СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В 2016 ГОДУ

Уже как 2 года действует Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Однако вопросов по применению данного закона не становиться меньше и многим руководителям и предпринимателям в 2016 году все же придется вернуться к вопросам о проведении специальной оценки условий труда. В статье остановимся на основных моментах порядка проведения спецоценки, ответственности за ее не проведение, расскажем о налогообложении затрат по спецоценки, а также приведем алгоритм последовательности действий на тот случай, если вы решили провести специальную оценку у себя в организации.

С 1 января 2014 года законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ о специальной оценке условий труда (СОУТ) введена система мероприятий по проверке требований к безопасности рабочих мест. Проверка предполагает идентификацию вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от нормативов, а также применение средств индивидуальной и коллективной защиты. Главное отличие от прежней аттестации рабочих мест, проводившейся на производственных предприятиях - спецоценку необходимо осуществлять почти на всех имеющихся рабочих местах. Исключением являются рабочие места надомных, дистанционных сотрудников и работников, занятых у физических лиц, не являющихся ИП. По итогам проверки в зависимости от безопасности рабочим местам присваиваются классы и подклассы, влияющие на размер взносов во внебюджетные фонды (статья 58.3 закона N 212-ФЗ).

Специальная оценка проводится работодателями, в том числе и индивидуальными предпринимателями не реже одного раза в пять лет. Проведение спецоценки осуществляет аккредитованная на осуществление подобных мероприятий организация. Таких организаций в перечне Роструда примерно 160. Прайс на оценку каждого рабочего места варьируется от одной до четырех тысяч рублей. У работодателей, которые не провели аттестацию рабочих мест до 1 января 2014 года, в запасе имеется еще несколько лет. Согласно закону, они должны провести специальную оценку условий труда не позднее 31 декабря 2018 года. 

Спецоценку можно провести в несколько этапов, ведь есть только крайний срок проверки – не позднее 31 декабря 2018 года (Минтруд в Письме от 08.12.2014 № 15-1/В-1829). Поэтому работодатели могут самостоятельно определять этапы и количество рабочих мест, проверяемых в каждом периоде. Напомним, что если предпринимательская деятельность осуществляется в арендуемом помещении, то новая оценка условий труда необходима каждый раз, когда месторасположение производства (офиса, магазина) меняется.

 


Оценка производится внепланово, если: введены в эксплуатацию новые рабочие места; усовершенствовался технологический процесс, обновилось производственное оборудование, изменился состав применяемых материалов или сырья, работодатель закупил новый пакет средств индивидуальной и коллективной защиты, что повлияло на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников; на производстве произошел несчастный случай или выявили профессиональное заболевание, причинами которого стало воздействие на работника вредных или опасных производственных факторов; профсоюз работников или иной представительный орган работников требует провести внеплановую специальную оценку условий труда; провести проверку обязывает предписание инспектора труда в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки.


 

О штрафах
Штрафы предусмотрены статьей 5.27.1 КоАП РФ. По ней, за нарушение порядка проведения оценки труда или отказ от ее проведения должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на 5-10 тысяч рублей, юридические лица – на 60-80 тысяч рублей. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты обойдется организациям в 130-150 тысяч рублей (за каждое рабочее место), а должностным лицами и ИП – в 20-30 тысяч рублей. При повторном нарушении ИП могут закрыть на срок до 90 суток или обязать выплатить штраф в размере 40 тысяч рублей. Компаниям в таком случае придется уплатить от 100 до 200 тысяч рублей или приостановить деятельность на 90 суток. Должностных лиц при повторных нарушениях ждет штраф до 40 тысяч рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.

 

Какие выгоды вы можете получить от СОУТ
Главный стимул для работодателей к проведению спецоценки – изменение объема взносов во внебюджетные фонды. Сейчас все организации доплачивают в ПФР 6 или 9 процентов от страховых взносов. Но если результаты СОУТ покажут, что условия труда на предприятии относятся к допустимому или оптимальному классу, то перечислять взносы в течение срока действия спецоценки (5 лет) не понадобится. Но если условия труда признают вредными, тариф составит от 2 до 7 процентов, и 8 процентов для «опасных» рабочих мест. Также чиновники весной обещали выдавать субсидии на затраты по оплате кредитов, взятых на модернизацию основных фондов предприятия. Но эта инициатива пока не имеет законодательной базы. 

Сложившаяся практика применения СОУТ
Механизм системы СОУТ пока еще слишком сырой. И отрицательных сторон новой системы оценки хватает не только работодателем, но и работникам.  Так, например,  по итогам спецоценки может получиться, что многие работники производств из-за понижения класса опасности могут лишиться существенной прибавки к заработной плате и сокращенной рабочей смены.
Кроме того, эксперты отмечают, что в действующей редакции закон № 426-ФЗ абсолютно бесполезен с точки зрения улучшения рабочих мест, ведь механизм оценки условий труда, применявшийся в аттестации, перенесен в СОУТ практически без изменений, и более того, выведены технические условия, т.е. травмоопасность. А она присутствует в ряде ведущих отраслей экономики, в которых занято большое количество работников: строительстве, добыче полезных ископаемых, на обрабатывающих производствах и др. Также средства индивидуальной защиты (наушники, респираторы), учитываемые спецоценкой, не всегда имеют только положительное влияние на здоровье.
Организации с результатами проведенной СОУТ на руках, часто сталкиваются с ситуацией, когда их штрафуют инспекторы уже другого надзора – санитарного, поскольку результаты оценки труда не согласованы с СанПИНами и гигиеническими нормативами в принципе. Тоже разрешение декларировать соответствие нормам рабочие места со вторым классом опасности (допустимый класс) предполагает плату за получение декларации.

Об учете расходов при налогообложении
Для общей системы налогообложения все вроде бы ясно. Организации, уплачивающие налог на прибыль, затраты на проведение специальной оценки условий труда могут учесть в составе прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поскольку данные расходы относятся к косвенным расходам, то при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ). Входной НДС с оценки принимается к вычету в общем порядке (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
А, вот у «упрощенцев», в случае включения затрат по спецоценки в расходы могут быть серьезные неприятности. 
Разъяснения чиновников Минфина России о возможности признания в расходах затрат на спецоценку условий труда компаниями на «упрощенке» ограничиваются содержанием статьи 346.16 НК РФ, в которой стоимость услуг на проведение специальной оценки условий труда не указана. 

Оплату таких услуг нельзя признать в расходах. Если в компании нет вредные и опасных производственных факторов, со спецоценкой можно не спешить, уповая на то, что хотя бы к 2018 году чиновники все же добавят в статью 346.16 НК РФ норму, позволяющую учесть такие расходы.

Вместо заключения
Чиновники продолжают совершенствовать законодательную в вопросах защиты права работников и повышения эффективность госнадзора за охраной труда. Предлагается урегулировать вопрос применения методик исследований и испытаний, расширить базу данных об аттестованных оценщиках, ускорить проведение оценки на промышленных и строительных предприятиях.