НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 11, 2019

НОВОСТНАЯ ЛЕНТА № 11, 2019

2019.03.18

ГК «Фин-Аудит» Новости законодательства Новостная лента № 11, 2019

Для руководителя, бухгалтера, кадровика и юриста

за неделю с 11 марта по 15 марта 2019 года

 

Не спешите отказываться от бумажных посадочных талонов

(приказ Министерства транспорта РФ № 7 от 14.01.2019)

Минтранс утвердил новые правила использования посадочного талона, оформленного в электронном виде. Теперь пассажиру не обязательно иметь бумажный посадочный талон, чтобы пройти на борт самолета. Достаточно зарегистрироваться на рейс через сайт и получить электронный талон. Например, его могут выслать на мобильный телефон, и в аэропорту при посадке в самолет достаточно будет показать талон на экране. При этом данная услуга ещё действует не везде.

И здесь у организации возникает вопрос: что делать с командированными сотрудниками? Ведь чиновники уже не раз отмечали, что посадку в самолет необходимо подтвердить. Для этих целей и нужен талон с отметкой о досмотре (письмо Минфина РФ от 06.06.2017 № 03-03-06/1/35214.

Таким образом получится, что если сотрудник оформил электронный талон, то подтверждения посадки у него на руках не будет. В Минфине и ФНС по-прежнему считают, что в такой ситуации одним авиабилетом не обойтись. Посадочный талон с отметкой о досмотре обязательно нужен. Пока непонятно, устроит ли проверяющих распечатка талона. До тех пор, пока ФНС не выпустит официальные разъяснения, попросите сотрудников не использовать электронные талоны в командировках.

Если сотрудник об этом забудет, безопаснее подтвердить перелет справкой от авиакомпании-перевозчика.

 

Новые лицензии и штрафы для бизнеса

(Постановление Правительства РФ от 27.02.2019 № 195)

 С 01 марта 20019 введено лицензирование всех без исключения автобусных перевозок (Федеральный закон от 30.10.2018 № 386-ФЗ). Теперь полностью исключена возможность перевозки пассажиров автобусами без получения лицензии. И это касается всех видов перевозок – либо по заказам, либо для обеспечения собственных нужд предприятий и индивидуальных предпринимателей (например, доставка работников к месту работы и обратно).

Получить лицензию необходимо до 29 июня 2019 года. Для этого нужно направить в Ространснадзор заявление о включении информации об автобусе в реестр лицензий в соответствии с указанным Постановлением.

Срок принятия решения по заявлению – 3 рабочих дня со дня получения данного заявления.

За отсутствие лицензии будут штрафовать по ст. 14.1.2 КоАП РФ. Штраф для должностных лиц по данной статье составляет 50 000 рублей, для ИП – 100 000 рублей, для организаций – 400000 рублей. Повторное нарушение грозит организациям административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

 

Судьи уточнили перечень оснований для увольнения

(постановление Конституционного суда РФ от 14.11.2018 № 41-П)

Работодатель не вправе уволить сотрудника только за то, что у него нет образования, такое решение принял Конституционный суд.

Суд рассматривал дело компании, которая приняла женщину без образования на должность воспитателя. После того как профессиональные стандарты стали обязательными, компания предложила работнице стать уборщицей. Сотрудница отказалась, и ее уволили за несоответствие профстандарту (п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК).

При этом, в ходе судебного разбирательства, выяснилось, что, несмотря на отсутствие образования, воспитатель успешно прошла аттестацию. По ее итогам комиссия присвоила сотруднице вторую квалификационную категорию. Что означает соответствие работника занимаемой должности. Поэтому само по себе отсутствие образования не может стать причиной увольнения. 

Компания вправе отказать соискателю в приеме на работу, если он не соответствует условиям вакансии. Но увольнять уже нанятых работников нельзя. Если компания сомневается в профессионализме работника, она вправе проверить его квалификацию. Для этого проводят аттестацию. Если по итогам аттестации окажется, что работник не соответствует занимаемой должности, его можно уволить (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК).

 

Для компаний установили форму нового кадрового документа, который они обязаны выдавать сотрудникам

(письмо Минобороны РФ от 01.03.2019 № 315/4/1023)

В феврале 2019 г. у компаний появилась новая обязанность – выявлять сотрудников, уклоняющихся от постановки на воинский учет, и вручать им направления в военкомат (Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ). Но по какой форме составлять такое направление было не ясно.

Раньше работодатели только оповещали сотрудников о повестках в военкомат и направлений не выдавали. А сейчас о сотруднике, который не состоит на воинском учете, работодатель обязан известить военный комиссариат в срок - две недели с момента выявления уклониста. Форму уведомления следует брать из совместного приказа Минобороны, МВД и ФМС от 10.09.2007 № 366/789/197 «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности».

 

Если участок под жильё не освоен

(письмо Минфина РФ от 21.01.2019 № 03-05-05-02/2670)

Неосвоение земельного участка, приобретённого или предоставленного для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога. Однако при этом применяются повышающие коэффициенты.

Данным письмом чиновники напоминают, что налогообложение земельных участков с разрешённым использованием под жилищное строительство имеет для налогоплательщиков как хорошую, так и не очень хорошую сторону.

Сначала, о хорошем. В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ в отношении земельных участков, приобретённых или предоставленных для жилищного строительства, налоговая ставка для исчисления земельного налога устанавливается нормативными правовыми актами местных органов власти в размере, не превышающем 0,3% кадастровой стоимости земельного участка.

Теперь о не очень хорошем. Чтобы владельцы земельных участков поторопились со строительством жилья, в п. 15 ст. 396 НК РФ в отношении таких земельных участков, (за исключением участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства обычными гражданами), исчисление суммы земельного налога производится с учётом коэффициента 2 в течение трёхлетнего срока строительства. Отсчёт начинается с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В течение периода, превышающего трёхлетний срок строительства, с учётом коэффициента 4 вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект.

Теперь о неочевидном. Это следует из п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54. Неосвоение земельного участка, приобретённого или предоставленного для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога. Однако одновременно с этим нужно применять и повышающие коэффициенты.

Ничего не меняет ситуация, если данный участок переходит по условиям гражданско-правового договора к лицу, которое заведомо не собирается там ничего строить, а собирается его просто перепродать – например, к банку. (См., в частности, письмо Минфина России от 29.06.2017 № 03-05-05-02/41181).

Так, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 19.12.2014 № Ф04-13066/2014 по делу № А46-1371/2014 суд решил, что доводы налогоплательщика о том, что он не имел проектно-сметной документации, не получал разрешение на строительство, не заключал договоры подряда со строительными организациями, следовательно, не являлся ни заказчиком, ни застройщиком, ничего не значат. (См., также, Определение ВС РФ от 12.04.2016 № 304-КГ16-2281 по делу № А46-5243/2015).

 

Фиктивный заём

(Определение Верховного суда РФ от 22.02.2019 № 308-КГ18-26277 по делу № А53-14488/2017 ООО «СБ Инвест»)

Суды сделали вывод, что заключенный налогоплательщиком договор займа являлся экономически необоснованным и заключался в отсутствие деловой цели.

Налоговая инспекция доначислила Обществу налог на прибыль в размере 46 млн руб., и налогоплательщик за защитой своих прав обратился в суд. По мнению инспекции, включение в состав соглашения об отступном условий о погашении договора займа за счет предоставленного имущества ЗАО и дальнейшая корректировка регистров налогового учета повлекли получение Обществом необоснованной налоговой выгоды путем занижения налоговой базы по налогу на прибыль за 2012 год.

Суды трех инстанций пришли к выводу, что предоставление Обществом целевого займа сроком на один день было направлено на получение необоснованной налоговой выгоды путем необоснованного уменьшения суммы полученных доходов при исчислении налога на прибыль. При этом суды учли обстоятельства, связанные с наличием у Общества приобретенного у банка по договору цессии права требования долга от ЗАО, а также последующие действия Общества по предоставлению ЗАО займа и прекращению обязательств ЗАО, возникших перед Обществом на основании договора цессии и договора займа.

Незаконная обеспечительная мера

(Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.02.2019 № Ф09-313/19 по делу № А60-45664/2018, КПК «Первый»)

Банк не согласился с проверяющими о необходимости принятия обеспечительных мер в виде приостановления расходных операций по счетам налогоплательщика при наличии достаточной суммы дебиторской задолженности.

В отношении кооператива проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты в бюджет налогов за период 2013-2015 г.г. и вынесено решение о доначислении налогов, штрафов, пени в общей сумме 56 млн руб. В целях обеспечения возможности исполнения решения инспекцией принято решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение без согласия налогового органа имущества, а также приостановления всех расходных операций по счетам налогоплательщика в банках.

Кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным. Удовлетворяя заявленные требования, суды трех инстанций исходили из того, что при принятии решения в части приостановления расходных операций по счетам кооператива инспекцией нарушены требования подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ, предусматривающие возможность такого приостановления только после наложения запрета на отчуждение имущества и только в случае если совокупная стоимость такого имущества меньше общей суммы доначисленных обязательных платежей.

Суды установили, что дебиторская задолженность кооператива составляла 104,45 млн руб., а право на получение дебиторской задолженности является имущественным правом, и сама дебиторская задолженность является частью имущества организации, на которое может быть наложен запрет. Инспекцией при принятии оспариваемого решения состав дебиторской задолженности кооператива исследован не был, запрет на отчуждение на дебиторскую задолженность либо на иное имущество в качестве обеспечительной меры не наложен. При этом стоимость указанного имущества кооператива превышала общую сумму начисленных налогов и пени. Кроме того, в оспариваемом решении о принятии обеспечительных мер не указаны обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестных действиях кооператива, в том числе совершение им умышленных действий по сокрытию или отчуждению принадлежащего ему имущества, совершение действий, свидетельствующих о направленности его поведения на создание препятствий с целью последующего неисполнения решения о привлечении его к налоговой ответственности.

 

Право на вычет по НДС подтвердил суд

(Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.02.2019 № Ф09-331/19 по делу № А47-12280/2017, ООО «Компания «РВТ Экспорт»)

Неформальная документация налогоплательщика подтвердила его право на получение вычета по НДС и доказала ошибочность выводов налоговых инспекторов.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции о доначислении НДС в размере 9,3 млн руб., а также пени и штрафа. По мнению проверяющих, действия Общества направлены не на реальное осуществление хозяйственных операций со спорными контрагентами, а лишь на создание формального документооборота, дающего право на получение налоговых вычетов по НДС.

Между тем, судами установлено, что Обществом со спорными контрагентами заключены договоры поставки; по соответствующим операциям налогоплательщик учитывал в бухгалтерском учете расходы и предъявлял вычеты по НДС; факт перечисления денежных средств налогоплательщиком в адрес контрагентов установлен в ходе проверки и не оспаривается инспекцией; скоропортящаяся плодоовощная продукция, приобретенная у спорных контрагентов была отгружена в адрес торговой сети магазинов; проверкой правильности исчисления налога на прибыль организаций каких-либо нарушений не установлено; факт приобретения налогоплательщиком плодоовощной продукции, реализованной в адрес торговой сети, именно у названных контрагентов подтверждается представленной таблицей движения товара в сопоставлении наименования и количества закупленного и отгруженного товара, оборотно-сальдовой ведомостью по счету 41.4 за 2 полугодие 2014 года; справка о поставляемой номенклатуре и поставщиках во 2 полугодии 2014 года содержит информацию обо всех поставщиках в разрезе каждого наименования продукции и позволяет проследить у какого поставщика, какая продукция и в каком количестве приобреталась налогоплательщиком, и куда впоследствии она была им отгружена. Спорные контрагенты отразили операции по реализации товара в адрес налогоплательщика в своей налоговой отчетности; именно этот скоропортящийся товар ввезён на территорию Российской Федерации железнодорожным транспортом из Республики Узбекистан через Республику Казахстан, ввоз спорного товара осуществлён на таможенную территорию Таможенного союза через Республику Казахстан при осуществлении таможенного контроля, что подтверждается копиями железнодорожных накладных и соответствующими отметками на них; установлен факт прохождения фитосанитарного контроля с выдачей актов как одного из видов государственного контроля за ввозимой продукцией; доказано наличие подтвержденных отношений с контрагентами налогоплательщика по аренде подъездных путей и подаче, погрузке-выгрузке вагонов, оплатой указанных услуг контрагентами налогоплательщика.

Суды трех инстанций пришли к выводам, что заключённые Обществом договоры поставки содержат все существенные для договоров такого вида условия, позволяющие считать договор заключенным, реальность поставки товара, его оплата и последующая реализация подтверждены. Достаточных доказательств, опровергающих по существу эти выводы, налоговым органом не представлено.

 

С 20 марта 2019 г. работодатели будут представлять дополнительные сведения об иностранных работниках

(постановление Правительства РФ от 07.03.2019 г. № 246)

 Данным Постановлением Правительство РФ изменило Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, обязав работодателей предоставлять вместе с уведомлением о прибытии иностранца дополнительные сведения. Изменения вступают в силу 20 марта 2019 года.

Поправки устанавливают, что иностранный гражданин из ЕАЭС и члены его семьи должны предъявить принимающей стороне для заполнения бланка уведомления о прибытии следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность;

- миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);

- трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

- документы, подтверждающие родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза).

 Вместе с уведомлением о прибытии иностранного гражданина организации и ИП должны предоставить в территориальный орган МВД  копии следующих документов:

- копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, которые содержат информацию о данном иностранном гражданине и (или) имеют отметки о пересечении границы РФ либо иного государства;

- копию миграционной карты иностранного гражданина (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты);

- копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

 К уведомлению о прибытии трудящегося из ЕАЭС кроме документов, указанных выше, следует приложить:

- копию трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся с работодателем или заказчиком на территории РФ;

- копии документов, подтверждающих родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза).

 К уведомлению о прибытии иностранца, которого поставят на учет по адресу организации, также необходимо приложить:

- копию трудового или гражданско-правового договора иностранного гражданина с организацией или копию иного документа, подтверждающего осуществление иностранным гражданином в данной организации трудовой или иной деятельности;

- письмо руководителя либо иного уполномоченного должностного лица организации, подпись которого скрепляется печатью организации (при ее наличии), в орган миграционного учета о фактическом проживании иностранного гражданина в помещении данной организации, не имеющем адресных данных (в строении, сооружении), в том числе временном.

 Кроме этого устанавливается, что при убытии иностранного гражданина из организации, в которой он осуществлял трудовую деятельность вахтовым методом и по адресу которой был поставлен на учет, администрация такой организации обязана направить в территориальный орган МВД соответствующее уведомление. Это уведомление необходимо подать не позднее 7 рабочих дней со дня убытия такого иностранного гражданина.

 Как наказывается нарушение новых требований?

Если заключить трудовой или гражданско-правовой договор с нарушением порядка уведомления миграционной службы, компании или ИП грозят штрафы. Размер санкций и для компаний, и для ИП – от 400 000 до 800 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток. Штраф предусмотрен за каждого сотрудника принятого с нарушениями.

Для работодателей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей предусмотрены повышенные размеры штрафов.