральной налоговой службы от 31.01.17 № БС-4-11/1628@)

Начиная с 01.01.2017 года регистрация индивидуальных предпринимателей - работодателей в заявительном порядке в качестве страхователей не предусмотрена (исключая ФСС в части взносов по НС и ПЗ).

С 2017 контроль за расчетом и уплатой пенсионных и медицинских взносов, а также взносов по обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством передан Федеральной налоговой службе.

Согласно положениям статьи 11 Федерального закона № 167-ФЗ регистрация и снятие с регистрационного учета страхователей в территориальных органах ПФР осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, едином государственном реестре налогоплательщиков, поступающих из налоговых органов.

Таким образом, начиная с 01.01.2017 года регистрация индивидуальных предпринимателей - работодателей в заявительном порядке в качестве страхователей не предусмотрена.

Согласно статье 431 Налогового кодекса РФ плательщики страховых взносов - индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, исчисляют, уплачивают страховые взносы, а также представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту своего жительства по форме, утвержденной приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ за отчетные периоды начиная с 01.01.2017.

Срок представления расчета за I квартал 2017 г. - 02.05.2017.

Информация, содержащаяся в расчете по страховым взносам, будет направляться в ПФР в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации.